Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА / INFORMATION SOCIETY / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION / CLASSROOM ACTIVITIES / QUESTIONNAIRES / PSYCHOLOGICAL FACTOR / EDUCATIONAL PROCESS / CONTACT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семаева О. В.

В работе представлены результаты исследования, проведенного с целью определения оптимального соотношения времени, выделяемого на онлайн и офлайн курсы в рамках университетского образования. Несмотря на высокую востребованность эффективных онлайн курсов, их введение в учебный процесс вузов вызывает неоднозначную реакцию, как со стороны преподавателей, так и студентов вузов. Сегодня ведущие вузы страны предлагают слушателям не только заочного и вечернего, но и дневного отделений дистанционные курсы обучения в таких разных областях, как педагогика, медицина, финансы, бизнес, экономика и т. д. С целью определения востребованности и эффективности дистанционных курсов обучения на базе Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского (Первый Казачий Университет) был проведен опрос среди студентов 2 и 3 курсов следующих направлений подготовки: «Педагогическое образование», «Дизайн», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Психолого-педагогическое образование», «Управление персоналом» и «Реклама и связи с общественностью». Результаты проведенного исследования показывают, что онлайн обучение не может полностью заменить традиционные формы под руководством преподавателя, что обусловлено как психологическими факторами, так и факторами, связанными с качеством образования; однако, с учетом реалий современного информационного общества, необходимо строить учебный процесс, предусматривающий разумное сочетание дистанционных и аудиторных курсов обучения. На сегодняшний день разумное внедрение дистанционных курсов в учебные планы вузов, обеспечивающее возможность участия в учебном процессе опытного преподавателя, способно обеспечить максимальную эффективность подготовки обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

The paper presents the results of a study conducted to determine the optimal ratio of time allocated to online and offline courses in the framework of University education. Despite the high demand for effective online courses, their introduction into the educational process of universities causes a mixed reaction, both from teachers and students of universities. Today, leading universities in the country offer students of both correspondence, evening, and full-time departments distance learning courses in various fields such as pedagogy, medicine, Finance, business, Economics, etc. A survey was conducted on the basis of the Moscow State University of Management and Technology (The First Cossack University) in order to determine the relevance and effectiveness of distance learning courses. Students of the 2nd and 3rd courses of the following training areas: "Pedagogical education", "Design", "Garments Design", "Psychological and pedagogical education", "Personnel Management" and “Advertising and public relations" had to answer questions on their attitude to the distance courses they had done. The results of the research show that online learning can not completely replace traditional forms under the guidance of a teacher due to both psychological factors and factors related to the quality of education. However, it is necessary to build an educational process that provides a reasonable combination of distance and classroom-training courses, taking into account the realities of the modern information society. To date, the reasonable introduction of distance courses, guided by experienced teachers, in the curricula of universities, can ensure the maximum effectiveness of the training process.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 17PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Семаева О.В. Дистанционное обучение в контексте современных реалий // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Semaeva O.V. (2020). Distance learning in the context of modern realities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 13.00.01

Семаева Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков №2» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7457-1314

Дистанционное обучение в контексте современных реалий

Аннотация. В работе представлены результаты исследования, проведенного с целью определения оптимального соотношения времени, выделяемого на онлайн и офлайн курсы в рамках университетского образования. Несмотря на высокую востребованность эффективных онлайн курсов, их введение в учебный процесс вузов вызывает неоднозначную реакцию, как со стороны преподавателей, так и студентов вузов. Сегодня ведущие вузы страны предлагают слушателям не только заочного и вечернего, но и дневного отделений дистанционные курсы обучения в таких разных областях, как педагогика, медицина, финансы, бизнес, экономика и т. д. С целью определения востребованности и эффективности дистанционных курсов обучения на базе Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского (Первый Казачий Университет) был проведен опрос среди студентов 2 и 3 курсов следующих направлений подготовки: «Педагогическое образование», «Дизайн», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Психолого-педагогическое образование», «Управление персоналом» и «Реклама и связи с общественностью». Результаты проведенного исследования показывают, что онлайн обучение не может полностью заменить традиционные формы под руководством преподавателя, что обусловлено как психологическими факторами, так и факторами, связанными с качеством образования; однако, с учетом реалий современного информационного общества, необходимо строить учебный процесс, предусматривающий разумное сочетание дистанционных и аудиторных курсов обучения. На сегодняшний день разумное внедрение дистанционных курсов в учебные планы вузов, обеспечивающее возможность участия в учебном процессе опытного преподавателя, способно обеспечить максимальную эффективность подготовки обучаемых.

