DOI: 10.18522/2070-1403-2021-84-1-147-154
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
С.В. Маталова, Е.Г. Шевяков
Приволжский исследовательский медицинский университет г. Нижний Новгород, Россия [email protected]; [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ: PRO ET CONTRA
[Svetlana V. Matalova, Evgeny G. Shevyakov Teaching foreign students at medical higher educational institutions of Russia by the use of distance learning: pro et contra]
The foreign medical students' attitude towards distance learning during the period of isolation due to COVID-19 epidemic is analyzed in the article. The survey of PRMU foreign students revealed that most of them prefer face-to-face classes rather than distance learning, because they want to interact with patients in order to receive a quality medical education. Feedback from students includes recommendations of compulsory use of video conferencing during all online classes, improving hostel conditions, providing contact information of all the teachers.
Key words: teaching foreign students, distance learning, online learning, medical education.
В условиях сегодняшних реалий дистанционное обучение является одной из самых перспективных форм обучения и в то же время предметом острой дискуссии не только среди преподавателей, но и среди студентов медицинских специальностей [2; 3; 5; 8]
В статье «Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы» Е.Ф. Касьяненко с соавторами, проанализировав готовность русских студентов разных курсов очных отделений трех медицинских вузов Санкт-Петербурга к дистанционному обучению по 3 компонентам, пришли к выводу, что мотивационно-когнитивная готовность к иностранному и латинскому языкам у студентов всех курсов была достаточной, а
к специальным предметам - низкой. Технологическая готовность у студентов всех курсов была достаточной как по общеобразовательным дисциплинам, так и по специальным. Рефлексивно-результативная оценка студентов всех курсов оказалась низкой, так как студенты не определяли качественную составляющую дистанционного обучения, рассматривали только сторону эмоционального и психологического комфорта [2].
Для нас стали очевидны и проблемы, отмеченные нашими коллегами Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ). В.М. Ле-ванов и его соавторы провели анкетирование среди русских студентов в течение первых двух недель после перехода на дистанционное обучение на период пандемии по приказу № 397 Министерства науки и высшего образования от 14 марта 2020 года) [4]. Результаты проведенного исследования позволили выяснить положительные (экономию времени и денег на переезды между базами, комфортность обучения в привычной домашней обстановке, снижение уровня стресса от аудиторных занятий, возможность выбора темпа освоения материала, доступность большого объёма информационных ресурсов, формирование самодисциплины и возможность планирования распорядка дня, удобный режим общения с преподавателем) и отрицательные (стресс от перехода к полностью дистанционному обучению, невозможность освоить специфические профессиональные навыки без общения с пациентами, нехватка живого общения с преподавателями и своими однокурсниками и умений учиться и работать в командах, более высокие требования к самодисциплине, разнообразные технические проблемы - в том числе необходимость иметь определенный уровень компьютерной грамотности) стороны дистанционного обучения в ПИМУ, получить предложения для совершенствования электронной образовательной среды и оперативно разработать новую модель организации учебного процесса для русских студентов [3].
В ПИМУ кроме русских студентов на данный момент обучается свыше тысячи иностранных студентов на языке-посреднике (английском). Учатся они отдельно от русских студентов. Поэтому мы решили провести опрос иностранных студентов 1-3 курсов из разных стран, обучающихся на языке-посреднике.
Необходимо: 1) выявить «плюсы» и «минусы» дистанционного образования при обучении иностранных студентов в медицинских вузах России; 2) выявить трудности, с которыми столкнулись иностранные сту-
денты при дистанционном обучении в ПИМУ во время пандемии; 3) рассмотреть предложения со стороны иностранных студентов по улучшению образовательного процесса.
В опросе приняли участие 168 иностранных студентов, из них 68 - первого курса, 55 - второго курса, 45 - третьего курса. Это студенты из Индии -45%, из арабских стран (Ирак, Египет, Тунис) - 40%, из Малайзии - 12%, из африканских стран - 8%.
На первый вопрос: «Какая форма обучения для вас более предпочтительна: очная или дистанционная?» - 68% из числа опрошенных выбрали очную форму обучения и 32% опрошенных - дистанционную. Следует отметить, что 16% из числа выбравших дистанционную форму обучения - за смешанную форму обучения: лекции готовы слушать онлайн, а практические занятия - оффлайн.
Были названы следующие причины выбора обучения онлайн:
1. боязнь за здоровье в период пандемии, в условиях чужой страны;
2. экономия времени и денег на переезды между корпусами.
