Научная статья на тему 'ДИСКУРСИВНЫЕ ПОЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ В ПЕРИОД ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2021 ГОДА'

ДИСКУРСИВНЫЕ ПОЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ В ПЕРИОД ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СЕТЕВАЯ АНАЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ТРИГГЕРНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаева Мария Витальевна, Шестакова Анастасия Андреевна

В статье рассматривается формирование дискурсивного политического пространства новостного поля четырёх политических партий: «Единой России», Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР), социалистической политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду». Нами были определены и проанализированы смысловые единицы, касающиеся указанных объединений и тиражируемые в информационно-новостном потоке. Данные для исследования были выгружены с сайтов информационных агентств «ТАСС» (80 тыс. материалов), «РИА Новости» (65 тыс. материалов), «Интерфакс» (30 тыс. материалов) за период с 1 апреля 2021 г. по 1 июля 2021 г. с целью выявления наиболее частотных триггерных единиц, определяющих дискурсивное поле «партия - электорат». В исследовании применён контент- и лингво-дискурсивный анализ, а также сетевая аналитическая визуализация. Медиатекст рассматривается в качестве отражения интересов различных сторон коммуникации (политические партии, государство, пользователи, электорат) и используется для определения социального контекста электорального цикла. Полученные выводы могут быть учтены для создания имиджа партий в онлайн-пространстве, что найдет выражение в восприятии этих политических субъектов электоратом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Николаева Мария Витальевна, Шестакова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCURSIVE FIELDS OF POLITICAL PARTIES IN THE ONLINE SPACE DURING THE ELECTORAL CYCLE OF 2021

The article examines the formation of the discursive political space of the news field of four political parties: «United Russia», Communist Party of the Russian Federation (CPRF), Liberal Democratic Party of Russia (LDPR), Socialist Political Party «Just Russia - patriots - for the truth». We have identified and analyzed semantic units related to these associations and replicated in the information and news stream. The data for the study were uploaded from the websites of the TASS news agencies (80 thousand materials), RIA Novosti (65 thousand materials), Interfax (30 thousand materials) for the period from April 1, 2021 to July 1, 2021 in order to identify the most frequent trigger units defining the discursive field “party - electorate”. The study used content analysis, linguistic-discourse analysis, and network analytical visualization. Media text is seen as a reflection of the interests of the aspects of communication (political parties, state, users, electorate) and is used to define the social context of the electoral cycle. These findings can be taken into account to create an image of the parties in the electoral cycle. Conclusions obtained can be taken into account to create an image of the parties in the online space, which will find expression in the electorate's perception of these political actors.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСИВНЫЕ ПОЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ В ПЕРИОД ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2021 ГОДА»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 43-49. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 5. P. 43-49.

Научная статья УДК 32.019.52

https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.5

Дискурсивные поля политических партий в информационном онлайн-пространстве в период электорального цикла 2021 года

Мария Витальевна Николаева1, Анастасия Андреевна Шестакова2

12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1masha_pershina93@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7002-1497 2hahu1993@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3233-2029

Аннотация. В статье рассматривается формирование дискурсивного политического пространства новостного поля четырёх политических партий: «Единой России», Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР), социалистической политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду». Нами были определены и проанализированы смысловые единицы, касающиеся указанных объединений и тиражируемые в информационно-новостном потоке. Данные для исследования были выгружены с сайтов информационных агентств «ТАСС» (80 тыс. материалов), «РИА Новости» (65 тыс. материалов), «Интерфакс» (30 тыс. материалов) за период с 1 апреля 2021 г. по 1 июля 2021 г. с целью выявления наиболее частотных триггерных единиц, определяющих дискурсивное поле «партия - электорат». В исследовании применён контент- и лингво-дискурсивный анализ, а также сетевая аналитическая визуализация. Медиатекст рассматривается в качестве отражения интересов различных сторон коммуникации (политические партии, государство, пользователи, электорат) и используется для определения социального контекста электорального цикла. Полученные выводы могут быть учтены для создания имиджа партий в он-лайн-пространстве, что найдет выражение в восприятии этих политических субъектов электоратом.

