Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении'

Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2170
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG LEARNING / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Анна Ильинична

В статье рассматриваются особенности дистанционной формы обучения в системе непрерывного образования и приведены аргументы в пользу необходимости формирования умений и навыков самообразования как основы для эффективной реализации дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning as a part of life-long learning system and the role of self-education in distance learning

The article represents the specific features of distance learning in terms of the lifelong learning system and suggests the arguments in favour of shaping the self-education skills as the key to effective implementation of the distance learning.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 1

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ

В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

А.И. Калинина

(факультет педагогического образования МГУ

имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье рассматриваются особенности дистанционной формы обучения в системе непрерывного образования и приведены аргументы в пользу необходимости формирования умений и навыков самообразования как основы для эффективной реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное образование, самообразование.

Высокие темпы научно-технического прогресса и изменения в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни предъявляют все новые требования к человеку, побуждая его к интеллектуальному развитию, к личностному и профессиональному росту. Стремительный прогресс во всевозможных от раслях науки предполагает наличие у квалифицированного специалиста не только соответствующих знаний, умений и навыков, но и его нацеленности на достижение высоких результатов и стремления к постоянному самосовершенствованию. Ученому, педагогу, врачу и любому другому специалисту необходимо идти в ногу со временем, успевать за инновациями в своей области.

В этих условиях именно через непрерывное образование (НО) человек получает возможность постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Этот тезис неоднократно упоминается в докладах ЮНЕСКО; в них сформирована стратегия "обучения через всю жизнь" в качестве приоритетной задачи современной политики образования [1].

Идея непрерывного образования находит свое отражение в реализации дистанционной формы обучения, которое получило такое название в первую очередь благодаря своей "гибкости" в от-

ношении выбора места, времени, а иногда и темпа обучения [2]. У учащихся есть возможность, преодолевая территориальные и временные трудности, без отрыва от производства с помощью виртуальной среды Интернета и разных технических средств учиться дистанционно: проходить курсы повышения квалификации, получать первое, второе высшее или дополнительное образование. Таким образом, доступность данной формы обучения делает его с каждым годом все более и более популярным.

Но очевидно, что к дистанционному обучению (ДО) человек должен быть готов. Мы говорим не только о технической базе, о навыках владения компьютером и отдельными программами, но и о навыках самостоятельной работы.

14 сентября 2012 г. состоялась конференция, где обсуждался опыт реализации ДО в американском онлайн-университете University of People (UoPeople), на примере которого мы и рассмотрим необходимые для студентов навыки самостоятельной деятельности в процессе обучения.

Каждый из учащихся UoPeople должен прежде всего владеть навыками работы с текстом, так как ДО в этом университете предполагает использование учебных материалов, представленных исключительно в текстовом формате. В связи с низкой пропускной способностью канала связи в бедных и слаборазвитых странах учебный материал не содержит аудиальной и визуальной информации: нет видео-, аудиозаписей лекций, семинаров, нет наглядных графических изображений и схем, позволяющих упростить восприятие теории. Таким образом, каждый студент, изучая текстовой материал, должен владеть следующими навыками работы с текстом:

— определение идеи текста;

— составление плана, т.е. структуризация изучаемого материала (для того, чтобы видеть структуру текста и впоследствии использовать его для пересказа и обсуждения);

— работа с незнакомой лексикой и терминологией (навыки работы со словарями);

— формализация, т.е. преобразование текстовой информации в схему или таблицу (если это необходимо для восприятия и запоминания материала);

— выявление спорных вопросов и противоречий в тексте;

— сбор дополнительного материала для поиска ответов на спорные вопросы и разрешения противоречий;

— самостоятельные выводы по теме.

Важно и то, что учебный материал, который изучают студенты UoPeople, представлен на английском языке. Для большинства учащихся этого университета английский язык является неродным. Студентам необходимо владеть не только академическим, но и специальным английским языком, а именно лексикой из областей "бизнес-администрирование" и "компьютерные технологии". Таким образом, необходимы навыки работы с текстами на иностранном языке, в частности поиск и выбор соответствующих дефиниций к терминам.

Мы считаем, что перечисленные навыки относятся к самообучению, в основе которого лежит учебно-исследовательская деятельность. Важными в процессе ДО являются и навыки самовоспитания, такие как самопознание, самоанализ, самоконтроль, самоорганизация.

Наша задача — рассмотреть эти навыки не с точки зрения теоретического восприятия понятия "самовоспитание" как процесса формирования личности, а с точки зрения их практической реализации в обучении.

Самопознание предполагает оценку своих способностей, понимание своего потенциала для улучшения процессов запоминания, концентрации внимания и т.д. Чтобы выучить наизусть какой-либо учебный материал, студент должен понять, в какой форме ему легче воспринимать информацию — в аудиальной или, может быть, в визуальной.

Например, для легкого и быстрого запоминания иероглифов в методике преподавания восточного языка рекомендуют делать карточки, на одной стороне которых изображены иероглифические символы, а на другой — их варианты чтения и переводов. Но некото -рым больше подходит многократное прописывание иероглифов, а кто-то выберет для себя ассоциативный способ их запоминания.

Если учащийся в состоянии самостоятельно оценить способы собственного восприятия, свойства своей памяти, внимания, мышления, то он поймет, какие действия необходимо предпринять, чтобы ускорить учебный процесс. Во время ДО наилучшие результаты получит тот, кто использует навык самопознания, изучая учебный материал.

