Научная статья на тему 'Диверсификация экономики нефтегазовых регионов как основа устойчивого развития России'

Диверсификация экономики нефтегазовых регионов как основа устойчивого развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ РЕГИОН / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / OIL AND GAS REGION / DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY / ECONOMIC CRISIS / INVESTMENT PROJECTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

Рассматривается устойчивое развитие нефтегазовых регионов России на основе диверсификации их экономики. Особое внимание уделяется активизации инвестиционных процессов и применению инновационных технологий, как инструментам, способствующим модернизации отечественной экономики и уменьшению негативных последствий современного экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification of the Economy of the Oil and Gas Regions as the Basis of Sustainable Development of Russia

This paper is concerned with sustainable development of Russia"s oil and gas regions on the basis of the diversification of their economy. Special attention is paid to an intensification of investment processes, and to the implementation of innovative technologies as the tools facilitating modernization of the national economy and a minimization of negative consequences of the current economic crisis.

Текст научной работы на тему «Диверсификация экономики нефтегазовых регионов как основа устойчивого развития России»

Серия «Науки о Земле» 2009. Т. 2, № 2. С. 3-19

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета

УДК 504.06:911.3 (571.53)

Диверсификация экономики нефтегазовых регионов как основа устойчивого развития России

А. Д. Абалаков (www.abalakovirk@mail.ru), Н. С. Панкеева (www.natalya_pankeeva@mail.ru)

Аннотация. Рассматривается устойчивое развитие нефтегазовых регионов России на основе диверсификации их экономики. Особое внимание уделяется активизации инвестиционных процессов и применению инновационных технологий, как инструментам, способствующим модернизации отечественной экономики и уменьшению негативных последствий современного экономического кризиса.

Ключевые слова: нефтегазовый регион, диверсификация экономики, экономический кризис, инновации, инвестиционные проекты, устойчивое развитие.

Актуальность проблемы

Разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис и начавшееся падение мировых цен на сырьевые ресурсы, и прежде всего нефть, сделали более отчетливыми проблемы как глобального, так и российского нефтегазового сектора. В России сложившаяся ситуация побудила государство к принятию на самом высоком уровне решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования нефтегазовой промышленности. Например, Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы сформировала Программу принятия мер, способствующих развитию ТЭК. Одновременно на базе комиссии предлагается осуществлять комплексный и постоянный контроль за процессом принятия решений, влияющих на развитие отрасли.

В настоящее время нефтегазовая отрасль все еще является локомотивом социально-экономического развития страны в целом. Она в значительной мере формирует доходную часть бюджета. Поэтому актуальной остаются проблемы как диверсификации самой отрасли, так и комплексного развития хозяйства страны на базе использования углеводородных ресурсов.

Современные тенденции развития нефтегазового

сектора

В настоящее время обострилась проблема однобокой ориентации экономики России на нефтегазодобывающий комплекс, которая привела к ослаблению других отраслей хозяйства, потере их конкурентных преиму-

ществ. В результате российский бюджет зависит от мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. По мнению исследователей, бюджет России может быть профицитным только при цене на нефть не ниже 60 $ за баррель. При цене 50 $ за баррель дефицит российского бюджета наступит в 2010 г., при 30 $ - уже в 2009 г. [5].

Бюджет страны на 2009 г. принят с дефицитом 2,979 трлн руб., что составляет 7,4 % ВВП. Доходы утверждены на уровне 6,713 трлн руб., или 16,61 % ВВП. Расходы запланированы на уровне 9,692 трлн руб., или 23,98 % ВВП. Прогнозируемый объема ВВП 40,42 трлн руб., который по оценке правительства в 2009 г. сократится на 2,2 %. Нефтегазовые доходы бюджета в 2009 г. составят по разным оценкам от 2,057 до 4,692 трлн руб. в зависимости от уровня международных цен.

Экономический кризис - это характерный для общественно-политической формации способ разрешения накапливающихся противоречий в воспроизводственном процессе. Как и в других странах, в России кризис носит циклический характер, что связано с глобализацией экономики, ин-теграцей в мирохозяйственный процесс. Но для нашей страны более характерен структурный кризис, который вызван структурными диспропорциями между отраслями отечественной экономики. Реальный сектор экономики имеет преимущественно экспортно-сырьевую ориентацию. За счет продажи сырья, в основном нефти и газа, формируется почти 50 % ВВП. Топливно-энергетические товары составляют почти 70 % в общем экспорте России. В то же время страна импортирует большое количество товаров, доля которых составляет около 50 % потребительского рынка.

Экономисты по-разному оценивают продолжительность кризиса в России, от 18 месяцев до 10-15 лет. Вместе с тем, он совпадает с мировым экономическим кризисом. Для выхода из него потребуется расширение несырьевого экспорта и качественного инвестиционного импортозамеще-ния. Таким образом, современный кризис дает шанс на реальный поворот отечественной экономики в режим инновационного развития. Следствием кризиса, по мнению специалистов, также станут структурные сдвиги в экономике и сокращение зависимости от импорта [5, 9].

