Научная статья на тему 'Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)'

Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные исследования / связи с общественностью / общественное мнение / медиатизация / междисциплинарность / communication studies / public relations / public opinion / mediatization / interdisciplinarity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ачкасова Вера Алексеевна, Журавлева Нина Николаевна

Анализ новейших публикаций в профессиональной периодике занимает особое место в сфере коммуникаций. Во-первых, он играет роль фильтра, демонстрируя научные достижения и лакуны, которые требуют более глубокого изучения; во-вторых, его результаты служат ориентиром для дальнейших исследований; в-третьих, благодаря такому анализу вырабатываются новые методологические подходы, релеватные нынешней ситуации неопределенности. Аналитический обзор статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, которые ориентированы на проблематику коммуникативной сферы, позволил выделить ряд наиболее актуальных тем, составляющих сегодня дискурсивное поле коммуникативистики: необходимость самоопределения коммуникационной сферы в ситуации «новой реальности»; роль в современном обществе кризисной коммуникации, понимаемой как управление проблемами; вопросы формирования общественного мнения и проблема доверия; место цифровизации в коммуникационных процессах и ее последствий. Авторам удалось выделить ряд универсальных тематических направлений, успешно разрабатываемых зарубежными и отечественными учеными: процесс медиатизации и трансгрессия как новый поворот в ее развертывании; формирование метавселенной; создание экосистем и пр. Обозначены подходы к решению острых коммуникационных проблем, связанных в первую очередь с кризисными ситуациями. По результатам аналитического обзора авторы делают важный вывод об острой востребованности междисциплинарного подхода при изучении коммуникационных явлений и процессов. Именно этот методологический принцип, предполагающий интеграцию идей не только собственно коммуникативных наук, но и философии, экономики, политики, культурологии и других отраслей научного знания, открывает возможность новаторского подхода к междисциплинарным комплексным исследованиям в ситуации неопределенности и неустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discourse of the communicative sphere: Сurrent topics and research guidelines (analytical review of professional periodicals)

Analysis of the latest publications in professional periodicals today occupies a special place in the field of communications: firstly, it acts as a filter, demonstrating scientific achievements and gaps that require deeper study; secondly, its results serve as a guide for further research; thirdly, thanks to such analysis, new methodological approaches are developed that are relevant to the current situation of uncertainty. An analytical review of articles published in highly rated journals focused on the problems of the communication sphere allowed us to identify a number of the most pressing topics that make up the discursive field of communication studies today: the need for self-determination of the communication sphere in the situation of the “new reality”; the role of crisis communication in modern society, understood as problem management; issues of public opinion formation and the problem of trust; the place of digitalization in communication processes and its consequences. The authors managed to identify a number of universal thematic areas successfully developed by foreign and domestic scientists. These include: the process of mediatization and transgression as a new turn in its deployment; formation of the metaverse; creation of ecosystems, etc. Approaches to solving acute communication problems related, first of all, to crisis situations were outlined. An important conclusion that the authors draw from the results of the analytical review is the urgent need for an interdisciplinary approach in the study of communication phenomena and processes. It is this methodological principle, which involves the integration of ideas not only from the communication sciences themselves, but also from philosophy, economics, politics, cultural studies and other branches of scientific knowledge, that opens up the possibility of an innovative approach to interdisciplinary comprehensive research in situations of uncertainty and instability.

Текст научной работы на тему «Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)»

2024

МЕДИАЛИНГВИСТИКА

Том 11, № 3

МЕДИАДИСКУРСОЛОГИЯ

УДК 659.4

Дискурс коммуникативной сферы:

актуальные темы и исследовательские ориентиры

(аналитический обзор профессиональной периодики)

В. А. Ачкасова1, Н. Н. Журавлева2

1 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

2 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича,

Российская Федерация, 193232, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 22

Для цитирования: Ачкасова В. А., Журавлева Н. Н. (2024). Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики). Медиалингвистика, 11 (3), 286-299. https://doi.org/10.21638/spbu22.2024.301

Анализ новейших публикаций в профессиональной периодике занимает особое место в сфере коммуникаций. Во-первых, он играет роль фильтра, демонстрируя научные достижения и лакуны, которые требуют более глубокого изучения; во-вторых, его результаты служат ориентиром для дальнейших исследований; в-третьих, благодаря такому анализу вырабатываются новые методологические подходы, релеватные нынешней ситуации неопределенности. Аналитический обзор статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, которые ориентированы на проблематику коммуникативной сферы, позволил выделить ряд наиболее актуальных тем, составляющих сегодня дискурсивное поле коммуникативистики: необходимость самоопределения коммуникационной сферы в ситуации «новой реальности»; роль в современном обществе кризисной коммуникации, понимаемой как управление проблемами; вопросы формирования общественного мнения и проблема доверия; место цифровизации в коммуникационных процессах и ее последствий. Авторам удалось выделить ряд универсальных тематических направлений, успешно разрабатываемых зарубежными и отечественными учеными: процесс медиатизации и трансгрессия как новый поворот в ее развертывании; формирование метавселенной; создание экосистем и пр. Обозначены подходы к решению острых коммуникационных проблем, связанных в первую очередь с кризисными ситуациями. По результатам аналитического обзора авторы делают важный вывод об острой востребованности междисциплинарного подхода при изучении коммуникационных явлений и процессов. Именно этот методологический принцип, предполагающий интеграцию идей не только собственно коммуникативных

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

наук, но и философии, экономики, политики, культурологии и других отраслей научного знания, открывает возможность новаторского подхода к междисциплинарным комплексным исследованиям в ситуации неопределенности и неустойчивости.

