Научная статья на тему 'Диспозиционная юстировка дефиниций банк и региональный банк в условиях экономической дисперманентности'

Диспозиционная юстировка дефиниций банк и региональный банк в условиях экономической дисперманентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК / БАНК / ДЕФИНИЦИЯ / REGIONAL BANK / BANK / DEFINITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеметев А. А.

Данная статья посвящена вопросам установления сущностей дефиниций банк и региональный банк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK AND REGIONAL BANK DISPOSITIVE DEFINITIONS ADJUSTING IN ECONOMICS DISPERMANENCY CONDITIONS

The paper is devoted to the problems and urgent questions of the bank and regional commercial bank definitions inquiry.

Текст научной работы на тему «Диспозиционная юстировка дефиниций банк и региональный банк в условиях экономической дисперманентности»

- рыночный( усиление конкуренции);

- повышение качества жизни населения;

- инновационный;

- производственный.

Сейчас эти факторы благоприятны для развития конкурентоспособности и если их устойчиво и планомерно развивать и умело использовать, то они позволят в ближайшей перспективе привлекать дополнительные инвестиции, увеличивать занятость и решать другие стратегические задачи.

Исследование рыночной конкуренции, позволяет отметить несколько принципиальных положений:

— оценка факторов конкурентоспособности организации потребительской кооперации осуществляется только среди организаций, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги;

— конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько система управления сможет приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке;

— в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность не может быть достигнута в короткий срок.

Существенные положительные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды формируют

объективные возможности развития конкурентоспособности организации, существенные отрицательные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды появляются из-за несоответствия направленности их развития (в целом либо в отдельных звеньях).

Важным фактором рыночной среды, существенно влияющим на рост конкурентоспособности, является стоимость рабочей силы. Структурные изменения в ценообразовании продукции привели к тому, что уровень издержек производства стрем ится к росту, однако сумма средств, направляемых на оплату труда, имеет незначительные темпы роста.

Факторы конкурентоспособности являются потенциально мощным средством, с помощью которого в современных условиях хозяйствования организации могут противостоять быстро изменяющимся экономическим условиям.

Залогом жизнеспособности потребительской кооперации является способность инновационного управления факторами конкурентоспособности: налаживание производства новых товаров, услуг, технологий; выход на новые рынки; внедрение новых систем управления. Для реализации инновационного управления необходимо совершенствовать способы воздей-

ствия субъектов управления (управленческий персонал, отделы, службы, определяющие стратегию и контролирующие решения) на объект управления. Приняв эти положения, можно сказать о том, что взаимосвязь факторов конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации с быстро меняющейся рыночной средой формируют условия развития конкурентоспособности системы потребительской кооперации вообще. Исходя из предложенной концепции нами проведено уточнение и группировка факторов, влияющих на конкурентоспособность потребительской кооперации в целом, в связи с чем предложена система, в которой было выделено три блока конкурентоспособности факторов: конкурентоспособность продукции (товара, услуг), конкурентоспособность организации и конкурентоспособность среды (Рис.).

Таким образом, на основе предложенной системы факторов можно адекватно оценивать реальный уровень конкурентоспособности потребительской кооперации, выделять главные тенденции рыночной среды, своевременно улавливать коньюктуру рынка, тщательно анализировать и позитивно реагировать на изменение рыночных условий, чем способствовать повышению конкурентоспособности.

Литература

1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 - 400 с.

2. Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. -М.: Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1908. Вып.

2. С. 208-210

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ЮСТИРОВКА ДЕФИНИЦИЙ БАНК И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСПЕРМАНЕНТНОСТИ

А. А. ШЕМЕТЕВ, аспирант,

Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 371-33-63

Ключевые слова: региональный

В целом все разнообразие взглядов на определение понятия «банк»-можно свести к следующим основным подходам: отечественный нормативный [напр, 1], зарубежный нормативный [напр, 2], отечественный правовой научный подход [напр, 3, 4], операционный подход [напр, 5], организационный подход [напр, 6], оптимизационный подход [напр, 7], институциональный подход [напр, 8], маркетинговый подход [напр, 9], подход АИС [напр, 10], информационная теория [напр, 11] и рейтингово-нормативный подход [напр, 12].

Нормативный подход к определению понятия банк свойственен каждой

банк; банк; дефиниция.

развитой стране мира. Отечественный нормативный подход определяет банк через определяемый им основные функции, к которым относится привлечение, размещение и управление средствами различных экономических субъектов и ведение счетов, при этом, накладывается обязательное требование фактического наличия банковской лицензии установленной законом формы. Следует отметить, что раньше понятие банк понималось, в целом, похоже, было существенное отличие: банк понимался не как организация, но как учреждение [напр, 13], что являлось не совсем верно [напр, 14]. В Советском и Российском законодательстве

понятие «учреждение» применялось к организациям, создаваемым собственником для управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемые им полностью или частично. Также неясное толкование ст. 5 Закона РСФСР [15] позволяло заниматься банковской деятельностью организациям, которые фактически не имели специальной лицензии.

