КОНТ ТЕПТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -
научно-методический эЛктрониый журнал №^P01/i-ЯkH0nІCept:ru/2A1R;T/l33<22:L^.^^ ^ Ло с- ^еп ART 13021 УДК 378.147 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Линник Анна Александровна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар [email protected]
Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Аннотация. В статье рассмотрены активные формы учебной работы, используемые в процессе проведения практических (семинарских) занятий по дисциплине «История государства и права зарубежных стран». Даны методические рекомендации, позволяющие выработать у студентов навыки публичного выступления, умения профессионально грамотно, логично, аргументированно отстаивать свою позицию по тем или иным правовым вопросам.
Ключевые слова: научная дискуссия, учебная работа, эссе, реферат.
История государства и права зарубежных стран - одна из первых общепрофессиональных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемая студентами юридических факультетов.
Изучение всеобщей истории государства и права является важнейшим этапом в подготовке юристов высшей квалификации. Оно позволяет составить как общее представление о государственных и правовых институтах зарубежных стран (от их зарождения до настоящего времени), так и об особенностях их развития в различных странах и в различные исторические эпохи [1].
Для того чтобы студенты получили навыки критического анализа, правового комментирования правовых источников, их историко-правовой оценки, умели логически и профессионально грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями необходимо вовлекать их в научные дискуссии.
Дискуссия - форма обучения, повышающая интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения студентов в коллективный поиск истины. К положительным свойствам дискуссии относятся эффект от использования обучающего фактора группового взаимодействия, а также демократичность, обусловленная разделением ответственности.
Научная дискуссия представляет собой форму учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем.
Дискуссия групповая - метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.
Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.
Данный комплекс методов обучения может быть использован в учебном процессе при проведении практических (семинарских) занятий по следующим темам.
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm
КОНТ ТЕПТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -
научно-методический элкктронный журнал №^Р?1/е(-ясн0П;Сер1:ги/2А1';Т/133<221р:^^ п. ло с- ^еп ART 13021 УДК 378.147 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
1. Государство и право Древнего Востока.
2. Римское право.
3. Образование США.
4. Гражданская война в США.
5. Развитие права во Франции.
6. Эволюция государства и права Германии в XIX веке.
7. Тоталитарные режимы первой половины XX века.
Проведение дискуссии по проблемным вопросам предполагает перед началом дискуссии написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.
Эссе - жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, научно-публицистической литературы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, оригинальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Тезисы - форма записи, отражающая по пунктам основные положения работы (исследования), при помощи которой передается основное содержание. Тезисы формируют краткую систему знаний.
Реферат - краткое изложение работы (исследования), сущности какого-либо вопроса, выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников [2].
Реферат имеет определенную структуру.
1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, раскрывается проблематика выбранной темы.
2. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы.
3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
Примерная тематика рефератов может быть такой.
- О. Бисмарк - выдающийся государственный деятель Германии.
- Судебная система Германской империи.
- Роль карательных органов в системе власти тоталитарных режимов.
- Эволюция судебной системы в период фашистской диктатуры в Германии.
- Свод законов «Тайхоре».
- Самураи, особенности правового статуса. Кодекс Бусидо.
- Аболиционизм как идеология борьбы за ликвидацию рабства.
- Авраам Линкольн - выдающийся государственный деятель США.
- Ку-Клус-Клан - расистская террористическая организация.
- Идеи теории естественного права и их преемственность в «Декларации независимости».
- Развитие теории разделения властей и федерализма в Конституции США 1787 г.
- Система «сдержек и противовесов» в Конституции США 1787 г.
- Выдающиеся государственные и политические деятели США: Вашингтона, Франклин, Мэдисон, Рандольф, Уилсон.
- Английское государство в XVII в., как первый выдающийся опыт становления парламентской монархии.
- Эволюция судебной системы Англии в XVII-XVIII в.
- Особенности судебной системы США.
