АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE
DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.096 Булгакова Е.А.1, Буркин В.П.2
1ORCID: 0000-0001-5644-344X, Кандидат архитектуры, доцент, 2ORCID: 0000-0001-7494-0386, Кандидат географических наук, Государственный университете по землеустройству(ГУЗ),Москва ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
В публикации представлены материалы, раскрывающие усилия по внедрению дистанционных методов образования в технологию обучения архитекторов, в процессе разработки комплексного подхода, направленного на интеграцию интерактивных приемов освоения архитектурной специальности в традиционную методику, что является средством интенсификации образовательного процесса.
Ключевые слова: интерактивное обучение, дистанционные образовательные технологии, творческая деятельность.
Bulgakov E.A.1, Burkin V.P.2
1ORCID: 0000-0001-5644-344X , PhD in Architecture, Associate Professor, 2ORCID: 0000-0001-7494-0386, PhD in Geography, State University of Land Use Planning DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES AS AN INNOVATIVE METHOD OF TEACHING
ARCHITECTURAL DISCIPLINES
Abstract
The publication contains materials that reveal efforts to introduce distance education techniques in technology training of architects in the process of developing a comprehensive approach aimed at the integration of interactive methods of development of architectural profession in the traditional technique, which is a means of intensification of the educational process
Keywords: interactive learning, distance education technologies, creative activity.
На сегодняшний день дистанционные технологии являются одним из перспективных направлений в обучении, внедрение которых является частью государственной программа развития образования РФ и рассматривается как один из эффективных инструментов инновационного образования. На кафедре архитектуры Государственного университета по землеустройству идет процесс разработки комплексного подхода, направленного на обучение студентов архитектурной профессии, путем интеграции интерактивных приемов освоения специальности в традиционную методику, что является средством интенсификации образовательного процесса[1].
И одним из новых элементов интеграции является набирающее обороты электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий. Применение электронного обучения оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса, изменяя характер, место и методику совместной деятельности преподавателя и студента.
Кроме того, обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС 3),выдвигает ряд требований к образовательной среде вуза. На сегодняшний день, обязательным является создание электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей, кроме всего прочего, проведение всех видов занятий и процедуру оценки результатов обучения ,реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Исходя из новых направлений инновационного образования и учитывая востребованность дистанционных методов преподавания в технологии интерактивного обучения, в рамках специализации архитекторов указанные тенденции конкретизируются и отражаются в методике подготовки обучающихся.
На этапе освоения новых технологий преподаватели переносят в дистанционное обучение дидактику и методику традиционного, хотя содержание педагогической деятельности в новой образовательной среде, безусловно, отличается от традиционной.
В первую очередь, на смену стандартным контактным занятиям приходят «инфокоммуникационные» занятия. Для проведения таких занятий должны быть разработаны электронные учебные ресурсы, представляющие собой продукт совместной деятельности преподавателей, выступающих в роли разработчиков и программистов, создающих оболочку для нового ресурса [4].
Поэтому создание инновационной, принципиально отличной образовательной среды возможно только на основе средств телекоммуникаций.
В первую очередь это разработка новой методики обучения в электронной образовательной среде, где все адаптировано к обучаемому, заложен процесс индивидуализации обучения и разработана методика оптимального усвоения знаний путем перестройки образовательной среды к индивидуальным возможностям студента.
Создание электронной информационной образовательной среды в ВУЗе, прежде всего, потребует разработки так называемых интеллектуальных образовательных роботов (это лекции с обратной связью, супертьюторы, адаптивные тест-тренинги) применительно к специфике преподавания архитектурных дисциплин.
Иными словами, требуется разработать интерактивные обучающие методики (в виде компьютерных программ), позволяющие применить систему асинхронного консультирования студентов посредством сетей связи и реализовать эту концепцию в виде совокупности программных и технических средств образовательной среды.
Таким образом, доступность дистанционного учебного содержания позволит создать инновационную образовательную среду на основе средств телекоммуникации, дающую массу преимуществ при освоении программы, среди которых: возможность обучаться по выбору, т. е предоставить широкий выбор элективных курсов, реализуемый за счет возможности составления индивидуальных учебных планов студентов; доступность масштабного научного и учебного ресурса; освоение студентами современных информационных технологий и оборудования, максимально приближенных к тем, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности; непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний; объективная оценка результатов обучения студентов, обеспечиваемая интеллектуальными (компьютерными) роботами.