Ключевые слова: коммуникативные исследования, связи с общественностью, общественное мнение, медиатизация, междисциплинарность.

Постановка проблемы

Мировое сообщество в третьем десятилетии ХХ! в. вступило в эпоху крайней неустойчивости, нестабильности, социальной турбулентности, что во многом определил вызов, брошенный эпидемией COVID-19. В преддверии этой эпохи один из ведущих американских футурологов Джамаис Кашио спрогнозировал наступление сложного времени, обозначив его акронимом BANI [Cascio 2021]: Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый), — из плоскости туманной неопределенности мир переходит в многомерное пространство сгущающегося хаоса.

В конце 2021 г., в разгар пандемии, немецкий исследователь Андреас Хепп назвал наступившее общественное состояние «новой нормальностью», рассматривая это социальное состояние как «глубоко медиатизированное». Основными направлениями для анализа медиатизированных реалий должны стать ожидания людей, анализ пандемийной практики, идеи по решению ее отдельных проблем в СМИ [Kumar, Anderson 2021]. В 2022 г. ситуация усугубилась окончательным переходом к так называемой революции международного рынка, которую отечественные исследователи связывают с серией острых военно-политических конфликтов, потенциально способных продолжаться десятилетиями (см., например: [Пантин, Лапкин 2014; Пантин, Родионов 2022]).

Указанные события и процессы наряду с разворачивающейся цифровизацией не могли не повлиять на сферу коммуникаций, которая под их воздействием радикально трансформируется. Все это заставляет обратиться к рассмотрению тех проблем, которые определяют и, по всей видимости, будут определять развитие данной сферы исследований в ближайшие несколько лет.

История вопроса

Любая современная проблема предполагает своего рода превентивный этап — изучение библиографии и материалов, так или иначе связанных с процессом и результатами ее исследования. Традиционно авторы опираются на опыт различных конференций и корпус публикаций, размещенных преимущественно в профильных журналах. В области коммуникативных наук это наиболее очевидно. Исследования, посвященные таким актуальным вопросам, как цифровизация социальных коммуникаций, проблемы воздействия на массовое и индивидуальное сознание, а также особенности технологического комплекса такого воздействия, специфика лингвистических форм коммуникации и т. д., в обязательном порядке опираются на теоретико-эмпирическую базу, уже накопленную другими учеными. Чаще всего к результатам подобного аналитического обзора относятся фиксация внимания на отдельных, недостаточно изученных аспектах коммуникационных процессов или

явлений; определение вектора их развития; прогнозирование последствий и рисков, которые могут повлечь за собой эти процессы.

Примечательно, что в зарубежной периодике такого рода обзоры чаще всего имеют формат программных редакционных статей. Показательна в этом отношении, например, публикация редакторов издания Journal of Public Relations Research Н. Браунинга и С. Янга [Browning, Yang 2022], в которой осуществляется анализ современных подходов в рамках парадигмы организационно-общественных отношений.

В российских журналах практика подобных публикаций выглядит более разноплановой. Так, в рубрике «Обзоры и рецензии» журнала «Медиалингвистика» опубликована статья Е. Островской, где проводится подробнейший анализ подходов западной научной мысли к изучению феномена медиатизации [Островская 2023]. В двух номерах журнала «Российская школа связей с общественностью» (№ 25 и 26) вышла обширная публикация В. Ачкасовой, Е. Быковой, Д. Гавры, посвященная эволюции теоретических оснований связей с общественностью и становлению российских научных школ, которые сложились в рамках данного направления [Ачкасова и др. 2022а, б]. В содержательном обзоре Ф. Шаркова поднимается весьма острая проблема, поставленная нынешней ситуацией, — разрыв в научных контактах российских ученых с зарубежными партнерами и ограничение возможностей командной работы с международным участием. В связи с этими процессами анализируются модели функционирования научных сообществ и те изменения, с которыми столкнутся отечественные исследователи в производстве научного капитала и в глобальных научных коммуникациях [Шарков 2022].

Действительно, социально-политические и экономические события последнего времени, прежде всего острые коллизии различных видов и масштаба, кардинально изменили условия бытования и коммуникации различных сообществ. Как уже отмечалось, одной из сущностных характеристик сегодняшней жизни является неопределенность, энтропия, порождающая не просто ощущения тотальной изменчивости, нестабильности, неустойчивости, но и зачастую массовые панические настроения. В этих условиях настоятельной потребностью становится фиксация проблемного поля, включающего наиболее острые темы, находящиеся в фокусе внимания зарубежных и отечественных ученых. Зафиксировать эти проблемы возможно с помощью анализа содержания ведущих профессиональных журналов за 2021 — первую половину 2023 г.

Более того, мониторинг новейших публикаций позволяет выделить некоторые дискурсивные пересечения, в центр которых попадает схожая коммуникативная проблематика и в зарубежном, и в российском научном сообществе.

Описание методики исследования

Методологической основой исследования выступает тезаурусный подход, весьма популярный в современных гуманитарных науках благодаря солидному эвристическому потенциалу. В соответствии с этим подходом тезаурус имеет черты функциональной системы, воплощая иерархию представлений субъекта о мире. При этом системность тезауруса обладает смыслом — это ориентация субъекта в окружающей действительности. В рамках тезаурусного подхода определено «ядро», в качестве которого выступает «картина мира» [Луков 2018]. В философии,

культурологии, культурной антропологии и ряде других научных направлений этот подход используется достаточно продуктивно, не только формируя определенный образ мира, но и намечая ориентиры для исследователей. В коммуникативных науках применение тезаурусного подхода носит пока фрагментарный характер, между тем анализ проблематики коммуникационного ландшафта и на этой основе оформление своеобразной «картины мира» являются насущными вопросами, стоящими перед учеными.