Ключевые слова: информационное общество; дистанционное обучение; высшее образование; аудиторные занятия; анкетирование; психологический фактор; процесс воспитания; контактная работа

https:// mir-nauki. com

Введение

21 век - эпоха информационных технологий, которые все чаще становятся обязательной частью нашей повседневной жизни, например, в таком ее аспекте, как образование. Сегодня не только отдельные граждане могут предпочесть получение образования дистанционно, студентам, обучающимся в университетах на очных отделениях также предлагаются онлайн курсы в рамках университетского образования. Идея дистанционного образования не нова. «Первый в мире университет дистанционного обучения был открыт в Великобритании в 1969 году - Открытый Университет Великобритании. Его название показывало доступность обучения за счет низкой цены и отсутствия необходимости часто посещать лекционные занятия. В конце 1980-х доступность персональных компьютеров сильно упростило дистанционное обучение, связанную с автоматизацией. Первые компьютерные обучающие программы появились в виде различных игр, чтобы повысить интерес к обучению. В начале 1997 года в России вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий внедрять дистанционное обучение в сферу обучения. Эту дату можно считать датой официального развития дистанционного обучения России» [1].

В период пандемии короновируса, дистанционное образование стало единственной формой, обеспечившей возможность не прерывать образовательный процесс, что также указывают на необходимость дальнейшего развития методологической базы данной формы обучения. Несмотря на все достоинства онлайн обучения, его широкое внедрение в практику учебных заведений вызывает серьезные споры как в среде специалистов-исследователей, так и среди самих обучаемых и их родителей. Данная работа представляет собой попытку проанализировать сильные и слабые стороны этой формы обучения, а также выяснить оптимальное соотношение времени, которое должно выделяться на дистанционные курсы и контактную работу студентов с преподавателем.

На сайте бизнес-школы Kogio можно прочитать следующее: «Мы делаем современное бизнес-образование доступным, используя передовые технологии онлайн-обучения. ... Онлайн-обучение (e-leaming, дистанционное обучение, электронное обучение) - это метод получения новых знаний с помощью Интернета в режиме реального времени».1

Российские и зарубежные исследователи говорят о росте популярности этой формы образования, что во многом обусловлено развитием интернет технологий.

Рассуждая о достоинствах и недостатках онлайн образования Диренда Кумар справедливо заметил: «Также, как и самолет в начале 20-го века, в 1970-х и 1980-х годах термин «онлайн» не был популярным. В начале 1990-х интернет только развивался и общество относилось к онлайн-курсам не так, как сегодня. Мы живем в 21 веке, когда возможно и приемлемо все. Например, студенты учатся дома / на рабочем месте, используя компьютер, это и есть онлайн-обучение / Обучение» [2].

