Холкин П. И.
учитель информатики и ИКТ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа №75/42 г.Нижний Тагил, Россия Холкина Н. С. учитель информатики и ИКТ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа №75/42 г.Нижний Тагил, Россия
ДИСТАНЦИОННОЕ (ЭЛЕКТРОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕНД ИЛИ
НЕОБХОДИМОСТЬ?
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о становлении дистанционного образования как одной из форм обучения актуальной в настоящее время. Выявлена доступная система дистанционного образования, и описаны ее средства, позволяющие вести дистанционный курс. А так же рассмотрен вопрос правомерности использования дистанционного образования в РФ, и приведены выдержки из закона и приказов.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное образование, система дистанционного образования, дистанционные курсы
Kholkin P.I.
teacher of Informatics and ICT School №75/42 Nizhny Tagil, Russia Kholkina N.S. teacher of Informatics and ICT School №75/42 Nizhny Tagil, Russia
DISTANCE (ELECTRONIC) EDUCATION - A TREND OR A NECESSITY?
Abstract
In this article, the question of the formation of distance education as one of the forms of teaching relevant at the present time is considered. An accessible system of distance education has been identified, and its means are described, which allow to conduct a distance course. And the question of the legitimacy of the use of distance education in the Russian Federation is also considered, and excerpts from the law and orders are given.
Keywords: distance education, e-education, distance learning system, distance learning courses
За последние десятилетия наука и техника развивается стремительно, в различные сферы жизнедеятельности человека внедряются новые технологии и средства производства, меняется и сама жизнедеятельности человека. Отсюда должно и изменятся содержание и технологии обучения, но все изменения должны происходить на твердом фундаменте.
Очная форма обучения давно зарекомендовала себя как одна из наиболее эффективной формой обучения, но с развитием технологий появляются новые формы обучения, одна из них электронное (дистанционное) обучение. Дистанционное обучение понимается как обучение на расстоянии, при этом необходимо использовать средства передачи информации и связи (компьютер, смартфон, сети и др.).
В настоящее время имеется большое количество систем дистанционного обучения как коммерческих, так и бесплатных. Мы не будем детально сравнивать между собой коммерческие и бесплатные системы, по функционалу они достаточно схожи между собой, но есть одно отличие, на которое необходимо обратить внимание это техническая поддержка. Если вы свободно можете создать сами курс в системе или у вас есть рядом человек, который умеет программировать и разбирается в информационных системах, то платить за техническую поддержку не имеет смысла.
Мы в своей работе рассматриваем свободную систему дистанционного обучения Moodle. Данная система имеет открытый системный код (в соответствии с GNU Public License). Данную систему вы можете установить у себя на сервере или использовать серверы доменных компаний. Вы полностью оформляете свой сайт, делаете свои курсы, вводите пользователей, назначаете их на курсы. Все это технические вопросы, которые может взять на себя технический специалист.
Наполнение курса учебным материалом, отслеживание и выполнение заданий учеников выполняет непосредственно сам учитель. Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle могут включать в себя элементы:
• «Анкета» - используется для сбора данных от учеников.
• Вики (Wiki) - позволяет участникам добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц. Вики может быть совместной или индивидуальной.
• «Внешнее приложение» - позволяет обучающимся взаимодействовать с ресурсами других веб-сайтов или курсов.
• «Глоссарий» - позволяет участникам создавать словарь определений, систематизировать ресурсы и информацию.
• «Задание» позволяет учителю добавлять коммуникативные задания, прикреплять файлы, собирать ученические работы любых форматов, оценивать их и оставлять отзывы на проделанную работу учеником.
• «Лекция» - позволяет учителю располагать информацию и задания. Можно использовать линейную или сложную схему лекции. При
сложной схеме возможны различные пути или варианты изучения лекции обучающимся.
• «Опрос» позволяет задать вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов.
• «Семинар» позволяет накапливать, просматривать, рецензировать и взаимно оценивать работы. Обучающиеся могут представлять свою работу в виде любых файлов или вводить текст непосредственно в поле с помощью текстового редактора.
• «Тест» позволяет создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: множественный выбор, да/нет, на соответствие, короткий ответ, числовой. Можно задавать ограничения по попыткам прохождения теста и по времени.
• «Форум» позволяет участникам общаться на определенную тему в течение длительного времени.
• «Чат» дает участникам возможность общения в реальном времени.
Таким образом, учитель имеет в своем наборе достаточный
инструментарий для ведения обучения посредством дистанционной системы Moodle. Но при этом основной ценностью будет являться, каким способом учитель преподносит информацию до учеников. Необходимо лекции и задания рассматривать с точки зрения ученика, где и какие вопросы и проблемы могут возникнуть при прохождении курса учеником. Немаловажным является после каждого этапа проведения курса проводить обратную связь.
Возможно, ли использовать дистанционное обучение в школах, в секциях, дополнительном образовании? Да, возможно, так в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации» сказано: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Кроме того дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу №816 Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся.
Можно сделать вывод, что дистанционное обучение - это интегральная форма обучения, содержащая широкий набор традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для представления учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между учителем и обучающимися. При этом с повышением уровня информационной грамотности электронное обучение будет заполнять все больше места в учебном процессе образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html (Дата обращения 12.12.2017)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: httpsV/педпроект.рф/приказ-министерства-образования-и-на-6/ (Дата обращения 12.12.2017)