Научная статья на тему 'Организация ремонтного производства и послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции (на примере вертолетостроения)'

Организация ремонтного производства и послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции (на примере вертолетостроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕРТОЛЕТНАЯ ТЕХНИКА / ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ СЕРВИСА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УСЛУГИ / РЕМОНТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / HELICOPTER EQUIPMENT / AFTER-SALES SERVICE / CUSTOMER-FOCUSED SERVICE / INTEGRATED SERVICES / REPAIR PRODUCTION / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачанов В.Д., Мокроусова А.И.

Рассматриваются ключевые аспекты современной стратегии организации сервиса вертолетной техники АО «Вертолеты России», учитывающей передовые практики ведущих мировых производителей вертолетов. Отмечается, что послепродажное обслуживание вертолетной техники-значимая компонента выручки холдинга, важнейшее направление бизнеса (в том числе, и у зарубежных производителей: Airbus Helicopters,Boing, Sikorsky и др.).Ориентирами развития сервиса в сфере вертолетостроения является разработка клиентоориентированных программ в формате интегрированного комплекса услуг по сопровождению процессов продаж и эксплуатации техники; оптимизация качественных и стоимостных характеристик пакета сервисных предложений, оперативность их выполнения на основе совершенствования организации ремонтного производства и внедрения современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калачанов В.Д., Мокроусова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of after-sales service and repair production of high-tech products (on the example of helicopter industry)

The key aspects of the modern strategy of organizing the service of helicopter equipment of JSC «Russian Helicopters» are considered, taking into account the best practices of the world's leading helicopter manufacturers.It is noted that after-sales service of helicopter equipment is an important component of the holding’s revenue, an important business area (including among foreign manufacturers: Airbus Helicopters, Boeing, Sikorsky, etc.).The guidelines for the development of services in the helicopter industry are the development of customer-focused programs in the format of an integrated package of services to support sales and operation of equipment, the optimization of the quality and cost characteristics of the package of service offers, and the speed of their implementation on the basis of improving the organization of repair production and the introduction of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Организация ремонтного производства и послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции (на примере вертолетостроения)»

Организация ремонтного производства и послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции (на примере вертолетостроения)

Калачанов Вячеслав Дмитриевич,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой 315, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), k506@mail.ru

Мокроусова Анна Игоревна,

аспирант кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), kaf506@mai.ru.

Рассматриваются ключевые аспекты современной стратегии организации сервиса вертолетной техники АО «Вертолеты России», учитывающей передовые практики ведущих мировых производителей вертолетов. Отмечается, что послепродажное обслуживание вертолетной техники-значимая компонента выручки холдинга, важнейшее направление бизнеса (в том числе, и у зарубежных производителей: Airbus Helicopters,Boing, Sikorsky и др.).Ориентирами развития сервиса в сфере вертолетостроения является разработка клиен-тоориентированных программ в формате интегрированного комплекса услуг по сопровождению процессов продаж и эксплуатации техники; оптимизация качественных и стоимостных характеристик пакета сервисных предложений, оперативность их выполнения на основе совершенствования организации ремонтного производства и внедрения современных информационных технологий.

Ключевые слова: вертолетная техника, послепродажное обслуживание, клиентоориентированность сервиса, интегрированные услуги, ремонтное производство, информационная поддержка.

Послепродажное обслуживание (ППО) вертолетной техники представляет собой комплекс продуктов и услуг, сопровождающих вертолет после его приобретения^], от качества, оперативности и стоимости которых зависит эффективность его эксплуатации. Основными направлениями ППО вертолетов является выполнение услуг по[1,2]:

- обучению правилам эксплуатации;

- технической поддержке эксплуатантов;

- проведению технического обслуживания и ремонта (вертолетов, двигателей, вспомогательной силовой установки (ВСУ), комплектующих изделий);

- материально-техническому обеспечению процессов обслуживания и ремонта;

- модернизации вертолетной техники.

