10. Schleifer L.M., Ley R. End-tidal PC02 as an index of psychophysiological activity during VDT data-entry work and relaxa-tion//Ergonomics.-1994.-Vol.37, No.2.-P.245-254.
11. Schreinicke G., HinzA., Kratzch V. et al. Stress related changes of saliva Cortisol in VDUoperators//Int.Arch.Occup.Environ.Health. - 1990. - Vol.62-P. 319-321.
УДК 613.6:612.8
ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ СТРЕСС-
ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТА
НекрасоваМ.М. 1, ФедотоваИ.В.1, Полевая С.А.2
1ФБУН«Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и
профпатологии» Роспотребнадзора 2ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского»
Применение разработанной технологии событийно-связанной телеметрии сердечного ритма у водителей автотранспорта в условиях профессиональной деятельности позволяет оценить воздействие производственных стресс-факторов на сердечно-сосудистую систему организма.
Ключевые слова: водители, телеметрия сердечного ритма, производственный стресс.
The use of the developed technology of event-related heart rate telemetry in vehicle drivers in professional conditions allows us to assess the impact of occupational stress factors on the cardiovascular system.
Keywords: drivers, heart rate telemetry, occupational stress.
Актуальной комплексной проблемой медицины труда является профессиональный стресс (ПС) у работников при воздействии вредных производственных факторов (ВПФ), который является наиболее распространенной причиной производственно-обусловленных заболеваний ССС [1; 2]. В группу риска входят водители автотранспорта. Применение мобильных телеметрических диагностических систем является перспективным методом мониторинга функционального состояния и может повысить его эффективность. По мнению специалистов, снабжение водителей беспроводными датчиками, которые оповещают об ухудшении состояния ССС, может сыграть важную роль в системе слежении за состоянием здоровья водителей и позволит принять своевременные профилактические меры [2].
Цель исследования: применение разработанной технологии событийно-связанной телеметрии сердечного ритма для определения основных производственных стресс-факторов и оценки их влияния на ССС водителей автотранспорта.
Объектами исследования были водители предприятия водоснабжения и водоотведения (мужчины в возрасте 52,3±9,7 лет, со средним стажем вождения 28,9±11,9 лет), давшие добровольное информированное согласие.
Для оценки состояния ССС при воздействии факторов производственной среды у водителей в условиях профессиональной деятельности использовалась непрерывная событийно-связанная телеметрия сердечного ритма (ССТСР) с помощью беспроводной системы, разработанной совместно со специалистами лаборатории цифровой психофизиологии при ННГУ им. Н.И. Лобачевского (руководитель - д.б.н. Полевая С.А.). Аппаратно-программный комплекс состоит из миниатюрного беспроводного датчика ЭКГ, вмонтированного в пояс, персонального мобильного устройства со специализированным программным обеспечением, персонального компьютера с доступом в сеть «Интернет». Передача данных на мобильное устройство или компьютер организована по беспроводному каналу персональной связи, затем по сети «Интернет» на сервер, где происходит хранение, визуализация и предобработка физиологических сигналов [3]. Разработанная система позволяет маркировать события, связанные с воздействием различных факторов, что является существенным преимуществом новой технологии ССТСР [3]. При проведении ССТСР анализировали динамику основных параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР): общую мощность спектра TP, спектральные показатели (ULF, VLF, LF, HF), индекс вегетативного баланса (HBE=LF/HF), индекс централизации (ИЦ= (VLF+LF)/HF).
По результатам гигиенической оценки условий труда производственными факторами, отнесенными к вредному классу, у водителей автотранспорта предприятия водоснабжения и водоотведения являются шум, напряженность и тяжесть труда, общая вибрация. Регистрация параметров ВСР и оценка виброакустических факторов проводилась непосредственно при выполнении трудовых функций у водителя фургона ПАРМ (передвижной авторемонтной мастерской) КамАЗ с крано-манипуляторной установкой в течение рабочей смены.
Несмотря на то, что фактический средний эквивалентный уровень шума (73 дБ А) при управлении автофургоном не превышал установленный ПДУ (80 дБ А), при ремонтно-восстановительных работах шум от оборудования (генератора масляной гидросистемы) составлял 89 дБ А. В этот период с помощью дистанционной системы мониторинга сердечного ритма у работника было зарегистрировано увеличение ИВБ, повышение симпатических влияний, что указывает на значительное напряжение регуляторных систем организма, которое сохранялось и после окончания воздействия шума (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение ИВБпри непрерывной телеметрии сердечногоритма в динамикерабочей смены у водителя М. в процессе управления автофургоном и
при воздействии шума от оборудования
В ходе исследования с применением ССТСР было установлено, что в результате воздействия стресс-факторов различной природы (высокого уровня шума, сложной дорожной ситуации) происходит снижение общей мощности спектра ВСР, согласованное по времени с возрастанием ИВБ, что является маркером дезадаптационных процессов при стресс-реакции.
