С. Д. Резник
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИ: ПРОЦЕССЫ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Рассматриваются актуальность проблемы профессионального управления процессами подготовки и аттестации научных кадров, сущность и значение диссертационного менеджмента, изменения его условий и нормативной базы, состояние изученности проблемы, методическое обеспечение процессов подготовки и аттестации научных кадров как объекта управления, проблемы и пути повышения эффективности диссертационного менеджмента.
Ключевые слова: менеджмент, диссертационный менеджмент, субъекты и объекты диссертационного менеджмента, система управления, персональный менеджмент.
S. D. Reznik
Management thesis in russia: the process of training and certification of scientific
personnel as a control object
In the article the relevance of professional management training and certification processes of scientific personnel, the nature and significance of the dissertation management, change its terms and conditions and regulatory framework, state of knowledge issues, methodological support of process of training and certification as an object of scientific personnel management issues and ways to improve the management of the Dissertation .
Keywords: management, management dissertation, subjects and objects of the dissertation management, system management, personal management.
Предназначение и сущность диссертационного менеджмента
Основным субъектом управления процессами аттестации научных кадров, как известно, являются диссертационные советы [1, 2, 20].
Предложенная Высшей аттестационной комиссией конкурсная система открытия советов позволила в последние годы повысить их ответственность, а в итоге и качество работы.
Ключевую роль в дальнейшем повышении эффективности деятельности диссертационных советов должны играть они сами и, прежде всего, их руководители — председатель, заместители, ученый секретарь [3, 10].
Специальных школ, где готовят профессиональных менеджеров для такой специфичной сферы, как наука, нет и, возможно, не может быть. Деятельность по руководству советами очень индивидуальна, но опираться она должна не только на научный, но и на управленческий профессионализм ученых.
В условиях возрастания и даже ужесточения требований Минобрнауки РФ и ее Высшей аттестационной комиссии к качеству защищае-
© Резник С. Д., 2012
мых диссертационных работ организация деятельности диссертационных советов значительно усложняется и требует все более профессионального управления.
Конечно, необходимость профессионализации менеджмента — это проблема всей страны, а не только науки. Президент и Правительство Российской Федерации постоянно выражают свою озабоченность недостаточно эффективным менеджментом во многих сферах руководства экономической жизнью страны.
Каждой сфере народного хозяйства России сегодня требуется не просто управление, а управление на научной основе, а это и есть профессиональный менеджмент [13].
Следовательно, руководство любой организацией, предприятием, вузом, НИИ должно опираться не только на глубокие знания производства, образования, науки, но и на знания в сфере менеджмента, экономики, права. Таково требование сегодняшней жизни, и оно, на наш взгляд, в полной мере касается и организационных устоев деятельности диссертационных советов.
Хорошего понимания ученым своей отрасли науки здесь уже недостаточно при всей ключе-
вой важности этого требования применительно к членам диссертационных советов. Ведь работу советов нужно планировать, организовывать, координировать, мотивировать, контролировать, а это уже не отрасли науки, под которые создан конкретный диссертационный совет, это — менеджмент, управление в самом широком смысле этого слова.
Широким массам ученых управленческая наука известна меньше, чем своя родная, например, педагогика, история, медицина, физика, математика и др. Но без этой науки в деятельности диссертационных советов возникает масса проблем, отражающихся в конце концов на главном — качестве экспертизы и защиты диссертаций.
Многочисленные замечания Высшей аттестационной комиссии по деятельности диссертационных советов и защищаемым в них диссертационным работам свидетельствуют о наличии серьезных организационно-управленческих и методических проблем в деятельности советов. И в связи с этим представляется очень важным обобщить и систематизировать эти проблемы, чтобы диссертационные советы могли принимать конкретные меры по их разрешению [1, 12, 20].
Из совокупности проблем управления процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров вытекают цели, задачи, объекты и направления исследований в сфере диссертационного менеджмента.
Напомним, что формула научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент» определяет сферу менеджмента как науку, занимающуюся проблемами формирования, развития и прогнозирования экономических и социально-экономических систем, исследованием различных аспектов деятельности субъекта управления этими системами (имеются в виду государственные, региональные системы, а также сами менеджеры как субъекты управления).