Тезаурусный подход сегодня тем более значим, что социумы разных типов вступили в совершенно новую стадию, определяемую множественными катаклизмами и противоречиями. Меняются системы ценностей, ориентиры, трансформируется содержание прежних картин мира. Отсюда хронологическими рамками исследования стал период 2021-2023 гг., отмеченный пандемией и переходом к состоянию нестабильности и тотальной конфликтности, что потребовало от научного сообщества переосмысления прежде устойчивых трендов и поиска решений возникших проблем. Естественно, указанные процессы не могли не найти отражения в публикационной деятельности представителей данного сообщества.

Основные методы исследования представлены дискурсным анализом и классическим (традиционным) анализом текстов с элементами контент-анализа.

Полученная с помощью указанных методов база эмпирических данных позволяет достичь основной цели — выявить пул наиболее актуальных тем и решить ряд задач:

— определить проблематику, являющуюся точкой пересечения исследований и зарубежных, и российских ученых (какие темы продолжают оставаться универсальными и для зарубежной, и для российской научной общественности);

— выяснить, как трансформируется постановка проблем, какие аспекты выходят на первый план;

— выявить наиболее актуальные подходы к решению поставленных вопросов.

Высокорейтинговые зарубежные и крупные российские периодические издания коммуникативной направленности представлены следующим списком: Journal of Public Relations Research; Mass Communication and Society; Public Relations Review; Journal of Communication Management, Information, Communication & Society; «Ком-муникология»; «Коммуникативные исследования»; «Медиалингвистика»; «Медиа-скоп»; «Российская школа связей с общественностью».

Содержание указанных журналов, как отмечается в их редакционной политике, сфокусировано преимущественно на изучении проблем PR, массовых и организационных коммуникаций, формирования общественного мнения, а также истории, этики и философии связей с общественностью. В дополнение к исследовательским статьям и комментариям в этих изданиях публикуются оригинальные обзоры книг по темам, связанным с практикой использования средств массовой информации, содержанием, эффектами, сообщениями и методами исследования.

Англоязычные журналы отобраны для обзора на основе пяти критериев, отражающих высокий научный уровень изданий: 1) вхождение в базу данных Scopus; 2) квартиль Q1; 3) индекс цитирования от 45; 4) высокий индекс International Collaboration (статьи, подготовленные исследователями из нескольких стран и основанные на международном сотрудничестве) — от 3,7; 5) индекс SJR (показатель научного влияния периодического издания, который учитывает

Таблица. Основания выборки журналов

Издание База данных Квартиль Индекс цитирования International Collaboration SJR

Journal of Public Relations Research Scopus Q1 65 3,7 1,293

Public Relations Review Scopus Q1 103 17,02 1,379

Mass Communication and Society Scopus Q1 54 28,79 1,288

Journal of Communication Management Scopus Q1 48 25,49 0,838

Information, Communication & Society Scopus Q1 114 34,22 1,916

как количество цитирований, полученных журналом, так и важность/престижность журналов, в которых такие ссылки приводятся) от 0,8 (табл.).

Что касается отечественных изданий, то большинство из них входит в список научных журналов базы данных ВАК. Журнал «Медиалингвистика», например, в последние годы осуществил настоящий прорыв в области исследования лингвистических проблем журналистского творчества. Этот прорыв выражается не только в обретении солидного научного статуса, но и в конвергентном подходе, который в настоящее время стал проявляться особенно явно: журнал стремится предоставлять трибуну социологам, политологам, психологам, представителям других социально-гуманитарных наук, исследующим различные аспекты коммуникаций.

Еще одним критерием отбора российских периодических изданий для анализа стала их принадлежность к научной специальности 5.9.9 — «Медиакоммуникация и журналистика», которая четко обозначает профиль журналов.

Наконец, использован метод экспертного интервью: авторами проведены опросы восьми ведущих членов Российской ассоциации преподавателей по связям с общественностью — представителей различных научных школ с целью определения корпуса наиболее авторитетных журналов в области коммуникативных наук.

Применение указанных критериев и позволило сформировать пул периодических изданий.

Анализ материала

В результате проведенного анализа удалось выявить основные темы (в понимании Н. Лумана), находящиеся в фокусе исследовательского внимания.

Одна из серьезнейших поставленных в публикациях проблем, катализаторами которой стали пандемия, а затем и последующие кризисные события, — самоопределение коммуникационной сферы в современной энтропичной ситуации.

В серии публикаций Journal of Public Relations Research тема неопределенности и поиска выхода из нее представлена наиболее полно. Так, в редакционной статье Н. Браунинга и С. Янга она заявлена как наиболее острая [Browning, Yang 2022].

На сегодняшний день изменения, отмечают авторы, — единственная константа. Социальное влияние, коммуникационное воздействие можно понимать как из-

менения, преднамеренные или непреднамеренные, ожидаемые или непредвиденные, положительные или отрицательные, того, как люди живут, функционируют и ощущают себя в социуме. Главные ожидания общества отныне связаны с тем, что его структуры и институты будут теснейшим образом взаимодействовать с общественностью, для того чтобы добиться общественного признания и повысить эффективность их деятельности. Только тогда они станут восприниматься как легитимные. Браунинг и Янг совершают своего рода открытие — общественные ожидания заключаются в том, что в нынешних условиях компании должны заниматься социально-политическими вопросами. Если ранее такие компании, как Disney и Coca-Cola, гордились тем, что избегают социально-политических споров, старались дистанцироваться от них, то теперь они оказались втянутыми в тотальные информационные и культурные войны. В любом случае сегодня, когда происходит политизация всех видов социальных отношений, чрезвычайно важно в деятельности учитывать социально-политический контекст.