Хочется отметить, что российское бизнес сообщество, нацеленное на получение знаний с минимальными временными затратами, которые можно немедленно применить на практике, высказывается в поддержку этой формы обучения. На сайте «Альянс свободных предпринимателей» перечисляются такие достоинства онлайн образования, как гибкий график, возможность осуществлять процесс обучения из любого места, низкая стоимость, высокое

1 Kogio -[Электронный ресурс]. - URL: https://kogio.ru/faq/general/elearning/ (дата обращения 18.02.20). Страница 2 из 11

Преимущества и недостатки онлайн обучения

17PDMN420

https:// mir-nauki. com

качество подготовки: «Зачастую в университетах мы получаем знания у теоретиков, а на деле оказывается все совсем не так, как нас учили».2

Специалисты считают, что эта новая форма обучения открывает новые возможности: «за три-шесть месяцев можно полностью поменять профессию и изменить свою жизнь. Можно учиться на инженера, но пройти курс по SMM и бросить университет, чтобы создать свое агентство. Можно работать в наружной рекламе, а потом уйти в digital и развиваться в интернет-маркетинге или программировании, несмотря на то, что слова: «HTML» и «CSS» услышал впервые только на курсах. Можно уволиться из цеха горно-рудного производства и начать заниматься копирайтингом или контент-маркетингом».3

Следует отметить, что мнение преподавателей вузов совпадает с мнением представителей бизнес сообщества в том, что дистанционное образование удовлетворяет потребности взрослых обучающихся, стремящихся расширить профессиональную квалификацию за счет обучения по программам дополнительного профессионального образования или на курсах повышения квалификации [3].

Преподаватели вузов также отмечают возможность лучшей организации учебного процесса и материала с помощью, например, открытых онлайн курсов.

Кроме того, ресурсы Интернета, расширяют содержание учебника аутентичной и актуальной информацией, которая способствует повышению мотивации к обучению [4].

Проанализировав суждения о достоинствах и недостатках массовых открытых онлайн-курсов (МООК), высказанных участниками программ по созданию и использованию онлайн-курсов, реализуемых Томским региональным центром компетенций в области онлайн-обучения (ТРЦКОО) на базе Института дистанционного образования У.С. Захарова и К.И. Танасенко отмечают такое достоинство «онлайн-курсов, как возможность с их помощью построить индивидуальную траекторию как для обучения студента в целом, так и для решения конкретной стоящей перед ним задачи. Индивидуальным запросом может стать, помимо прочего, быстрое изучение предмета: студент желает пойти на опережение своей программы или, наоборот, нагнать ее, если по какой-то причине выпадал из учебного процесса» [5].

Курицина Г.В. отмечает влияние экономических факторов на распространение дистанционного обучения. «Стоимость обработки, хранения и передачи информации в сети неуклонно снижается, в то время как традиционное очное образование является малодоступным для жителей регионов, удаленных от центов» [6].

Необходимо также учитывать психологическую составляющую данного вопроса: по данным исследования, проведенного учеными МГУ им. М.В. Ломоносова, слушателями онлайн курсов в России в основном являются люди молодого возраста от 18 до 24 лет [7], т. е. представители поколения «Y» и очень скоро к ним присоединиться поколение «Z», которые ощущают себя в киберпространстве совершенно комфортно, для них вопрос получения образования в режиме онлайн не является проблемой4.

2 Альянс свободных предпринимателей. [Электронный ресурс]. - URL: https://union-sp.ru/blog/pluysy-i-minusy-online-obucheniya/ (дата обращения 21.02.20).

3 Далия Мухамедзянова. Что такое онлайн-образование, и как оно работает. [Электронный ресурс]. - URL: https://hightech.fm/2017/08/02/netology-2 (дата обращения 23.02.2020).

4 Karen Gilchrist. How millennials and Gen Z are reshaping the future of the workforce. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cnbc.com/2019/03/05/how-millennials-and-gen-z-are-reshaping-the-future-of-the-workforce.html (дата обращения 29.04.20).

Страница 3 из 11

17PDMN420

Однако, с другой стороны, исследователи говорят и о серьезных проблемах, связанных с данной формой обучения. В частности, Е.В. Фадеев в своем исследовании поднимает справедливый вопрос: «Насколько мы можем быть уверены, что все контрольные задания, тесты и т. п. выполнял именно этот студент, а не кто-то другой?» [8]. Отсюда следует, что вуз, выдающий дипломы таким выпускникам, не может гарантировать качество их подготовки и, следовательно, право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью.