Учет многофакторного подхода к формированию системы требований, предъявляемых современным рынком к высокотехнологичным продуктам, их характеристикам, которые необходимо учитывать при определении их конкурентоспособности, позволяет расценивать уровень сервиса как значимую составляющую формирования базовых конкурентных преимуществ вертолета и объема выпускаемой продукции предприятий вертолетостроения. Так, современный уровень выручки от ППО в АО «Вертолеты России» составляет 2025%, а в будущем (к 2030 году), реализация новой стратегии послепродажного обслуживания только гражданских вертолетов должна его увеличить до 30-40%[3]. Величина затрат на выполнение услуг ППО важна для разработки сервисной политики производителей вертолетной техники, является фактором формирования барьера для вхождения на рынок конкурентов. Размер дохода от предоставления услуг ППО зависит от нахождения вертолета на конкретной фазе его жизненного цикла как продукта. Учитывая факт значимости доли выручки за счет ППО, холдинг «Вертолеты России» проводит активную политику расширения своего присутствия в регионах и странах, которые эксплуатируют вертолетную технику российского производства. Количество эксплуатируемых российских вертолетов в более чем 100 странах мира превышает 8000 шт. [4]. Холдинг «Вертолеты России» имеет право с 2014 г. самостоятельно оказывать услуги послепродажного обслуживания российских военных вертолетов и за рубежом.

Актуальность ППО для компаний вертолетостроения подтверждается рассмотрением этой сферы деятельности как одной из важнейших направлений стратегического развития организации с подчинением ее высшему руководству В Airbus Helicopters служба клиентской поддержки и обслуживания (Рисунок 1) функционирует как самостоятельный функциональный дивизион, возглавляемый вице-президентом с непосредственным подчинением главному исполнительному директору.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

Рисунок 1 - Руководство Исполкома вертолетов в структуре Airbus Helicopters. Источник: выполнено авторами по материалам [5].

Сервис вертолетов в компания Sikorsky (структурная единица одного из направлений бизнеса Rotary и Mission Systems - Рисунок 2), корпорации Lockheed МагШохватывает военные и гражданские программы и представлен широким спектром компетенций ППО.

Группа исполнительного руководства сегмента Bell (в составе корпорации Textron) [7] включает высший состав управляющих, среди которых вице - президент с полномочиями и ответственностью за клиентскую поддержку.

Л' 1ГМ1РЧ1 К

TTKÜIUT У гирак.иммс *

IIlii олоттельмын комитет

Председатель Презн*мт Генеральных директор

О

CS

0

CS

со

01

о ш m

X

<

m о х

X

Шполе цтелыый влце-

npflKifHT Е

Зиелессвый JE ректор

ИСПОЛНИ ТеЛЬЕЫЙ ВЕПе-DfillXITlC KM MOO'

Il пклв ггельный випе-

CfillJUTDO .n-muBTUkf

И;п о iTBTf тьвый випе-преэиепт по р кет им » управлении агвем

Стрлтегиче ский советник теверлльвого

JHpf KTGp Я

СтпрШБН Bime-EpeiE-деит(стр»ттгш развв-mu че.«зунар оан ее о апнесл

Старшей ввпе- -■ Старшин випе-

прИТ по прen лент по

КОЫдаВЖКИДШЫ тр лес фор мание бизнеса

Старший ввие-претидевт по к орп ор лтив кой стратегии up лги тик _йВШ_

ИСПОШЕТОПШН ÏHtlf-пр езидент Rotary H

ili'i»™ Sv '.tern'.

Старший Ение-лреаиемт поп р авител ъс твенн им делам

Вертолеты (SitonJr,) Иггегрнрлян в» ПВО и ПРО ВМФ Кибер-решення

Военная сфера

Программы

Сервис

Стар шй внпг-презнлгнт главный крисмягульт корпорптп впьш iffcp етарь

Старший внпе-жрезндентпо к ори оритям ода

НЕАНВНр EH IT ТеХЕОЛСТНЯЧ Е

операпяям

Рисунок 2 - Оргструктура компании Lockheed Martin. Источник: [6]

Коммерческая сфера

Протравы

Сервис

Достлв- Т о п\т> Ремон- Оотче-

II "ПТУ л ппп ты вне

МОДН-фПКЛ-ОТГН îamac-тн ТО Полевые vt- т\гн

Услуги ППО в компании Leonardo Helicopters распределяются по крупным структурным подразделениям, имеющим предметную специализацию; в корпорации Boing выделено специальное подразделение -Boing Global Services, в котором сосредоточены предлагаемые услуги сервиса для коммерческих и военных заказчиков (Рисунок 3).