Содержание данной области исследования предполагает выявление, анализ и решение проблем развития теории и практики управления организациями и социально-экономическими системами с целью выявления устойчивых связей и закономерностей, определяющих природу, содержание и анализ проблем, логику и механизмы их разрешения (в частности, исследование тенденций и закономерностей в области общего и стратегического менеджмента, инновационного менеджмента, управления персоналом современных производственных и непроизводственных систем).
Предметом таких исследований являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, функционирования и развития этих систем.
Объектами исследований в сфере менеджмента могут выступать: система органов и институтов публичного управления, организационно-правовые формы различных организаций, отдельные подразделения этих организаций, процессы, протекающие в этих организациях, и персонал организаций, а также различные объединения организаций (ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы, сети), закономерности их функционирования с учетом внешней среды.
Менеджмент рассматривает объекты исследования как саморазвивающиеся системы, которые могут с различной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, соответствующим образом изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала.
Эффективность воздействия на объект исследования зависит и от степени открытости системы, отработанности механизмов управления, влияния факторов внутренней и внешней среды.
Применительно к содержанию менеджмента как науки диссертационный менеджмент — это сфера менеджмента, объектом которого являются процессы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, а также люди, осуществляющие эти процессы.
В системе диссертационного менеджмента можно выделить несколько уровней управления (рис. 1, табл. 1): Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, ВАК Минобрна-уки РФ, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, при которых созданы диссертационные советы, кафедры вузов (отделы НИИ) в лице научных руководителей и научных консультантов аспирантов и докторантов, сами докторанты, аспиранты, другие соискатели ученых степеней.
Для каждого такого уровня в иерархии диссертационного менеджмента можно выделить субъекты и объекты управления и говорить о предметах, целях, задачах и направлениях конкретных исследований.
Таблица 1
Уровни, субъекты и объекты управления в системе диссертационного менеджмента
Уровни управления Субъекты управления Объекты управления
Высший I Правительство РФ Президент РФ Минобрнауки РФ
II Минобрнауки РФ Правительство РФ ВАК при Минобрнауки РФ, вузы и НИИ, при которых созданы диссертационные советы
III ВАК Минобрнауки РФ Минобрнауки РФ Диссертационные советы (функционально)
Средний IV Базовые вузы и НИИ Минобрнауки РФ Диссертационные советы, созданные при базовых вузах и НИИ, научные руководители и консультанты, докторанты, аспиранты
V Диссертационные советы Базовые вузы или НИИ Соискатели, представившие в советы свои диссертационные работы
Низовой VI Кафедры вузов (отделы НИИ) в лице научных руководителей и консультантов Базовые вузы или НИИ Докторанты, аспиранты, другие соискатели ученых степеней, прикрепленные к кафедрам (отделам НИИ), в которых выполняются диссертационные исследования
VII Докторанты, аспиранты, соискатели ученых степеней Кафедры вузов (отделы НИИ), к которым прикреплены докторанты, аспиранты и другие соискатели ученых степеней Процессы самоорганизации деятельности докторантов и аспирантов на различных этапах обучения, самоподготовки и защиты диссертационных работ
Моделирование системы и механизмов диссертационного менеджмента
В системе диссертационного менеджмента, управления подготовкой и аттестацией научных кадров ключевым объектом управления выступает деятельность диссертационных советов, где наиболее важными процессами, влияющими на оценку их деятельности и качество защищаемых диссертаций, являются: формирование диссертационных советов; контроль качества их деятельности; организация работы аспирантуры и докторантуры; экономическое обеспечение деятельности советов; повышение профессиональных компетенций членов диссертационных советов; координация деятельности советов; оперативное руководство деятельностью советов; работа с ведущими организациями и оппонентами; взаимодействие с базовым вузом (НИИ); взаимодействие с Минобр-науки РФ, с ВАК Минобрнауки РФ (табл. 2).
Среди наиболее важных процессов подготовки и аттестации деятельности аспирантов и докторантов можно выделить: методическую подготовку к научной и педагогической деятельности, подготовку диссертаций, участие аспирантов и докторантов в преподавательской деятельности, подготовку к защите диссертации, защиту диссертаций, подготовку документов после защиты диссертации, личную квалификацию и личную организацию научных руководителей и консультантов, процессы самореализации молодых ученых в работе на кафедре вуза (отделе НИИ) после защиты диссертации (табл. 3).
