Научная статья на тему 'Дискурс моды как объект изучения в лингвистике'

Дискурс моды как объект изучения в лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1729
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ДИСКУРС МОДЫ / МОДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Легкая Марина Сергеевна

Статья посвящена изучению появления понятий дискурс и модный дискурс. В работе представлено толкование этих понятий в лингвистической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс моды как объект изучения в лингвистике»

судьи. Не зная страха и опасений, Бэрлах не разоблачается в период расследования до конца, остается неразгаданным.

В романе говорится о двух психологических испытаниях, один из них происходит в течение четырех десятилетий, а второй — в продолжение нескольких дней расследования. Эти эксперименты в зоне нравственности и морали, балансируют не только на грани, но и за гранью дозволенного, при этом комиссар, как участник, так и виновник погибели людей. О первом, давнем событии он сожалеет, а во втором идет на крайние меры, так как знает о своей скорой смерти и вынужден торопиться.

Учитывая традиции так называемого «жестокого» детектива, писатель в то же время и насмехается над ним. Но делает это весьма осмотрительно, скрывая факты собственной жизни. В образе главного героя есть что-то от самого писателя. Бэрлах, как и сам писатель, — человек обременительный для общества, который не следует установленным стандартам. Он может быть чрезвычайно осмотрительным и решительным. Однако главные его качества — это непокорность и изобретательность. Если соотнести колкости комиссара над полицией, над горожанами, над швейцарским искусством с изречениями самого писателя, то близость между ними станет явной. Инспектор весь состоит из парадоксов, в чем проявляется его человеческая сущность. Как и свой создатель, он следует основам нравственности и противоречиям.

В итоге следует отметить, что Фридрих Дюрренматт внес большой вклад в развитие детективного жанра в немецкой литературе. В его ранних произведениях трудно обозначить границу между действительностью и истинным состоянием героя: мир предстает в образе неразгаданного и мучительного сознания человека. Противостояние двух сил - добра и зла остается главной темой в его творчестве. Ключевой особенностью является то, что, не окунувшись в образ главного героя, невозможно понять намерение, поучение и мораль всего произведения.

Список литературы

1. Бавин С.П. Зарубежный детектив XX века. Популярная библиографическая энциклопедия. М.: Книжная палата, 1991. 208 с.

2. Дюрренматт Ф. Судья и его палач. Спб.: Азбука-классика, 1951. 256 с.

3. Павлова Н.С. Фридрих Дюрренматт // История швейцарской литературы: в 3 т. Текст. / под ред. Н.С. Павловой. М.: ИМЛИ РАН, 2002 - 2005. 813 с.

ДИСКУРС МОДЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ

Легкая М.С.

Легкая Марина Сергеевна — студент магистратуры, кафедра языкознания и переводоведения, Институт иностранных языков Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена изучению появления понятий дискурс и модный дискурс. В работе представлено толкование этих понятий в лингвистической сфере. Ключевые слова: дискурс, дискурс моды, мода.

Изучением проблемы дискурса ученые занимались с середины XX века, но в последние десятилетия интерес к данному явлению возрос. Это связано с тем, что «формирование новой антропоцентрической парадигмы привело к расширению сферы изучения реализаций языковых фактов в направлении их более детального анализа и обусловило необходимость выработки адекватных методов и принципов лингвистических исследований» [3, с. 32].

Понятие дискурс является многозначным. Его изучают во многих дисциплинах, таких как лингвистика, семиотика, литературоведение, этнология, социология, философия, антропология, а также он предполагает изучение функционирования языка. Изучением дискурса занимались Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Э. Бюиссанс, А. Греймас, Ж. Деррида, В.И. Карасик, Ю. Кристева, Е.С. Кубряков, М. Пешё, Ф. де Соссюр, М. Фуко, Ю. Хабермас и мн. др.

Однако общепризнанного и четкого определения дискурса пока не существует. Каждый ученый его трактует по-разному. Рассмотрим, как его определяют некоторые авторы:

В.И. Карасик под дискурсом понимает «текст, погруженный в ситуацию общения» [4, с. 8]. Такой текст допускает большое количество измерений и взаимодополняющих подходов в изучении, в том числе прагмалингвистический, психолингвистический, структурно-

106

лингвистический, лингвокультурный, социолингвистический [4, с. 8]. А Н.Д. Арутюнова рассматривает дискурс как «речь, погруженную в жизнь», а также как «связный текст», который имеет связь с «экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами» [1, с. 136].

По Е.Ф. Кирову, дискурс - это «совокупность письменных и устных текстов на том или ином языке в рамках той или иной культуры за всю историю их существования» [5, с. 33]. Действительно, дискурс может быть выражен как в письменной форме, так и в устной. Это связано с тем, что он является связным текстом, который осуществляет взаимодействие между людьми посредством каких-либо языковых компонентов.

Е.С. Кубрякова и О.В. Александрова трактуют дискурс как когнитивный процесс, связанный с речепроизводством, созданием речевого произведения, а текст видится им как конечный результат процесса речевой деятельности, имеющий определенную законченную (и зафиксированную) форму [6, с. 190]. Основным отличием от предыдущих определений, является то, что здесь текст рассматривается как результат речевой деятельности, а не как «связный текст». По их мнению, текст может быть дискурсом, лишь в том случае, когда он полностью осознается человеком, то есть является процессом восприятия и порождения.

Ю.С. Степанов под дискурсом понимает «языковую единицу высшего уровня, обладающую структурной, функциональной спецификой» [7, с. 71]. Под высшим уровнем он подразумевает супрасегментный уровень, единицами которого являются ударение, пауза и интонация. Из этого следует, что дискурсом является устный текст, потому что только он может содержать данные единицы.