Зарубежный нормативный подход существенно более широк, чем отечественный, рассматривая как банк любое предприятие, деятельностью которого является прием средств на депозитные счета и предоставления

кредитов за счет имеющихся в наличии средств. Данная трактовка может быть применима к самому широкому кругу предприятий, занимающихся как банковской деятельностью, так и выполняющих определенные банковские функции.

Отечественный правовой научный подход имеет несколько основных школ и течений. Расхождение связано с различными трактовками определения термина «банк», исходя из официальных нормативно-правовых актов. Среди основных школ к определению понятия банк следует выделить следующие подходы: договорной [напр, 16], имущественный [напр, 17] и кредитный [напр, 18]. Представители договорного подхода определяют банк как кредитную организацию, основной отличительной чертой которой является именно договорной характер отношений. Вместе с тем, такой подход к определению в недостаточной степени характеризует сущность банка, поскольку сегодня практически все субъекты хозяйствования ведут свои экономические отношения именно на договорной основе. Сторонники имущественного подхода полагали, что основной характеристикой банка является оказание банковских услуг, ориентированных на получение прибыли, и наличие имущества именно на праве собственности, однако такое определение также не может быть полным. Сторонники кредитного подхода описывают банк как юридическое лицо, осуществляющее банковские операции, предусмотренные действующим законодательством, на основании банковской лицензии с целью извлечения прибыли, то есть, также, действующее законодательство определяет кредитную организацию, подразумевая, тождественность понятий «банк» и «кредитная организация» проистекает из сложившейся банковской практики.

Представители операционного подхода трактуют определение понятия банк следующим образом. Банк - это кредитная организация, действующая на основании банковской лицензии, которая для целей извлечения прибыли осуществляет весь набор банковских услуг или банковских операций. Особенностью подхода является именно тождественное определение понятий «банковская услуга» и «банковская операция», таким образом, банк представляется как некая производственная организация, имеющая специфический продукт.

Представители организационного подхода трактуют термин «банк» как кредитную организацию, имеющую лицензию банка России, основной целью деятельности которой является получение прибыли и осуществляющую различные банковские услуги. При этом, считается, что разновидностью банковской услуги служит банковская опе-

рация.

Представители оптимизационного подхода рассматривают банк как кредитную организацию, имеющую банковскую лицензию ЦБРФ, основная цель которой - получение прибыли. Однако сторонники данного подхода предполагают, что для следования своей основной цели, банк осуществляет определенную деятельность. Таким образом, полагают сторонники данной концепции, цель деятельности банка фактически сводится к оптимальному выполнению операций за счет максимальной оптимизации деятельности. Банк, таким образом, представляется как некая математическая оптимизационная задача с известными и неизвестными данными. Таким образом, целью финансового менеджмента банка является установление эконометрических моделей функционирования каждого отдельного банка и выполнение поставленных в ходе анализа задач.

Сторонники институционального подхода видят банк как некоторую экономическую систему, которая является одновременно агентом фондового рынка, инвестором, экономическим и финансовым посредником, выполняющим свои функции через структурные подразделения, зависимые организации или посредством оказания влияния на клиентов кредитной организации. Банк, таким образом, выступает как поставщик банковских услуг в экономике.

Сторонники маркетингового подхода определения термина банк придерживаются позиции, согласно которой банк предстает как финансовый институт, основной функцией которого является удовлетворение общественных потребностей за счет создания особого типа продуктов - банковских услуг, которые способны эффективно удовлетворять имеющиеся потребности потребителя данных услуг. При этом, базисом банка некоторые сторонники данного подхода видят фактор доверия населения как к самому банку, так и к предоставляемым им финансовым услугам [напр, 19].

С ов рем ен ны й уровен ь раз ви ти я информационных технологий привел отечественные банки к новой реалии

- внедрения информационных систем в функционирование банковских институтов и банковской системы. В результате возник новый подход к определению термина банк как агента по предоставлению уже особого типа услуг - электронных банковских услуг как основного типа банковского продукта в развитых странах, имеющего разрешение на проведение данной деятельности установленного законом образца и отвечающего нормативным стандартам безопасности и

аутентификации клиентов. Таким образом, ядром банка по данному подходы выступает АИС - автоматизирован-

ная информационная система.

Особого внимания заслуживает информационная теория определения сущности банков. Данная теория предусматривает, что банк, фактически, является именно информационным посредником в экономике и получает свой доход лишь на том праве, что он принимает на себя основные риски. Таким образом, банк предстает как субъект, имеющий информацию о тех, кто готов разместить на его счетах определенные суммы средств, одновременно, банк имеет информацию о том, каким образом он сможет извлечь доход от предоставленных ему средств за счет знания контрагентов рынка и рыночных условий.

Рейтингово-нормативный подход к определению термина банк также представляет интерес. Данный подход базируется на предположении о невозможности дать определение банку через исполняемые им функции, в том числе, через исполняемые им банковские операции и предоставление банковских услуг или продуктов. Представители данного подхода предлагают рассматривать банк как организацию, имеющую специальное подкрепленное законом право носить название банк и имеющее определенные лимиты по капиталу и объемам деятельности. Данная теория особое внимание уделяет атомарным банкам как особому звену банковской системы. Таким образом, банк определяется через нормативноправовые акты, которые описывают те организации, которые имеют право носить в своем названии слово банк, а классификация банков происходит на основании рейтинговых лимитов, при этом, сами рейтинговые лимиты, в свою очередь, также служат дополнительным критерием, уточняющим понятие банк.

