Научная статья на тему 'Дистанционное образование (e-learning)'

Дистанционное образование (e-learning) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / профессиональное самообразование / образование педагога / самоорганизация / стратегия самореализации / учебныіе стратегии / информационное общество / информационный поиск / электронныіе образовательныіе ресурсыі / образовательныіе ресурсыі Интернета / рыінок Интернет-образования / авторское право / сельская школа / малокомплектная школа / программа Foundation / международный бакалавриат / self education / professional self education / pedagogic self education / self organization / strategy of self realization / strategy of self realization / educational strategy / informational society / informational search / electronic educational resources / Internet educational resources / Internet educational market / copyright / country (rustical) school / Program Foundation / International Baccalaureat.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаралиев Гаджимет Керимович

В статье анализируются проблемы организации дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафаралиев Гаджимет Керимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTENTION EDUCATION (E-LEARNING)

Theproblems of distant education organization are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование (e-learning)»

Г.К. САФАРАЛИЕВ, депутат Государственной Думы, заместитель Председателя комитета ГД по образованию, член-корр. РАН, профессор (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (E-LEARNING)

Аннотация. В статье анализируются проблемы организации дистанционного обучения.

Ключевые слова: самообразование, профессиональное самообразование, образование педагога, самоорганизация, стратегия самореализации, учебныге стратегии, информационное общество, информационный поиск, электронныге образовательные ресурсыг, образовательные ресур-сыы Интернета, рыток Интернет-образования, авторское право, сельская школа, малокомплектная школа, программа Foundation, международный бакалавриат.

G. SAFARALIEV, professor (Moscow)

DISTENTION EDUCATION (E-LEARNING)

Abstract.Theproblems of distant education organization are analyzed in the article.

Key words: self education, professional self education, pedagogic self education, self organization, strategy of self realization, strategy of self realization, educational strategy, informational society, informational search, electronic educational resources, Internet educational resources, Internet educational market, copyright, country (rustical) school, Program Foundation, International Baccalaureat.

Приложение книгопечатания к образовательному процессу можно рассматривать как пробу дистанционных методов обучения. Первым создал дистанционную форму образования Ян Коменский, который 350 лет назад ввел в образовательную практику иллюстрированные учебники и разработал теоретическую основу системного подхода к образовательному процессу, изложению которого посвятил книгу «Великая дидактика».

В конце XIX века с развитием почтовой связи появилась новая форма учебного процесса -«корреспондентское» обучение, когда студент мог посылать учителю свои письменные работы и получать по почте комментарии преподавателя. Такой способ обучения могли использовать те, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться обычным образом.

В основе европейского международного дистанционного образования лежит опыт СССР, где широко использовали формы заочного и очно-заочного обучения. Британских ученых заинтересовал советский опыт организации за-

очного образования. После окончания Второй мировой войны в Британии было принято решение о формировании подобной формы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.

Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Университет стал одновременно и массовым, и престижным. И до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. В нем ежегодно учится 200 тысяч человек. Открытый Университет Великобритании был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Телевидение и радио должны были «доставлять» преподавателей на дом к ученику. В конце 90-х годов XX века появилась возможность доставлять учебные материалы более де-

142

шевым и оперативным способом — по электронной почте.

Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Технические средства организации работы CEND включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.

В 1989 году в США была создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляла несколько учебных программ по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимала программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service), которая предлагала курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General Motors, J. C. Penny, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.

В Российской Федерации датой официального начала электронного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России о проведении эксперимента в области дистанционного образования. Однако многие вопросы не сняты доныне.

Направления и методы развития дистанционного образования, а также технологических систем, средств и методов обеспечения и осуществления учебного процесса составляют важную часть государственной образовательной политики России. Развитие дистанционного образования требует формирования новых экономических и правовых институтов системы образования, а также формирования мер технологического, методологического, экономического и юридического обеспечения развития дистанционного обучения и образования. Концепция должна стать необходимой частью государственной образовательной политики Российской Федерации, составным компонентом общих представлений о роли и месте государственного заказа в

снстеме современного образования и воспитания. Концепция является основой формирования специфических экономических и правовых институтов, обеспечивающих функционирование системы дополнительного и непрерывного образования.

