Научная статья на тему 'Дискуссионный семинар "мир через сто лет после Первой мировой войны: выучены ли её уроки?" Санкт-Петербург, 26 ноября 2018 г'

Дискуссионный семинар "мир через сто лет после Первой мировой войны: выучены ли её уроки?" Санкт-Петербург, 26 ноября 2018 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Костюк Руслан Васильевич, Рущин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионный семинар "мир через сто лет после Первой мировой войны: выучены ли её уроки?" Санкт-Петербург, 26 ноября 2018 г»

доцент Сочинского государственного университета и советник президента фонда «Хайат», в своём докладе рассказал о необходимости изучения личности и духовного наследия митрополита Гор Ливанских Илии Карама.

В итоговой части конференции была принята резолюция, в которой отмечалась актуальность данного мероприятия и необходимость проведения следующей конференции в апреле 2019 года, посвященной Памяти митрополита Гор Ливанских Илии Карама. В ходе конференции по благословению духовника Конвоя Памяти Царя Страстотерпца Николая II архимандрита Гавриила (Коневи-ченко) орденским знаком «Николай Второй»

были награждены И.Е. Шувалов, О.А. Ли-ницкая, А.В. Воронцов, И.К. Москвина, А.В. Пасадский, А.Н. Осипов, Д.А. Рущин, Н.С. Радевская, А.В. Шустов, И. Шамир. В свою очередь юбилейной медалью «В память 400-летия Дома Романовых» были торжественно награждены: Л.Е. Травина, помощник проректора РГГМУ, Алиакбар Аса, генеральный директор Международной ассоциации правосудия, и Али Муртазави Шариф, менеджер Международной ассоциации правосудия. Перед участниками конференции с культурной программой выступили студенты РГГМУ из Сирии и других стран, а также группа «Патриот-Шоу» из Санкт-Петербурга.

Р.В. Костюк, Д.А. Рущин

дискуссионный СЕМИНАР «МИР ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ВЫУЧЕНЫ ЛИ ЕЁ УРОКИ?»

Санкт-Петербург, 26 ноября 2018 г.

© Костюк Руслан Васильевич - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,

Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected].

О

3

ю О

Третий в нынешнем учебном году дискуссионный семинар на факультете международных отношений СПбГУ состоялся в Смольнинском кампусе СПбГУ и был приурочен к отмечавшемуся в десятках стран планеты столетнему юбилею Компьенского перемирия, положившего конец в 1918 году Первой мировой войне. В дискуссии приняли участие преподаватели факультета международных отношений СПбГУ Д.А. Рущин, Б.А. Ширяев и Р.В. Костюк. Все выступившие преподаватели подчеркнули важность событий и итогов Первой мировой для дальнейшей истории человечества и, в частности, развития международных отношений.

В своём выступлении доцент СПбГУ Д.А. Рущин отметил, что столетний юбилей окончания Первой мировой войны 1914-1918 годов - очень важное событие. Не случайно, что 11 ноября 2018 года этот юбилей отметили в Париже главы государств и правительств многих стран. Хотя ужасы и кошмары Второй мировой войны в памяти современных поколений во многом заслонили невзгоды Первой. Вторая мировая во многом являлась продолжением Первой из-за унизительных условий Версальского мира 1919 года для побежденных немцев и стремления Германии к реваншу. Великая война 1914-1918 годов привела к распаду четырёх империй - Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Очень многие государства Цен-

тральной и Восточной Европы и Передней Азии возникли в результате этой войны. Кстати, проект «Великой Сербии» во многом был реализован благодаря спровоцировавшему войну убийству в Сараево сербским националистом Гаврилой Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца-Фердинанда.

По мнению доцента Д.А. Рущина, у России не было национальных интересов в Первой мировой войне, требовавших столь страшных потерь. Главные страны - победители Англия и Франция оказались в тяжелом положении из-за понесенных огромных финансовых, материальных и людских потерь. Выиграли реально в итоге от войны Соединенные Штаты Америки, ставшие в экономическом отношении глобальной державой. Но в политическом и военном отношении они стали сверхдержавой позднее - в ходе Второй мировой войны. Тогдашний американский истеблишмент не был еще готов к такой роли, и 1920-1930-е годы были временем господства изоляционизма в США. Современный Китай в этом отношении во многом напоминает США межвоенного периода.

