УДК 378.147 + 378.144/.146+378.14
А. ТОЛЫМБЕК - профессор Канадский Институт Менеджмента, Монреаль Г.ИБРАЕВА - к.м.н., доцент Институт последипломного образования КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова А. ХАДЖИЕВА - к.э.н., доцент КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Н. АВГАМБАЕВА - ст. преподаватель КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТАПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи «Дистанционное обучение как новая образовательная технология и этапы его организации» является описание этапов организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации и усовершенствовании высшего образования. Особой задачей каждого высшего учебного заведения должно выступать обеспечение свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории студентов и слушателей. Необходима разработка педагогических основ и навыков дистанционного обучения, а также использование новых инструментов и методов обучения в построении новых моделей обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, стратегия расширения рынка образования, целевая группа, эффективность внедрения дистанционного обучения, дистанционные технологии обучения.
В последние годы дистанционное обучение обретает все большее развитии в секторе высшего образования Республики Казахстан как новый формат обучения, включая студентов и слушателей системы высшего медицинского образования.
Одновременно, дистанционное обучение может рассматриваться и как новая стратегия расширения целевой аудитории для вузов страны. Наконец дистанционное обучение выступает и как наиболее клиенто-ориентированный подход, предлагая большую свободу для студентов и слушателей в выборе средств и материалов для изучения, а также времени, дня или недели.
В целом можно отметить следующие преимущества дистанционного обучения как образовательной технологии и стратегии:
1. Расширение целевой аудитории как в отношении количества, так и географии охвата.
2. Возможность охвата слушателей, которые не могут физически посещать очное обучение.
3. Обогащение диапазона обучающих технологий.
4. Снижение общих затрат на обучение.
5. Более практический характер дистанционного обучения, основанный на материале контекста реальных организаций и рабочих ситуаций.
6. Большая гибкость в выборе средств коммуникаций с аудиторией.
7. Большая гибкость в выборе содержания, материалов, и организации обучения.
Таким образом, дистанционное обучение позволяет реализовать достаточно полный клиенто-ориентированный подход через набор эффективных решений по предоставлению обучения и учет запросов и возможностей целевой аудитории.
Сама экономика дистанционного обучения связана с масштабом охвата целевой аудитории и позволяет сделать образование (прежде всего послевузовское и заочное) более доступным и экономичным при увеличении количества слушателей без снижения качества обучения. При этом, дистанционное обучение позволяет реализовать масштабный и в то же диверсифицированный подход через полный охват различных групп слушателей на географической, профессиональной и ценовой основе. То есть, разработка и предоставление программ и курсов дистанционного обучения настроены на учет
конкретных запросов и финансовых возможностей различных групп целевой аудитории. Дистанционное обучение создает возможности для предоставления обучения и повышения квалификации для целевой аудитории из зарубежных стран. Наконец, дистанционное обучение позволяет сделать образование (прежде всего послевузовское и заочное) более гибким по формату (смешанное и полностью основанное на дистанционных технологиях), что вовлекает также слушателей очного обучения. Каковы проблемы внедрения дистанционного обучения и соответствующие задачи для их решения? Разработка и внедрение дистанционного обучения является достаточно сложной задачей, которая требует анализа и последующего пошагового движения к его реализации. Для этого нужно сделать следующие шаги.
1. Оценить потенциальный объем рынка дистанционного образования и степень готовности целевой аудитории к формам обучения с использованием дистанционных технологий.
2. Оценить уровень готовности и использования разработчиками и преподавателями средств дистанционного обучения.
3. Оценить важность постепенного внедрения дистанционного обучения в учебный процесс, т.е. нужно начинать с «пилотных» дисциплин, что позволит отладить процесс внедрения и тестирования контента дистанционного обучения
4. Выявить и оценить количество и контингент обучающихся для обеспечения безубыточности и дальнейшей рентабельности дистанционного обучения. Для этого необходимы расчеты по первоначальным затратам и ожидаемым доходам, а также эффективная служба маркетинга
5. По мере реализации проекта дистанционного обучения, возможно планирование увеличения числа дисциплин для дистанционного обучения и установление взаимодействия с программами традиционного обучения по координации контента очного обучения и дистанционного обучения.
