Научная статья на тему 'ДИСКУССИИ В ЯПОНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ'

ДИСКУССИИ В ЯПОНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / ядерное оружие / ядерная полити-ка / три неядерных принципа / Кисида / Japan / nuclear weapons / nuclear policy / three non-nuclear principles / Kishida

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Александрович

В данной статье анализируется современная ядерная политика Японии, которой присуща неоднозначность вследствие, с одной стороны, усилий Токио по ядерному разору-жению, а с другой – зависимости в вопросе национальной без-опасности на «ядерный зонтик» США, а также статуса страны как пороговой ядерной державы. Хотя начиная с 1960-х годов Япония придерживалась так называемых трех неядерных принципов, а об-суждение возможности ядерной программы считалось табу, япон-ские лидеры периодически заявляли о законности обладания ядер-ным оружием. В 2022 г. бывший премьер-министр Синдзо Абэ призвал к активной дискуссии относительно потенциального раз-мещения на территории Японии ядерного оружия США вслед-ствие ухудшающихся условий безопасности в Восточной Азии. Хотя нынешний премьер-министр Фумио Кисида не рассматрива-ет подобную возможность и является сторонником ядерного разоружения, дальнейшее изменение климата безопасности вокруг Японии, а также взгляды следующего премьер-министра могут привести к более активным дискуссиям о создании Японией ядер-ного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Discussions in Japan Regarding its Nu-clear Policy

The article examines Japan’s contemporary nuclear policy, which is characterised by ambiguity due to, on the one hand, Tokyo’s efforts to promote nuclear disarmament, and on the other, relying in its national security on the US “nuclear umbrella” and being a nuclear threshold power. While Japan has adhered to the so-called three non-nuclear principles since the 1960 s and any discussions around developing a nuclear programme have been considered taboo, Japan’s leaders have occasionally argued that Japan could legally possess nuclear weapons. In 2022, former prime minister Shinzo Abe called for a robust discussion on potentially hosting US nuclear weapons on Japanese soil due to the worsening security environment in East Asia. While current prime minister Fumio Kishida has ruled out such possibility and advocates for nuclear disarmament, further changes in the security climate around Japan and the next prime minister’s views on the matter may result in more active debates around Japan acquiring nuclear weapons.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИИ В ЯПОНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ»

ФИЛИППОВ ДА.* ДИСКУССИИ В ЯПОНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ

Аннотация. В данной статье анализируется современная ядерная политика Японии, которой присуща неоднозначность вследствие, с одной стороны, усилий Токио по ядерному разоружению, а с другой - зависимости в вопросе национальной безопасности на «ядерный зонтик» США, а также статуса страны как пороговой ядерной державы. Хотя начиная с 1960-х годов Япония придерживалась так называемых трех неядерных принципов, а обсуждение возможности ядерной программы считалось табу, японские лидеры периодически заявляли о законности обладания ядерным оружием. В 2022 г. бывший премьер-министр Синдзо Абэ призвал к активной дискуссии относительно потенциального размещения на территории Японии ядерного оружия США вследствие ухудшающихся условий безопасности в Восточной Азии. Хотя нынешний премьер-министр Фумио Кисида не рассматривает подобную возможность и является сторонником ядерного разоружения, дальнейшее изменение климата безопасности вокруг Японии, а также взгляды следующего премьер-министра могут привести к более активным дискуссиям о создании Японией ядерного оружия.

Ключевые слова: Япония; ядерное оружие; ядерная политика; три неядерных принципа; Кисида.

FILIPPOV D.A. Contemporary Discussions in Japan Regarding its Nuclear Policy

Abstract. The article examines Japan's contemporary nuclear policy, which is characterised by ambiguity due to, on the one hand,

* Филиппов Дмитрий Александрович - PhD: научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

159

Tokyo's efforts to promote nuclear disarmament, and on the other, relying in its national security on the US "nuclear umbrella" and being a nuclear threshold power. While Japan has adhered to the so-called three non-nuclear principles since the 1960 s and any discussions around developing a nuclear programme have been considered taboo, Japan's leaders have occasionally argued that Japan could legally possess nuclear weapons. In 2022, former prime minister Shinzo Abe called for a robust discussion on potentially hosting US nuclear weapons on Japanese soil due to the worsening security environment in East Asia. While current prime minister Fumio Kishida has ruled out such possibility and advocates for nuclear disarmament, further changes in the security climate around Japan and the next prime minister's views on the matter may result in more active debates around Japan acquiring nuclear weapons.