Концепция ППО, реализуемая АО «Вертолеты России» - расширение спектра услуг по ремонту, модернизации, доработке вертолетов и комплектующих [4], а также обучению персонала; их увязка в комплекс с широкой вариативностью клиентоориентированных программ и предоставление потребителям через единый интегратор. Основные положения концепции нашли свое отражение в стратегии развития ППО, предусматривающей формирование оптимальных пакетов предложении и услуг сервиса вертолетной техники, рационализацию логистики, совершенствование системы планирования и организационно - технического уровня ремонтного производства, улучшение организации поставок запчастей в соответствие с потребностями конкретных эксплуатантов, глобализацию развития сети сервисных центров, формирование программ модернизации вертолетов и обучения летного и технического персонала, повышение скорости доступа к современной электронной эксплуатационной документации, рост качества технической поддержки клиентов[9].

В формируемой системе ППО вертолетов предусмотрена централизация функций управления - роль основного координатора выполняет АО «Вертолетная сервисная компания» (АО «ВСК»), что упрощает схемы взаимодействия участников процессов сервиса; способствует оптимальному распределению ресурсов по его направлениям и ремонтным предприятиям, созда-

нию базы структурных компонентов для формирования сервисных программ и разрабатываемой техники снижает, прежде всего, управленческие затраты за счет устранения дублирования функций, ускоряет внедрение инноваций и повышает оперативность клиентского обслуживания. Являясь единственным провайдером услуг ППО различного спектра, АО «ВСК» реализует новую стратегию ППО на мировых гражданских и зарубежных военных рынках до 2030 года, принятую холдингом «Вертолеты России» в 2015 году[10].

Ведущие производители вертолетной техники осуществляют послепродажное обслуживание вертолетов через разветвленную сеть сервисных центров (СЦ). Следует отметить, что число независимых СЦ в несколько раз превышает количество собственных. Так, при общем, приблизительно одинаковом числе сервисных центров, Bell Helicopter предлагает обслуживание своих моделей в 5 собственных (Рисунок 4) и 101 независимом СЦ; внешняя сервисная сеть Airbus Helicopters более чем в 3 раза превышает собственную, а Agusta Westland (до преобразования в Leonardo Helicopters) и Sikorsky - в 14 и 24 раза соответственно (по материалам [2]).

Такая организация ППО позволяет значительно расширить региональное представительство производителей и повышает доступность обслуживания эксплуатантов на конкретной территории.

Компания Airbus Helicopters присутствует в 150 странах, обслуживая 3000 клиентов, реализует программы услуг ППО через 100 сервисных центров, 4 центра технической поддержки, 31 центр обслуживания клиентов и 20 учебных центров, а также 8 центральных и региональных складов [5].

Рисунок 3 - Оргструктура подразделения Boing Global Services Источник: [8].

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

Bell Pine у Flats (США)

ВеПОгак (США)

Bell Miami (США)

ВеП Prague (Чехия)

ВеП Asia (Сингапур)

-техническая поддержка тладельцет i ер то лето I. (северо-восток США и далее);

-OEM - обучение и практика ремонта; -экономически эффектнтная поддержка тертолетот от партнере!;; -высококачес ттеп-иые комггтект!тощие по конкурента гособным ценам;

-надежная гарантия;

клиенте к ни план dvantage Plan

-техническая под-дер жка б ja дельце! тертолто! (юго-восток СИМ); -OEM - обучение и фактика ремонта; экономически эффекта! ная m д-держка тертолетои от партнере! ; -высоко качественные комплектующие m конкурентоспособным иенам ;

-надежная гарантия;

-клиенте* нн плш Advantage РЬл

техническая под дер жк а владельце! I ертолето® (юл?-восток США,Карибы, Центральная и Южная .Америка); -OEM - обучение и практика ремонта: -экономически эффективная под-дер жк а терто л?тот от гартнерот; -тысококачеетт ен-ные комплектующие но конкуренте способным иенам;