Рассмотрев все основные подходы к определению сущности банка и подводя итоги проанализированных концепций к рассмотрению определений понятия «банк» можно сделать следующие выводы. С одной стороны, по мнению автора, определение банка через определение тех операций1 , которые он проводит в своей деятельности не является полным, поскольку банк может не выполнять определенные банковские операции или комплекс банковских операций как по отношению к единичному клиенту, так и по отношению к совокупности клиентов в определенном промежутке времени, при этом, по мнению автора, банк не перестает быть банком, даже при полной заморозке деятельности. Таким образом, определение банка как субъекта банковской деятельности, осуществляющего банковские операции или банковские услуги, с целью получения дохода или оказания соци-

regional bank, bank, definition.

1 Операционный подход к определению банка; по большей части, также представители организационного подхода.

www. m-a vu. narod. ru

ального эффекта не является полностью исчерпывающим. Операционный подход, таким образом, недостаточно полно описывает сущность банка в современных условиях в указанном аспекте.

Также следует добавить, что сущность банка едина и мало определяется типами банка в зависимости от выбранной системы критериев оценки: по форме собственности2 , по целям создания 3, по региону пребывания4 , по формам управления, по характеру отношений5 и по многим другим типам. Как было указано ранее в настоящем исследовании, сторонники имущественного, организационного, целевого, договорного подходов к определению сущности банка также недостаточно полно описывают сущность банка в современных условиях.

Вся мировая разветвленность отдельных типов банков отражает многообразие банков как проявления единого феномена человеческой цивилизации. Банк невозможно определить, выделив классификационный критерий, который сужает единое понятие «банк» по определенному параметрическому критерию. Таким образом, по мнению автора, теории, отражающие сущность банка через такие критерии как именно коммерческий характер деятельности6 , именно кредитную направленность деятельности7 , именно владение как единственно возможную форму собственности банка8 ; именно услуги как основной вид деятельности банка9 ; именно АИС как метод определения сущности банка10 ; именно критерии достаточности определенных нормативов, например, капитала как классификационного критерия отделения банка от небанковских орга-низаций11 .

С другой стороны, сущность банка должна показать его специфические черты таким образом, чтобы банк как явление человеческой цивилизации отличалось от прочих явлений чело-

веческой цивилизации. Таким образом, определение банка как особого типа института, предприятия, производящего особого типа продукт - банковскую услугу, которая включает в себя весь перечень функций конкретного банка, также в последнее время стало стремительно терять свою актуальность в наиболее развитых странах мира12 . Это вызвано тем, что, как уже упоминалось ранее, многие коммерческие предприятия в развитых странах мира стали осуществлять по своему набору весь перечень банковских функций в совокупности, поставляя, таким образом, на рынок всю линию классически банковских продуктов. В то же время, банки в развитых странах начинают все более осуществлять деятельность, которая классически не является связанной с банковской, например, предоставляя брокерские услуги или услуги по страхованию, либо услуги при сделках с недвижимостью и прочие аналогичные услуги. Таким образом, границы понятий «банк» и «не банк» среди экономических субъектов в экономике развитых стран практически полностью размылись. Таким образом, маркетинговый подход, институциональный подход, отечественный и зарубежные (американский и европейский) правовые подходы, а также кредитный подход к определению сущности банка недостаточно полно отображают единую сущность банка в указанных моментах в современных условиях.

Рейтингово-нормативный подход, являющийся приоритетным на западе при разделении понятий «банк» и «не банк», развившийся на западе и особенно распространенный в США также, по мнению автора, не позволяет в полной мере выделить банк среди прочих похожих экономических субъектов, поскольку капитал банка не может являться фактором, отделяющим отдельно взятое предприятие от банка, поскольку существуют компании,

которые превосходят в капитале многие банки, при этом, выполняя практически те же функции, что и сами банки. Таким образом, данный подход, фактически, базируется на тонком определении, касающегося формы собственности банка, то есть, на лицензии, выданной центральным звеном банковской системы. С юридической точки зрения данный подход является на сегодняшний день достаточным, хотя существовали отдельные прецеденты, когда коммерческие компании, осуществляющие те же операции, что и банки, просили разрешения носить в своем названии слово «банк», при этом, уже имея лицензии, дающие право заниматься тем же перечнем операций, что и коммерческие банки13 . На сегодняшний день в законодательстве развитых стран данный прецедент еще не прошел в суде, однако, некоторые эксперты отмечают, что это всего лишь вопрос времени14 .

Фактически, в развитых странах банки отличаются от не банков единственным законодательным моментом, а именно, правом носить в своем названии термин банк. Однако, если юридически данный подход позволяет выделить банки среди прочих субъектов хозяйствования, то с экономической точки зрения данный подход, по мнению автора, не является в полной мере применимым. Именно экономическая сторона сущности банка, по мнению автора, должна определять термин банк, но не юридическая сторона вопроса, не легитимные банковские операции и их определение, равно как и не легитимное право носить в своем названии термин банк.

