Научная статья на тему 'Дистанционное обучение - цели, задачи, особенности, характеристика, Проблемы'

Дистанционное обучение - цели, задачи, особенности, характеристика, Проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14735
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов В. В.

Проведен анализ целей, задач, особенностей, характеристики и проблемы дистанционного обучения и на его основе предложены возможные стратегии развития дистанционного обучения, а также перспективные направления для дальнейших исследований. Произ-ведена попытка оценки создания дистанционного обучения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение - цели, задачи, особенности, характеристика, Проблемы»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.681.3

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ

© 2003 г. В.В. Богданов

Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии дистанционного обучения (ДО), выявил общие (присущие всем) организационные особенности [1-5]:

- непрерывность обучения;

- открытость и индивидуальный подход в проведении учебного процесса;

- централизм, с центром ДО на базе ведущего вуза и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;

- наличие преподавателей-консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам.

Цели дистанционного обучения:

• предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее рубежами;

• повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений;

• возможность получения как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью;

• расширение образовательной среды в России с целью наиболее полного удовлетворения потребностей и прав человека в области образования;

• интеграция с очной и заочной формами обучения путем совершенствования и развития их;

• создание условий для непрерывного образования;

• обеспечение принципиально нового уровня доступности образования при сохранении его качества.

ДО должно содействовать решению таких социально значимых задач [4-6], как:

• повышение уровня образованности общества и качества образования;

• реализация потребностей населения в образовательных услугах;

• удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

• повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

• сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

• развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства;

• решение геополитических задач.

Особенностями дистанционного образования являются: гибкость, модульность, дальнодействие, асин-хронность, охват, рентабельность.

Принципами функционирования единой системы дистанционного образования (ЕСДО) являются: децентрализация, демократизация, глобализация, регионализация, непрерывность, интеграция, экономичность, маркетинг, самофинансирование, рекламная и издательская деятельность.

Характеристика дистанционного образования

ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие:

• одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

• изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

• изменения отношений между учебными заведениями;

• возникновение устойчивых традиций.

Сейчас можно предсказать появление новых технологий в сфере ДО. Почти все они - цифровые. Они включают в себя программы гипермедиа, что позволяет обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступные через Интернет и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.

Взрыв технологических новаций изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории. С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становится частью инфраструктуры учебного

заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. В то же время технологическая инфраструктура дистанционного образования растекается за пределы учебных заведений, разрабатывающих дистанционные методики обучения. В настоящее время ДО и высшее образование находятся в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. Назревает переосмысление роли образования, теперь менее зависимого от географического положения и более - от интересов профессиональных сообществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных программ.

Новые технологии, среды и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением методов ДО.

Укажем несколько возможных стратегий развития

ДО.

1. Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможно -стей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.

3. Учебным заведениям необходимо уяснить для себя цели и перспективы ДО, определить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на вопросы: какие учебные программы выиграют от внедрения ДО; насколько глубоко следует внедрять ДО.

Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия. Она должна отражать потенциальные отношения со средней школой, техникумами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.

Основными преимуществами дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) являются [1-3]:

• обеспечение удобными средствами для обучения или общения;

• широкие возможности для групповой работы;

• более успешное общение с преподавателем (методистом);

• сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);

• свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

• удобство при ведении личных дел учащихся;

• возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

• возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

В качестве малоизученных проблем, являющихся перспективными направлениями для дальнейших исследований, предлагаются [1, 5, 7]:

• влияние асинхронности и общения путем переписки на структуру учебного курса;

• возможное влияние систем, ориентированных на использование графики, на структуру учебного курса;

• пути разработки курсов, не просто повторяющих традиционные, но содержащих новые, уникальные типы опыта обучения;

• педагогические аспекты использования полной записи материала;

• организация групповой работы с использованием КДО;

• правильная организация доступа студентов к информационным ресурсам, например сетевым журналам и базам данных, дискуссионным группам;

• пути использования КДО в учебных курсах совместно с мультимедиа.

Экономическая эффективность дистанционной образовательной технологии оценивается по следующим параметрам:

- экономия при увеличении масштабов;

- высвобождение преподавателей, осуществлявших традиционное обучение;

- использование существующей материальной базы: помещений, оборудования, инфраструктуры.