Ключевые слова: делиберативная демократия, политический дискурс, сетевая аналитика, интернет, онлайн-пространство, триггерные единицы, политическая партия

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31826 «Делиберативная практика взаимодействия парламентских партий с электоратом: структурно-коммуникативный анализ» (2021).

Для цитирования: Николаева М.В., Шестакова А.А. Дискурсивные поля политических партий в информационном онлайн-пространстве в период электорального цикла 2021 года // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 43-49. https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.5.

Original article

Discursive fields of political parties in the online space during the electoral cycle of 2021

Maria V. Nikolaeva1, Anastasia A. Shestakova2

12Kuban State University, Krasnodar, Russia 1masha_pershina93@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7002-1497 2hahu1993@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3233-2029

Abstract. The article examines the formation of the discursive political space of the news field of four political parties: «United Russia», Communist Party of the Russian Federation (CPRF), Liberal Democratic Party of Russia (LDPR), Socialist Political Party «Just Russia - patriots - for the truth». We have identified and analyzed semantic units related to these associations and replicated in the information and news stream. The data for the study were uploaded from the websites of the TASS news agencies (80 thousand materials), RIA Novosti (65 thousand materials), Interfax (30 thousand materials) for the period from April 1, 2021 to July 1, 2021 in order to identify the most frequent trigger units defining the discursive field "party - electorate". The study used content analysis, linguistic-discourse analysis, and network analytical visualization. Media text is seen as a reflection of the interests of the aspects of communication (political parties, state, users, electorate) and is used to define the social context of the electoral cycle. These findings can be taken into account to create an image of the parties in the electoral cycle. Conclusions obtained can be taken into account to create an image of the parties in the online space, which will find expression in the electorate's perception of these political actors.

Keywords: deliberative democracy, political discourse, network analytics, Internet, online space, trigger units, political party

Funding: the reported study was funded by RFBR and EISI under project no. 21-011-31826, "Deliberative Practices of Interaction between Parliamentary Parties and the Electorate: A Structural and Communicative Analysis" (2021).

© Николаева М.В., Шестакова А.А., 2022

For citation: Nikolaeva M.V., Shestakova A.A. (2022) Discursive fields of political parties in the online space during the electoral cycle of 2021. Society: Politics, Economics, Law. (5), 43-49. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.5.5 (In Russian).

Общественно-политический дискурс в современной России сосредоточен на предвыборной кампании и новом электоральном цикле, который начался в сентябре 2021 года, когда завершилась работа Государственной думы седьмого созыва. Особенностью этого его является развитие предвыборных кампаний в свете интенсифицировавшихся в обществе информационно-коммуникационных процессов.

Цифровизация изменила привычное восприятие политического контента, сделав его фраг-ментированным, клиповым. Смыслы, которые закладываются политическим субъектом, по-разному осознаются потребителями информации.

Актуальность данного исследования обусловлена своеобразием развития публичной сферы в России, формированием государственно-общественных отношений, в которых дискурсивное поле «партия - электорат» стоит на первом месте, особенно в контексте начала нового электорального цикла.

Примененный метод сетевой аналитики позволил исследовать дискурсивные поля политических партий в онлайн-пространстве, возникающие сначала в информационно-новостном потоке аналитических и социологических агентств, а затем тиражируемые социальными платформами, блогосферой и лидерами мнений, способными создавать триггерные точки взаимодействия политических субъектов и граждан.

Политические партии по своей сути должны выполнять представительскую функцию, отражая интересы своего электората, находиться во взаимодействии с гражданами на протяжении всего срока работы Государственной думы очередного созыва. По факту мы видим, что политические программы и обещания, высказанные в предвыборный период, меняются с приобретением партиями официального депутатского статуса, который трансформирует политическую повестку дня в более актуальную и востребованную для правительственного корпуса. Важно понимать, насколько дискурсивные поля, созданные политическими партиями в предвыборный период, совпадают с реальными действиями избранников, поскольку отсутствие постоянного общественного контроля в форме делиберации и непредоставление отчета гражданам о выполненных обязательствах ведут к тому, что снижается уровень доверия к парламенту со стороны населения, а протестные настроения в обществе растут.

