УДК 316.77:001.8; 070:001.8 ББК 76.0 ГРНТИ 19.01.07 ВАК: 10.01.10
Шилина М.Г.
Москва, Россия
МЕДИАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА:
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ КАК МОДАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. В условиях постоянных оперативных изменений медиасферы и «расцепления» коммуникации (по Латуру) из-за сжатости времени изучение количественных параметров медиатизации, в первую очередь темпоральности, становится необходимым. Автор анализирует темпоральность в медиатизации, ее специфику в кризисный период и фиксирует ее амбивалентность. В научный обиход вводится ряд новых понятий, в частности кризисная медиатизация, темпоральность медиатизации. Представленные результаты исследования темпоральности определяются как базовые для изучения параметров кризисной медиатизации.
Ключевые слова: медиа, новая нормальность, трансгрессивная медиатизация, кризисная медиатизация, темпоральность, темпоральность медиатизации
Marina G. Shilina
Moscow, Russia
MEDIATIZATION IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL CRISIS: TEMPORALITY AS A RESEARCH MODALITY
Abstract. The paper presents an analysis of mediatization parameters in the context of the global crisis-2022. In the context of constant changes in the media
sphere and the "disconnection" of communication (according to Latour) due to the compression of time, the study of the quantitative parameters of mediatization, primarily, temporality, becomes necessary. The author analyzes temporality in mediatization, its specifics in crisis and captures its ambivalence. A number of new terms and concepts of mediatization and temporality of mediatization are introduced. The results of the study of temporality are considered to be basic for studying the effects of crisis mediatization.
Key words: media, transgressive mediatization, crisis mediatization, online temporality, mediatization temporality
Постановка проблемы
Для исследователя медиа в текущей ситуации постоянных изменений реальности актуальным представляется изучение не столько медиации (англ. mediation) как опосредованности практически всех процессов реальности медийной коммуникацией, сколько медиатизации (англ. mediatization) как процесса социокультурного влияния медиа на индивида и сообщества.
Медиатизация, несмотря на дискуссионность и достаточную новизну концепции для исследований медиа, в большинстве случаев представляется как процесс, когда средства коммуникации обретают существенное значение в «расширении сфер жизни и общества» и благодаря этому «ширятся и обретают силу» [Fornas, 484], и их эффекты требуют специального рассмотрения.
Для теории и практики связей с общественностью исследование социальной коммуникации, опосредованной медиа, именно в контексте медиатизации представляется продуктивным, поскольку медиатизация связывает социокультурные эффекты медиакоммуникации с социальными трансформациями, изменениями паттернов поведения индивидов, малых групп, сообществ.
В России и мире новая нормальность с конца февраля 2022 года отражает уникальные кризисные трансформации, появившиеся впервые.
Высокий темп постоянных изменений реальной жизни и медиасферы провоцирует новые социальные медиаэффекты, что определяет необходимость поиска параметров исследования медиатизации, релевантных данной коммуникативной кризисной ситуации.
Термин «кризисная медиатизация» вводится в научный обиход впервые. В рамках данного исследования дадим следующее рабочее определение: кризисная медиатизация — социокультурные эффекты, параметры которых спровоцированы медиацией в условиях политического и социокультурного кризиса.
Социальные изменения, опосредованные эффектами медиа, отражают качественные параметры медиатизации. Количественные характеристики фиксируют специфику распространения медиа во времени, пространстве, социуме. Качественные особенности влияния медиа — как всякие долгосрочные изменения — требуют достаточного количества времени для формирования эффектов, что в условиях форсированных кризисных трансформаций определяет необходимость первичной фокусировки исследования именно на базовых количественных характеристиках.
Одной из существенных особенностей медиатизации в условиях форсированных темпов кризиса оказывается не просто ускорение темпа коммуникации, но «сжатие» времени, что отчуждает индивида от времени для рефлексии — и классического времени формирования эффектов медиатизации [Латур, 2014]. Иными словами, темпоральность медиакоммуникации становится одной из первичных характеристик медиатизации.
Время бессубъектно, несоциально, неличностно, темпоральность же обозначает временные параметры форм реальности, видовые понятия базовой категории. Термин «темпоральность» описывает в самом общем виде в различных науках взаимосвязь моментов времени, в частности временную сущность явлений, порожденных динамикой их движения. Например, в социологии понятие темпоральности применяют для описания динамических
социальных объектов, анализа взаимосвязанных социальных явлений. Время как социологическая категория на макроуровне отражает специфику социальной реальности, на мезоуровне — особенности бытования сообществ, на микроуровне — параметры идентичности и индивидуальности [Болдачев, 2011].
