УДК: 80; 316.77; 070
ББК: 80; 76.0
Воинова Е.А., Сивякова Е.В.
ДИСКУРС КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ: ПРОБЛЕМАТИКА НАСИЛИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Voinova E.A., Sivyakova E.V.
DISCOURSE AS A RESOURCE OF SOCIAL ANOMIE OVERCOMING: ISSUES OF DOMESTIC VIOLENCE IN MASS COMMUNICATION (DATA OF RESEARCH)
Ключевые слова: проблематика насилия, домашнее насилие, гендерное насилие, социальная аномия, гендерные установки, гендерный контракт, трансформирующееся общество, публичный язык, публичная дискуссия, дискурсивные практики, массовые издания.
Keywords: violence issues, domestic violence, gender violence, social anomie, gender attitudes, gender contract, transforming society, public language, public discussion, discursive practices, mass media.
Аннотация: статья1 посвящена изучению особенностей публичного дискурса как значимого ресурса для преодоления ценностной неструктурированности российского общества. Авторы анализируют роль медиа в преодолении социальной аномии и на основании данных, полученных в ходе эмпирического исследования, приходят к выводу о том, что для выработки общественного согласия необходим константный, а не локальный и ситуативный, глубокий, а не эмоционально-поверхностный, публичный разговор. Журналисты сегодня редко анализируют проблемный контекст описываемых событий и практически не предлагают конструктивных вариантов решения артикулируемых проблем.
Abstract: the article examines a specific of public discourse as a significant resource of the Russian society axiological absence of pattern overcoming. Authors analyze the role of media in social anomie overcoming, and, relying on the research results, arrive at the conclusion that for social consensus developing, constant and rational public talk is needed. Today Russian journalists rarely analyze problematic context of the agenda they cover, as well as almost never suggest a constructive ways of articulated issues solving.
Крупные медийные инициативы как фактор расширения публичного дискурса
В конце 2018 года телеканал RTVi совместно с социальной сетью «Одноклассники» провели специальный эфир, посвященный насилию . Эфир состоялся 5 декабря, в Международный день ликвидации насилия против женщин. Участие в нем приняли директор центра "Насилию.нет" Анна Ривина, телеведущая Ксения Собчак, актриса Ирина Горбачева и психолог Яков Кочетков. Представляется, что формирование подобного состава спикеров позволило
организаторам обеспечить достаточное качество обсуждения проблематики насилия, в том числе при обсуждении терминологических особенностей предъявления этой темы в публичном пространстве.
Придание максимальной публичности историям жертв домашнего насилия важно, по мнению экспертов, по нескольким причинам. Во-первых, после принятия закона о декриминализации насилия повторные побои рассматриваются как частный случай, поэтому жертва должна доказывать вину преследователя самостоятельно. «Нужно, чтобы этот процесс был публичным, чтобы
1 Окончание. Начало см. в предыдущем номере.
2 Насилию - нет. Спецэфир RTVi с участием Ирины Горбачевой и Ксении Собчак. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rtvi.com/broadcast/nasiliyu-net-spetseiir-rtvi/. - Дата обращения 15.01.2019.
мужчина знал, что не женщина влияет на перемещение бумажек по кабинетам»1. Во-вторых, любые комментарии участников обсуждения, даже негативные, способствуют привлечению внимания к теме и ее популяризации у широкой аудитории. «Даже то, что мы получаем негативные комментарии, говорит о том, что идет общественная дискуссия, и это хорошо», - сказала Риви-на2
В середине декабря 2018 года рекламное агентство Room 485 запустило "Проект 911", миссия которого сформулирована следующим образом: «изменить отношение общества к проблеме домашнего насилия в отношении женщин, снижая степень равнодушия к происходящему в России" . Создатели проекта планируют «показать широкой аудитории масштаб проблемы домашнего насилия и подвигнуть на реальное действие», с помощью чего собираются достичь своей «глобальной цели» - «способствовать принятию закона о профилактике домашнего насилия и совместно с партнерскими организациями создать всероссийскую сеть кризисных центров помощи по-
4
страдавшим» .
Проект представляет собой информационную платформу: пользователи могут посмотреть интерактивные видео, изучить массив новостей и статистики по теме, найти контакты НКО, занимающихся помощью жертвам насилия, а женщины могут пройти тест, чтобы «проверить безопасность своих отношений». Центром проекта является фильм, главная героиня которого пострадала от действий своего молодого человека, причем пользователи могут принимать за нее решения и влиять на ее судьбу. В России пока это один из флагманских социальных проектов такого рода: технологии только оформляют и визуализируют тему, глубинная проработка которой стала возможной благодаря участию в проекте профильных некоммерческих организаций: центра «Насилию.нет», центра «Анна», про-
1 Там же.
2 Там же.
3 Prjct911. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://project911.ru/#/manifest. — Дата обращения 15.01.2019.