Россия по экспорту энергоносителей занимает первое место в мире -540 млн т в год, обойдя Саудовскую Аравию - 404 млн т, Норвегию -264 млн т, Канаду - 240 млн т. Россия является третьим в мире производителем нефти - около 300 млн т, которая используется в стране лишь на 45 %, более 150 млн т ежегодно экспортируется [7].

Одним из результатов нынешнего глобального экономического кризиса, по мнению некоторых исследователей, может стать отказ от приоритетного использования нефти, и на смену углеводородам придет новый способ получения энергии. Та страна, которая первой добьется серьезных результатов в деле получения альтернативных углеводородам источников энергии, получит серьезные конкурентные преимущества. Тенденция развития альтернативных источников энергии подтверждается следующими приме -рами. Бразилия является мировым рекордсменом по внедрению биотопли-

ва, которое страна получает из сахарного тростника. Здесь на биотопливе передвигается около 30 % машин. Бурное развитие получила ядерная энергетика. Необходимого для нее в качестве сырья урана, по мнению экспертов, хватит на 500 лет. Уже сейчас ядерная доля в мировой энергетике составляет 17 %. А еще более 40 пока «неядерных» стран официально заявили о намерении развивать атомную промышленность. В 12 странах уже строятся 30 ядерных энергоблоков. Также можно выделить проекты по получению альтернативных источников энергии - строительство водородного реактора во Франции, развитие солнечной энергетики в Китае, Израиле.

Таким образом, в настоящее время осознано, что нужна диверсифицированная модель хозяйства, ориентированная на комплексное социальноэкономическое развитие на базе использования углеводородных ресурсов. Диверсифицированное развитие предполагает комплексное и многоцелевое использование территориальных сочетаний природных ресурсов при взаимодействии различных отраслей. В числе приоритетных направлений деятельности Правительством России в Программе антикризисных мер отмечена необходимость долгосрочной модернизации экономической модели развития - переход от ресурсно-нефтяной к инновационной экономике [6].

Одним из эффективных направлений диверсификации является развитие химической промышленности, которая позволит экспортировать не нефтегазовое сырье, а продукты его переработки. В результате с 1 т углеводородного сырья в государственный бюджет поступит не 105 $, а 862 $ (табл.).

В настоящее время глубина или степень переработки нефти в России составляет 72 %, в то же время в развитых странах она доходит до 93 % (рис. 1).

Опыт создания химической промышленности с целью переработки углеводородного сырья можно позаимствовать из собственной истории. В период 1965-1980 гг. в СССР было построено 400 химических предприятий. В результате государство вышло на 1-е место в мире по производству минеральных удобрений.

Таблица

Зависимость стоимости углеводородной продукции от этапа переработки

сырья [1]

Этапы переработки сырья (нефти, газа) Продукты переработки сырья (нефть, газ) Выручка от реализации 1 т сырья, долл.

1-й этап Материал, используемый для изготовления капрона, пластмассовых масс и др. 105

2-й этап Материал, используемый для изготовления каучука - для автопрома, электротехники и др. 160

3-й этап Материал для бытовой техники, мебели и др. 274

4-й этап Готовый каучук, полиэтилен, капрон и др. 602

5-й этап Шины, резина, пластмассы, ткани, волокна и др. 862

На что идет 1 тонна добываемой в России нефти

Автобензин 8 % ^ Другие Авиакеросин 2 %

нефтепродукты^. 12 % Экспорт нефти 49 %

Мазут

Дизтопливо 15 %

Рис. 1. Основные продукты переработки нефти в России [1]

В период перестройки были разорваны технологические цепочки, что привело к уменьшению в 2 раза отдачи от химпроизводства. Предприятия, связанные единым технологическим циклом, попали в руки разных собственников. Для восстановления производства и дальнейшего развития необходимо возродить единый технологический цикл и запустить сохранившиеся, но простаивающие мощности.

Используя новейшие технологии и наладив выпуск продукции высоких этапов переработки нефти можно в течение 2-3 лет увеличить доходную часть бюджета России в среднем до 16 трлн руб. Суммарные доходы в этом случае составят около 20 трлн руб., что позволит при запланированных расходах достичь бюджетного профицита в 11 трлн руб. [1].

Особое значение имеет диверсифицированное развитие сырьевых территорий, так как успешность стратегии развития страны зависит от ее региональной конкретизации. Кризисное положение государства в немалой мере определяется и направлением региональной политики в отношении освоения новых - восточных и северных нефтегазовых районов. Диверсифицированное устойчивое развитие сырьевых территорий должно обеспечить развитие отраслей экономики, занятость населения и повышение уровня его жизни на основе рационального использования углеводородных и других ресурсов при соблюдении экологических ограничений, направленных на сохранение природного комплекса для будущих поколений [4].

Таким образом, необходимо начинать внедрение нано- и инновационных технологий в нефтегазовой отрасли, прежде всего с химической отрасли.

