Тихонов А.В.,
главный научный сотрудник, профессор ГАУГН, ИС РАН
Мерзляков А.А.,
старший научный сотрудник, ГАУГН, ИС РАН
Богданов В.С.
научный сотрудник, ГАУГН, ИС РАН
Дистанционные практики интеграции образовательного и научно-исследовательского
процессов
Аннотация
В докладе представлен опыт применения инновационных практик соединения традиционных дидактических форм системы высшего профессионального образования ГАУГН с практиками научно-исследовательской деятельности Центра социологии управления и социальных технологий РАН. Интеграция направлена на повышение компетенции, приобретение умений и навыков студентов социологического факультета ГАУГН в избранной области и их мотивации.. В качестве примера показан фрагмент реального включения последних в процесс сбора, анализа и агрегации данных в ходе академического исследования в режиме он-лайн с применением интерактивных сервисов и специализированных программных продуктов.
1. Контуры интеграции дистанционных образовательных и научно-исследовательских практик.
В начале хотелось бы согласиться с мнением исследователей процессов информатизации общества (Ракитов А.И., Веремей Е.И., Вихрев В.В. и др. [1]), в части особой роли информатизации образования в перестройке всего механизма систематизации, передачи и использования знаний. В складывающихся условиях постепенного перехода к информационному обществу и набирающего темпы технико-технологического прогресса, действительно прослеживается повышение внимания к разработке и применению интерактивных методов в организации учебно-образовательного процесса, что, как предполагается, должно способствовать формированию более высоких компетенций и других качеств специалистов. Однако использование информационных технологий в образовании это не только лазерная указка в руках
преподавателя и интерактивная доска в аудитории. Это уже общество, основанное на знаниях здесь и сейчас, в действии. Никто не даёт гарантии, что такое общество будет более комфортным для подрастающих поколений, чем построенное на мнениях и вере. Быстро развивающиеся когнитивные науки уже разрабатывают проекты переделки человеческой телесности и психики, раскручивают идеи пост-человека и трансгуманизма. Интенсивное внедрение информационных технологий нередко рассматривают как новый, более высокий и эффективный уровень управления познавательным процессом со стороны всех категорий обучающих. Так ли это? Это возможно было бы и так, если бы в основе как психической, так и социальной жизни человека лежали только когнитивные процессы, а образовательные учреждения были единственными и самыми авторитетными трансляторами истинного знания о природе, обществе и человеке. На самом деле образовательный процесс погружён в систему сложных социальных отношений, среди которых отношения обучающих и обучающихся не являются доминирующими. Внедрение информационных технологий не даёт преимуществ ни той, ни другой стороне, а только усложняет их взаимодействие. Доступность разнообразных источников информации требует от тех и других дополнительных волевых усилий и мотивации для непрерывного самообразования, сердцевиной которого становится собственная оценка достоверности знаний и их практического значения для ориентации в быстро меняющемся мире. В этом отношении практика интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов может представить особый интерес.
Исследуя и интерпретируя социальные изменения и сегодняшние вызовы общества научно-исследовательский коллектив Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН на базе экспериментальной, научно-поисковой деятельности Лаборатории информационных, социальных технологий «ЛИСТ» разработал, апробировал и внедрил в социологическую практику проведения исследований социотехническую технологию дистанционного сбора, обработки и анализа данных. Данная технология сегодня успешно адаптирована в практике социологического образования ГУАГН, и позволяет студентам не только лучше и глубже осмыслить теоретические основы дисциплины 22.00.08 - «Социология управления», но а также в реальном времени ознакомится с методическим и методным арсеналом, испытать его, получить первичные данные из открытых источников сети интернет, сделать первые шаги к структурированному осмыслению собранной информации, научиться пользоваться специализированным пакетом программ дистанционного сбора и анализа данных.
Одновременно нами решались и фундаментальные задачи связи когнитивных наук с использованием информационных технологий .в исследовательских и образовательных практиках. Более 10 лет назад
Национальным научным фондом США была выдвинута идея соединения четырёх мегатехнологий (нано-, био-, инфо- и когнито-) под названием НБИК- инициатива, как мощное средство преобразования человека и социума. Эта новая технонаука и сопровождающая её широкая экспериментальная практика, возродившая старые технократические иллюзии, имеет крупные методологические недостатки, без преодоления которых она может представлять серьёзные риски и угрозы для будущего земной цивилизации. Во-первых, она не включает в себя пятую технологию - социогуманитарную, о чём справедливо напоминает директор Курчатовского института М.В.Ковальчук, а во-вторых, это уже собственно социологический аспект, она не учитывает того, что в обществе действует не индивид с мозгом и биологическим телом, а индивид с имманентно присущим ему социальным телом. Это означает, что познавательные процессы необходимо анализировать как коллективные, происходящие во взаимодействии как с природной, так и с социальной средой, образованной взаимодействием социальных субъектов. Особенно наглядно это взаимодействие проявляются в учебно-образовательной аудитории, специально организованной для передачи и освоения знаний.
