сутствие возможности возникновения права собственности на недвижимое имущество у приобретателя (например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2003 г. № Ф08-1135/2003 (документ опубликован не был, СПС КонсультантПлюс); Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 г. № Ф04/3469-355/А81-2004(документ опубликован не был, СПС КонсультантПлюс)). На то, что составление отдельно передаточного акта не требуется, а возможно указание на передачу недвижимого имущества в договоре, указывают Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.2006 г. № А56-53976/2005(документ опубликован не был, СПС КонсультантПлюс), Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.1999 г. № 1174(документ опубликован не был, СПС КонсультантПлюс).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что стороны договора, предметом которого является передача недвижимого имущества в собственность или в пользование, могут предусмотреть передачу недвижимого имущества без составления передаточного акта как отдельного документа об этом, о чем должно
быть сделано указание в договоре.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[2] ипотека может быть установлена на указанное в законе имущество, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения.
Тем самым, недвижимое имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения и переданное ему без составления передаточного акта о передаче как отдельного документа, может быть предоставлено собственником (пользователем) в залог в обеспечение его обязательств перед третьим лицом.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
2. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998г. № 102-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Российская газета №137 от 22.07.1998г.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСКОРПОРАЦИЙ _(НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ)
Колесников Юрий Алексеевич
доктор юридических наук, доцент юридического факультета Южного Федерального Университета, г. Ростов-на-Дону
Бочарова Наталья Николаевна
Старший преподаватель кафедры процессуального права Южно-Российского института управления РАНХиГС, Ростов-на-Дону DISCUSSION QUESTIONS OF THE LEGAL STATUS OF STATE CORPORATIONS (FOR EXAMPLE, AGENCY ON DEPOSITS INSURANCE)
Kolesnikov Yuri Alexeyevich, Doctor of Legal Sciences, associate Professor of the Law Faculty of the Southern Federal University, Rostov-on-Don
Bocharova Natalya Nikolayevna, senior lecturer of the Department of procedural law, South-Russian Institute of management of Ranepa, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Настоящее исследование посвящено особенностям правового статуса госкорпораций в РФ. Помимо обзора характеристик госкорпораций как юридических лиц, основное внимание уделяется финансово-правовому аспекту их регулирования. Авторы отмечают уникальность правового статуса госкорпораций и рассматривают перспективу их замены в законодательстве на «публично-правовые компании», вследствие чего приходят к выводу о нецелесообразности использования иной организационно-правовой формы юридических лиц, рассматривая в качестве примера Агентство по страхованию вкладов. Отмечая необходимость сохранения госкорпораций в законодательстве РФ, авторы также обозначают направления, по которым должно производиться совершенствование их правового регулирования.
ABSTRACT
The present study is devoted to the consideration of legal regulation of state corporations in the Russian Federation. In addition to the review of characteristics of state corporations as legal entities, the focus is on the financial and legal aspects of their regulation. The author notes the unique legal status of state corporations and considers the prospect of replacing them in the law on «public legal company», and consequently comes to the conclusion about inexpediency of use of different organizational and legal forms of legal entities, considering as an example the Deposit Insurance Agency. Noting the need for the retention of state corporations in the Russian legislation, the author also denotes the directions in which should promote the improvement of their legal regulation.
Ключевые слова: правовое регулирование, юридическое лицо, государственная корпорация, страхование вкладов.
Keywords: legal regulation, legal entity, public corporation, deposit insurance.
Как известно, такая организационно-правовая форма юридического лица, как государственная корпорация, денежные фонды которой формируются за счёт государственных денежных средств, представляет собой одну из форм децентрализованных фондов, необходимых государству для осуществления финансовой деятельности. В соответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», государственной корпорацией может быть признана некоммерческая организация, которая не имеет членства и учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса, а также создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [1].