Особенности развития нефтегазовой промышленности

Сибири

По оценкам специалистов, главной нефтегазовой базой страны на ближайшую перспективу останется Сибирь. На нее приходится около 85 % разведанных запасов природного газа России. Здесь создана крупная топ-

ливно-энергетическая база страны, производится 29 % электроэнергии, 20 % тепловой энергии, перерабатывается около 18 % нефти [7].

В настоящее время перспективным регионом газодобычи России становится Восточная Сибирь, прежде всего на базе освоения месторождений Иркутской области и Красноярского края. По оценкам специалистов, при благоприятных условиях ежегодная добыча газа в Восточной Сибири может достичь к 2030 г. 60 млрд м3, из которых 30-35 млрд м3 предполагается экспортировать в страны Северо-Восточной Азии. В соответствии с «Энергетической стратегией России до 2020 г.», предусматривается формирование нового нефтегазового комплекса в Восточной Сибири на основе крупных местных месторождений (Ковыктинского, Собинско-Пайгинского, Юрубчено-Тахомского, Чаяндинского, Верхнечонского и др.).

Для обеспечения внутренних и экспортных поставок нефти и газа предполагается строительство магистральных трубопроводов, система которых на территории Иркутской области представлена на рис. 2.

Транспортировку нефти планируется осуществлять по нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Важной проблемой его строительства, широко обсуждаемой научной и экологической общественностью, является техническая и экологическая безопасность, в особенности риск загрязнения нефтепродуктами оз. Байкал. Рассматривались различные варианты прокладки нефтепровода ВСТО с точки зрения минимизации экологических рисков и с учетом социально-экономических перспектив развития территории [2]. В настоящее время в качестве оптимального с точки зрения экономической целесообразности и экологической безопасности принят вариант трассы, идущей в обход Байкала. Планируемая пропускная способность ВСТО - 80 млн т нефти в год. Протяженность трассы свыше 4770 км, конечным пунктом которой будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства участка Тайшет - Сковородино (2757 км) начата в апреле 2006 г. и в настоящее время практически завершена. Строительство магистрального нефтепровода существенно повышает инвестиционную привлекательность нефтегазовых месторождений и участков недр, перспективных месторождений нефти, расположенных вдоль трассы прохождения нефтепровода. Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский округ. Намечается использование месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия) - Юрубчено-Тахомского, Куюмбинского, Среднеботуобинского, Верхнечонского, Ярактинского, Та-лаканского.

Вторая очередь ВСТО пройдет по дальневосточным регионам. По сути, для российского экспорта нефти открываются рынки сбыта целого ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо Китая, большой интерес к реализации проекта ВСТО проявляют Япония и Южная Корея.

Рис. 2. Нефтегазовый комплекс Иркутской области

Согласно «Энергетической стратегии России в период до 2020 г.», одним из важных источников поддержания намеченных уровней добычи нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири станет освоение недр Иркутской области. В перспективе промышленная добыча углеводородного сырья станет одной из базовых отраслей области. К настоящему времени в регионе открыто девять нефтегазоконденсатных, одно нефтяное и одно газовое месторождение. Основные объекты - крупнейшие месторождения -Ковыктинское газоконденсатное и Верхнечонское нефтегазоконденсатное. Прирост запасов будет осуществляться как за счет доразведки уже известных месторождений (Ковыктинское, Верхнечонское, Дулисминское, Ярак-

тинское, Даниловское, Левобережное, Ангаро-Ленское и др.), так и за счет открытия новых месторождений на перспективных участках.

В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения, основанной на принципе комплексности использования газовых ресурсов Иркутской области, предусматривается создание двух центров газодобычи - южного и северного.

Газификацию северных территорий области планируется осуществлять за счет освоения малых газовых и нефтегазовых месторождений (Аян-ского, Братского, Марковского), она позволит обеспечить природным газом промышленность Братского промышленного узла, а также население северных территорий области. Это будет способствовать улучшению экологической обстановки, оптимизации топливно-энергетического баланса, снижению бюджетных затрат на северный завоз топлива.

Газификация юга области предусматривается, главным образом, на основе крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения (КГКМ). Запасы месторождения оцениваются свыше 2 трлн м3. Схема предусматривает развитие в южных районах области газохимической и газоперерабатывающей промышленности, позволяющей выделять и использовать наиболее ценные компоненты природного газа. Кроме того, появление нового энергоносителя позволит снизить себестоимость продукции предприятий области и даст толчок развитию ЖКХ.