Вторым по значимости вопросом, широко обсуждаемым в периодике, является кризисная коммуникация, понимаемая как управление проблемами.

Сегодня управление проблемами, кажущимися неразрешимыми, трудноразрешимыми, часто обусловленными ценностными конфликтами, становится обычным явлением для специалистов в области коммуникации.

В большинстве публикаций центральное внимание сфокусировано, конечно, на пандемии и ее последствиях для коммуникационной сферы, и как социальной практики, и как поля для рефлексии. Авторов волнуют вопросы внутренних организационных конфликтов и тем более кризисов в компаниях и организациях, вызванных пандемией. Главное негативное следствие, отмечают исследователи, — это кризис доверия как к менеджменту компаний, так и к органам государственной власти. Ковид продемонстрировал, насколько значимо оперативное кризисное реагирование, а также диалогическая компетентность руководства, т. е. открытость, стремление к постоянному диалогу. Именно это является основанием восстановления доверия [Kim et al. 2023]. Несомненное достоинство публикации — предлагаемые авторами различные модели внутренней кризисной коммуникации, заточенные именно под условия пандемии COVID-19.

В журнале Mass Communication and Society опубликован ряд статей, в которых на данных многочисленных исследований показано, как глубоко политизирован дискурс пандемии, а позиция политиков по этому вопросу определяет их решающую роль в создании медийной повестки дня [Zhou et al. 2022; Ashley et al. 2023]. Помимо этого, авторам удается установить взаимосвязи между новостной грамотностью, дезинформацией о COVID-19, конспирологическим мышлением и политическими ориентациями.

Глобальные потрясения, вызванные событиями 2020 г. и последующими процессами, поставили общественное мнение в центр исследований. Как уже отмечалось, данная проблема является следствием резкого снижения доверия к властям предержащим практически на всех уровнях — от государственной власти до руководителей корпораций и организаций. Публичный дискурс теперь играет важную роль в формировании организационной политики и практики. Исследователи настаивают, что связи с общественностью должны осуществить теоретическое переосмысление роли в социуме общественного мнения и отдать ему приоритет в своей деятельности.

В статье Катлин Беккер и Меган Долл основное внимание уделяется методологии функционирования общественного мнения и, казалось бы, давно устоявшимся аспектам — различным формам его проявления, позициям, которые они отражают. Главный вывод, который делают авторы: в действительности общественное мнение не представляет сегодня заметного разнообразия точек зрения [Beckers, Doll 2022].

В то же время Эндрю Ледбеттер и Корли Герберт знакомят с результатами опроса по проблемам эффективности коммуникационного воздействия. 715 участников исследования показали, что внимание к ним со стороны источника информации было главным критерием отбора ими каналов ее передачи. В свою очередь, со стороны каналов трансляции информации это взаимодействие с аудиторией служит мощным предиктором и стимулом предпочтений. Итоги исследования еще раз доказывают значимость общественного мнения для выстраивания коммуникаций [Ledbetter, Herbert 2022].

Продолжают оставаться актуальными вопросы использования цифровых технологий в коммуникационной практике, хотя цифровизация, как отмечает большинство исследователей, перестала входить в состав топовых трендов, так как рассматривается сегодня как необходимый атрибут всех бизнес-, политических и социокультурных процессов. Вместе с тем Ш. Портер и Т. Хантер обращают внимание на новое явление — онлайн-доверие заинтересованных сторон к организации, которое представляет собой «гибрид первоначального и быстро развивающегося доверия» [Porter, Hunter 2022]. Практики считают интеграцию онлайн- и офлайн-коммуника-ционных платформ наиболее эффективным способом укрепления отношений между организацией и заинтересованными сторонами в цифровую эпоху. Авторы констатируют: компании вынуждены разрабатывать корпоративную политику в социальных сетях, таким образом реагируя на потенциальный риск несанкционированных сообщений. Ценность статьи и в том, что авторам удалось определить лучшие практики, составляющие инструмент снижения онлайн-рисков для советов директоров.

Значительное место в изучении результатов цифровизации отводится процессам датафикации как коммуникационному ресурсу. Исследователи, например, рассматривают содержание концепции колониализма данных, утверждая, что она вносит весомый и полезный вклад в решение вопроса о неоднозначных социальных последствиях датафикации [Mumford 2022]. Продолжая тему датафикации, американские ученые Дж. Пайбус и М. Коте призывают, основываясь на междисциплинарном подходе, глубоко и всесторонне проанализировать социально-культурные и политико-экономические последствия использования персональных данных мобильными игроками [Pybus, Coté 2022]. Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы ориентироваться в данном вопросе и по возможности противостоять «бесчисленному количеству способов, которыми датафикация все больше охватывает нашу повседневную жизнь».