- Глоссаторы и их деятельность в период рецепции римского права.
- Афинская правовая школа.
«VI О <Х»
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm
КОНТ ТЕГГТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -
научно-методический элкктронный журнал №tí;)l/i-ЯkH0nІCept:ru/2A1R;T/l33<221^:^^ ^ ло с- ^еп ART 13021 УДК 378.147 Эл № фс 77- 49965. - issn 2304-120X.
- Папиниан и его роль в развитии римского права.
- Эклога и ее анализ.
- Юстиниан и его роль в развитии византийского права.
- Презумпция невиновности в истории права.
- Первый классический парламент.
Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, согласовав ее предварительно с преподавателем.
Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций. После того как общее представление по теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень этих источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать работы, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии.
Перед началом научной дискуссии из числа студентов преподавателем выбирается состав общественного совета, который включает членов:
- компьютерной группы (в случае, если предполагается проведение презентации доклада студента);
- протокольной группы;
- общественного жюри;
- счетной комиссии;
- группы порядка.
Перед началом научной дискуссии студенты также распределяются по группам в соответствии с темами подготовленных эссе (рефератов). Процедура дискуссии включает в себя два этапа:
- выступление студента с докладом своей научной проблемы;
- открытая дискуссия представленных проблем.
При этом каждый выступающий получает две оценки: за презентацию и ответы на вопросы. По результатам научной дискуссии составляется рейтинг студентов. В ходе дискуссии проводятся различные конкурсы: на самого активного оппонента, на лучший вопрос и т. д.
В группе, в которой проводится научная дискуссия, избирается докладчик, которому поручается обобщить результаты дискуссии.
При написании эссе можно придерживаться следующих методических позиций.
Основная цель написания научно-публицистического эссе - выразить личную точку зрения автора по конкретной проблеме, изложив при этом ее предельно четко и кратко; показать собственную позицию автора.
Научно-публицистическое эссе, характеризуют следующие особенности.
1. Отражается личная точка зрения автора по конкретному вопросу или проблеме, при этом четко показывается собственная позиция.
2. Предполагается свободное, оригинальное изложение текста эссе.
3. Эссе подготавливается в стиле, близком к разговорной речи, характеризующимся свободным лексическим составом языка, образностью и афористичностью.
4. Исследование не должно претендовать на слишком глубокий анализ, достаточно ограничиться рассуждениями, яркими впечатлениями.
5. При подготовке эссе важен не большой объем, а конкретность темы исследования.
Особенности и структура эссе.
1. Небольшой объем: 10-15 страниц.
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm
КОНТ ТЕПТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -
научно-методический элкктронный журнал №t;01/e(-ЯkH;nІCept:ru/2A1R;T/l3o<221^:^^ £> с-ART 13021 УДК 378.147 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
2. Соответствие замыслу автора избранной им форме.
3. В начале работы указывается тема эссе.
4. Актуальность темы подчеркивается личной позицией автора, которая в данном случае по определению является актуальной.
5. Небольшие (в свободной форме) вводная и заключительная части, которые необходимы для определения целей и позиций автора, его выводов.
6. Список литературы может быть представлен в свободной форме.
7. Использование схем, диаграмм, таблиц, расчетов, иллюстрирующих основные выводы автора.
8. Демонстрация собственной позиции автора (изложение позиций других авторов может быть предельно кратким, но должно ощущаться знание автором этих позиций).
9. Ссылка на использованную литературу.
10. Наличие в работе элементов скрытого диалога, полемики с оппонентами и т. п.
11. Свободная композиция, которая должна только подчеркивать глубокие знания и убеждения автора по выбранной им теме.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющие собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, студентом, группой студентов.
Доклады направлены на более глубокое изучение студентами лекционного материала или рассмотрения вопросов для дополнительного изучения.
Данный метод обучения может быть использован в учебном процессе при проведении практических (семинарских) занятий по следующим темам.
- Государство и право Древнего Востока.
