Научная статья на тему 'Диссоциативное расстройство идентичности как основание пересмотра онтологической категории нормы'

Диссоциативное расстройство идентичности как основание пересмотра онтологической категории нормы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2576
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ / АЛЬТЕР-ЭГО / НОРМА / ДЕВИАЦИЯ / DISSOCIATIVE IDENTITY DISORDER / ALTER-EGO / NORMAL / DEVIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кайгородов П. В.

Рассматриваются три различных подхода к интерпретации природы и валидности диссоциативного расстройства идентичности, характерных для скептиков, психотерапевтов и защитников «DID-нормального» состояния». Также ставится вопрос о DID как онтологическом состоянии, по контрасту с профилированно-психотерапевтическим толкованием синдрома как отклонения в психике, и анализируются критерии, позволяющие как трактовать его в качестве приемлемого состояния сознания, так и отличать DID от (иных) психических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dissociative identity disorder as a basis of reconsideration of an ontological category of normal

The article is considering three distinctive approaches to the nature and validity of Dissociative Identity Disorder. Namely: skeptics, psychotherapists and those, who deem DID to be “normal” state of mind. The article also is pressing an issue of DID as an ontological state unlike psychotherapist’s consideration of it as a medical condition. The article is providing criteria for interpretation of DID as a stable state of mind as well as for distinguishing it from (other) abalienations.

Текст научной работы на тему «Диссоциативное расстройство идентичности как основание пересмотра онтологической категории нормы»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 96-98.

УДК 316.663.5 П.В. Кайгородов

ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕРЕСМОТРА ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НОРМЫ

Рассматриваются три различных подхода к интерпретации природы и валидности диссоциативного расстройства идентичности, характерных для скептиков, психотерапевтов и защитников «DID-нормального» состояния». Также ставится вопрос о DID как онтологическом состоянии, по контрасту с профилированно-психотерапев-тическим толкованием синдрома как отклонения в психике, и анализируются критерии, позволяющие как трактовать его в качестве приемлемого состояния сознания, так и отличать DID от (иных) психических расстройств.

Ключевые слова: диссоциативное расстройство идентичности, альтер-эго, норма, девиация.

DID (Dissociative Identity Disorder, ранее MPD - Multiple Personality Disorder) - психическое состояние, при котором у человека наряду с сохранением основной возникают две или более самостоятельные, автономно функционирующие личности, которые с разной частотой и последовательностью сменяют одна другую [1]. Считается синдромом, т. е. совокупностью симптомов, а не собственно заболеванием. В просторечии называентся раздвоением личности.

Состояние было впервые зарегистрировано и классифицировано в 1975 г., в ходе судебного дела Уильяма Миллигана. В процессе разбирательства было установлено, что Уильям (Билли) Миллиган совершал инкриминируемые ему правонарушения, находясь в бессознательном состоянии, когда его тело находилось под контролем одной из 23-х личностей, периодически лишавших его власти над собой. По решению суда подсудимый был помещен в психиатрическую клинику, откуда, пройдя курс лечения, был отпущен в 1988 г. Еще до Миллигана рупором масс-медийного внимания к MPD стала Ширли Ардел Мэйсон, чья история была переработана и издана как полубиографический роман Викторией Шрайбер в 1973 г. История болезни Ширли Мэйсон был первым случаем официального признания существования MPD медицинскими работниками.

I. Уже в ходе рассмотрения дела Миллигана неоднократно высказывались сомнения в существовании MPD, скептики настаивали, что в лице подсудимого следствие столкнулось с искусным актером и манипулятором, структура личности которого не отличается от среднестатистического человека. Посвятивший долгое время изучению случая Миллигана и MPD в целом К. Росс полагает, что MPD представляет собой «диагностическую иллюзию... искусное притворство» [2], в ходе которого больной убеждает в существовании альтер-эго не только себя, но и наблюдающего его специалиста. Поскольку к тому времени увлекшиеся модным синдромом психотерапевты и психиатры и так диагностировали MPD даже у тех пациентов, которые не были к нему предрасположены, авторитет синдрома сильно пострадал, и он стал предметом иронии и скепсиса. Своеобразный «ребрендинг» MPD, в ходе которого состояние было, в частности, переименовано в DID, мало что изменил. Пол МакХью проводит параллель между DID и вспышкой истерической эпилепсии 1880-х гг. [3]. По утверждению П. МакХью, наблюдаемые симптомы DID абсолютно реальны, но проистекают не из объективного недуга, а из убежденности пациента в их наличии, эту убежденность, в свою очередь, порождают методы лечения и диагностики современной психиатрии. Соответственно, DID

© П.В. Кайгородов, 2014

Диссоциативное расстройство идентичности как основание пересмотра..

97

можно ликвидировать, снизив внимание СМИ к проблеме и призвав психиатрическое сообщество не нагнетать атмосферу.

Справедливости ради, нужно заметить, что внимание СМИ к DID сейчас не слишком пристально даже в США (не говоря уже о России, где синдром никогда не был популярным). Со времен публикации «Множественных умов Билли Милгана» и «Сибил» массово о синдроме говорят, скорее, в среде специалистов. Несколько лет назад в США был снят телесериал «Соединенные Штаты Тары» (United States of Tara), главная героиня которого является носителем DID. Сериал был номинирован на несколько наград и даже получил Золотой Глобус [4], однако его сложно назвать центром внимания СМИ.