В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения Иркутской области началось строительство магистрального газопровода КГКМ - Саянск -Иркутск (протяженностью около 660 км). В настоящее время завершено строительство на участке газопровода КГКМ - Жигалово. Дальнейшее строительство и промышленное освоение КГКМ заморожено до 2017 г., что связано с низкой экономической рентабельностью проекта, а также проблемой глубокой переработки газа и его ценных компонентов: метана, пропана, бутана, гелия. Необходимым условием промышленной разработки Ковыктинского месторождения можно считать синхронизированное с графиком роста добычи поэтапное строительство газоперерабатывающего комплекса для выделения из природного газа этана, пропана, бутана, а также гелия, являющегося стратегическим сырьем. Переработка ценных компонентов газа позволит не просто добыть газ и продать его отечественным потребителям и на экспорт, а организовать на востоке России комплекс газохимических предприятий, чтобы производить и реализовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Также экономически не выгодным в настоящее время оказывается строительство экспортного участка газопровода в страны АТР.

Вместе с тем, ОАО «Газпром» рассматривает и другую схему строительства газопровода по направлению КГКМ - Верхоленск - Ангарск. Строительство газопровода КГКМ - Саянск - Иркутск входит в I этап Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и создания системы газоснабжения на востоке страны с последующим ее подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ) России, разрабо-

танной ОАО «Газпром». Программа разработана в соответствии с «Энергетической стратегией России до 2020 г.».

В региональный проект газоснабжения Иркутской области на базе КГКМ, помимо освоения месторождения и магистрального транспорта газа, входят переработка газа и производство этилена, транспорт и переработка конденсата. Строительство газоперерабатывающего завода на базе ОАО «Саянскхимпласт», производство минеральных удобрений на ОАО «АНХК», строительство завода по переработке газового конденсата в п. Окунайский будет способствовать комплексному использованию сырья КГКМ и формированию газоэнергохимического минерально-сырьевого цикла.

Направления развития Иркутской области

В настоящее время экономика области носит ярко выраженный индустриальный характер. Основной объем валового регионального продукта (ВРП) области (около 35,2 %) приходится на промышленность. Отраслями специализации промышленности Иркутской области являются: лесопромышленный комплекс, цветная металлургия, машиностроение и электроэнергетика. Определяющую роль в экономике области играют предприятия, входящие в вертикально интегрированные структуры, работающие в основном на внешний рынок. В результате хозяйство региона ориентировано на экспорт. Предприятия регионального бизнеса работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Главным образом это предприятия легкой, пищевой промышленности региональные сельскохозяйственные холдинги, строительные компании и т. д. Перерабатывающие отрасли составляют 77 % промышленного производства региона. Однако они представлены производством полупродуктов с небольшой добавленной стоимостью, вывозимых за пределы области для конечных стадий переработки (алюминий, синтетические смолы и пластмассы, круглый лес и пиломатериалы) [8].

Из всего перечня потребительских товаров, производимых в регионе, область полностью обеспечивает население лишь бензинами. В группе «строительные материалы» наблюдается как вывоз в другие субъекты Российской Федерации излишков (на сумму 387,2 млн руб.), так и ввоз товаров этой группы по импорту и из других субъектов Российской Федерации (84,3 и 39,9 млн руб. соответственно). Область обеспечивает население за счет собственного производства: продуктами питания - на 60 %, товарами народного потребления (обувь, одежда) - на 10 %, лекарственными средствами - на 15 %, мебелью - на 25 %, товары длительного пользования полностью ввозные. Для обеспечения продовольственной безопасности области и максимального удовлетворения потребностей в продуктах питания необходимо формирование местного эффективного сельскохозяйственного производства. Основным стратегическим приоритетом в развитии сельского хозяйства области является развитие эффективного животноводства.

Подавляющая часть продукции машиностроения области в настоящее время приходится на экспортное оборонное предприятие ОАО «ИАЗ-филиал НПК «Иркут» (ИАЗ), а ориентированное на внутренний спрос гражданское машиностроение переживает упадок. В настоящее время на предприятиях комплекса сосредоточено 5,5 % основных фондов промышленности, 16,8 % общей численности занятых в промышленном производстве.

Строительство в период 1990-2004 гг. сократилось в 4,6 раза и в результате количество рабочих мест в отрасли сократилось на 160 тыс. человек. Уровень использования производственных мощностей в 2004 г. составил 50,7 %.

С 2006 г. в Иркутской области начался мощный инвестиционный процесс. Основными направлениями инвестиций являются - добыча и транспортировка сырья, цветная и черная металлургия, энергетика. Таким образом, структура инвестиций способствует сохранению сырьевой специализации экономики области.

В Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2020 г.), разработанной в 2007 г., рассматриваются четыре возможные альтернативы (сценария) развития региона [8].

Первый сценарий «инерционное развитие» предполагает сохранение сырьевой специализации территории при условии благоприятной конъюнктуры на внешних и внутренних рынках для основных видов промышленной продукции области. Этот сценарий, как отмечается в Стратегии, является наиболее реализуемым в силу сложившейся сырьевой специализации региона. В то же время такой путь развития связан с серьезными рисками (исчерпаемость источников сырья, изменение конъюнктуры рынка и т. д.) и в долгосрочной перспективе приведет к снижению конкурентоспособности Иркутской области.

