ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 96-98.
УДК 316.663.5 П.В. Кайгородов
ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕРЕСМОТРА ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НОРМЫ
Рассматриваются три различных подхода к интерпретации природы и валидности диссоциативного расстройства идентичности, характерных для скептиков, психотерапевтов и защитников «DID-нормального» состояния». Также ставится вопрос о DID как онтологическом состоянии, по контрасту с профилированно-психотерапев-тическим толкованием синдрома как отклонения в психике, и анализируются критерии, позволяющие как трактовать его в качестве приемлемого состояния сознания, так и отличать DID от (иных) психических расстройств.
Ключевые слова: диссоциативное расстройство идентичности, альтер-эго, норма, девиация.
DID (Dissociative Identity Disorder, ранее MPD - Multiple Personality Disorder) - психическое состояние, при котором у человека наряду с сохранением основной возникают две или более самостоятельные, автономно функционирующие личности, которые с разной частотой и последовательностью сменяют одна другую [1]. Считается синдромом, т. е. совокупностью симптомов, а не собственно заболеванием. В просторечии называентся раздвоением личности.
Состояние было впервые зарегистрировано и классифицировано в 1975 г., в ходе судебного дела Уильяма Миллигана. В процессе разбирательства было установлено, что Уильям (Билли) Миллиган совершал инкриминируемые ему правонарушения, находясь в бессознательном состоянии, когда его тело находилось под контролем одной из 23-х личностей, периодически лишавших его власти над собой. По решению суда подсудимый был помещен в психиатрическую клинику, откуда, пройдя курс лечения, был отпущен в 1988 г. Еще до Миллигана рупором масс-медийного внимания к MPD стала Ширли Ардел Мэйсон, чья история была переработана и издана как полубиографический роман Викторией Шрайбер в 1973 г. История болезни Ширли Мэйсон был первым случаем официального признания существования MPD медицинскими работниками.
I. Уже в ходе рассмотрения дела Миллигана неоднократно высказывались сомнения в существовании MPD, скептики настаивали, что в лице подсудимого следствие столкнулось с искусным актером и манипулятором, структура личности которого не отличается от среднестатистического человека. Посвятивший долгое время изучению случая Миллигана и MPD в целом К. Росс полагает, что MPD представляет собой «диагностическую иллюзию... искусное притворство» [2], в ходе которого больной убеждает в существовании альтер-эго не только себя, но и наблюдающего его специалиста. Поскольку к тому времени увлекшиеся модным синдромом психотерапевты и психиатры и так диагностировали MPD даже у тех пациентов, которые не были к нему предрасположены, авторитет синдрома сильно пострадал, и он стал предметом иронии и скепсиса. Своеобразный «ребрендинг» MPD, в ходе которого состояние было, в частности, переименовано в DID, мало что изменил. Пол МакХью проводит параллель между DID и вспышкой истерической эпилепсии 1880-х гг. [3]. По утверждению П. МакХью, наблюдаемые симптомы DID абсолютно реальны, но проистекают не из объективного недуга, а из убежденности пациента в их наличии, эту убежденность, в свою очередь, порождают методы лечения и диагностики современной психиатрии. Соответственно, DID
© П.В. Кайгородов, 2014
Диссоциативное расстройство идентичности как основание пересмотра..
97
можно ликвидировать, снизив внимание СМИ к проблеме и призвав психиатрическое сообщество не нагнетать атмосферу.
Справедливости ради, нужно заметить, что внимание СМИ к DID сейчас не слишком пристально даже в США (не говоря уже о России, где синдром никогда не был популярным). Со времен публикации «Множественных умов Билли Милгана» и «Сибил» массово о синдроме говорят, скорее, в среде специалистов. Несколько лет назад в США был снят телесериал «Соединенные Штаты Тары» (United States of Tara), главная героиня которого является носителем DID. Сериал был номинирован на несколько наград и даже получил Золотой Глобус [4], однако его сложно назвать центром внимания СМИ.
II. Как бы то ни было, в данный момент DID признано мировым сообществом состоянием, требующим лечения, и внесено в Международную классификацию болезней (ICD) под номером F44.8 [5]. В русскоязычной среде состоянию стали уделять внимание только в последние годы. Посвященные DID исследования, проведенные в Турции [6] и Голландии [7], демонстрируют устоявшуюся практику диагностирования синдрома. Стандартным планом лечения в любой стране является интеграция - попытка «собрать» все альтер-эго воедино (отметим подспудное убеждение, что система представляет собой одно сознание, «разбившееся» на несколько).