6. Нужен выбор оптимальной модели для дистанционного обучения для каждой программы (целевой группы) с точки зрения организации учебного процесса (смешанное или полностью дистанционное обучение).
7. Выбор модели для информационно-технической поддержки (ИТ-поддержки) и
сопровождения дистанционного обучения: на основе аутсорсинга или собственной ИТ-службы. Здесь очень важен опыт и компетенции ИТ-персонала, а также их мотивация в реальный вклад в техническую реализацию и сопровождение дистанционного обучения. 8. Именно проектный и пилотный подход к
реализации дистанционного обучения позволит обеспечить эффективность процесса. Проблемы внедрения дистанционного обучения: Мотивация как ключ к успеху.
Эффективная реализация проекта дистанционного обучения возможна лишь при обеспечении достаточной мотивации представителей рабочей (проектной) команды по дистанционному обучению и установлении четких обязательств для каждого из них. Затем, просто необходимо продуктивное взаимодействие с ИТ-
службой, очное обучение и координация работы команды дистанционного обучения, профессорско-преподавательского состава (ППС), и ИТ-персонала по загрузке и отладке контента дистанционного обучения. Критически важна финансовая обеспеченность процессов создания и отладки платформы и пилотного контента дистанционного обучения. Для этого, важна адекватная оплата усилий и реального вклада членов рабочей команды в реализацию и запуск дистанционного обучения.
То есть, необходим экономический подход к реализации дистанционного обучения в конкретном вузе, что позволит сделать процесс запуска эффективным и высоко качественным.
Каковы основные этапы по внедрению дистанционного обучения в вузе?
Приведем следующую примерную цепочку шагов (мероприятий) по внедрению дистанционного обучения в вузе. Шаг I. Анализ ситуации: необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие формы обучения уже присутствуют в Вузе? Сколько обучающихся и дисциплин есть в данном Вузе?
2. Каков уровень использования преподавателями средств ИТ в учебном процессе?
3. Каков предполагаемый результат внедрения дистанционного обучения в учебный процесс: цель, количество дисциплин, и количество обучающихся по форме дистанционного обучения.
4. Ожидаемые формы взаимодействия традиционного и дистанционного обучения.
5. Выбор модели для дистанционного курса с точки зрения организации учебного процесса в Вузе.
6. Выбор модели для дистанционного курса (в словесном и схематичном представлении) в Вузе. Для внедрения дистанционного обучения видится следующим нужный состав команды специалистов
1. Топ-менеджмент (общее руководство за процессом проведения дистанционного обучения).
2. Разработчики контента дистанционного обучения (подготовка обучающей платформы, структуры контента дистанционных курсов и средств оценки и контроля процесса обучения).
3. Преподаватели дистанционного обучения (подготовка и проведение дистанционных курсов, разработка электронных учебников, тестов, заданий, размещение медиа-контента).
4. Руководитель курсов дистанционного обучения (общая координация всех дистанционных курсов).
5. Менеджер курсов дистанционного обучения (делопроизводство по процессу дистанционного обучения, оперативное решение организационных вопросов дистанционного обучения, приём заявок на дистанционное обучение и др.).
6. Системный администратор (работа с сервером, сайтом, оболочкой и т.д.).
7. Тьюторы (перевод контента в учебный интерфейс и сопровождение процесса обучения дистанционного обучения).
8. Экономический и бухгалтерский отделы (работа с договорами, расчёт оплаты всем участникам процесса дистанционного обучения, разработка экономического механизма дистанционного обучения).
9. Служба маркетинга (организация рекламы услуг дистанционного обучения, изучение спроса на дистанционное обучение, размещение и анализ онлайн-опросов и др.).
10. Независимые эксперты контента дистанционного обучения (проведение содержательной, технической, эргономической экспертизы).
Шаг II. Определение целевой группы- аудитории дистанционного обучения
1. Уверенные пользователи ПК.
2. Неуверенные пользователи ПК.
3. Магистранты.
4. Докторанты.
5. Послевузовский контингент.
6. Молодые специалисты.
7. Опытные специалисты.
8. Слушатели, обучающиеся на курсах повышения квалификации.
