Научная статья на тему 'Дистанционное образование в туризме'

Дистанционное образование в туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-LEARNING ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Н. Д., Смолина С. Д.

В данной статье рассматривается проблема нехватки кадров в сфере туризма и гостеприимства, имеющих высшее профессиональное образование, а также пути решения вышеупомянутой проблемы, путем использования E-learning образовательных технологий. Дается определение термина «дистанционное образование», рассматриваются преимущества использования подобной системы предоставления образовательных услуг на базе ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Н. Д., Смолина С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в туризме»

сложность в создании системы представляет разработка алгоритма трансформации грамматики русского языка в грамматику каракалпакского языка. Для грамматического анализа русскоязычного текста предлагается генерировать хэш-таблицу с заполненными грамматическими формами слов, что позволит сократить время на анализ текста. Выходной текст на каракалпакском языке будет генерироваться на основе базы данных правил перевода.

Использование электронного переводчика может оказать неоценимую помощь в самых различных сферах. Выходной текст, несмотря на неизбежную неточность перевода, можно использовать как черновик для дальнейшего редактирования профессиональным переводчиком. Во многих сферах, где не нужна абсолютная точность перевода, и где важно передать основной смысл текста, электронный переводчик может стать удобным инструментом на рабочем столе пользователей.

Список литературы:

1. Едемский М. Программы автоматического перевода // Мир образования. - 1996. - № 11-12. - С. 54-55.

2. Все о машинном переводе // ComputerBild. - 2007. - № 22.

3. Кулагина О.С. О современном состоянии машинного перевода // Математические вопросы кибернетики. - Вып. 3. - М.: Наука, 1991. - С. 5-50. -Библиография из 140 названий.

4. Марчук Ю.Н. Проблемы машинного перевода. - М.: Наука, 1983.

5. Интеллектуальные системы общего назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intellsyst.ru.

6. http://www.promt.ru.

7. http://www.socrat.ru.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

© Калинина Н.Д.*, Смолина С.Д.

Тульский государственный университет, г. Тула

В данной статье рассматривается проблема нехватки кадров в сфере туризма и гостеприимства, имеющих высшее профессиональное образование, а также пути решения вышеупомянутой проблемы, путем использования Е-1еагш^ образовательных технологий. Дается определение термина «дистанционное образование», рассматриваются преимущества использования подобной системы предоставления образовательных услуг на базе ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет».

Ключевые слова дистанционное образование, туризм, высшее образование, е-1еагш^ технологии.

* Начальник отдела коммуникаций Интернет-института Тульского государственного университета, кандидат технических наук, доцент.

На сегодняшний день сфера туризма и гостеприимства является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики. Тысячи людей ежедневно пользуются услугами предприятий, предлагающих прием, размещение и развлечение для различного рода туристов: от грудных детей до граждан пенсионного возраста.

Но в условиях жесткой конкуренции и стремительного развития отрасли наблюдается острая нехватка квалифицированного персонала, имеющего высшее туристическое образование.

Готовить персонал для отрасли туризма и гостеприимства начали еще с 1895, когда появилась потребность в опытных специалистах-проводниках и людях, способных грамотно организовать досуг высших слоев знати. Затем, с приходом к власти большевиков, ряд высших учебных заведений Москвы и Ленинграда, где отмечался уже значительный приток туристов со всей страны, на основании решения Ученых советов вел в учебный процесс факультативные занятия по туризму на географических, этнографических и физкультурных факультетах [3]. С началом Великой отечественной войны процесс подготовки кадров для сферы туризма был «заморожен», а позже полноценно возобновился лишь в 1994 году с утверждением Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию специальность «Социально--культурный сервис и туризм» с большим числом туристских специализаций.

Но, несмотря на многообразие образовательных программ по направлению «Туризм», анализ динамики выпуска специалистов за 2013 год показал, что количество выпускников составляет всего лишь 28 % от спроса отраслевого рынка труда. При этом до 27 % выпускников продолжают обучение в профильных колледжах и вузах, а до 36 % - в течение года покидают отрасль (рис. 1) [4], одной из основных причин при этом является несоответствие требованиям работодателя, которые избавляются от работников, вместо того, чтобы повысить их квалификацию, используя курсы повышения квалификации.

»о

Училища Колледжи ВУЗы

Образовательные учреждения

Работают в отрасли ■ Продолжают обучение Покидают обучение

Рис. 1. Занятость выпускников образовательных учреждений индустрии туризма через год после окончания обучения

Также следует отметить, что по данным Росстата за 2013 год, количество работников в сфере туризма и гостеприимства, имеющих высшее профессиональное образование составляет 69 % и только 27 % из них имеют подготовку по соответствующему профилю. Неполное высшее образование имеют 22 % всех работников, 7 % сотрудников предприятий закончили туристические колледжи и 2 % имеют или полное общее образование. Процентное соотношение представлено на рис. 2 [2].