Данные вопросы напрямую связаны с самодисциплиной обучаемых, которая является условием, обеспечивающим полное прослушивание и изучение ими материалов онлайн курса. Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что только 10-11 % слушателей полностью завершают курс обучения в онлайн формате [7], а 15 % завершивших - это уже большой успех [9].

Не следует забывать и о проблеме сертификации, которая «подразумевает под собой проблему признания сертификатов, дипломов, программ дистанционного обучения» [5].

На данный момент нет четкого понимания статуса специалистов с дипломом о получении образования в онлайн формате, у работодателя справедливо могут возникнуть сомнения в профпригодности такого специалиста, поскольку на сегодняшний день не существует данных об эффективности таких сотрудников.

Кроме того, вызывают обеспокоенность «активно обсуждаемые в СМИ прогнозы замены преподавателей онлайн-курсами...» [5], возможное сокращение заработной платы преподавательского состава, что требует разработки и «доведения до сведения всех заинтересованных сторон нормативно-правовых документов, фиксирующих права и обязанности преподавателей, разрабатывающих и использующих онлайн-курсы, в условиях смешанного обучения» [5].

Онлайн курсы, предлагаемые ведущими российскими вузами

Сегодня все современные учебные заведения, включая такие передовые, как ВШЭ, МГУ, РУДН, МГИМО разрабатывают и предлагают слушателям онлайн курсы в самых разных областях, начиная с педагогики и медицины и заканчивая финансами, бизнесом и экономикой.

Нами был проведен анализ основных направлений, по которым современные университеты проводят обучение в дистанционном режиме. В первую очередь, предлагаемые направления подготовки зависят от специфики вуза, например, ВШЭ разработала большое количество курсов, связанных с экономикой и финансами: «Экономика для не экономистов», «Российская экономика: полный курс», «Экономика и управление компанией: как достичь устойчивого развития», «Российская экономика: отраслевые и финансовые рынки и общественный сектор», «Бухгалтерский учет». Кроме того, поскольку на базе ВШЭ работают ведущие специалисты в области педагогики, университет организовал «Базовый курс методики обучения иностранным языкам», «Возможно ли воспитывать детей «правильно»?

На базе ВШЭ разработаны такие практические прикладные курсы, как «Методы и средства защиты информации», «Документы и презентации в LaTex», «Как найти свою первую работу? Практический курс для студентов вузов», здесь даже предлагают курс «Математический английский».5

Как известно, МГУ специализируется на разработке научно-академических направлений. На сайте университета размещены объявления о наборе на такие уникальные

5 Онлайн образование в НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. - URL: https://online.hse.ru/ (дата обращения 21.02.2020).

онлайн курсы, как «Аналитическая геометрия», «Биофизика», «Ботаника: низшие растения», «Введение в квантовые вычисления», «Генетика», «Динамическая вулканология», «История классической японской литературы», «Как химия объясняет и изменяет окружающий мир», «Классическая персидская литература».6

МГИМО разработал онлайн курсы по нескольким направлениям. Финансы: «Международные финансы», «Пути выхода на фондовый рынок для частных инвесторов», «Платежные системы в цифровой экономике», «Международные и национальные рейтинговые агентства», менеджмент: «Цифровая трансформация», «Государственно-частное партнерство в инфраструктурном развитии России», политология: «Технология ведения международных переговоров».'

РУДН предлагает курсы в области медицины: «Применение лазерных технологий в эстетической медицине», «Практические аспекты применения лазерных и инъекционных методик в эстетической медицине».8

Составителями подобных курсов являются опытные преподаватели. После прослушивания видео лекций студенты выполняют проверочные тесты в режиме онлайн. Следует признать, что преподаватели-составители лекций готовятся к их записи максимально тщательно, поскольку после их публикации у них нет возможности внести в представленный материал коррективы.

