Игорь Ганчеренок
проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор
Диссертация есть, а ученого нет
Учиться на прошлом может каждый, но сегодня этого уже мало.
Сегодня нужно уметь учиться на будущем.
Герман канн
В конце прошлого века в Европе началась глобальная модернизация сферы образования и науки, главной причиной которой стало превращение этих отраслей в факторы конкурентного и устойчивого развития экономики, интенсивного инновационного роста всех социальных сфер, интеграционных процессов в различных областях человеческого существования и, наконец, обеспечения национальной безопасности государства. О последнем с большим временным приоритетом по сравнению с американскими исследователями [1] сделали вывод отечественные ученые [2].
Сегодня в Европе как целевая установка рассматривается создание европейского пространства высшего образования и исследований к 2010 г. В качестве базовой модели выбрана 3-цикличная Болонская система непрерывного образования, которая положена в основу структурной, содержательной и технологической реорганизации существующих национальных европейских систем высшего и послевузовского образования. Первый цикл, как правило, ассоциируется в последнее время с бакалавриатом, второй — с магистратурой, а третий — с подготовкой кадров высшей научной квалификации, где вопросы унификации и взаимного признания до сих пор являются наиболее «чувствительными» [3—4] и дискутируемыми.
Очевидно, что структурно ничего кардинально нового такая модель не представляет. однако, с другой стороны, речь идет о разработке неких общих требований к соискателям степеней прежде всего третьего цикла в пределах всего «Болонского пространства».
Именно третий цикл — аспирантура и докторантура, несмотря на ее длительную эволюцию с 1150 г. [5], является той нишей, которая требует более четкого и объемного наполнения, касающегося определения квалификационных характеристик его выпускников. Заметим, что в этом отношении отечественный подход, отражен-
ный в Положении о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, нуждается в явном совершенствовании. Главы 2 «Требования к соискателям ученых степеней» и 3 «требования к диссертациям» неравносильны, и в результате приводят к констатируемому и советами по защитам диссертаций, и экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Беларуси противоречию: диссертация есть, а кандидата/доктора наук нет. Ведь формально в отношении собственно соискателя ученой степени кандидата наук согласно положению требуется только высшее образование и успешная сдача кандидатских экзаменов и зачетов. А все остальные условия касаются
3-й цикл (аспирантура и докторантура)
^(магистратура) ^^^ 1 ) V
Европейская модель высшего и послевузовского образования
уже диссертационной работы. в этой связи нам представляется важным учесть зарубежный опыт (хотя незначительный и не всегда корректно оформленный в литературных источниках) по разработке сквозных квалификационных требований к выпускникам всех трех циклов европейской модели.
так, например, в соответствии с принятым проектом постановления заседания неформальной группы по совместным инициативам в области качества образования (Joint Quality Initiative Informal Group) в дублине 18 октября 2004 г., свод квалификационных характеристик третьего цикла (Doctorate) включает в себя следующие требования:
• системное понимание области диссертационного исследования, демонстрация профессиональных умений и компетентного использования методов исследования, относящихся к данной области;
способность к генерации, обобщению, разработке, внедрению и адаптации исследовательского процесса, соблюдение научной этики;
наличие вклада в научное знание путем проведения оригинального научного исследования, определенная часть которого признана в форме соответствующих рецензируемых публикаций на национальном или международном уровне; способность критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
продуктивное взаимодействие с коллегами, широкой научной аудиторией и представителями общества в рамках области исследования;
способность продвигать в академическом и профессиональном контексте технологические, социальные и культурные достижения.
