Научная статья на тему 'Дискурсивная трансформация религиозных отношений российского социума (1984-2008)'

Дискурсивная трансформация религиозных отношений российского социума (1984-2008) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ / КАТЕГОРИИ ОЧЕВИДНОСТИ / БОГ / ВЕРА / ВЕРУЮЩИЕ / РЕЛИГИЯ / СВЯЩЕННИКИ / ЦЕРКОВЬ / TRANSFORMATION OF THE RELIGIOUS RELATIONSHIP / THE CATEGORIES OF THE OBIOUS / THE GOD / FAITH / BELIEVERS / RELIGION / PRIESTS AND CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баев Павел Анатольевич

В статье рассмотрены проблемы становления института религии в трансформирующемся российском обществе, представлены результаты исследования отечественного медийного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discoursive transformation of the religious relations in the Russian society (1984-2008)

The article is devoted to the problems of the institute of the religion in a transforming Russian society by means of study the domestic media discourse.

Текст научной работы на тему «Дискурсивная трансформация религиозных отношений российского социума (1984-2008)»

УДК 316.347 + 316.33 © П.А. Баев

ДИСКУРСИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА (1984-2008)*

По материалам проекта «Ресурсы консолидации российского общества: институциональное измерение», в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт

№16.740.11.0421 от 26.11. 2010 г.

В статье рассмотрены проблемы становления института религии в трансформирующемся российском обществе, представлены результаты исследования отечественного медийного дискурса.

Ключевые слова: трансформация религиозных отношений, категории очевидности, бог, вера, верующие, религия, священники, церковь.

P.A. Bayev

THE DISCOURSIVE TRANSFORMATION OF THE RELIGIOUS RELATIONS IN THE RUSSIAN SOCIETY (1984-2008)

The article is devoted to the problems of the institute of the religion in a transforming Russian society by means of study the domestic media discourse.

Key words: transformation of the religious relationship, the categories of the obious, the God, faith, believers, religion, priests and church.

Трансформация религиозных отношений в современной России связана с драматическими событиями, происходившими в нашей стране на протяжении уже более чем четверти века. Первые признаки дестабилизации были ознаменованы концом «застойного периода» и началом «постбрежневской неопределенности». Перестройка 1985 года внесла определенный смысл, но, вместе с тем, дополнила картину жизни российских граждан катастрофическими событиями. Постперестроечный период характеризуется появлением иных стрессоров, и самый главный связан с такими социальными потрясениями, как экономическая депривация и социальная аномия, затронувшие практически все население страны.

О трансформации религиозных отношений писалось достаточно много и обстоятельно. Среди недавних работ зарубежных ученых особого внимания, на наш взгляд, заслуживают труды таких исследователей, как Роберт Робертсон (Robert Robertson) и Питер Бейер (Peter Beyer), посвященные процессу формирования «глобальной религиозной системы» и, в частности, возрастающей активности как традиционных, так и новых религиозных институтов в условиях глобализации [1].

Объектом внимания ученых становились процессы, имеющие религиозно-политическую направленность в масштабах страны или континента и предполагающие активное участие большинства населения в религиозной жизни, с одной стороны, и вмешательство религиозных

движений в решение социально-экономических и политических проблем, - с другой [2].

Дискурсивный подход отражен в работе таких отечественных авторов, как С.Филатов и Р.Лункин, осуществивших подробный анализ журналистских материалов российских масс-медиа, создающих, по убеждению авторов, стереотипы массовых образов самых крупных российских конфессий - Православия (в основном в позитивном ключе) и Протестантизма (в негативном) [3].

В другом исследовании отечественного медийного дискурса относительно религиозной сферы выяснялось, какие стороны религиозной практики попадали под внимание журналистов или, напротив, оставались в тени [4].

Для изучения процесса трансформации религиозного компонента социальной системы в его дискурсивно-символическом содержании нами был использован транссимволический анализ (ТСА)1.

'Контент-анализ содержания СМИ с использованием методики ТСА предполагает изучение трансформации «неосязаемого» социального дискурса посредством выделения следующих качественно-количественных компонентов (направлений анализа): частоты упоминания, объема внимания (производное строк и знаков материала, посвященного той или иной категории), суммарного рейтинга категории, оценочного контекста, доминирующей символической триады. Положительная оценка формируется за счет информации позитивного, нейтрального, и проблематичносочувствующего характера, в то время как отрицательная -за счет информации негативного и проблематичноосуждающего характера. Доминирующая символическая триада стратифицируется на следующие принципиальные

Выделим основные объекты исследования, которые будут рассмотрены с позиций трансформации, или содержательно-смыслового (символического) изменения. Через их общую и частную интерпретацию мы получим возможность выделить доминирующие в советское и постсоветское время «категории очевидности», которыми характеризуется главный объект нашего исследования.