II. Как бы то ни было, в данный момент DID признано мировым сообществом состоянием, требующим лечения, и внесено в Международную классификацию болезней (ICD) под номером F44.8 [5]. В русскоязычной среде состоянию стали уделять внимание только в последние годы. Посвященные DID исследования, проведенные в Турции [6] и Голландии [7], демонстрируют устоявшуюся практику диагностирования синдрома. Стандартным планом лечения в любой стране является интеграция - попытка «собрать» все альтер-эго воедино (отметим подспудное убеждение, что система представляет собой одно сознание, «разбившееся» на несколько).

III. В связи с вопросами лечения DID нужно упомянуть еще одну позицию, провозвестниками которой являются участники сайта astraeasweb.net, первого сетевого ресурса, посвященного рассмотрению DID как состояния сознания, не требующего изменений. В качестве задач своего проекта авторы сайта декларируют, в частности, развенчание мифов, окружающих DID, как то:

1. Компенсационная природа систем (термин используется в значении «совокупность личностей, обитающих в теле») обусловлена необходимостью купирования психологических травм. Нередко мультиплет с момента осознания себя разделяет свое тело с несколькими альтер-эго и не подвергается насилию в каком бы то ни было виде.

2. Неосведомленность альтер-эго друг о друге и неспособность вспомнить события, имевшие место, когда другая личность выходила на первый план («tookfront»), не является обязательным условием функционирования систем. Полностью осознающие себя и всех своих «соседей» мультиплеты отнюдь не редкость.

Две вышеприведенные точки зрения сформировались в массовом сознании под воздействием примеров Миллигана и Мэй-сон, но это отнюдь не делает их универсальными законами.

По каким же параметрам DID не может быть причислено к психическим расстрой-

ствам? Прежде всего по утилитарным: например, от шизофрении (также сопровождающейся расщеплением сознания) DID отличается отсутствием галлюцинаций. Шизофреник может слышать иллюзорные голоса, но мультиплет понимает такой голос как часть себя и не теряет связи с реальностью [8], в сущности, этот тезис можно углубить: любая форма перцепции мультиплета не отличается от стандартной для человека версии «одно тело - один разум». Далее, существенным симптомом шизофрении является ассоциация по слабому признаку - шизофреник отыскивает логические связи между явлениями и событиями, с точки зрения здорового человека между собой не связанными. Мультиплет мыслит теми же категориями, что и любой другой человек, и потому может существовать в социуме годами, не вызывая нареканий и волнений [9].

В случае «потери времени» [10], как это явление называл Миллиган, т. е. провалов в памяти «ядра», приходящихся на периоды активности альтернативных субличностей, система действительно может страдать от последствий как психологического, так и социального характера. С другой стороны, осведомленный о своем положении человек, в достаточной степени владеющий коммуникацией с альтер-эго, уже не несет рисков, которые давали бы право обществу вмешиваться в его жизнь.

Усвоение различных моделей поведения и реакций является эффективным и естественным механизмом адаптации к условиям физической и социальной среды. В то же время попытка примерить на себя разные роли является составной частью процесса становления личности в предпубертатном периоде. Таким образом, умозрительное создание в своем сознании мономана, сосредоточенного на выполнении конкретной задачи, не является само по себе вредоносным или даже девиантным. Осознание таким мономаном себя как отдельной личности, с другой стороны, должно признать по меньшей мере экзотичным, однако вне контекста - все еще не деструктивным, при условии, что термин «деструкция» понимается нами как «разрушение», «сужение пула возможностей». В тех случаях, когда DID возникает как способ блокирования травмирующих воспоминаний или преодоления неразрешимых в глазах «ядра» ситуаций, последствия, влекомые такой «экстренной» природой альтер-эго, приводят к провалам в памяти и, как следствие, фрустрации «ядра». Однако в такой ситуации наблюдатель сталкивается с проблемой, природа которой лежит в плоскости душевных переживаний субъекта, а не диссоциации как таковой.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные

и диссоциативные расстройства: расширение

98

П.В. Кайгородов

границ диагностики и терапии. Новосибирск, 2006. 437 с.

[2] Ross C. Multiple Personality Disorder: Diagnose, Clinical Features, and Treatment. N. Y.,1989.

[3] McHugh P. R. Multiple Personality Disorder. URL: http://www.psycom.net/mchugh.html (дата обращения: 2.05.2014).

[4] United States of Tara. URL: http://www.imdb.com/ title/tt1001482/?ref_=rvi_tt (дата обращения: 2.05.2014).

[5] ICD-10. URL: http://apps.who.int/classifications/ icd10/browse/2010/en#/F40-F48 (дата обращения: 2.05.2014).

[6] Frequency of Dissociative Identity Disorder in the General Population in Turkey / Akyuz G. et al. //

Comprehensive Psychiatry. 1999. Vol. 40. № 2. P. 151-159.

[7] Sno H. N., Schalken H.F.A. Dissociative Identity Disorder: diagnosis and treatment in the Netherlands // Eur. Psychiatry. 1999. Vol. 14. P. 270-277.

[8] Foote B., Park J. Dissociative Identity Disorder and Schizophrenia: Differential Diagnosis and Theoretical Issues // Current Psychiatry Reports. 2008. № 10. P. 217-222.

[9] Temple A. Multiplicity is Natural. URL: http:// astraeasweb.net/plural/theory.html (дата обращения: 2.05.2014).

[10] Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. М. : Эксмо, 2003. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.