В туризме работают люди абсолютно разного возраста, вопрос заключается лишь в их процентном соотношении, которое представлено на рис. 3 [1]. Стоит отметить, что средний возраст работника туристической отрасли составляет 30 лет, а всех можно разделить на три категории: до 30 лет, от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет.

Рис. 2. Уровень базового образования работников сферы туризма

Рис. 3. Возрастное деление работников сферы туризма

Люди старше сорокалетнего возраста чаще всего не работают на средних должностях и не имеют соответствующего образования. Соответственно, можно сделать вывод о том, что данная отрасль весьма молода.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при относительно «молодом возрасте отрасли» наблюдается острая нехватка специалистов с туристическим образованием. Переучивать кадры, отрывая

их от производства, не представляется возможным. И не важно будет это очное обучение с ежедневным посещением занятий, очно-заочное с отсутствием работника два дня в неделю или стандартное заочное, когда приходится идти на уступки минимум два раза в год. Совсем другое дело - заочное дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ЛЭЬ начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения 8СОКМ, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В России дистанционные программы обучения предлагают свыше пятидесяти ВУЗов и около тридцати из них программы по туризму. Одним из таких ВУЗов является Тульский государственный университет.

1 августа 2008 года в Тульском государственном университете появилось новое структурное подразделение - Интернет-институт [5].

Основной деятельностью Интернет-института является обучение студентов по программам высшего профессионального образования, что подтверждается Лицензией на ведение образовательной деятельности и Свидетельством о государственной аккредитации, Российским законодательством,

Уставом Тульского государственного университета, другими нормативными документами. Также ведется деятельность по переподготовке (курсы по совершенствованию профессиональных знаний специалистов для выполнения новых задач длительностью от 500 часов) и повышению квалификации (обучение проводится по направлениям профессиональной деятельности в рамках уже полученной специальности или квалификации) кадров.

Основной целью Интернет-института является формирование и поддержание использования в образовании инновационных методов, поскольку общество и государство испытывает потребность в квалифицированных специалистах, профессиональная подготовка которых подразумевает получение качественного всестороннего высшего образования. Интернет-институт и дистанционное обучение, которое он предлагает, позволяют открывать дополнительные возможности профессионального и культурного развития.

Технология предполагает обучение каждого студента через сеть Интернет в режиме реального времени (on-line обучение). Каждому студенту выдается личный идентификатор: логин и пароль. Имея необходимые данные, будущий обладатель высшего образования может сам для себя решать в какое время дня и ночи ему выполнять образовательную программу. Годовая отчетность позволяет не быть привязанным к стандартным сессиям два раза в год, а составление индивидуального учебного плана для каждого абитуриента стабилизирует нагрузку на студента и дает возможность получать только необходимые лично для него знания по выбранному профилю.

Применение Интернет-технологий для подготовки кадров с высшим образованием - это настоящая панацея для страдающей острой нехваткой специалистов сферы туризма и гостеприимства.

Технология предоставления образовательных услуг в полной мере позволяет заполнять пробелы в знаниях, повысить культурный уровень, не испытывать неудобств нехватки времени и максимально удобно для каждого подобрать время для работы и учебы.

Возможность комфортно соотносить работу, учебу и личное время помогает удовлетворять кадровые потребности туристической отрасли по обеспечению квалифицированными работниками с соответствующим высшим образованием, а самим работникам не делать выбор «или учиться, или работать».

Список литературы:

1. Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод. Материалов // Международная туристская академия. - Вып. 1. - СПб.: Недра, 2006. - 152 с.

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWWexe/Stg/d02/151.htm (дата обращения: 29.07.2013).

3. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации: аналит. записка - СПб.: Изд-во «Невский фонд», 2004 - 82 с.

4. Статистика туризма в 2013 году [Электронный ресурс] // ТОЦЕ^ -справочник по туризму. - Режим доступа: http://tourest.ru/publ/statistika_turiz-та_2011 (дата обращения: 29.07.2013).

5. Тульский государственный университет. Интернет-институт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-institute.org/ (дата обращения: 25.06.2013).

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ

© Куцак Л.В.*

Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Украина, г. Винница

В статье осуществлен анализ инновационных технологий в подготовке будущего учителя технологий, раскрыт ряд современных информационно-коммуникационных технологий, мобильных педагогических программных средств и т.п.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии обучения, смешанное обучение, дистанционное обучение, сетевые технологии, кейс-технологии, ТВ-технологии обучения, мобильные средства обучения.

Система образования Украины призвана своевременно реагировать на современные инновационные достижения в области педагогики, способствовать активному введению будущих учителей в общественно-производственные отношения, обеспечить им основные представления о новых технологиях в образовании. Чрезвычайно актуальным представляется сегодня поиск путей своевременного реагирования образовательных учреждений на быстрые изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни. В начале XXI в. прослеживаем отчетливую тенденцию внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе подготовки будущего педагога. Очевидно, система образования радикально изменила свой ракурс - с личностного на компетентностный, но одновременно и технологический подход к формированию личности современного педагога.

* Ассистент кафедры Инновационных и информационных технологий в образовании, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.