надежная гарантия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-клиентский план Advantage Plan

- тех HHf екая под дер жка I ладе.чьце! хер толстое (мд?-восток США,Кари,-бы, Центральная а Южная Америка); -OEM - обучение н практик а ремонта: -экономически эффек ш! ная поддержка вертолете!; от пар тнер он; -тысококачесттен-ные колш.лек тутошне по конкурентоспособным цетм;

надежтая гарантия;

-клиентский план V Advantage Plan

-технике кая поддержка владельце!; тер то лето! (Азгля); -обучение (теория, up ак тнка р емо ига) н 24Î7Î365 продажи, поддержка, сер тис; экономичен н эффективная поддержка кртолетот от партнер от; -тысок окачес пенные комплектую щне по конкурентоспособным цетм;

-надежная гарантии;

клиенте кнн план Advantage Plan

Рисунок 4 - Услуги, предоставляемые центрами сервисного обслуживания Bell Источник: структурировано по материалам [7].

о

CS

о

CS

со

о ш m

X

<

m О X X

Сервисные центры Bell имеют сертификаты авиационных организаций и агентств на обслуживание вертолетной техники (специалистами, сертифицированными Original Equipment Manufacturer - OEM (и не только компании Bell)) ряда государств. Наряду с центрами сервисного обслуживания, региональное покрытие услугами ППО обеспечивается и различными предложениями, выполняемыми инженерным составом, специализирующимся на специфических требованиях потребителей конкретной территориальной принадлежности (только для Северной Америки выделено 17 сотрудников, возглавляемых главным менеджером), а также, авторизованными сервисными центрами и центрами снабжения. Специалисты компании Bell выезжают более чем в 90 стран; всего же клиентская сеть охватывает 120 государств в различных регионах мира [7].

Сотрудничество с зарубежными эксплуатантами в области ППО предусматривает выстраивание отношений с учетом приемлемых для них цен и удовлетворительной величины дохода производителей. Следствием такой обоюдной заинтересованности является все большие акценты внимания экспортеров не только на летно-технических данных (тактико-технических характеристиках) предлагаемой авиатехники, но и на системных предложениях, интегрирующих интересы конкретных иностранных заказчиков и сервисных предприятий.

Стержнем стратегий ППО крупнейших производителей вертолетов является персонализированный сервис, направленный на удовлетворение потребностей конкретного клиента за счет предложения широкого спектра услуг и подбора для него индивидуальной конфигурации сервисного профиля в отличие от стандартных предложений.

В Airbus Helicopters служба поддержки и обслуживания клиентов, возглавляемая одним из исполнительных вице-президентов (Рисунок 1), реализует комплекс сервисных услуг HCare.B дополнение к традиционным

вариантам ППО сервисное предложение HCare Airbus Helicopters для модуля «управление материальными ресурсами и ремонт» содержит программы (Рисунок 5), включающие услуги для клиентов, начиная от простых предложений (как, например, HCareEasy - «быстрый» обмен деталей, подлежащих замене, на исправные) до комплексных решений ( HCarelnfinite).

Программы HCareSmart рассматриваются в качестве сервисных контрактов, предусматривающих предоставление услуг (ремонт и поставку запчастей) исходя из отчислений за летный час. По направлению «техническая поддержка» Airbus Helicopters реализует несколько уровней содействия клиентам для решения их проблем: техническая экспертиза 24/7 (запрос в соответствующую службу через портал клиентов Keycopter); техпомощь представителями компании на месте нахождения клиента (устранение неисправностей, установка дополнительного оборудования, консультации и обучение на рабочем месте); предоставление технических данных (руководство по летной годности, руководство по техническому обслуживанию, каталог запчастей и инструментов) в различных форматах (бумажные документы, PDF, с расширенными функциями (TechData со ссылками и адресами поисковых систем)), а также публикации бюллетеней (оповещения, по службам) и информационных уведомлений на спецсайтах; услуги по управлению летной годностью вертолета (CAM -модуль консультирования и обучения, внедрение информационной системы обслуживания); мониторинг состояния (FlyScan -включает пакеты: консультирование, наблюдение, охрана).