Эти подходы были положены нами в основание долгосрочной программы фундаментальных исследований проблем интеграции научно-исследовательских и образовательных практик в связи с освоением информационных технологий. На сегодняшний день она осуществляется нашим Центром в 2006-2012 гг. по следующим подпрограммам:
1. Проведение исследований связи социальных и когнитивных процессов на основе использования интернет-технологий по планам Института социологии РАН, Президиума РАН и грантам РФФИ,
2. Методологическая оценка валидности методов и техники интернет- исследований по сравнению с традиционными методами сбора и анализа первичной информации
3. Интеграция научно-исследовательских и образовательных интернет-технологий в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в формате социального эксперимента.
Работа по первой подпрограмме показала, что реальные социальные образования (группы, коллективы, организации) представляют собой устойчивые когнитивные системы с внутренними связями и внешними метаболизмами, способные оценить своё состояние и отношения как с естественными объектами, с социальными отношениями и культурными артефактами (язык, традиции, инновации), так и свои личностные качества (эмоции, установки, ценности), несмотря на то, что измерительные инструменты имеют виртуальное происхождение.
При помощи социотехнической технологии нами были исследованы: состояние и перспективы развития наукоградов, возможности и направления реформы РАН, конкурентоспособность отечественных ИТ производителей, социально- организационные факторы управления
учебно-воспитательным процессом в университете, потенциал инновационного развития донорских и дотационных регионов, проведена диагностика проблемы радикального реформирования вертикали власти и управления в стране и в регионах, а также ряд других актуальных проблем социетального масштаба [2]. Дистанционно проведен анализ работы 63 Учёных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по социологии управления за последние 5 лет. К результатам мы вернёмся ниже.
Общий вывод такой: социотехническая технология значительно увеличивает диапазон возможностей научно-исследовательских
организаций, повышают оперативность их исследований и позволяют шире использовать поисковые процедуры в образовательном процессе.
Вторая подпрограмма направлена на решение актуальной логико-гносеологической проблемы валидности результатов интернет-исследований. Можно ли им доверять в той мере, в какой это относится к обычным репрезентативным полевым опросам? Для ответа на этот вопрос нами проводятся методические эксперименты на одних и тех же объектах с параллельным применением различных методов сбора и анализа первичной информации. Наиболее масштабным стал мета-проект «Диагностика проблемы радикального реформирования работы органов власти и управления» (2011-2012 гг.). Массив данных из 3600 респондентов разваливается примерно на две равные части, где первая состоит из репрезентативного полевого опроса в шести регионах страны, а вторая из интернет-опроса населения в тех же регионах. Материалы ещё обрабатываются, но уже сейчас можно сказать, что интерактивные опросы надёжны и валидны в работе с целевыми социальными группами и частично валидны в массовых опросах типа мониторинга общественного мнения для отдельных групп как корректирующие или уточняющие данные. Для начало это не мало. В дальнейшем в интернет-опросы мы научимся вводить поправочные коэффициенты на уровень
интернетизации различных групп населения.
Третья подпрограмма касается непосредственно интеграции научно-исследовательского и образовательного процессов на основе информационных технологий. Как показал опыт, глубинное погружение слушателей в проведение исследований с применением интерактивных методов (метод «электронного респондента», «интерактивный экспертный опрос» и др.) на начальном этапе чтения курса вызывает у них неподдельный интерес, позитивный резонанс и положительную мотивацию к восприятию последующих материалов программы, в том числе и теоретических основ дисциплины. Это связано в первую очередь с тем, что получаемые навыки и умения исследователя формируют латентные профессиональные ориентации будущих специалистов, на почве которых благоприятнее надстраиваются теоретические знания. Хорошим закреплением материала является схема «лекция-семинар», когда на
первом занятии рассматривается Программа исследования, а на следующем проводится семинар - обсуждения, с учетом того, что все участники получают заранее необходимые материалы и задания в интерактивном режиме. Далее наиболее заинтересованные студенты продолжают после окончания курса взаимодействие с лабораторией и Центром, и на различных этапах включаются в проведение фундаментальных и прикладных исследований. Для поддержания и продолжения такого рода взаимодействия мы заранее закладываем и «запускаем» устойчивые формы обратной связи еще на этапе чтения курса, активно используя интерактивные средства связи (e-mail, skype) для передачи научно-методической информации и организации выполнения внеаудиторных заданий. В перспективе планируется проведение «смешанных семинаров», т.е. проведение занятия в классе, но с применением интерактивных форм связи для подключения отсутствующих «здесь и сейчас».
