Научная статья на тему 'Дистанционная среда обучения Moodle в организации самостоятельной работы обучающихся'

Дистанционная среда обучения Moodle в организации самостоятельной работы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Яковлевна, Хусайынова Н. Т., Нуржуманова Ж. М.

В статье приведены результаты применения эффективной формы организации самостоятельной работы студентов, связанной с использованием информационно-компьютерных технологий при изучении дисциплины «Экология и устойчивое развитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ирина Яковлевна, Хусайынова Н. Т., Нуржуманова Ж. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционная среда обучения Moodle в организации самостоятельной работы обучающихся»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.8

Григорьева Ирина Яковлевна, Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М.

Государственный университет имени Шакарима г. Семей, Республика Казахстан irina01051950@mail.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье приведены результаты применения эффективной формы организации самостоятельной работы студентов, связанной с использованием информационно-компьютерных технологий при изучении дисциплины «Экология и устойчивое развитие».

Ключевые слова

Самостоятельная работа, дистанционное обучение, компьютерные технологии, эффективные формы,

организация самостоятельной работы.

Первостепенной задачей высшей школы является создание условий для овладения студентами знаний, навыков, профессиональных умений, развития мышления и деятельности по получению знаний самостоятельно. Вузовское образование является завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации профессиональной подготовки. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в профессиональной деятельности, его готовность решать нестандартные проблемы в профессиональных и коммуникативных ситуациях. Учебный процесс постоянно подвергается совершенствованию. Главными характеристиками современного выпускника являются его компетентность и мобильность. Поэтому эффективность обучения сейчас полностью зависит от познавательной активности студента.

При формировании общих и специальных компетенций в процессе экологического образования необходимым условием является реализация научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Преподавание экологии в ГУ имени Шакарима города Семей студентам всех специальностей осуществляется на первом курсе. Контроль знаний проводится с помощью промежуточной аттестации методом тезауруса. Обучение экологии строится соответственно целям и задачам образования и воспитания, базируется на общих для всех студентов основах педагогической науки, с применением всех каналов получения информации и привнесения деятельного подхода к обучению. По результатам исследования известных американских психологов Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% -услышанного, 30% - увиденного, 50% - увиденного и услышанного, 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности. Следует отметить, что актуальность данной проблематики объясняется несколькими факторами: необходимость непрерывного образования в эпоху профессиональной мобильности и глобальной информатизации; беспрецедентно быстрое устаревание знаний; многообразие источников получения информации; традиционные формы обучения часто оказываются малоэффективными, что создает необходимость вовлечения всех каналов получения и обработки информации.

Перечисленные и другие объективные обстоятельства призывают активизировать всеми доступными преподавателю средствами познавательную и творческую деятельность студентов. Действующие в Республике Казахстан образовательные стандарты высшего образования рекомендуют использовать активные и интерактивные формы обучения в сочетании с внеаудиторной работой. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20-40 процентов аудиторных занятий.

В процессе преподавания экологии студентам возникает ряд трудностей: недостаточно сформировано экологическое мировоззрение; не сформированы навыки самостоятельной подготовки к занятиям; не достаточное логическое мышление по предмету. С другой стороны студенчество это социальная категория,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

которая характеризуется высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Таким образом, новая среда, новый социальный статус и требования организации собственного процесса обучения, создают специфические условия для студентов первого курса освоения принципов вузовской системы образования, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины. Формирование целевого компонента современного вузовского экологического образования зависит от наличия системы ценностей: уровня образованности; уровень воспитанности; уровень развития студента [1, с. 26].

При формировании компетенций в процессе экологического образования необходимым условием является реализация научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, функционировании экологических систем и устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии. Как показывает опыт работы, эффективные формы организации самостоятельной работы студентов связаны с использованием информационно-компьютерных технологий. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Системы дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя. Накопленные годами электронные ресурсы (мультимедийные презентации, электронные пособия и учебники, тесты, лекции, сборники задач и пр.) не очень удобно раздавать студентам либо в распечатанном виде, либо сбрасывать на флеши и т.д. В реализации основных условий, при помощи которых самостоятельная работа станет более эффективной, поможет дистанционная среда Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Данная среда представляет собой сетевую программную оболочку для создания учебно-методических комплексов. Возможности Moodle позволяют упростить работу по техническому оформлению материалов учебно-методических комплексов, достичь более высокого качества их подготовки при уменьшении затрат времени и других ресурсов, а также организовать дистанционную поддержку очного обучения [2]. Преподавателю доступны персональные данные каждого студента, что позволяет преподавателю своевременно влиять на учебную деятельность студентов, корректировать проблемы в обучении, и развивать у них потребность в самостоятельной систематической работе. Материалы контроля дают возможность систематически накапливать, анализировать и обобщать опыт учебно-воспитательной работы. А проверка структуры и содержания дистанционного курса способствует строгому исполнению учебного плана, реализации его целевой установки.