Структура ДО в регионе

Ключевым вопросом для будущего дистанционного образования в России является развитие инфраструктуры ДО в регионах [5]. Причем в качестве регионов необходимо рассматривать субъекты Российской Федерации в силу следующих факторов:

• необходима всесторонняя поддержка развития системы ДО со стороны местных властей и бюджетов, а администрации областей, краев, республик объективно заинтересованы в развитии СДО на своих территориях, и можно реально рассчитывать на их всестороннюю, в том числе и финансовую, поддержку;

• исторически в большинстве регионов транспортная, коммуникационная и прочие инфраструктуры, которые необходимо задействовать в процессе создания и развития СДО, строятся по иерархической схеме [1].

Наиболее приемлемой технологией для ДО в России сейчас и на обозримую перспективу является использование компьютерных сетей, сочетающее возможность контакта преподавателя с обучаемым

(в том числе и в реальном масштабе времени) и относительную дешевизну. В настоящее время даже на периферии в основном готова инфраструктура коммуникаций для широкого использования сетевых технологий в образовании. Таким образом, даже в отдаленных районах уже имеется техническая возможность вести ДО с использованием современных сетевых технологий. Сейчас активно ведутся работы по обеспечению доступа к Интернету из районов, созданию скоростных линий связи. Конечно, для реализации массового ДО с использованием сетей предстоит еще много сделать (дополнительные шлюзы, подключение новых учебных заведений к сетям, отработка методики обучения и пр.), однако использование сетевых технологий в создаваемых сейчас курсах ДО является требованием не завтрашнего, а сегодняшнего дня.

Центральная роль в структуре организации ДО принадлежит региональному центру ДО, функциями которого являются:

• организация обучения групп слушателей с использованием КДО;

• исследование технических возможностей организации ДО в регионе и содействие развитию соответствующей инфраструктуры;

• исследование потребностей региона в ДО;

• подготовка кадров преподавателей-разработчиков курсов и тьюторов ДО, а также специалистов по организации и управлению этим видом обучения;

• методическая и, возможно, техническая помощь учебным заведениям и организациям региона в области ДО;

• рекламно-пропагандистская деятельность с целью привлечения внимания общественности к возможностям и услугам ДО, создания благоприятного общественного мнения о нем в регионе;

• производство и тиражирование учебных средств ДО, помощь преподавателям региона в подготовке КДО и разработке мультимедиа, видео и прочих курсов;

• координация развития региональной СДО;

• информационное обеспечение ДО в регионе (ведение региональных баз данных и конференций по ДО, отражение наиболее интересной информации по ДО из-за пределов региона на местном сервере).

Региональный центр ДО целесообразно создавать при одном из ведущих вузов региона с привлечением технической базы ЦНИТ и центров информатизации высшей школы. При остальных вузах целесообразно создать центры (факультеты) ДО, функциями которых должны стать:

• ДО слушателей с использованием привлеченных и собственных курсов;

• совместная образовательная деятельность с ведущими вузами, осуществляющими ДО;

• содействие преподавателям вуза в подготовке КДО;

• продвижение на рынок услуг ДО в сфере деятельности вуза.

Особо важная роль принадлежит центрам (кабинетам) ДО в периферийных районах страны [6, 7].

Кубанский государственный аграрный университет

Они должны быть развернуты на базе имеющихся учебных заведений (колледжей, техникумов, школ). Для обеспечения доступа широких масс населения к услугам ДО необходимо развернуть хотя бы по одному такому центру в каждом районе. К оснащению таких центров предъявляются следующие требования:

• компьютерный класс, подключенный к глобальной сети;

• аудио- и видеоаппаратура.

В региональную СДО также войдут:

• кабинеты ДО в школах, техникумах и колледжах, что позволит использовать КДО для соответствующих категорий учащихся;

• ведомственные центры ДО.

Проблемы ДО

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами [1, 3, 7]. Основными из них являются следующие:

1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами.

2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования. Однако существует подобная проблема разницы аналогичных курсов в различных российских учебных заведениях или на схожих специальностях даже одного университета. Это может стать существенной проблемой при реализации трехуровневой модели подготовки в СДО.

3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования.

4. Выработка приоритетов в ситуациях, когда национальные интересы и культурные традиции могут существенно различаться.

5. Проблема стратегического планирования, например, решение вопроса о том, кому, какие и где предоставить курсы.

6. Проблема коммуникаций и стандартов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Разница во времени на больших территориях.

8. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов.

Литература

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М., 1997.

2. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование. 1993. № 2.

3. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. 1995. № 3.

4. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. М., 1995.

5. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1993.

6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.

7. Меськов В.С. О состоянии и перспективах создания СДО в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.

4 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.