Трудно провести четкую грань, отделяющую дистанционное образование от иных форм обучения. Любая самостоятельная работа с источником информации содержит элемент дистанционного обучения. Важной особенностью дистанционного образования является требование активного отношения обучаемого к образовательному процессу. Активное отношение к образованию не может быть у пассивных и инертных граждан. Потому участниками процессов дистанционного образования являются, как правило, особи, склонные к саморазвитию и самосовершенствованию. Идеология дистанционного образования неразрывно связана с мировым прогрессом. Развитие цивилизации, появление новых технических возможностей, создание новых технических средств каждый раз способствовало возникновению новых форм дистанционного образования и всегда сопровождалось использованием их в системе образования.

Новое качество высшего образования

Изменится сама природа образовательного процесса в высших учебных заведениях. Помимо уже упоминавшихся модульных траекторий, широкого выбора курсов новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, их вовлечением в реальные проекты, появлением коллективных форм учебной работы. Безусловным требованием к бакалавриату в исследовательских вузах и к магистратуре станет освоение иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации, обучения, участия в совместных исследовательских и образовательных проектах (для учащихся и преподавателей). Будет проведена реформа дистанционного высшего образования, которое остается основным путем его получения для граждан, проживающих в отдаленных районах или по другим причинам не имеющих возможности учиться очно. За счет резкого повышения требований к качеству образовательных программ его доля сократится с нынеш-

них 49% до 35%, что соответствует максимальному значению для других развитых стран. С учетом того, что дистанционное образование получают в основном выходцы из малодоходных групп населения, государство на конкурсной основе поддержит несколько университетов, которые будут специализироваться на реализации соответствующих образовательных программ. При этом до 50% стоимости таких программ будет дотироваться из федерального бюджета, что позволит обеспечить необходимое качество образования, несмотря на ограничения цены спроса.

Самообразование преподавателя и учащегося, дистанционные технологии

Самообразование, самообучение, самостоятельное обучение и близкие к названным процедурам виды деятельности нуждаются в уточнении своего места в образовательном процессе и определении своего правового статуса.

Проблемы самообразования в вузах на сегодняшний день стали все более актуальными [1]. При подготовке специалиста высокой квалификации студенту необходимо дать определенные навыки обучения, помочь осмыслить, обобщить и систематизировать получаемую информацию. Поэтому одну из основных задач обучения можно определить как формирование личности, способной жить и трудиться в условиях информационного общества. Цели самообразования во многом совпадают с целями обучения. Самообразование в условиях современного информационного общества предполагает, что каждый студент должен иметь понятие о существовании общедоступных источников информации, иметь возможность доступа к ним и уметь ими пользоваться, оценивать, обрабатывать и анализировать имеющуюся информацию с различных точек зрения, использовать ее при решении стоящих перед ним задач. Это формирует способность студента вести самостоятельный информационный поиск, умение конспектировать, составлять тезисы, распределять и организовывать свое время. При оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, а также носит избирательный характер. Слабая сторона самообразования - несистематич-

ность. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление. Не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Самообразование подчинено самоанализу и самоконтролю по отношению ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач в рамках заданного ранее преподавателем спектра задач. У студентов должен быть высокий уровень самосознания и мотивации.

Учебные стратегии студентов разных уровней профессионального образования различаются достаточно сильно [2]. Это связано как с целями, которые ставят перед собой учащиеся, так и с организацией самого учебного процесса. Например, студенты НПО при подготовке к занятиям чаще всего используют только конспекты лекций (50%), а 15% из них вообще не занимаются самостоятельно. Тех, кто читает помимо учебников и конспектов обязательную литературу, всего лишь 12%.

Половина студентов вузов используют, помимо учебников и конспектов, обязательную литературу, еще 15% студентов читают и рекомендованную дополнительную литературу. 13% самостоятельно ищут материалы по предметам, а доля тех, кто не готовится к занятиям, составляет 8%. Учащиеся системы СПО занимают между двумя этими стратегиями промежуточную позицию, которая ближе всего к НПО (43% читают только конспекты лекций).

Понятно, что уровень знаний студентов при столь неодинаковом отношении к учебе сильно варьируется даже без учета весьма существенных различий в учебных программах. Поэтому учащиеся, которые утверждают, что хотят получить хорошее образование, но при этом пользуются только конспектами, просто обманывают сами себя. Доля таких студентов в системе НПО -62%, в СПО - 41%, а в ВПО - 21%.