III. В связи с вопросами лечения DID нужно упомянуть еще одну позицию, провозвестниками которой являются участники сайта astraeasweb.net, первого сетевого ресурса, посвященного рассмотрению DID как состояния сознания, не требующего изменений. В качестве задач своего проекта авторы сайта декларируют, в частности, развенчание мифов, окружающих DID, как то:
1. Компенсационная природа систем (термин используется в значении «совокупность личностей, обитающих в теле») обусловлена необходимостью купирования психологических травм. Нередко мультиплет с момента осознания себя разделяет свое тело с несколькими альтер-эго и не подвергается насилию в каком бы то ни было виде.
2. Неосведомленность альтер-эго друг о друге и неспособность вспомнить события, имевшие место, когда другая личность выходила на первый план («tookfront»), не является обязательным условием функционирования систем. Полностью осознающие себя и всех своих «соседей» мультиплеты отнюдь не редкость.
Две вышеприведенные точки зрения сформировались в массовом сознании под воздействием примеров Миллигана и Мэй-сон, но это отнюдь не делает их универсальными законами.
По каким же параметрам DID не может быть причислено к психическим расстрой-
ствам? Прежде всего по утилитарным: например, от шизофрении (также сопровождающейся расщеплением сознания) DID отличается отсутствием галлюцинаций. Шизофреник может слышать иллюзорные голоса, но мультиплет понимает такой голос как часть себя и не теряет связи с реальностью [8], в сущности, этот тезис можно углубить: любая форма перцепции мультиплета не отличается от стандартной для человека версии «одно тело - один разум». Далее, существенным симптомом шизофрении является ассоциация по слабому признаку - шизофреник отыскивает логические связи между явлениями и событиями, с точки зрения здорового человека между собой не связанными. Мультиплет мыслит теми же категориями, что и любой другой человек, и потому может существовать в социуме годами, не вызывая нареканий и волнений [9].
В случае «потери времени» [10], как это явление называл Миллиган, т. е. провалов в памяти «ядра», приходящихся на периоды активности альтернативных субличностей, система действительно может страдать от последствий как психологического, так и социального характера. С другой стороны, осведомленный о своем положении человек, в достаточной степени владеющий коммуникацией с альтер-эго, уже не несет рисков, которые давали бы право обществу вмешиваться в его жизнь.
Усвоение различных моделей поведения и реакций является эффективным и естественным механизмом адаптации к условиям физической и социальной среды. В то же время попытка примерить на себя разные роли является составной частью процесса становления личности в предпубертатном периоде. Таким образом, умозрительное создание в своем сознании мономана, сосредоточенного на выполнении конкретной задачи, не является само по себе вредоносным или даже девиантным. Осознание таким мономаном себя как отдельной личности, с другой стороны, должно признать по меньшей мере экзотичным, однако вне контекста - все еще не деструктивным, при условии, что термин «деструкция» понимается нами как «разрушение», «сужение пула возможностей». В тех случаях, когда DID возникает как способ блокирования травмирующих воспоминаний или преодоления неразрешимых в глазах «ядра» ситуаций, последствия, влекомые такой «экстренной» природой альтер-эго, приводят к провалам в памяти и, как следствие, фрустрации «ядра». Однако в такой ситуации наблюдатель сталкивается с проблемой, природа которой лежит в плоскости душевных переживаний субъекта, а не диссоциации как таковой.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные
и диссоциативные расстройства: расширение
98
П.В. Кайгородов
границ диагностики и терапии. Новосибирск, 2006. 437 с.
[2] Ross C. Multiple Personality Disorder: Diagnose, Clinical Features, and Treatment. N. Y.,1989.
[3] McHugh P. R. Multiple Personality Disorder. URL: http://www.psycom.net/mchugh.html (дата обращения: 2.05.2014).
[4] United States of Tara. URL: http://www.imdb.com/ title/tt1001482/?ref_=rvi_tt (дата обращения: 2.05.2014).
[5] ICD-10. URL: http://apps.who.int/classifications/ icd10/browse/2010/en#/F40-F48 (дата обращения: 2.05.2014).
[6] Frequency of Dissociative Identity Disorder in the General Population in Turkey / Akyuz G. et al. //
Comprehensive Psychiatry. 1999. Vol. 40. № 2. P. 151-159.
[7] Sno H. N., Schalken H.F.A. Dissociative Identity Disorder: diagnosis and treatment in the Netherlands // Eur. Psychiatry. 1999. Vol. 14. P. 270-277.
[8] Foote B., Park J. Dissociative Identity Disorder and Schizophrenia: Differential Diagnosis and Theoretical Issues // Current Psychiatry Reports. 2008. № 10. P. 217-222.
[9] Temple A. Multiplicity is Natural. URL: http:// astraeasweb.net/plural/theory.html (дата обращения: 2.05.2014).
[10] Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. М. : Эксмо, 2003. 512 с.