Теоретико-методологическая основа исследования включает разработку базовых характеристик понятия «делиберативная демократия», а также установление интерпретационных рамок, ограничивающих содержание российской модели политического устройства. Впервые о принципах делиберативной демократии заговорил Д. Бессет (Бессет, 2011: 250-270) на фоне того, что в 1980 году в США актуализировался общественный запрос на информационную открытость политической системы, которая должна была базироваться на общественных дискуссиях для принятия решений (Bessette, Pitney, 2010: 550-600). В цифровую эпоху такая открытость стала актуальной по всему миру - и особенно в тех странах, которые были готовы к трансформации политических систем под влиянием онлайн-пространства, включающего социальные медиа и платформы.

Инновационную тенденцию о гласе народа как новом способе коммуникативного взаимодействия власти и общества анализируют российские ученые, в числе которых Л.Н. Тимофеева (2018), Н.А. Рябченко, О.П. Малышева, А.А. Гнедаш (2019), С.В. Володенков (2017), Л.В. Сморгу-нов (2014), А.В. Соколов (2016).

Л.Н. Тимофеева изучала политическую коммуникативистику, а именно взаимоотношения власти и гражданского общества. Фундаментальные выводы, сделанные исследователем, связаны с выявлением структурных и процессуальных компонентов формирования цифровой социально-политической повестки в онлайн-пространстве. Обнаруженные нами триггерные точки взаимодействия в рамках поля «партия - электорат» дополняют данное исследование в качестве мониторинга цифровой предвыборной повестки дня в онлайн-пространстве (Тимофеева, 2018).

А.А. Гнедаш, Н.А. Рябченко, О.П. Малышева занимались исследованиями политического контента, который формируется гражданами и сетевыми политическими субъектами, выявляли триггерные точки взаимодействия власти и других политических субъектов, обладающих региональной или оппозиционной спецификой (Рябченко и др., 2019).

Исследования С.В. Володенкова (Володенков, 2017) и А.В. Соколова (Соколов, 2016) направлены на изучение интернет-коммуникаций в глобальном медиа-пространстве, что в целом характеризует состояние политической коммуникации в российских реалиях как новый тренд виртуализации и медиатизации политики.

Обобщая политические практики, происходящие в онлайн-пространстве, Л.В. Сморгунов определяет его сетевой ландшафт, что в последующем позволяет установить сетевую природу коммуникации политических субъектов и граждан (Сморгунов, 2014).

Анализируя теоретико-методологические предпосылки заявленной темы, определим дискурсивное поле политических партий для того, чтобы инкорпорировать триггерные точки взаимодействия политической партии и электората в политическую повестку дня накануне выборов в Государственную думу.

Политический дискурс обуславливает вектор формирования и конструирования публичной политики. Интерпретацию понятия политического дискурса в широком смысле дала Е.И. Шейгал (Шейгал, 2000: 328-365), заявив, что любые смысловые и речевые конструкции, относящиеся к политической деятельности и имеющие соответствующий смысл, составляют содержание политического дискурса. Более узкое определение политического дискурса сформулировал представитель голландской лингвистической школы Т. ван Дейк (Dijk, 1997), который ограничил его содержание контекстом профессиональных рамок, предполагая под указанным термином только конкретную политическую деятельность: правительственные прения, парламентские дебаты, партийные программы, полемику политических деятелей, то есть именно те конструкты, которые напрямую относятся к политике. Вместе с тем голландский лингвист характеризует и институциональную составляющую политического дискурса, относя заседание правительства, сессию парламента, съезд политической партии к неотъемлемой дискурсивной составляющей политической деятельности. Иными словами, дискурс представлялся ему политическим в том случае, если он формирует политический акт в соответствующей конструкции.