С другой стороны, оставшийся информационный подход также в последнее десятилетие стремительно теряет свою актуальность, поскольку закрытость банковской информации и разветвленность филиальной сети уже не является столь же успешным отличительным конкурентным преиму-

2 Сторонники имущественного течения отечественного правового научного подхода.

3 Сторонники организационного подхода; отчасти, оптимизационного подхода.

4 Сюда относятся, в частности, течения, которые определяют банк именно как кредитную организацию, поскольку в некоторых странах банки не являются кредитными организациями, например, в традиционных исламских странахтакже некоторые банки, например, ЦБРФ создан именно с целью оказания социального эффекта (Конституция РФ, ст. 75).

5 Сторонники договорного течения отечественного правового научного подхода.

6 Существуют также некоммерческие банки, например, Центральный Банк России, чьей основной целью является не получение прибыли, но именно оказание социального эффекта, который должен выражаться в стабильности банковского сектора в стране.

7 В некоторых исламских странах основная деятельность банков мало связана с фактическим предоставлением кредитов, см. например, Зарипов И.А., Петров А.В., Житов Д.В. Исламское банковское дело: история развития//Международные банковские операции №4-№б, 2006; Хорошилов С.Д. Банковская система Турции//Международные банковские операции, №5, 2005; Хорошилов С.Д. Банковская система Ирана// Международные банковские операции, №1-№2, 2006.

8 Многие банки арендуют свои помещения, оборудования и прочие основные средства.

9 Некоторые банки созданы, например, для целей социального эффекта, а не производства банковских услуг как отдельного типа банковского продукта.

10 Многие банки, например, в Новое время, не использовали АИС, но, тем не менее, по своей сущности были банками.

11 Существуют коммерческие фирмы, которые по своему капиталу и спектру предоставляемых услуг являются очень близкими к банкам, однако, существуют иные линии разграничения данных рыночных субъектов на банки и не банки.

12 Имеется в виду маркетинговый подход к определению банка; институциональный подход; отечественный и зарубежный нормативный подходы, а также кредитное течение отечественного правового научного подхода.

13 1978 - 1984 гг. корпорации “Меррил Линч», «Дрейфус корпорайшн» - два примера успешных исков по данному вопросу, однако данные фирмы не сумели удовлетворить иски о признании их «небанковскими банками», вместо этого им дали определение «банк» с соответствующим контролем и ограничениями деятельности. Однако уже

в 1984г. По встречному иску данных компаний они были объявлены «небанковскими банками» с отменой контроля со стороны ФРС и прочих надзорных банковских органов, при этом, имея право заниматься всей полнотой банковской деятельности, включая прием депозитов и выдачу кредитов населению (физическим лицам), что всегда считалось до этого только прерогативой банков. Однако это был единичный прецедент и временное явление, когда понятие «банк» и «не банк» отождествились, поскольку уже в 1987г. Конгресс США принял Закон, согласно которому банком называется лишь та организация, которая принимает участие в «Федеральной корпорации страхования депозитов», что сумело отвести судебную систему как США, так и многих других развитых стран от подобных прецедентов. Однако в 1990-е годы администрации президента Дж. Буша и Б. Клинтона разрешила крупным (с определением лимита капитала) банкам осуществлять комплекс услуг, которые никогда не ассоциировались с банковскими, например, вести сделки с недвижимостью, осуществлять брокерские услуги, страхование и т.д., что еще более размыло понятие банк, следовательно, поставило под сомнение институциональный и правовые подходы к определению понятия банк через институты и функции.

14 Например, Rose P.S., Miller R.L., Van Hoose D.D. и другие.

ществом именно банка, каковым оно было еще в середине 20-го века. Информация сегодня доступна практически каждому субъекту рынка, в том числе, субъектам, которые выполняют, в принципе, те же функции и ту же деятельность, что и банки.

По мнению автора, банк можно определить как утвержденную законодательно в установленном порядке организацию, которая осуществляет деятельность по поддержанию функции мировых денег15 и функционированию банковской системы в экономике16 , а также направленную на капитализацию рисковой стоимости транзакций денежных средств между финансовыми посредниками в экономике17 приори-тетно18 за счет принятия депозитов и предоставления кредитов сторонним контрагентам и оказания установлен-ного19 перечня вспомогательных услуг.

Следует также уделить особое внимание раскрытию сущности регионального банка как особого феномена человеческой цивилизации, как особой разновидности банка. С данной целью вначале будут сгруппированы по концепциям имеющиеся основные подходы к определению сущности регионального банка, затем будет проведен их анализ, после чего будет уточнено определение регионального банка.

Разногласий в том, что региональный банк является особым звеном банковской системы, при всем многообразии классификаций банков20 , среди различных подходов практически нет. Подавляющее большинство авторов21 разделяют банковскую систему на международные, межрегиональные

(национальные), местные (региональные) банки. Подходов к данному определению также несколько. Среди основных подходов к определению термина региональный банк следует выделить: отечественный правовой [напр., 20], зарубежный правовой [напр., 21], отечественную правовую научную школу [напр., 22], институциональный подход [напр., 23], критериально-институциональный [напр., 24] и механистический подходы [напр., 25]. В целом, как упоминалось ранее, разбиение подходов на правовой и научный приемлемо для практически любой страны мира.