Keywords: Japan; nuclear weapons; nuclear policy; three non-nuclear principles; Kishida

Для цитирования: Филиппов Д.А. Дискуссии в Японии относительно ядерной политики страны на текущем этапе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2024. - № 1. - С. 159-169. -DOI: 10.31249/RVA/2024.01.08

Япония - единственная в мире страна, ставшая жертвой ядерного оружия, когда в августе 1945 г. США сбросили ядерные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. В ходе последующей американской оккупации в Японии была принята конституция, Девятая статья которой провозглашала, что японский народ навеки отказывается от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров [16]. Антиядерные настроения в Японии лишь укрепились после 1954 г., когда японское рыболовное судно Дайго Фукурю-мару оказалось под воздействием радиации в районе испытания США водородной бомбы на атолле Бикини [5].

В 1967 г. премьер-министр Эйсаку Сато выдвинул «три неядерных принципа», согласно которым Япония отказывалась от владения и производства ядерного оружия, а также его размещения на своей территории [12]. Во многом именно стараниями Сато Япония присоединилась в 1976 г. к Договору о нераспространении

ядерного оружия (ДНЯО), а сам Сато получил за свои усилия Нобелевскую премию мира.

В последующие десятилетия Япония последовательно выступала за ядерное разоружение, ежегодно предлагая на рассмотрение Генеральной ассамблее ООН проекты резолюций по уменьшению глобального ядерного арсенала начиная с 1994 г. Вместе с этим стоит отметить, что Япония не присоединилась к Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), принятому в 2017 г. и ратифицированному 68 государствами, поскольку в вопросах национальной безопасности полагается на «ядерный зонтик» США и позиционирует себя в качестве своего рода мостика в отношениях между ядерными и неядерными державами.

Кроме того, Япония поддерживает использование ядерной энергии в мирных целях - это связано с тем, что страна сильно полагается на импорт в сфере энергетики (согласно официальным данным, Токио закупает 94% энергоносителей за рубежом [18]), следовательно, ядерная энергия является для нее инструментом поддержания своей энергетической безопасности.

В целом же вопрос об обладании Японией ядерным оружием традиционно считался в общественно-политических кругах страны табуированным, и в тех редких случаях, что японские политики все же высказывались на эту тему, речь шла скорее о легальной плоскости данного вопроса, и они всегда подтверждали приверженность Японии «неядерным принципам». Например, в 1957 г. тогдашний премьер-министр Нобусукэ Киси отметил в ходе своего выступления в японском парламенте, что Конституция страны, строго говоря, не запрещает обладание маломощным ядерным оружием (это заявление вызвало тогда сильное недовольство со стороны ряда парламентариев). Позже, в 1973 г. премьер-министр Какуэй Танака подтвердил актуальность «трех неядерных принципов», однако подчеркнул разницу между стратегическим ядерным оружием, используемым в наступательных целях, и оборонительным тактическим ядерным оружием. Как заявил Танака, тот факт, что Япония не может владеть именно наступательным ядерным оружием, не значит, что такого оружия у Токио не будет никогда. Похожую мысль высказал и премьер-министр Такэо Фукуда в 1978 г. - по его словам, японская Конституция не запрещает обла-

дание ядерным оружием в том случае, если оно направлено на минимальный уровень защиты страны.

Стоит упомянуть, что Япония на данный момент считается «околоядерной» державой, так как обладает достаточным экономическим и научно-техническим потенциалом для создания ядерного оружия в краткие сроки [3]. В частности, Токио далеко продвинулся в разработке технологий ядерного топливного цикла, что также позволяет говорить о его ядерном пороговом статусе.

В последние годы главным сторонником возобновления дискуссии относительно ядерного оружия в Японии был бывший премьер-министр Синдзо Абэ (который, к слову, являлся внуком премьер-министра Киси по материнской линии). В ходе своего второго премьерства в 2012-2020 гг. как сам Абэ, так и ряд членов его кабинета, например несколько министров обороны, заявляли [1], что Япония может задуматься о приобретении ядерного потенциала в зависимости от международной обстановки. Несмотря на уход в отставку в сентябре 2020 г., Абэ оставался лидером крупнейшей фракции в правящей Либерально-демократической партии и продолжал оказывать значительное влияние на японскую политику, вплоть до своего убийства в июле 2022 г.