4 Там же.
екта W, центра «Сестры», антикризисного центра «Китеж».
За два года до проекта московского рекламного агентства, в декабре 2016 года, Интернет-журнал о фотографии и визуальной культуре Bird In Flight выпустил специальный проект «Ты - моя. Истории женщин, переживших насилие в отношениях»5. «Это истории о власти и контроле одного человека над другим, о сложностях распознать насилие и противостоять ему на индивидуальном и государственном уровне», - описывает концепцию проекта его автор, фотограф и социолог из Санкт-Петербурга Мария Гельман. Гельман подчеркивает, что «насилие - это не всегда кулаком в лицо, это еще когда тебя игнорируют, контролируют, пренебрегают твоими желаниями»6. Проект показывает, что «одну из важных ролей в насилии играет дисбаланс власти, а не ориентация, возраст, образование»7, - утверждает она.
Проект представляет собой монологи 11 женщин, переживших насилие в отношениях и рассказывающих об этом без купюр. Отличительная особенность проекта заключается в том, что эти истории неанонимные, каждый из рассказов сопровождается фотографией. На фото все они сидят в одинаковой позе, сложив руки за столом, как будто в кабинете у следователя. Представляется, что подобная деанонимизация и максимальная персонализация дискурса о насилии может способствовать просвещению широкой аудитории и восприятию проблематики насилия как серии историй конкретных людей, с которыми каждый из читателей может быть знаком.
Устойчивые траектории обсуждения случаев насилия в российских медиа
На качество предъявления проблематики насилия в медиа оказывают влияние множественные факторы. Ключевым из них принято считать экологический фактор, то есть влияние среды. «В российской культу-
5 Ты - моя. Истории женщин, переживших насилие в отношениях. Bird In Flight. 19.12.2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/fotoproect/2016 1219-ty-moya-istorii-zhenshhin-perezhivshih-nasilie-v-otnosheniyah.html. — Дата обращения: 15.01.2019.
6 Там же.
7 Там же.
ре принято полагать, что ответственность за изнасилование лежит на женщине - хотя юридически за преступление всегда несет ответственность насильник, - говорит действительный член Нидерландского института психологов Светлана Бронникова в интервью изданию "Медуза". - Но у нас акт насилия не считается чем-то драматичным, ужасным, унизительным или каким-то образом поражающим жертву в ее правах. Все, что связано с изнасилованием, у нас стыдно: стыдно быть изнасилованной, стыдно терпеть, стыдно подавать в суд»1.
Принимая решение о том, выносить свою историю в публичное пространство или нет, жертва насилия редко обладает всей полнотой информации о тех последствиях, которые это решение может за собой повлечь. Наиболее распространенные причины отказа рассказывать свою историю широкой аудитории - традиционная презумпция вины жертвы и ощущаемый ей в связи с этим стыд, однако в российском контексте совершенно особый образ в публичное пространстве приобретает факт наказания, если оно происходит. «С юридической точки зрения, жертве нужно, чтобы преступник понес наказание, чтобы восстановилась какая-то человеческая справедливость, - говорит Бронникова в интервью изданию "Медуза". - С точки зрения психологической, жертве это не нужно, потому что это значит - опять переживать тяжелый опыт. А вот с точки зрения социальной, свершившееся возмездие, правосудие в нашей стране делает жертву более уязвимой: „А, это та, которая своего в тюрьму засадила". Это клеймо навсегда». Эксперт полагает, что большинство жертв насилия молчит и будет молчать именно из-за страха «усугубить ситуацию»2.
Решение придать огласке ситуацию насилия несет за собой ряд рисков, связанных именно с качеством общественного диалога по проблематике насилия и степе-
Гордеева К. Второе изнасилование. Как российское государство обращается с жертвами сексуальных преступлений. Медуза. 20.09.2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/09/20/vtoroe-iznasilovanie. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Там же.
нью готовности российского общества к открытому обсуждению этих стигматизированных тем, привычка говорить о которых только вырабатывается. Во-первых, ожидая сочувствие, поддержку и одобрение, жертва насилия очень часто получает ровно обратное - обвинение, равнодушие, агрессию и упреки. Стремление обвинить не насильника, а жертву (феномен «виктимблейминга») обуславливается стремлением «дистанцироваться от жертвы насилия и от мысли, что это может произойти с любой женщиной вне зависимости от ее поведения»3.