Отечественный правовой подход можно условно подразделить на два направления: отчетный подход22 и законодательный подход. Отчетный подход достаточно узок в своем определении понятия региональный банк, оптимизируя данное понятие для целей контроля за деятельностью организаций со стороны ЦБРФ, ориентируясь на регион регистрации банков. Законодательный же подход четко различает региональные, федеральные и иностранные банки23 .

Отчетный подход фактически понимает под региональным банком коммерческую кредитную организацию, за исключением самого ЦБРФ24 , имеющую банковскую лицензию ЦБР, юридический адрес которой зарегистрирован в определенном регионе. Под регионами, при этом, понимаются области, республики, автономные округа, города Федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). При этом, даже крупные банки г. Москвы понимаются как региональные. Данный подход, с одной стороны, упрощает процедуру контро-

ля за кредитными организациями, поскольку автоматически отбрасывает понятие национального банка, поскольку рассматривает поглощенные кредитные организации как сохранившие свою самостоятельную отчетность перед Банком России. Однако, по мнению автора, подход, определяющий под региональными банками все отечественные негосударственные и даже часть государственных банков, зарегистрированные в определенном регионе, при этом, выделяя из крупных финансовых групп собственно банки, а из крупных банков - поглощенные банки в случае, если представление отчетности от каждой данной кредитной организации является самостоятельным в соответствии с действующим законодательством.

Законодательный подход25 , как было указано, подразделяет банки на региональные, федеральные и международные, а также выделяет отдельной категорией небанковс кие кредитные организации. Следует отметить, что отдельного федерального закона, регулирующего деятельность федеральных банков на сегодняшний день не существует26 . Под федеральными банками, в целом, понимаются банки с государственным участием в капитале более 50%. По различным данным, на сегодняшний день насчитывается не более 20 Федеральных банков на территории РФ27 . Деятельность каждого такого банка регулируется отдельным Федеральным законом. Таким образом, региональный банк - это банк не первого уровня банковской системы, не иностранный банк, доля участия не государственного, а, следова-

15 По мнению автора, данную функцию следует выделить, поскольку именно с появлением функции мировых денег стали появляться

первые прообразы современных банков и первые банки. Именно поддержание данной функции денег потребовало создания особых кредитно-

^>инансовых институтов в обществе. Это отражает исторический аспект банковской деятельности. Данная трактовка, по мнению автора, юрмулирует преемственность понятий банка во времени и указывает на поворотный пункт в появлении банковского дела.

6 Данная формулировка также не сужает определения банка, одновременно, описывая его сущность, поскольку деятельность по поддержанию функционирования банковской системы в экономике свойственна, например, центральным банкам. С другой стороны, рассматривая банк как деятельность, его функционирование автоматически вносит вклад в поддержание функционирования банковской системы, поскольку банк принимает на себя легитимные обязательства соответствовать определенным нормативным стандартам, например, поддерживать свою устойчивость за счет соблюдения определенных нормативов.

17 Такая формулировка, по мнению автора, более полно описывает банки, с одной стороны, отклоняясь от именно коммерческой деятельности банка, поскольку капитализация рисковой стоимости транзакций денежных средств между финансовыми посредниками в экономике может указывать на коммерческий банк, а может, например, на Центральный Банк, который, осуществляя социальный эффект капитализирует данную рисковую стоимость среди банковской системы страны в целом.

18 Многие коммерческие организации, особенно в США, выполняют тот же набор функций, что и банки. С другой стороны, банки также выполняют целый комплекс классически небанковских функций. Однако, по мнению автора, ведение основной классической банковской

деятельности, которая должна давать более 50% совокупного дохода банка усреднено за последние 5 лет существования или менее в случае, если банк был создан менее 5 лет назад, должно являться основным в определении.

19 Законодательство каждой страны устанавливает собственный перечень допустимых банковских услуг.

20 Дословная формулировка многих авторов, напр. См. Лаврушин О.И. и др. - указанное произведение и т.д.

21 Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело М.: Финансы и статистика 2005, 2006, стр. 15 выделили следующие типы банков: международные, межрегиональные (национальные или универсальные) и местные (региональные); Марамыгин М.С. «Денежнокредитная политика в системе государственного регулирования инвестиций», диссертация на соискание ученой степени Доктора экономических наук, 2001г., стр. 175,систематизируя теоретический материал по данному вопросу, в разработанной им теоретической модели определяет в банковской системе такие логические компоненты, как ЦБРФ; Банки с государственным участием (доля участия государства 50% +1 голос); крупнейшие национальные коммерческие банки (Активы банка более 50 млн. евро, более 2/3 территорий страны покрыта филиалами); региональные банки и специализированные кредитно-финансовые институты;

22 Базируется на основании данных Книги государственной регистрации кредитных организаций и Списка кредитных организаций региона ЦБРФ, при этом, разделяя понятия Банк и Небанковская кредитная организация на основании определения, данного законодателем

