Научная статья на тему 'Дискурс рава Кука о свободе мысли, секуляризме, христианстве, исламе, буддизме и атеизме в его письмах'

Дискурс рава Кука о свободе мысли, секуляризме, христианстве, исламе, буддизме и атеизме в его письмах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эва Синкевича

In this article the author is trying to show how the first Ashkenazi Chief Rabbi of Jerusalem Avraam Itzhak Kook himself, and advised others to relate to other religions and philosophies. The sources are the correspondences of Kook with his close circle of rabbis (rabbi Zeidl, Milstein, Alexandrov and so on). The article shows the opinion of Kook about freedom of thought, secularism, Christianity, Islam, Buddhism and Atheism. In studying the sources, the author comes to the following conclusions: secularism is an indirect product of Enlightenment, however, instead of a frontal battle, transformation of the opposing ideology into religion is necessary. Kook is tolerant toward other religions, Atheism, however, he calls «the great evil».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс рава Кука о свободе мысли, секуляризме, христианстве, исламе, буддизме и атеизме в его письмах»

Эва Синкевича

Дискурс рава Кука о свободе мысли, секуляризме, христианстве, исламе, буддизме и атеизме в его письмах

В своей статье я хочу показать, как Авраам Ицхак Кук относился и советовал другим относиться к другим религиям и философиям. В основном эти советы я брала из писем Кука его друзьям-раввинам (например, раву Сейдлу, Дову Мил-стейну, Пинкасу Хакоену и Шмуэлю Александрову, который некоторое время учился вместе с ним в Воложине). В их переписке содержится живой обмен мнениями о иудаизме в сравнении с другими религиями и философиями.

Коротко о А.И. Куке. Авраам Ицхак Кук (1865-1935) родился в Латвии, Гриве (часть нынешнего Даугавпилса). Учился в Люцине (1878-1880), затем в Воложинской иешиве (18841889). В 1888 году стал раввином в Жеймели (Литва), затем — в Бауске (Латвия, 1896-1904). В 1904 году он переехал в Палестину, где сначала был раввином города Яффо (1904-1914).) В 1919 году стал главным раввином Иерусалима и позднее — первым главным ашкеназским раввином (1921-1935).

Как А.И. Кук воспринимал свободу мысли? В письме раву Сейдлу Кук обсуждает эту тему. Он пишет, что свобода мысли — очень важная вещь, но в случае, когда народ зависим от какой-то идеи, он не должен от нее отступать: «Это правда, что иногда человек должен восстать против своего народа, если он находит, что идея, которая объединяет и сохраняет народ, является злостной для остального мира. В этом случае он должен воззвать свой народ к правде»1. Далее он пишет, что в случае, если такая идея выгодна как самому народу, так и остальному миру, она может восприниматься толерантно. Но случай с иудаизмом он выделяет как особенный, так как «в мире нет другого народа, национальное свойство которого в корне

воссоединено со знаниями о Б-ге и мире, а не с доктринами других вер»2. Он пишет, что, если и существует какой-либо народ с национальной верой, то эта вера такая маленькая, что ее распространение принесло бы вред всему человечеству. Он | считает, что такой народ не мог бы выжить, его исчезновение | неминуемо. Это составляет основу настоящей ревностности S (zeal) Б-га, следователи которой достойны вечного Священно-g го Завета, в отличие от непродуманного рвения, который рож-| дается от незнания и слабохарактерности. | Рассмотрим отношение рава Кука к секуляризму. Пись-

^ ма на эту тему адресованы его другу, раву Дову Милстейну. а Кук утешает друга, чьи сыновья отошли от веры и решили * заняться изучением светских наук. Он говорит, что в те дни 3 даже самые неверные мнения основаны на поисках праведен ности и правды, что является путем Господа, приказавшего g Аврааму и его сыновьям делать то, что было справедливым | и правильным. Он пишет, что «главная ошибка этого покоив ления — незнание путей достижения своих желанных целей: дети Израиля должны чтить Тору и держаться веры в Господа...» 3 С секуляристами он советует поступать таким образом: во-первых, растолковать им вышесказанное, что, в сущности, их цель воистину желанна, но они не должны слепо следовать лидерам и идеям масс. Он говорит, что, если они не будут стараться отделиться от иудаизма, тогда, стоя на своей естественной почве, они сами смогут определять свои пути и уклонения соответственно собственным знаниям, что поможет им избежать преданности новым идеям со всеми их нечистотой и отбросами4. Он советует Милстейну ни в коем случае не отворачиваться от детей, говорить с ними, ибо они — оступившиеся при исполнении мицвы, неверно истолковавшие свою моральную обязанность. Он советует быть близким с детьми, и тогда они обязательно вернутся.