Концепция поддержки вертолета на протяжении всего жизненного цикла положена в основу программы Customer Advantage Plan (CAP) Bell, предлагающей услуги по технической поддержке, поставке запчастей (в т.ч., компонентов) капитальному и другим видам ремонтов (включая, косметический), модификации, обучению летной годности и обслуживанию в нескольких вариантах.

Рисунок 5 - Основные функционалы сервисного предложения HCare Airbus Helicopters Источник: по материалам [5].

Вариантность программы CAPBell в формате Premier в отличие от набора Standard предлагает расширенный комплекс услуг по ремонту вертолетной техники и процедуре учета финансовых средств при смене собственника воздушного судна[7]).

Leonardo Helicopters также обеспечивает стратегию поддержки жизненного цикла вертолета, предлагая через обширную сеть сервисных центров для гражданской и военной техники, включающего услуги в режиме «anywhere and anytime»: по поддержке 24/7 любых обращений (по техническим публикациям, ТО, поставке запчастей и др.), обучению, обслуживанию («под ключ» с почасовой оплатой), различных ремонтов и обновлений, логистической поддержки.

Холдинг «Вертолеты России» всесторонне прорабатывает инструмент «комплексной поставки», преду-

сматривающей помимо финальных изделий, предложение пакета услуг сервиса, сопровождающий вертолетную технику на протяжении всего жизненного цикла, что также отвечает современным требованиям иностранных заказчиков[11].

Производители авиационной техники и в других подотраслях авиастроения активно развивают направление -интегрированные услуги (через сеть сервисных центров различных типов (Рисунок 6), формируют клиентоориен-тированные программы. Еще в конце прошлого века компания Rolls -Royce перешла к инновационной бизнес-модели сервиса с оплатой производителю двигателя только за часы производительного использования.

Рисунок 6 - Типы авторизованных сервисных центров Rolls-Royce Источник: по материалам[12]

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

Ее широкое распространение в различных программах ^аЮаге, ^аЮагеОпек +, ^аЮагеОпек (Рисунок 7) демонстрирует преимущество по сравнению с традиционным форматом сервиса ограниченной или даже расширенной гарантии, что объясняется стремлением к достижению максимальной взаимной выгоды сторон соглашения - для производителя - нечувствительность денежного потока к изменениям конъюнктуры сегментов авиационного рынка; для потребителя - предсказуемость операционных расходов (по материалам[13]).

Основными сервисными услугами этих программ являются:

- мониторинг технического состояния формулировка проблемы и ее устранение;

двигателя,

- клиентская поддержка и управление техническими данными;

- представление запчастей и транспортные услу-ги[13].

Концепция ППО должна соответствовать изменениям продуктовой линейки и долгосрочным планам интегрированных структур подотраслей авиапрома. Так, в качестве основных направлений развития послепродажного обслуживания в самолетостроении, представленными ОАО «ОАК», исходя из ориентира на рост эффективности использования ресурсов, является создание систем интегрированной логистической поддержки (ИЛП), влекущих за собой снижение затрат и сокращение времени простоев самолетов при выполнении обслуживания и ремонтных работ [14].

-тетзсшержкд OEM еяиж^цгеннас -24 " е Центр}' юпгеитзюЁ -слезки:: -гтветь: HI isrt'Xti Еьпьшгак шютшяшм, ткишсш TTVMK razrat

Фояз тмашчкюп чт г (Foundation Tf с Lai t ill Sinke. -FT Si

-ЧХПГтЮ ОбСПуЖЬЗКН? OEM-

Ki ооспжавкосзкзш; -чатпжх oqmrace обслужкЕаню Ki и»: МЕтуПИИН;

-ншошнаршянл е:т»чк

-киржшое с-бслуякин)« hi ie—5

ОЕМ-лрепстшктелк ж -е-ггожнсн основе

-чктхчиое ci jt.:kkeike? СЕМ- г^мпзтоектиеи ei гктсянггк основе; -чкпггам оршыа обатоеншо» ki эклпу»г«щш:

