at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70717448/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).
20. Proizvoditel'nost' truda: nacional'nyjproekt [Labor productivity: national project]. Available at: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).
21. Sivaraman R. Chto takoe «cifrovizaciya» predpriyatiya? [What is the "digitalization" of the enterprise?]. Available at: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (accessed 08.09.2021). (In Russian).
22. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii [Modern digital educational environment in the Russian Federation]. Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Minutes No. 9 of October 25, 2016. Available at: https://legalacts. ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi (accessed 08.08.2021). (In Russian).
23. Uvarov A. U. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technology: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, p. 20. (In Russian).
24. Kofyrin N. Filosofiya cifrovogo mira [Philosophy of the digital world]. Available at: https://www.nikolaykofyrin.ru (accessed 08.08.2021). (In Russian).
25. Khalin V. G., Chernova G. V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossi-jskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy
and society: advantages, challenges, threats and risks]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski/viewer (accessed 08.08.2021). (In Russian).
26. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i drajvery razvitiya [Digital Transformation of Education and Development Drivers]. Available at: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya (accessed 08.08.2021). (In Russian).
27. Цифровая экономика Российской Федерации (2017 г.) [Digital economy of the Russian Federation (2017)]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).
28. Cifrovizaciya [Digitalization]. Wiktionary. Available at: https:// ru.wiktionary.org/wiki/digitalization (accessed 08.08.2021). (In Russian).
29. Cifrovizaciya [Digitalization]. Dictionary of Information Society and New Economy. Available at: https://information_society. academic.ru/392/Цифровизация_DIGITIZATION (accessed 08.08.2021). (In Russian).
30. Chernyshov A. G. Strategiya i filosofiya cifrovizacii [Strategy and philosophy of digitalization]. Power, 2018, vol. 26, no. 5, pp. 13-21. (In Russian).
31. Shepelova N. S., Shepelov N. N. [The main problems of digital transformation of higher education in Russia]. Economic Development Research journal, 2020, no. 2, pp. 46-52. (In Russian).
32. Kurakov L. P., Kurakov V. L., Kurakov A. L. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik [Economics and law: dictionary]. Moscow, 2004. (In Russian).
УДК/UDC 37:004 В. В. Смирнов, Е. В. Мягкова
V. Smirnov, E. Myagkova
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND CURRENT STATE
Введение. В статье рассмотрены особенности формирования знаний, умений при дистанционном обучении. Проведен теоретико-методологический анализ дистанционного обучения как образовательной проблемы. Описаны причины, по которым на современном этапе развития образования и экономики невозможно повсеместно внедрить дистанционное обучение в Российской Федерации.
Методология. Исследование проводилось посредством анализа отечественной и зарубежной литературы по заявленной проблеме.
Результаты. В работе выявлены и проанализированы механизмы формирования дистанционного образования, рассмотрены понятия «дистанционное обучение», «воспитание», показаны негативные тенденции, тормозящие внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс.
Заключение. В работе обобщены проблемы дистанционного образования, в том числе дистанционного обучения в современных российских образовательных организациях, отмечена специфика научно-исследовательской работы в этой области, обозначены перспективы дальнейших научных разработок данного проблемного поля.
Introduction. The article considers the socio-pedagogical features of the formation of knowledge and skills of students and students in the process of distance learning. The concepts of didactic teaching and upbringing are presented. Theoretical and methodological analysis of distance learning as an educational problem is carried out. The reasons why at the present stage of development of education and economy it is not possible to implement distance learning in the Russian Federation in all local areas are described.
Methodology. The study was conducted using the methods of theoretical analysis of domestic and foreign literature on the problem stated.
Results. The paper identifies and analyzes the mechanisms of distance learning formation. The concepts of "distance learning" and "education" are considered. The negative trends that hinder the implementation of distance learning in the educational process and mechanism of remote training are presented.
Conclusion. The paper presents the main conclusions on the problem of distance education, as well as the process of forming distance learning in modern Russian educational organizations. It notes the specifics of research work in this area, outlines the prospects for further scientific development of this problem field.
Ключевые слова: цифровое общество, дистанционное обучение, воспитание, ИКТ, СПО, ВО, интернет.
Keywords: digital society, distance learning, education, ICT, secondary vocational education, higher education, Internet.
Введение
На современном этапе информационного, цифрового развития общества все более востребованной становится система дистанционного обучения школьников и студентов. Современная система образования выходит на новый уровень развития, в связи с чем появляются новые направления обучения, такие как цифровое и дистанционное обучение и др. Параллельно с традиционными в образовательный процесс внедряются и дистанционные формы обучения. Унифицируются требования, предъявляемые современным информационным обществом к подготовке будущего специалиста, также происходит формирование новых ключевых компетенций - это и умение работать с большим количеством информации, мобильность, работа с новейшими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), умение самостоятельно искать нужные знания и информацию на образовательных сайтах и в сети Интернет.
