Научная статья на тему 'Дисциплинарная деятельность Советов присяжных поверенных в Российской империи'

Дисциплинарная деятельность Советов присяжных поверенных в Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / INSTITUTE OF ATTORNEYS / THE JURY ATTORNEYS / JUDICIAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Елена Николаевна

В статье рассматриваются причины создания Советов присяжных поверенных в Российской империи, их функции и задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disciplinary activity of Advices of attorneys of oaths is in the Russian empire

This article discusses the reasons for the establishment of Council of Sworn Attorneys in the Russian Empire, their functions and tasks

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная деятельность Советов присяжных поверенных в Российской империи»

УДК 93/94 Н-73

Новикова Елена Николаевна

преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России тел. (918) 991-89-91

Дисциплинарная деятельность Советов присяжных поверенных в Российской империи

В статье рассматриваются причины создания Советов присяжных поверенных в Российской империи, их функции и задачи.

Ключевые слова: институт присяжных поверенных, деятельность присяжных поверенных, Судебная реформа.

В рамках Судебной реформы второй половины XIX в. в соответствии с «Учреждением судебных установлений» [1], утвержденным императором Александром II 20 ноября 1864 г., в Российской империи впервые был создан институт присяжных поверенных (адвокатов), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся и обвиняемым перед судом» [2, с. 30].

Для надзора за деятельностью присяжных поверенных законодательством было предусмотрено создание Советов присяжных поверенных. Как отметил H.A. Троицкий, «именно они руководили сословием адвокатов, представляли и защищали его интересы перед властью, оберегали репутацию сословия, развивали сильные и обезвреживали слабые стороны его самоуправления» [3, с. 36].

Подчеркивая значимость Советов присяжных поверенных, В.Д. Спасович говорил: «Где нет Совета, там нет и настоящей адвокатуры, а только обманчивое его подобие» [4, с. 72]. К.К. Арсеньев отмечал, что «корпорация немыслима без самоуправления, без органа, который бы служил ее представителем. Присяжных поверенных мы видим везде, где введены в действие новые Судебные уставы; но сословие присяжных поверенных является только там, где открыт Совет присяжных поверенных... Только Совет, избираемый корпоративно, обновляющийся настолько, чтобы служить верным ее

96

_Юридические науки_

отражением, но не настолько, чтоЬы Ьеспрестанно терять нить едва обрисовывающейся традиции, - может быть в одно и то же время источником и хранителем обычаев корпорации» [5, с. 22-23].

Одной из основных функций Советов присяжных поверенных была их дисциплинарная деятельность. Ее значение заключалось в том, что, по мнению К.К. Арсеньева, «обычаи и взгляды адвокатуры вырабатываются преимущественно при рассмотрении дел дисциплинарных, т.е. обвинений всякого рода, возводимых на присяжных поверенных» [5, с. 23].

В отчете Санкт-Петербургского совета присяжных поверенных за 1870-1971 гг. говорилось, что «сосредотачивая судебно-дисциплинарную власть над присяжными поверенными в руках Совета, законодатель без сомнения руководствовался тем убеждением, что для всестороннего рассмотрения и правильного разрешения судебных дел необходимо коллегиальное учреждение, не слишком многочисленное, постоянно (в течение известного срока) действующее в одном и том же составе и несущее полную нравственную ответственность за свои постановления» [5, с. 69].

Говоря о пределах дисциплинарной деятельности Советов присяжных поверенных, следует обратиться к постановлениям некоторых советов, содержащимся в их ежегодных отчетах. В частности, Московский совет присяжных поверенных в отчете за 1884-1885 гг. указал, что «ведению Совета, как суда дисциплинарного, подлежит не только профессиональная деятельность присяжного поверенного, но и все его поступки, могущие дурно влиять на нравственную оценку его личности, ослабить доверие к нему общества, словом, уничтожить достоинство носимого им звания» [6, с. 26]. Казанский совет присяжных поверенных в отчете за 1908-1909 г. подчеркнул: «Совет в дисциплинарном порядке может обсуждать действия присяжных поверенных в смысле недопустимости или недопустимости их с точки зрения адвокатской этики, независимо от жалобы тех или иных лиц на эти действия, также и на основании дошедших до них и до Совета сведений, каким бы путем они до Совета ни дошли» [6, с. 28].

По разъяснению Правительствующего сената, Совет присяжных поверенных мог привлекать подведомственных ему присяжных поверенных к ответственности за нарушение ими обязанностей не только по заявлению доверителей, но и по жалобам других лиц и по собственному усмотрению [7]. Порядок возбуждения

дисциплинарного производства законодательством не регламентировался, поэтому он формировался различными Советами присяжных поверенных в ходе их деятельности.

При получении сообщения о нарушении присяжными

поверенными своих обязанностей от учреждений, доверителей, иных лиц и членов адвокатской корпорации совет принимал решение о возбуждении (или невозбуждении) дисциплинарного производства. Н.В. Черкасова отмечала, что существовали два способа возбуждения дисциплинарного производства: резолюция председателя и постановление совета [8, с. 104].