Второй сценарий «новая индустриализация» предусматривает создание высокотехнологичных производств по глубокой переработке сырья. В качестве движущей силы запуска второго сценария развития региона рассматривается начало реализации крупных добывающих проектов в нефтегазовой сфере, но при обязательном условии формирования на их основе мощных перерабатывающих комплексов. В качестве одного из наиболее значимых таких проектов рассматривается введение в эксплуатацию КГКМ и создание на основе месторождения современного нефте- и газохимического комплекса в области. Однако реализация данного сценария, по мнению разработчиков Стратегии, связана с рисками недостаточно высокого научно-технического потенциала в ключевых отраслях, удаленности центров новой индустриализации как от источников сырья (прежде всего, в силу неразвитости транспортной инфраструктуры), так и от перспективных рынков, что может серьезно отразиться на конкурентоспособности этих производств.

Третий сценарий «инновационная экономика» предполагает ускоренное развитие на территории области хозяйства, ориентированного на генерацию новых знаний и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развитие сферы услуг и образования. В Стратегии отмечается, что создание мощной инновационной системы - долгий и ресурсоемкий процесс, и рассчитывать на качественное изменение ситуации в среднесрочной перспективе не представляется возможным.

Наиболее перспективным сценарием развития Иркутской области, в соответствии со Стратегией, представляется четвертый сценарий «сбалансированного развития», который предполагает, наряду с поддержкой отраслей добычи и первичной переработки сырья в рамках сложившейся специализации региона, развитие новых индустриально-промышленных центров и запуск ряда проектов инновационного сценария (прежде всего, развитие туристическо-рекреационных и транспортно-логистических услуг). Предполагается, что сценарий будет выстраиваться по трем основным планировочным осям: 1) Транссибирская магистраль от ст. Тайшет до г. Иркутска; 2) зона БАМа от ст. Кунерма до г. Усть-Кут с выходом на г. Тайшет и веткой на г. Усть-Илимск; 3) перспективная ось от Ковыктинского месторождения вдоль трассы Лена - Непа - Ленск и центрам развития. Выделяются следующие центры развития: 1) «Южный» - на основе Иркутской агломерации; 2) «Северный» - города Тайшет, Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский; 3) «Усть-Кутский» - на основе г. Усть-Кут, выполняющего роль межрегионального транспортно-логистического центра.

Реализация четвертого сценария позволит использовать потенциал сырьевых отраслей области для диверсификации экономики и обеспечения долговременной перспективы развития, избежать острой конкуренции с соседними регионами СФО, успешно встроить Иркутскую область в систему межрегиональной кооперации. Результатами реализации стратегии сбалансированного развития станет достижение стратегической цели развития Иркутской области, связанной с усилением конкурентоспособности региона, ростом инвестиций в реальный сектор экономики и повышением на этой базе благосостояния жителей [8].

Реализация сценария «сбалансированного развития» предполагается в три этапа. Первый этап (2007-2008 гг.) - этап подготовки проектов и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Он предусматривает проведение необходимых институциональных преобразований (нормативнопроектных работ), разработку «проектов-стартеров» реализации стратегии, разработку основного блока нормативно-проектных мероприятий по административной и бюджетной реформе, подготовку пакета предложений по реализации на территории области федеральными органами государственной власти федеральных проектов и программ. Второй этап (2009-2012 гг.) -этап запуска проектов, обеспечивающих позитивный сценарий развития области. Предусматривает разработку проектов по развитию городской среды и пространственному развитию области, завершение административной и бюджетной реформы на областном уровне, внедрение бюджети-

рования, ориентированного на результат, поддержку проведения административной и бюджетной реформы в МО области. Третий этап (2012-2016 гг.) -этап выхода на проектную мощность основных проектов, обеспечивающих реализацию стратегии, подготовки проектов следующего шага развития области.

В Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (на период до 2022-2023 гг.), разработанной в 2008 г., предусмотрено позиционирование региона как опорного для проектов нового освоения Забайкалья и Дальнего Востока и наиболее развитой территории на Востоке России. Специализация Иркутской области в рамках формируемого макрорегиона состоит из четырех функций. Во-первых, это транспортно-логистическая функция, в рамках которой область будет рассматриваться как крупнейший в макрорегионе транспортно-логистический центр, обеспечивающий транзит российских и международных грузов по территории макрорегиона и, самое главное, распределяющий грузовые потоки в рамках транспортной инфраструктуры. Основу этой инфраструктуры будут составлять уже существующая Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль и заложенная в Стратегии развития российских железных дорог Северо-Сибирская магистраль, международный аэропорт «Иркутск», а также автомагистрали, которые будут связывать Иркутскую область с западом России.

Вторая функция - это центр реализации проектов нового освоения минерально-сырьевых ресурсов востока России, базового обслуживания и размещения сервисных центров крупнейших компаний. Предпосылка к этому - наличие серьезного кадрового и производственного потенциала в регионе. Третья функция - это то, что Иркутская область должна иметь четкую специализацию в качестве центра инженерного образования. Четвертая важнейшая специализация Иркутской области - управленческая. Иркутск рассматривается как центр управления формируемого макрорегиона, так как уже сейчас здесь сосредоточены офисы крупнейших российских и зарубежных компаний.