Бог - в религиозных системах духовное существо (в моно- и политеистических религиях «Всемогущее Существо»), которое, по мнению адептов, управляет миром и судьбами людей. Выступает в качестве объекта поклонения (культа). Предполагает веру в его существование.

Вера религиозная - существенная черта религиозного сознания и основной признак религии в целом.

Верующие, неверующие, атеисты и прочие субъекты социального взаимодействия - мировоззренческие группы населения, разделяющиеся по степени или уровню этических и морально-нравственных притязаний.

Религия - составная часть культуры общества, одна из многочисленных форм духовной жизни, история духовной традиции, способ «практически-духовного освоения мира» социальными субъектами.

Священники - духовные лица, служители церкви. Можно встретить различные тождества, например: духовенство, батюшка (в русском православии), отец, поп (чаще в негативном смысле), пастор (в протестантизме), шаман (в шаманизме) и т.д.

Церковь (деноминация, культ, секта) - по церковно-сектантской типологии Вебера-Трельча различные стадии развития религиозной организации от слабоинституциональной (культ) до институционализированной (церковь) формы с включением промежуточных конфигураций (секты и деноминации).

Референтной точкой анализа (то есть последней точкой стабильности социальной системы)

символы, обусловленные главными частями речи: когнитивный (К-символ, характерное частотное существительное, присваиваемое объекту); аффективный (А-символ, характерное частотное имя прилагательное), возникающий в процессе вторичной сигнификации, обозначающий признак предмета, как морфологического, так и содержательного порядка; деятельностный (Д-символ, характерный частотный глагол), обозначающий действие или состояние предмета, отражающий связи и взаимодействия, в которые вступают между собой предметы, процессы и явления. Частотным считается символ, повторяющийся в соотношении не менее чем 3 к 1 по отношению к другим символам объекта, на протяжении обследованного периода.

выбран 1984 год - это последний год до начала масштабных реформ в России. В качестве источниковой базы исследования была использована самая популярная и массовая в СССР и России газета «Аргументы и факты». Перед нами стояла задача исследовать характер, направленность и динамику трансформации религиозных отношений за выбранный период времени (1984-2008 гг.), то есть - 25 лет. Общий массив проанализированных номеров газеты составил 1298.

Религия. В 1980-е годы объективными характеристиками религии являлись следующие компоненты, отраженные в печатных материалах газеты «Аргументы и факты»: тема религии становится более открытой и доступной для общественного обсуждения (1985 г.); представителей «нетрадиционных» религиозных организаций называют «сектантами» (1986 г.); в отношении религии в целом провозглашается и осуществляется политика преемственности и терпимого отношения (1988-1989 гг.).

Символическая триада в конце 1980-х годов представлена следующей характерной семиотической доминантой: «вера - легитимная - распространяется», «экстремизм - религиозный -пропагандируется», «церкви - западные - противостоят», «секты - антиобщественные - распространяют», «христианство - православное -распространяется».

Следующее десятилетие характеризуется обильным освещением религиозных праздников и проводимых церковью обрядов: рассматриваются как «светлые» и «радостные» события, свидетельствующие о «божественности Христа» (1992-1996 гг.); Иисус Христос представляется как историческая личность (1993 г.); нарочитое внимание к деятельности священников: становится модным «искупление грехов» посредством благотворительности (1996 г.).

Доминирующая символическая триада: «обряды - религиозные - совершаются», «религии -другие - развиваются», «церковь - православная

- спасает», «храмы - величественные - воздвигаются», «Христос - воскресший - почитается».

2000-е годы знаменуют собой попытку обрести фактическое и\или правовое положение в государстве и обществе в целом: возвращение священных предметов, «величайших святынь» и совокупность религиозных праздников; взаимодействие с социальными институтами (армией, семьей, образованием, здравоохранением); религия и государство воспринимаются как неотъемлемые части одного целого (2005-2007 гг.).

Доминирующая символическая триада: «икона - чудотворная - помогает», «секты -

«праздники - религиозные - отмечаются», лживые - портят (жизнь)», «церковь - самодос-

«конфликт - межрелигиозный - присутствует», таточная - распоряжается».