Вскоре после начала российской «специальной военной операции» (СВО) в феврале 2022 г. Абэ заявил, что Япония должна рассматривать различные варианты в вопросе обеспечения собственной безопасности на фоне неблагоприятных для Токио региональных условий, таких как все более наступательная внешняя политика Китая и увеличение ядерного и ракетного арсенала КНДР [20]. В качестве примера Абэ указал на соглашения НАТО о совместных ядерных миссиях, которые предполагают участие стран-участниц без собственного ядерного оружия в дискуссиях о его использовании и, что важнее, размещение ядерных боеголовок на территории этих стран и даже их боевое применение военно-воздушными силами того или иного государства. Следует отметить, что в настоящий момент из трех ядерных держав НАТО (США, Великобритании и Франции) лишь США предоставляют другим странам ядерное оружие в рамках данных соглашений. Конкретно для Японии такое соглашение означало бы прямое нарушение «неядерных принципов», которые, хотя и не имеют статуса закона, являются краеугольным камнем ядерной политики

страны. Обсуждение потенциального соглашения между Японией и США о совместных ядерных миссиях вскоре продолжилось в Либерально-демократической партии. Так, генеральный секретарь партии Тосимицу Мотэги заметил, что такое соглашение будет означать не физическое обладание Японией ядерным арсеналом, а лишь совместное принятие решений и политическую ответственность относительно использования американского ядерного оружия [13].

Несмотря на то что, как отмечалось ранее, японские лидеры изредка позволяли себе высказываться относительно законности обладания Японией ядерным оружием, дискуссию об изменении политики в этой сфере было практически невозможно представить всего 10-15 лет назад. Тот факт, что Абэ, пусть и в неофициальном статусе, поднял в 2022 г. вопрос о потенциальном размещении американских ядерных боеголовок на территории страны, подчеркивает, насколько негативно в Японии оценивают сложившийся вокруг нее региональный климат - японские чиновники называют его наименее благоприятным со времен американской оккупации после Второй мировой войны [8].

Китайский военный потенциал превосходил японский уже к началу второго срока Абэ в 2012 г., а за это время это превосходство стало лишь более существенным. Если в конце 1990-х годов оборонные бюджеты Китая и Японии были сопоставимы, то к 2023 г. Китай тратил на военные нужды в 6 раз больше, чем Япония. В настоящее время Китай занимается постройкой нескольких сотен шахт для запуска межконтинентальных баллистических ракет в районе Синьцзян, а также увеличивает радиус действия баллистических ракет, размещенных на подводных лодках [7]. В августе 2022 г. запущенная Пекином в ходе военных учений баллистическая ракета упала в японской эксклюзивной экономической зоне (существование которой Пекин не признает).

Правительство Си Цзиньпина также недавно отказалось от концепции минимального ядерного сдерживания, что, как ожидается, приведет в следующие несколько лет к резкому увеличению числа располагаемых Китаем ядерных боеголовок. Кроме того, КНДР продвинулась за эти годы в разработке ядерного оружия и баллистических ракет, что в глазах японской политической элиты повышает риск конфликта между Пхеньяном и Токио. Наконец,

СВО России в Украине, прекращение российско-японских переговоров о мирном договоре и попытки стратегического сближения Москвы с Пекином привели к тому, что Япония теперь воспринимает Россию как третий фронт потенциального военного конфликта вдобавок к Китаю и Северной Корее: в сингапурской речи в июне 2022 г. нынешний премьер-министр Фумио Кисида предостерег, что «Украина сегодня может стать Восточной Азией завтра» [16].

В то же время есть основания полагать, что высказывания как Абэ, так и его предшественников, сочетающие приверженность «неядерным принципам» с заявлениями о законности обладания Токио ядерным оружием или размещением ядерного оружия США на своей территории, еще не подразумевают изменения ядерной политики страны и предназначены одновременно для нескольких аудиторий [6].

