Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / экономическая дипломатия / актор / экономика / санкции / диверсификация / угрозы / цветные революции / триада дипломатии / national security / economic diplomacy / actor / economy / sanctions / diversification / threats / color revolutions / triad of diplomacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ф.И. Храмцова, В.О. Серебряков

Статья посвящена научной разработке методологических аспектов экономической дипломатии как актора диверсификации экономики Республики Беларусь (на примере государств Юго-Восточной Азии). Представлены результаты факторного анализа исследовательского ареала, структурированы детерминанты внешних угроз в отношении суверенного белорусского государства. Предпринят компаративистский анализ специфики стратегий экономической дипломатии ведущих государств мира (России, Китая, США). Раскрыты особенности, приоритеты глубинной интеграции стран-участниц Союзного государства посредством метода событийного анализа. Раскрыт институциональный аспект национальной экономической дипломатии и обоснованы приоритеты социально-экономического сотрудничества Беларуси с государствами Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DIVERSIFICATION AS A STRATEGY OF ECONOMIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article is devoted to the scientific development of methodological aspects of economic diplomacy as a factor of diversification of the economy of the Republic of Belarus (on the example of the states of Southeast Asia). The results of the factor analysis of the research area are presented, the determinants of external threats against the sovereign Belarusian state are structured. A comparative analysis of the specifics of economic diplomacy strategies of the leading countries of the world (Russia, China, the USA) is undertaken. The features and priorities of the deep integration of the member countries of the Union State through the method of event analysis are revealed. The institutional aspect of national economic diplomacy is revealed and the priorities of socio-economic cooperation between Belarus and the states of Southeast Asia are substantiated.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор

В.О. Серебряков2, начальник отделения международного сотрудничества 1Академия управления при Президенте Республики Беларусь 2Институт пограничной службы Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-2-79-83

Аннотация. Статья посвящена научной разработке методологических аспектов экономической дипломатии как актора диверсификации экономики Республики Беларусь (на примере государств Юго-Восточной Азии). Представлены результаты факторного анализа исследовательского ареала, структурированы детерминанты внешних угроз в отношении суверенного белорусского государства. Предпринят компаративистский анализ специфики стратегий экономической дипломатии ведущих государств мира (России, Китая, США). Раскрыты особенности, приоритеты глубинной интеграции стран-участниц Союзного государства посредством метода событийного анализа. Раскрыт институциональный аспект национальной экономической дипломатии и обоснованы приоритеты социально-экономического сотрудничества Беларуси с государствами Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая дипломатия, актор, экономика, санкции, диверсификация, угрозы, цветные революции, триада дипломатии.

В условиях роста реверсивности информационных угроз, трансформации гибридных войн, 4-го пакета санкций Евросоюза, попыток экспорта цветных революций в Беларусь со стороны коллективного Запада - факторное значение приобретает стратегическая задача диверсификации национальной экономики в обеспечении национальной безопасности и приоритет глубинной интеграции стран-участниц Союзного государства.

Темп возрастания внешнего силового давления обусловлен, по мнению ряда экспертов, глобальным противоборством ведущих государств (Россия, Китай, США) за новый передел миропорядка. «Препятствием на пути к России выступает последний бастион - Беларусь» [1, с. 152]. Предпринятый переход к этапу глубинной интеграции Союзного государства, подписание В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко 28-ти союзнических программ (09.09.2021) по наращиванию научно-технологического, ресурсного, оборонного, человеческого потенциала - определил контур несущей конструкции совместной безопасности Республики Беларуси и Российской Феде-

рации в ответ на беспрецедентное давление США и Запада. В этой связи показателен геополитической резонанс западных медиа на военные учения «Запад-2021» (стран-участниц Союзного государства).

При такой постановке проблемы стратегическое значение приобретает диверсификация национальной экономики, освоение новых рынков в регионах. Обоснованность такого подхода подтверждает позиция Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о необходимости «активного выхода на новые направления работы в африканском, латиноамериканском и азиатском регионах» в условиях внешнего давления.

Исходя из задачи главы белорусского государства, возрастает значение конкурентного потенциала региона Юго-Восточной Азии (ЮВА) как центра притяжения акторов мировой политики России, Китая, США и усиления полноценного присутствия Беларуси средствами экономической дипломатии.

Обоснуем. Государства Юго-Восточной Азии в составе региональной организации «Ассоциация государств Юго-Восточной

Азии» (АСЕАН) - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины -с населением более 654 млн человек обладают политическим весом, экономическим потенциалом развития международного сотрудничества. По итогам 2020 г. на долю государств - участников АСЕАН приходится около 3,11 трлн долларов, или 3,7% от мирового валового внутреннего продукта. В 2020 г. общий товарооборот Республики Беларуси с государствами -участниками АСЕАН составил 712,2 млн долларов. Экспорт белорусских товаров и услуг вышел на отметку в 461,5 млн долларов, импорт - 250,7 млн долларов, составив положительное сальдо для нашей страны. Динамика показателей внешнеэкономической политики Беларуси как основных критериев эффективности экономической дипломатии отражает потенциал наращивания экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе.