В рамках этой подпрограммы исследуется центральная проблема интеграции научно-исследовательских и образовательных процессов: их совместное влияние на когнитивно-ценностно-ориентационную структуру личности обучающихся. Эта работа проводится по экспериментальной процедуре «До-После» (до начала обучения и после).
Ниже мы остановимся на дистанционной практике студентов в обобщении и систематизации методологических подходов и результатов эмпирических исследований в предметной области социологии управления (на материалах исследования диссертационных работ по специальности 22.00.08)
2. Дистанционная практика студентов в обобщении и систематизации методологических подходов и результатов эмпирических исследований в предметной области социологии управления
В рамках исследования по гранту РФФИ в 2009-2011 гг. на основе разработанного теоретико-методологического подхода и
специализированного инструментария в Центре социологии управления и социальных технологий создана информационная база данных авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по социологии управления (специальность - 22.00.08). В базе находится 476 авторефератов, защищенных за последние 5 лет (по состоянию на сентябрь 2012 г). В ближайшем будущем планируется ее запуск в режиме «он-лайн».
Работа строилась в контексте разработки новых методов анализа агрегированной онлайн-информации и новых подходов к контент-анализу символических репрезентаций [3]. На стадии формирования методического инструментария и ИТ-основы для обследования в интерактивном режиме текстов авторефератов диссертационных работ была разработана схема сбора, анализа и хранения данных (Рис. 1).
Разработан специализированный инструментарий, представляющий собой комплекс когнитивно-информационных карт, в апробации и
разработке которых активно принимали участие и студенты. С ними были проведены обучающие семинары, которые позволили им познакомиться с программой исследования, активно включиться в процесс сбора и агрегирования поисковой информации. В частности студенты работали на этапе апробации и заполнения информационных карточек (И-карта) для анализа диссертационных исследований, осуществляли ввод собранной фактической информации в базу данных в аналитической программе Да-система 5.0. Далее на научно-организационных семинарах студенты давали свои рекомендации для разработки Аналитической карточки (А-карта), направленной на обоснование научных возможностей описания и объяснения процесса диссертационного исследования,. Сбор данных проводился студентами социологического факультета ГАУГН на принципах сплошной выборки в глобальной сети Интернет на сайтах ВУЗов, научно-образовательных организаций и учреждений, где функционируют диссертационные советы и проводятся защиты диссертаций по заявленной специальности - 22.00.08. Начальной датой отбора материалов стал ноябрь 2006 года, поскольку начиная с указанной даты, официально вступило в силу требование ВАКа об обязательном размещении авторефератов соискателей на степень доктора и кандидата наук на сайтах ВУЗов, где функционируют диссертационные советы, на которых происходят защиты диссертаций (при защите степени доктора наук также и на сайтах ВАКа и Минобразования РФ).
сбор данных в сети интернет (сайты ВУЗов)
ПО - пакет класса «ДА-система 5.0»
анализ и структуризация собранных данных
хранение и модернизация базы данных в «ДА-система»
Преимущества
1^><^Возможности базы данных
-Удобная работа с нечисловыми и числовыми
показателями -Удобные интерфейс и логистика - Быстрое освоение без специальных знаний ^уменьшение рутины, экономия времев^^^н ННВЬцнадьны^анализ правил и фашВН^^Н
щлннн^ннвология ННННН^Швыми уявйИлИН^ШзН
-Базовые задачи анал -Таблицы и графики -Вторичные показате. -Анализ правил и фа1
Рис. 1. ИТ-основа проекта исследования Рассмотрим некоторые результаты нашего исследования. Проведен полный анализ их содержания с целью обобщения и систитематизации используемых в исследованиях методологических подходов и получены нетривиальные результаты для оценки состояния и перспектив развития
данной отрасли социологического знания. Их планируется предоставить в Докладе для ВАКа и для соответствующих диссертационных советов. Материалы анализа положены в теоретико-методологические основания программы исследования ИС РАН проблем модернизации отечественной системы управления. Результаты работы над темой нашли отражение в 4-х публикациях [4], в т.ч. и в материалах последней Всероссийской конференции на тему «Управление и общество: назревшие проблемы, исследования и разработки», где организатором выступал Центр социологии управления и социальных технологий. В докладе на пленарном заседании нами использовались материалы данного исследования. В полном объеме они будут представлены в коллективной монографии в 2012-2013 гг.