Так, первым «адресатом» является японская общественность. Тот факт, что Япония обладает необходимыми для создания ядерного оружия технологиями, но не использует их, во-первых, подчеркивает степень защищенности страны, а во-вторых, позиционирует ее как ответственного члена международного сообщества и авторитета по вопросу ядерного разоружения. Кроме того, подобные заявления направлены в сторону региональных соперников Японии - Китая и Северной Кореи - и могут быть интерпретированы как часть стратегии их сдерживания. Если Пекин и Пхеньян рассматривают вероятность, какой бы незначительной она ни была, создания Токио ядерного оружия, это снижает риск вооруженного конфликта между данными государствами. Наконец, заявления японских лидеров могут быть обращены и в сторону США. Одним из постоянных опасений японской элиты в контексте японо-американского союза является возможность того, что в случае конфликта с Северной Кореей и особенно с Китаем США могут не прийти Японии на помощь, а поскольку двусторонний союз является краеугольным камнем японской национальной безопасности, то в этом случае Токио окажется в военно-политической изоляции. Периодически заявляя о том, что создание ядерного потенциала не противоречит Конституции страны, японские лидеры как бы проверяют союз с США на прочность.

Обсуждение возможности размещения американского ядерного оружия (каким бы гипотетическим оно в настоящий момент

ни являлось) можно считать одним из звеньев в цепочке изменений, свидетельствующих о быстрой эволюции японской политики в области безопасности и снятия общественно-политических ограничений на обсуждение определенных тем. Так, в 2021 г. тогдашний заместитель премьер-министра Таро Асо неожиданно заявил, что Япония может оказать военную помощь Тайваню в случае нападения со стороны Китая [10]. Традиционно политике Японии в отношении Тайваня была присуща неоднозначность, связанная с внутриполитическими факторами, а именно: противостоянием между прокитайскими и протайваньскими политиками внутри Либерально-демократической партии (нынешний премьер-министр Фумио Кисида, например, возглавлял дружественную к Пекину умеренную фракцию под названием Котикай). Однако в последнее время японское правительство находится под давлением со стороны «ястребов» из консервативного крыла партии, выступающих за более жесткие позиции по ряду военно-политических вопросов, включая Тайвань. В 2022 г. группа японских чиновников, включая экс-министра обороны Сигэру Исиба, посетили Тайбэй и заявили о желании подписать с Тайванем оборонительное соглашение, а чуть раньше Япония впервые направила на Тайвань постоянного военного атташе.

Также в декабре 2022 г. Япония обнародовала новую стратегию национальной безопасности (впервые принятую в 2013 г. и остававшуюся в течение девяти лет неизменной), которая предполагает ряд беспрецедентных и амбициозных реформ в оборонной сфере [14]. Особого внимания заслуживает создание Японией так называемого контрударного потенциала - возможности наносить как превентивные, так и ответные удары по местам запуска вражеских ракет (уже сейчас ракеты поверхность-корабль Типа 12, находящиеся в распоряжении Токио, могут достигать прибрежных районов Китая и КНДР).

Наконец, историческим можно назвать и планы японского правительства по увеличению оборонного бюджета. Хотя постепенное повышение расходов на оборону началось еще в 2012 г., они тем не менее составляли менее 1% ВВП Японии. Однако в

2022 г. было принято решение по постепенному увеличению оборонного бюджета до 2% ВВП в течение пяти лет, а бюджет на

2023 г. уже превышает эквивалент 1%.

Что касается нынешнего премьер-министра Кисида, то тема ядерного оружия имеет для него не только политическую, но и личную значимость - он родился в Хиросиме, и несколько членов его семьи погибли во время бомбардировки города 6 августа 1945 г. В качестве министра иностранных дел в администрации Абэ Кисида сыграл важную роль в организации исторического визита Барака Обамы в Хиросиму в мае 2016 г. - это был первый случай, когда действующий президент США посетил этот город. В течение своей политической карьеры Кисида выступал за ядерное разоружение и нераспространение, а уже в качестве премьер-министра подверг критике высказанную Абэ идею о размещении в Японии американского ядерного оружия. В августе 2022 г. он стал первым японским лидером, выступившим на прошедшей в Нью-Йорке конференции ООН по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), на которой представил «хиросимский план действия», направленный на сокращение запасов ядерного оружия в мире [19]. Среди мер, предложенных им в рамках данного плана: работа по снижению риска ядерного конфликта; достижение прозрачности ядерной политики государств; сохранение тренда на сокращение ядерных арсеналов; поддержание мирного использования ядерной энергии; повышение информированности стран мира относительно ядерных бомбардировок Японии и их последствий.