Также отмечается, что развитие региона в перспективе будет продолжаться в индустриальной парадигме и останется ориентированным преимущественно на добычу и переработку природных ресурсов - в первую очередь леса, углеводородов, полиметаллических руд. Приоритетами социально-экономического развития при этом станут увеличение производительности труда и повышение конкурентоспособности ключевых отраслей экономики области, развитие глубокой переработки сырья, увеличение в структуре экономики доли новых отраслей и развитие элементов постиндустриальной экономики.

Наиболее перспективной зоной освоения на территории Иркутской области, по мнению разработчиков Стратегии, является зона БАМ. Проекты новой индустриализации региона планируется сосредоточить на севере области, а на юге региона создать территорию с наиболее благоприятными

условиями проживания для формирования предпосылок для концентрации там человеческого капитала.

По итогам реализации Стратегии на долгосрочную перспективу через 15 лет ожидается увеличение валового регионального продукта в 3,5 раза, увеличение денежных доходов населения также в 3,5 раза, увеличение бюджетной обеспеченности на душу населения в 4,4 раза. Как предполагается, будет достигнута стабилизация численности населения региона или даже его увеличение примерно на 10 %.

Рассмотренные выше Стратегии разрабатывались в докризисный период. В основу прогнозов основных целевых индикаторов социальноэкономического развития Иркутской области были положены показатели ее развития с учетом стабильного роста.

В феврале 2009 г. в Иркутске прошла научно-практическая конференция «Высокие технологии в экономике Иркутской области». Ее результатом стало признание, что в период кризиса главным условием развития экономики области является переход на качественно новый уровень, основанный на высоких технологиях, гармоничное вхождение в формирующуюся современную национальную инновационную систему. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию механизмов взаимодействия власти, науки, образования, малого инновационного бизнеса, крупных промышленных корпораций, соответствующих финансовых институтов и т. д.

Инновационное развитие Иркутской области

В сентябре 2008 г. в Иркутске прошел V Байкальский экономический форум, на котором была определена стратегическая цель развития области. Она заключается в формировании самодостаточной экономики инновационного характера, обеспечивающей инвестиционную привлекательность и высокое качество жизни населения области.

Для этого необходимо решение следующих задач: 1) развитие отраслевой структуры производства при повышении его эффективности и конкурентоспособности, опережающем росте инновационных производств, стимулировании диверсификации экономики региона; 2) ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры региона как важнейшего условия устойчивого функционирования хозяйственного комплекса; 3) укрепление и развитие собственной базы для переработки сельскохозяйственной продукции местного производства для снижения влияния внешних факторов на ценообразование на продукты питания и непродовольственные товары; 4) устойчивое повышение качества жизни каждого человека и семьи, сохранение и повышение уровня реальных доходов населения, формирование условий для духовного роста и здоровья человека; 5) стимулирование развития малого бизнеса, как источника дополнительных налоговых поступлений и источника формирования новых рабочих мест; 6) формирование финансовой системы, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста при сохранении и

развитии положительных тенденций формирования и исполнения бюджета, стабилизации, укреплении и развитии бюджетообразующей базы территории; поиске источников привлечения инвестиций в экономику региона; 7) разработка системы эффективного управления комплексным развитием социального и экономического сектора области в интересах ее жителей.

На форуме были обозначены перспективы развития Иркутской области, главным образом связанные с реализацией инвестиционных проектов. Некоторые из них представляют собой планы по созданию предприятий, а наиболее значимые предусматривают создание целых промышленных кластеров на территории региона [3]. Часть из них уже начала реализовываться, другие - на очереди. Общая стоимость инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории области в период до 2025 г., составит 1 трлн руб. Они охватывают и связывают самые разные отрасли промышленности: деревообработку, нефтехимию, транспорт, строительство, развитие туризма. Их реализация позволит создать новые рабочие места, увеличить доходную часть бюджета области. Самые крупные из 75 инвестиционных проектов Иркутской области перечислены ниже:

Топливо и энергетика

1. Разработка Верхнечонского газоконденсатного месторождения. Впоследствии создание предприятия по разделению природного газа и переработки его компонентов на базе ОАО «Саянскхимласт». Стоимость 123 млрд руб.

2. Строительство газопровода Ковыкта-Саянск-Иркутск. Протяженность 645 км. Стоимость 25,5 млрд руб.

3. Программа развития электросетей на севере и северо-западе Иркутской области до 2016 г. охватит Тайшет, Усть-Кут, Усть-Илимск, Бодайбо. Стоимость 64 млрд руб.

4. Освоение Аянского, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений. Стоимость 23 млрд руб.

5. Строительство в п. Кутулик (Аларский район) НПЗ. Стоимость 3,4 млрд руб.

6. Проект компании Nitol Solar по производству поликристаллическо-го кремния - основного компонента солнечных батарей в Усолье-Сибирском. Стоимость 14,8 млрд руб.