Новый ракурс в предметном поле цифровых коммуникаций возник совсем недавно в связи с появлением концепции алгоритмического капитализма. Голландский исследователь А. Лундал в статье «Алгоритмический метакапитал: анализ социальной власти Бурдье с помощью алгоритмов в медиапотреблении» показывает: сегодня с помощью алгоритмов в обществе принимаются очень важные решения, вследствие чего этот инструмент начинает обладать значительной властью [Lundahl 2022]. Концепция алгоритмического метакапитала, которую предлагает автор, восходит

к теории Бурдьё о метакапитале, имевшей непосредственное отношение к традиционным медиа. Алгоритмический метакапитал, отмечает автор, представляет собой символическую власть, которая позволяет ее владельцам влиять на самые различные стороны жизни социума в цифровую эпоху. Исследование Лундала содействует пониманию современной трактовки метакапитала, показывая, как он функционирует, будучи в руках цифровых посредников. Такой вид капитала легитимирует репрезентации мира и создает необходимость алгоритмической технологии в различных областях, тем самым формируя габитус. Авторский подход позволяет оценить силу алгоритмов в континууме «власть — коммуникация — общество».

Несомненно, цифровые коммуникации являются общей предметной платформой для зарубежных и российских ученых, в рамках которой активно обсуждаются самые различные аспекты цифровизации, в том числе разработка собственного уникального программного обеспечения для связей с общественностью и рекламы, включение коммуникантов в работу по освоению виртуальных технологий и искусственного интеллекта, возможности использования нейросетей в предпринимательской деятельности и т. д. [Каплан 2023]. Однако специфика российского дискурса заключается в том, что основной акцент делается на роли и месте цифровых коммуникаций в профессиональном образовании: рассматриваются ключевые коммуникационные тренды и сценарии развития образования с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта в обозримой перспективе [Шарков и др. 2022]. Топовой темой полемики в последнее время стало включение в список компетенций специалиста в области коммуникации новой профессиональной функции — владение технологиями искусственного интеллекта.

Выделим еще один важный тренд исследований в коммуникативной области: значительное число публикаций и в зарубежных, и в отечественных изданиях содержат призывы к расширению методологий для изучения коммуникативных процессов и явлений [Hayes et al. 2023]. О стремлении к меж-/мультидисциплинарной работе, а также к включению тем, жизненно важных для области, которые по той или иной причине остаются недостаточно изученными, говорят, например, С. Янг и Н. Браунинг. Настало время, когда теория систем, теория социального обмена, теория стратегического управления и многие другие концептуальные подходы должны стать основой фундаментальных исследований в сфере коммуникаций. «Временами мы, — признают авторы, — возможно, отдавали предпочтение теориям связей с общественностью, а не внешним теориям, применяемым для обслуживания связей с общественностью, в ущерб нашей общей пользе» [Browning, Yang 2022].

Вместе с тем междисциплинарность особенно заметна в исследовании целого ряда научных направлений, прежде всего в изучении процессов медиатизации, феномена экосистем, подходов к исследованию метавселенной и пр.

Так, эффекты медиатизации уже невозможно свести только к культурным и социальным последствиям — цифровизация, датафикация, искусственный интеллект создают основу для радикального социально-экономического и социально-политического «поворота», Data Turn [Шилина 2020: 526]. Этот поворот, сдвиг парадигмы медиатизации ряд ученых обозначает как трансгрессию. Трансгрессия и как явление, и как процесс имеет множество трактовок в различных научных сферах, вместе с тем большинство ученых разделяют общий взгляд на ее сущность: трансгрессия — это переход из одного фиксированного состояния в другое, она

констатирует явление пересечения непроходимой границы, прежде всего границы между возможным и невозможным.

Следует отметить, что в отечественных коммуникативных исследованиях феномен трансгрессии привлекает особое внимание, поскольку рассматривается как магистральный путь в развертывании процесса медиатизации. Весомым доказательств этого тезиса стал выпуск специального номера «Вестника Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика» (2021, т. 26, № 4), авторы которого не только рассматривают природу и основания трансгрессии, но и исследуют ее последствия для различных общественных сфер. В эпоху датифицированного колониализма — современной формы капитализма, отмечает редактор номера М. Шилина, трансгрессия «отражает стремление выйти за рамки рациональности и целесообразности, она ведет к размыванию норм, правил, ценностей и нарушению границ, одновременно отрицая и утверждая определенный предел» [Шилина 2021: 614].

В этом контексте вызывает удивление заявление Е. А. Островской в статье, посвященной анализу предметного поля медиатизации: «В ситуации пробуксовывания отечественного социологического теоретизирования о медиатизации представляется весьма продуктивным обращение к подходам, предложенным зарубежными коллегами» [Островская 2023]. Напротив, исследование ситуации, сформировавшейся вокруг феномена медиатизации и ее последствий, позволяет сделать заключение: процессы медиатизации и их глобальные последствия являются сегодня одним из наиболее острых вопросов российского научного дискурса.

Происходит и еще одна, более масштабная, метаморфоза — расширение сетевого пространства до метавселенной. Метавселенную исследователи определяют как виртуальное пространство, в котором индивиды способны взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами посредством различных технологических приспособлений. Вместе с тем это мощное образование сталкивается с рядом не менее серьезных проблем, в первую очередь с собственными «разломами», которые порождены действиями государственных структур и иных акторов, ставящими различные барьеры и ограничения.

Результаты исследования

В процессе проведенного анализа новейших публикаций профессиональной периодики выделены наиболее актуальные темы, выступающие основанием современных исследований в сфере коммуникативной науки и практики.

Центральной проблемой является самоопределение коммуникационной сферы в современной нестабильной, хаотичной ситуации, когда проверке подвергаются все ранее устоявшиеся мировоззренческие постулаты коммуникативистики.