Бывший главный редактор издания Шопёег2те и одна из главных специалистов по гендерной проблематике в российских медиа Ольга Страховская, вместе с политологом Сергеем Медведевым рассуждая о том, как в России говорить о насилии, приходит к выводу о том, что обсуждение этой проблематики невозможно без развитой в обществе эмпатии. «Это так сложно, потому что ты не хочешь, чтобы такое случилось с тобой. Ты не хочешь говорить о насилии над женщинами, потому что таким образом ты отделяешь себя от женщин, с которыми это случилось или могло случиться. Это такое магическое, ритуальное заклинание себя от беды: этого нет в моем поле, значит, этого не существует, я не хочу это видеть, -уверена Страховская. - Это консервативное желание, боязнь инаковости, боязнь нового, того, что мы должны измениться, боязнь взглянуть в зеркало и понять, что в принципе работать-то нужно каждому с самим со-бой»4.
О важности сочувствия заявителям о насилии говорит и руководитель центра «Сестры» Мария Мохова: «Когда вы читаете об этом на фейсбуке, когда вам кто-то
3 Страховская О. Что происходит с Дианой Шурыгиной и почему ее не оставляют в покое. Медуза. 20.02.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/02/20/chto-proishodit-s-dianoy-shшyginoy-i-pochemu-ee-ne-ostavlyayut-v-pokoe. - Дата обращения: 15.01.2019.
4 Страховская О., Медведев С. Как в России говорить о насилии? Цикл публичных лекций и дискуссий 1пЫЬейу "Я могу говорить". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://soundcloud.com/inHberty/olga-strakhovskaya-i-sergey-medvedev-kak-v-rossii-govorit-o-nasilii-i-dostoinstve. — Дата обращения 15.01.2019.
рассказывает историю о насилии над собой - не надо оценивать обстоятельства. Пожалейте человека, займите его сторону и скажите: я рядом, я с тобой, я понимаю»1. Впрочем, в российском контексте журналисты все чаще используют метафору «второе изнасилование» при описании последствий выхода жертв насилия в публичное пространство. В одной из своих передач, посвященных истории Дианы Шурыгиной (см. далее), телеведущий Андрей Малахов говорит о ней, что она была «изнасилована второй раз соцсетями», такой же заголовок дает своему репортажу о жертвах насилия журналист издания «Медуза» Катерина Гордее-ва. Метафора символизирует определенное поведение пользователей соцсетей, которые не стремятся рационально разобраться в ситуации и продумать пути решения проблемы, как это могло бы быть в рамках качественного общественного диалога, а оперируют эмоциональными аргументами, предъявляют конспирологические версии случившегося, ищут «скрытые мотивы» и тяготеют к открытым оскорблениям.
Специфика освещения случаев домашнего насилия в российских медиа
В основу анализа особенностей освещения случаев домашнего насилия в медиа была положена концепция соотнесения общественного диалога со следующими параметрами: наличием в повестке дня проблемы, разнообразием позиций, представляющих проблему субъектов и характером аргументации. В связи с этим основные исследовательские вопросы были сформулированы следующим образом: при каких обстоятельствах тема домашнего насилия через рассматриваемую ситуацию попадает в массовые медиа и, таким образом, в массовый дискурс? Какие факторы могут «удерживать» тему в медиапространстве в течение длительного времени?
Изучение качественных характеристик медиатекстов позволило выявить наличие или отсутствие стереотипизации и стигматизации проблематики домашнего насилия
1 Мохова М. Почему важно рассказывать о пережитом насилии? Медуза. 7.07.2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/feature/ 2016/07/07/pochemu-vazhno-rasskazyvat-o-perezhitom-nasilii. - Дата обращения 15.01.2019.
в СМИ. Сделано это было с помощью следующего набора критериев: а) наличие или отсутствие в тексте фигур оправдания насильника и / или обвинения жертвы («виктимблейминг»); б) наличие или отсутствие в тексте мнений всех сторон; в) наличие или отсутствие юридического образа будущего, в первую очередь артикуляции необратимости наказания в том случае, если факт нарушения доказан в суде. Для анализа были отобраны кейсы, в которых присутствуют все варианты данных дискурсов.
Для анализа были выбраны издания разного типа, ориентированные как на узкую, так и на массовую аудиторию: массовые печатные издания «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» (анализировались электронные версии), городское интернет-издание «Афиша Daily»» он-лайн-издание «для молодых, энергичных и свободомыслящих женщин» Wonderzine. В выборку попали все тексты с упоминанием больше абзаца, опубликованные с начала присутствия каждой истории в публичном пространстве до января 2019 года. Всего был проанализирован 321 материал.
История Дианы Шурыгиной. Весной
2016 года 17-летняя жительница Ульяновска Диана Шурыгина обвинила в изнасиловании 21 -летнего Сергея Семенова, который, в свою очередь, утверждал, что соитие произошло по обоюдному согласию - ситуация произошла на вечеринке. В конце года суд приговорил Семенова к восьми годам колонии строго режима, но после апелляции срок был сокращен, а по факту осужденный вышел на свободу уже через год. Однако общественная реакция на произошедшее на несколько лет вывела историю Дианы Шу-рыгиной в публичное пространство2.