7. Разработка Ишидейского угольного месторождения. Стоимость 2,6 млрд руб.

Транспорт

8. Строительство аэропорта «Иркутск Новый» в деревне Поздняково. Стоимость 50 млрд руб.

9. Создание совместно с авиакомпанией «Интеравиа» регионального перевозчика, который позволит развивать малые аэропорты в Иркутской области, Красноярском и Забайкальском краях. Стоимость 40 млрд руб.

10. Строительство Северосибирской железной дороги, которая позволит соединить ж/д сеть Ханты-Мансиийского АО с БАМом. Строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж/д путей Лена - Непа - Витим - Ленск и Усть-Илимск - Нерюнда. Стоимость 230 млрд руб.

11. Строительство автодороги «Вилюй» для выхода северных территорий Иркутской области и Республики Саха (Якутия) на федеральную сеть автомобильных дорог, Транссибирскую ж/д магистраль. Стоимость 37 млрд руб.

Туризм

13. Строительство спортивно-оздоровительного комплекса в пригородном районе Иркутска под названием «Парк Ангара» и ДЮСШ «Русская горнолыжная школа - Байкал». Стоимость 9 млрд руб.

14. Строительство делового района «Иркутск Сити», который объединит 15 бизнес-центров, на прилегающей территории создание садовопарковой зоны. Стоимость 8 млрд руб.

15. Строительство на левом берегу Ангары «VIP Байкал Центра», включающего гостиничный комплекс, деловой центр, яхт-клуб, сеть ресторанов и концертную площадку на воде. Стоимость 7 млрд руб.

16. Строительство в Большом Голоустном турбазы «Красная площадь». Комплекс объединит корпуса и юрты, байкальский фестивальный центр вместимостью до 10 тыс. чел., пляж, яхт-клуб до 50 судов, пирс, портовое хозяйство, авто- и морской вокзалы. Стоимость 2,4 млрд руб.

Металлургия

17. Геологическое изучение, разведка и добыча никеля, меди, драгметаллов на Ийско-Тагульской никеленосной площади, инвестор ОАО «Норильский никель». Стоимость 87 млрд руб.

18. Строительство в Тайшете алюминиевого завода и сопутствующей инфраструктуры для работников (ОК «РУСАЛ»). Стоимость 56 млрд руб.

19. Создание на базе Непского месторождения калийных солей и железорудных месторождений Ангаро-Катской группы горнометаллургического комплекса. Стоимость 250 млрд руб.

20. Модернизация Братского алюминиевого завода, инвестор ОК «РУСАЛ». Стоимость 14 млрд руб.

21. Развитие в рамках государственно-частного партнерства Больше-тагнинского редкометалльного месторождения. Стоимость 1,5 млрд руб.

22. Создание инновационного производства железа прямого восстановления в Черемхово и Ангарске. Стоимость 39 млрд руб.

23. Освоение крупнейшего золоторудного месторождения «Сухой Лог», которое обеспечит до 20 % добычи всего российского золота. Стоимость 47 млрд руб.

Лесная промышленность

24. Модернизация на целлюлозно-картонном комбинате в Братске и Усть-Илимском лесопромышленном комплексе, развитие производств, использующих технологии глубокой переработки древесины и безотходные производства. Инвестор группа «Илим». Стоимость 18 млрд руб.

25. Развитие лесопильно-деревоперерабатывающих комплексов в поселках Новая Игирма, Янталь, Рудногорское. Инвестор ООО «Русская лесная группа». Стоимость 12 млрд руб.

26. Реализация проекта по производству комплектов малоэтажных деревянных домов и древесных плит строительного назначения в г. Зима. Инвестор ОАО «Национальная инвестиционная группа». Стоимость 9 млрд руб.

27. Строительство завода по глубокой переработке древесины с конечным выпуском домов (до 8 этажей) в Усолье-Сибирском и Ангарске. Инвестор ООО «Транс-Сибирская лесная компания». Стоимость 6 млрд руб.

28. Перепрофилирование гидролизных заводов области по технологии гидролизного завода в Тулуне, где запущено производство экологически чистого автомобильного топлива биобутанола из отходов деревообработки. Стоимость 1 млрд руб.

29. Строительство в Хомутово завода по выпуску материалов для малоэтажного строительства, инвестор ООО «Госстрой». Стоимость 1 млрд руб.

30. Создание ООО «Осинский комбинат» на собственной базе производства домов из клееного бруса. Стоимость 1,2 млрд руб.

31. Строительство Куйтунского универсального домостроительного комбината, который наладит производство малоквартирных, малоэтажных деревянных домов, адаптированных к климатическим условиям Сибири. Стоимость 230 млн руб.

32. Строительство кирпичного завода в Баяндаевском районе на базе Люрского месторождения кирпичных глин. Стоимость 153 млн руб. [2].