Роль госкорпораций в функционировании государства и жизни общества РФ значительна. Так, в финансовой сфере в настоящее время действуют такие корпорации, как «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ). АСВ - это госкорпорация, деятельность которой в наибольшей мере соотносится с главной целью создания юридических лиц в форме ГК, а именно, с осуществлением социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Рассматриваемая проблема правового статуса госкорпораций в законодательстве РФ получает в последнее время большую актуальность в связи с деятельностью ЦБ РФ по отзыву лицензий у коммерческих банков, последствиями которой являются ликвидационные процедуры и необходимость произведения страховых возмещений вкладчикам описанных банков.
Деятельность госкорпораций регулируется как гражданским правом, которым устанавливается их правовой статус, так и финансовым правом, которое регламентирует их финансирование, правовое положение имущества и денежных фондов, взаимодействие с бюджетом, налогообложение, финансовый контроль за их деятельностью. Кроме того, правовое регулирование госкорпораций во многом производится в соответствии с ГК РФ посредством выведения индивидуальных требований для каждой госкорпорации. Тем не менее, нам представляется необходимым выделение основных черт, присущих всем государственным корпорациям. В качестве примера приведем корпорацию АСВ как наиболее типичную.
1. Госкорпорация учреждается на основании федерального закона, для ее создания не являются необходимыми учредительные документы, которые предусматривает Гражданский кодекс РФ. Так, корпорация АСВ была создана в 2003 г. на основании ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [2].
2. ГК является некоммерческим юридическим лицом, иными словами, право на осуществление предпринимательской деятельности корпорация будет иметь лишь в рамках достижения целей и соответствующую тем целям, ради которых она создана. К примеру, АСВ производит инвестиции временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов в депозиты Банка России и\или в иные активы, совершает с Банком России сделки РЕПО.
3. Государственная корпорация является формой унитарного юридического лица, хотя ее название и не
соответствует этому в полной мере.
4. Госкорпорация имеет специальную целевую правоспособность.
5. ГК призваны осуществлять определенные публичные функции. Так, АСВ призвано обеспечить функционирование системы страхования вкладов, системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, участвовать в мероприятиях по финансовому оздоровлению банков и осуществлять функции конкурсного управляющего банков и негосударственных пенсионных фондов.
6. Госкорпорации наделяются некоторыми властными полномочиями при осуществлении своих функций. АСВ обладает такими полномочиями в отношении коммерческих банков, без определенных полномочий осуществление ее функций невозможно.
7. Формой обособления имущества выступает право собственности. АСВ является собственником имущества, сформированного за счет страховых взносов, уплачиваемых банками-участниками ССВ, первоначального имущественного взноса РФ, доходов от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов и других источников.
8. Агентство не принимает на себя обязательства Российской Федерации. Российская Федерация не принимает на себя обязательства Агентства.
9. Несмотря на наличие определенной управленческой и финансовой автономности, возложенные на госкорпорацию функции осуществляются под контролем государства.
10. Правовое положение каждой государственной корпорации устанавливает закон, который предусматривает ее создание. Среди положений, которые должен содержать такой закон - положения о цели ее деятельности, порядке управления ее деятельностью, порядке реорганизации и ликвидации государственной корпорации и др.
От общей характеристики правового статуса госкорпораций как юридических лиц нам представляется необходимым перейти непосредственно к его финансово-правовому аспекту. Отметим основные его особенности.
1. Имущество госкорпорации принадлежит ей по праву собственности, но эту собственность нельзя считать частной. Имущество и денежные средства, которые составляют взнос учредителя (РФ), перестают быть объектом собственности государства и приобретают особый статус - статус публичной собственности, которая ГК РФ не предусматривается. Таким образом, являясь собственником своего имущества, госкорпорации не обладают полным правом собственника, касающимся распоряжения своим имуществом, что соответствует публичному характеру их деятельности и соответствующей компетенции. Однако, в случае ликвидации госкорпорации её имущество приобретает статус государственной собственности. ФЗ о конкретной госкорпорации определяет цели, для достижения которых имущество может быть использовано. АСВ призвано обеспечить функционирование системы страхования вкладов, для такой цели его имущество и может быть использовано.