Хотя Кисида подвергается критике со стороны японских неправительственных организаций и хибакуся (выживших жертв ядерных бомбардировок) за неприсоединение к ДЗАО, премьер-министр по-прежнему исключает возможность размещения американских ядерных боеголовок в Японии, тогда как совместное заявление, обнародованное по итогам прошедшего в мае 2023 г. в Хиросиме саммита «Группы семи», подчеркивает отказ Токио от создания собственного ядерного потенциала [11]. Недвусмысленно в этом смысле настроена и японская общественность - 75% граждан выступают за подписание ДЗАО, а 82% и 69%, соответственно, высказываются против обладания Японией ЯО и его размещения на территории страны [9]. Интересен контраст японской публики с южнокорейской, 71% которой теперь выступают за то, чтобы их страна обладала ядерным потенциалом, а 56% поддерживают возвращение американских ядерных боеголовок, которые были вывезены с Корейского полуострова в начале 1990-х годов [17].

Сделанное в апреле 2023 г. заявление тогдашнего министра иностранных дел Ёсимаса Хаяси об отказе Японии от совместного обладания ядерным оружием свидетельствует о том, что на сегодняшний день любые дискуссии в политических кругах о пересмотре ядерной политики страны остаются исключительно гипотетическими [4]. На то, что в ближайшем будущем Токио, вероятнее всего, не станет размещать на территории страны американские боеголовки и тем более запускать собственную ядерную программу, позволяют надеяться и взгляды премьер-министра Ки-сида, а также общественное мнение. Тем не менее восприятие японскими политическими элитами международной обстановки за последнее десятилетие стало куда более пессимистичным, а вместе с этим правительство провело ряд исторических реформ в сфере национальной безопасности, тогда как окно допустимых общественных дискуссий на эти темы существенно расширилось. Таким образом, можно предположить, что если японское правительство будет оценивать региональные условия безопасности как все более неблагоприятные для страны, то связанное с обсуждением ЯО табу будет размываться и далее.

Кроме того, стоит отметить, что для японской политической системы характерна частая смена премьер-министров - начиная с 2000 г. лишь трое японских лидеров провели на этом посту более одного года. Одним из них является и Кисида, опытный дипломат и политик, который остается премьер -министром с октября 2021 г. Тем не менее, если он и дальше продолжит подвергаться давлению со стороны более консервативно настроенных членов правящей партии, а общественная поддержка его правительства, на сентябрь 2023 г. составляющая лишь 25% (2), будет опускаться все ниже, не исключено, что он столкнется с кризисом доверия и будет вынужден уйти в отставку. И если Кисида, возглавляющий в Либерально-демократической партии умеренную, прокитайскую фракцию, имеет в дипломатических вопросах репутацию «голубя» и придерживается либеральных по японским меркам взглядов, то можно с высокой степенью уверенности предположить, что следующий японский премьер-министр будет куда более консервативной фигурой и откажется от столь выраженных позиций отказа от ядерного оружия.

Список литературы

1. Асахи симбун. Киси бо: эй сё: какубусо: рон о хитэй како ни кэнто: но кано: сэй ни гэнкю: (Газета Асахи. Министр обороны Киси отрицает дебаты о ядерном оружии, однако в прошлом упоминал о возможности рассмотрения этого вопроса). - URL: https://www.asahi.com/articles/ASN9K0H3NN9JUTFK054.html (дата обращения 08.10.2023). - Яп. яз.

2. Майнити симбун. Найкаку сидзирицу екобай нидзю: го па: сэнто майнити симбун ерон тё: са (кугацу дзю: року, дзю: сити нити) (Газета Майнити. Рейтинг поддержки кабинета министров стабилизируется на 25% согласно опросу общественного мнения газеты Майнити (16, 17 сентября)). - URL: https://mainichi.jp/graphs/20230917/mpj/00m/010/017000f/20230917k0000m0100 74000p (дата обращения 06.10.2023). - Яп. яз.

