Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: опыт организации, проблемы и пути решения'

Дистанционное обучение: опыт организации, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2199
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейкало В. П., Коневалова Н. Ю., Синьков Г. Г., Гидранович А. В., Дерябина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: опыт организации, проблемы и пути решения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ДЕЙКАЛО В.П., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., СИНЬКОВ Г.Г., ГИДРАНОВИЧ А.В., ДЕРЯБИНА М.А., ЖЕРНОСЕК А.К., КОРОЛЁВ М.Г., РЕДНЕНКО В.В., СИРОТКО В.В., ТАЛЛЕР В.А.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Повышение эффективности учебного процесса - актуальная задача. Для её решения целесообразно применять достижения современных информационных технологий, представленные средствами организации дистанционного обучения.

Под дистанционным обучением понимается взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, отражающее цели, методы, организационные формы и средства обучения, реализуемое средствами интерактивных технологий и представленное системами управления обучением (англ. Learning Management System, LMS).

Наибольшее распространение получила LMS «Moodle». Об этом свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день в 239 странах мира насчитывается около 87 тысяч сайтов на основе «Moodle», зарегистрированными пользователями которых являются более чем 73 млн. человек.

Популярность системы «Moodle» обусловлена тем, что она изначально разрабатывалась непосредственно как инструментарий расширения возможностей для преподавания. К достоинствам «Moodle» относится также то, что её функционал основан на классических технологиях веб-программирования (HTML, PHP, MYSQL) и данная система управления обучением бесплатно распространяется на правах лицензии GNU GPL.

В 2010 году в ВГМУ было принято решение о создании на основе «Moodle» системы дистанционного обучения (СДО) ВГМУ. СДО ВГМУ доступна в сети Интернет по адресу www.do.vsmu.by. На этом сайте преподаватели университета получили возможность создавать

курсы, размещая на них все необходимые материалы. Под курсом в терминологии «Мооё1е» понимается веб-страница с учебными разработками по дисциплине. Доступ к материалам предоставляется только преподавателям и студентам, проходящим обучение на курсе.

Согласно концепции «Мооё1е» преподаватель работает над своим курсом, используя университетскую сеть или Интернет, и редактирует материалы в реальном масштабе времени. Это позволяет их непрерывно совершенствовать. Благодаря этому студенты имеют возможность централизованно и оперативно получать обновлённую информацию. Технические администраторы - сотрудники отдела дистанционного обучения - выполняют консультативные и организационные функции в рамках СДО ВГМУ, а также обеспечивают её стабильную работу.

Создателем курса в СДО «Мооё1е» может стать любой инициативный преподаватель. Для работы в «Мооё1е» не требуются специальные знания в сфере информационных технологий, поэтому преподаватель может размещать в курсе учебные материалы, даже не имея опыта работы в СДО. В свою очередь, продвинутый пользователь может использовать специализированные элементы «Мооё1е» для совершенствования своего курса и его углубленной интеграции в учебный процесс.

Отдел дистанционного обучения в целях развития и популяризации СДО «Мооё1е» проводит на факультете повышения квалификации по педагогике и психологии курсы «Организационные и методические аспекты внедрения системы «Мооё1е» в учебный процесс медицинского ВУЗа».

Преподаватели и студенты имеют возможность работать в оптимальном для себя временном графике, что особенно актуально для заочной формы обучения.

По статистике системы, за три года функционирования СДО ВГМУ в ней был зарегистрирован 8371 пользователь, в том числе 520 преподавателей, ассистентов и лаборантов. В настоящее время 63 кафедры университета представлены в той или иной степени в СДО ВГМУ 225-ю курсами для студентов очной и заочной форм обучения, интернов, клинических ординаторов, слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки.

Приведем примеры использования дистанционного обучения для различных категорий обучаемых.

На цикле «Эпидемиология и военная эпидемиология» разработан электронный дистанционный учебно-методический комплекс «Эпидемиология и военная эпидемиология». Он предназначен для интенсификации обучения студентов 4 курса лечебного факультета по дисциплине «Эпидемиология и военная эпидемиология» и доступен 24 часа в сутки.

Данный курс содержит 3 блока: информационный, обучающий, блок контроля знаний.

Информационный блок включает:

- требования кафедры по организации учебного процесса;

- перечень и порядок работы с электронными ресурсами и программами, размещенными в дистанционном УМК;

- формулу подсчета рейтинга студента;

- рейтинг студента, с которым он может ознакомиться в любое время;

- методические рекомендации по подготовке творческих заданий, формирующих дополнительный «творческий» рейтинг студентов;

- рекомендуемые темы творческих заданий (докладов).

