Научная статья на тему 'Диверсификация деятельности вуза на рынке образовательных услуг в моногороде'

Диверсификация деятельности вуза на рынке образовательных услуг в моногороде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / MONOCITY / EDUCATIONAL SERVICES / SPECIAL AUDIENCE / ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Александра Николаевна

Статья посвящена диверсификации деятельности вузов, расположенных в моногородах. В ней определена целевая аудитория и виды образовательных услуг, предоставляемых населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER SCHOOL ACTIVITY DIVERSIFICATION ON EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN MONOCITY

The article is devoted to the higher schools activity diversification in monocities. A special audience and the educational services forms given to the population are determined.

Текст научной работы на тему «Диверсификация деятельности вуза на рынке образовательных услуг в моногороде»

УДК 658:677

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МОНОГОРОДЕ

А.Н. Павлова

Северодвинский филиал РАНХи ГС при президенте РФ (Архангельская область)

Статья посвящена диверсификации деятельности вузов, расположенных в моногородах. В ней определена целевая аудитория и виды образовательных услуг, предоставляемых населению.

Ключевые слова: моногород, образовательные услуги, целевая аудитория, дополнительное образование, повышение квалификации.

Значение образовательных услуг в социально-экономическом пространстве моногородов невозможно переоценить. Падение производства на градообразующих предприятиях привело к снижению качества жизни и имущественному расслоению не только среди персонала предприятия, но и среди населения всего города, занятого в сферах, так или иначе обслуживающих это предприятие.

Важнейшим компонентом социально-экономического развития малых и средних моногородов, является деятельность на их территории филиалов высших учебных заведений.

«В условиях высокой мобильности выпускники школ последних лет при выборе вуза смотрят в направлении федерального и региональных центров. В этом случае у органов местного самоуправления и работодателей уже на сегодняшний день должны отсутствовать какие либо иллюзии по поводу их последующего возвращения [8]. В современных условиях уже присутствует единодушное понимание того, что реальный вклад в социально-экономическое развитие территории будут вносить специалисты, получившие образование в местных учебных заведениях».

«Десант необходимого количества специалистов из Санкт-Петербурга или Москвы, во-первых, потребует больших вложений, а во-вторых будет не так заинтересован в развитии местных произ-

водств, как специалист, подготовленный местными филиалами вузов» [4].

Диверсификация образовательной деятельности вузов в пространстве провинциальных городов позволяет: проводить подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов; распространять знания среди населения и повышать, таким образом, в моногородах уровень образования всего населения и потенциал трудовых ресурсов градообразующих предприятий.

Анализ различных источников, проведенный автором, позволил выявить целевую аудиторию потребителей рынка образовательных услуг в моногороде.

Первым и основным направлением деятельности региональных вузов является реализация программы высшего профессионального образования. К особенностям, касающимся подготовки специалистов в условиях именно моногорода, можно отнести влияние на выбор при определении будущей специальности у абитуриентов повседневного опыта общения с неформальными общностями и популярностью специальности, а не рациональным выбором будущей профессии и сферы трудовой деятельности.

Вторым, сопутствующим направлением деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг, является реализация программ дополнительного профессионального образования для студенческой молодежи.

Опыт работы Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева города Нижнекамска (мо-нопрофильном центре нефтехимической промышленности республики Татарстан) показывает, что студенты параллельно с овладением специальностью, могут обучаться в стенах вуза рабочим профессиям, востребованным на рынке труда моногорода. Это направление выделим в качестве третьего

На сегодняшний день на плечи трудового населения моногородов, к условиям глобального социально- экономического кризиса накладывается системный кризис моногородов и, таким образом, проблема дефицита рабочих мест возникает как у тех, кто уже давно на рынке рабочей силы, так и у выпускников образовательных учреждений [5]. А поскольку самозанятость в предпринимательской деятельности является одним из направлений диверсификации производства моногородов, развития их инфраструктуры и снятия напряжения на рынке труда, будем рассматривать предоставление образовательных услуг представителям малого и среднего бизнеса как третье направление деятельности вузов моногородов.

Одним из недостатков, как показали результаты мониторинга потенциала развития малого бизнеса в моногородах, является недостаток необходимых знаний и умений для эффективной предпринимательской деятельности у начинающих предпринимателей, поскольку качество рабочей силы на малых предприятиях становится важным фактором развития экономики.

Подчеркнем, что развитие системы дополнительного образования в сфере предпринимательской деятельности отвечает интересам всех сторон - органов власти, деловых кругов, общественности

- и является адекватным ответом на из-

менившиеся потребности социально-экономического развития городов.