Среди тех, кто ориентируется исключительно на диплом, а не на высокий уровень знаний, их соответственно 72%, 58% и 48. Очевидно, что отношение к учебе студентов вузов более соответствует поставленным целям, а вот среди учащихся НПО эта закономерность выражена слабее.

Несмотря на то, что студенты вузов в среднем гораздо больше ориентированы на знания и лучше готовятся к занятиям, среди них больше тех, кто использует готовые ответы на экзаменационные билеты, шпаргалки, чужие рефераты и курсовые работы, выполненные учащимися прошлых лет. 49% студентов вузов скачивают из Интернета готовые работы, и лишь 23% не прибегают к плагиату, который плохо совместим со стремлением к знаниям (в системе НПО не используют чужие работы 35% студентов, а в СПО - 30%).

Востребованность профессиональной и научной литературы во многом зависит от ориентации студентов на знания или просто на получение диплома. Так, в вузах среди ориентированных «на знания» образовательными порталами пользуются 25%, а «на диплом» - 15%, электронные научные журналы читают, соответственно 31% и 23%. В системе СПО эта закономерность проявляется еще более четко: среди ориентированных «на знания» посещают образовательные порталы 19%, а «на диплом» - 10%, с электронными научными журналами знакомятся соответственно 20% и 5%.

Студенты из регионов в целом используют информационные ресурсы Интернета в меньшей степени, чем москвичи, хотя для них это хорошая возможность быть в курсе современных научных тенденций и подходов к образованию. В Москве электронные научные журналы читают 10% пользователей Интернета из НПО, 18% - из СПО и 30% - из ВПО, а в регионах соответственно 6%, 10% и 26%. Примерно такая же разница наблюдается при посещении образовательных порталов.

Развитие самостоятельности в процессе обучения предполагает не только выполнение каких-либо учебных действий, но и способность выбирать цели, задачи и способы реализации. В способности выбора проявляется личность.

Сама по себе эта способность не складывается. Нередки случаи, когда ребенок, хорошо учившийся в школе (в условиях высоко регламентируемой деятельности), не может найти себя в жизни или не может в полной мере реализовать свои способности. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за результаты своего учебного труда.

В существующей литературе [3] по проблемам образования социологический подход к изучению самообразования пока не нашел ни своего места, ни своих исследователей, нет и должного понимания актуальности данной проблемы. Это обусловлено несколькими причинами, две из которых наиболее важны. Противоречия, возникшие в ходе формирования новой гуманистической парадигмы образования (личность -в центре образовательного процесса), совершенно по-новому высветили социальный смысл самообразования. Появилась потребность в комплексных исследованиях новой ситуации социологическими средствами. Эффективность самообразования определяется мерой соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого. Самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования и наоборот. Самообразование - свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности. Эволюция самообразования идет по пути увеличения разнообразия его форм и содержания.

По прогнозам аналитиков к 2008 году общий объем мирового рынка интернет-образования превысит несколько млрд. долларов. По некоторым оценкам экспертов объем рынка платных услуг в области дистанционного образования может составить 50-60 млрд. долларов. Для России эта цифра по некоторым прогнозам может достичь 150-200 млрд. рублей.

Дистанционное образование и обучение вошло в XXI век как наиболее перспективная форма получения знаний. Основной задачей национальных образовательных систем США и Европы в последние годы стало внедрение в национальные системы образования новых информационных технологий [4]. Начали возникать мега-университеты, в которых число обуча-

ющихся студентов исчисляется сотнями тысяч: Открытый университет Великобритании, Открытый университет Нидерландов, Балтийский университет в Швеции, Китайский телеуниверситет, Национальный университет дистанционного образования Испании, Университет Южной Африки, Национальный открытый университет имени Индиры Ганди и иные. В каждом из них обучается около 200 тысяч студентов. Крупнейший в мире по числу студентов (504 тысячи) Анатолийский университет 260 тысяч студентов обучает на базе 81-го своего филиала, а 200 тысяч обучаются дистанционно с использованием кейсовых технологий. Еще 40 тысяч студентов Анатолийского университета обучается через Интернет. В США реализуется национальная программа по развитию дистанционного образования «Learning Anytime Anywhere Partnership» («Обучение в любом месте и в любое время») и функционирует Федеральная комиссия Конгресса США по дистанционному образованию [5].