3. ПИР-Центр. Военная ядерная программа Японии. - URL: https://pircenter.org/ 2023/01/01/voennaja-jadernaja-programma-japonii/ (дата обращения 08.10.2023).

4. ТАСС. Япония отказалась рассматривать вопрос размещения у себя ядерного оружия. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17634351 (дата обращения 09.10.2023).

5. Bulletin of the Atomic Scientists. How the unlucky Lucky Dragon birthed an era of nuclear fear. - URL: https://thebulletin.org/2018/02/how-the-unlucky-lucky-dragon-birthed-an-era-of-nuclear-fear/ (дата обращения 08.10.2023).

6. Bulletin of the Atomic Scientists. The legacy of Shinzo Abe: a Japan divided about nuclear weapons. - URL: https://thebulletin.org/2022/08/the-legacy-of-shinzo-abe-a-japan-divided-about-nuclear-weapons/ (дата обращения 08.10.2023).

7. Center for Strategic and International Studies. Kishida's Realism Diplomacy: Nuclear Disarmament. - URL: https://www.csis.org/analysis/kishidas-realism-diplomacy-nuclear-disarmament (дата обращения 08.10.2023).

8. Center for Strategic and International Studies. Now the Real Work Begins: The U.S.-Japan Alliance after the Upper House Elections. - URL: https://www.csis. org/analysis/now-real-work-begins-us-japan-alliance-after-upper-house-elections (дата обращения 08.10.2023).

9. Hiroshima Peace Media Center. 75% of Japan's public backs TPNW, in poll by U.S. researchers, revealing divide with resistant Japanese government. - URL: https://www.hiroshimapeacemedia.jp/?p=104736 (дата обращения 08.10.2023).

10. Kyodo News. Deputy PM Aso says Japan would defend Taiwan with U.S., irking China. - URL: https://english.kyodonews.net/news/2021/07/4303060a680b-deputy-pm-aso-says-japan-would-defend-taiwan-with-us-irking-china.html (дата обращения 08.10.2023).

11. Ministry of Foreign Affairs of Japan. G7 Hiroshima Leaders' Communique. -URL: https://www.mofa.go.jp/files/100506907.pdf (дата обращения 05.10.2023).

12. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Three Non-Nuclear Principles. - URL: https://www.mofa.go.jp/policy/un/disarmament/nnp/index.html (дата обращения 08.10.2023).

13. Nikkei Asia. Senior Japanese lawmakers eye 'nuclear sharing' option with US. -URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Semor-Japanese-lawmakers-eye-nuclear-sharing-option-with-U.S (дата обращения 09.10.2023).

14. Office of Policy Planning and Coordination on Territory and Sovereignty. National Security Strategy of Japan. - URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenho shou/nss-e.pdf (дата обращения 07.10.2023).

15. Prime Minister's Office of Japan. Keynote Address by Prime Minister Kishida Fumio at the IISS Shangri-La Dialogue. - URL: https://japan.kantei.go.jp/101_kishi da/statement/202206/_00002.html (дата обращения 06.10.2023).

16. Prime Minister of Japan and His Cabinet. The Constitution of Japan. - URL: https://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.ht ml (дата обращения 06.10.2023).

17. The Chicago Council on Global Affairs. Thinking Nuclear: South Korean Attitudes on Nuclear Weapons. - URL: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/thinking-nuclear-south-korean-attitudes-nuclear-weapons (дата обращения 08.10.2023).

18. The Federation of Electric Power Companies of Japan. Japan's Energy Supply Situation and Basic Policy. - URL: https://www.fepc.or.jp/english/energy_electri city/supply_situation/ (дата обращения 06.10.2023).

19. The Government of Japan. Leading the World Towards a Future Without Nuclear Weapons. - URL: https://www.japan.go.jp/kizuna/2022/09/future_without_nuc lear_weapons.html (дата обращения 06.10.2023).

20. The Japan Times. Japan should consider hosting US nuclear weapons, Abe says. -URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2022/02/27/national/politics-diplomacy/ shinzo-abe-japan-nuclear-weapons-taiwan/ (дата обращения 06.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.