- Римское право.
- Феодальное государство и право в странах Западной Европы.
- Государство и право Арабского Халифата.
- Образование США.
- Гражданская война в США.
- Развитие права во Франции.
- Эволюция государства и права Германии в XIX веке.
- Тоталитарные режимы первой половины XX века.
Примерная тематика докладов.
- Этапы образования Германской империи.
- Роль Пруссии в создании Германской империи.
- Наполеон и его Гражданский кодекс.
- Сравнительная характеристика англосаксонской и континентальной буржуазных правовых систем.
- Портреты лидеров Французской буржуазной революции.
- Движение к правому государству во Франции: достижения и потери в XVIII в.
- Основные направления эволюционного оформления английской избирательной системы.
- Архаизм как специфическая черта англосаксонской буржуазной правовой системы.
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm
КОНТ ТЕПТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -
научно-методический элкктронный журнал №t;0l/e(-ЯkH;nІCept:ru/2A1R;T/l3o<221^:^п. ло с-ART 13021 УДК 378.147 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- Суд и процесс в Древней Спарте.
- Брак и семья в Древней Спарте.
- Перикл и его роль в развитии афинской демократии.
- Развитие правосознания в Древних Афинах.
- Суд и процесс в феодальной Англии.
- Судебный прецедент: история возникновения и место в английской правовой системе.
- Реформа Сервия Туллия: сущность, цели, значение, историческая оценка.
- Рабство в римском государстве: эволюция.
- Политический режим Римской империи.
- Влияние индуистской и буддийской религий на развитие права в Древней Индии.
- Рабство и его собственности в Древней Индии.
- Ликург и его ретра.
- Институт гладиаторов в Древнем Риме: историко-правовой анализ.
- Наполеон Бонапарт и его роль в развитии буржуазного права Франции.
- Эволюция системы наказаний в истории права.
- Лишение свободы как способ наказания в истории права.
Еще одним из наиболее эффективных способов обсуждения сложных, актуальных и острых вопросов является «круглый стол». Данный метод позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Эту форму обучения рекомендуется применять на семинарских занятиях по темам «Римское право» и «Великая Французская революция, ее конституционные документы и принципы нового государственного и правового развития».
Усвоенные знания и полученные навыки работы, умение оперировать юридическими терминами и категориями, выявлять и анализировать определяющие тенденции государственно-правового развития общества, формулировать и аргументировать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, значительно облегчат изучение, на последующих курсах, конституционного, административного, гражданского, уголовного права и других отраслей права, составляющих правовую основу профессиональной деятельности юриста.
Для формирования у студентов творческого отношения к изучаемому материалу - умение разглядеть в нем проблемы, динамику идей, раздвоение подходов к объяснению одних и тех же фактов преподавателю необходимо освоить диалоговые формы обучения [3].
Использование дискуссии даёт возможность студентам получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества.
Ссылки на источники
1. Гущина Л. А., Епифанова Е. В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Источники права.- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - 148 с.
2. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Русский язык, 1998. - 848 с.
3. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Мосина А. В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: учебное пособие. Ч. 1 / Под ред. проф. А. П. Тряпицыной. - СПб., 2007.- 46 с.
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm
КОНТ ТЕГГТ
Линник А. А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. - 2013. -№01 (январь). - ART 13021. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13021.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал
ART 13021 УДК 378.147
Linnik Anna,
Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law
School Krasnodar
The Discussion and Another Active Forms of Learning Activities and Their Usage in the Educational Course "The History of State and Law of Foreign Countries"
Abstract. The article describes the active forms of learning, used in the process of practical (seminars) classes on the subject "The history of state and law of foreign countries". There are the methodological recommendations, which allow students to develop the public speaking skills, the ability to defend their legal position in various legal issues.
Keywords: academic work, essays, scientific discussion. 9 772304 120135
ISSN 2304-120X
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013501
http://www.covenok.ru/koncept/2013/13021.htm