Темпоральность в медиатизации в рамках данного исследования определим в контексте неклассической науки как явление и как процесс с позиций модели коммуникации. Модель в самом общем виде отражает взаимодействие базисного субъекта — заказчика коммуникации, технического субъекта — медиа, объект коммуникации — аудиторию. Темпоральность как явление представляет временную опосредованность субъект-объектного взаимодействия в создании, трансляции, потреблении определенного медийного контента. Процесс темпоральности фиксирует временные характеристики структуры этих явлений. В научном знании о медиатизации изучение соотношения временных характеристик медиакоммуникации и эффектов возможно на всех этапах взаимодействия.
Отметим расширение субъект-объектных исследовательских рамок, которые включают не только аудиторию как потребителя медийной информации, субъекта коммуникации, но и субъектов коммуникации — ее заказчиков, производителей, трансляторов, а также квази-субъектов — владельцев цифровых платформ, данных и т. д.
Цель данного исследования — выявление оснований релевантных свойств темпоральности как существенного первичного параметра изучения временной динамики взаимодействия медиа и индивидов, в условиях кризисной медиатизации.
Рабочая гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: если медийные практики отражают реалии кризисной ситуации, то первичным параметром, определяющим оперативные исследования кризисной медиатизации, становится темпоральность.
Исследовательские вопросы таковы: Каковы параметры изучения медиатизации в условиях кризиса? Каковы характеристики темпоральности в контексте кризисной медиатизации?
Метод исследования: в данном исследовании полученные теоретические результаты оцениваются экспертами фокус-группы — ведущими отечественными медиаспециалистами и исследователями медиатизации (n = 6, 2022).
Обзор литературы по проблематике исследования
Развитие исследований медиатизации как специфического научного направления в рамках медийной теории, начатое в 2010-х, в ситуации «медиатизации всего» [Livingston, 2008], отражает попытки формирования новой сферы научного знания, теории среднего уровня. При этом параметры и возможные границы исследовательского поля медиатизации не определены до сего дня [Lunt, 2015].
Медиатизация рассматривается как двусторонний социальный процесс, благодаря которому общество предельно насыщается средствами массовой информации, которые срастаются с другими социальными институтами [Hjarvard, 2013], и становится коммуникативным метапроцессом построения социального и культурного мира [Krotz, 2007].
Медиатизация фиксирует все большую зависимость социокультурных процессов от медиа.
Для исследования социокультурных эффектов, обусловленных медиа, основания традиционно привлекаются из медиалогии, социальных наук, культурологии. В последнее время среди актуальных теоретических подходов к изучению медиатизации выделяют социально-конструктивистский подход, который предлагают Ник Коулдри и Андреас Хепп [Couldry, 2016] в рамках социологических идей Норберта Элиаса [Elias, 1978].
Развивая фигуративный подход, Н. Коулдри и А. Хепп вводят понятие коммуникативной фигурации, которое позволяет фиксировать специфику
социальных структур в социальной жизни, — как паттерны взаимозависимостей — и определять функции технологий медиа и коммуникаций в их жизнедеятельности. Структурной основой всякой фигурации выступает специфическое сообщество акторов (например, члены определенной семьи, читатели определенного медиа, пользователи определенной медиаплатформы и т. п.).
В описанном учеными медиамультиверсе (media manifold) конструирование и поддержание коммуникации/смысловой связи внутри и между сообществами/фигурациями реализуется, поскольку индивиды находятся в определенных отношениях, разделяют общие цели и ориентированы на совместные действия, существенные для данной фигурации, — то есть находятся в общих релевантных рамках (relevance-frames). При этом всякая фигурация сопряжена с определенными коммуникативными практиками, которые включают всю совокупность медийных объектов и технологий — определенный медиаансамбль фигурации. По сути, в концепции представлены три уровня сопряженности фигурации: структурный, ценностный, медиатехнологический.
«Глубокая медиатизация» (deep mediatization) отражает все более существенное погружение индивида и сообщества в цифровую коммуникацию, в первую очередь датифицированную на всех уровнях и этапах коммуникации [Hepp, 2020].
Концепция и модель глубокой медиатизации в условиях датификации расширяется за счет технологических квази-акторов (например, владельцев платформ, баз данных и т. д.).