Диаграмма 1

Частота упоминаний категории «религия» за период с 1984 по 2008 г.

Религия

Бог. В 1984 и 1988-1989 годах данная категория практически не встречается на страницах газеты АиФ. Также ее нельзя назвать объектом «абсолютной приоритетности» на протяжении всего периода 80-х годов. Вполне вероятно, что категория «бог» была бесполезной для объяснения тех или иных закономерностей социальных интеракций в контексте политического равновесия (отказ наших верующих граждан от гуманитарной помощи Запада) или противостояния (западная пропаганда капитализма через миссионерские каналы).

В начале 90-х годов абстрактный и малопонятный «бог» приобретает конфессиональную окраску и, соответственно, персонифицируется в трансцендентных «сверхличностях». Становится модным «верить в Бога». С 1992 года на газетных полосах «Аргументов и фактов» начинает заметно фигурировать один из представителей божественной троицы христианской религии -Иисус Христос, которого на аффективнохвалебном уровне именуют как: «Сын Божий», «Царь Небесный», «Смиренный Агнец», «Владыка Мира», «Богомладенец», «Спаситель» и т.д. Он же: «воскресший», «пришедший из мертвых», «живой», который: «утешает»,

«предлагает» спасение и «призывает» людей к покаянию.

Помимо христианского бога в эти годы появляется (правда, по общему объему внимания, не так часто) мусульманский «Аллах» (арабский перевод слова Бог), который через лингвистический текст пока не проявляет своей активности, а потому ему просто приписываются характеристики в основном «аффективного» содержания -

«единый», «всевышний», как наиболее приемлемые и значимые. С 1987 года из восточных религий в публикациях появляются древнейшие божественные сущности индуизма: Шива,

Брахма, Кришна. Первые двое - представители так называемой «великой троицы божеств» (Шива-Брахма-Вишну, символизирующие божественные Волю-Мысль-Любовь). Кришна - индуистский бог или «индийский спаситель», которого считают «восьмым воплощением Вишну».

1992 г., безусловно, является переломным моментом. После распада СССР (декабрь 1991 г.) СМИ стали «более открыты для религии», теперь категория «Бог» на страницах газеты «Аргументы и факты» стала появляться довольно часто. С 1993 по1997 годы статьи с упоминанием категории «Бог» становятся довольно частыми и носят заметно положительный характер. Интерес к описываемой категории является стабильным и ровным, иногда повышаясь в связи с наступлением традиционных православных праздников. Богу посвящают обширные статьи, в которых он предстает как «Справедливый Учитель», дающий людям «божественные заповеди» и, вместе с тем, справедливо карающий за их нарушение.

С начала 2000 г. тема «веры в бога» становится весьма популярной. Любой религиозный праздник (речь идет о православии и исламе как о «традиционных» конфессиях России) теперь представлен на первых полосах газеты АиФ. Целый номер отводится под материалы о религии (см.: АиФ. - №17, - 2000 г., здесь практически десять статей посвящены теме бога). Все

материалы, в которых описывается отношение к ный благодетель и Спаситель, остается преобла-

богу, носят позитивный характер. Вместе с тем, дающей.

ранее утвердившаяся мысль, что бог - это главДиаграмма 2

Частота упоминаний понятия «бог» за период с 1984 по 2008 г.

Бог

\

\

Л А л а 1 ✓»

1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008

Вера. Весьма примечательным феноменом является отношение к вере в 1984 году, насколько мы можем судить об этом по ряду публикаций. С одной стороны «вера - скрытая - проявляется», с другой, - «вера - открытая - преследуется». Это говорит о том, что в общественном сознании еще сохраняется страх преследования верующих различных конфессий.

Радикальным поворотным моментом для данной категории является 1988 год. Осуждается «материалистическое мировоззрение», которое «отвергается». Подобный почти революционный всплеск негодования скорее напоминает отчаянную попытку «выдать желаемое за действительное». Ведь известно, что в это время атеистическая пропаганда еще не потеряла своей актуальности.

Диаграмма 3

Частота упоминаний категории «вера» за период с 1984 по 2008 г.

Вера

В целом же в 1980-е годы наблюдается некая тенденция научного осознания и признания того, что вера в сверхъестественные силы достаточно примитивна и не нуждается в дополнительном разъяснении. Кроме того, она порой содержит антисоветскую направленность, противоречащую социалистическим идеалам, являясь уделом немногих, «заблудившихся» людей.