■мамимшиумяшд terpen

УслуГИ ПреДСТДЕИТг тн

;fpeo£H аа {.талы (FlexFiild Senile Еерг ft mil ii e -F-F gt>

Vt T.TH предстиЕнте -H ffptpca« (ЛЛЖ0Ы (Field Sern« Repre.enrmiie -FSR)

Ркцшренвя« гариятш

Рисунок 7 - Портфолио основных услуг Rolls-Royce Источник: по материалам [12]

ТмяКлге ОоеК-

н

ТогиКлге ОаеК

TotnlCare

-частичное обзз^ккыние GEM-irpgxaiflfnnat га госстсжвал ссАЖ -чкткчнае шршна ^згжкаиа;; га песте icmyiTiao:;

-яенпттфошшие Е:тречк;

•тахютгсшг т^бгашэа:. трекккгк. :гр£к:кь;г

бзСЛНГеКИ

• ерь:: г ¿ETiffii ii D-ы; i-xi.n: ■ к LOCTJEfc»;

-федолнрои ес-эсл-^яь; к осгшкяик* ^ моиосс

-члггкчкое оби^-кквлкне ОЕМ-грзтядоггэтзд га г х т: : и : ::-:: её -ч±;ткчное isiprintKoe сб^пжкванне га iKuryjTäoo!;

-не лттп ьг.грс ввшые е;т»чк;

-:«нкч»:вй r-'ir.y.a'^y.y.. греккнгн :«ä5i:Kt;f

бжтегеки

- яргпеаипея» р!зошгьк ихтфал» и досташж

-форяипЕроп:! т^нблеик у. фгпгацга ее реивниЕ

-одот ¿¿.¡жкгашого ккяи; -лернспмчнсс з. штгтш

О

CS

о

CS

со

о ш m

X

3

<

m О X X

Таким образом, опираясь на передовые практики организации ППО вертолетов, можно отметить, что его современная система предусматривает абонентскую форму обслуживания эксплуатантов с определением стоимости услуг исходя из летного часа (или процента машин парка, готовых к выполнению полетов). Почасовая оплата выгодна потребителю услуг ППО в связи с предсказуемостью и прозрачностью затрат на обслуживание.

Стоимость летного часа является категорией методологии оценки стоимости жизненного цикла вертолетной техники. Развитие этой методологии связано с ростом значимости стоимостной характеристики жизненного цикла в:

- переговорах с основными поставщиками систем и агрегатов техники;

- разработке комплексных инвестиционных решений портфеля перспективных проектов вертолетостро-ения, включая инфраструктурные компоненты;

- формировании системы показателей эффективности реализации основных функций управления жиз-

ненным циклом вертолета (разработки, производства, продаж, ремонтных работ и пр.;

- определении политики поддержки продуктивного взаимодействия с потребителями и потенциальными заказчиками, решении задач эффективной эксплуатации вертолетной техники.

Организация современной системы ППО невозможно без внедрения инновационных информационных продуктов. Поддержка оперативной готовности авиатехники военной сферы в компании Airbus осуществляется пакетом услуг цифровой аналитики SmartForce, который интегрирует сервисные предложения (Рисунок 8), актуальные для заказчиков.

В целях реализации задач сервиса подразделение компании Boeing Global Services с 2017 года реализует портфель цифровых решений Boeing AnalytX [8]. Набор инструментов Boeing AnalytX предоставляет возможность диагностики состояния техники, широкого спектра решений на основе анализа первичных и обработанных массивов данных, прогнозирования различных

категорий ситуаций в практике как базы формирования финансовые средства на поддержание его готовности адекватной программы сервиса эксплуатируемого для выполнения поставленных целей. авиапарка, что, в конечном счете, позволяет экономить

Мовпторпвг экса луатаааонных данных самолетов в вертолетов (отчеты-ежеквартальво; содержанве-по cor -lacuB инц ю J. Перспектива: удален выв доступ к

более глубокой обработке хранимых дав вых.

100°* -ое цифровое обслуживав и е во енн о-тр лнспортного самолета А400М (прп использовании различных источников пнфор мэпив). Перс пектпв а. централизация анформаззпн. применение лазерного инструмента

Шкет SmartForce

Адаптивное планирование парка (использование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различных в в струмевтов планирования или ■ вручную»). Перспектива; мв ос ов арв антность

планов, ннтегрнрованнын пн стр>"мент.