Заметим, что по данным исследований [2], рост ранней предпринимательской активности населения наблюдается только в том случае, если в предшествующем году уже были приняты меры по организации бизнес - образования индивидов, причем достаточно эффективные с точки зрения формирования его предпринимательской деятельности. Говоря о российском малом предпринимательстве [7], отметим следующие особенности в кадровой политике, отличающие их от зарубежных стран:

- сравнительно высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

- неразвитость информационных, конъюнктурных и обучающих услуг.

Анализ данной проблемы показал, что наибольшее беспокойство директоров по персоналу при принятии решения о вложении в обучение имеющихся трудовых ресурсов фирмы, вызывает:

- с одной стороны, недостаток профессиональных знаний, получаемых в его результате;

- с другой стороны, высокая стоимость подготовки и повышения квалификации кадров, не позволяющая оплачивать такие мероприятия из доходов предприятия.

Решение предпринимателя о необходимости инвестирования в трудовые ресурсы, зачастую имеет интуитивный характер, что сопряжено с неопределенностью и неоднозначностью результатов финансирования образовательных услуг. Принятие решений о направлении сотрудников фирмы на обучение / переобучение, в силу сложности формализации и специфики услуги, как правило, не основаны на эмпирических расчетах и моделях.

Хотя такие разработки существуют. Интерес представляет, например, работа

Филатовой Е.В. [6]. В многокритериальной экономико-математической модели представлены зависимости затрат на оплату труда и обучение персонала, объединенные в один показатель, по которым видно, что различия между инвестициями в персонал в зависимости от степени удовлетворения прибылью значимы. Аналогичные зависимости в ее работе представлены между удовлетворенностью уровнем роста продаж и инвестициями в персонал в зависимости от роста объема продаж.

Работодатели отмечают позитивное влияние реализации различных программ подготовки персонала: на снижение текучести наиболее способных специалистов, динамизм развития предприятия и расширение сети его контактов, улучшение положения предприятия на рынке капитала путем лучших и более разветвленных связей с потенциальными инвесторами. Развитие человеческого капитала - это развитие ценных для бизнеса качеств сотрудников, вложение в их способности и умения, которые в будущем должны обернуться ощутимым для компании бизнес - результатом. Следует отметить, что руководители наиболее конкурентоспособных малых предприятий осознают это обстоятельство и стремятся создать хорошую базу для развития и обучения персонала. На основе выше сказанного, выделим в качестве четвертого перспективного направления деятельности вузов предоставление образовательных и консультационных услуг предпринимателям.

Пятым направлением деятельности вузов моногородов по предоставлению образовательных услуг является профессиональная подготовка и переподготовка неработающего населения. В своей работе И.З. Гафиятов и Р.Р.Хайдаров возлагают большие надежды на программу переобучения безработных как меру, способствующую преодолению негативных последствий кризиса, поскольку она про-

тиводействует структурной безработице, особенно в завершающей фазе кризиса.

В качестве шестого направления деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг в условиях моногорода выделим повышение квалификации управленческого персонала, поскольку на сегодняшний день большинство предприятий моногородов имеют неэффективного собственника или управляются неэффективно [1].

В качестве седьмого направления, возможна подготовка к аттестации рабочих специалистов на базе высших учебных заведений.

В современных условиях реформирования Министерства обороны необходимо учитывать в качестве седьмого направления по предоставлению образовательных услуг для обучения и переобучение бывших военнослужащих.

В качестве восьмого направления предоставления образовательных услуг вузами моногородов необходимо рассматривать повышение квалификации работников (инженерно технических и рабочих специальностей) самих градообразующих предприятий. Обучение и переобучение этой целевой аудитории должно вестись в направлении овладения компетенциями по модернизации устаревшего производства.

Все перечисленные образовательные услуги предоставляются на внебюджетной основе.

Сведем в таблицу 1 целевую аудиторию и потребляемые ей образовательные услуги по обучению и переобучению кадров моногорода.

Деятельность широкой сети филиалов вузов в малых и средних городах позволяет их жителям, отделенных от вузовских центров, получить высшее образование, проходить курсы повышения квалификации и переквалификации, и, как следствие, повышать качественный ресурс развития общественных отношений. Именно образовательная среда фи-

лиалов вузов может за короткое время образом, возможности конкретных насе-

преобразоваться под нужды развития ленных пунктов во многом определяются

конкретного города в конкретных соци- потенциалом растущего в них сектора

ально-экономических условиях. Таким образовательных услуг.