Нами предложена модель системы управления процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, которая включает следующие структурные элементы:
— субъекты и объекты управления процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
— механизмы взаимодействия субъектов с объектами;
— критерии оценки результатов и эффективности диссертационного менеджмента (рис. 2).
Субъектами управления в данной системе являются [3, 5-7, 9, 21]:
1) Минобрнауки РФ;
2) ВАК Минобрнауки РФ;
3) базовые вузы или базовые НИИ;
4) руководители диссертационных советов;
5) научные руководители аспирантов и научные консультанты докторантов;
6) аспиранты (докторанты, соискатели ученой степени).
В качестве объектов управления в разработанной модели выступают:
— процессы подготовки и аттестации научных кадров (табл. 2, 3);
— процессы личной деятельности аспирантов и докторантов (табл. 4).
При управлении процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров происходит непрерывное взаимодействие субъектов и объектов управления, которое обеспечивается функционированием ряда механизмов управления.
Субъекты управления
Процессы подготовки и аттестации научных кадров как объекты управления
1. Минобрнауки РФ
2. ВАК Минобрнауки РФ
3. Базовые вузы или базовые НИИ
4. Руководители диссертационных советов
1. Формирование диссертационных советов
2. Контроль качества деятельности диссертационных советов
3. Организация работы аспирантуры и докторантуры
4. Экономическое обеспечение деятельности советов
5. Повышение профессиональных компетенций членов диссертационных советов
6. Координация и контроль деятельности советов
7. Оперативное руководство деятельностью советов:
а) заседания советов;
б) делопроизводство советов;
в) работа с ведущими организациями и оппонентами;
г) управление персоналом (ученый секретарь, заместители председателя, члены советов, исполнительный (технический) персонал и др.);
д) мониторинг эффективности деятельности совета;
е) взаимодействие с базовым вузом (НИИ);
ж) взаимодействие с Минобрнауки РФ, с ВАК Минобрнауки РФ
Таблица 2
Субъекты и объекты управления деятельностью диссертационных советов
Таблица 4
Процессы личной деятельности аспиранта и докторанта как объекты самоуправления
(персонального менеджмента)
Таблица 3
Процессы подготовки и аттестации докторантов и аспирантов как объекты управления
Субъекты управления
1. Вуз (НИИ): управление аспирантуры и докторантуры, кафедры (отделы НИИ)
2. Научные руководители аспирантов и научные консультанты докторантов
Процессы личной деятельности аспирантов и докторантов как объекты управления
1. Координация и контроль деятельности кафедр (отделов НИИ)
2. Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов
3. Методическая подготовка докторантов и аспирантов к научной и педагогической деятельности
4. Подготовка диссертаций
5. Участие аспирантов и докторантов в преподавательской деятельности
6. Подготовка к защите диссертации
7. Защита диссертаций
8. Подготовка документов после защиты диссертации
9. Личная квалификация и организация научного руководителя (консультанта) 10. Содействие самореализации молодого кандидата (доктора) наук
Субъект управления
Процессы личной деятельности аспиранта (докторанта) как объекты самоуправления
Аспиранты (докторанты), соискатели ученой степени
1. Технологии организации и управления собственным временем
2. Планирование личного времени соискателя
3. Подготовка к проведению диссертационного исследования
4. Проведение диссертационного исследования
5. Работа над рукописью диссертации
6. Оформление диссертационной работы
7. Подготовка автореферата диссертации
8. Подготовка документов для представления диссертации на защиту
9. Подготовка доклада по диссертации
10. Подготовка к публичной защите
11. Публичная защита диссертации
12. Работа с документами после защиты диссертации
13. Подготовка к деятельности в условиях конкурентной среды
14. Технологии самоконтроля личной деятельности соискателя ученой степени
Механизм организационно-правового обеспечения управления подготовкой и аттестацией научных кадров. Предполагает совершенствование организационной основы управления подготовкой и аттестацией научных кадров и связан с ее рассмотрением в качестве специфической функции государственного управления, что, в свою очередь, предполагает конструирование современных форм организации подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, оптимальное сочетание административно-правовых, экономических и
социологических методов управления в системе диссертационного менеджмента, предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие практику организации и управления послевузовским профессиональным образованием.