Столь весомые финансовые прогнозы играют роль источника и основы для формирования целого направления экономической деятельности, что, в свою очередь, вынуждает общество затрачивать усилия на разработку особого регламента функционирования дистанционного образования. Правовые отношения возникают не столько по поводу самого Интернета как компьютерной сети, сколько по поводу тех объектов, которые тем или иным образом связаны с такой сетью [6].

Принципы авторского права исходят из положения о невиновности добросовестных пользователей [7]. Если цитируемый источник оказался нарушителем авторских прав, то ответственность возлагается на него, как распространителя данной информации. Создание в памяти компьютера копии материалов для облегчения доступа к ним фактически является воспроизведением произведения, что возможно лишь с разрешения обладателя авторских прав. В России пока отсутствует правоприменительная практика по этому вопросу. Подобное копирование может осуществляться создателями программного обеспечения, которые автоматически копируют материалы в журнал поиска фай-

лов. В Японии это не считается нарушением. В США, Франции и Германии такой просмотр сайтов рассматривают как воспроизведение и усматривают нарушение авторских прав.

Для защиты авторских прав объект может лежать в хранилище [8]. По заказам образовательных учреждений репродуцирование осуществляется для аудиторных занятий. В соответствии со ст. 5 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 года допускалась перепечатка отрывков объемом до 0,25 авторского листа из произведений одного автора (или 40 строк для стихотворений), а из капитальных научных трудов, составляющих не менее 30 печатных листов, - до 1 авторского листа. Поскольку эти нормы применялись в течение длительного периода времени и не заменялись другими, их можно рассматривать как обычай делового оборота. По совокупности с действующим законодательством, допускающим репродуцирование статей полностью, а они обычно имеют объем до 1 авторского листа, можно считать именно этот объем предельным размером допустимого репродуцирования [9].

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. Существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. утвержден также Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается [10].

Следует отметить, что во всех нормативных правовых документах в области образования говорится лишь о дистанционных образовательных технологиях, термин «дистанционное образование» не используется и такое образование не рассматривается как самостоятельный вид получения образования.

Взгляд на обучаемого как на пассивного реципиента информации сменился на видение его как самоопределяющегося агента, который актив-

но избирает информацию из воспринимаемого окружения. Обучение посредством учебников не обеспечивает обратной связи. Помимо преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения система дистанционного образования с помощью Интернет имеет и недостатки. Интернет, будучи основой информационных и телекоммуникационных технологий, способствует изменению характера взаимодействия общества и государства. Образовательный сайт Интернет можно квалифицировать как единую технологию в смысле главы 77 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) [11]. Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности.

Самообразование и/или самоподготовка педагога играют важную роль в образовательном процессе. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. После проведения «компьютеризации» всех школ и присоединения к Интернет у школьных педагогов появились дополнительные возможности повышения своего профессионального уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными пока-

зателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют в обоснование недостаточного внимания в самоподготовке следующие: отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и иные.

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завуч по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и, конечно, самое главное лицо - сам учитель.

Дистанционное образование для сельских школ

Выступая 19/03/2006 на заседании Совета законодателей, посвященного реализации национальных проектов, президент России Владимир Путин высказал мнение о том, что бюджетные средства, которые идут на финансирование малокомплектных школ, целесообразнее направлять на развитие образования в России в целом. «Малокомплектные школы съедают большое количество денег, которые, в принципе, можно тратить на развитие образования», - сказал президент, комментируя информацию, предоставленную в ходе заседания министром образования и науки Андреем Фурсенко. Согласно его данным, нормативное финансирование по малокомплектным школам в среднем в 2 раза превышает финансирование обычных школ. Вместе с тем В. Путин отметил, что есть территории, где без малокомплектных школ не обойтись. В связи с этим, по мнению президента, решать вопрос о целесообразности существования таких школ необходимо «в ручном режиме». «Мы с вами должны об этом подумать», - подчеркнул президент.