Д.А. Рущин отметил, что в ходе Первой мировой войны стало очевидным, что в победе решающую роль играет экономический потенциал, а не военная подготовленность к конфликту. А суммарный потенциал стран Антанты превосходил суммарный потенциал

стран Четверного союза. В годы войны произошло быстрое изменение способов ведения войны и видов вооружений. Появились танки, ручные пулеметы, огнеметы, оружие массового поражения и так далее. Из-за огромных военных потерь и жертв среди мирного населения после войны произошел бурный подъем пацифизма, бывшего до войны в целом вполне маргинальным движением. Война привела к активному вмешательству государств экономику. Война породила целый ряд революций, в том числе и в России в 1917 году. Произошло расширение политических и экономических прав граждан, в том числе женских прав, во многом из-за включения женщин в промышленное производство. Также война привела к подъему национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

Профессор СПбГУ Б.А. Ширяев в начале своего выступления отметил ответственность венгерской политической элиты Австро-Венгрии за развязывание войны. Также профессор Ширяев заметил, что Первая мировая война была «не русской войной», не нужной русскому обществу, а в основе противостояния лежал германо-британский антагонизм. Б.А. Ширяев также отметил, что сегодня имеют место тенденции к установлению нового мирового порядка. Но подоб-

ный порядок возникает, как правило, через глобальные катаклизмы. Скорее всего, закончил Б.А. Ширяев, человечеству придётся вновь пережить такой катаклизм.

Профессор СПбГУ Р.В. Костюк согласился с Д.А. Рущиным в том, что война привела к очень многим переменам в социальной, военно-технической, внешнеполитической сферах. К крушению сразу нескольких империй. В то же время, анализируя сегодняшнее состояние международных отношений, нужно учитывать, что сейчас Европа уже не является столь определённым центром мировой политики и экономики, как это было век назад. Р.В. Костюк указал на грандиозное влияние событий Первой мировой на международное рабочее и социалистическое движение. Война породила социалистическую революцию в России, но и привела к организационному расколу социал-демократического движения. Р.В. Костюк также отметил, что война заметно усилила антивоенное движение, что сегодня, в условиях новой гонки вооружений и системного противостояния разных центров силы в мировой политике представляется весьма актуальным. По мнению Р.В. Костюка, говорить о том, что политики современности учли и выучили все уроки Первой мировой войны, не приходится.

С.С. Акимов

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ «МНОГОГРАННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»*

Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г.

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: [email protected]

В Школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» (Нижний Новгород) был задуман выставочный проект, призванный познакомить зрителей с живописными и графическими произведениями преподавателей данного учебного заведения. Первая выставка цикла «Художники школы «Изограф» состоялась в ноябре-декабре в выставочном зале школы и была названа «Многогранность творчества», поскольку организаторы стремились к разнообразию экспонатов с точки зрения тематики и техник исполнения.

Первая выставка включила работы восьми авторов. Устроители преследовали не только культурно-просветительские, но и учебные цели - показать как можно полнее многообразие техник живописи и графики и

диапазон выразительных возможностей каждой из них, поскольку экспозиция адресована в первую очередь обучающимся. Именно критерии разнообразия и познавательности содержания лежали в основе отбора экспонатов. Поэтому яркие по цвету, декоративно-реалистические полотна А.М. Осминина соседствуют с пленэрными этюдами акварелью Л.А. Катрановой, быстрые и точные зарисовки И.И. Еськова - с пейзажами и учебными натюрмортами Е.А. Кропотовой, тонко исполненные акварельные пейзажи О.В. Захаровой с темперными этюдами автора этой заметки и изысканно-отточенными перовыми рисунками С.И. Квача.

Скромный по площади выставочный зал школы позволяет формировать полноцен- ЕЕ

* Иллюстрации к материалу - см. 4-я страница обложки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.