Эва Синкевича
Дискурс рава Кука о свободе мысли, секуляризме, христианстве, исламе, буддизме и атеизме в его письмах
В своей статье я хочу показать, как Авраам Ицхак Кук относился и советовал другим относиться к другим религиям и философиям. В основном эти советы я брала из писем Кука его друзьям-раввинам (например, раву Сейдлу, Дову Мил-стейну, Пинкасу Хакоену и Шмуэлю Александрову, который некоторое время учился вместе с ним в Воложине). В их переписке содержится живой обмен мнениями о иудаизме в сравнении с другими религиями и философиями.
Коротко о А.И. Куке. Авраам Ицхак Кук (1865-1935) родился в Латвии, Гриве (часть нынешнего Даугавпилса). Учился в Люцине (1878-1880), затем в Воложинской иешиве (18841889). В 1888 году стал раввином в Жеймели (Литва), затем — в Бауске (Латвия, 1896-1904). В 1904 году он переехал в Палестину, где сначала был раввином города Яффо (1904-1914).) В 1919 году стал главным раввином Иерусалима и позднее — первым главным ашкеназским раввином (1921-1935).
Как А.И. Кук воспринимал свободу мысли? В письме раву Сейдлу Кук обсуждает эту тему. Он пишет, что свобода мысли — очень важная вещь, но в случае, когда народ зависим от какой-то идеи, он не должен от нее отступать: «Это правда, что иногда человек должен восстать против своего народа, если он находит, что идея, которая объединяет и сохраняет народ, является злостной для остального мира. В этом случае он должен воззвать свой народ к правде»1. Далее он пишет, что в случае, если такая идея выгодна как самому народу, так и остальному миру, она может восприниматься толерантно. Но случай с иудаизмом он выделяет как особенный, так как «в мире нет другого народа, национальное свойство которого в корне
воссоединено со знаниями о Б-ге и мире, а не с доктринами других вер»2. Он пишет, что, если и существует какой-либо народ с национальной верой, то эта вера такая маленькая, что ее распространение принесло бы вред всему человечеству. Он | считает, что такой народ не мог бы выжить, его исчезновение | неминуемо. Это составляет основу настоящей ревностности S (zeal) Б-га, следователи которой достойны вечного Священно-g го Завета, в отличие от непродуманного рвения, который рож-| дается от незнания и слабохарактерности. | Рассмотрим отношение рава Кука к секуляризму. Пись-
^ ма на эту тему адресованы его другу, раву Дову Милстейну. а Кук утешает друга, чьи сыновья отошли от веры и решили * заняться изучением светских наук. Он говорит, что в те дни 3 даже самые неверные мнения основаны на поисках праведен ности и правды, что является путем Господа, приказавшего g Аврааму и его сыновьям делать то, что было справедливым | и правильным. Он пишет, что «главная ошибка этого покоив ления — незнание путей достижения своих желанных целей: дети Израиля должны чтить Тору и держаться веры в Господа...» 3 С секуляристами он советует поступать таким образом: во-первых, растолковать им вышесказанное, что, в сущности, их цель воистину желанна, но они не должны слепо следовать лидерам и идеям масс. Он говорит, что, если они не будут стараться отделиться от иудаизма, тогда, стоя на своей естественной почве, они сами смогут определять свои пути и уклонения соответственно собственным знаниям, что поможет им избежать преданности новым идеям со всеми их нечистотой и отбросами4. Он советует Милстейну ни в коем случае не отворачиваться от детей, говорить с ними, ибо они — оступившиеся при исполнении мицвы, неверно истолковавшие свою моральную обязанность. Он советует быть близким с детьми, и тогда они обязательно вернутся.
Во втором письме раву Милстейну Кук высказывает еще одно мнение о секуляристах. Он советует не отказываться от свернувших с пути Торы, от тех, кто поддался течениям времени. Кук говорит, что Б-г этого не хочет, и разъясняет: когда вся несправедливость, которая превалирует в обществе, открылась перед этими людьми, они стали воинами, цель
которых — улучшение общества. Хотя и они ошибаются, их нельзя сравнивать со злодеями, руководствующимися лишь своими животными страстями без стремления к справедливости. Он говорит, что, если не бросать камни в этих падших людей, а относиться к ним по-дружески, то, когда времена вр изменятся, они осознают ошибочность своей философии и с изменятся к лучшему. §
Необходимо упомянуть, что рав Кук был первым, кто дал ^ секулярному национализму теологическую интерпретацию. с Еврейский национализм он видел как прямое продолжение ь традиции, возвращение к прежде латентной ситуации на к более высоком уровне. Он считал, что со временем религия с полностью поглотит национализм, хотя и допускал их не- ч зависимость друг от друга. Нельзя забывать о том, что он к оправдывал секулярных евреев, направляющихся в Эрец-Ис- ие раэль, именуя их инструментами в руках Господа. Сами того 3 не сознавая, они делают угодное Б-гу дело и со временем вер- с нутся в иудаизм. Помощь секуляристов в становлении Свя- ы той земли является одним из путей, ведущих к Спасению.
