Научная статья на тему 'ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ / ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ / ПОЕЗДНОЙ ДИСПЕТЧЕР / ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ / RAILWAY / DISPATCH CENTRALIZATION / DISPATCH CONTROL / STATION DUTY / TRAIN DISPATCHER / TRAIN TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Феданов Н. С.

В данной статье рассказывается о системах контроля и управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. Также перечислены основные типы данных систем, применяемые в настоящее время на железной дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPATCHING CENTRALIZATION AND DISPATCHING CONTROL ON RAILWAY TRANSPORT

This article describes the systems of control and management of the transportation process in railway transport. The main types of these systems currently used in the railway are also listed.

Текст научной работы на тему «ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 656.2

Феданов Н.С. аспирант

ФГБОУВО «Уральский государственный университет путей сообщения» Россия, г. Екатеринбург ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация: в данной статье рассказывается о системах контроля и управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. Также перечислены основные типы данных систем, применяемые в настоящее время на железной дороге.

Ключевые слова: железная дорога, диспетчерская централизация, диспетчерский контроль, дежурный по станции, поездной диспетчер, движение поездов.

Fedanov N.S. graduate student Ural State University of Railway Transport

Russia, Yekaterinburg DISPATCHING CENTRALIZATION AND DISPATCHING CONTROL ON RAILWAY TRANSPORT

Abstract: This article describes the systems of control and management of the transportation process in railway transport. The main types of these systems currently used in the railway are also listed.

Key words: railway, dispatch centralization, dispatch control, dispatch control, station duty, train dispatcher, train traffic.

Высокий уровень требований к эффективности управления перевозками на железнодорожном транспорте определяет потребность в высоком уровне его информатизации. Информационные технологии сегодня становятся не просто средствами поддержки управления, а одним из важнейших элементов инфраструктуры железных дорог. Из разряда вспомогательных средств они перемещаются в класс основных технологий и являются определяющим условием совершенствования управления перевозками.

Оптимальное использование возможностей информационной системы железных дорог в интересах всего транспортного комплекса страны позволяет существенно снизить затраты на управление и связь при организации и осуществлении внутренних и международных перевозок различными видами транспорта, обеспечивает существенное повышение качества транспортных и логистических систем [1].

Оперативное руководство перевозочным процессом на железной дороге осуществляет и контролирует диспетчерский аппарат со сменным дежурством - поездные диспетчеры (ДНЦ). Участки железных дорог,

которыми руководят ДНЦ, называются диспетчерскими кругами, их протяженность достигает в среднем 250 км и более при числе станций до 30. Границами диспетчерских кругов обычно служат сортировочные или участковые станции.

Как правило, движением поездов по станциям и выполнением маневровой работы оперативно руководит дежурный по станции (ДСП), который согласует свои действия с ДНЦ и четко выполняет его указания. Однако существует участки железных дорог, где на части промежуточных станций отсутствует регулярная маневровая работа, а поездные операции сводятся к осуществлению пропуска, обгона и скрещения поездов. Постоянное присутствие ДСП на таких станциях является нецелесообразным, в связи с чем операции, связанные с приемом отправлением и пропуском поездов, выполняет поездной диспетчер, т.е. станция передается на диспетчерское управление [2].

Комплекс телемеханических устройств, посредством которых управление устройствами ЭЦ промежуточных станций и контроль за движением поездов на целом участке осуществляются поездным диспетчером, называется диспетчерской централизацией (ДЦ).

Устройства ДЦ позволяют поездному диспетчеру с центрального поста управлять стрелками и сигналами линейных пунктов (промежуточных станций, разъездов, обгонных пунктов), входящих в диспетчерский круг.

Управление движением поездов из диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП) без непосредственного участия ДСП обеспечивает четкость и оперативность диспетчерского регулирования, существенно ускоряет продвижение поездов по участку (на 25-30%), позволяет сократить численность работников службы движения на 50-60 человек на каждые 100 км пути за счет ликвидации должностей дежурных по станциям и стрелочным постам. Все операции по приему отправлению поездов со станции участка производит диспетчер, а регулирование следования поездов по перегону совершается автоматически по сигналам автоблокировки.

В настоящее время проектируют и выпускают системы ДЦ на новых микропроцессорных схемах, ключевым устройством в которых является персональная ЭВМ. Диспетчерской централизацией нового типа являются системы "Сетунь" и "Диалог".

На линиях, где большинство или все станции обслуживаются дежурными по станциям для обеспечения поездного диспетчера оперативной информацией о поездной обстановке на контролируемом им участке применяют устройства диспетчерского контроля (ДК) [3].

Эти устройства передают на табло диспетчера информацию об установленном направлении движения по путям перегонов, занятости перегонов, главных и приемо-отправочных путей станций, показаний входных и выходных светофоров.

Таким образом, система диспетчерского контроля дает возможность ДСП по станциям следить за движением поездов на прилегающих перегонах

и состоянием их устройств, а поездному диспетчеру получать непрерывную информацию о продвижении поездов на участке и избавляет его от многих переговоров с дежурными по станциям.

В настоящее время широко внедряются автоматизированные системы диспетчерского контроля (АСДК) на базе персональных ЭВМ. Они предназначены для ведения в реальном масштабе времени динамической модели поездного положения на диспетчерском участке.

Система АДСК представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий автоматизировать труд ДНЦ, диспетчеров связи ШЧ, вагонных операторов и других работников, связанных с безопасностью движения поездов.

Использованные источники:

1. Глущенко, В.В. Информационные технологии систем управления: учебное пособие / В.В. Глущенко. - СПб.,2002.

2. Гавзов Д.В. Диспетчерская централизация. М.: Транспорт, 2001.

3. Яковлев В.Ф. "Автоматика и автоматизация производственных процессов на железнодорожном транспорте".М: Транспорт, 1990г. -279с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.