Научная статья на тему 'Тема "добра и зла" в произведениях Ф. Дюрренматта (на примере произведения "Судья и его палач")'

Тема "добра и зла" в произведениях Ф. Дюрренматта (на примере произведения "Судья и его палач") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
907
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН / ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лятифова Лиля Ислямовна, Ян Наталья Александровна

Данная работа посвящена исследованию темы «добра и зла» в произведениях швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. Обращаясь к детективу, Ф. Дюрренматт под видом развлекательного чтива, преподносит читателю серьезное произведение, столкнув его с проблемами действительности. Публицист отдает преимущество работе с парадоксами, поражает читателя, подводит его к грани, за которой начинается царство абсурда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема "добра и зла" в произведениях Ф. Дюрренматта (на примере произведения "Судья и его палач")»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕМА «ДОБРА И ЗЛА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. ДЮРРЕНМАТТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СУДЬЯ И ЕГО ПАЛАЧ») Лятифова Л.И.1, Ян Н.А.2

'Лятифова Лиля Ислямовна, - преподаватель, кафедра немецкой филологии,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, аспирант,

кафедра русской и зарубежной литературы, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;

2Ян Наталья Александровна - студент, факультет психологии и педагогического образования,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: данная работа посвящена исследованию темы «добра и зла» в произведениях швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. Обращаясь к детективу, Ф. Дюрренматт под видом развлекательного чтива, преподносит читателю серьезное произведение, столкнув его с проблемами действительности. Публицист отдает преимущество работе с парадоксами, поражает читателя, подводит его к грани, за которой начинается царство абсурда. Ключевые слова: жанр, детективный роман, герой.

УДК 82.09(494=40)

Фридрих Дюрренматт - немецкий писатель, родом из Швейцарии родился в 1921 году в г. Конольфинген. В Цюрихском университете он изучал философию и филологию, след этих занятий мы неоднократно наблюдаем в его произведениях. Всемирную славу и популярность он получил, написав такие пьесы, как «Ромул Великий» (Romulus der Grosse, 1949), «Визит старой дамы» (Der Besuch der alten Dame, 1956), а также детективные романы «Судья и его палач» (Der Richter und sein Henker, 1952), «Подозрение» (Der Verdacht, 1953) и многие другие, которые, в последствие, публиковались в швейцарских газетах с продолжением.

Произведения публициста сохраняют философию 50-х годов. Любимым жанром писателя является детектив - литературный или кинематографический жанр, в котором описывается ход следствия неразгаданного инцидента, а детектив описывает его следствие и обнаружение виновных, в таком случае противоречие строится на столкновении правосудия с бесправием, завершающемся победой правосудия. [1, 35] Обращаясь к детективу, Ф. Дюрренматт под видом развлекательного чтива, преподносит читателю серьезное произведение, столкнув его с проблемами действительности. Публицист отдает преимущество работе с парадоксами, поражает читателя, подводит его к грани, за которой начинается царство абсурда.

Ранними литературными работами писателя являются рассказы, которые еще были написаны в годы войны - «Сын» (Der Sohn), «Рождество» (Weihnacht), и другие. Как отмечает Н.С. Павлова, мир этих рассказов полон фантастическими несообразностями. «Тут движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, воздух клейкий, а тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром» [3, 56].

«Литература не обязана быть удобной» — кредо писателя, именно благодаря такому своеобразию сюжеты его детективных романов выглядят достаточно выразительно. Они, кроме всего прочего, показывают большие и пока не использованные возможности развития детектива в направлении психологической прозы.

В романе «Судья и его палач» («Der Richter und sein Henker») [2], написанном в 1952 году, изображается противостояние двух сил — добра и зла. Центральной фигурой романа является комиссар бернской уголовной полиции Бэрлах - это пожилой, тяжело больной человек, тонкий психолог. Обладает криминалистическим чутьем, а также другими качествами, осознать которые уготовано тем, с кем он вступает в сопротивление. Блюститель порядка возлагает надежду на собственное чутье и рассудительность, так как не доверяет швейцарскому правосудию и пытается его обхитрить, принимая на себя обязанность, как следователя, так и

судьи. Не зная страха и опасений, Бэрлах не разоблачается в период расследования до конца, остается неразгаданным.