Исследовательский ареал разработки проблемы имеет практическое значение для системы органов государственной власти и дипломатических представительств Республики Беларусь, которые испытывают потребность в обоснованных подходах, эффективных методах и методических рекомендациях в сфере принятия решений по совершенствованию экономической дипломатии в отношении государств Юго-Восточной Азии. Актуальность проблематики определяется возрастанием уровня сложности задач, стоящих перед органами государственной власти и дипломатическими представительствами. Возрастает роль управленческих компетенций государственных служащих по оптимизации экономической дипломатии как средства реализации внешней политики, развития институционального механизма внешнеэкономической деятельности средствами стратегического анализа и прогнозирования, на основе управления системой региональных дифферентов.

Методологические принципы экономической дипломатии в современных условиях сформулированы на VI Всебелорус-ском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Мы

неизменно готовы выстраивать отношения со всеми странами и союзами на основе равноправия, взаимоуважения <...>. Мы ставим цель обеспечить диверсификацию международных, прежде всего, экономических, связей, стремимся к равновесию в региональной безопасности» [2].

Исходной посылкой обоснования экономической дипломатии как актора региональной диверсификации выступает трактовка сущности национальной экономической дипломатии, институциональная специфика которой состоит в целенаправленной деятельности органов, учреждений государственной власти (дипломатических представительств) в продвижении национальных интересов, диверсификации региональных рынков, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности товаров и услуг; усиление присутствия в регионах: африканском, латиноамериканском и азиатском. Факторное значение национальной экономической дипломатии состоит в детерминантной роли в обеспечении политической, экономической и социальной безопасности Республики Беларусь.

Предпринятый теоретический анализ исследовательского ареала опирался на труды Л.М. Капицы, А.Е. Лихачева, С.А. Афонцева, А.С. Протопопова, В.М. Козьменко, Н.С. Елмановой, Т.В. Зоновой, Л.Д. Градобитовой, Ю.В. Пискулова. Российские ученые определяют этапы становления и постепенного развития экономической дипломатии при реализации внешней политики государства. Предметный факторный анализ осуществлен также белорусскими учеными в методологическом обосновании принципов и средств продвижения национальных интересов, внешней политики, способов реализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Данные подходы разработаны в трудах Р.О. Есина, В.М. Мацеля, А.А. Тозика,

А.М. Байчорова.

Вместе с тем, особенности становления и развития института экономической дипломатии Республики Беларусь в отношении государств Юго-Восточной Азии заключаются в ряде устойчивых признаков. В частности, в политической плоскости

базовыми принципами выступают правовые основы: уважение независимости государств ЮВА, суверенитета и территориальной целостности, самобытности культуры, равноправия субъектов интеграции, укрепление международных и межрегиональных отношений, недопущение возникающих территориальных споров и конфликтов, отказ от применения силовых методов в Юго-Восточной Азии всеми государствами - участниками АСЕАН.

Предпринятый анализ и разработка перспектив экономического аспекта национальной стратегии дипломатии в регионе ЮВА определил приоритеты: расширение социально-экономической интеграции, формирование зон свободной торговли АСЕАН с минимизацией торговых барьеров, рост инвестиционной привлекательности государств-участников, стимулирование взаимной внутренней торговли, расширение региональных связей вне структуры АСЕАН для взаимовыгодного сотрудничества, многосторонних экономических контактов агентов.

При этом необходимо актуализировать тенденции развития экономической дипломатии ведущих государств мира (Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки) в отношении государств Юго-Восточной Азии. Специфика экономической дипломатии государств состоит в уникальности используемых механизмов реализации экономического курса интеграции, эффективности методов и средств. В частности, особенности экономической дипломатии России состоят в участии в формате политических структур АСЕАН: Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатском форуме (ВАС), «АСЕАН+»; военно-техническом сотрудничестве, развитии химической, машиностроительной отраслей, логистической инфраструктуры, веерных поставках энергоносителей. Вместе с тем, стратегию экономической дипломатии Китая отличает гибкость, локальность, интенсивность продвижения политических и экономических интересов посредством институциональных точек роста; а также расширение влияния на внешние и внут-

ренние рынки региона, активное инвестиционное взаимодействие. Стратегию экономической дипломатии США отличает применение инструментов проектной, грантовой военно-технической помощи, развитие военно-морской сферы, расширение зон экономической интеграции, информационно-технологического обмена и экспертной помощи национальных министерств во внедряемых инновациях.