Анализ результатов использования материалов онлайн курсов в обучении студентов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Студентам МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) регулярно предоставляется возможность изучения подобных курсов, предметные области изучения зависят от направления подготовки обучаемых. Например, для студентов 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование. Иностранные языки» является обязательным изучение онлайн курса «Базовый курс методики обучения иностранным языкам», разработанного и записанного такими ведущими специалистами ВШЭ, как Е. Соловова и Е.А. Маркова. Хочется отметить, что разработчики предложили очень интересный и полезный материал. Информация хорошо структурирована, что облегчает ее восприятие слушателями, доказательством чему служат высокие баллы, полученные студентами во время финального теста. Из пятнадцати обучаемых 10 получили более 60 баллов, причем четверо студентов заработали больше 90 баллов.

Студенты направления подготовки «Дизайн» изучали курс «История дизайна», направлению «Конструирование изделий легкой промышленности» было предложено проработать курс «Физическая культура», первокурсники направления подготовки «Педагогическое образование» работали над курсом «Правоведение», третьекурсники направления «Психолого-педагогическое образование» взяли курс по русскому языку и культуре речи, студентам-второкурсникам того же направления подготовки дали возможность окунуться в курс по философии, студенты - будущие психологи получили дополнительные знания с помощью курса «Психология», обучаемые направления подготовки «Управление персоналом» работали над курсом «Логика» и, наконец, студенты второго курса направления

6 Онлайн-курсы Московского университета. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.msu.ru/ad/onlayn-kursy-moskovskogo-universiteta.html (дата обращения 21.02.2020).

7 Онлайн-курсы МГИМО. [Электронный ресурс]. - URL: https://online.mgimo.ru/ (дата обращения 21.02.2020).

8 Российский университет дружбы народов. Дополнительное профессиональное образование. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dpo.rudn.ru/learning/ (дата обращения 21.02.2020).

«Реклама и связи с общественностью» работали над курсом «Элективные модули дисциплины по физической культуре и спорту».

Важно отметить, что материал, с которым студенты знакомились в режиме онлайн, затем обсуждался и прорабатывался ими с преподавателем во время практических аудиторных занятий. Например, обучаемые направления подготовки «Педагогическое образование», прослушавшие курсы по методике обучения иностранным языкам, готовили фрагменты уроков, заполняли технологическую карту, опираясь на полученные знания.

Кроме того, для многих студентов новые знания послужили основой для составления научных статей, опять же под руководством преподавателя.

Другими словами, участие педагогов в данном процессе помогло преодолеть целый ряд негативных моментов, связанных с онлайн образованием, о которых говорят многие исследователи, прежде всего недостаток реального общения, которое может привести даже к «потере человеческого облика».9

Кроме того, если онлайн курс разумно комбинируется с офлайн семинарами, для обучаемых снимается проблема, связанная с необходимостью тратить дополнительное время на самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы. Еще одно преимущество -студенты, которым необходимо отчитываться перед преподавателем о результатах онлайн тестирования, не могут себе позволить проявить слабоволие и перестать заниматься. И самое главное: не следует забывать о такой функции высшего образования, как воспитательный процесс, осуществление которого возможно только в ходе контактной работы преподавателя с обучаемыми. Специалисты справедливо полагают, что полноценное воспитание современный культурный человек получает с высшим образованием, в связи с чем в современных университетах необходима всесторонняя программа нравственного воспитания, чтобы помочь студентам определить свою нравственную сущность [10].

Контактная работа преподавателей со студентами как нельзя лучше восполняет пробел в обучении и воспитании студентов, который образуется при самоизоляции. С целью определения положительного и отрицательного эффекта от проведения занятий в режиме онлайн на базе МГУТУ (ПКУ) был проведен опрос среди 87 студентов, прошедших онлайн обучение. В анкетировании принимали участие студенты следующих направлений подготовки: «Реклама и связи с общественностью», «Конструирование швейных изделий», «Управление персоналом», «Сервис», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Педагогическое образование».