Анализ собственного поведения, своих действий с целью выявить наиболее частые ошибки, переосмыслить и оптимизировать действия, с тем чтобы сделать эффективным процесс обучения, — все это характеризует навык самоанализа. Бывают такие ситуации, когда студент при выполнении контрольных заданий допускает одни и те же ошибки. Задача учащегося в этом случае — понять и

устранить причины этих ошибок, которыми могут быть недопонимание темы, невнимательность и т.д. Для концентрации внимания некоторые психологи рекомендуют делать памятки с ключевыми словами или фразами, которые могут служить напоминанием о том, на что следует обратить внимание. Например, студент постоянно пропускает артикли в контрольных работах несмотря на то, что теоретически он знает, в каких случаях они ставятся. Памятка со словом "артикли" поможет ему писать правильно в следующий раз. Обладая подобным навыком самоанализа, учащиеся не просто начнут писать правильно, но и смогут развить внимание. Этот навык полезен в любой форме обучения, в частности дистанционной.

Самоконтроль — это еще один навык, который важен на этапе до контроля со стороны преподавателя, когда студент самостоятельно проверяет свою работу на наличие ошибок. Мы рассматриваем самоконтроль как синоним слову "самопроверка". Самоанализ и самоконтроль особенно важны при отсутствии прямого контакта с педагогом.

Навык самоорганизации студент использует в процессе самостоятельной деятельности тогда, когда ему необходимо составить график своей учебы — определить объем изучаемого материала за определенные сроки. К нам из английского языка пришел очень емкий термин "тайм-менеджмент", буквально означающий управление временем. Умение организовать свою жизнь в целом, избегая потери времени, формирует в человеке такие качества личности, как добросовестность, дисциплинированность и целеустремленность. А в обучении тайм-менеджмент дает возможность учащемуся легче достичь намеченной цели.

Мы видим, что самовоспитание как процесс формирования личности существует на границе с самообучением: без самовоспитания невозможно самостоятельное обучение. Таким образом, перед нами два взаимосвязанных целенаправленных последовательных процесса, которые составляют единое целое, а именно процесс самообразования, компонентами которого они являются. Такая трактовка самообразования соответствует содержанию образования В.С. Леднева, по которой образование есть комплекс обучения, воспитания и развития [3: 478]. Мы придерживаемся аналогичной трактовки самообразования как комплекса самообучения и самовоспитания, ведущего к саморазвитию.

Но помимо навыков самообразования для ДО необходима мотивация. От нее во многом зависит стабильность и эффективность ДО, как и при любой другой форме обучения. Согласно классификации М.В. Матюхиной, мотивы подразделяются на два вида:

заложенные в самой учебной деятельности (внутренние) и заложенные вне учебной деятельности (внешние) [4: 15—16]. Первый вид мотивов отвечает как раз за стремление учащегося к познанию нового, изучению сути явлений, законов окружающего мира и к дальнейшей реализации знаний на практике, т.е. студент учится для того, чтобы стать специалистом своего дела. Вторая группа в представленной классификации включает в себя социальные, узколичные, отрицательные мотивы. Такие мотивы предполагают желание учащегося заниматься учебной деятельностью либо из чувства долга, ответственности, либо из побуждений получить хорошие оценки, документы об образовании, либо из страха перед родителями, учителями во избежание конфликтов с ними, а также стать специалистом, но уже с целью повысить свой статус, материальное благосостояние.

На самом деле не так важно, каким мотивом руководствуется человек — внутренним или внешним. Так, внешний мотив легко станет внутренним, если у учащегося проснулся интерес к учебе в процессе обучения, и, наоборот, внутренний мотив не исключает внешнего, когда учащийся понимает, что его специальность является востребованной.

Мы считаем важным подчеркнуть, что отсутствие навыков самообразования может привести к тому, что человек не достигнет результатов в учебе. А это может привести к полной потере интереса к процессу обучения. Другими словами, отсутствие навыков самообразования может стать преградой для получения образования. Учитывая, что процент самостоятельной работы в ДО значительно больше, чем в очной и заочной формах обучения, можно с уверенностью сказать, что без мотивации на учебу и результат человек обучаться и получить подобное образование не сможет.

Говоря о навыках самообразования, мы предполагаем, что к началу процесса обучения у учащихся эти навыки уже развиты. Но на практике все оказывается иначе. Несмотря на жесткий отбор, который проходят учащиеся на вступительных экзаменах, несмотря на то что все навыки самообразования должны формироваться еще в начальной школе, учащиеся оказываются не готовы к самостоятельной деятельности. Очень часто даже элементарные навыки работы с текстом (анализ, структуризация текста, выводы, а самое основное — поиск новой информации) преподавателю приходится формировать в процессе обучения в вузе. Другими словами, изначально отсутствует умение учиться, без которого такая цель, как подготовка специалиста, невозможна. Без этих навыков человек не сможет самосовершенствоваться, чтобы соот-

ветствовать сегодняшнему дню и всегда оставаться специалистом в своей области. Стремление человека постоянно развиваться является предпосылкой к непрерывному образованию.

Список литературы

1. Руководство по реализации пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО "Обучение для будущего" (LFF). ИИТО ЮНЕСКО. 2012. Февраль. 29 с.

2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 213 с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 636 с.

4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

DISTANCE LEARNING AS A PART OF LIFE-LONG

LEARNING SYSTEM AND THE ROLE

OF SELF-EDUCATION IN DISTANCE LEARNING

A.I. Kalinina

The article represents the specific features of distance learning in terms of the lifelong learning system and suggests the arguments in favour of shaping the self-education skills as the key to effective implementation of the distance learning.

Key words: distance learning, lifelong learning, self-education.

Сведения об авторе

Калинина Анна Ильинична — младший научный сотрудник ЦИОИЯ МГУ имени М.В. Ломоносова, аспирант ФПО МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ имени М.В. Ломоносова Г.А. Китайгородская. Тел.: 8-903-246-83-54; e-mail: anutka-bell@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.