По сегодняшним нашим данным только за последние пять лет было защищено около 1250 докторских диссертаций по социологии управления и экономике управления народным хозяйством. Анализ публикаций показывает, что с каждым годом растет число работ по материалам эмпирических исследований. Необходимость обобщения всех этих данных напрашивается сама собой. На Западе, как известно, социология управления развивается как социология менеджмента, а эффективность управления рассматривается как применение научных методов на практике. Отсюда появляется целый перечень школ управления в учебниках по менеджменту, начиная с Ф.Тейлора. При этом управление выступает как целесообразная инструментальная деятельность в бизнес-структурах (П.Друкер). Для нас этот подход недостаточен. При всей важности эффективности управленческого воздействия первостепенным для России в настоящее время выступает институционализация отношений управления в новых политических и социально-экономических условиях. Поэтому в каждом конкретном эмпирическом исследовании инструментальная составляющая управления должна корреспондироваться с характером отношений управления, т.е. с уровнем их институционализации, что требует другого концептуального подхода к выделению проблемы, объекта и предмета исследования, чем социология менеджмента. В этом смысле наше выделение управления как проблемы и единицы наблюдения не имеют аналога и представляют собой социокультурную российскую специфику. Предлагаемое нами аналитическое исследование проведенных работ предпринимается впервые. Подобных методологических исследований в проблемном поле социологии управления, насколько нам известно, ни в отечественной, ни в зарубежной практике не проводилось. В ряду теоретических предпосылок нашего проекта стоят работы таких отечественных методологов науки как Э.Г.Юдин, В.С.Швырев, А.И.Ракитов, Г.И.Рузавин, В.С.Степин и др., а также разработанная В.А.Ядовым стратегия и методика эмпирического исследования. Инновационным в нашем исследовании является использование интернет-технологий и разработанная сотрудником нашего центра В.С.Чесноковым методология и
методы детерминационного анализа. Предлагаемая новая трактовка методологической организации социологического исследования и оценка уровня методологической рефлексии в режиме мониторинга с использованием интернет-технологий, на наш взгляд, заметно ускорит формирование отечественной социологии управления как исследовательской программы и научной дисциплины. Результаты реализации данного проекта позволят распространить внутринаучный дискурс в отношении методологии и методов социологических исследований на область проблем социологии управления, что будет способствовать дальнейшей теоретизации этой дисциплины и решению проблем управленческой практики. Также лонгитюд данного проекта позволит поддерживать активизацию процесса участия студенческой аудитории в научно-исследовательской практике с применением специализированного программного обеспечения и информационных технологий, а также способствовать интеграции непрерывного образования «университет-магистратура-аспирантура» и сохранять трансляцию и преемственность компетенций.
3. Заключение
Организация традиционного образовательного процесса с применением научно-исследовательских практик, вкупе с разработкой и внедрением интерактивных методов сбора и анализа информации, с установлением форм устойчивой связи при помощи интернет-сервисов уже сегодня дают положительные результаты и имеют реальные перспективы на развитие в будущем. Нас интересуют материалы этой конференции для определения последующих шагов в избранном направлении исследований.
Литература
1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991; Веремей Е.И. Методологические аспекты формирования образовательного стандарта и программ по направлению «Информационные технологии в процессах управления» Современные информационные технологии и ИТ образование // Сборник избранных трудов VI Международной научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2011. С. 101-110; Вихрев В.В. О концептуальной модели информатизации системы образования (в порядке постановки задачи) // Сборник избранных трудов VI Международной научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ 2011. С. 111-120.
2. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов (отв. ред.) и др. М.: «Каннон + РООН, Реабилитация», 2010.
3. Ракитов А.И., Бондяев Д.А. и др. Руководство для профессиональных аналитиков. М., 2009.; Девятко И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0 / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: РИЦ "Северо-Восток, 2010. С. 17-30.
4. Тихонов А.В. Эпистемологический статус социологического знания и некоторые проблемы внутринаучной рефлексии в отечественной социологии // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М.: ИС РАН. С. 55-81.; Тихонов А.В. Социология управления. М., 2007.