Правовой статус сельской школы не отличается от правового статуса столичной школы. Права на образование одинаковы у каждого учащегося любого образовательного учреждения. Законодательство Российской Федерации в области образования и науки не предусматривает дискриминацию субъектов образовательной деятельности по территориальному или иным признакам. Поэтому разрешение проблем сельских школ не требует изменения федерального законодательства в области образования.

Публичные органы власти, располагая общественными материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами для обеспечения реализации прав граждан на образование, распределяют упомянутые ресурсы между школами, как равноправными субъектами деятельности, в соответствии с установленными правилами и нормативами. Только неисполнение установленных правил, нормативов или процедур может стать источником нарушения обеспечения субъекта образовательной деятельности.

Проблема каждой сельской или малокомплектной школы наличествует в той мере, в какой действительное положение данной школы как субъекта деятельности не соответствует представлениям о возможном или ожидаемом ее положении. Федеральное законодательство устанавливает общие правила и нормы, которые не в полной мере учитывают особенности функционирования сельских школ в конкретных условиях. Законы субъекта Российской Федерации и акты органов местного самоуправления должны адаптировать деятельность государственного и муниципального общеобразовательного учреждения к реальным обстоятельствам функционирования.

Функционирование сельских и малокомплектных школ имеет главным источником своих сложностей недокомплект учебных классов, территориальную разобщенность учащихся, не компактное их проживание. Ко вторичным факторам можно отнести недостаточное кадровое обеспечение и вообще более низкую подготовку педагогических кадров, работающих в сельской местности, а также не вполне комфортные условия проживания и социального обеспече-

ния. Родители учащихся сельских школ обладают самыми низкими материальным и социальным капиталами [12]. Только в 40% семей хотя бы один из родителей имеет высшее образование. В городах и поселках городского типа такой процент выше. В областном центре он превосходит 69%, в не областном достигает 64%. Отцы в семьях учащихся сельских школ чаще всего исполняют трудовые обязанности, требующие невысокой профессиональной квалификации. Большая часть мужчин относит себя к категории рабочих, в том числе в сельском хозяйстве. Женщины (матери) в большинстве своем относят себя к обслуживающему персоналу или к безработным.

Средние душевые доходы на селе составляют примерно 5 тысяч рублей в месяц. 18% семей сельских жителей считают, что обеспечены материально, а для 30% любые повседневные расходы, кроме продуктов питания, вызывают затруднения. 75% семей имеют более одного ребенка.

В 78% семей домашняя библиотека составляет менее 250 книг. Проживание в сельской местности проявляет себя в последующей жизни, по крайней мере на первых порах. Студенты из регионов используют познавательные ресурсы Интернета реже, чем москвичи примерно в 1,5-2 раза.

Перечисленные выше факторы и обстоятельства лишь в небольшой степени отражают особенности функционирования сельских школ. Их можно дополнить другими фактами.

Малокомплектные школы существуют в большинстве стран с большой территорией. Малокомплектная школа обладает рядом преимуществ перед обычной. К указанным преимуществам можно отнести следующие: более глубокое, чем в обычной школе, знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика; большие возможности совместной работы с семьей подростка; фактически индивидуальное обучение в классах с несколькими, а то вообще с одним учеником. Сама образовательная среда в малокомплектной школе позволяет осуществлять уникальные по своему индивидуальному воплощению образовательные программы. Учитель лишь должен по-

лучить должную подготовку и надлежащее технологическое подспорье такому режиму образовательной деятельности в школе. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в малокомплектной школе оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий, чем в среднем по стране, образовательный уровень населения.

Становление и развитие сельского образования как самостоятельной отрасли образования относят к 19 веку. В 30-е годы в связи с развитием отдельных отраслей сельского хозяйства в различных районах страны стали создавать сельхоз школы и училища, а в помещичьих хозяйствах опытно-образцовые сады, огороды, пасеки. В сельскохозяйственные школы (общие - 3 летние и специальные 1-2 летние) принимали лиц после окончания одного класса начальной школы. Эти школы выпускали мастеров и квалифицированных рабочих для садоводства, виноделия, скотоводства. В низшие сельскохозяйственные школы принимали лиц, окончивших 2-классные сельские или церковно-приходские школы. Первое среднее сельхозучилище было основано в России в 1835 году на базе низшего сельхозучилища Московского общества сельскохозяйственного общества.