Механизм развития теории диссертационного менеджмента на основе мониторингов участников диссертационные процессов. Обеспечивает проведение постоянных мониторингов участников диссертационного процесса с целью диагностики
состояния системы диссертационного менеджмента.
Механизм методического обеспечения диссертационных процессов. Предполагает разработку методического сопровождения деятельности участников диссертационных процессов. Повышение качества методического обеспечения диссертационных процессов ориентировано на создание организационных условий, способствующих перестройке программ, методов и форм обучения, и, соответственно, на повышение требований к квалификации и мотивации профессорско-преподавательского состава вузов, ученых НИИ на всех уровнях управления с учетом современных тенденций развития диссертационных процессов, новой социально-экономической ситуации, модернизации образования.
Механизм повышения качества обучения в аспирантуре (докторантуре) на основе процес-
сов самоорганизации аспирантов. Самоорганизация (персональный менеджмент) здесь рассматривается как необходимое условие повышения качества послевузовского образования и предполагает управление собственным временем, использование технологий планирования личного времени соискателя, подготовку к проведению диссертационного исследования, непосредственно проведение диссертационного исследования, работу над рукописью диссертации, оформление диссертационной работы, подготовку автореферата диссертации и документов для представления диссертации на защиту, подготовку доклада по диссертации, подготовку к публичной защите, саму публичную защиту, работу с документами после защиты диссертации, подготовку к деятельности в условиях конкурентной среды и использование технологий самоконтроля личной деятельности соискателя ученой степени.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Субъекты управления
• Минобрнауки РФ
• ВАК Минобрнауки РФ
• Базовые вузы или базовые НИИ
• Руководители диссертационных советов
• Научные руководители и научные консультанты
• Аспиранты (докторанты, соискатели ученых степеней)
Механизмы управления
1. Организационно-правовое обеспечение управления подготовкой и аттестацией научных кадров
2. Развитие теории диссертационного менеджмента на основе мониторинге® участников диссертационных процессов
3. Методическое обеспечение диссертационных процессов
4. Повышение качества обучения в аспирантуре (докторантуре) на основе процессов самоорганизации аспирантов
5. Повышение качества научного руководства аспирантами и научного консультирования докторантов
6. Система контроля деятельности диссертационных советов
7. Совершенствование организации деятельности диссертационных советов
8. Оптимизация экономических затрат в системе диссертационного менеджмента
Объекты управления
• Процессы подготовки и аттестации научных кадров
• Процессы организации личной деятельности аспирантов и докторантов
Л 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1 Г 1 Г 1 1 1 1 1 Г
Повышение качества диссертационных работ, представляемых к защите Повышение качества экспертизы диссертационных работ Выпуск аспирантов с защитой диссертации Закрепление выпускников аспирантуры и докторантуры в сфере науки, образования и высоких технологий Повышение качества научного руководства аспирантами (научного консультирования докторантов) Повышение уровня самоорганизации аспиранта (докторанта) Повышение эффективности деятельности диссертационных советов
Рис. 2. Модель системы и механизмов управления процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров
Механизм повышения качества научного руководства аспирантами и научного консулыти-рования докторантов. В его основе — выявление направлений и особенностей деятельности научных руководителей, их роли как субъектов диссертационного процесса, назначения и мотивации научных руководителей.
Механизм совершенствования организации деятелыности диссертационные советов. Основным субъектом процесса аттестации научно-педагогических кадров являются диссертационные советы. В условиях возрастания требований Высшей аттестационной комиссии к качеству защищаемых работ организация деятельности диссертационных советов значительно усложнилась и требует все более профессионального управления.
Механизм «Система контроля деятелыности диссертационные процессов». Эффективность деятельности в системе диссертационного менеджмента во многом зависит от того, насколько качественно осуществляются процессы управления: планирование, организация и контроль, в связи с этим общественный контроль деятельности диссертационных процессов в системе диссертационного менеджмента должен быть усилен.