Анкета содержала следующие вопросы:

1. Занятость. Подчеркните нужное:

• я только учусь;

• я совмещаю обучение в университете с работой на неполный рабочий день.

2. Оцените качество прослушанного вами онлайн курса по десятибалльной шкале от 1 до 10.

3. Оцените, насколько вам пригодятся полученные знания в вашей дальнейшей профессиональной деятельности по шкале от 1 до 10.

9 Борисенок Нонна. Онлайн-образование: за и против. Что надо знать родителям об онлайн-обучении детей. Working mama [Электронный ресурс]. - URL: http://workingmama.ru/articles/onlajn-obrazovanie_za_i_protiv/ (дата обращения 24.02.20).

4. Какая форма обучения является предпочтительной при изучении теоретических курсов в университете? Подчеркните нужное:

• онлайн;

• офлайн;

• лекции в режиме онлайн, сопровождаемые семинарскими занятиями в режиме офлайн.

5. Каким должно быть соотношение количества онлайн курсов к офлайн курсам, предлагаемых в вашем университете? (например, 50:50 или другое).

Результаты проведенного опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса студентов

1. Занятость. Подчеркните нужное:

• я только учусь 59 %

• я совмещаю обучение в университете с работой на неполный рабочий день 41 %

2. Оцените качество прослушанного вами онлайн курса по десятибалльной шкале от 1 до 10. 6 из 10 - 2 %

Оценка прослушанного курса Количество респондентов в процентном соотношении

8 из 10 70 %

9 из 10 20 %

10 из 10 8 %

3. Оцените, насколько вам пригодятся полученные знания в вашей дальнейшей профессиональной деятельности по шкале от 1 до 10.

Оценка актуальности полученных знаний Количество респондентов в процентном соотношении

6 8 %

7 22 %

8 70 %

4. Какая форма обучения является предпочтительной при изучении теоретических курсов в университете? Подчеркните нужное:

• онлайн;

• офлайн;

• лекции в режиме онлайн, сопровождаемые семинарскими занятиями в режиме офлайн.

Форма обучения Количество респондентов в процентном соотношении

онлайн 0

офлайн 20 %

лекции в режиме онлайн, сопровождаемые семинарскими занятиями в режиме офлайн 80 %

6. Каким должно быть соотношение количества онлайн курсов к офлайн курсам, предлагаемых в вашем университете? (например, 50:50 или другое).

Обучение в формате «онлайн» Обучение в формате «офлайн» Количество респондентов в процентном соотношении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 % 50 % 60 %

70 % 30 % 27 %

10 % 90 % 13 %

Интересно, что 80 % опрошенных согласились с тем, что онлайн лекции должны сопровождаться практическими и семинарскими занятиями в режиме офлайн (вопрос №3). На наш взгляд данный результат свидетельствует о степени заинтересованности студентов в

получении качественного образования и представляет собой показатель их доверия к уровню компетентности преподавателей вуза.

Что касается соотношения количества онлайн курсов к курсам офлайн, то здесь ответ обучаемых часто напрямую зависел от их дополнительной занятости на подработках, помимо учебы в университете. Однако, даже работающие студенты в основном высказались в пользу соотношения онлайн курсов к курсам офлайн 50:50, из таблицы видно, что так ответили 60 % опрошенных, 27 % предложили соотношение 30 % онлайн курсов и 70 % курсов в режиме офлайн, в основном так ответили студенты направлений подготовки «Управление персоналом» и «Реклама и связи с общественностью», среди которых наименьшее количество работающих студентов. 13 % участников анкетирования предложили соотношение 90 % офлайн и 10 % онлайн курсов. 70 % о оценили прослушанные курсы на 8 баллов из 10 и согласились с тем, что полученные знания им пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что современные студенты видят перспективу в использовании онлайн курсов в обучении, однако следует подчеркнуть, что никто из них не высказался в пользу получения образования полностью в формате онлайн.