Большим плюсом также является индивидуальный подход в обучение, который при создании современной электронной среды позволит сделать более гибким график занятий, обеспечит возможность совмещения студентом обучения и работы за счет составления индивидуальных графиков и индивидуального расписания ; адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд -лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний [4].
Исходя из вышесказанного, становится понятно что, внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, позволит и ВУЗу стать конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Несмотря на очевидные плюсы электронного обучения для современного образовательного процесса, система подготовки архитекторов, имеет ряд специфических черт, не вписывающихся в канву обучения «для всех».
Традиционно архитектурное образование строилось по принципу непосредственной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но сегодняшняя тенденция на самостоятельное получение знаний и отработку полученных навыков и умений без непосредственного включения в этот процесс преподавателя, становится одним из основных элементов в соответствии с требованиями ФГОС.
При традиционном процессе обучения архитектурному проектированию, в виде консультации, преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, а как это сделать дистанционно и без преподавателя? В какой мере должны включатся интерактивные фрагменты, позволяющие преподавателю подключится, не показывая как «карандаш ложится на бумагу», но вступая в непосредственную коммуникацию посредством технических средств [5]
Безусловным положительным моментом технологии электронного образования является возможность обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но проблема состоит в том, что не понятно, как и за счет чего индивидуальные компетенции должны быть отделены от преподавателя. На сегодняшней день, вопросы возможности обучения творческим дисциплинам с использованием электронного образования остаются открытыми, поскольку они касаются области дистанционного освоения тех разделов профессионализма ,которые никогда не транслировались отдельно от преподавателя, являясь его индивидуальной квалификацией которая и передавалась во время консультации по архитектурному проектированию [4].
Остаются без ответа и другие важные моменты: в каких формах должны быть закреплены и представлены навыки в архитектурном содержании, передаваемом опосредованно ученику, за счет каких педагогических ситуаций, искусственно организованных, где функция преподавателя лишь имитируется (т.е. он отсутствует в реальной коммуникации) и как это может быть заимствовано студентом.Для внедрения электронного обучения в систему подготовки архитекторов в соответствии с требованиями законодательства, необходимо ответить на главный вопрос: как научить архитектурному проектированию, которое является основной профессиональной составляющей, не обучая ему непосредственно?
Раскрывая эти позиции, можно констатировать, что направление по развитию инновационных программ обучения все больше приобретает интерактивные формы проведения занятий по архитектурным дисциплинам. Для приобретения навыков проведения таких занятий и получения умений по ним, преподаватели кафедры архитектуры ГУЗ ежегодно проходят курсы повышения квалификации.
Итогами такой работы становятся разработки учебных пособий по совершенствованию методик преподавания с включением инновационных приемов закрепления материала [4,6].
Интерактивные формы показаны как в их общей, так и прикладной значимости: от самых простых форм в виде тренинга или компьютерного тестирования, обеспечивающие проверку уровня знаний, так и деловые игры, позволяющие создавать имитационное моделирование, где проигрываются производственные условия, и выявляются личностные способности отдельных студентов-игроков[2,3].
Таким образом, использование интерактивных форм обучения, все в большей мере становится неотъемлемой частью учебных технологий, в том числе и в области архитектурного образования. Повышение профессиональной компетенции педагогов в этом направлении - залог успеха этого инновационного процесса и такая деятельность активно ведется в Государственном университете по землеустройству, в том числе, на архитектурном факультете [6].
Можно сделать вывод что, подход к интегрированию инновационных методов в систему архитектурно-художественного образования , приобретает характер последовательного совершенствования ее составляющих до уровня их интерактивности и инфокоммуникации, а виды их разработки стремятся к формам матричных схем, удобных для цифрового обеспечения процесса обучения.
Литература
1. Инновационные технологии в контексте творческого обучения архитекторов. /Саркисов С.К., Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А./ Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. № 4 (124). С. 45-51.
2. Опыт и предпосылки разработки деловых игр для обучения архитекторов./ Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А. / AMIT (Architecture and Modern Information Technologies).2015. Режим доступа: http://archvuz.ru/ № 2(31).