В условиях новой нормальности [Zizek, 2020] медиатизация становится трансгрессивной в результат проникновения медиа во все сферы жизнедеятельности [Шилина, 2021]. Эффекты медиа, в том числе негативные, усиливаются [Дроздова, 2019].
Исследования медиатизации ковидного периода новой нормальности европейские теоретики предлагают определить как «коллективный перерыв»
(«mediatized collective break»), во время которого происходит «рефигурация связей в обществе» («refiguration of public connection») [ICA 2020], и изучать ожидания людей, опыт самой пандемии, анализ хода пандемии и идеи решения проблем пандемии, предложенные СМИ [Kumar, 2021]. Однако исследования медиатизации данного периода пока не опубликованы.
Исследования темпоральности в контексте модели медиакоммуникации и трехуровневой модели фигурации в медиаисследованиях не получили специальной концептуализации, несмотря на то что темпоральность фигурации — и социального мира как такового — является их неотъемлемой составляющей.
Уникальность и новизна социокультурных характеристик ситуации новой нормальности и возникшей в 2022 году новой глобальной кризисной ситуации определяют отсутствие системных исследований кризисной медиатизации и ее темпоральности.
Таким образом, параметры кризисной медиатизации и темпоральности как первичной количественной характеристики медиатизации и релевантные им концепции до сего дня в научной литературе не зафиксированы.
Темпоральность в контексте кризисной медиатизации: сущность, специфика
В условиях кризиса и форсированного убыстрения медиакоммуникации темпоральность практически не изучена, хотя представляется весьма существенной характеристикой новейших практик.
В рамках доказательства рабочей гипотезы выявим параметры исследования медиатизации и базовые характеристики темпоральности в контексте кризисной медиатизации.
Типология исследований медиатизации включает институциональное, социально-конструктивистское и технологическое направления. Уровни исследования различаются на микро, мезо и макроуровнях. Очевидно, что темпоральность сопряжена со всеми направлениями и уровнями медиатизации.
Временная специфика в исследовательских концепциях медиатизации специально не выделена, однако логично предположить, что более глубокая опосредованность технологиями убыстряет процессы. Экспансия цифровых медиа, трансгрессивная медиатизация убыстряет ритм времени, присущий индивидам и фигурациям. «Внутреннее» время индивида и фигурации отличается от убыстренного ритма медиа (форсированного в условиях кризиса). Очевидным представляется конфликт темпоральностей фигурации, поскольку социальное время формируется все в меньшей степени индивидами в их взаимоотношениях, все в большей степени технологическими медийными акторами.
Трансгрессивная медиатизация периода пандемии SaRS-COVID-19 характеризуется разрушением всех прежних барьеров коммуникации, то есть возможностью максимальной скорости создания и трансляции информации и интенцией ее максимально быстрого потребления и анализа аудиторией. Данная специфическая темпоральность как существенная первичная характеристика анализа кризисной медиатизации модели коммуникации и в контексте фигураций не проводилась. Однако практически все эксперты (5 из 6 экспертов) согласны, что темпоральность в условиях ковид-кризиса становится одной из существенных характеристик, оказывает большее воздействие на все процессы и акторов (6 из 6 экспертов), возможно, даже более значимое, чем прочие количественные пространственные и технологические характеристики (4 из 6).
В контексте глобальной кризисной коммуникативной ситуации-2022 медиа требуется отражать все изменения весьма оперативно, что по определению ведет к еще более форсированной темпоральности.
Основной вектор актуальных изменений темпоральности определяет онлайнововая медиатизация, которая еще в период ковид-кризиса становится практически нормативной. Свойства цифровой виртуальной онлайновой темпоральности — убыстрение скорости поиска, создания, распространения, потребления информации — усугубляют фрагментарность восприятия и
рефлексии, причем у всех акторов медиакоммуникации. Данную точку зрения разделяют все опрошенные эксперты.
Кризисная медиатизация как процесс форсирования настоящего времени при этом убыстряет переход настоящего в прошлое и настоящего в будущее, что провоцирует невозможность формирования релевантной рефлексии любого из времен и разрушает их конгруэнтность [Дроздова, 2019].