Механизм оптимизации экономических затрат в системе диссертационного менеджмента. Обеспечивает поиск путей оптимизации экономических затрат в системе диссертационного менеджмента и разработку направлений и мероприятий по снижению неэффективных расходов. В процессе управления расходами тактические потребности должны быть соизмерены со стратегическими задачами диссертационного менеджмента.
Важным структурным блоком модели системы управления процессами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров являются критерии оценки результатов и эффективности диссертационного менеджмента. Такими критериями могут, на наш взгляд, выступать:
— повышение качества диссертационных работ, представляемых к защите;
— повышение качества экспертизы диссертационных работ;
— выпуск аспирантов и докторантов с защитой диссертации;
— закрепление выпускников аспирантуры и докторантуры в сфере науки, образования и высоких технологий;
— повышение качества научного руководства аспирантами (научного консультирования докторантов);
— повышение уровня самоорганизации личной деятельности аспиранта (докторанта);
— повышение эффективности деятельности диссертационных советов.
Предложенные критерии позволяют, с одной стороны, оценить результативность функционирования системы управления диссертационными процессами, а с другой — способствуют выявлению негативных тенденций или пробелов в осуществлении управленческой деятельности, тем самым позволяют совершенствовать механизмы управления диссертационными процессами.
Предложенная модель (см. рис. 2) динамична и может быть использована в процессе взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, которое осуществляется при помощи предложенных механизмов управления, регулируется на основе грамотной реализации функций управления.
Методическое обеспечение диссертационного менеджмента
В основе методического обеспечения управленческих процессов лежат законодательная база, нормативные положения. Именно на них следует опираться, решая конкретные проблемы в деятельности диссертационных советов, принимая те или иные решения. Например, нормативной основой требований, предъявляемых к работе диссертационных советов, могут выступать следующие документы:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227-р.
2. Федеральный закон от 27.07.2011 г. №№ 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Минобрна-уки России от 25.02.2009 г. №2 59 [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/.
4. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. № 474.
5. Положение о порядке присвоения ученых званий с изменениями. Утверждено постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. № 476.
6. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. №2 475.
7. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 12.12.2011 г. № 2817.
8. Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Минобрнауки России от 13.09.2006 г. № 226 // Бюл. ВАК. 2007. № 2 (проект положения находится на рассмотрении Ми-нобрнауки РФ). URL: // http^/минобрнауки.рф/
В реальной практике деятельности диссертационных советов возникает масса проблем, подробно не рассматриваемых в нормативных документах. Здесь требуются комментарии, опирающиеся на опыт диссертационных советов, позицию экспертных советов и президиума ВАК, результаты научных исследований и др.
Издания, позволяющие в настоящее время обеспечить достаточно системную методическую поддержку диссертационному процессу, можно классифицировать по трем уровням диссертационного менеджмента:
— методическая поддержка деятельности диссертационных советов;
— методическая поддержка научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов;
— методическое обеспечение деятельности самих аспирантов и докторантов.
В качестве методической базы для обеспечения управления диссертационными процессами можно использовать работы, изданные в последние годы издательствами России.
Например, для методической поддержки деятельности диссертационных советов могут использоваться следующие практические пособия:
1. Аристер Н. И., Резник С. Д. Управление диссертационным советом : практ. пособие / под ред. Ф. И. Шамхалова. М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Аристер Н. И., Резник С. Д., Сазыкина О. А. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах : практ. пособие / под ред. Ф. И. Шамхало-ва. М., 2011.
3. Диссертационный совет: вопросы оформления документов и аттестации : метод. рекомендации / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 2010.
4. Рабочая книга ученого секретаря диссертационного совета. М. : ИНФРА-М, 2012.
Для методической поддержки научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов подготовлены и изданы следующие работы:
1. Рабочая книга научного руководителя аспирантов. М. : ИНФРА-М, 2012.
2. Резник С. Д. Научное руководство аспирантами. М. : ИНФРА-М, 2012.
И наконец, для методического обеспечения самоподготовки аспирантов и докторантов изданы пособия:
1. Волков Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление : практ. пособие / под ред. Н. И. Загузова. 3-е изд., стереотип. М. : Гардари-ки, 2004.
2. Еженедельник аспиранта: система и планы личной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012. 210 с.
3. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для аспирантов и соискателей учен. степени. 6-е изд., доп. М.: Ось-89, 2008.