Различия между образовательными циклами
цикл объем знаний и понимание
1 (Бакалавриат) поддерживается учебниками с дополнением (возможно) некоторых аспектов современных знаний
2 (магистратура) обеспечивает основу или возможность для развития и применения идей, в том числе и в исследовательском контексте
3 (Аспирантура) включает системное понимание области диссертационного исследования и демонстрацию профессиональных умений и компетентного использования методов исследования, относящихся к данной области
применение знаний
1 (бакалавриат) через представление конкретных и имеющих отношение к делу аргументов
2 (магистратура) посредством способностей «решать проблемы», примененных в новой или необычной ситуации в широком (или мультидисциплинарном) контексте
3 (аспирантура) способность к генерации, обобщению, разработке, внедрению и адаптации научных результатов при соблюдении принципов академической этики обеспечение вклада в расширение границ научного знания путем проведения оригинального научного исследования, определенная часть которого признана в форме соответствующих рецензируемых публикаций на национальном или международном уровне
способность к анализу и выводам
1 (Бакалавриат) включает сбор и интерпретацию соответствующих данных
2 (магистратура) через интеграцию знаний и разрешение проблемных ситуаций и задач часто с недостаточным количеством данных
3 (Аспирантура) посредством критического анализа, оценки и синтеза новых и оригинальных идей
коммуникации
1 (бакалавриат) через информацию, идеи, проблемы и решения
2 (магистратура) через выводы, осознанные знания и рациональные обоснования (в ограниченном объеме) для специалистов и не специалистов
3 (аспирантура) через способность продуктивно взаимодействовать с коллегами, широкой научной аудиторией и представителями общества в рамках области исследования
способность к самостоятельному обучению
1 (бакалавриат) развита, в значительной степени бакалавр мотивирован на дальнейшее обучение
2 (магистратура) имеется, причем направленная и автономная
3 (аспирантура) ожидается, что выпускник способен продвигать в академическом и профессиональном контексте технологические, социальные и культурные достижения
№6(40)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ
55
Представим и квалификационные требования к соискателям ученой степени Ph.D. в Великобритании, сформулированные в манере: «выполнили и продемонстрировали^обладают навыками и умениями^способны». Степень Ph.D. или эквивалентная ей [4] присуждается в Соединенном Королевстве аспирантам и соискателям, которые должны выполнить следующие условия:
• в итоге исследований создать и интерпретировать новое знание, обогащающее соответствующую научную дисциплину, качество которого подтверждено экспертизой специалистов в этой области. Результаты исследования опубликовать;
• продемонстрировать систематическое повышение квалификации и приобретение значительного объема знаний в области современного состояния изучаемой проблемы;
• показать в целом способность к концептуализации, разработке, дизайну и реализации исследовательского проекта с целью получения нового знания, применения или понимания последних достижений в области исследований, а также способность к трансформации плана исследований в случае появления непредвиденных проблем;
• детально понимать и владеть применяемыми методами исследований.
Кроме того, английские аспиранты и соискатели должны быть способны: сделать выводы по сложным вопросам в области исследований в условиях недостаточности данных; ясно и понятно передать свои идеи и суждения как специалистам, так и аудитории, не компетентной в этой области знаний; выполнять фундаментальные или прикладные исследования на современном уровне и вносить значительный вклад в развитие новых идей, методов и технологий.
При этом они должны иметь качества и способности, необходимые для трудоустройства на должностях, требующих персональной ответственности, значимой автономной инициативы в сложных и непредсказуемых ситуациях, в профессиональном либо эквивалентном окружении.
Укажем также и на различия между европейскими дескрипторами (впервые нами представленными для бакалавров и магистров [3]) образовательных циклов по следующим категориям: объем знаний и понимание, применение знаний, способность к анализу и выводам, коммуникации и самостоятельному обучению.
Таким образом, на основе представленного материала можно сделать следующие выводы.
• Следует внести изменения как в Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь (п. 31), касающиеся заключения предварительной экспертизы, так и в рекомендации по составлению отзывов оппонирующей организации и оппонентов для расширенного отражения выполнения квалификационных требований собственно для соискателя ученой степени (предварительно их разработав — в этом процессе Академия управления готова принять самое непосредственное участие). Это в определенной степени должно повысить эффективность системы подготовки кадров высшей научной квалификации с позиции их влияния на инновационное развитие национальной экономики [6], в контексте которой рассматриваются системы науки и высшего образования.
• Сформированная в Беларуси концепция магистерской подготовки обеспечивает полную совместимость с международными подходами и тенденциями.
• Наконец, необходимо нормативно обеспечить «достаточное условие» подготовки кадров высшей научной квалификации, обосновывающее вывод: «соискатель заслуживает присуждения искомой ученой степени».
Литература
1. Fain P. Helping American Colleges Confront Foreign Competition is Crucial to National Security (2006). — Режим доступа: http://chronicle.com
2. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. — Мн.: Армита-Марке-тинг, Менеджмент, 2002. С. 113.
3. Ганчеренок И.И. К вопросу о взаимном признании ученых степеней//Атэ-стацыя, 1998, №1. С. 76—79.
4. Ганчеренок И.И. Англо-белорусско-русский терминологический словарь по образовательному менеджменту (с предметным указателем): Учебно-методическое пособие (2-е издание, перераб. и доп.). — Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. — 99 с.
5. Noble K.A. Changing Doctoral Degrees: An International Perspective. — Buckingham: Open University Press, 1994. — 128 p.
6. Ганчеренок И.И., Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания, Испания (2-е издание, перераб. и доп.) — Мн.: РИВШ БГУ, 2003. — 69 с.
7. Booth A.L., Satchell E. British PhD Completion Rates: Some Evidence from the 1980s//Higher Education Review, 1996, v. 28, № 2. P. 49—56.