К малокомплектным школам обычно относят школу без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Отсутствие в малокомплектной школе параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Малокомплектные школы распространены главным образом в сельской местности. Малокомплектная школа, средняя или начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. До начала 70-х годов термин «Малокомплектная школа» применяли к начальной школе, в которой ежегодный прием учащихся меньше норм, установленных для комплектования первого класса. В таких школах несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединяли в один класс-комплект. С классом-комплектом работал один учитель. В

70-е годы в понятие «малокомплектная школа» стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

Сельская малокомплектная школа с ее спецификой организации учебного процесса (особенно в смешанных разновозрастных классах) в настоящее время остро нуждается в создании особой образовательной среды, где ребенок мог бы получать исчерпывающую информацию о явлениях природы и свойствах окружающего мира, вступая в интерактивный режим использования системы аудиовизуальных средств обучения.

Сделать доступным для сельских детей современную информацию из различных областей науки и культуры нельзя без введения в педагогические технологии малокомплектной школы современных средств получения и передачи информации. Особое внимание в такой дидактической системе должно отводиться комплексному использованию технических средств обучения с мультимедийным обеспечением и соответствующего отобранного банка информации. Для упорядочения использования носителей информации целесообразно создавать кустовые медиацентры. Использование технических средств обучения должно быть направлено на достижение целей начального образования. Для реализации минимальных программ необходимы всего 1-2 персональных компьютера на школу. При этом может быть достигнуто обеспечение групповой работы детей и возможна достаточная индивидуализация обучения, быстрое и эффективное управление детским вниманием, процессами восприятия и запоминания, анали-тико-синтетическими операциями. При такой организации образовательной среды изменяются возможности контроля знаний и развития детского мышления. Репродуктивные методы, являющиеся при обучении необходимыми, уступают место активному оперированию информацией, ее систематизации, интеграции фактов и знания в целом, формированию целостной картины мира.

Программа Foundation

Программа Foundation (от английского «фундамент, основание») появилась при университетах Великобритании, США, Ирландии, Канады,

Австралии и Новой Зеландии как механизм, позволяющий вчерашнему школьнику-иностранцу стать полноправным студентом в одной из этих стран. Принцип действия «механизма» понятен - каким бы способным к наукам и усидчивым ты ни был, получать высшее образование в Велибритании и в любой другой чужой стране на неродном языке, в незнакомой обстановке невероятно трудно. Год, проведенный за подготовкой к университету по программе Foundation, заполняет «пробелы», неизбежные при переходе из образовательной системы одной страны к образовательной системе другой. Кроме того, наше среднее образование рассчитано на 11 лет обучения, а образование в Великобритании и других странах Запада - на 12 лет. Программы ориентированы в первую очередь на иностранцев, знающих язык на среднем уровне (стандартное требование к знаниям английского - 4,5-5,5 балла IELTS). Поэтому в них комбинируются в различных пропорциях язык и академические дисциплины, профилирующие на том факультете и по той специальности, где студент предполагает учиться.

Программы Foundation - это что-то среднее между подготовительными курсами и первым годом учебы в российском вузе. Foundation позволяет абитуриентам из стран, где приняты иные, чем в Великобритании, системы образования адаптироваться к новым для них условиям, подтянуть английский и успешно продолжить обучение. Обычная продолжительность Foundation

- учебный год (немного меньше или чуть больше - в зависимости от колледжа). У каждого вуза

- своя стоимость на программу Foundation. Обычно в нее входит: обучение, учебные материалы, возможно, пользование интернетом, оформление документов, питание и проживание. Таким образом, Foundation в Великобритании обойдется вам примерно в 15 тыс. фунтов в год (8 тыс. фунтов - стоимость самого обучения и примерно столько же уходит на оплату жилья, питания, транспортные и другие расходы), а в Австралии - 6-12 тыс. австралийских долларов.

University Foundation Programme существует в нескольких вариантах:

• Business Programme - для тех, кто готовит-

ся поступать на специальности, связанные с экономикой, бизнесом, финансами.

• Engineering Programme готовит на инженерные факультеты.

• Law Programme предназначена для будущих правоведов, политологов и социологов.

• а Life Sciences - для тех, кто собирается посвятить жизнь исследованиям в области химии, физики, математики или биологии.