Содержание курса делится на модули, чтобы каждый из них охватывал определенный раздел и включал в себя теоретический и практический материал, а также контрольные задания и тесты. Для того чтобы студенты могли правильно распределять свою учебную нагрузку и управлять временем, нужный материал четко структурируется на то количество лекций и практических занятий, которое предусмотрено учебным планом. Система самостоятельных заданий по всему курсу, учитывая и внеаудиторную, продумывается заранее, также предусматривается и возможность дифференцированного подхода [2, с. 31].

Разработанный курс среды Moodle включает в себя: рабочую программу, позволяющую студенту получить полное представление о данном курсе; форум общения преподавателя со студентами; учебные модули; итоговый тест; ссылки на дополнительные информационные ресурсы. Каждый учебный модуль состоит из следующих ресурсов: лекции по тематике модуля, с содержанием дополнительной информации для самостоятельного изучения, видеолекции, видеоролики, презентации; практические работы по тематике модуля; тестовые задания по тематике модуля (режим контроля), предназначенные для диагностики учебных достижений. Во время сетевой фазы обучения слушатели самостоятельно изучают теоретические материалы курса, выполняют практикум, самостоятельные работы, индивидуальные задания и в онлайн режиме проходят тестирование. Еженедельно по графику проводятся электронные консультации.

Использование среды Moodle в образовании позволяет не только эффективно организовать самостоятельную работу студентов, но и повысить мотивацию студентов благодаря использованию новых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

форм и методов обучения.

Но, разумеется, при наличии таких технологий обучения было бы странно не попытаться применить их для упрощения некоторых процессов в обучении студентов - очников. В частности, в ГУ имени Шакарима была опробована и внедрена возможность проводить тестирование в системе Moodle при помощи создаваемых там тестовых заданий, получена возможность оценивать знания моментально. К тому же, студенты могут сразу самостоятельно увидеть, что именно решили неверно и какой ответ был правильным.

Следует отметить что, традиционная форма обучения преподаватель-студент-учебник успешно заменяется новой: преподаватель - студент - учебник - Moodle- домашняя подготовка - деловая игра -тестовый контроль. Использование среды Moodle делает систему обучения гибкой и даёт возможность проводить обучение эффективно, а так же является важным элементом в повышении качества образования в ВУЗе в настоящее время.

Список использованной литературы:

1. Зайцева О. Н. Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов: на примере изучения математических дисциплин: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08.- Орел, 2013. - С. 27-30. URL: http://dvs.rsl.ru (дата обращения: 10.09.2015).

2. Михайлова Н. В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Оренбург, 2012. - С. 6-12. URL: http:// dvs.rsl.ru (дата обращения: 12.09.2015).

© Григорьева И.Я., Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М., 2015

УДК 378

Демина Виктория Александровна

канд.пед.наук, доцент, доцент МГИМО МИД России, г. Москва, РФ E-mail: demina72@rambler.ru Натурина Светлана Андреевна старший преподаватель МГИМО МИД России, г. Москва, РФ

E-mail:Svetlana-naturina@yandex.ru

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ЕГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА

Аннотация

В данной статье обобщается опыт работы преподавателей кафедры английского языка №1 МГИМО МИД России по проведению проекта, инициированного Министерством Образования и Науки России совместно с учителями школы №1974 г. Москвы по реализации программы подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по иностранному языку (английский).

Ключевые слова

Оптимизация учебного процесса, образовательные стандарты, принцип преемственности, механизмы повышения эффективности подготовки учащихся, новые методы работы.

Правительство города Москвы уделяет большое значение улучшению работы средних школ и повышению образования учащихся во многих областях науки, развитию воспитательного процесса в системе « Вуз - Средняя школа», направленного на повышение качества подготовки учащихся с учётом образовательных стандартов, условий сдачи ЕГЭ и расширения олимпиадного движения. В связи с этим,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.