23 Данную категорию можно выделить в связи с принципом преемственности законодательств, однако отдельного закона, регулирующего данный тип банков нет. Тем не менее, законодательно признаны многие международные банки как отдельная категория банков, например, см. Артюх К.Ю. Правовое положение Европейского банка реконструкции и развития и его задачи//Банковское право, 2004 - №1; Бережинская Е.В. Пути и формы совершенствования правового обеспечения деятельности иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации//Законодательство и экономика, №2, 2007; Епишева И.А. Иностранные банки в России и зарубежная экспансия российских банков//Международные банковские операции, №2, 2007; Саркисянц А. Иностранные банки в России: тенденции и перспективы//Бухгалтерия и банки, №6, 2006; Смирнов Е.Е. Иностранный капитал в банковском секторе России//Управление в кредитной организации, №3, 2006;

24 Даже такие банки, как Сбербанк России, ВТБ, ВТБ-24 и др. согласно данных Книги и Списка ЦБРФ относятся к региональным банкам, поскольку зарегистрированы на территории г. Москва.

25 О банках и банковской деятельности ФЗ РФ №395-1 от 02 декабря 1990., опубликован в Российская газета №27 от 10.02.1996. с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 27.12.2009., вступивш. в силу от 01.01.2010 и др. нормативно-правовые акты; «Налоговый кодекс Российской Федерации» ФЗ РФ №146-ФЗ от 31 июля 1998. и №117-ФЗ от 05 августа 2000. с последующими изменениями и дополнениями, ст. 11 п.5 и проч.; «О банке развития» ФЗ РФ №82-ФЗ от 17 мая 2007. с последующими изменениями и дополнениями и др. нормативно-правовые акты.

26 Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л. П., Лебедева Е. А. Аудит банков, М.: Финансы и статистика, 2002, 2006, С. 19.

27 Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л. П., Лебедева Е. А. Аудит банков, М.: Финансы и статистика, 2002, 2006, С. 19; Вестник Банка России за период 2007- нач. 2010г.

тельно, в том числе и иностранного капитала28 в котором менее 50%, зарегистрированный в определенном регионе. Законодательный подход несколько сужает круг региональных банков, чем отчетный подход, однако многие крупные коммерческие банки, имеющие солидный капитал и поглотившие определенное количество региональных банков также, по сути данного подхода, являются региональными, зарегистрированными по региону юридического адреса организации. Такая формулировка облегчает деятельность законодателя по разрешению правовых споров, связанными с банками. Например, для федеральных банков Государство гарантирует сохранность и возврат вкладов физических лиц в порядке, предусмотренном Федеральными законами.

Представители зарубежного правового подхода, среди которых следует особо выделить европейскую правовую школу, оказавшую существеннейшее влияние на формирование отечественной правовой школы и взглядов многих отечественных экономистов. Следует отметить, что в Европейской правовой концепции стандарт Базель-1 уделял не достаточное внимание понятию региональный банк. Все изменилось кардинальным образом в нормативном подходе к организации банковского дела Базель-11. Данный подход рассматривает классификацию коммерческих банков в соответствии с текущими процессами глобализации банковского сектора29 Региональный банк занимает самое нижнее звено пирамиды и является банком, зарегистрированным в установленном законом порядке в данном конкретном регионе и осуществляющим свою деятельность приоритетно в данном регионе вне зависимости от фактического экономического владельца данного банка и его месторасположения. Не разграничиваются по-

нятия региональный банк и региональный банк как зависимое юридическое лицо от иной компании, зарегистрированной в другом регионе или группе регионов. Зарубежный нормативный подход выделяет такие понятия, как национальный банк, региональный банк, крупная финансовая группа, владеющая комплексом банков и т.д. Аналогичного подхода придерживаются и в США, ранжируя банки по регионам присутствия, размеру совокупного капитала банка, форме собственности, звену банковской системы, законодательству отдельных штатов30 .

Представители отечественной правовой научной школы трактуют определение региональный банк с привязкой на законодательные аспекты определения региональных банков, разработанные законодательными органами РФ. А именно представители данного подхода полагают, что банк является региональным, если его юридический адрес принадлежит определенному региону31 . При этом, недостаточное внимание уделяется экономической категории владения региональным банков полностью или частично со стороны организации стороннего региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители институционального подхода трактуют понятие региональный банк в зависимости от фактической регистрации юридического лица, собственника кредитной организации. Данный подход недостаточно комплексно анализирует основные вопросы, связанные с майоритарны-ми пакетами акций в региональных коммерческих банках, когда недостаточная доля не позволяет перехватить головной иной организации контроль над банком, но является достаточной для принятия установленных действующим законодательством мер управ-

ления32 .

Представители критериально-институционального подхода также под-

разумевают под региональным банком зарегистрированную в данном регионе кредитную организацию, однако выделяют определенные критерии, которые позволяют разграничивать региональные банки от прочих банков, связанные с капиталом, географией деятельности и прочими значимыми факторами. Масштаб отделения регионального банка от банков более высокой структуры иерархии заключается в форме собственности (частная или государственная), в размере совокупного капитала кредитной организации, в охвате регионов покрытия в деятельности регионального банка и в наличии специальной банковской лицензии.