После этого от обвиняемого в определенный Советом срок истребовалось объяснение. Ст. 272 Учр. суд. уст. устанавливала, что если «в случае непредставления объяснений в назначенный срок, без уважительных причин, Совет делает постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств». Непредставление объяснений воспринималось Советом негативно и не могло позитивно сказаться на решении дела. В отчете Московского совета присяжных поверенных за 1907-1908 гг. говорилось: «Достоинство присяжного поверенного обязывает последнего немедленно по поступлении жалобы опровергнуть ее, во всяком случае, представить сословному суду свои объяснения. Для этого посылается Советом копия жалобы с требованием представить в 7-дневный срок объяснение. Оставление без ответа такого требования Совета свидетельствует о крайне небрежном отношении к своим сословным обязанностям, и подобный образ действий не может усугубить вины», в отчетах за 1908-1909, 1909-1910 гг.: «Присяжный поверенный, дорожащий своим добрым именем и достоинством, не может отмалчиваться перед Советом на его запросы, как бы ни были незначительными те проступки, которые ставят ему в вину, ибо естественным стремлением каждого присяжного поверенного при подаче на него жалобы должно явиться желание как можно скорее выяснить недоразумение или опровергнуть взводимое против него обвинение, чтобы как можно скорее рассеять малейшее подозрение насчет его непорядочности и снять с себя перед товарищеским судом всякую тень сомнения. Нельзя допустить, чтобы присяжный поверенный мог хладнокровно относиться к подаваемым на него жалобам, и тем более, когда его обвиняют в весьма тяжком проступке, грозящем ему серьезными последствиями. Уклонение присяжного поверенного от объяснений Совету, естественно, должно вести к заключению, что жалоба является действительно основательной и что этому присяжному поверенному нечего возразить против нее» [6, с. 53].

В случае сложности дела Совет был вправе пригласить присяжного поверенного, чье дело разбиралось, на свое заседание для представления объяснений. Неявка обвиняемого считалась серьезным дисциплинарным проступком и также усугубляла его положение. Московский совет присяжных поверенных в своем отчете

за 1905-1906 гг. указал: «Когда совет не в состоянии выяснить себе всех обстоятельств дела из данных, имеющихся в его распоряжении, он обыкновенно предлагает присяжному поверенному, о коем производится дело, явиться для личных объяснений в заседание Совета. Неявка товарища в заседание ставит Совет в такое положение, что он должен считаться с теми объяснениями, которые приводятся жалобщиком и которые считаются неопровергнутыми» [6; с. 59].

В дисциплинарном разборе участвовало не менее половины членов Совета; решения принимались абсолютным большинством голосов, при равенстве голосов перевес имел голос председателя. Назначение таких дисциплинарных взысканий, как запрещение заниматься адвокатской практикой, исключение из числа присяжных поверенных и предание суду, требовало 2/3 голосов [8, с. 105].

Ст. 368 Учр. суд. уст. определяла виды взысканий, которые Совет присяжных поверенных имел право применять в отношении подведомственных ему присяжных поверенных за нарушение принятых на себя обязательств: предостережение; выговор; запрещение исполнять обязанность присяжного поверенного в течение определенного Советом срока, но не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду. Помимо предания уголовному суду, все остальные взыскания в литературе подразделяются на две группы: 1) имеющий наставительный характер - предостережение и выговор; 2) карательный характер - запрещение заниматься адвокатской практикой на определенный срок и исключение из сословия [8, с. 105].

Решение Совета присяжных поверенных по дисциплинарному производству (как обвинительные, так и оправдательные) сообщались прокурору судебной палаты, который мог их опротестовывать перед палатой, являвшейся таким образом органом государственного надзора за адвокатурой [8, с. 106-107].

На все постановления Совета, за исключением тех, которые предусматривали предостережение или выговор, возможно было подавать жалобу в судебную палату. Определения судебной палаты по этим жалобам считались окончательными.

Литература:

1. Далее по тексту - Учр. суд. уст.

2. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. 1.

3. Троицкий H.A. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула, 2000.

4. Спасович В.Д. Застольные речи (1873-1901). Лейпциг, 1903.

5. Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре // Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре: Статьи. Речи. Очерки / Сост. И. В. Потапчук. Тула, 2001.

6. Правила адвокатской профессии в России: Опыт систематизации постановлений Советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики. Составил член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Александр Николаевич Марков. Москва, 1913 год / Сост.: A.B. Воробьев, A.B. Поляков, Ю.В. Тихомиров; Отв. ред. Ю.В. Тихомиров. М„ 2003.

7. Сборник решений Правительствующего сената. 1868. №

201.

8. Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60-80 годы XIX в. М., 1987.

100

_Экономические науки_

УДК 330.59 С-53

Снимщикова Ирина Викторовна

доктор экономических наук, профессор,

профессор филиала Всероссийского заочного финансово-

экономического института в г. Краснодаре

(филиал г. Краснодар)

тел. (928) 431-95-40

Социально-экономический феномен бедности в России

В данной статье рассматривается феномен бедности, сформированный в реформирующейся социально-экономической системе России, определяются основные причины и факторы, способствующие обеднению населения, динамика уровня жизни.

Ключевые слова: феномен бедности, абсолютная и относительная бедность, уровень и качество жизни, дифференциация доходов, прожиточный минимум, социальное неравенство.

Рыночные трансформационные процессы российской экономической системы обусловили появление огромного числа бедного населения, а сегодня, в условиях финансового кризиса, угроза обнищания нависла и над вполне состоятельными социально-профессиональными группами и слоями.

Бедность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. Обычно бедность рассматривают как проблему уровня жизни, различая при этом ее абсолютный и относительный уровень.

В первом случае к бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный стандарт потребления. Согласно международной методике границей бедности в Европе считается сумма менее двух долларов на человека в день (по потребительной способности национальных валют), используемая Всемирным банком для международных сопоставлений.

В России в качестве порога бедности, как правило, принимается прожиточный минимум. Но в таком качестве может рассматриваться минимальный потребительский бюджет. В зависимости от того, какой стандарт будет браться при определении уровня бедности, оценки ее масштабов будут существенно разниться.

Динамика абсолютной и относительной бедности не только, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.