Правительством области ведется активная работа по улучшению инвестиционного климата в регионе. Для этого осуществляется прямая поддержка реализации инвестиционных проектов. В частности, принят Закон области «О налоге на имущество организаций». Закон предусматривает предоставление льгот по платежам и по налогу на имущество организациям, осуществляющим ввод новых мощностей в сфере глубокой переработки и производства готовой продукции на территории области. Кроме того, для развития инвестиционной активности при Губернаторе Иркутской области действуют Совет по инвестициям и Координационный банковский совет.

Одним из инструментов диверсификации экономики Иркутской области, перевода ее на инновационный путь развития, активизации инвестиционного процесса на приоритетных направлениях является создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа в п. Большое Голоустное, в г. Байкальск. Формирование в ОЭЗ благоприятной среды ведения предпринимательской деятельности способствует привлечению российских и иностранных инвестиций в сферу туризма и их эффективной коммерциализации.

Примером реализации такого подхода может служить эффективно развивающийся Технопарк ИрГТУ. В его структуре создан «Байкальский центр нанотехнологий» (БЦНТ). К настоящему времени учеными БЦНТ ИрГТУ создано более 20 высоких технологий, которые оформлены в виде проектов и переданы в корпорацию «РОСНАНО». Среди них проекты:

«Лазер для диагностики и лечения онкологических заболеваний», «Нанокатализаторы», «Строительный раствор, модифицированный наночастицами» и другие.

Рассмотренные выше инвестиционные проекты требуют больших капиталовложений и предполагают большие сроки реализации. Необходимые средства для их осуществления могут быть получены в результате эффективного развития быстроокупаемых производств. К ним, прежде всего, относятся предприятия нефтегазового сектора. Однако, как было показано выше, для получения наибольшего дохода потребуется глубокая переработка сырья и производство конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Выводы

Таким образом, в настоящее время осознано, что сценарии развития, опирающиеся как и прежде на экспорт энергоносителей, неприемлемы в кризисный и посткризисный период, так как угрожают национальной безопасности. Основой устойчивого развития нефтегазовых регионов нашей страны, как и Иркутской области, является сбалансированное развитие всех отраслей, в том числе ориентированных на производство импортозамещающей и высокотехнологической продукции, а также через диверсификацию традиционных экспортоориентированных нефтегазовых производств, формирование экономики, основанной на знаниях, с учетом эффективного использования человеческого капитала.

Такое развитие предполагает не строительство нефтегазопроводов для экспорта сырья, а его полную переработку в регионах и производство из него широкого ассортимента продукции, предназначенной для реализации как на внутреннем, так и внешних рынках. При этом необходимо отказаться от экспортно-сырьевой структуры экономики и уже сейчас, в кризисный период, начать восстановление и создание новых технологических цепочек комплексной переработки природного сырья. Для этого необходимо решить вопросы финансирования и практической реализации проектов. Государство должно сохранить за собой контроль за их реализацией.

Это позволит задействовать все имеющиеся на территории материальные, трудовые, финансовые, природные и другие виды ресурсов, выбрать на этой основе приоритетные виды деятельности, обеспечивающие конкурентоспособность региона.

Список литературы

1. Бабкин В. В. Нефть и газ на новый лад. Проблемы экономики решат шины и пластмасса // АиФ. - 2009. - № 21. - С. 14.

2. Безруков Л. А. Будет ли России уютно на мировых рынках? // ЭКО. -2002. - № 1. - С. 86-110.

3. Иркутская область. Справочник инвестора. - Иркутск : Администрация Иркутской области, 2008. - 89 с.

4. Крюков В. А. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Текущие проблемы и формирование условий устойчивого социальноэкономического развития / В. А. Крюков, А. Е. Севастьянова, В. В. Шмат. - Тюмень : Правовая экономика ; Новосибирск : ИЭиОПП СО РАН, 1995. - 368 с.

5. Кулешов В. В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 2-13.

6. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.govemment.ru.

7. Савельева И. Л. Минерально'-сырьевые циклы производств Азиатской России: региональные черты становления и развития / И. Л. Савельева. - Иркутск : Изд-во СО РАН, 2007. - 274 с.

8. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.frrio.ru.

9. Ханин Г. И. Экономический кризис 2008 г. в России: причины и последствия / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 20-37.

Diversification of the Economy of the Oil and Gas Regions as the Basis of Sustainable Development of Russia

A. D. Abalakov, N. S. Pankeeva

Annotation. This paper is concerned with sustainable development of Russia’s oil and gas regions on the basis of the diversification of their economy. Special attention is paid to an intensification of investment processes, and to the implementation of innovative technologies as the tools facilitating modernization of the national economy and a minimization of negative consequences of the current economic crisis.

Key words: oil and gas region, diversification of the economy, economic crisis, investment projects, sustainable development.

Абалаков Александр Дмитриевич доктор географических наук, профессор Иркутский государственный университет 664003, ул. Карла Маркса, 1 профессор тел.: 24-32-80

Панкеева Наталья Сергеевна кандидат географических наук Иркутский государственный университет 664003, Карла Маркса, 1 старший преподаватель тел.: 51-09-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.