Плани р ов пни е в

реалнзааня соответств увошен программы технического обслуживания. в том чвсле. в условиях военных действий (всп ользовавпе

рЛНЕЧНЫ! ИНСТруМвНТОВ

планирования плп •вручную"). Перспектива:

визуализация оптимальное технологии обслуживания.

Поддержка принятия стратегических решении по оптнмвзапнн долгосрочного планирования технического обслуживания (всп ользованпе

различных инструментов плл н п ров ан п я плп «вручву»»). Перспектива: искусственные

интеллект в пллвпр ованпп

Поддержка эксп.-цатаапонноп без оса си о ста вертолетов (анализ послеполетных данных в контексте окружающее среды)

Прогнозирование технического обслуживания вертолетов (определение ранее в ел редвп д ев вы х меропр вя тин I

Рисунок 8 - Услуги цифровой аналитики для военных заказчиков компании Airbus Helicopters Источник: по данным [5]

Внедрение электронного документооборота в рамках решения задачи оптимизации технического обслуживания вертолетной техники АО «ВСК», своевременная актуализация документации, размещаемой на сайте, способствует повышению эффективности ее эксплуатации и надежности. В качестве интегратора компетенций по ППО российских вертолетов, АО «ВСК» создает глобальную систему сервиса с акцентами на оптимизацию процедур взаимодействия с заказчиками:

- прием, обработку их запросов и предоставление ответов, касающихся производимых типов вертолетов, в режиме «одного окна»;

- сокращение времени обработки обращений заказчиков;

- доступность опНпе-запросов к истории обращений и контроль статуса обработки запроса в формате 24/7 [10].

Проведенный анализ мирового опыта организации системы послепродажного обслуживания вертолетной техники позволил отметить значительную долю присутствия в структуре выручки средств от ППО; предоставление сервиса в формате интегрированного комплекса услуг по сопровождению процессов продаж и эксплуатации техники; использование информационных технологий и современных информационных систем в качестве базиса поддержки эффективного обслуживания и эксплуатации вертолетов. Стратегические решения, нашедшие отражение в концепции ППО, разработан-

ной холдингом «Вертолеты России», носят прорывной характер, являются системообразующими и формируют современный облик интегрированной системы пПо, построенной на основе консолидации необходимых ресурсов и развития организационно-экономических механизмов качественной реализации процессов жизненного цикла вертолетной техники, в том числе, производственной системы вертолетостроения, включая ремонтное производство.

Литература

1. Круглый стол «Стратегическое развитие системы послепродажного обслуживания российских вертолетов». [Электронный ресурс]. URL: https://helirussia.ru/assets/res/Выставка/2016/БЛА/офшер ные%20полеты/После%20продажное%20обслуживание ^pdf (дата обращения 10.10.2019).

2. Послепродажное сервисное обслуживание вертолетов. [Электронный ресурс]. URL: https://helico-russia.ru/blog/posleprodazhnoe-servisnoe-obsluzhivanie-vertoletov/ (дата обращения 12.02.2019).

3. ВСК развивает систему послепродажного обслуживания вертолётов российского производства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aviaport.ru/news/2019/07/01/594627.html (дата обращения 25.09 2019).

4. Вертолеты России, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:

X X

о

го А

с.

X

го m

о

2 О

м о

http://www.russianhelicopters.aero/ru/about/ (дата обращения 16.06.2019).

5. Airbus, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.airbus.com (дата обращения 13.06.2019).

6. Lockheed Martin, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lockheedmartin.com (дата обращения 11.01.2020).

7. Bell, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bellflight.com (дата обращения 21.06.2019).

8. Boeing, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.boeing.com (дата обращения 24.06.2019).

9. Серов И.Б. «Вертолетная сервисная компания» реализует новую стратегию послепродажного обслуживания вертолетной техники. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4072762 (дата обращения 11.01.2020).

10. АО ВСК- «Вертолетная сервисная компания», официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hsc-copter.com/ (дата обращения 14.11.2019).