Парламентские партии и электорат находятся в постоянном взаимодействии, активно создаются новые каналы общественно-политического дискурса в онлайн-пространстве. В рамках настоящего исследования был проведен лингво-дискурсивный анализ новостного поля четырёх политических партий - Всероссийской политической партии «Единая Россия», политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР), социалистической политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду» (СР). На основе данных ведущих медиа-агентств («ТАСС», «РИА Новости», «Интерфакс»), взятых за период с 1 апреля по 1 июля 2021 года, были определены и проанализированы смысловые единицы политического содержания, представленные в актуальном информационно-новостном потоке. Кроме того, им была дана количественная характеристика, что позволило установить наполнение дискурсивного поля «партия - электорат». Проанализированный медиатекст рассматривался как конструкт, отражающий интересы различных сторон коммуникации (политических партий, государства, пользователей, электората) и определяющий социальный контекст предстоящего электорального цикла. При помощи контент-анализа мы обнаружили основные закономерности распространения информационного потока, позволяющие выявить реакцию аудитории на тиражирование новостных публикаций.

Далее был проведен подсчет частоты и объема упоминаний смысловых единиц исследуемого нами текста с целью выделения 20 самых популярных слов-триггеров для каждой политической партии. Предвыборный политический контент, направленный на привлечение внимания и актуализацию представителей электората, представленный в медиа-пространстве, формировал дискурсивное поле каждой политической партии в онлайн-пространстве.

Следующий этап анализа данных предполагал применение метода сетевой аналитики, которая визуализирует полученные данные для интерпретации основных социально-политических процессов, в которые включены четыре указанные выше политические партии. Рассмотрим распределение касающихся каждой из них слов-триггеров в медиа-пространстве информационного агентства «ТАСС» (рис. 1-4).

Рисунок 1 - Партия «Единая Россия»: распределение слов-триггеров, встречавшихся в медиа-пространстве информационного агентства «ТАСС»

Рисунок 2 - Партия «КПРФ»: распределение слов-триггеров, встречавшихся в медиа-пространстве информационного агентства «ТАСС»

Ж

Рисунок 3 - Партия «ЛДПР»: распределение слов-триггеров, встречавшихся в медиа-пространстве информационного агентства «ТаСс»

Рисунок 4 - Партия «СР»: распределение слов-триггеров, встречавшихся в медиа-пространстве информационного агентства «ТАСС»

С помощью аналитической визуализации, построенной по сетевому принципу, в медиа-пространстве было осуществлено определение смысловых узлов и линий, которые их соединяют. Центральным узлом выступала собственно анализируемая политическая партия. Посредством добавления ключевых точек (в данном случае это наиболее употребляемые слова, касающиеся определенной партии в исследуемом информационном поле) мы соединили обнаруженные узлы рёбрами (рис. 5).

В исследовании использовалась методика сетевого анализа, основу которой составляет математическая модель объекта, согласно которой каждому узлу присваивается координата в анализируемой плоскости. Узлы, которые были удалены от центрального, признавались не имеющими отношения к одному событию, они являлись не связанными между собой по правилу сетевой укладки и сетевой аналитики.

Рисунок 5 - Применение аналитической визуализации к анализу представленности партия «Единая Россия» в медиа-пространстве информационного агентства «ТАСС»

В информационном поле для каждой партии нами были выделены 20 слов-триггеров с наибольшей частотностью упоминаний в медиа-пространстве новостных агентств. Причём первые десять из них основывались на личностях, персонифицированных образах лидеров партий -В. Путина, Д. Медведева, Г. Зюганова, В. Жириновского, С. Миронова. Менее часто употреблялись в информационном пространстве имена других кандидатов в депутаты Государственной думы - Ю. Волковой, А. Вассермана, Д. Певцова, Е. Попова, В. Дайнеко и других знаменитостей, но зачастую новостной контент таких публикаций решал задачу привлечения внимания пользователей к политической партии, чьи интересы отражали известные артисты, телеведущие, певцы и другие медийные личности.