3. Востребованность деловых игр в технологии интерактивного обучения архитекторов Петрова Л.В, Булгакова Е.А //Журнал «Российский научный журнал» №4(42), 2014 .- C. 333-336
4. Учебное пособие для преподавателей ВУЗов по разработке дистанционных курсов обучения по направлению «Архитектура» [Текст]:/ Булгакова Е.А,Меерович М.Г/Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 5(84) . С.41
5. Интегрирование инновационных методов образования в систему подготовки архитекторов. Булгакова Е.А Материалы международной научно-методической конференции: Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1. С. 10-13.
6. Фомирование инновационных качеств методики обучения в системе подготовки архитекторов [Текст]:/ Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А.,Конева С.В /Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8-9 (75-76). С.
References
1. Innovative technologies in the context of creative learning architects. /Sarkisov S. K., Ilvitskaya S. V., Petrova L. V., Bulgakova E. A./ Land management, cadastre and monitoring of lands. 2015. No. 4 (124). P. 45-51.
2. The experience and background of the development of business games for training architects./ Ilvitskaya S. V., Petrova L. V., Bulgakova E. A. / AMIT (Architecture and Modern Information Technologies).2015. Mode of access: http://archvuz.ru/ No. 2(31).
3. The relevance of business games in the interactive learning technology architects L. Petrov, Bulgakov E. A. //Journal "Russian scientific journal" №4(42), 2014 .- C. 333-336
4. Study guide for University teachers for the development of distance learning courses in the direction of the Architecture [Text]/ E. A. Bulgakov,M. M. G/the Chronicle of the United Fund of electronic resources of Science and education. 2016. No. 5(84) . P. 41
5. Integration of innovative methods of education in the training of architects. Bulgakov E. A. Materials of international scientific-methodological conference: E-learning and distance technologies in education: experience and prospects. 2015. No. 1. P. 10-13.
6. Formation of the innovative qualities of the teaching methods in the training of architects [Text]/ Ilvitskaya S. V., Petrova L. V., Bulgakova E. A.,Konev S. /Chronicles of the United Fund of electronic resources of Science and education. 2015. No. 8-9 (75-76). C.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.072 Гольтяева Е.О.
ORCID: 0000-0002-4464-1761, Аспирант, Московский Архитектурный институт (Госудаственная академия) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Несмотря на отсутствие глобальных войн или природных катаклизмов планетарного масштаба, современный мир продолжает оставаться уязвимым к кризисам различной природы - конфликтам локального и регионального масштаба, стихийным бедствиям, техногенным катастрофам. В статье рассматривается проблема градостроительного планирования на территориях, переживших вооруженный конфликт. Восстановление может быть значительно оптимизировано благодаря разработке градостроительных стратегий, учитывающих особенности региона, а также подготовке специалистов в области посткризисного планирования.
Ключевые слова: градостроительное планирование, постконфликтное восстановление, стратегическое планирование.
Goltiaeva E.O.
Postgraduate student, Moscow Architectural Institute (State Academy) URBAN PLANNING IN POST-CONFLICT AREAS. SCHOOL'S DEVELOPMENT PERSPECTIVE
Abstract
Inspite of there is no global wars or natural disaster on a planetary scale, the modern world remains vulnerable to crises of different natures - conflicts of local and regional scale, natural disasters, anthropogenic disasters. The article considers city planning in post-war zones problems. Rehabilitation of territory could be optimized owing to urban strategies development and specialists in post-crisis planning sector.
Keywords: city planning, post-conflict reconstruction, strategy planning.
Современный мир становится все более уязвимым и нестабильным, причиной тому являются и экономические кризисы, и различные социальные конфликты локального и регионального масштаба, и стихийные бедствия, и техногенные катастрофы. Неудивительно, что вопросам посткризисного восстановления и снижения уязвимости уделяется возрастающее внимание на международном уровне, поскольку эти установки отвечают основным целям и принципам Организации Объединенных Наций и направлены на поддержание мира и безопасности, обеспечение устойчивого развития и уважение прав человека.
Очевидно, что вопросы восстановления, в первую очередь, связаны с созданием благоприятной среды обитания для жизни населения. Прежде всего, это касается городов - мест, где плотность населения существенно выше, где концентрируются как проблемы и вызовы, так и ресурсы для их разрешения. С учетом того, что 2007 год стал поворотным моментом в истории - больше половины населения планеты теперь живет в городах, - а также