ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.681.3
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ
© 2003 г. В.В. Богданов
Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии дистанционного обучения (ДО), выявил общие (присущие всем) организационные особенности [1-5]:
- непрерывность обучения;
- открытость и индивидуальный подход в проведении учебного процесса;
- централизм, с центром ДО на базе ведущего вуза и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;
- наличие преподавателей-консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам.
Цели дистанционного обучения:
• предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее рубежами;
• повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений;
• возможность получения как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью;
• расширение образовательной среды в России с целью наиболее полного удовлетворения потребностей и прав человека в области образования;
• интеграция с очной и заочной формами обучения путем совершенствования и развития их;
• создание условий для непрерывного образования;
• обеспечение принципиально нового уровня доступности образования при сохранении его качества.
ДО должно содействовать решению таких социально значимых задач [4-6], как:
• повышение уровня образованности общества и качества образования;
• реализация потребностей населения в образовательных услугах;
• удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
• повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
• сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;
• развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства;
• решение геополитических задач.
Особенностями дистанционного образования являются: гибкость, модульность, дальнодействие, асин-хронность, охват, рентабельность.
Принципами функционирования единой системы дистанционного образования (ЕСДО) являются: децентрализация, демократизация, глобализация, регионализация, непрерывность, интеграция, экономичность, маркетинг, самофинансирование, рекламная и издательская деятельность.
Характеристика дистанционного образования
ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие:
• одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;
• изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;
• изменения отношений между учебными заведениями;
• возникновение устойчивых традиций.
Сейчас можно предсказать появление новых технологий в сфере ДО. Почти все они - цифровые. Они включают в себя программы гипермедиа, что позволяет обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступные через Интернет и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.
Взрыв технологических новаций изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории. С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становится частью инфраструктуры учебного
заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. В то же время технологическая инфраструктура дистанционного образования растекается за пределы учебных заведений, разрабатывающих дистанционные методики обучения. В настоящее время ДО и высшее образование находятся в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. Назревает переосмысление роли образования, теперь менее зависимого от географического положения и более - от интересов профессиональных сообществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных программ.
Новые технологии, среды и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением методов ДО.
Укажем несколько возможных стратегий развития
ДО.
1. Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.
2. Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможно -стей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.
3. Учебным заведениям необходимо уяснить для себя цели и перспективы ДО, определить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на вопросы: какие учебные программы выиграют от внедрения ДО; насколько глубоко следует внедрять ДО.
Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия. Она должна отражать потенциальные отношения со средней школой, техникумами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.
Основными преимуществами дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) являются [1-3]:
• обеспечение удобными средствами для обучения или общения;
• широкие возможности для групповой работы;
• более успешное общение с преподавателем (методистом);
• сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);
• свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
• удобство при ведении личных дел учащихся;
• возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;
• возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.
В качестве малоизученных проблем, являющихся перспективными направлениями для дальнейших исследований, предлагаются [1, 5, 7]:
• влияние асинхронности и общения путем переписки на структуру учебного курса;
• возможное влияние систем, ориентированных на использование графики, на структуру учебного курса;
• пути разработки курсов, не просто повторяющих традиционные, но содержащих новые, уникальные типы опыта обучения;
• педагогические аспекты использования полной записи материала;
• организация групповой работы с использованием КДО;
• правильная организация доступа студентов к информационным ресурсам, например сетевым журналам и базам данных, дискуссионным группам;
• пути использования КДО в учебных курсах совместно с мультимедиа.
Экономическая эффективность дистанционной образовательной технологии оценивается по следующим параметрам:
- экономия при увеличении масштабов;
- высвобождение преподавателей, осуществлявших традиционное обучение;
- использование существующей материальной базы: помещений, оборудования, инфраструктуры.
Структура ДО в регионе
Ключевым вопросом для будущего дистанционного образования в России является развитие инфраструктуры ДО в регионах [5]. Причем в качестве регионов необходимо рассматривать субъекты Российской Федерации в силу следующих факторов:
• необходима всесторонняя поддержка развития системы ДО со стороны местных властей и бюджетов, а администрации областей, краев, республик объективно заинтересованы в развитии СДО на своих территориях, и можно реально рассчитывать на их всестороннюю, в том числе и финансовую, поддержку;
• исторически в большинстве регионов транспортная, коммуникационная и прочие инфраструктуры, которые необходимо задействовать в процессе создания и развития СДО, строятся по иерархической схеме [1].