Во втором письме раву Милстейну Кук высказывает еще одно мнение о секуляристах. Он советует не отказываться от свернувших с пути Торы, от тех, кто поддался течениям времени. Кук говорит, что Б-г этого не хочет, и разъясняет: когда вся несправедливость, которая превалирует в обществе, открылась перед этими людьми, они стали воинами, цель

которых — улучшение общества. Хотя и они ошибаются, их нельзя сравнивать со злодеями, руководствующимися лишь своими животными страстями без стремления к справедливости. Он говорит, что, если не бросать камни в этих падших людей, а относиться к ним по-дружески, то, когда времена вр изменятся, они осознают ошибочность своей философии и с изменятся к лучшему. §

Необходимо упомянуть, что рав Кук был первым, кто дал ^ секулярному национализму теологическую интерпретацию. с Еврейский национализм он видел как прямое продолжение ь традиции, возвращение к прежде латентной ситуации на к более высоком уровне. Он считал, что со временем религия с полностью поглотит национализм, хотя и допускал их не- ч зависимость друг от друга. Нельзя забывать о том, что он к оправдывал секулярных евреев, направляющихся в Эрец-Ис- ие раэль, именуя их инструментами в руках Господа. Сами того 3 не сознавая, они делают угодное Б-гу дело и со временем вер- с нутся в иудаизм. Помощь секуляристов в становлении Свя- ы той земли является одним из путей, ведущих к Спасению.

Отношение Кука к христианству. В том же письме Мил-стейну Кук выражает мнение, что не только секуляристы, но и евреи, обратившиеся в христианство, могут вернуться в иудаизм, поэтому необходимо сохранять с ними отношения. Он говорит: «Нас не остановят речи наших предков... о том, что тот, кто ушел, тот не вернется и не найдет вновь путей жизни. Мир столько лет был благословлен благоуханием святой Торы, что «скорлупа», то есть сила зла, потеряла свою мощь и больше не воспрепятствует спасению падших»5. Под силой зла Кук подразумевает идолопоклонство, колдовство и христианство. Зло расставляет вокруг души ловушки, чтобы заполучить ее, и высасывает кровь из духовной жизни6. В 1905 году в газете «Ха-Нир» Кук писал, что христианство разделило народ, его основоположник был сильной личностью, но он не избежал ошибки язычества — укрепления духа без этического просветительского образования. Он и его последователи были так одержимы выражением христианского духа, что потеряли свое еврейство7. После публикации статьи особое внимание многих привлекли слова автора о силе

личности и духа Иисуса. В 1911 году в письме Милстейну Кук называет Иисуса еврейским апостатом, разъясняя, что падение в глубины язычества есть результат внутренней неподготовленности этой силы. Отсюда делаем вывод, что христи-| анство Кук относил к языческим религиям. | В письме Александрову (1906), где упоминаются также ис-

8 лам и буддизм, Кук говорит о том, что все может быть только « от Б-га, и это не монотеизм, который отрицает практические | таланты, дружбу и прекрасное. «Монотеизм, — продолжает | он, — выдумка гоев, неправильный перевод, противоречивая ^ бесконечность, не приводящая ни к чему. Только Израиль, а считающий, что «это мой Б-г», может говорить так, но не * бесплодная пустыня ислама и не буддизм со своим отрица-| нием земной жизни»8. Тем не менее, согласно Куку, старания а; народа Израиля не должны задевать другие религии. ^ Нужно подчеркнуть, что большим злом Кук считал имен-

но атеизм. Особенно ярко он это отражает в письме раву ^ Сейдлу (1905). Он пишет, что истинную веру в Израиле отрицают только злые и рассудительные лжецы, сеющие своим неверием сомнения в слабых душах. Каждый, кто признает причиной своего атеизма нехватку знаний и чувств, сразу же вернется на истинный путь.

В письме раву Менаше Левину (1909) Кук советует бороться не против христианства и других религий, а против атеизма. Он пишет: «Конечно, намного легче нападать на религию, которая не является твоей, но когда причиной нападок становится ненависть к поискам Б-га у иноверцев, это отвратительно». Далее он цитирует Мидраш Танхума: «Ты, клевещущий на своего брата, брата не из твоего народа, закончишь тем, что убьешь сына своей матери, сына своего народа»9.

Подведем некоторые итоги. Рав Кук считал, что секуля-ризм — отдаленный продукт Просвещения, однако вместо обычной в таких случаях фронтальной борьбы он предлагает нечто иное — трансформацию противной идеологической установки путем ее обращения к религии. Он также советует не воевать с другими религиями, подчеркивая, что и в других религиях встречаются искры света. В то же время он говорит, что при таком подходе, когда придет время, иудеи будут

знать, как поступать с плохими и злыми идеями, которые порождаются этими источниками. При этом самым большим злом Кук считал именно атеизм.

tn »2

KookA.I. Selected Letters. Jerusalem: Ma'aliot Publications, 1986. P. 33. £

Ibid, p.34. 2

Ibid, p.41. s

Ibid, p.42. g

Ibid, p.46. £

Ibid, p.47. s

7 Ibid, p.53. £

8 Ibid, p.93-94. s

9 Ibid, p. 56. s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.