Развитие информационно-коммуникационных технологий дает новые возможности традиционному классическому образованию в сфере развития дополнительного образования не только школьников и студентов, но и старшего поколения, также предоставляет возможность для дистанционной переподготовки и переквалификации специалистов без отрыва от производства, что существенно сокращает затраты на командировки и проживание в других регионах.
Понятие дистанционного обучения трактуется с позиции педагогического подхода как образовательная технология целенаправленного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся, находящихся на расстоянии от образовательного центра (школа, колледж, вуз).
Дистанционное обучение должно осуществляться как планомерный и целенаправленный процесс воздействия на сознание и личность субъекта обучения посредствам определенных форм, средств и методов с целью формирования у личности устойчивых познавательных знаний, убеждений, ценностей, связанных с наукой и образованием. С другой стороны, дистанционное обучение может выглядеть как процесс приобретения знаний и умений через опосредованный процесс передачи информации в форме информационного обмена на расстоянии.
С нашей точки зрения, дистанционное обучение может рассматриваться как целостная дидактическая система, направленная на вовлечение в активную познавательную и когнитивную деятельность обучающегося с целью закрепления им учебного материала.
Тем не менее, несмотря на все преимущества дистанционного обучения, все-таки его невозможно использовать при подготовке ряда специалистов, которым нужна обязательная постоянная практика, которую, к сожалению, невозможно заменить лучшими виртуальными моделями, приближенными к реальности.
Методология
Для того чтобы стала ясна суть дистанционного обучения, мы должны проанализировать и понять, возможно ли перевести классический процесс обучения, который также интегрирует в себе и воспитательную функцию, на дистанционные и цифровые рельсы. Надо признать, что в современном педагогическом сообществе мнения на данную проблему разделились. Одни авторы (А. А. Андреев, В. И. Солдаткин) считают, что на дистанционное обучение можно перевести только высшую школу и частично среднее профессиональное образование (СПО). Причем делать это нужно ступенчато и начинать с гуманитарных специальностей, но с каких - не уточняется. На наш взгляд, прежде чем внедрять в образовательную практику цифровые технологии, нужно разработать такие компьютерные программы, которые могли бы обеспечить бесперебойный трафик интернета, хорошее качество видео-и звукового сигнала, быстрый доступ к программному и методическому обеспечению занятия, значительно
увеличить время занятия: не 30-40 минут, а полноценный академический час - 90 минут. Также надо учитывать возможности обучающихся, так как не у каждого ученика (студента) может быть компьютер, ноутбук, а если и есть, то может не быть интерфейса специального оборудования (камеры, микрофона и т. д.). И это только одна сторона вопроса, а как быть с воспитательным процессом, который есть одна из сторон полноценного образования личности и которую никто не отменял.
По нашему мнению, воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности ребенка, подростка, молодого человека, который начинается с семьи, с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь. В современной педагогике воспитание представляет собой развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры, то есть ее мировоззрения, убеждений, идеалов, стремлений и интересов. В психологии воспитание рассматривается как деятельность по передаче новым поколениям социально-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности.
На основе сказанного можно сделать вывод, что сложно формировать и воспитывать положительные качества личности дистанционно, глядя в монитор компьютера. Тем не менее мы не будем акцентировать внимание на данном вопросе, так как ему в педагогической литературе посвящено большое количество публикаций.
Изучая проблему дистанционного обучения, мы проанализировали достаточно литературных источников по данной проблеме и пришли к выводу, что есть и третья проблема, связанная с данной формой обучения, которая обусловлена слабой подготовкой обучающихся к работе с компьютерной техникой, что приводит к неуверенности, а отсюда и нежелание работать в режиме дистанционного образования. В своей педагогической практике мы также сталкивались с определенным контингентом учащихся, которым тяжело овладеть компьютерными технологиями (включить звук, камеру, найти нужные задания, выполнить за отведенное время и выслать педагогу-наставнику ответы и решения).
Также мы должны понимать, что большинство учащихся, имеющие хорошие знания и разбирающиеся в компьютерной технике, не стремятся качественно и в срок осваивать предложенные им учебные мате-
риалы, так как у них есть возможность использовать интернет-ресурсы для решения заданий, которые им предлагает преподаватель. Другими словами, ученик может найти готовый ответ в интернете и списать его - проблема плагиата. Списывание материала или же его бездумное копирование играет отрицательную роль в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста, а также понижает в значительной степени его творческий и когнитивный потенциал. Современный видеоурок, видеобеседа, лекция, практическое задание, проводимые в режиме онлайн, при котором считается, что учащиеся не могут списать, дают возможность учащемуся через операционные программы Windows открыть в дополнительном окне текстовый материал с заранее подготовленными ответами и считывать их прямо с монитора.
