Научная статья на тему 'ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ИНАКОМЫСЛИЯ В СССР 1960-Х - 1970-Х ГОДОВ'

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ИНАКОМЫСЛИЯ В СССР 1960-Х - 1970-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
472
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ИНАКОМЫСЛИЕ / ПРАВОЗАЩИТНИК / ДИССИДЕНТ / ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ОППОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давлетьярова Айсылу Фанильевна, Бадретдинова Светлана Анатольевна

Статья посвящена такой особой форме инакомыслия, сложившейся в советском обществе постсталинской эпохи, как диссидентство. Рассматриваются причины, зарождение и эволюция диссидентского движения в СССР, выделяются его основные концептуальные идеи, формы и направления.The article is devoted to such a special form of dissent that developed in the Soviet society of the post-Stalin era as dissidence. The reasons, origin and evolution of the dissident movement in the USSR are considered, its main conceptual ideas, forms and directions are highlighted.The article is devoted to such a special form of dissent that developed in the Soviet society of the post-Stalin era as dissidence. The reasons, origin and evolution of the dissident movement in the USSR are considered, its main conceptual ideas, forms and directions are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ИНАКОМЫСЛИЯ В СССР 1960-Х - 1970-Х ГОДОВ»

УДК 93/94:329

Исторические и политические науки

Давлетьярова Айсылу Фанильевна, студентка Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак Бадретдинова Светлана Анатольевна, научный руководитель, доцент, к.и.н. Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ИНАКОМЫСЛИЯ В

СССР 1960-Х - 1970-Х ГОДОВ

Аннотация: Статья посвящена такой особой форме инакомыслия, сложившейся в советском обществе постсталинской эпохи, как диссидентство. Рассматриваются причины, зарождение и эволюция диссидентского движения в СССР, выделяются его основные концептуальные идеи, формы и направления.

Ключевые слова: инакомыслие, правозащитник, диссидент, диссидентское движение, права и свободы личности, оппозиция.

Annotation: The article is devoted to such a special form of dissent that developed in the Soviet society of the post-Stalin era as dissidence. The reasons, origin and evolution of the dissident movement in the USSR are considered, its main conceptual ideas, forms and directions are highlighted.

Keywords: dissent, human rights defender, dissident, dissident movement, individual rights and freedoms, opposition.

Диссидентское движение в СССР получило множество названий, в частности «демократическое», «либеральное движение», «движение гражданского сопротивления». Вместе с этим, наибольшее распространение получила концепция развития правозащитного движения, поскольку в основании идеологических целей данного движения находилась проблема защиты прав и свобод личности, требования неукоснительного соблюдения

законодательства [1].

Причинами и предпосылками зарождения подобного рода движений выступало несогласие отдельных групп граждан с основными внутриполитическими и внешнеполитическими направлениями коммунистической партии. Данный институт получил название инакомыслия, диссидентского движения или правозащитного движения. Данные категории являются близкими, вместе с этим они не совпадают.

Наиболее широкое понятие имеет категория «инакомыслие», которое существовало во все исторические периоды развития государственности. Инакомыслие представляет собой общественное явление, которое вступает в противоречие с основными идеологическими, политическими, социально-экономическими концепциями и составляющими фундамента государства. Иными словами, инакомыслие представляет собой другое мировоззрение, которое противоречит требованиям государства.

Диссидентское движение берет своё начало в среде московской интеллигенции, которая непосредственно столкнулась в прошлом со сталинскими репрессиями и пережила трагедию отцов и дедов в конце тридцатых годов XX века, в последующем испытав справедливое чувство равенства на волне знаменитой «оттепели» и последовавшее затем разочарование [3, с. 18].

По мнению активных участников диссидентского движения данное течение сформировалось под воздействием тоталитарной системы, а в основании диссидентства находится особая форма инакомыслия. Так сами диссиденты называли себя правозащитниками, что наиболее явно выражало суть движения: борьба за защиту прав и свобод личности [1].

Отправной точкой развития диссидентского движения принято считать «дело» А. Д. Синявскогои и Ю. М. Даниэля. Новое движения дало о себе знать, когда в Москве выходит самиздатский журнал «Сфинксы», в котором общественности были представлены гротескно-сатирические повести о социальных и психологических феноменах тоталитаризма. Данные

произведения были провозглашены в качестве антисоветских, пропитанных ненавистью к социальному режиму из Советскому Союзу.