Стандартные вступительные требования на программу: минимальный возраст 17 лет, наличие диплома о среднем образованиии (российский аттестат зрелости вполне годится) и знание английского на хорошем уровне (IELTS 5,5 и выше). Для тех, чей английский язык «не дотягивает», есть специальная дополнительная программа - обычно это 12 недель английского по 5 часов ежедневно. Как правило, дополнительная программа стартует дважды в год, в июне и в сентябре. Foundation тоже обычно начинается два раза в год: в сентябре (окончание программы в июне) и в январе (с окончанием в августе).

Foundation - это неплохая альтернатива призыву в армию для выпускника российской школы, провалившего вступительные экзамены в институт. Начав в январе с программы Foundaton, в сентябре вполне реально оказаться на студенческой скамье британского университета, избежав при этом довольно длительной процедуры оформления документов через UCAS.

University Foundation Programme обычно создается колледжем совместно с университетом. После чего университет-основатель и несколько других признают эту программу. Это означает, что все выпускники Foundation гарантированно станут студентами вуза, если наберут на завершающих программу экзаменах сумму баллов, достаточную для поступления в тот или иной университет Великобритании.

Механизм распределения выпускников таков. Если студент набрал на выпускных экзаменах более 65% от максимально возможной суммы баллов, он выбирает любой университет из списка партнеров. Университетам «средней руки» достаются средние студенты. Чем хуже оценки, тем скуднее выбор, невзрачнее перспективы.

Среди университетов, готовых принять выпускников Foundation, есть очень именитые, например, Ноттингемский, Манчестерский, которые входят в 20 лучших университетов Великобритании. Лучшим выпускникам Foundation удавалось поступать даже в суперпрестижные Лондонскую школу экономики и Университетский колледж Лондона.

Но два самых старых и знаменитых университета - Кембридж и Оксфорд - эту программу пока не признали. Есть и еще одно ограничение: ни один медицинский факультет в Великобритании выпускников Foundation не принимает. Тем, кто мечтает о дипломе врача, приходится учиться по двухгодичной программе «A-level» (либо в школе, либо все в том же международном колледже), либо по программе Международного бакалавриата.

Программа Международного бакалавриата

Универсальная программа «Международный бакалавриат» - International Baccalaureate (IB) была разработана в Швейцарии в 1968 году и получила широкое распространение в мире. Это модель предуниверситетского образования единая для всех стран, смысл которой обеспечить эквивалентность предуниверситесткого образования, полученного в разных странах. В ее создании принимали участие международные эксперты, поэтому она вобрала в себя лучшие черты систем образования разных стран.

Программа международного бакалавриата была создана как универсальный курс для наиболее способных студентов, обеспечивающий подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира. Раньше среди различных средних школ, входящих в международное сообщество, не существовало единой программы и общей системы экзаменов для поступления в университет, одинаково узнаваемой во всех странах. IB является попыткой решить эту проблему. Разработанный как всесторонний двухгодичный курс обучения, IB был создан для развития личности «в целом». Уровень знаний студентов, окончивших IB, отвечает требованиям вступительных экзаменов в учебные заведения разных стран, этот курс содержит все лучшие элементы различных среднеобразовательных программ.

Студентов, имеющих аттестат 1В, принимают сегодня без экзаменов большинство университетов США и Канады, Великобритании и Ирландии, Франции и Бельгии, а также других стран. Программа 1В предусматривает возможность нескольких циклов подготовки, начиная с детского сада и заканчивая двумя выпускными классами средней школы. Преподавание может вестись на английском, французском или испанском языке. На экзаменах оценивается не сегодняшний уровень знаний, а тот прогресс, которого ученик достиг «за отчетный период». Такой подход повышает мотивацию, приучает не останавливаться на достигнутом. Поэтому и уровень знаний выпускника программы 1В, как правило, бывает выше, чем того требуют стандарты национальных образовательных систем.

С дипломом 1В можно поступать на любой факультет Оксфорда, Кембриджа и любого другого университета Великобритании, Гарварда, Иеля и Принстона в США и еще многих университетов. Более того, многие университеты США приравнивают курсы, пройденные по программе 1В, к пройденным на первом курсе вуза и засчитывают соответствующие «кредиты». Вообще диплом 1В признан в 50 странах мира.