Почему большая часть иностранных студентов-медиков из разных стран все же выбирает очную форму обучения?
Иностранные студенты, которые приехали учиться в Россию, выбрали российское образование по одной из причин, что наше медицинское образование ориентировано на практику. В российских медицинских вузах нет жёстких запретов на контакт с больными. Студенты могут наблюдать за приёмом больных, померить давление и даже присутствовать при операции или при родах. За границей зачастую это является табу, особенно в мусульманских странах. Давно отмечено, что именно взаимодействие с реальными пациентами дает лучшие результаты при обучении студентов-медиков [9], причем сами студенты охотнее показывают свои профессиональные знания именно на практике, а не на тестировании [8].
Так как в нашем университете более 40% студентов из арабских стран, в основном из Ирака и Египта, мы решили узнать, как развивается электронное обучение в странах арабского мира, с каким багажом знаний и умений в этой области приезжают к нам арабские студенты?
В статье «Дистанционное образование в арабском мире: тенденции и проблемы» Таан Аль-Баяти Гази Хусейн, И Б. Ворожцова анализируют возможности и выгоды дистанционного образования для общего и высшего образования в Ираке и других арабских странах.
Из «плюсов» авторы отметили гибкость и удобство обучения на расстоянии, что позволяет географически удаленным учащимся и особенно тем, кто живет в регионах военных конфликтов, продолжить свое образование, не подвергая себя опасности.
К «минусам» авторы отнесли следующее:
1. не все умеют хорошо пользоваться компьютером и интернетом, приемами взаимодействия в этой среде, особенно это касается женской части обучающихся;
2. разная скорость интернета и перебои в его работе;
3. дистанционное образование способствует лености арабских студентов, отказу от самостоятельной работы [6].
С этими «минусами» мы столкнулись во время дистанционного обучения наших иностранных студентов 1-3 курсов. Одни студенты пропускали занятия, жалуясь на плохой интернет, хотя в общежитии есть wi-fi; другие предпочитали спать по утрам, надеясь на то, что потом послушают лекцию и выполнят задания, а по вечерам и ночам писали сообщения преподавателям, спрашивая, что надо делать. Нелегко пришлось преподавателям-кураторам, которые пытались бороться с леностью таких студентов. Онлайн-образова-ние подходит тем, кто научился организовывать свое рабочее время. Не все студенты смогли это сделать, поэтому не были допущены к сессии.
Теперь проанализируем ответы студентов ПИМУ на вопрос: «Какие трудности вы испытывали при дистанционном обучении в России?»
Во-первых, студенты испытали стресс, оказавшись во время пандемии в чужой стране, но профессия врача часто связана со стрессом, поэтому долг каждого преподавателя помочь студентам преодолеть чувство страха, научиться быть стрессоустойчивым.
Во-вторых, многие студенты использовали во время дистанционного обучения мобильный интернет, не у всех студентов есть компьютеры или ноутбуки, что затрудняло учебный процесс.
В-третьих, студенты, проживают в общежитии по 2-4 человека в одной комнате, учатся на разных курсах и в разных группах. Частыми были ситуации, когда один студент слушает лекцию (хотя бы и в наушниках), а другие отвечают на вопросы преподавателей по разным дисциплинам. Таким образом, они мешают друг другу, и даже преподаватели слышат друг друга. Когда студенты,
живущие в одной комнате, оказывались из одной группы, им было легче справляться с трудностями как в быту, так и в учебе. Поэтому может быть стоит в будущем заселять студентов в общежитие по этому принципу.
Перечислим предложения по улучшению образовательного процесса со стороны иностранных студентов:
1. все онлайн занятия проводить по видеосвязи;
2. улучшить условия проживания в общежитии;
3. предоставить контакты всех преподавателей.
Целью и результатом высшего профессионального образования в российских вузах является понятие «профессиональная компетенция» - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессиональной деятельности. Большинство опрошенных нами иностранных студентов подчеркивают, что как раз в развитии практические умения дистанционного обучения проигрывают традиционному, что согласуется с мнением русских студентов-медиков, опрошенных С.И. Токмаковой и соавторами [7]. Производственная практика является местом и способом проявления сформированной профессиональной компетенции.
Мы считаем, что, с одной стороны, нужно идти в ногу с прогрессом в области современных технологий, с другой стороны, необходимо сохранить живое общение студента с младшим и средним медицинским персоналом, с пациентом, с преподавателем-врачом, которое возможно только во время прохождения практических занятий в больницах.