Представители механистического подхода33 полагают, что критерием ре-гиональности банка является местонахождение его штаб-квартиры34 в определенном регионе и осуществление большей части своей деятельности (обычно, более 50%) в данном регионе. При этом, данный подход прямо указывает на то, что региональные банки, вхожие в состав более крупных национальных банковских групп все равно являются региональными банками. Особенностью подхода является то, что он выделяет региональные банки, входящие в состав крупных национальных банковских и финансовых групп, как классические региональные банки, поскольку, по мнению многих экспертов, придерживающихся данного подхода, атомарные региональные банки с течением времени обречены в российских условиях либо на постепенный уход с рынка, либо на слияние или поглощение, при этом, именно приоритетно с национальными банковскими группами35 . Причем, представители данного подхода полагают, что после прохождения процедуры поглощения региональный банк, в случае сохранения своей самостоятельности в отчетности перед Банком России и ос-

28 На начало 2010г. В Росси действует около 25 банков с долей иностранного капитала более 100%, при этом, еще примерно у 10 банков доля иностранного капитала превышает 50%. С 1996г. Сняты все ограничения на обслуживание иностранными банками граждан России, а также на открытие иностранными банками филиалов на территории РФ.29 Вершину иерархической пирамиды занимают Финансовые

Конгломераты, которые могут владеть несколькими холдинговыми компаниями. Данные фирмы относятся к банковскому сектору частично в соответствии с Базель-2. Второе звено и вершину именно банковской пирамиды занимают холдинговые компании, которые могут владеть несколькими крупными банками. Третье звено занимает международный действующий банк. Четвертое звено могут занимать другие международные действующие банки, в которых в значительном объеме присутствуют банки или компании более высоких звеньев. Низшее звено занимают филиалы, дочерние компании, самостоятельные банки, некоторые парабанковские организации и прочие предприятия.

30 Некоторые штаты, например, в прошлом Арканзас, Индиана, Небраска, Оклахома, Северная Дакота и Колорадо, а также по настоящее время - штат Вайоминг рассматривает все банки не высшего звена банковской системы только как региональные. При этом, даже национальные банковские группы имеют или имели серьезнейшие ограничения на открытие более чем одного филиала, более одного расчетнокассового центра и более определенного количества банкоматов и прочих пунктов обслуживания клиентов, что делало их на территории указанных штатов по экономической сущности региональными банками, ведущими конкурентную войну на равных со всеми остальными банками, зарегистрированными в данном регионе.

31 Также делая поправки на установленные законом типы банков (федеральные, региональные, международные, небанковские кредитные организации в соответствии с описанными в законодательном подходе критериями)

32 Таким образом, данный подход рассматривает поглощенный региональный банк крупной компанией из другого региона уже не как региональный. Сторонники данного подхода видят региональными только независимые кредитные организации, зарегистрированные в указанном регионе, присутствующими преимущественно в указанном регионе, не владеющих иными банками в других регионах, а также не являющиеся национальными банками. Под национальными банками представители данного подхода понимают государственные банки, а также крупные коммерческие банки, которые имеют суммарный капитал более 50 млн. евро и имеют в собственности после процедуры поглощения хотя бы один банк.

33 Термин введен по аналогии с термином механистические организационные структуры, которые описывают организацию управления в крупных финансовых компаниях. Данный термин был впервые введен Томом Бернсом и Дж. Сталкером: Burns T., Stalker G.M. The management of innovation, NY: John Wiley and sons, 1961.

34 Подразумевается юридический адрес банка

Шмаков В., вице-президент Ханты-Мансийского банка, см. Шмаков В. Равным трудно договариваться: массовое объединение региональных банков - процесс маловероятный//Банковское обозрение №3, 2010; Дусенко Р, Президент Кубаньбанка, см. Дусенко Р Тем, кто проспал грозит продажа или ликвидация//Банковское обозрение №3, 2010 - ставит вопрос о том, что до 700 региональных банков в России будут либо поглощены, либо ликвидированы, таким образом, считает данный эксперт, региональный банк представляет собой именно консолидированную форму собственности с национальным финансовым конгломератом; Аскаков А.Г., Депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России, например, см. Аскаков А.Г., Абролова А. Девяносто взяли. Планка на высоте 180//Банковское обозрение №3, 2010, полагают, что основой региональных банков станут именно консолидированные с национальными финансовыми институтами банковские институты, что должно повысить устойчивость банковской системы;

35 Под национальной банковской группой представители данного подхода понимают некий финансовый конгломерат, имеющий в собственности более двух банков, крупнейший из которых имеет совокупную величину активов более 50 млн. евро и ареал присутствия -более чем в трех регионах страны.

новных банковских регалий по-прежнему остается региональным.

Таким образом, видно, что краеугольным камнем вопроса определения сущности регионального банка является вопрос относительно региональных банков, прошедших процедуры слияний и поглощений36 . По мнению автора, имеющиеся подходы к определению понятия региональный банк привязаны к сущности банка как компании, чаще всего, ориентируясь не на экономическую сущность банка, но на его юридическую сущность. При всей важности юридической трактовки регионального банка, экономическая сущность данного понятия несколько иная, нежели юридическая. Рассматривая сущность банка через критерий деятельности, что, по мнению автора, наиболее полно отражает подход к определению банка для целей исследования и анализа банковских рисков как особой финансовой категории, сущность регионального банка также для целей исследования и анализа рисков основывается на деятельности, а не на его функциях, осуществляемых через определенные институты.