Отношение Кука к христианству. В том же письме Мил-стейну Кук выражает мнение, что не только секуляристы, но и евреи, обратившиеся в христианство, могут вернуться в иудаизм, поэтому необходимо сохранять с ними отношения. Он говорит: «Нас не остановят речи наших предков... о том, что тот, кто ушел, тот не вернется и не найдет вновь путей жизни. Мир столько лет был благословлен благоуханием святой Торы, что «скорлупа», то есть сила зла, потеряла свою мощь и больше не воспрепятствует спасению падших»5. Под силой зла Кук подразумевает идолопоклонство, колдовство и христианство. Зло расставляет вокруг души ловушки, чтобы заполучить ее, и высасывает кровь из духовной жизни6. В 1905 году в газете «Ха-Нир» Кук писал, что христианство разделило народ, его основоположник был сильной личностью, но он не избежал ошибки язычества — укрепления духа без этического просветительского образования. Он и его последователи были так одержимы выражением христианского духа, что потеряли свое еврейство7. После публикации статьи особое внимание многих привлекли слова автора о силе
личности и духа Иисуса. В 1911 году в письме Милстейну Кук называет Иисуса еврейским апостатом, разъясняя, что падение в глубины язычества есть результат внутренней неподготовленности этой силы. Отсюда делаем вывод, что христи-| анство Кук относил к языческим религиям. | В письме Александрову (1906), где упоминаются также ис-
8 лам и буддизм, Кук говорит о том, что все может быть только « от Б-га, и это не монотеизм, который отрицает практические | таланты, дружбу и прекрасное. «Монотеизм, — продолжает | он, — выдумка гоев, неправильный перевод, противоречивая ^ бесконечность, не приводящая ни к чему. Только Израиль, а считающий, что «это мой Б-г», может говорить так, но не * бесплодная пустыня ислама и не буддизм со своим отрица-| нием земной жизни»8. Тем не менее, согласно Куку, старания а; народа Израиля не должны задевать другие религии. ^ Нужно подчеркнуть, что большим злом Кук считал имен-
но атеизм. Особенно ярко он это отражает в письме раву ^ Сейдлу (1905). Он пишет, что истинную веру в Израиле отрицают только злые и рассудительные лжецы, сеющие своим неверием сомнения в слабых душах. Каждый, кто признает причиной своего атеизма нехватку знаний и чувств, сразу же вернется на истинный путь.
В письме раву Менаше Левину (1909) Кук советует бороться не против христианства и других религий, а против атеизма. Он пишет: «Конечно, намного легче нападать на религию, которая не является твоей, но когда причиной нападок становится ненависть к поискам Б-га у иноверцев, это отвратительно». Далее он цитирует Мидраш Танхума: «Ты, клевещущий на своего брата, брата не из твоего народа, закончишь тем, что убьешь сына своей матери, сына своего народа»9.
Подведем некоторые итоги. Рав Кук считал, что секуля-ризм — отдаленный продукт Просвещения, однако вместо обычной в таких случаях фронтальной борьбы он предлагает нечто иное — трансформацию противной идеологической установки путем ее обращения к религии. Он также советует не воевать с другими религиями, подчеркивая, что и в других религиях встречаются искры света. В то же время он говорит, что при таком подходе, когда придет время, иудеи будут
знать, как поступать с плохими и злыми идеями, которые порождаются этими источниками. При этом самым большим злом Кук считал именно атеизм.
tn »2
KookA.I. Selected Letters. Jerusalem: Ma'aliot Publications, 1986. P. 33. £
Ibid, p.34. 2
Ibid, p.41. s
Ibid, p.42. g
Ibid, p.46. £
Ibid, p.47. s
7 Ibid, p.53. £
8 Ibid, p.93-94. s
9 Ibid, p. 56. s