Итак, не являясь централизованным фондом денежных средств, имущество госкорпораций не являет-
ся собственностью РФ и находится за пределами ее бюджетной системы, следовательно: а) принципы бюджетной системы (включая прозрачность) по отношению к ГК не действуют; б) формирование доходов и расходов, а также бюджетно-процессуальная деятельность госкорпорации не подпадают под действие правил БК РФ; в) таким образом, финансово-правовой статус госкорпорации в бюджетном праве, как и ее отношения с бюджетом, не отличаются чем-либо от любого другого юридического лица [3]. В целом же, краткость законодателя в регулировании вопроса о финансово-правовом регулировании госкорпораций во многом обуславливается определенной управленческой и финансовой автономностью госкорпораций в получении доходов. Так, формирование имущества АСВ происходит большей частью не за счет имущественного взноса учредителя - РФ, а за счет обязательных взносов банков.
Одной из главных функций АСВ является формирование фонда обязательного страхования вкладов. Данный фонд считается обособленным от иного имущества Агентства. Он является совокупностью денежных средств и иного имущества, формируемых и используемых в соответствии с основной целью существования агентства - обеспечением функционирования системы страхования вкладов. Основные денежные средства рассматриваемого фонда направляются Агентством в первую очередь на организацию выплат возмещения по вкладам и компенсацию расходов, которые связаны с вопросами обязательного страхования вкладов; во вторую очередь, осуществляется финансирование деятельности автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков». Учет каждой статьи расходов ведется обособленно.
2. В качестве следующей особенности госкорпорации отметим ее налогово-правовой статус. Учитывая то, что госкорпорации являются крупнейшими налогоплательщиками, поскольку они аккумулируют огромные денежные средства (например, ГК «Росатом»), необходимо отметить, что Налоговый кодекс не предусматривает значительных особенностей, касающихся их статуса (что касается и «АСВ»). Тем не менее, существует ряд исключений: например, доход в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации не подвергается налогообложению [5].
3. Также представляется необходимым выделение нескольких уровней осуществления финансового контроля за деятельностью госкорпорации, в частности, АСВ подвержено государственному финансовому контролю, обязательному независимому аудиторскому контролю и внутреннему контролю.
Правительство РФ и Банк России осуществляют финансовый контроль за счет наличия своих представителей в Совете директоров Агентства; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная палата РФ и независимые аудиторские организации также осуществляют контроль в соответствии с действующим законодательством. Так, исходя из положений ст. 42 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 советом директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяется аудиторская организация для проведения проверки использования Агентством фонда
обязательного страхования вкладов.
Представляется также необходимым отметить те критические замечания, которые существуют в отношении контроля за госкорпорациями. Так, д.э.н, М.Г.Делягин констатирует, что госкорпорации выведены даже из-под формального контроля государственных органов. Он также отмечает необязательность отчета госкорпораций о своей деятельности перед госорганами, кроме ежегодного представления правительству России ряда отчетов. Госкорпорация даже не обязана публиковать такую отчетность (кроме отчетности, прямо названной законом о ее создании)[6].
Все это создает основу для критики госкорпораций, в частности, по М.Г. Делягину, еще и из-за того, что ключевыми признаками госкорпораций являются «безвозмездная приватизация» госимущества, непрозрачность и бесконтрольность[6]. В научной литературе периодически звучат предложения о ликвидации госкорпораций. А в случае с АСВ, например, предложения о преобразовании его в коммерческое юридическое лицо (страховое общество) с передачей властных полномочий госорганам.