Очевидно, что стимулом такого переосмысления роли коммуникации стал кризис, породивший массу проблем, прежде всего проблему доверия как между менеджментом организации и ее сотрудниками, так и между государственными органами и населением большинства стран. Отсюда кризисная коммуникация становится трендом номер один, выступая остро востребованным видом коммуникационной деятельности. При этом ее содержание рассматривается как управление не столько катастрофическими ситуациями природного либо техногенного характера, сколько

всего комплекса возникающих социально-экономических проблем, носящих коммуникационную нагрузку. Тем самым кризисные коммуникации превратились в настоящее время в неотъемлемый атрибут деятельности коммуникатора.

Вместе с тем возникает вопрос, требующий дальнейшей рефлексии: каким образом стратегические коммуникации, предполагающие, как правило, долгосрочное целеполагание, соотносятся с кризисным управлением, нацеленным на решение локальных задач? Ведь в условиях относительной стабильности (в допандемийный период) стратегические коммуникации и кризисные коммуникации всегда рассматривались как альтернативные виды деятельности: в ситуациях кризиса именно кризисные коммуникации выходили на первый план, превращая стратегические коммуникации в своего рода маргинальное направление.

Проблемный характер носит и тема роли в современных условиях общественного мнения. Для того чтобы восстановить доверие общества, управленческим структурам (вне зависимости от сферы их функционирования) необходимо постоянно демонстрировать аудиториям «этику заботы» — интерактивное взаимодействие со стейкхолдерами. В течение 2010-х годов была выработана целая система методов и технологий, способствующих выстраиванию прочных, стабильных связей компаний/организаций с населением. Более того, за эти годы сформировалась теоретическая база для обоснования и разработки наиболее эффективных методов коммуникации. Речь идет о классической концепции «корпоративной социальной ответственности», теории устойчивого развития, концепции Б80 и ряде др. Однако сегодня в содержательную часть этих теоретических подходов и соответственно практик требуется внесение значительных изменений, поскольку в связи с усложнением социально-экономической и политической ситуации компании предпочитают свертывать программы социального инвестирования. Отсюда актуализируются вопросы адаптации концептуальных оснований социального предпринимательства к жестким требованиям сегодняшнего дня и созданию новых форм и методов управления общественным мнением.

В фокусе коммуникационного дискурса продолжает оставаться тема цифрови-зации коммуникаций. Причем свойством этой темы является мультиплицирование все новых вопросов, большая часть которых приобретает глобальный масштаб. Это касается форм и результатов медиатизации, в том числе образования феномена ме-тавселенной, трансгрессии как радикального качественного поворота в развитии медиатизации, появления новых подходов в интерпретации коммуникационных процессов (например, концепции «алгоритмического метакапитала») и т. д.

Особый круг вопросов представляет собой методология коммуникационных исследований, так как именно она задает направление изучения проблем, важнейших для развития коммуникативной отрасли. В качестве такой доминанты в последнее время выступает междисциплинарный подход, позволяющий всесторонне, комплексно изучать явления и процессы, происходящие в сфере коммуникаций.

Выводы

Подводя итоги исследования с точки зрения сравнительного анализа зарубежного и отечественного дискурсивных полей, можно констатировать: в целом исследователи разделяют общие позиции по фундаментальным проблемам ком-

муникативных наук. К ним, в частности, относятся процессы медиатизации и ее последствий, изучение феномена метавселенной, амбивалентные эффекты цифро-визации, роль искусственного интеллекта в развитии коммуникационной отрасли и т. д. Демаркационная линия между взглядами западных и российских исследователей проходит преимущественно по вопросам технологического характера, возникшим уже в 2020 г.: постпандемийное будущее, политический консюмеризм и его отражение в коммуникациях, корпоративные коммуникации и т. д.

Картография дальнейших исследований в области социальной коммуникации предполагает интеграцию в изучение предмета данной сферы идей не только собственно коммуникативных наук, но и философии, экономики, политики, культурологии, открывая новаторский подход к междисциплинарным комплексным исследованиям в ситуации неопределенности и неустойчивости.

Конечно, сегодня в сфере коммуникационных исследований вопросов больше, чем ответов. Хочется надеется, что наш аналитический обзор не только поможет исследователям составить из разрозненных, на первый взгляд, тем контуры общей карты направлений научного поиска, но и подвигнет к выдвижению и обоснованию новых идей в теории и практике коммуникаций.

Литература

Ачкасова, В., Быкова, Е., Гавра, Д. (2022а). К истории становления Российской школы теоретического анализа связей с общественности. К 300-летию Санкт-Петербургского университета (часть I). Российская школа связей с общественностью, 25, 54-79. Ачкасова, В., Быкова, Е., Гавра, Д. (2022б). К истории становления Российской школы теоретического анализа связей с общественности. К 300-летию Санкт-Петербургского университета (часть II). Российская школа связей с общественностью, 26, 114-129. Каплан, Я. (2023). Коммуникация в предпринимательской деятельности: использование искусственного интеллекта. Коммуникология, 11 (2), 139-149. Луков, В. (2018). Тезаурусный подход. Энциклопедия гуманитарных наук, 3, 247-252. Островская, Е. А. (2023). Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований. Медиалингвистика, 10 (4), 598-620. Пантин, В. И., Лапкин, В. В. (2014). Историческое прогнозирование в XXI веке: циклы Кондратьева,

эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+. Пантин, В., Родионов, К. (2022). Турбулентность на сломе эпох: с чем связан резкий рост региональных конфликтов? Российский совет по международным делам. Электронный ресурс https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/turbulentnost-na-slome-epokh-s-chem-svyazan-rezkiy-rost-regionalnykh-konfliktov/?ysclid=ln7qdmeauo584062441. Шарков, Ф. И. (2022). Формирование научного потенциала отечественных ученых в условиях коммуникационного разрыва между Россией и Западом: социологический обзор зарубежных и отечественных источников. Коммуникология, 10 (2), 150-160. Шарков, Ф. И., Абишева, В. Т., Лучина, М. А., Потапчук, В. А., Рамазанова, Ж. С. (2022). Новые коммуникационные тренды в образовании: цифровые технологии и искусственный интеллект. Коммуникология, 10 (3), 67-86. Шилина, М. Г. (2021). Медиатизация в «новой нормальности»: реверсы парадигмы и провокации трансгрессии? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 4 (26), 597-622. Шилина, М. Г. (2020). Связи с общественностью в контексте медиатизации: формирование концептуальной рамки исследования. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 25 (3), 521-530. Ashley, S., Craft, S., Maksl, A., Tully, M., Vraga, E. (2023). Can News Literacy Help Reduce Belief in COVID

Misinformation? Mass Communication and Society, 26 (4), 695-719. Beckers, K., Doll, M. (2022). The Representation of Public Opinion in Routine U.S. Network News. Mass Communication and Society, 27 (2), 360-383

Browning, N., Yang, S. (2022). Editor's essay: Reflecting on OPR research. Journal of Public Relations Research, 34 (l), 1-4.

Cascio, J. (2021). Facing the Age of Chaos. Электронный ресурс https://alfredopassos.wordpress.

com/2021/07/29/facing-the-age-of-chaos-by-jamais-cascio/. Hayes, R., Robertson, S., Preston, A. (2023). Does public relations scholarship need better PR? Practitioners' perspectives on academic research. Public Relations Review, 1 (49). Электронный ресурс https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S036381112200128X. Kim, Y., Basnyat, I., Meganck, Sh. (2023). The Role of Base Crisis Response and Dialogic Competency: Employee Response to CO VID-19 Internal Crisis Communication. Journal of Public Relations Research, 35 (1), 37-61.

Kumar, P. S., Anderson, B. (2021). Deep Mediatization during COVID-19: An Interview with Professor

Andreas Hepp. Networking Knowledge, 14 (1), 125-130. Ledbetter, A. M., Herbert, C. B. (2022). Revisiting the impression management model: The mediating role of net benefits, the moderating role of communication competence, and the importance of mutual-face concern. Information, Communication & Society, 25 (3), 449-469. Lundahl, О. (2022). Algorithmic meta-capital: Bourdieusian analysis of social power through algorithms in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

media consumption. Information, Communication & Society, 25 (10), 1440-1455. Mumford, D. (2022). Data colonialism: compelling and useful, but whither epistemes? Information,

Communication & Society, 25 (10), 1511-1516. Porter, Sh., Hunter, T. (2022). Boards and social media: the institutionalization of corporate social media

policy. Journal of Communication Management, 3 (26), 254-270. Pybus, J., Coté, M. (2022). Did you give permission? Datafication in the mobile ecosystem. Information,

Communication & Society, 25 (11), 1650-1668. Zhou, A., Liu, W., Kim, H., Lee, E., Shin, J., Zhang, Y., Huang-Isherwood, K., Dong, C., Yang, A. (2022). Moral Foundations, Ideological Divide, and Public Engagement with U.S. Government Agencies' COVID-19 Vaccine Communication on Social Media. Mass Communication and Society. Электронный ресурс https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15205436.2022.2151919.

Статья поступила в редакцию 3 октября 2023 г.; рекомендована к печати 10 апреля 2024 г.

Контактная информация:

Ачкасова Вера Алексеевна — д-р полит. наук, проф.; v.achkasova@gmail.com Журавлева Нина Николаевна — канд. полит. наук, доц.; PR_nina@mail.ru

The discourse of the communicative sphere: Current topics and research guidelines (analytical review of professional periodicals)

V. A. Achkasova1, N. N. Zhuravleva2

1 St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

2 Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications,

22, pr. Bol'shevikov, St. Petersburg, 193232, Russian Federation

For citation: Achkasova V. A., Zhuravleva N. N. (2024). The discourse of the communicative sphere: Current topics and research guidelines (analytical review of professional periodicals). Media Linguistics, 11 (3), 286-299. https://doi.org/10.21638/spbu22.2024.301 (In Russian)

Analysis of the latest publications in professional periodicals today occupies a special place in the field of communications: firstly, it acts as a filter, demonstrating scientific achievements and gaps that require deeper study; secondly, its results serve as a guide for further research; thirdly, thanks to such analysis, new methodological approaches are developed that are relevant to the current situation of uncertainty. An analytical review of articles published in highly rated jour-

nals focused on the problems of the communication sphere allowed us to identify a number of the most pressing topics that make up the discursive field of communication studies today: the need for self-determination of the communication sphere in the situation of the "new reality"; the role of crisis communication in modern society, understood as problem management; issues of public opinion formation and the problem of trust; the place of digitalization in communication processes and its consequences. The authors managed to identify a number of universal thematic areas successfully developed by foreign and domestic scientists. These include: the process of mediatization and transgression as a new turn in its deployment; formation of the metaverse; creation of ecosystems, etc. Approaches to solving acute communication problems related, first of all, to crisis situations were outlined. An important conclusion that the authors draw from the results of the analytical review is the urgent need for an interdisciplinary approach in the study of communication phenomena and processes. It is this methodological principle, which involves the integration of ideas not only from the communication sciences themselves, but also from philosophy, economics, politics, cultural studies and other branches of scientific knowledge, that opens up the possibility of an innovative approach to interdisciplinary comprehensive research in situations of uncertainty and instability.