Наиболее приемлемой технологией для ДО в России сейчас и на обозримую перспективу является использование компьютерных сетей, сочетающее возможность контакта преподавателя с обучаемым
(в том числе и в реальном масштабе времени) и относительную дешевизну. В настоящее время даже на периферии в основном готова инфраструктура коммуникаций для широкого использования сетевых технологий в образовании. Таким образом, даже в отдаленных районах уже имеется техническая возможность вести ДО с использованием современных сетевых технологий. Сейчас активно ведутся работы по обеспечению доступа к Интернету из районов, созданию скоростных линий связи. Конечно, для реализации массового ДО с использованием сетей предстоит еще много сделать (дополнительные шлюзы, подключение новых учебных заведений к сетям, отработка методики обучения и пр.), однако использование сетевых технологий в создаваемых сейчас курсах ДО является требованием не завтрашнего, а сегодняшнего дня.
Центральная роль в структуре организации ДО принадлежит региональному центру ДО, функциями которого являются:
• организация обучения групп слушателей с использованием КДО;
• исследование технических возможностей организации ДО в регионе и содействие развитию соответствующей инфраструктуры;
• исследование потребностей региона в ДО;
• подготовка кадров преподавателей-разработчиков курсов и тьюторов ДО, а также специалистов по организации и управлению этим видом обучения;
• методическая и, возможно, техническая помощь учебным заведениям и организациям региона в области ДО;
• рекламно-пропагандистская деятельность с целью привлечения внимания общественности к возможностям и услугам ДО, создания благоприятного общественного мнения о нем в регионе;
• производство и тиражирование учебных средств ДО, помощь преподавателям региона в подготовке КДО и разработке мультимедиа, видео и прочих курсов;
• координация развития региональной СДО;
• информационное обеспечение ДО в регионе (ведение региональных баз данных и конференций по ДО, отражение наиболее интересной информации по ДО из-за пределов региона на местном сервере).
Региональный центр ДО целесообразно создавать при одном из ведущих вузов региона с привлечением технической базы ЦНИТ и центров информатизации высшей школы. При остальных вузах целесообразно создать центры (факультеты) ДО, функциями которых должны стать:
• ДО слушателей с использованием привлеченных и собственных курсов;
• совместная образовательная деятельность с ведущими вузами, осуществляющими ДО;
• содействие преподавателям вуза в подготовке КДО;
• продвижение на рынок услуг ДО в сфере деятельности вуза.
Особо важная роль принадлежит центрам (кабинетам) ДО в периферийных районах страны [6, 7].
Кубанский государственный аграрный университет
Они должны быть развернуты на базе имеющихся учебных заведений (колледжей, техникумов, школ). Для обеспечения доступа широких масс населения к услугам ДО необходимо развернуть хотя бы по одному такому центру в каждом районе. К оснащению таких центров предъявляются следующие требования:
• компьютерный класс, подключенный к глобальной сети;
• аудио- и видеоаппаратура.
В региональную СДО также войдут:
• кабинеты ДО в школах, техникумах и колледжах, что позволит использовать КДО для соответствующих категорий учащихся;
• ведомственные центры ДО.
Проблемы ДО
Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами [1, 3, 7]. Основными из них являются следующие:
1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами.
2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования. Однако существует подобная проблема разницы аналогичных курсов в различных российских учебных заведениях или на схожих специальностях даже одного университета. Это может стать существенной проблемой при реализации трехуровневой модели подготовки в СДО.
3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования.
4. Выработка приоритетов в ситуациях, когда национальные интересы и культурные традиции могут существенно различаться.
5. Проблема стратегического планирования, например, решение вопроса о том, кому, какие и где предоставить курсы.
6. Проблема коммуникаций и стандартов.
7. Разница во времени на больших территориях.
8. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов.
Литература
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М., 1997.
2. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование. 1993. № 2.
3. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. 1995. № 3.
4. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. М., 1995.
5. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1993.
6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.
7. Меськов В.С. О состоянии и перспективах создания СДО в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.
4 октября 2002 г.