Таблица 1

Целевая аудитория рынка образовательных услуг моногорода

Образовательные услуги вуза Целевая аудитория

абитуриенты студенты представители малого и среднего бизнеса безработные управленческий персонал рабочие военнослу жащие инженерно технические работники градообразующих предприятий

1)программы высшего профессионального + + + + + + + +

образования

2)программы дополнительного профессио- + + + + + +

нального образования

3)обучение рабочим специальностям, востре-

бованным для конкретного градообразующего + + - + - + - -

предприятия

4)образовательные и консультационные услу-

ги в области предпринимательской деятельно- - + + + - + + -

сти

5)переподготовка по специальностям, востре- + + + +

бованным на рынке труда

6)курсы повышения квалификации - - + + + - + +

7)аттестация - - - - - + - +

Очевидно, что коллективы провинциальных вузов, находящихся в моногородах, не должны оставаться пассивными в сложившихся социально- экономических условиях глобального экономического и системного монопрофильного кризиса моногородов [3].

Решение поставленных перед вузами образовательных задач невозможно без реструктуризации, суть которой можно свести к процессам оптимизации образовательного пространства, внедрения маркетинговых технологий и рыночных механизмов управления на основе целе-достиженческой политики вузов в направлениях:

реализации исследовательских программ по приоритетным направлениям устойчивого развития моногорода;

- подготовки совместных проектов социально-экономического и культурного развития моногорода;

- развития в городе производств инновационного характера;

- создания центров повышения потенциала трудовых ресурсов;

- диверсификации деятельностью вуза за счет расширения направлений деятельности филиала (различных видов образовательных услуг);

- интеграции в образовательный процесс учебной, научной и производст-

венной деятельности в конкретных условиях моногорода.

- развертывания многопрофильных программ решения кадровых проблем моногородов;

- помощи в профессиональной ориентации нуждающихся в этом граждан;

- реализации модульных программ получения конкретных рабочих профессий;

- обеспечения подготовки дополнительного образования (подготовка менеджеров, способных управлять в интересах социально-экономического развития родного моногорода).

Таким образом, главным направлением при развертывании маркетинговой кампании филиалов высших ученых заведений в области диверсификации предоставления образовательных услуг населению моногородов должна стать организация общения и взаимодействия как можно большего количества заинтересованных сторон друг с другом. Работа организаторов обучения по планированию учебных курсов, определению содержания учебных программ, форм организации образовательного процесса должна строиться на следующих принципах:

- изучение особенностей (уровень образования, характер работы, сфера бизнеса и пр.) запросов конкретных потребителей и их сегментации;

- ориентация образовательных услуг на потребности клиентов;

- четкое соотнесение обучения с реальными проблемами предпринимательской деятельности; осуществление обратной связи.

Ключевая роль вузов, действующих на территории моногородов, должна от-

водиться обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, преподавателей и консультантов, а также результативности обучения для решения конкретных проблем индивидуальных потребителей, коллективов градообразующих предприятий и социально-экономического развития всего города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова А.Н., Ильченко А.Н. Основные проблемы и тенденции социально- экономического развития моногородов России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -Иваново, №3, 2010, с.8-13.

2. ГабелкоМ.В. Факторы самооценки населением собственной компетенции к предпринимательству в регионах России: 2006 - 2008 годы // Вопросы статистики №11 2009. с. 40-45.

3. Гафиятов И.З., Хайдаров P.P. Подготовка конкурентоспособного специалиста в монопро-фильном городе // Высшее образование сегодня №2, 2010, с. 28-30.

4. Тупицын А.Ю. // Интервью с членом правления Санкт-Петербургского фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» // Известия в Архангельске, 16.01.2002.

5. Филатова Е.В. Влияние инвестиций в человеческий капитал на малый бизнес // Вопросы статистики №7, 2009, с. 42-45.

6. Элефтерова М.П. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда // Вопросы статистики №2, 2010, с. 49-52.

7. Russian Labor Flexibility Survery [Электронный ресурс] http://devbiz.narod.ru > home/kozloff...LaborDevRussia.pdf. Дата обращения 22.04.2011.

8. Salmi,J Leagua Tables as Policy Instrument: The Political Economy of Accountabliti in Tertiary Education / J. Salmi // Higher Education in the World, 2007 №2.

Рукопись поступила в редакцию 01.10.2011.

HIGHER SCHOOL ACTIVITY DIVERSIFICATION ON EDUCATIONAL SERVICES MARKET

IN MONOCITY

A. Pavlova

The article is devoted to the higher schools activity diversification in monocities. A special audience and the educational services forms given to the population are determined.

Keywords: monocity, educational services, special audience, additional education, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.