В романе говорится о двух психологических испытаниях, один из них происходит в течение четырех десятилетий, а второй — в продолжение нескольких дней расследования. Эти эксперименты в зоне нравственности и морали, балансируют не только на грани, но и за гранью дозволенного, при этом комиссар, как участник, так и виновник погибели людей. О первом, давнем событии он сожалеет, а во втором идет на крайние меры, так как знает о своей скорой смерти и вынужден торопиться.

Учитывая традиции так называемого «жестокого» детектива, писатель в то же время и насмехается над ним. Но делает это весьма осмотрительно, скрывая факты собственной жизни. В образе главного героя есть что-то от самого писателя. Бэрлах, как и сам писатель, — человек обременительный для общества, который не следует установленным стандартам. Он может быть чрезвычайно осмотрительным и решительным. Однако главные его качества — это непокорность и изобретательность. Если соотнести колкости комиссара над полицией, над горожанами, над швейцарским искусством с изречениями самого писателя, то близость между ними станет явной. Инспектор весь состоит из парадоксов, в чем проявляется его человеческая сущность. Как и свой создатель, он следует основам нравственности и противоречиям.

В итоге следует отметить, что Фридрих Дюрренматт внес большой вклад в развитие детективного жанра в немецкой литературе. В его ранних произведениях трудно обозначить границу между действительностью и истинным состоянием героя: мир предстает в образе неразгаданного и мучительного сознания человека. Противостояние двух сил - добра и зла остается главной темой в его творчестве. Ключевой особенностью является то, что, не окунувшись в образ главного героя, невозможно понять намерение, поучение и мораль всего произведения.

Список литературы

1. Бавин С.П. Зарубежный детектив XX века. Популярная библиографическая энциклопедия. М.: Книжная палата, 1991. 208 с.

2. Дюрренматт Ф. Судья и его палач. Спб.: Азбука-классика, 1951. 256 с.

3. Павлова Н.С. Фридрих Дюрренматт // История швейцарской литературы: в 3 т. Текст. / под ред. Н.С. Павловой. М.: ИМЛИ РАН, 2002 - 2005. 813 с.

ДИСКУРС МОДЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ

Легкая М.С.

Легкая Марина Сергеевна — студент магистратуры, кафедра языкознания и переводоведения, Институт иностранных языков Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена изучению появления понятий дискурс и модный дискурс. В работе представлено толкование этих понятий в лингвистической сфере. Ключевые слова: дискурс, дискурс моды, мода.

Изучением проблемы дискурса ученые занимались с середины XX века, но в последние десятилетия интерес к данному явлению возрос. Это связано с тем, что «формирование новой антропоцентрической парадигмы привело к расширению сферы изучения реализаций языковых фактов в направлении их более детального анализа и обусловило необходимость выработки адекватных методов и принципов лингвистических исследований» [3, с. 32].

Понятие дискурс является многозначным. Его изучают во многих дисциплинах, таких как лингвистика, семиотика, литературоведение, этнология, социология, философия, антропология, а также он предполагает изучение функционирования языка. Изучением дискурса занимались Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Э. Бюиссанс, А. Греймас, Ж. Деррида, В.И. Карасик, Ю. Кристева, Е.С. Кубряков, М. Пешё, Ф. де Соссюр, М. Фуко, Ю. Хабермас и мн. др.

Однако общепризнанного и четкого определения дискурса пока не существует. Каждый ученый его трактует по-разному. Рассмотрим, как его определяют некоторые авторы:

В.И. Карасик под дискурсом понимает «текст, погруженный в ситуацию общения» [4, с. 8]. Такой текст допускает большое количество измерений и взаимодополняющих подходов в изучении, в том числе прагмалингвистический, психолингвистический, структурно-

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.