С начала 1990-х годов вера переживает «второе рождение», «восстанавливается», она стано-

вится «полезной» и «востребованной» и уже не скрывается в испуганных душах людей, а приобретает статус «вечного» и «ведущего» начала, становится «символом опоры». В 1993-1994 годах вера трансформируется в символ «молитвы» «живой», «активной» и «постоянной», которая «смягчает» душу, «помогает» и «спасает».

2000-е годы представляют обширный простор для поиска себя, своей идентичности, «ке-

лейного» приложения веры, «осознанного во-церковления».

С 1993 года священники выходят из тени общества, и, благодаря их «стараниям», народ приходит к религиозной вере. Постепенно раскрывается сущность религиозной веры, происходит континуальное становление фигуры священнослужителя в обществе. Вера как социокультурный феномен начинает набирать силу, о ней пишут и рассуждают как о позитивном явлении, оказывающим «благотворное» воздействие на человека, общество. В 1996 году чаще освещаются события светского и политического характера, и категория «вера» становится менее актуальной вплоть до 1998 года.

В 2008 году вера доходит до определенного максимума своего роста, когда общество осознает ее необходимость и необходимость соблюдения некоторых требований, предъявляемых верой. Священники вместе с верой получают некоторую власть над людьми и теперь являются почетными и уважаемыми членами общества.

Священники. Мы должны особо подчеркнуть тот факт, что негативная коннотация по поводу сущности священнослужителей и их религиозной деятельности в середине 1980-х гг. обусловлена преобладанием публикаций, в которых освещались религиозные отношения в других

странах (в основном капиталистических). Отсюда и доминирующая отрицательная тенденция: «экстремисты - религиозные - пропагандируют», «Папа - встревоженный - боится», «предатели в рясах - политические - противостоят» и т.д.

На пике холодной войны эта реакция прессы была достаточно очевидной и предсказуемой. Влияние Запада на количество и содержание публикаций о религии в данном информационном источнике продолжалось до 1988 года. С этого времени служители культа становятся «образованными», «достойными», «преданными». Они «возмущаются» и «осуждают» социальные пороки, и даже «просвещают».

К середине 1990-х годов священники становятся поистине духовными «экспертами», консультантами и наставниками для людей, испытывающих тягу в духовном наставничестве. Священники «добродушные», «праведные» и «мудрые», «объясняют» природу вещей и «осуждают» человеческие пороки и грехи.

В обширном диапазоне синонимов появляются следующие альтернативы формализованному слову «священник»: «батюшка», «владыко», «отец», который бывает «суров» и может открыто говорить о недоверии действиям власти.

Диаграмма 4

Частота упоминаний категории «священники» за период с 1984 по 2008 г.

Священники

Верующие. В 1980-е гг. все, что было связано с верованиями на территории СССР, является сознательным выбором советских граждан, демонстрирующих при этом лояльность советскому режиму, патриотизм и любовь к отчизне. На страницах газет отмечалось, что верующие в советской стране (то есть граждане СССР) -достаточно «честные» и «добропорядочные» люди, которые «подчиняются» закону и являются «патриотами» своей страны.

В то же время данная тема в 1984 году представлена преимущественно в негативном свете (60% публикаций, связанных с религией, носят проблемно-осуждающий характер) за счет критики деятельности западных миссионеров.

Данная тенденция продолжалась и в 19851987 годах. В поле зрения все те же доминирующие триады: превосходства атеистического мировоззрения («атеисты - свободные - борются за мир»), осуждение подрывной деятельности

Запада («экстремисты - религиозные - разжигают»), лояльность к власти и приверженность советским идеалам российских верующих («христиане - патриотичные - сотрудничают»).

Еще один переломный момент в отношении категории «верующие» наступает в 1988 году. Рейтинг упоминаемости данной идеологемы в материалах СМИ с этого времени начинает стремительно расти, достигая своей наивысшей позиции к началу 1990-х годов. В этот период все смысловые категории трансформируются в свои противоположности (в частности, позитивно маркированные идеологемы, связанные с атеизмом, переходят в разряд девиации): атеистическое мировоззрение подвергается остракизму, а религиозное убеждение отождествляется со здравым смыслом. Теперь мы наблюдаем, что «атеизм - научный - опровергается», «граждане - свободные - выбирают», а «молодежь -продвинутая - обращается к церкви».