Для сравнительного анализа были зафиксированы параметры ВСР в разные периоды рабочей смены. После окончания управления автотранспортным средством по сравнению с началом поездки наблюдается увеличение ИВБ и ИЦ, что указывает на рост напряжения регуляторных систем в динамике рабочей смены при воздействии ВПФ (таблица 1). При воздействии шума (89 дБА) меняется структура спектра ВСР; на фоне повышения вклада низкочастотных колебаний (LF, отражающих рост симпатических влияний) наблюдается увеличение доли ультранизких частот (ULF), повышение которых интерпретируется как неблагоприятный признак срыва вегетативной регуляции сердечного ритма.
Таблица 1
Результаты спектрального анализа параметров ВСР в периоды
рабочей смены
Параметры ВСР Периоды измерения параметров ВСР
Начало поездки При воздействии шума (89 дБА) Окончание поездки
ИВБ 7,96 14,02 12,77
ИЦ 1,45 3,90 3,16
%UTF 10,46 21,77 4,10
%VLF 36,55 15,96 23,07
%LF 47,07 58,12 67,53
%HF 5,92 4,15 5,29
Развитие мобильного здравоохранения, дистанционной медицины и носимых устройств особенно актуально в отношении заболеваний ССС, поскольку существует техническая возможность удаленно собирать широкий спектр данных, таких как АД, ЧСС, ВСР и т.д. Развитие данных технологий ещё большее значение имеет в сфере профилактики заболеваний, в том числе, профессиональных и производственно-обусловленных. Разработанная новая технология событийно-связанной телеметрии сердечного ритма показала свою эффективность при использовании у водителей автотранспорта в условиях профессиональной деятельности. С помощью ССТСР были установлены неблагоприятные изменения нейрогуморальной регуляции ССС при воздействии стресс-факторов, своевременная диагностика которых и принятие необходимых мер будет способствовать сохранению здоровья и трудового долголетия работников.
Список литературы
1. Сибгатуллин И.Я., Фатхутдинова Л.М., Бадамшина Г.Г. Распространённость рабочего стресса и эмоционального выгорания среди медицинских работников // Гигиена и санитария. - 2023. - Т. 102, № 11. - С. 1182-1185.
2. Шаповал И.В., Фагамова А.З., Каримова Л.К., Мулдашева H.A., Бейгул H.A., Ильина Л.А., Ларионова Э.А. Анализ причин несчастных случаев у водителей автотранспортных средств на рабочем месте // Медицина труда и экология человека. 2022. -№2,- С.37-49.
3. Методы проведения мониторинга тренировочных процессов спортсменов с применением информационных технологий: методические рекомендации МР 2.2.9.0149-19 / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. -Москва: Роспотребнадзор, 2021. -13 с.
УДК613
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ВАЛИДИЗАЦИИ КОПЕНГАГЕНСКОГО ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ОПРОСНИКА
Новикова А.В.1, Широков В.А.1,2
1ФБУН«Федералъный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, г. Мытищи, Россия 2ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики
и охраны здоровъярабочих промпредприятий» Роспотребнадзора,
Екатеринбург, Россия
Аннотация. В статье рассматривается опыт применения онлайн-сервнсов для валидизацни Копенгагенского психосоциального опросника (COPSOQ), обсуждается методология, особенности и преимущества данного подхода.
Ключевые слова: Копенгагенский психосоциальный опросник, онлайн-сервисы, валидизация, анализ данных, психосоциальные факторы.
Abstract. The article explores the use of online services in the validation process of the Copenhagen Psychosocial Questionnaire (COPSOQ). The methodology, features, and advantages of this approach are discussed.
Key words: Copenhagen Psychosocial Questionnaire, online services, validation, data analysis, psychosocial factors.
Актуальность проблемы. Цифровая трансформация экономики и повышение напряженности труда обуславливают необходимость использования качественных валидизированных инструментов в системе управления психосоциальным риском на рабочих местах. Копенгагенский психосоциальный опросник (COPSOQ) является ведущим инструментом для оценки психосоциального риска в мире. Представляется актуальным исследование по валидизацни Копенгагенского психосоциального опросника с помощью современных технологий, включая онлайн-сервисы.