Проведенное исследование также показывает, что самая высокая посещаемость была зарегистрирована на курсах, имеющих реальный практический интерес для обучаемых, при этом о курсе по физической культуре у студентов были самые нелестные отзывы, что также свидетельствует о необходимости осуществления тщательного подхода при выборе курсов, которые могут преподаваться дистанционно.

Выводы

В последнее время события в мире развиваются таким образом, что разработка принципов и методов онлайн обучения становится особенно актуальной. Можно сказать, что обстоятельства, связанные с пандемией короновируса, создали условия для проведения глобального эксперимента в области онлайн образования, результаты которого будут окончательно проанализированы после ее окончания.

Однако, уже сегодня, на основании существующих данных и проведенного исследования, можно с уверенностью говорить о существовании целого ряда объективных предпосылок дальнейшего развития онлайн обучения. Невозможно игнорировать современные реалии, которые диктуют быстрый темп жизни, как показывает практика, зачастую онлайн обучение обеспечивает современному человеку возможность успеть выполнить все намеченные задачи, важно также учитывать, что интернет технологии являются частью повседневной жизни современного поколения студентов, в связи с чем их необходимо интегрировать в образовательный процесс, тем более, что при разумном подходе к их использованию преподаватель получает возможность значительно повысить качество своей работы.

Однако онлайн обучение не может полностью заменить традиционные формы под руководством преподавателя, что обусловлено как психологическими факторами, человеку необходим социум для полноценной жизнедеятельности и саморазвития, вопросами воспитания, так и факторами, связанными с качеством образования. Опытный преподаватель, работающий долгие годы по научному направлению, связанному с читаемой дисциплиной, имеет собственный уникальный взгляд на проблемы, интересующие студентов, он может осветить их с совершенно неожиданной, новой точки зрения, которая, возможно, не является общепринятой. Живая дискуссия преподавателя со студентами обеспечивает последним возможность самостоятельно добраться до истины и впоследствии стать уникальными специалистами. Кроме того, контроль за учебной деятельностью обучаемых со стороны

преподавателя обеспечивает более полное и тщательное освоение ими учебного материала, осуществление которого возможно только в ходе контактной работы. Вуз в свою очередь, не потеряет право выдавать выпускникам дипломы, подтверждающие их профессиональную квалификацию.

Ответственным ведомствам предстоит большая работа по определению требований и нормативов к программам дистанционного обучения, которые должны учитывать целый ряд факторов, включая негативное влияние электромагнитных излучений от компьютеров на здоровье обучаемых, техническое оснащение вузов, доступ к интернет ресурсам и технологиям студентов, права и обязанности преподавателей, разрабатывающих и интегрирующих онлайн курсы в свою деятельность.

В связи со всем вышесказанным во главу угла следует ставить целесообразность введения обучения в дистанционном формате. При работе со студентами очной формы обучения, крайне важно соблюдать разумное соотношение часов, выделяемых на работу в режиме онлайн с работой под руководством преподавателя.

При этом, нельзя игнорировать новые возможности, предоставляемые онлайн технологиями, студентам вечерней и особенно заочной форм обучения. Они переводят их на качественно новый уровень, так как при правильной организации учебного процесса позволяют студентам чаще общаться с преподавателями в режиме онлайн, что позволит им принимать более активное участие в учебном процессе, преподаватель же в свою очередь может обеспечить более качественный контроль уровня усвоения учебной информации и оценивания студентов во время сессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мадеев, Н.Е., Зилько В.Э. История развития дистанционного обучения // Молодой ученый. - 2017. - № 21 (155). - С. 16-18.

2. Диренда Кумар Pros and Cons of Online Education // Industry Expansion Solutions. NC State 2015. №WP-0815-0002.00 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ies.ncsu.edu/resources/white-papers/pros-and-cons-of-online-education/ (дата обращения 21.02.2020).