Обучающий блок разбит на разделы, сформированные по темам учебной программы. Каждый раздел включает методические рекомендации студенту для подготовки к занятию, из которых имеется выход к элементу курса «Самостоятельная работа» и ресурсу «Литература».

Ресурс «Литература» включает перечень учебной литературы, а также полнотекстовые источники всех нормативных актов Министерства здравоохранения, регламентирующих деятельность по разделу «Эпидемиология» в Республике Беларусь.

Элемент курса «Самостоятельная работа» представляет собой последовательную комбинацию теоретического материала и контрольных заданий по ключевым вопросам темы.

В блоке «Контроля знаний» размещена «Итоговая контролирующая программа».

На кафедре социально-гуманитарных наук на данный момент разработано и внедрено 3 дистанционных сопровождения к дисциплинам «Социология», «Социология здоровья» и «Политология и ОИБГ». Их использование отражено в соответствующих учебных программах. Не выполнив обязательные задания в СДО, студент не допускается к сдаче зачёта. Так, например, особенность преподавания дисциплины «Социология» определяется сохранением лишь 3 семинарских занятий. Первое является введением в дисциплину, а далее студенты в течение семестра посещают аудиторные лекции и работают в СДО по утверждённому кафедрой графику изучения отдельных тем («окна» в 3-4 недели максимально приближены к тематике аудиторных лекций). Обязательным заданием является выполнение в СДО лекций (при ограничении по времени с обязательным условием получения положительной оценки). В этих лекциях затрагиваются вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение из аудиторных лекций. В завершение курса, на предпоследнем семинарском занятии, студенты проходят итоговый контроль знаний в СДО в компьютерных залах университета в присутствии преподавателя. Контроль состоит из разнообразных тестовых заданий, 70% которых формируется из вопросов тренировочных тестов, а 30% - из «закрытого» банка вопросов, что позволяет более объективно оценить качество знаний студентов.

Таким образом, использование дистанционного сопровождения к курсам является важным дополнением к аудиторным занятиям, позволяющим студентам более полно и успешно усвоить учебную программу по дисциплинам кафедр.

При использовании в учебном процессе дистанционного обучения студенты заочной

формы обучения изучают теоретический материал учебной дисциплины дистанционно в течение всего семестра в таком же объёме, что и студенты дневной формы обучения. При выполнении учебных тестовых заданий по химическим формулам на кафедре фармацевтической химии студенту необходимо написать название лекарственного вещества, представленного структурной формулой. В случае верного ответа открывается комментарий, содержащий изображение лекарственного средства (большинство фотографий являются оригинальными) и описание химического строения и фармакологического действия лекарственного вещества. Студенты выполняют такие тесты в течение семестра после изучения теоретического материала соответствующей темы. Преподаватели, работающие со студентами заочной формы обучения, контролируют своевременность и успешность выполнения контрольных тестов, а также выясняют, какие вопросы оказались для студентов наиболее сложными.

Кроме того, используется новостной форум и чат, который предназначен для проведения он-лайн-консультаций по любым вопросам, касающимся учебной дисциплины «фармацевтическая химия» и организации учебного процесса на кафедре.

На постдипломном этапе обучения необходимо создание информационно-насыщенной виртуальной площадки, представляющей актуальные материалы (текстовые, визуальные, звуковые) по всем дисциплинам врачам-интернам, что достигается созданием дистанционных курсов. На кафедре онкологии с курсами лучевой диагностики и лучевой терапии, ФПК и ПК ВГМУ были выработаны следующие требования для материалов, входящих в состав курса: практическая направленность материалов, высокий уровень визуализации, использование видеоматериалов.

Представление материала в виде презентаций обеспечивает высокий уровень визуализации материалов. Используемые структурные схемы, диагностические и клинические изображения повышают скорость и качество усвоения материала, подчеркивают практическую направленность изучаемых вопросов.

Использование мультимедиа-технологий и видеофильмов позволяет повышать профессиональные компетенции в области те-

оретической подготовки, но и практических навыков.