Феномен виртуального времени, который отражает редукцию традиционных представлений о прошлом и будущем в пользу виртуального «времени мгновения» в период ковид-кризиса оказывался нацеленным на будущее, в кризис-2022 скорее усиливает внимание к традиционным параметрам прошлого-настоящего-будущего времени, по оценке более половины экспертов (4 из 6). Отражение времени в образах кризисного настоящего закономерно заменяется образами более понятного прошлого или более спокойного будущего, что также свидетельствует в пользу изменения параметров темпоральности — расширения и замедления.
В условиях кризиса-2022 медиа провоцируют больше внимания не только к текущему моменту, но и временному контексту, так что виртуальная темпоральность демонстрирует амбивалентность: с одной стороны, убыстрение, форсирование времени, сокращение времени акта взаимодействия с настоящим, с другой — специфическое расширение мгновения настоящего времени, то есть его замедление.
В целом спровоцированная кризисом форсированная темпоральность сопровождает «расцепление коммуникаций» как акторно-сетевое следствие убыстрения времени [Латур, 2014]. Эксперты в большинстве согласны с подобной точкой зрения (4 из 6).
Общие тенденции кризисной темпоральности, представленные выше, сходны с трансформациями на уровне фигураций, которые описывали Н. Коулдри и А. Хепп. Так, фигурации в контексте повседневной темпоральности и даже глубокой медиатизации функционировали в
определенных рамках релевантности, объединенные социальным действием — в условиях кризиса проявляются черты сообществ без временной устойчивости (что отмечали исследователи и ранее в связи с виртуализацией медиатизации). При этом слабые связи, которые характерны для подобных онлайновых фигураций, в кризисстановятся еще более слабыми и менее прозрачными, по мнению экспертов (3 из 6).
Открытая темпоральная структура докризисного фигуративного мира, опосредованного цифровыми интерактивными медиа, социальными сетями, коммуникацией «журналистики граждан», сужается как в силу структурных нормативных ограничений, так и в силу усложнения кризисной медиакоммуникации. Данный вывод поддерживает практически все эксперты (5 ил 6).
Рефлексия ситуации глобального кризиса-2022 ввиду его новизны не сформирована, однако оперативные исследования сравнения первичных эмпирических данных медийных эффектов ковидной кризисной ситуации-2020 и глобального кризиса-2022 позволяют зафиксировать достаточно низкий всплеск интереса аудитории российских телевизионных и интернет-медиа к актуальной повестке дня [Цыбулъская], что возможно также соотнести с замедлением поиска информации и более медленным уровнем темпоральности аудитории — объектов коммуникации. Эксперты полагают, что данные этого эмпирического исследования косвенно подтверждают гипотезу о темпоральности как существенной характеристике кризисной медиатизации (3 из 6).
Результаты
Кризисная медиатизация становится частью реальной и онлайновой повседневности, формируя новые модальности и параметры концепции медиатизации, включая темпоральность.
Повседневная темпоральность трансгрессирует на различных уровнях фигураций, продолжая размывать границы между реальным и виртуальным опытом, ритмом и структурами индивидуального времени. Трансгрессия
фигураций ведет к смешению сообществ — и режимов темпоральности. При этом индивиды и сообщества при форсированном темпе медиатизации демонстрируют характеристики замедления, что предполагает увеличение потенциала времени для рефлексии.
Темпоральность в кризисной медиатизации, как показывает проведенное исследование, становится не только количественным параметром, но и качественным маркером медиаэффектов, что формирует новую модальность ее исследования.
Библиография
Болдачев А.В. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма. М.: URSS,
2011.
Дроздова А.В. Новая темпоральность повседневных практик в онлайн-коммуникации // Ярославский педагогический вестник. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-temporalnost-povsednevnyh-praktik-v-onlayn-kommunikatsii (дата обращения: 10.03.2022)/
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: ИД Высшей школы экономики, 2014. 382 с.
Цыбульская А. Потребитель и медиа в новой реальности 2.0. Отчет OMD. 14.03.2022. (Из личного архива автора).
Шилина М.Г. Медиатизация в «новой нормальности»: реверсы парадигмы и провокации трансгрессии? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Т. 26. N 4. 2021. C. 597-622.
Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press.
Elias N. (1978) What Is Sociology? New York: Columbia University Press.
Fornas J. (2014) Mediatization of popular culture. In: Lundby K (ed.) Mediatization of Communication: Handbooks of Communication Science, vol. 21. Berlin: De Gruyter Mouton, 483-504.
Hepp A. (2020) Deep mediatization. Routledge.
Hjarvard S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge.