11. Чечиков И.В. «Мы уделяем послепродажному обслуживанию особое внимание». [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/publications/11 471.html (дата обращения 15.09.2019).

12. The Rolls-Royce FIRST network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rollsroycefirstnetwork.com/rr300-total-care-fha-program (дата обращения 8.10.2019).

13. Roll-Royce, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rollsroycefirstnetwork.com/rr300-total-care-fha-program (дата обращения 8.10.2019).

14. Стратегия развития ОАО «ОАК» до 2025 года (материал для опубликования). Утверждена Советом директоров ОАО «ОАК» (протокол заседания от 23 октября 2014 г. №106, приложение 1). [Электронный ресурс]. URL: https://www. uacrussia.ru/upload/UAC_Strategy. pdf (дата обращения 12.01.2020).

References

1. Round table "Strategic development of the after-sales service

system for Russian helicopters". [Electronic resource]. URL: https://helirussia.ru/assets/res/Exhibition/2016/UVA/cosher%2 0 flights / After%20 sales%20 service and.pdf (accessed

10.10.2019).

2. After-sales service of helicopters. [Electronic resource]. URL:

https://helico-russia.ru/blog/posleprodazhnoe-servisnoe-obsluzhivanie-vertoletov/ (accessed 12.02.2019).

3. VSK is developing a system of after-sales service for Russian-

made helicopters. [Electronic resource]. URL: https://www.aviaport.ru/news/2019/07/01/594627.html (accessed September 25, 2019).

4. Russian helicopters, official website. [Electronic resource]. URL:

http://www.russianhelicopters.aero/ru/about/ (accessed June 16, 2019).

5. Airbus official website. [Electronic resource]. URL: https://www.airbus.com (accessed June 13, 2019).

6. Lockheed Martin, official site. [Electronic resource]. URL: https://www.lockheedmartin.com (accessed January 11, 2020).

7. Bell, official website. [Electronic resource]. URL: https://www.bellflight.com (accessed June 21, 2019).

8. Boeing, the official website. [Electronic resource]. URL: https://www.boeing.com (accessed June 24, 2019).

9. Serov I.B. Helicopter Service Company is implementing a new

helicopter technology after-sales service strategy. [Electronic resource]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4072762 (accessed 11.01.2020).

10. JSC VSK - "Helicopter Service Company", official website. [Electronic resource]. URL: https://www.hsc-copter.com/ (accessed 11/14/2019).

11. Chechikov I.V. "We pay special attention to after-sales service." [Electronic resource]. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/publications/11471 .html (accessed September 15, 2019).

12. The Rolls-Royce FIRST network. [Electronic resource]. URL: https://www.rollsroycefirstnetwork.com/rr300-total-care-fha-program (accessed 8/10/2019).

13. Roll-Royce official website. [Electronic resource]. URL: https://www.rollsroycefirstnetwork.com/rr300-total-care-fha-program (accessed 8/10/2019).

14. Development Strategy of JSC UAC until 2025 (material for publication). Approved by the Board of Directors of OJSC UAC (Minutes of the meeting dated October 23, 2014 No. 106, Appendix 1). [Electronic resource]. URL: https://www.uacrussia.ru/upload/UAC_Strategy.pdf (accessed

12.01.2020).

о

CS

о

CS

со

о ш m

X

<

m О X X

Organization of after-sales service and repair production of high-tech products (on the example of helicopter industry)

Kalachanov V.D., Mokrousova A.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University) (MAI), k506@mail.ru

The key aspects of the modern strategy of organizing the service of helicopter equipment of JSC «Russian Helicopters» are considered, taking into account the best practices of the world's leading helicopter manufacturers.lt is noted that aftersales service of helicopter equipment is an important component of the holding's revenue, an important business area (including among foreign manufacturers: Airbus Helicopters, Boeing, Sikorsky, etc.).The guidelines for the development of services in the helicopter industry are the development of customer-focused programs in the format of an integrated package of services to support sales and operation of equipment, the optimization of the quality and cost characteristics of the package of service offers, and the speed of their implementation on the basis of improving the organization of repair production and the introduction of modern information technologies.

Keywords: helicopter equipment, after-sales service, customer-focused service, integrated services, repair production, information support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.