4. Новиков А. М. Докторская диссертация : пособие для докторантов и соискателей учен. степени д-ра наук. 3-е изд. М. : Эгвес, 2003.
5. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей. 11-е изд., доп. и испр. М. : ИНФРА-М, 2012.
6. Резник С. Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. М. : ИНФРА-М, 2011.
7. Резник С. Д. Как защитить свою диссертацию. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012.
Использование таких методических пособий руководителями и членами диссертационных советов, научными руководителями, аспирантами и докторантами позволяет создать единое информационное поле для всех участников диссертационного процесса — от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, свести к минимуму ошибки, допускаемыми аспирантами и докторантами, их научными руководителями и консультантами, диссертационными советами, повысить эффективность их деятельности и на этой основе обеспечить решение главной задачи — системного повышения качества и своевременности защиты диссертаций, увеличения притока в науку молодого пополнения [13].
Если все участники диссертационного процесса смогут работать профессионально, то за диссертационными советами, ВАК Минобрнауки РФ
останется главное — пресечение работ низкого уровня, научной недобросовестности и оказание существенной методической поддержки соискателям ученых степеней, их научным руководителям и диссертационным советам.
1. Аристер Н. И., Резник С. Д. Эффективность аттестации научных кадров: опыт, проблемы, перспективы // Экономическое возрождение России. 2011. № 2. С. 175-192.
2. Аристер Н. И., Резник С. Д. Управление диссертационным советом / под ред. Ф. И. Шамхалова. 4-е изд., доп. и перераб. М. : ИНФРА-М, 2011. 319 с.
3. Аристер Н. И., Резник С. Д., Сазыкина О. А. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах / под ред. Ф. И. Шамхалова. М. : ИНФРА-М, 2011. 256 с.
4. Аристер Н. И., Резник С. Д., Сазыкина О. А. Ориентиры и механизмы повышения эффективности государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы : моногр. / под ред. Ф. И. Шамхалова. Пенза : ПГУАС, 2011. 344 с.
5. Аспиранты высшего учебного заведения: пути интенсификации научной и педагогической деятельности : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 мая 2012 г. / под ред. С. Д. Резника. Пенза : ПГУАС, 2012. 176 с.
6. Бедный Б. И., Гурбатов С. Н., Миронос А. А., Чупрунов Е. В. Инновационные подходы к подготовке научных кадров в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3(73). С. 50-54.
7. Бедный Б. И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров в высшей школе: состояние и тенденции развития аспирантуры : моногр. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.
8. Как защитить свою диссертацию / С. Д. Резник. М. : ИНФРА-М, 2012. 347 с.
9. Мосичева И. А., Шестак В. П., Соколова М. В., Застрожнова Е. М. Кадры высшей квалификации для инновационной России // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 3-11.
10. Рабочая книга ученого секретаря диссертационного совета. М. : ИНФРА-М, 2011. 175 с.
11. Райзберг Б. А. Новые правила защиты диссертации и присуждения ученых степеней. М. : Маросейска, 2011. 120 с.
12. Резник С. Д. Как повысить шанс получить высокую оценку диссертационной работы: кого и почему приглашают в ВАК // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 6. С. 51-58.
13. Резник С. Д. Методический комплекс председателя диссертационного совета // Экономическое возрождение России. 2010. № 1. С. 142-148.
14. Резник С. Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012. 520 с.
15. Резник С. Д. Научное руководство аспирантами. М. : ИНФРА-М, 2012. 477 с.
16. Резник С. Д., Макарова С. Н. Кто и как руководит аспирантами: результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов // Вестн. высш. школы. 2012. № 8. С. 65-73.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. URL: http://правительство.рф/gov/results/17449/
18. Ткаченко Е. В. О критериях оценки качества диссертационных исследований // Образование и наука. 2008. № 2 (50). С. 16-23.
19. Ткаченко Е. В., Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике: проблемы управления // Изв. УрО РАО. Образование и наука. 2003. № 2(20). С. 68-81.
20. Фелъдштейн Д. И. Диссертационное исследование в области педагогики и психологии: современное состояние и пути повышения качества // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 59-66.
21. Шестак В. П. Докторантура // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 38-53.