9. Слушатели, обучившиеся на курсах повышения квалификации (дистанционная поддержка). Шаг III. Формулировка учебных целей
Цели должны быть описаны для каждой дисциплины, каждого учебного модуля и обязательно должны быть доведены до студентов и слушателей.
1. Обеспечить слушателя некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал.
2. Научить слушателя понимать суть процессов и явлений.
3. Сформировать у него умения, когда он начнёт рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать.
4. Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности слушателя к профессиональной деятельности.
Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата. Шаг IV.Планирование ресурсов
Необходимо определить, какие группы ресурсов требуются для реализации дистанционного обучения.
1. Технические (кто будет предоставлять доступ к сети Интернет, на каких серверах будут храниться учебные материалы, где и на чём они будут создаваться, программное обеспечение и т.д.).
2. Информационные (хранение и доставка учебной информации, обмен и доступ к ресурсам, требования к объёмам памяти, скорости доступа в сеть, скорость обмена информацией и т.д.).
3. Кадровые (разработчики, дистанционные учителя, работники технической и информационной службы).
4. Финансовые затраты (приобретение оборудования, программного обеспечения, доступ к сети Интернет, оплата кадрам).
5. Временные затраты (сроки на разработку и внедрение курса, выполнение слушателями заданий). Шаг V. Составление структуры и контента курса
Контент курса может состоять из модулей (тем для курса), которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения.
Модуль может состоять из учебных единиц, которыми могут быть:
1. Входной контроль (для определения начального уровня подготовки).
2. Теоретические материалы.
3. Практические материалы.
4. Самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов).
5. Мониторинг учебной деятельности (для проверки преподавателем).
В контенте курса дистанционного обучения помимо модулей могут быть указаны: используемые методы обучения, учебный график курса, учебные и методические материалы, необходимое оборудование, программное обеспечение, административная и техническая поддержка.
Шаг VI. Определение содержания и форм контроля знаний слушателей
Любой контроль должен быть согласован с учебными целями модуля. Видами контроля в дистанционном обучении могут быть тесты; отчеты, задания, кейсы; телеконференции; проекты; анкетирование; е-портфель слушателя: итоговый контроль. В практике дистанционного обучения часто применяются четыре вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга:
1. Вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении).
2. Вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле).
3. Вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов (для проверки умений и навыков).
4. Ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях. Контроль знаний в дистанционном обучении может выполняться в режиме on-line (в реальном времени, обозначенном преподавателем) и off-line (в любое время, удобное слушателю).
Шаг VII.Разработка учебного материала
Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:
• учебные цели;
• содержание;
• график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;
• список литературы;
• текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео;
• практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;
• задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося;
• тесты и задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем;
• дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т.д.);
• глоссарии, указатели и т.п.
Шаг VIII. Подготовка инструкций для слушателей
Инструкция для слушателей курса дистанционного обучения включает следующие сведения:
• цели и методы в изучения курса;
• место и роль курса в образовании слушателя;
• что ожидает слушателя в процессе изучения курса;
• режим работы слушателя над курсом;
• сроки выполнения заданий;
• адреса отправки контрольных заданий;
• формы контроля знаний, используемых в курсе;
• критерии успешного завершения работы над курсом;
• условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса;
• адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем. Шаг Х. Оценка курса и коррекция учебных материалов
Способы оценки курса: рецензирование учебных материалов преподавателями или специалистами; обсуждение на
заседании кафедры или семинаре.
При оценке курса необходимо обращать внимание:
• правильность формулировки учебных целей модулей;
• наличие ошибок в изложении учебных материалов;
• актуальность материалов, приводимых в качестве примеров;
• точность формулировок, адекватность принятым нормам, стандартам;
• современность практических заданий и упражнений;
• пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам;
• чёткость, ясность, доступность излагаемого материала для слушателя;
• наличие наглядности (таблицы, графики, иллюстрации) в доступных формах;
• соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса;
• коммуникациив структуре курса (связь с преподавателем). Шаг Х111. Организация взаимодействия со слушателями
После подготовки дистанционного курса необходимо установить связь со слушателями, зарегистрировать их на портале и предоставить инструкции по изучению на сайте.