Образ конкретной политической партии формировался исходя из личностного аспекта, то есть на основе индивидуальных характеристик представительства партии: имидж политической партии определяется ее персонифицированным образом.

Менее частотные десять слов из числа избранных 20 представляют собой глаголы действия, указания, распоряжения. В отношении партии «Единая Россия» следует сказать, что она характеризуется более выраженным глагольным представлением на новостных порталах «ТАСС» и «РИА Новости» в сравнении с другими партиями. При этом глаголы действия и существительные, обозначающие председателя партии, как узлы сетевой модели расположены близко друг к другу, а соединяющие их линии пересекаются - это создает образ личностно-ори-ентированной и одновременно деятельной партии. Интересно отметить, что глаголы, относящиеся к описанию обсуждения тех или иных действий («заявил», «сказал», «читать», «перейти», «отметил»), преимущественно характеризуют информационный образ партии «Единая Россия»: они в первой десятке по частотности упоминаний. При этом по отношению к КПРФ и СР не зафиксировано ни одного случая такого словоупотребления. Глаголы, содержательно отражающие организацию решения проблем, не обнаружены в медиа-пространстве вообще. Слово-триггер «должны» есть только в дискурсивном поле партии «Единая Россия», при этом оно выступает указанием на конкретные действия, направляя государственную политику в разных областях. Слово «выборы» чаще всего присутствует в новостном поле партий, что указывает на актуализацию предстоящих событий в новостном поле.

Было обнаружено, что политические партии «КПРФ», «ЛДПР», «СР» актуализируют собственную повестку через упоминание партии-оппонента. Так, новостной контент партии «СР» через «РИА Новости» и «ТАСС» транслирует именование партии «КПРФ» (входит в 10 самых часто употребляемых слов-триггеров), через «Интерфакс» партия «СР» притягивает внимание электората партии «ЛДПР» (входит в 10 часто употребляемых слов-триггеров) к своему информационному полю. Партия «ЛДПР» посредством «РИА Новости» транслирует политику «КПРФ», тем самым привлекая внимание электората оппонента к собственной повестке. На рис. 6 можно увидеть, что узел «КПРФ» расположен близко к ядру основного узла партии «ЛДПР», что означает концентрацию наиболее часто упоминаемого слова партии оппонента в информационном поле «ЛДПР».

Количество публикаций ближе к выборам возрастает, частота употребления слов-триггеров увеличивается и коррелирует с общественно-политическими мероприятиями, организованными партиями (праймеризы, съезды). Иными словами, информационный дискурс новостных агентств напрямую зависит от событийного ряда партийных мероприятий, в отличие от формируемого дискурса в онлайн-пространстве, где контекст задаётся пользовательским сообществом и тиражируется в зависимости от интересов электората.

Рисунок 6 - Партия «ЛДПР»: распределение слов-триггеров, встречавшихся в медиа-пространстве информационного агентства «РИА Новости»

Каждая политическая партия транслирует политические ценности, определяющие её аксиологический аппарат. Например, КПРФ апеллирует к позитивному образу советского прошлого, ЛДПР определяет курс на либеральные реформы в стране, лидер партии транслирует эмоционально-провокационные заявления, привлекая внимание электората. «Справедливая Россия» добавляет к названию приставку «за правду», что отразилось на повышении частотности употребления соответствующего слова-триггера в медиа-пространстве, направляя внимание граждан на такие политические установки, как честность, справедливость и прозрачность политических процессов. «Единая Россия» заполняет информационное пространство результатами осуществленных реформ в социальной, экономической и политической жизни общества. Большинство законов, которые были приняты Государственной думой 7 созыва, были инициированы партией «Единая Россия».