Результаты
На наш взгляд, данную проблему можно решить путем создания индивидуальных практических заданий, авторских лекционных курсов с вопросами, ответы на которые обучающийся может найти только в тексте предложенной ему лекции, а также специально разработанных тестов, учебных пособий и т. д. Для разработки практического материала требуется большое количество времени, творческих, физических и психологических затрат педагогического труда, и то, скорее всего, данные материалы могут быть представлены в рамках только отдельной образовательной организации.
Таким образом, на современном этапе развития науки и общества проблема дистанционного обучения является достаточно актуальной, несмотря на некие специфические особенности образовательного процесса, в сторону которых смещен акцент самого понятия «дистанционное образование». Важность проблемы дистанционного обучения, как сравнительно новой формы обучения школьников и студентов, проявляется практически на всех ступенях современного российского образования. В какой-то мере дистанционным опосредованным обучением можно назвать и платформу «Дневник.ру», откуда школьники могут скачивать домашние задания, задавать вопросы учителям, отправлять выполненные задания на проверку еще до начала урока, переписываться друг с другом по почте класса и т. д. Если рассматривать систему среднего и высшего образования, то можно говорить о том, что образовательное взаимодействие между студентом и образовательной организацией может реализовываться через сайт учебного заве-
дения, где обучающемуся предоставляется нужная для него информация (вопросы к экзаменам и зачетам, темы рефератов, курсовых, дипломных работ, все возможные объявления по научной, воспитательной, кураторской работе и т. д.), также он может написать на официальную почту образовательного учреждения и получить ответ.
Заключение
Для того чтобы система дистанционного обучения заработала более эффективно и интегрировалась в классическое образование, нужно применять особые педагогические и образовательные технологии, которые отвечали бы потребностям самого воспитанника, общества и учитывали закономерности формирования личности. Анализируя проведенное нами теоретико-методологическое исследование, мы столкнулись с тем, что педагогическое сообщество не до конца осознает, что данная образовательная модель может широко применяться в образовательном процессе и быть эффективной, если будут преодолены негативные тенденции, связанные с образованием и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
1. Возникновение новой системы требований общества к личности педагога как субъекта обучения и обучающегося (современная парадигма образования между педагогом и учеником в образовательном процессе - субъект-субъектное взаимодействие, парадигма 70-90-х гг. ХХ в., субъект-объектное взаимодействие).
2. Недостаточная самостоятельность обучающихся в процессе дистанционного обучения.
3. Социальное расслоение общества, и как следствие - не каждый обучающийся может иметь компьютер, ноутбук, интернет и др.
4. Интернет-хулиганство на видеозанятиях в виде негативных роликов, заставок, фотографий и т. д.
5. Проблема качества дистанционного образования.
6. Повышение качества учебно-методических материалов, применяемых педагогами при дистанционном обучении.
7. Разработка более эффективных программ и информационно-коммуникативных технологий для
улучшения дистанционного обучения (стабильный трафик интернета, высокоскоростной интернет 5G, доработка системы «Антиплагиат» и т. д.).
8. Проблема списывания, копирования текста и материалов учащимися при дистанционном обучении.
9. Невозможность внедрения дистанционного обучения в большое количество практико-ориентиро-ванных специальностей (медицина, химия, биология, архитектура, металлопроизводство, транспорт, логистика и т. д.).
В заключение хочется отметить, что замена классического образования дистанционным - это лишь перспектива на будущее, так как пока много факторов, которые препятствуют этому процессу, но использовать дистанционное обучение с применением электронных образовательных технологий можно и нужно.
В целом система дистанционного обучения может быть более эффективной, если применять соответствующие образовательные технологии и их компоненты - методы обучения, средства и приемы обучения; принимать научно обоснованные решения, а также обладать достаточной компетентностью при работе в сфере образовательной деятельности.
Литература
1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. М., 2001. С. 117
2. Солдаткин В. И., Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 2010. С. 112
3. Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 72.
4. Полат Е. С., Буханина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004. С. 137.
References
1. Andreev A. A. Didakticheskie osnovy distancionnogo obucheniya [Teaching the basics of remote learning]. Moscow, 2001, pp. 117. (In Russian).
2. Soldatkin V. I., Andreev A. A. Distancionnoe obuchenie: sushch-nost', tekhnologiya, organizaciya [Distance learning: nature, technology, organization]. Moscow, 2010, pp. 112. (In Russian).
3. Smirnov V. V. Fenomen cifrovoj zavisimosti v usloviyah infor-macionnogo obshchestva (social'no-psihologicheskij aspekt) [The Phenomenon of digital addiction in the information society (socio-psychological aspect)]. Higher Education Today, 2019, no. 4, pp. 72. (In Russian).
4. Polat E. S., Bukhanina M. Yu., Moiseeva M. V. [Theory and practice of distance learning]. Moscow, 2004, pp. 137. (In Russian).