В 1989-1990 годах в публикациях доминируют «горячие» новостные материалы о проблеме отношений Киевского Патриархата с Московским. Описаны случаи самовольного захвата церквей и активного сопротивления униатов. Вместе с тем, в целом, позиция советских верующих полна оптимизма: «миряне - невинные

- реабилитируются», «народ - верующий - возвращается к Богу» и т.п.

В 1991 году впервые фиксируется оценка свободной деятельности представителей так называемых «новых религиозных движений». В большей степени - это негативная оценка, характеризующая отношение общества к «инородным» нетрадиционным проявлениям. Однако этих публикаций значительно меньше в начале последней декады прошлого века. Тема «новой волны» сектантства актуализируется лишь со второй половины 1990-х. В начале дискурса -«сектанты - продажные - сотрудничают» (1991), в середине - «сектанты - фанатичные - бесчинствуют» (2001), в конце - «протестанты - сомневающиеся - не верят» (2007).

1994-1998 гг. для России стали периодом коренного реформирования как политической, так и экономической сфер жизни общества. В стране разворачивается кризис, в высшем руководстве страны происходит «дележ» власти. Складывается впечатление, что религия и духовное состояние общества отходят на второй план.

К 2007 году понятие «верующий» радикально трансформируется, приобретая качественно иные содержательные краски: верующие стали позиционироваться как люди достаточно «выносливые» и «терпимые».

Диаграмма 5

Частота упоминаний категории «верующие» за период с 1984 по 2008 г.

Верующие

Церковь. В процессе анализа материалов газеты «АиФ» было выявлено, что самым большим количеством упоминаний отличается крупнейшая в нашей стране конфессия - Православие и, соответственно, самая многочисленная (по количеству адептов) религиозная организация - Русская православная церковь Московской Патриархии.

Обострение в 1984 году отношений между СССР и капиталистическим Западом дает церкви достаточно высокий рейтинг упоминаемости

(хотя и почти наполовину (45%) в негативном, проблемно-осуждающем смысловом контексте), который держится еще несколько лет.

В 1988 году РПЦ празднует юбилейную дату, создается благоприятная почва для создания новых церковных общин и открытия религиозных центров в дидактических целях. 1990 год «знаменит» использованием отдельными советскими представителями власти религии в выборных технологиях; здесь появляется доминирующая триада: «партия - православная - завоевывает».

С незначительными колебаниями в сторону увеличения (в 1995 году) на протяжении всех последующих лет (1992-1999 гг.) наблюдается умеренное присутствие анализируемого объекта в печатных СМИ. Наиболее характерные триады

этих лет: «секты (культы) - иностранные (тоталитарные, деструктивные) - пропагандируют (зомбируют)», «храмы - православные - возрождаются».

Диаграмма 6

Частота упоминаний категории «церковь» за период с 1984 по 2008 г.

Церковь

В 2000-е годы внутри России обостряются конфликты с мусульманским и католическим мирами. Негативный рейтинг категории «церковь» стремительно растет. За период с 2000 по 2002 год появляются следующие доминирующие триады: «РКЦ (о Западе) - агрессивная -выступает», «ваххабиты - тоталитарные - попирают (основы Ислама), «РПЦ - консервативная (раздраженная) - враждует (с РКЦ)».

Итак, еще раз подчеркнем, что религиозные отношения в нашей стране за исследуемый период динамично развиваются. Это наглядно показано на следующем графике, отражающем генезис упоминания в СМИ основных понятий, распределенных по историческим декадам (1980-е, 1990-е и 2000-е гг.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 7

Рейтинговое расположение категорий анализа религиозных отношений по трем историческим периодам: 1980-е (1984-1989 гг.), 1990-е (1990-1999 гг.), 2000-е (2000-2008 г.)

63-6

42-5

гГ

и

религия бог

вера верующие церковь священники

□ 1980-е

□ 1990-е

□ 2000-е

Почти в два раза увеличилось количество упоминаний по всем категориям анализа за 25 лет, с 1984 и по 2008 гг. включительно. Если в конце 1980-х суммарный показатель был равен 23,7%, в 1999 г. был увеличен до 26,9%, то на конец 2008 года достиг почти половины, то есть стал равным 49,4%.

Выводы. Религия. В 1990-е годы социальная иллюзия коммунизма и светлого будущего окончательно была вытеснена иллюзией религиозного абсолютизма. «Эксперты», объясняющие и распространяющие научные и просветительские идеи, вытесняются из массового общественного дискурса на когнитивную периферию.