Профессия врача постоянно связана с чужой болью, кровью, неприятным запахом. Уже на 1 курсе студенты работают с трупами, моют полы, выносят утки и судна. Чтобы стать врачом с большой буквы, будущий врач должен «понюхать пороху» - окунуться в практическую медицину и почувствовать свою профессию.
Поэтому при невозможности проводить все занятия очно наиболее целесообразным в медицинских вузах может быть только смешанное обучение, когда практические занятия по клиническим дисциплинам проводятся традиционным образом, а другие могут при необходимости переключаться в дистанционный формат.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационно-образовательной среды как условие развития образовательного процесса в медицинском университете // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017: Сборник трудов II Международной научно-технической и научно-методической конференции: В 8 т. Т. 8 / Под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань, 2017. С. 150-152.
2. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения 24.10.2020).
3. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.
4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения 30.04.2020).
5. Проблемы использования дистанционного обучения в медицинском университете (платформа «Moodle») / В.А. Зимина [и др.] // МНИЖ. 2019. № 12-2 (90). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-meditsinskom-universitete-platforma-moodle (дата обращения 18.11.2020).
6. Taaн Аль-Баяти Гази Хусейн, Ворожцова И.Б. Дистанционное образование в арабском мире: тенденции и проблемы // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7distantsionnoe-obrazovanie-v-arabskom-mire-tendentsii-i-problemy (дата обращения 29.10.2020).
7. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (дата обращения 28.10.2020).
8. Petrova L.E., Kuzmin K.V., Kulikov S.N. E-learning in higher professional medical education: what do students think about it? // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 8 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/e-learning-in-higher-professional-medical-education-what-do-students-think-about-it (дата обращения 29.10.2020).
9. Prober C.G. Lecture Halls without Lectures - A Proposal for Medical Education / Charles G. Prober, Chip Heath // The New England Journal of Medicine. 2012. 366; 18, pp 1657-1659.
R E F E R E N C E S
1. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. Formation of an information and educational environment as a condition for the development of the educational process at a medical university // Modern technologies in science and education -STN0-2017: Proceedings of the II International scientific, technical and scientific-methodological conference: In 8 volumes. Vol. 8 / Under total. ed. O.V. Milovzorov. Ryazan, 2017.P. 150-152.
2. Kasyanenko E.F., Rubtsova L.N., Dimov I.D., Bogomolova V.Yu. Distance and mobile education in medical universities: problems and prospects // Modern problems of science and education. 2019. No. 5. URL: http://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=29216 (accessed 24.10.2020).
3. Levanov V.M., Perevezentsev E.A., Gavrilova A.N. Distance education in a medical university during the COVID-19 pandemic: the first experience through the eyes of students // Journal of Telemedicine and Electronic Health. 2020. No. 2. P. 3-9.
4. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and corresponding additional professional programs, in the context of
preventing the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation". [Electronic resource]. URL: https://minobrnauki.gov-.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 30.04.2020).
5. Problems of using distance learning at a medical university (platform "Moo-dle") / V.A. Zimin [and others] // International research journal. 2019. No. 12-2 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzo-vaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-meditsinskom-universitete-platforma-moodle (accessed 18.11.2020).
6. Taan Al-Bayati Gazi Hussein, Vorozhtsova I.B. Distance education in the Arab world: trends and problems // Bulletin of the Udmurt University. Series "Philosophy. Psychology. Pedagogy". 2017. No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-v-arabskom-mire-tendentsii-i-problemy (accessed 29.10.2020).
7. Tokmakova S.I., Bondarenko O. V., Lunitsyna Yu. V. The experience of distance learning of students of the Faculty of Dentistry in the context of the COVID-19 pandemic // Modern problems of science and education. 2020. No. 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (accessed 28.10.2020).
8. Petrova L.E., Kuzmin K.V., Kulikov S.N. E-learning in higher professional medical education: what do students think about it? // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. No. 8 (28). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/e-learning-in-higher-professional-medical-education-what-do-students-think-about-it (accessed 29.10. 2020).
9. Prober C.G. Lecture Halls without Lectures - A Proposal for Medical Education / Charles G. Prober, Chip Heath // The New England Journal of Medicine. 2012.366; 18, pp 1657-1659.
_9 декабря 2020 г.