Научная статья на тему 'Дискурс виртуального мира'

Дискурс виртуального мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс виртуального мира»

^ТЛзеёЛТТЛзз * ¡Л) - - ^ ^

ИСКУОС Вт Предисловие главного редактора

О.Ф. Русакова

ДИСКУРС ВИРТУАЛЬНОГО МИРА

Русакова Ольга Фредовна

доктор политических наук, профессор, заведующая отделом философии Института философии и права УрО РАН, президент МАДИ

Дорогие читатели!

Девятый выпуск альманаха «Дискурс-Пи» посвящен исследованиям дискурса виртуальной реальности, той нереальной реальности, в которой мы постоянно пребываем и которую не всегда отличаем от объективного мира людей, вещей, социальных практик и отношений.

Виртуальная реальность весьма многолика и разнообразна, и потому ее дискурс неоднороден, множественен и поливариантен. Точнее было бы говорить не о дискурсе виртуального мира, а о многочисленных дискурсах виртуальных миров.

В настоящем выпуске альманаха читатель может познакомиться с различными дискурсами, которые характерны для определенных форм виртуального бытия.

К основным дискурсивным формам виртуального бытия, на наш взгляд, можно отнести:

* дискурс сновидений,

* дискурс медитации и транса,

* дискурс культурно-символических миров (мифы, сказки, художественные образы, утопии),

* иллюзионистский дискурс (галлюцинаций, миражи, мечты, грезы),

* дискурс несостоявшегося, прошедшего или возможного времени (темпоральный виртуальный дискурс),

* дискурс симулякров (электронные деньги, рекламные образы, маркетинговые имиджи и бренды),

* дискурс компьютерного моделирования и компьютерных игр,

* дискурс экранных СМИ (кино, телевидение) и Интернет.

Большинство из перечисленных дискурсивных форм виртуальности получили то или иное освещение в нашем альманахе. В статьях М.А. Малышева, Д.Н. Мельникова и В.Г. Богомякова акцентируется внимание на дискурсивных особенностях темпоральной виртуальности, представленных дискурсами сослагательного наклонения, дискурсами прошлого и будущего.

Предметом дискурсивного анализа Л.Н. Андрюхиной и В.М. Русакова выступают общие методологические и философские вопросы трансформаций реального в виртуальное и наоборот. В статье М.Ф. Казанцева поднимается проблема виртуального бытия правовых документов и актов.

Многие авторы обратились к исследованию дискурса Интернет и электронных СМИ как виртуального пространства. В статьях Б.В. Емельянова, Е.А. Елфимовой, А.Б. Скуратова, О.Ф. Русаковой,

A.С. Преображенской, Ю.В. Чемякина, Г. Саймонса (Швеция), А.Д. Трахтенберг, Е.Г. Дьяковой, Е.В. Ишменева раскрываются актуальные проблемы Интернет-коммуникаций, медиакультуры, взаимодействия общества и государства посредством электронных технологий и СМИ.

Как всегда, альманах фиксирует памятные даты и яркие интеллектуальные события года. В 2009-м году исполнилось 100 лет с момента выхода в свет известной книги

B.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Обсуждению данной работы посвящена беседа профессора В.М. Русакова с профессором К.Н. Любутиным.

В рубрике «Конференц-зал» дается информация об участии уральских философов в работе V Российского философского конгресса, состоявшегося в августе 2009 г. в Новосибирске. В этой же рубрике представлено несколько серий докладов, которые были подготовлены для IV

Дискурс виртуального мира

РИА

и

Международной конференции «Дискурсология: методология, теория, практика», посвященной 80-летию Юргена Хабермаса, заседания которой проходили во Вьетнаме и в России.

В традиционных для альманаха рубриках «Галерея», «Антропология», «Парадигмы и процессы», «Игра в бисер», «Тропы метода» представлены оригинальные взгляды авторов на историю философской мысли, логическое моделирование формальной аксиологии, проводится дискурс-анализ текстов и концептов.

Особый интерес для читателей может вызвать статья наших коллег из Словакии доктора философии Катарины Мотыковой и магистра Нины Цингеровой, посвященная анализу концептуальной метафоры «Иван» в дискурсе СМИ.

Мы надеемся, что материалы настоящего выпуска альманаха станут стимулом для дальнейших дискурс-исследований новых реалий обновляющегося мира.

Желаю всем успешных и плодотворных погружений в разнообразные виртуальные миры.

Л.М. Андрюхина

ПОСТФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОСТИ

Андрюхина

Людмила

Михайловна

доктор философских наук, профессор Уральского Гуманитарного Института,

ученый секретарь УрО РАО, академик МАДИ

Слово «виртуальный» уже стало обыденным. Поначалу (если исключить из внимания средневековую традицию и начать рассмотрение с XX века) оно обозначало трехмерную симуляцию, в которую погружается человек посредством компьютерных технологий, что очень наглядно демонстрировали художественные фильмы. Однако виртуальной средой стали называть и сеть Интернет, в которой население развитых стран проводит все больше времени, а часто даже большую часть суток.

«Жизнь» на плоскости монитора компьютера накладывает свой отпечаток и на философские исследования. Электронные средства коммуникации изменяют взаимоотношения между людьми. Современное общество принято называть постиндустриальным или же информационным. Такой подход маркирует смену доминирующего способа производства (технологий) и коммуникации.

Последние во многом меняют сознание человека, которое становится обрывочным, клиповым, т.к. погружается в среду с большой сменой перспектив и смыслов. В конституировании последних ведущую роль начинает играть техника.

Во многом характеристики клиповости были характерны и при доминировании телевидения как средства массовой коммуникации. Однако телевидение делало человека пассивным получателем информации, а в Интернете, сетевых играх человек приобретает возможность менять среду.

Для описания новой информационной реальности можно прибегнуть к феноменологическому описанию. Его суть в том, чтобы рассматривать предмет как интенциональный коррелят Я вне онтологической проблематики. Тогда нужно использовать понятие симулякра. Последний не имеет соотнесенности с реальностью (денотатом), в отличие от знака. [См., напр.: 1]. Однако если исследователя интересует взаимосвязь и генезис виртуальности и повседневности, то необходим постфеноменологический подход.

Постфеноменология

Феноменология в своем развития прошла ряд трансформаций. Классический период (Э.Гуссерль и М.Хайдеггер) сменился неофеноменологией (Ж.П.Сартр и М.Мерло-Понти), источник смыслооб-разования сместился с Я в сторону взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.