Одновременно с данными шагами необходимо реализовать следующие меры: создание электронных учебников и их экспертиза, решение организационных, финансовых и бухгалтерских вопросов дистанционного обучения, участие в различных конференциях по дистанционного обучения, сотрудничество с вовлеченными в дистанционное обучение организациями, работа в качестве пилотного проекта по дистанционному обучению, публикации по теме дистанционного обучения, участие в работе online-сообществ по теме дистанционного обучения. Можно указать следующее документационное обеспечение дистанционного обучения:
• Положение о дистанционном обучении (о проведении дистанционных курсов).
• Административная документация (приказы, распоряжения, договора) о создании рабочей команды по внедрению дистанционного обучения, об определении дополнительных объёмов работы.
• Должностные инструкции участников дистанционного обучения.
• Контент каждого дистанционного курса.
• Календарно-тематический и учебный план каждого дистанционного курса.
• Расписание/план-график учебного процесса для студентов дистанционного обучения.
• Экономический механизм дистанционного обучения.
• План дистанционного занятия (образец), анализа и рефлексии.
• Анкета для учащихся по завершению дистанционного курса.
Способы организации дистанционного обучения могут быть следующие:
1. Очное обучение на курсе с последующим дистанционным завершением.
2. Очные установочные лекции с последующим дистанционным обучением и очной или дистанционной защитой итоговой работы.
3. Полностью дистанционный курс (с размещением материалов курса на сайте, на диске в виде электронного учебника, в виде рассылки лекций по электронной почте).
Особое значение приобретают компетенции преподавателя по дистанционному обучению, и здесь нужно отметить следующие ключевые навыки и умения:
1. Пользоваться возможностями сети Интернет: сетевым инструментарием и его использование в рамках учебного процесса; владение педагогическими технологиями дистанционного обучения.
2. Работа с моделями дистанционного обучения и получение эффективного результата обучения по: построению учебного процесса в дистанционном обучении, организации контроля и рефлексии в дистанционном обучении.
Компетенции администратора дистанционного обучения представляются следующими: разработка модели дистанционного обучения; разработка экономического механизма оплаты труда преподавателя, применяющего ИТ; разработка системы мотивации участников процесса (и преподавателя, и студента); переход от репродуктивного обучения к решению практических ситуационных задач и ориентирование на проектную деятельность; новая система оценки качества знаний. Таким образом, дистанционное обучение - это новый образовательный стандарт, который позволяет реализовать два основных принципа современного образования - "образование для всех" и "образование через всю жизнь".
Туйш: Ма;аланыц ма;саты ;ашык;тык;тан о;ыту уйымыныц кезендерЫ сипаттау болып табылады. ^ашы;тык;тан о;ыту жогаргы 6mi/^i дамытуда жэне модернизацияда улкен рел ат;арады. Жалпы, жогаргы о;у орындарынын ерекше тапсырмасы болып, тындаушылар мен студенттерге жеке бЫм траекториясын орналастырып, еркш тандау жасауды ;амтамасыз ету болып табылады. ^ашы;ты;тан о;ыту к^реттЫпн жэне педагогикалы; ендеуд^ сондай-а;, жана о;у Yлгiсiнде заманауи куралдарды ;олдану кажет.
Tyrn^i сездер: ;ашы;ты;тан о;ыту, бiлiм нарыгындагы стратегияны кецейту, ма;сатты; топтар, ;ашы;ты;тан о;ыту тиiмдiлiгiн енгiзу, ;ашы;ты;тан о;ыту технологиясы.
A. TOLYMBEK, G.IBRAEVA, A. Hadjieva, N. AVGAMBAEVA
DISTANCE LEARNING AS A NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY AND STAGES OF ITS ORGANIZATION
Resume: The aim of the article is a description of the stages of distance learning. Distance learning is an increasingly important role in the modernization and improvement of higher education. A particular challenge each institution should act to ensure free choice of building individual learning paths of students and trainees. Need to develop pedagogical principles and skills of distance learning and the use of new tools and methods in the construction of new models of learning.
Keywords: the controlled from distance educating, strategy of expansion of market of education, target group, efficiency of introduction of the controlled from distance educating, controlled from distance technologies of educating.