Keywords: communication studies, public relations, public opinion, mediatization, interdis-ciplinarity.

References

Achkasova, V. A., Bykova, E. V., Gavra, D. P. (2022). On the history of the formation of the Russian school of theoretical analysis of public relations. To the 300th anniversary of St. Petersburg University (part I). Rossiiskaia shkola sviazei s obshchestvennost'iu, 25, 54-79. (In Russian)

Achkasova, V. A., Bykova, E. V., Gavra, D. P. (2022). On the history of the formation of the Russian school of theoretical analysis of public relations. To the 300th anniversary of St. Petersburg University (part II). Rossiiskaia shkola sviazei s obshchestvennost'iu, 26, 114-129. (In Russian)

Ashley, S., Craft, S., Maksl, A., Tully, M., Vraga, E. (2023). Can News Literacy Help Reduce Belief in COVID Misinformation? Mass Communication and Society, 26 (4), 695-719.

Beckers, K., Doll, M. (2022). The Representation of Public Opinion in Routine U.S. Network News. Mass Communication and Society, 27 (2), 360-383.

Browning, N., Yang, S. (2022). Editor's essay: Reflecting on OPR research. Journal of Public Relations Research, 34 (1), 1-4.

Cascio, J. (2021). Facing the Age of Chaos. Retrieved from https://alfredopassos.wordpress.com/2021/07/29/ facing-the-age-of-chaos-by-jamais-cascio/.

Hayes, R., Robertson, S., Preston, A. (2023). Does public relations scholarship need better PR? Practitioners' perspectives on academic research. Public Relations Review, 1 (49). Retrieved from https://www. sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S036381112200128X.

Kaplan, Ia. (2023). Communication in business: The use of artificial intelligence. Kommunikologiia, 11 (2), 139-149. (In Russian)

Kim, Y., Basnyat, I., Meganck, Sh. (2023). The Role of Base Crisis Response and Dialogic Competency: Employee Response to COVID-19 Internal Crisis Communication. Journal of Public Relations Research, 35 (1), 37-61.

Kumar, P. S., Anderson, B. (2021). Deep Mediatization during COVID-19: An Interview with Professor Andreas Hepp. Networking Knowledge, 14 (1), 125-130.

Ledbetter, A. M., Herbert, C. B. (2022). Revisiting the impression management model: The mediating role of net benefits, the moderating role of communication competence, and the importance of mutual-face concern. Information, Communication & Society, 25 (3), 449-469.

Lundahl, O. (2022). Algorithmic meta-capital: Bourdieusian analysis of social power through algorithms in media consumption. Information, Communication & Society, 25 (10), 1440-1455.

Lukov, V. (2018). Thesaurus approach. Entsiklopediia gumanitarnykh nauk, 3, 247-252. (In Russian)

Mumford, D. (2022). Data colonialism: compelling and useful, but whither epistemes? Information, Communication & Society, 25 (10), 1511-1516.

Ostrovskaya, E. A. (2023). Sociological study of mediatization from an institutional perspective: Concepts and empirical researches. Media Linguistics, 10 (4), 598-620. (In Russian)

Pantin, V. I., Lapkin, V. V. (2014). Historical forecasting in the 21st century: Kondratiev cycles, evolutionary

cycles and prospects for world development. Dubna: Feniks + Publ. (In Russian) Pantin, V., Rodionov, K. (2022). Turbulence at the break of epochs: what is the reason for the sharp increase in regional conflicts? Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam. Retrieved from https://russiancoun-cil.ru/analytics-and-comments/analytics/turbulentnost-na-slome-epokh-s-chem-svyazan-rezkiy-rost-regionalnykh-konfliktov/?ysclid=ln7qdmeauo584062441. (In Russian) Porter, Sh., Hunter, T. (2022). Boards and social media: The institutionalization of corporate social media

policy. Journal of Communication Management, 3 (26), 254-270. Pybus, J., Coté, M. (2022). Did you give permission? Datafication in the mobile ecosystem. Information,

Communication & Society, 25 (11), 1650-1668. Sharkov, F. I. (2022). Formation of the scientific potential of domestic scientists in the context of the communication gap between Russia and the West: A sociological review of foreign and domestic sources. Kommunikologiia, 10 (2), 150-160. (In Russian) Sharkov, F. I., Abisheva, V. T., Luchina, M. A., Potapchuk, V. A., Ramazanova, Zh. S. (2022). New communication trends in education: Digital technologies and artificial intelligence. Kommunikologiia, 10 (3), 67-86. (In Russian)

Shilina, M. G. (2021). Mediatization in the "new normal": Paradigm reversals and provocations of transgression? Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Literaturovedenie. Zhurnalis-tika, 4 (26), 597-622. (In Russian) Shilina, M. (2020). Public relations in the context of mediatization: The formation of a conceptual framework for research. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Literaturovedenie. Zhurnal-istika, 25 (3), 521-530. (In Russian) Zhou, A., Liu, W., Kim, H., Lee, E., Shin, J., Zhang, Y., Huang-Isherwood, K., Dong, C., Yang, A. (2022). Moral Foundations, Ideological Divide, and Public Engagement with U. S. Government Agencies' COVID-19 Vaccine Communication on Social Media. Mass Communication and Society. Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15205436.2022.2151919.

Received: October 3, 2023 Accepted: April 10, 2024

Authors' information:

Vera A. Achkasova — Dr. Sci. in Politics, Professor; v.achkasova@gmail.com Nina N. Zhuravleva — PhD in Politics, Associate Professor; PR_nina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.