Важно учитывать и анализировать приобретаемый опыт национальной экономической дипломатии, который структурирован в виде периодизации трех этапов:

1991-1994 гг. - интенсивное накопление, систематизация информации по параметрам международного сотрудничества с государствами - участниками АСЕАН, сопоставление потенциальных возможностей и рисков от активизации присутствия в регионе в продвижении интересов Беларуси;

1994-2013 гг. - расширение формата экономического сотрудничества с государствами - участниками АСЕАН, выделение инклюзивных макроэкономических и внешнеполитических приоритетов региональных партнеров; разнообразие многостороннего и двустороннего сотрудничества; традиционная импортно-экспортная номенклатура товаров и услуг;

2013-2021 гг. - диверсификация торгово-экономического сотрудничества и инвестиционного взаимодействия с государствами - участниками АСЕАН, совместные проекты (машиностроительная и продовольственная отрасли) на взаимовыгодной основе; конструирование интеграционного диалога ЕАЭС - АСЕАН в контексте обязательств Беларуси как страны -участницы ЕАЭС.

Исходя из изложенного, заключим. Национальная стратегия продвижения национальных интересов Беларуси в ЮВА состоит в межинтеграционном взаимодействии по контуру «ЕАЭС - АСЕАН» с опорой на авторитет, волю, Главы белорусского государства как гаранта международных договоренностей [3, с. 176].

Следовательно, стратегию национальной экономической дипломатии определяют национальные интересы Республики Беларусь с учетом норм действующего

международного, регионального права. Научная обоснованность приоритетов экономической дипломатии как актора диверсификации экономики в условиях силовых давлений состоит в концептуальности триады генеральных приоритетов выходов новые регионы мира, выполнении программных принципов внешней политики Республики Беларусь в ЮВА на 3-х взаимосвязанных уровнях: политико-интеграционном, экономическом, гуманитарном [4, с. 210]. Целью национальной экономической дипломатии выступают устойчивые перспективы многостороннего

намом, Индонезией, Малайзией и Сингапуром [5].

Таким образом, стратегия экономической дипломатии, формируя в регионе ЮВА институциональную среду, призвана обеспечить оптимальные условия для новых опорных точек экстерналий роста (с элементами товаропроводящей сети), что создает «подушки безопасности», способствует росту узнаваемости Республики Беларусь в ЮВА, способствует диверсификации структуры отечественного экспорта на основе повышения доверия и усиления присутствия Беларуси в регионе.

международного сотрудничества с Вьет-

Библиографический список

1. Князев С.Н. Теория и практика государственного управления: уч. пособие / С.Н. Князев, В.И. Яковчук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2021. - 520 с.

2. Лукашенко А.Г. Доклад Президента Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании // Президент Республики Беларусь: офиц. интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/shestoe-vsebelorusskoe-narodnoe-sobranie. - Дата доступа: 15.02.2021.

3. Храмцова Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь. Монография // Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 268 с.

4. Серебряков В.О. Национальная экономическая дипломатия как основа международных отношений / В.О. Серебряков // Науч. тр. Респ. ин-та высш. шк. Сер.: Филос.-гуманитар. науки / Респ. ин-т высш. шк. - Минск, 2020. - Вып. 19. - С. 209-217.

5. Есин Р.О. Республика Беларусь в контексте межинтеграционного диалога ЕАЭС -АСЕАН / Р.О. Есин, В.О. Серебряков // Проблемы управления. - 2020. - № 3 (77). - С. 410.

- noMumoMoeua -

ECONOMIC DIVERSIFICATION AS A STRATEGY OF ECONOMIC DIPLOMACY

OF THE REPUBLIC OF BELARUS

F. I. Khramtsova1, Doctor of Political Science, Professor

V.O. Serebryakov2, Head of the International Cooperation Department Professor 1Academy of Management under the President of the Republic of Belarus 2Institute of the Border Guard Service of the Republic of Belarus (Belarus, Minsk)

Abstract. The article is devoted to the scientific development of methodological aspects of economic diplomacy as a factor of diversification of the economy of the Republic of Belarus (on the example of the states of Southeast Asia). The results of the factor analysis of the research area are presented, the determinants of external threats against the sovereign Belarusian state are structured. A comparative analysis of the specifics of economic diplomacy strategies of the leading countries of the world (Russia, China, the USA) is undertaken. The features and priorities of the deep integration of the member countries of the Union State through the method of event analysis are revealed. The institutional aspect of national economic diplomacy is revealed and the priorities of socio-economic cooperation between Belarus and the states of Southeast Asia are substantiated.

Keywords: national security, economic diplomacy, actor, economy, sanctions, diversification, threats, color revolutions, triad of diplomacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.