Таким образом, анализируя определения дискурс, можно прийти к выводу, что под ним понимается процесс и результат языковой деятельности. Также его можно представить в виде формулы: что именно говорят, кто и где. То есть для понимания дискурса необходимо знать в какой обстановке производится коммуникативный акт, кто его совершает и что говорит.

В лингвистике существуют разные виды дискурса: политический, медицинский, юридический, деловой, религиозный, спортивный, модный и другие. На примере дискурса моды, как одном из объектов изучения в лингвистике, рассмотрим, как он формируется.

Под модой обычно понимают совокупность ценностей, принципов, традиций, принятых в каком-либо народе в определенное время. Она отражается в одежде, образе жизни, макияже, аксессуарах, прическе.

Мода является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В древности, одежду изготавливали из шкуры животных, потому что она являлась теплой и в ней можно было выжить. Когда появились первые цивилизации, мода ещё не возникла, так как у каждого народа был свой индивидуальный стиль в одежде и любые чужеземные наряды считались странными. И лишь с XIV века начала зарождаться мода в современном её понимании. Её родиной является Франция, Париж.

Первые прототипы модных журналов появились ещё в древнем Риме, в I веке до нашей эры. В XVI веке появились испанские книги с рекомендациями для женщин и мужчин, которые следили за модой. В 1976 году во Франции появился журнал, в котором были модные образы в картинках. Однако первые специализированные журналы, которые полностью были посвящены моде, появились во второй половине XVIII века. В это же время понятие мода стала представлять научный интерес. Далее, мода стала индустрией, которая развивается и в настоящее время.

Для лингвистики мода является относительно новой темой для изучения. В Европе впервые интерес к текстам моды появился в рамках французского структурализма в 1960-х гг. В России такие тексты начинают изучать позднее - на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В это время отечественные лингвисты стали изучать моду благодаря появлению международных глянцевых журналов о моде, переведенных на русский язык.

Важно отметить, что формирование глянцевых журналов в мире происходило на основе британских и американских стандартов жанра: большинство международных журнальных брендов, эксплуатируемых на новых рынках, в том числе и на российском, - родом из Великобритании и США [2, с. 7]. Вследствие этого, примером для формирующегося в России языка глянца на рубеже ХХ-ХХ1 вв. служит английский язык, который является международным языком современной индустрии моды.

В это время появляется дискурс моды, как один из объектов изучения в лингвистике. Под ним понимаются тексты, которые посвящены моде: описание одежды, внешности, советы, как должен выглядеть человек. То есть, это продукт сознательной деятельности людей, которые принадлежат к миру моды. Модный дискурс изучают с точки зрения его происхождения.

107

Российские лингвисты, такие как С.И. Альперина, Э.Р. Каюмова, Е.Ю. Колтышева, Ф.Л. Косицкая, И.В. Попова, Е.А. Самотуга и другие, исследующие феномен моды, прежде всего, изучали жанр глянцевого журнала - его происхождение и развитие, культурное значение и литературно-художественных особенностей. Т.И. Белица, Т.В. Долгова, Я.С. Матосян, Л.С. Сонина и рассматривают современный русский дискурс моды с точки зрения происхождения лексики данной сферы, делая акцент на большой процент заимствований в ее составе, выявление особенностей освоения и употребления заимствованной лексики и уточнения ее значений.

Помимо комплексного изучения терминологии моды ведутся также исследования отдельных ключевых понятий и концептов данной сферы в русском, французском и английском языках, в том числе в сопоставительном аспекте. Эти работы написаны такими учеными, как Д.А. Башкатовой, И.О. Окуневой, Н.С. Платоновой, Д.И. Тер-Минасовой,

0.В. Тоцкой, А.Р. Хунаговой и другими. Целью дискурса моды в глянцевом журнале можно считать описание моделей одежды. Ключевыми понятиями там являются: комфорт, стиль, красота, эталон моды.

Формирование дискурса моды в России, происходит в период, когда модные журналы, научно-популярные тексты по истории моды стали переводиться и адаптироваться для российского читателя. Поэтому изучение дискурса моды является актуальным для переводческой перспективы.

До настоящего времени в российской лингвистике современный дискурс моды не был изучен. Существуют работы, которые посвящены отдельным аспектам моды, но попытка в целостном научном осмыслении современного дискурса моды, которая направленна на выявление общих тенденций в его формировании и развитии, обобщение и систематизацию его характеристик пока не была предпринята. Поэтому в настоящее время изучение модного дискурса является актуальной темой для исследования.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1990. С. 136-137.

2. Долматовская Т.В. Феномен женского глянцевого журнала в российской культуре: автореф. дисс. ... канд. культ.: 24.00.01 / Т.В. Долматовская. М., 2013. 29 с.

3. Каменская Т.Н. Понятие дискурса в лингвистике // Филологические науки: теоретические и методологические проблемы исследования языка. Гродня: БИП - институт правоведения, 2010. С. 30-36.

4. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.

5. Киров Е.Ф. Цепь событий - дискурс/текст - концепт // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты МК: материалы науч. сессии фак-та ЛиМК ВолГУ. Волгоград: «Волгоград», 2004. Вып. 2. С. 29-41.

6. Кубрякова Е.С. Александрова О.В. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике // Структура и семантика художественного текста: доклады VII междунар. конф. М., 1999. С. 186-197.

7. СтепановЮ.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и Принцип причинности // Язык и наука конца 20 века. М.: РАН, 1996. С. 35-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.