В науке идет активная дискуссия по поводу целесообразности наличия такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация. В Концепции развития гражданского законодательства РФ, принятой 7 октября 2009 г., отражено негативное отношение к этой разновидности юридических лиц, а в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2009 г. содержится мнение о бесперспективности этой формы и необходимости замены госкорпораций на контролируемые государством акционерные общества. С того времени прошло 6 лет, но госкорпорации продолжают существовать, более того, принимаются решения о создании новых, например, во второй половине 2015 года ожидается создание госкорпорации «Роскосмос». Тем не менее, 08.07.2015 на сайте Правительства РФ были опубликованы поправки к проекту Федерального закона N 252441-6 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], что означает, что Правительство вернулось к работе над законопроектом о публично-правовых компаниях (далее - ППК), который находится в Госдуме с 2013 года. Упоминание о ППК в Гражданском кодексе РФ появилось в ст. 50 в 2014 году Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Тем не менее, на данный момент в ГК, кроме названия, об этой форме корпораций информации не содержится.
Отталкиваясь от законопроекта о ППК, необходимо отметить, что принципиальных отличий таких компаний от ГК не наблюдается. Такого же мнения придерживаются и в «АСВ». Так, на заседании Экспертно-а-налитического совета при АСВ 17 сентября 2013 года были рассмотрены важные вопросы, касающиеся законопроекта о публично-правовых компаниях (ППК) в Российской Федерации. Юрист Юридического центра «Право и консалтинг» Анатолий Козлачков в своем докладе на тему «Применение закона о публично-правовых компаниях к деятельности государственной
корпорации «Агентство по страхованию вкладов», отмечает отсутствие принципиальных отличий ППК от государственных корпораций в тексте проекта, а также отсутствие «реальных положительных нововведений для повышения эффективности работы Агентства вследствие изменения его статуса». Отметим также, что в случае принятия законопроекта Агентство может понести значительные издержки организационного и финансового характера, которые повлекут за собой определенные сложности в его текущей деятельности [9].
В заключение нам представляется необходимым обозначение следующих выводов:
Правовой статус госкорпораций в сравнении с другими организационно-правовыми формами юридических лиц может быть назван уникальным и противоречивым;
Применительно к тем публичным функциям, которые возложены на Агентство по страхованию вкладов, использование данной правовой конструкции полностью себя оправдывает;
Существует потребность в сохранении госкорпораций или подобных им форм юридических лиц в законодательстве. На примере АСВ особенно проявляется то, что заменить данную форму иным юридическим лицом не представляется возможным и целесообразным;
Госкорпорация является «юридическим лицом публичного права», что объясняется и её публичными функциями, и властными полномочиями, и фактическим статусом имущества. Поэтому представляется необходимой законодательная разработка понятия «юридическое лицо публичного права» в целях унификации законодательства, что могло бы сохранить плюсы конструкта госкорпораций, нивелировав минусы;
Отталкиваясь от текста законопроекта о ППК, отметим, что данная организационно-правовая форма, которая призвана функционально заменить госкорпорации, не соответствует заявленным целям, поскольку не удается отследить изменения в законодательстве, которые действительно направлены на замену одной формы другой.
Литература:
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145;
2. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029;
3. Стриханова Д. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: дисс... кандидата юридических наук: 12.00.14— М., 2010. — 213 с.;
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823;
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340;
6. М.Г.Делягин. «Государственные корпорации как фактор модернизации России». Выступление на заседании «Мастерской будущего» при Санкт-Петербургском диалоге в Мюнхене 16 февраля 2007 года. [Электронный ресурс]: http://www.pomorcpp.org/insight/print. html?id=574 (дата обращения: 15.08.2015)
7. Турбанов А.В. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо публичного права // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. N 2
8. Поправки Правительства к законопроекту о публично-правовых компаниях. // [Электронный ресурс]: http://government.ru/activities/18764/ (дата обращения: 15.08.2015)
9. Экспертно-аналитический совет обсудил законопроект о преобразовании госкорпораций в публично-правовые компании. // [Электронный ресурс]: http:// www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/299448/?sphrase_ id=14658 (дата обращения: 15.08.2015)