Такое определение регионального банка несколько перераспределяет акценты. Важным здесь встает критерий определения банков по регионам их фактической регистрации по месту той отчетности, которую они предоставляют в высшее звено надзорных органов, разделяя при этом в случае с поглощенными банками главную компанию отдельно, а поглощенный банк отдельно только в том случае, если он сохранил свою отчетную самостоятельность и обслуживает по-прежнему тот же регион, что и до поглощения. У некоторых крупных финансовых групп в собственности может быть цепь поглощенных банков по всей стране, при этом, по мнению автора, если банк сохраняет свою отчетную самостоятельность и деятельность его направлена на обслуживание того же региона, при этом, размеры капитала и уровень рисков, проявляющийся через фактическую финансовую устойчивость банка за вычетом оптимизационных трансформаций позволяют отнести его к региональным банкам, то такой банк, по мнению автора, сохраняет свою экономическую сущность

как регионального банка. Поскольку региональный банк, будучи низшим звеном именно банковской системы по любом подходе на классификацию региональных банков, более всего подвержен риску, то именно сама сущность определения данного понятия должна отражать заданное положение дел.

Тогда, по мнению автора, под региональным банком следует понимать утвержденную законодательно в установленном порядке организацию, деятельность которой заключается в поддержании функционирования банковской системы в регионе, направленную на капитализацию рисковой стоимости транзакций денежных средств между финансовыми посредниками в экономике региона, при этом, общая балансовая стоимость такой деятельности не должна превышать 550 млн. евро, либо, в случае превышения данного лимита, не должна носить хорошую или удовлетворительную фактическую финансовую устойчивость за вычетом оптимизационных трансформаций.

36 Сторонники всех данных подходов по разному трактуют сущность таких банков, поскольку, с одной стороны, банк является региональным, поскольку был зарегистрирован в данном регионе и масштабы его деятельности соответствуют региональному банку, но, с другой стороны, возникают вопросы относительно того, какой банк считать уже не региональным, поскольку он перерос критерии регионального банка, а также то, как рассматривать банки, прошедшие процедуры слияний и поглощений.

Литература

1. О банках и банковской деятельности ФЗ РФ №395-1 с последними изменениями и дополнениями в редакции от 27.12.2009, вступивший в силу от 01.01.2010

2. The First Council Directive #77/780/eec of 12 December 1977 and other Directives

3. Пистокин М.И. и др. Банковское право, М., 2005

4. Воронин Б.А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации: нормативные акты, Екатеринбург: УрГЮА, 2000, 283С.

5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., Лебедева Е.А. Аудит банков, М.: Финансы и статистика, 2006, 351С.

6. Смулов А.М. Промышленные и банковские фирмы: взаимодействие и кризисные ситуации, М.: Финансы и статисти-

ка, 2009, 496С.

7. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и Российский опыт, М.: Финансы и статистика, 2002, 176С.

8. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг, М., 2007

9. Хабаров В.И., Попова Н.Ю. Банковский маркетинг, М.: МФПА, 2006, 170С.

10. Проект eBankMarketing (www.ebankmarketing.com)

11. Кроливецкая Л.П., Белоглазова Г.Н., Савицкая Н.А. Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 2010, 592С.

12. Miller R.L. & VanHoose D.D. Modern money and banking, McGraw-Hill Inc, 2006

13. О банках и банковской деятельности Закон РСФСР от 02 декабря 1990г., ст. 1 (в настоящий момент утратил

юридическую силу)

14. Агарков М.М. Основы банковского права: курс лекций, М.: 1994, С. 11-12

15. О банках и банковской деятельности Закон РСФСР от 02.12.1990 (утратил силу)

16. Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации, М., 1995, 1998, С. 28

17. Ефимова Л.Г. Банковское право, М., 1994, С. 29-31

18. Тогусян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы и перспективы, М., 1995, С.

238

19. Roy S.K. Dimensional hierarchy of trustworthiness of financial service providers//International Journal of Bank Marketing, #1, 2010, pp. 47-64

20. Книга государственной регистрации кредитных организаций РФ

21. Supervisory guidance: supervisory review process of capital adequacy (Pillar 2) related to the implementation of the Basel II advanced capital framework, 07 December 2007.

22. Аленин В.В., Кайгородов А.Г. Экономическая безопасность банковской системы и мониторинг кредитных организаций в регионе: теоретические и прикладные аспекты, Иваново: ИГХТУ, 2000. - 152С.

23. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 2006, стр. 15 - 19

24. Марамыгин М.С. «Денежно-кредитная политика в системе государственного регулирования инвестиций», диссертация на соискание ученой степени Доктора экономических наук, 2001г., стр. 175

25. Женов В. В одиночку выжить крайне сложно//Банковское обозрение №3, 2010

26. Шеметев А.А. Самоучитель по комплексному финансовому анализу и прогнозированию банкротства; а также по финансовому менеджменту-маркетингу, Екатеринбург: Полиграфист, 2010, 636C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.