Курс дистанционного обучения по травматологии и ортопедии для клинических ординаторов разработан с учетом их потребностей, на основании многолетнего опыта преподавания дисциплины, опыта проведения итоговых и текущих аттестаций, специфики подготовки в клинической ординатуре и особенностей оказания травматологической помощи, в соответствии с руководящими документами. Дистанционное обучение имеет особое значение в подготовке клинических ординаторов заочной формы обучения. Оно дает возможность разобрать вместе с преподавателем разделы индивидуального плана, которые запланированы на самостоятельное изучение, и в то же время преподавателю оценить знания клинического ординатора в процессе подготовки. В данном курсе широко применяются такие элементы дистанционного обучения, как чат (для проведения предэкзаменационных консультаций) и форум (для обсуждения докладов, представленных на научных сессиях ВГМУ). В разделе дополнительные материалы ординаторам предлагается для ознакомления и распространения материалы ВОЗ по курсу TEACH VIP (обучение, просвещение и расширение сотрудничества для предупреждения насилия и травматизма в целях сохранения здоровья).

Применение дистанционных методов обучения позволяет реализовать концепцию непрерывного профессионального обучения медицинских работников.

Для обучения методам оказания первой помощи на месте происшествия работников профессий повышенного риска, не имеющих медицинского образования, разработан дистанционный курс «Оказание первой помощи на месте происшествия», который используется в интересах силовых структур Республики Беларусь (КГБ, МВД, спецподразделений) и дополнен темой оказания медицинской помощи в зоне огневого контакта, с акцентом в оказании помощи при огнестрельном ранении. К прохождению практического курса допускаются только слушатели, прошедшие дистанционный курс и аттестацию по данному курсу.

После зачисления на курс каждому из обучаемых дается логин и пароль входа на

курс. Затем обучаемый авторизуется и может выполнять рекомендованные задания.

Использование данного обучающего курса позволяет получить достаточные теоретические навыки без отрыва обучаемых от основной деятельности и подготовить их к практическому обучению.

Популярность и значимость дистанционного обучения на факультете профориентации и довузовской подготовки обусловлены целым рядом его преимуществ. Особую необходимость обучения в такой форме испытывают сельские школьники. На них, в первую очередь, ориентирована данная форма обучения, которая является одной из составляющих программы подготовки к вступительным испытаниям «Дети села».

Курсы по разделам русского языка, разработанные в системе Moodle, позволяют слушателям ФПДП максимально проработать наиболее сложные темы из школьной программы, а также проверить свои знания. Первый этап работы в дистанционном курсе над каждой темой - практический материал текстового характера. Второй этап - лекция, оформленная в виде карточки-рубрикатора. После каждой карточки имеется тест, и только после правильного ответа слушатель может перейти к следующему вопросу. Блок контроля знаний красной нитью проходит через всю подготовку. Структура тестов и типы вопросов соответствуют заданиям ЦТ.

Также данная методика подготовки к централизованному тестированию по русскому языку удобна, поскольку ориентирована на большое количество обучающихся.

Не только кафедры, но и библиотека, деканаты, социально-педагогическая психологическая служба интегрируют свою информационную среду в СДО. Таким образом, с 2010 года произошло динамичное развитие СДО ВГМУ «в ширину» и «в глубину»: увеличивалось количество представленных в «Moodle» подразделений и количество курсов по дисциплинам.

В рамках дальнейшего развития СДО ВГМУ планируется усиление коммуникационного аспекта «Moodle» при помощи разработки и внедрения в курсы по дисциплинам методик взаимодействия пользователей (преподаватель-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент) при помощи

элементов курса «форум» и «чат». Интерес представляет и организация обратной связи с учащимися посредством внедрения методики проведения опросов и анкетирования студентов на основе элемента курса «опросник». Предполагается интегрировать сервер видеоконференций в СДО, что позволит использовать модуль видеосвязи между преподавателем и студентами как элемент курса «Moodle».

Наш опыт позволил выявить следующие проблемы дистанционного обучения и предложить возможные пути их решения:

1. Необходимо создать модель интеграции очного и дистанционного обучения, установив соотношение объема занятий в очной и дистанционных формах.

2. Разработать нормативный акт, определяющий «готовность» дистанционного курса, взяв за основу Положение Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2008 «Об электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине для высших учебных заведений Республики Беларусь». Описать порядок рецензирования и регистрации дистанционного курса (например, как ЭУМК).

3. Разработать нормативные документы, регламентирующие дистанционное обучение слушателей ФПК, студентов-заочников.

4. Необходимо определить учебные дисциплины, по которым возможно дистанционное обучение или использование его элементов.

5. Необходимо адаптировать учебные задания для электронных учебников при очнодистанционном обучении.

6. Выбрать единую для РБ LMS (Learning Management System) - систему управления обучением, которая будет основой системы управления дистанционной учебной деятельностью в стране и будет использоваться для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа.

7. Активизировать учебно-познавательную деятельность в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы на основе совокупности современных технологий обучения (методов, форм и средств, в том числе дистанционных), наиболее адекватно отражающих специфику профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.