3. Быстрова Н.В., Цветкова К.Д. Технология дистанционного образования // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. №11 (vol.46).

4. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 2 (29). С. 68-72.

5. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании // Вопросы образования. Москва 2019. №3. С. 176-198.

6. Курицина Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в ВУЗЕ // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. №2. С. 34-48.

7. Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Портрет слушателя открытого онлайн-курса // Высшее образование в России. 2017. № 10 (215). С. 149-155.

8. Фадеев Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения. Мир культуры, науки, образования. №3 (64) 2017.

9. Кузьминов Я.И. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия. - М. Карной. // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.

10. Бок Д. «Университеты и будущее Америки». М.: Издательство Московского университета 1993, 123 стр.

Semaeva Ol'ga Vladimirovna

Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7457-1314

Distance learning in the context of modern realities

Abstract. The paper presents the results of a study conducted to determine the optimal ratio of time allocated to online and offline courses in the framework of University education. Despite the high demand for effective online courses, their introduction into the educational process of universities causes a mixed reaction, both from teachers and students of universities. Today, leading universities in the country offer students of both correspondence, evening, and full-time departments distance learning courses in various fields such as pedagogy, medicine, Finance, business, Economics, etc. A survey was conducted on the basis of the Moscow State University of Management and Technology (The First Cossack University) in order to determine the relevance and effectiveness of distance learning courses. Students of the 2nd and 3rd courses of the following training areas: "Pedagogical education", "Design", "Garments Design", "Psychological and pedagogical education", "Personnel Management" and "Advertising and public relations" had to answer questions on their attitude to the distance courses they had done. The results of the research show that online learning can not completely replace traditional forms under the guidance of a teacher due to both psychological factors and factors related to the quality of education. However, it is necessary to build an educational process that provides a reasonable combination of distance and classroom-training courses, taking into account the realities of the modern information society. To date, the reasonable introduction of distance courses, guided by experienced teachers, in the curricula of universities, can ensure the maximum effectiveness of the training process.

Keywords: information society; distance learning; higher education; classroom activities; questionnaires; psychological factor; educational process; contact work

REFERENCES

1. Madeev, N.E., Zilko V.E. History of distance learning development // Young scientist. - 2017. - № 21 (155). - Pp. 16-18.

2. Derenda Kumar Pros and Cons of Online Education // Industry Expansion Solutions. NC State 2015. №WP-0815-0002.00 [Electronic resource]. - URL: https://www.ies.ncsu.edu/resources/white-papers/pros-and-cons-of-online-education/ (accessed 21.02.2020).

3. Bystrova N.V., Tsvetkova K.D. Technology of distance education // Education and Science in Russia and Abroad. 2018. №11 (vol.46).

4. Vladimirova L.P. Distance Learning of Foreign Languages: Specifics and Prospects // Foreign Languages in Higher Education. 2014. No. 2 (29). Pp. 68-72.

5. Zakharova U.S., Tanasenko K.I. Mass Open Online Courses in Higher Education // The Issue of Education. Moscow 2019. № 3. P. 176-198.

6. Kuritsyna G.V. Essential and Content Characteristics of Distance Learning in Higher Education // Bulletin of the Buryat state University. Education. Personality. Society. 2016. №2. Pp. 34-48.

7. Popova L.V., Marfenin N.N., Pekker P.L. Portrait of an Open Online Course Listener // Higher Education in Russia. 2017. № 10 (215). Pp. 149-155.

8. Fadeev E.V. Organizational and Psychological Problems of Distance Learning. The World of Culture, Science, and Education. №3 (64) 2017.

9. Open Discussion. Ya.I. Kuzminov - M. Karnoy. Online Learning: How it Changes the Structure of Education and the Economy of the University // The Issue of Education. 2015. №3. Pp. 8-43.

10. Bok D. "Universities and the future of America" Moscow: Moscow University Press 1993, 123 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.