© А. В. Уланов, С.И. Барабаш
© А. В. Уланов, С.И. Барабаш ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье проводится анализ представленности дисциплины «Физическая культура» в государственных образовательных стандартах, в которых четко прописывается объем ее изучения, формы изучения, а также содержание этой дисциплины, оценивается содержательный уровень физической культуры в образовательных стандартах разных поколений. Авторами делается вывод о проблемах и перспективах изучения этой дисциплины в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: физическая культура, дисциплина, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция.
Несомненно, дисциплина «Физическая культура» занимает особое положение в системе вузовского образования, что обусловлено ее исключительной важностью для поддержания здоровья молодого поколения и сохранения здоровья нации. По мнению Д. Н. Давиденко, «являясь частью общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» [5, с. 16].
Нами предпринята попытка оценить представленность данной дисциплины в государственных образовательных стандартах. Попытаемся установить, насколько изменилось содержание дисциплины и ее вес в общем объеме вузовской подготовки.
Дисциплина является элементом государственных образовательных стандартов, в которых четко прописывается объем ее изучения, формы изучения, а также содержание этой дисциплины.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, например, в стандарте 2000 года по направлению «Юриспруденция» оговаривается общий объем часов на дисциплину (408) и дидактические единицы физической культуры как дисциплины:
Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студентов. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подго-
товка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Стандарт также содержит указание вузам, согласно которому студенты по желанию могут изучать физическую культуру, обучаясь на заочной, очно-заочной формам обучения и экстернате:
Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочных формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов.
По мнению составителей стандарта, изучение физической культуры должно быть направлено как на собственно профессионально-прикладную физическую подготовку студентов, так и на обучение основам методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего здоровья. Отметим, что, проанализировав материалы трех поколений стандартов ВПО (в том числе проекта стандарта ФГОС-3+), мы пришли к выводу, что аудиторный объем часов на дисциплину существенно не поменялся, общая физическо-прикладная направленность предмета осталась прежней, однако изменился общий подход к предмету. Проследим это по материалам рассмотренных стандартов.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747) содержательный уровень дисциплины «Физическая культура» раскрывается в аспекте общекультурной компетенции выпускника, который по результатам изучения физической культуры
владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
Основная образовательная программа бакалавриата по ФГОС-3 предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл; и разделов: физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация. Выделение физической культуры в качестве особого раздела образовательной программы -тенденция, которая сохранилась и в стандартах и современного (3+) поколения и говорит об исключительной важности этой дисциплины.
ФГОС-3 оговаривает и объем часов, отводимый на данную дисциплину в вузе.
Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
В новых образовательных стандартах, в частности, например, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) разграничиваются понятия «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Выполнению нормативов способствует заявленная в государственном стандарте общекультурная компетенция - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
В федеральном государственном образовательном стандарте бакалавриата по направлению подготовки говорится, что «в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы дисциплины (модули) «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по прие-
му нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности.
Дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура», согласно стандарту, реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура».
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата в очной форме обучения составляет 36 академических часов, в указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура»; при реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
Таким образом, представленность дисциплины «Физическая культура» во ФГОС претерпевает следующие изменения: усиливается внимание к практической направленности дисциплины, «в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности» выпускника; уделяется внимание к изучению дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» с учетом состояния их здоровья).
Отметим, что взгляд на дисциплину «Физическая культура» может быть и с точки зрения ее эффективности в учебной деятельности студента. В частности коллективом ученых в составе Давиденко Д.Н., Горулёва П.С. и др. были проведено исследование-мониторинг эффективности данного предмета в вузе. По мнению студентов, «их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность определяются состоянием материально-
спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного процесса, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы» [5, с. 19]. Мониторинг выявил и основные сложности в преподавании этого предмета. Согласно данным исследования, «есть основание серьёзно предполагать, что освоение дисциплины «Физическая культура» осуществляется зачастую только через проведение учебно-тренировочных занятий без должного лекци-
онного (теоретического) курса и проведения ме-тодико-практических занятий; в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» проводится только семестровая аттестация студентов по практическому разделу учебной программы; отсутствие индивидуализации занятий» [5, с. 19].
Отметим, что изучение данной дисциплины чрезвычайно важно и является весомым элементом в профессиональной и профессионально-ролевой [6] подготовке специалиста.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 «Юриспруденция». - М., 2000.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (проект).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (проект).
5. Давиденко Д.Н., Горулёв П.С., Скляров С.В., Соколов В.Г., Степанов В.С., Чистяков В.А. Мониторинг реализации вузовской учебной дисциплины «Физическая культура» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12. - С. 15- 20.
6. Кролевец, Ю. Л. Профессионально-ролевая ориентация и ее рациональный характер / Ю. Л. Кролевец // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2008. - № 2. - С. 40- 46.
DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION" AS A STRUCTURAL ELEMENT FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
Andrew V. Ulanov,
associate рrofessor, Siberian institute of business and information technologies
Sergey I. Barabash, senior lecturer, Siberian institute of business and information technologies
Abstract. The article analyses the representation of discipline "Physical education" at the state educational standards, which clearly set out the amount of study, forms of study, and the content of this discipline is estimated substantive level of physical culture in educational standards of different generations. Authors conclude about the problems and perspectives of study of this discipline in higher education.
Key words: physical culture, discipline, Federal state educational standard of competence.
Cведения об авторах:
Уланов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, РФ), e-mail: andinet@rambler.ru.
Барабаш Сергей Иванович - старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, РФ), e-mail: kaf__gum@sano.ru.
Статья поступила в редакцию 30.05.2014.