Двух московских литераторов за подобную публикацию арестовали, что спровоцировало обширные общественные протесты. В результате 5 декабря 1965 года в Москве проходят правозащитный митинг, на котором высказывались требования проведения открытого судебного процесса над Синявском и Даниэлем. Прошедшей в 1966 году процесс спровоцировал новую волну протестов. Молодой журналист Гинзбург составил документальный сборник, в котором освещался судебный процесс над Синявским и Даниэлем и опубликованный заграницей. Журналист также был арестован. Подобного рода аресты вызывали общественное недовольство и приводили к новому всплеску диссидентской активности. Синявский был осужден на 7 лет, а Даниэль на 5 лет заключения.

Начиная с 1968 года, диссидентское движение получает новый импульс, когда их обращения были направлены не только государственным органом власти, но и к общественному мнению, всё громче звучали требования соблюдения прав и законных интересов личности, которые гарантировались Конституцией СССР.

С этого времени начинается выпуск информационного бюллетеня -«Хроника текущих событий», в котором освещались основные проблемы реализации прав граждан в государстве, проблемы заключённых в СССР, проблемы борьбы «репрессированных народов» за свои права, репрессии на церковь и пр.

Помимо внутриполитических проблем в центре внимания диссидентов находится и внешняя политика: самым ярким протестом правозащитников является «демонстрация семерых», прошедшая в центре Москвы 25 августа 1968 года после вторжения советских войск в Чехословакию [2, с. 49].

Диссидентское движение не являлась политическим, поскольку оно охватывало различные категории граждан. Тем не менее, отдельные представители данного движения объединялись в различные политические и

правозащитные ассоциации. Так, в 1969 году была сформирована Инициативная группа защиты прав человека, которая в последующем становится своего рода информационным центром для различной системы общественных инициатив.

Можно обозначить следующие формы диссидентской активности:

- сбор и распространение запрещенной властями информации, которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений;

- подготовка и распространение «открытых писем» в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны;

- демонстрации. Наиболее известные две из них: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве и 25 августа 1968 г. на Красной площади с протестом против ввода советских войск в Чехословакию;

- конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям. С этой целью функционировал специальный Фонд помощи [4, с. 28].

В 1976 году после подписания заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была сформирована Московская хельсинкская группа, что положило новое начало развитию диссидентского движения.

Со стороны руководства страны предпринимались различные попытки и меры, направленные на искоренение диссидентской активности. Активные участники приговаривались к реальным срокам заключения, отдельные направлялись в психиатрические больницы, некоторым активным представителям данного движения пришлось эмигрировать из СССР.

В 1980 году интерес к диссидентскому движению существенно снижается. В январе 1980 года академик Сахаров был сослан в г. Горький, а осенью в 1982 году хельсинская группа объявила о самороспуске, также прекращается издание «Хроники текущих событий», прекращается открытая

форма деятельности Фонда помощи политическим заключённым.

Сегодня можно констатировать, что диссидентское движение не получило массовой общественной поддержки, что обуславливается менталитетом граждан СССР, обширной борьбой с инакомыслием, а также мощной идеологической пропагандой в средствах массовой информации. Вместе с этим, идеи и опыт правозащитного движения способствовали формированию основ и нравственных предпосылок грядущих перемен. После проведённой «тихой» амнистии 1987 года многих правозащитников освобождают из места заключения. С 1990 года начинают появляться новые правозащитные организации, в центре внимания которых находится социально-экономические проблемы граждан.

Библиографический список:

1. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Режим доступа: http://www.memo.ru/history/diss/books/alexeewa/Chapter16a.htm (дата обращения 19.12.2021).

2. Барашков Г.М. Диссидентское движение в СССР (1960-1970-е годы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2007. - № 35. - С. 49-55.

3. Демин А.Ю. Проблемы инакомыслия в СССР // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 73. - С. 18-34.

4. Заволожина А.С. Историческая память о диссидентском движении в СССР в 1960-1980-х годах: к методологии вопроса // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2017. - № 27. - С. 22-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.