Основа программы международного бакалавриата - изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. Шесть групп академических предметов - это шесть шагов к успеху. Первая группа - родной язык и литература, в том числе зарубежная. Вторая группа - иностранный язык, причем обучение ведется раздельно для ребят с хорошим, средним и начальным уровнем владения языком. Третья группа - предметы, объединенные темой «Человек и общество»: бизнес и менеджмент, экономика, география, история, информационные технологии, философия. Четвертая группа - естественные науки: биология, химия, физика, экология. Пятая группа - математика. Шестая группа - искусства и факультативные предметы. При этом существует два уровня преподавания предметов - повышенный (ИЬ) и стандартный (БЬ). В первом случае это означает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, во втором - 150. Модуль для старших классов, который пользуется наибольшим спросом, рассчитан на два года заня-

тий и предусматривает изучение общеобразовательных предметов по разным областям знаний и специализацию.

Обычно на повышенном уровне изучаются 3-4 предмета, что позволяет студентам лучше подготовиться для поступления в вуз. По окончании курса школьники должны написать эссе - своего рода исследовательский отчет по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме.

2 марта 2006 г. в Московской экономической школе состоялась Учредительная конференция Ассоциации школ Международного Бакалавриата (АШМБ) стран Содружества Независимых Государств. Школы, входящие в систему IB, открыты во многих странах мира. Есть они и в России, но их не больше десятка. Самый известный британский колледж, специализирующийся на подготовке как британцев, так и иностранцев к поступлению в университеты по программе международного бакалавриата - это международный колледж St. Clare's в Оксфорде.

Поступить на программу IB может любой человек не моложе 16 лет, прошедший собеседование на английском языке (уровень владения языком достаточно высок - не менее 250 баллов TOEFL).

Если во время собеседования выяснится, что претендент не вполне готов к учебе по программе IB, ему могут предложить начать с подготовительной программы - pre-IB (на этот курс можно поступить и в 15 лет). На pre-IB в течение одного учебного года студенты изучают английский (при желании - еще один иностранный язык), математику, естественные и гуманитарные науки. Предуниверситетский курс IB длится 2 года.

Как и британская национальная программа A-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность университета. В отличие от A-level, IB дает студентам всестороннее образование, изучаются не 2-4, а 6 предметов.

В зависимости от избранной специальности 3 предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень А) другие менее (Standart (Subsidiary) level, или уровень В). На втором году обучения студенты в обязательном порядке изучают курс теории знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программой предусмотрен курс CAS (Creativity, Action, Service): это творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т.п.), занятия спортом, участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность, работа в столовых для бездомных и т. п.).

По завершении курса студенты сдают экзамены и пишут развернутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов - 6, высшая оценка - 7, низшая - 1, еще 3 балла можно получить за тезис и участие в конкурсе CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% студентов, окончивших курс, остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 35-36 баллов.

Примечания:

1. Янова, Л.А. Самообразование как фактор формирования и развития личности студента // Юридическое образование и наука, 2008, № 2

2. Рощина, Я.М. Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии студентов //Платное образование, 2007, № 5

3. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.46892_1.html

4. См. доклад Министра образования США Ричарда Рай-ли «Электронные технологии в системе образования. Сделать образование мирового уровня доступным каждому ребенку»

5. Лебедева, H.H. Право. Личность. Интернет // Издательство Волтерс Клувер, 2004, 141 стр.

6. Войниканис, Е.А., Якушев, М.В. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве // Издательство Волтерс Клувер, 2004

7. Bradley Freedman & Robert J.C. Deane. Copyright and the Internet // В пер. Брэдли Фридман и Роберт Д.С. Дин. Авторское право и Интернет//http://www.cla.org/ clapubs.htm

8. Наумов, В.Б. Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет // Журнал «МИР МЕДИА XXI». № 1. Национальный институт прессы; Семилетов, С.И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета // Проблемы информатизации. 2000, № 3

9. Дозорцев, В. Авторское право о репродуцировании // Законодательство и экономика, 2000, № 4

10. СЗРФ. 2000. № 45. Ст. 4481

11. Парламентская газета.2006. - 21 декабря.

12. Мониторинг экономики образования. -2007.- №6(29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.