Их место занимают «эксперты» идеационально-го уровня, конституирующие ретроспективу «нового» социального порядка. В 2000-е годы русская православная церковь служит идеологическим механизмом в руках постсоветской власти.

Бог. Категория «бог» в 1990-х годах стала беспрекословно признаваться как нечто реальное, существующее. Прежде дискуссии по поводу природы бога и его влияния на мир профан-ного и сакрального на страницах газеты «АиФ» зафиксированы не были. Последняя декада анализируемого периода (2000-е годы) ознаменовалась целым каскадом бифуркации: в течение всех этих лет тема «веры в бога» продолжает оставаться популярной, особенно это заметно перед религиозными праздниками.

Вера. В 1980-е годы вера является уделом небольшого числа запутавшихся в жизни людей. 1990-е знаменуются «массовизацией влечения»: «вера - модное направление». Последняя декада исследуемого периода: приходит осознание, что вера это не только и не столько «развлечение духа», сколько серьезное «келейное правило» в духовной жизни верующего, обусловленное целым рядом требований и предписаний.

Священники. В 1980-е годы священники -это, в основном, отстраненная от общества группа населения, ведущая свой «странный» и «закрытый» образ жизни. В 1990-е годы - это уже группа «компетентных» людей, помпезно проводящих «модные» церемонии и церковные праздники. В 2000-х годах: с 2003 г. - группа «экспертов», обладающих почти безукоризненным опытом и компетенцией в вопросах религии и веры, их мнение вызывает интерес у большинства граждан, они часто выступают в роли интервьюируемых; с 2008 года - социальная группа, способная задавать тон и контролировать мнение отдельных социальных групп.

Верующие. В 1980-е годы верующие представляют собой дискретную малочисленную социальную группу населения СССР, присутствует постоянная референция к верующим нашей страны и верующим других стран. 1990-е годы характеризуются колоссальным разнообразием трансформаций религиозной личности, переходными состояниями, вызревает роль так называемых «воцерковленных». 2000-е годы: группы паломников ищут утешения и покоя в святых местах, усмиряют свои «грешные» души «где-то вдали от города», от «мирской суеты», политики

и руководство страны открыто идентифицируют себя как верующие.

Церковь. В 1980-е годы происходит формирование смыслов, функциональной необходимости церкви как социального института. «Перестройка» ознаменовала новый период в легализации церковной жизни: тема религии становится все более открытой, церковь вступает в активный диалог с обществом. Церквям возвращаются утраченное имущество и храмы, власти больше не ограничивают церковь в проведении религиозных культов и обрядов. Этот процесс продолжается и в 1990-е годы. «Нетрадиционные» церкви к концу тысячелетия рассматриваются в контексте негативного дискурса: «секты»

- «процветают», «парализуют волю», «затуманивают разум», «заставляют страдать». В 2000-е годы в лице РПЦ категория «церковь» становится «неотъемлемой частью» общественной жизни России: «поддерживается государством», «демократизируется», «исцеляет от болезней», «осуждает (верующих) за (их) грехи», «возвращает недвижимость» и «занимается бизнесом».

Литература

1. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London: Sage, 1992; Beyer P. Religion and Globalization. - London: Sage, 1994; Robertson R., Chirico J. Humanity, Globalization, and Worldwide Religious Resurgence, in Lechner F.J. and Boli J. (eds) The Globalization Reader. - Oxford: Blackwell Publishing Company, 2003. - pp. 93-98.

2. Religion, Globalization, and Culture (International Studies in Religion and Society). Edited by Peter Beyer and Lori Beaman. - Brill, 2007. - P. 600.

3. Филатов С. Образы православия и протестантизма в

светских СМИ: благолепие и уродство. [Электронный ресурс] // Русское Ревью Кестонского Института [сайт]. -2006. - Февраль. URL:

http://www.keston.org.uk/russia/articles/feb2006/03Images.htm l (дата обращения: 20.04.2012).

4. Церковь и СМИ: где источник противоречий?

[Электронный ресурс] // Вода Живая: Санкт-

Петербургский церковный вестник / Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви [сайт]. - 2007. - № 11. URL:

http://old.aquaviva.tmweb.ru/archive/2007/11/305.html (Дата обращения: 20.04.2012).

Баев Павел Анатольевич, кандидат социологических наук, доцент Института социальных наук Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: pbayov@mail.ru.

Bayov Pavel Anatolievich, candidate of sociological science, associate professor, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: pbayov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.