ICA 2020. Conference. Retrived on March 10, 2022 https://www.hans-bredow-institut.de/en/news/70th-annual-conference-of-the-international-communication-association-ica-2020
Kumar Putta S. & Anderson B. (2021) Deep Mediatization during COVID-19: An Interview with Professor Andreas Hepp, University of Bremen. Networking Knowledge, 14 (1), pp. 125-130. https://doi.org/10.31165/nk.2021.141.662
Krotz F. (2007) The meta-process of 'mediatization' as a conceptual frame. Global Media and Communication. Vol. 3. No. 3. P. 256-260. DOI: 10.1177/17427665070030030103.
Livingston S. (2008) On the mediation of everything: ICA presidential address. Journal of communication 59(1): 1-18. Retrived on March 10, 2022 http://eprints.lse.ac.uk/21420/17 On_the_mediation_of_everything_(LSERO).pdf
Lunt P. and Livingstone S. (2015) Is 'mediatization' the new paradigm for our field? A commentary on Deacon and Stanyer (2014, 2015) and Hepp, Hjarvard and Lundby (2015). Media, Culture and Society. Retrived on March 10, 2022 from http://eprints.lse.ac.uk/63409/
Zizek S. (2020) Pandemic! COVID-19 Shakes the World. OR Books. https://doi .org/10.2307/j. ctv16t6n4
Reference
Boldachev A.V. (2011) Temporalnost I filisifiya absolutnogo relativizma [Temporality and the philosophy of absolute relativism]. Moscow: URSS.
Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press.
Drozdova A.V. (2019) Novaya temporalnost povsednevnuch praktik v onlain-kommunikatsii [The new temporality of everyday practices in online communication] Yaroslavl Pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-temporalnost-povsednevnyh-praktik-v-onlayn-kommunikatsii (accessed: 03/10/2022)].
Elias N. (1978) What Is Sociology? New York: Columbia University Press.
Fornas J. (2014) Mediatization of popular culture. In: Lundby K (ed.) Mediatization of Communication: Handbooks of Communication Science, vol. 21. Berlin: De Gruyter Mouton, 483-504.
Hepp A. (2020) Deep mediatization. Routledge.
Hjarvard S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge.
ICA 2020. Conference. Retrived on March 10, 2022. https://www.hans-bredow-institut.de/en/news/70th-annual-conference-of-the-international-communication-association-ica-2020
Kumar Putta S. & Anderson B. (2021) Deep Mediatization during COVID-19: An Interview with Professor Andreas Hepp, University of Bremen. Networking Knowledge, 14 (1), pp. 125-130. https://doi.org/10.31165/nk.2021.141.662
Krotz F. (2007) The meta-process of 'mediatization' as a conceptual frame. Global Media and Communication. Vol. 3. No. 3. P. 256-260. DOI: 10.1177/17427665070030030103.
Latour B. Peresborka sotsialnogo: vvedenije v aktorno-setevuju teoriyu [The reassembly of the social: an introduction to Actor-network theory]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House. 2014. 382 p.
Livingston S. (2008) On the mediation of everything: ICA presidential address. Journal of communication 59(1): 1-18. Retrived on March 10, 2022 http://eprints.lse.ac.uk/21420/17 On_the_mediation_of_everything_(LSERO).pdf
Lunt P. and Livingstone S. (2015) Is 'mediatization' the new paradigm for our field? A commentary on Deacon and Stanyer (2014, 2015) and Hepp, Hjarvard and Lundby (2015). Media, Culture and Society. Retrived on March 10, 2022 from
Shilina M.G. (2021) Mediatizatsiya v novoy normalnosti: reversy paradigm I provokatsii transgressii? [Mediatization in the "new normality": paradigm reversals and provocations of transgression?] Vestik Rossijskogo universitetra druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia]. Series: Literary studies, journalism. Vol. 26, No. 4. P. 597-622.
Tsybulskaya A. Potrebitel I media v novoy realnosti [Consumer and Media in the New Reality 2.0]. OMD Report. 14.03.2022. (From the author's personal archive).
ZizekS. (2020) Pandemic! COVID-19 Shakes the World. OR Books.
Сведения об авторе
Шилина Марина Григорьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Ро^ийский экономический университет им. Г. В. Плеханова; marina.shilina@gmail.com.
Shilina Marina Grigorievna - Doctor of philology, professor at the Chair of advertising, public relations and design, Plekhanov Russian University of Economics; marina.shilina@gmail.com.