Таким образом, лингво-дискурсивный анализ и метод аналитической сетевой визуализации позволяют не только определить коммуникационные процессы между политическими партиями и электоратом в условиях цифровизации, но и исследовать новые политические тренды, формируемые в дискурсивно-публичном поле выборов в Государственную думу в 2021 году.

Политические партии через новостные агентства, представленные в сети Интернет, создают персонифицированный, а не деятельностный образ себя как политического субъекта, что подтверждается отсутствием в информационном поле партий смысловых единиц, относящихся к организации деятельности политических объединений и касающихся решения ими конкретных проблем электората.

В качестве практической значимости представленной работы следует сказать о том, что подобные исследования, проводимые на регулярной основе, позволят нивелировать манипуля-тивные технологии в отношении граждан, помогут определить вектор работы для регулирования имиджа политических субъектов и обозначат направление разработки деятельностного аппарата политической активности.

Список источников:

Бессетт Дж. Тихий голос разума. Делиберативная демократия и американская система государственной власти. М., 2011. 336 с.

Володенков С.В. Особенности Интернета как современного пространства политических коммуникаций // Вестник Московского государственного университета. 2017. № 4. С. 1-13. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2017-4-841

Рябченко Н.А., Малышева О.П., Гнедаш А.А. Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды // Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 92-106. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07

Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 21-37.

Соколов А.В. Сетевой политический процесс и выборы // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 4. С. 116-124.

Тимофеева Л.Н. Взаимный контроль государства и общества как условие устойчивости политической системы // Проблемы устойчивости политических систем современного мира. М., 2018. С. 269-278.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград, 2000. 397 с.

Bessette J.M., Pitney J.J. American Government and Politics: Deliberation, Democracy and Citizenship. Boston, 2010. 736 p.

Dijk T. A. van What is Political Discourse Analysis? // Political linguistics. 1997. Vol. 11. Р. 11-52. https://doi.org/10.1075/bjl.11.03dij

References:

Bessett, D. (2011) Tikhii golos razuma. Deliberativnaya demokratiya i amerikanskaya sistema gosudarstvennoi vlasti [The Quiet Voice of Reason. Deliberative Democracy and the American System of Government]. Moscow. 336 р. (in Russian).

Bessette, J. M. & Pitney, J. J. (2010) American Government and Politics: Deliberation, Democracy and Citizenship. Boston. 736 p.

Dijk T. A. van (1997). What is Political Discourse Analysis? Political linguistics. 11, 11-52. Available from: doi:10.1075/bjl. 11. 03dij.

Ryabchenko, N. A., Malysheva & O. P, Gnedash, A. A. (2019) Presidential Campaign in Post-Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Networks Politics. Polis. Politicheskie issledovaniya. (2), 92-106. Available from: doi:10.17976/jpps/2019.02.07 (in Russian).

Sheigal, E. I. (2000) Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of Political Discourse]. Volgograd. 397 р. (in Russian).

Smorgunov, L. V. (2014) Setevye politicheskie partii [Network Political Parties]. Polis. Politicheskie issledovaniya. (4), 21-37 (in Russian).

Sokolov, A. V. (2016) Network Political Protest and Elections. Kommunikologiya. 4 (4), 116-124 (in Russian).

Timofeeva, L. N. (2018) Vzaimnyi kontrol' gosudarstva i obshchestva kak uslovie ustoichivosti politicheskoi sistemy [Mutual Control of the State and Society as a Condition for the Stability of the Political System]. In: Problemy ustoichivosti politicheskikh sistem sovremennogo mira. Moscow, рр. 269-278 (in Russian).

Volodenkov, S. V. (2017) Features of the Internet as a Contemporary Space of Political Communication. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta. (4), 1-13. Available from: doi:10.18384/2224-0209-2017-4-841 (in Russian).

Информация об авторах М.В. Николаева - старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=989779.

А.А. Шестакова - старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=907074.

Information about the author M.V. Nikolaeva - Senior Lecturer, Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=989779.

A.A. Shestakova - Senior Lecturer, Department of Information Systems and Technologies in Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=907074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.