После объявления приговора в соцсе-тях появились группы поддержки Шурыги-ной и Семенова (причем степень поддержки Семенова была гораздо выше). А в январе
2017 года родственники Семенова стали
2 Подробнее см.: Страховская О. Что происходит с Дианой Шурыгиной и почему ее не оставляют в покое. Медуза. 20.02.2017. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://meduza.io/feature/
2017/02/20/chto-proishodit-s-dianoy-shuryginoy-i-pochemu-ee-ne-ostavlyayut-v-pokoe. Дата обращения 15.01.2019.
участниками передачи Андрея Малахова «Пусть говорят!"» на Первом канале. Выпуск передачи был озаглавлен «В разгар вечеринки» - по состоянию на начало 2019 года число его просмотров превышает 19 млн1. «Зрители и эксперты в студии в основном были настроены против Дианы, - описывает содержание передачи Малахова Ольга Страховская. - Вопросы героине программы всячески подводили к мысли о ее "распущенности": ее спрашивали, сколько и что она пила в тот день, <...> Диану и ее семью обвиняли и в корыстных мотивах». Зрители передачи и комментаторы на ютьюбе тоже, как правило, поддерживают Сергея и осуждают Диану, подчеркивает Страховская.
Травля Шурыгиной в соцсетях сопровождалась беспрецедентным вниманием СМИ к ее истории: отметим, в частности, что всего за период 2017-2019 вышло 13 выпусков передачи «Пусть говорят», посвященных ей. Последние два из них датированы 21 и 22 января 2019 года. Освещение в массовых изданиях - «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде» -отличалось глубиной анализа проблематики. В «КП» за период с начала 2017 года вышло 64 публикации, однако большинство из написаны в жанре заметки. «Московский комсомолец» за аналогичный период выпустил 35 материалов, заметно отличающихся друг от друга содержательной полнотой и жанровыми формами.
В целом можно сказать, что журналисты «МК» стремились показать историю с разных сторон. Первая публикация о Шуры-гиной озаглавлена «Диана Шурыгина и Сергей Семенов. История расколола обще-ство»2, а ее основная идея заключается в поиске ответа на вопрос «почему наше общество перекладывает всю вины на жертв изнасилования». Однако уже через две недели выходит материал под названием
1 Пусть говорят! В разгар вечеринки. Первый канал. Выпуск от 31.01.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v= H0bVWh0L 54Q. — Дата обращения 15.01.2019.
2 Цикулина С. Диана Шурыгина и Сергей Семенов. История расколола общество. Московский комсомолец. 21.02.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2017/02/21/ diana-shurygina-i-sergey-semenov-istoriya-iznasilovamya-raskolola-obshhestvo.html. - Дата обращения: 15.01.2019.
«Уроки Дианы Шурыгиной: как обезопасить себя от ложных обвинений» с практически противоположной концепцией: «история Дианы Шурыгиной, правоте которой можно верить и не верить, заставила общество задуматься о важном вопросе во взаимоотношении полов: где проходит та грань, когда мужчин после соития можно обвинить в изнасиловании»"3, - пишет в подводке к тексту журналист.
Своеобразным символом амбивалентной позиции издания можно считать колонку журналистки Татьяны Федоткиной «Героиня Диана Шурыгина: в чем ужас интер-нет-мема». Прибегая к помощи фольклорных образов, Федоткина рассматривает историю Дианы в качестве крупного социального феномена, характеризующего, по ее мнению, состояние российского общества. «История о Диане Шурыгиной - это старая-старая сказка о Золушке, рассказанная наоборот, зато в реалиях сегодняшнего дня. И как день сегодняшний - это вывернутые наизнанку все настоящие ценности человеческого общества, так и сказка о Шурыги-ной - полная пародия на Золушку, - пишет Федоткина. - Посудите сами: та была невинна и чиста, эта - жертва насилия. Та таила в себе великую загадку - эта рассказывает чуть ли не каждый вечер с экрана телевизора все, что можно и что нельзя. Та - стремилась к законному браку с прекрасным принцем, которого встретила на вечеринке впервые в жизни, эта - сажает своего принца на нары, та - бедна и бесконечно счастлива дарам свыше, эта - не гнушается гонорарами за интимные подробности своей жизни и ненасытна в погоне за заработком такого рода». И заключает: «какое общество - такие и герои. Какие герои - такие и сказки»4. Таким образом, здесь мы видим двойную
3 Мильчановска Е. Уроки Дианы Шурыгиной: как обезопасить себя от ложных обвинений. Московский комсомолец. 9.03.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2017/03/09/ uroki-diany-shuryginoy-kak-obezopasit-sebya-ot-lozhnykh-obvineniy.html. — Дата обращения 15.01.2019.
4 Федоткина Т. Героиня Диана Шурыгина. В чем ужас интернет-мема. Московский комсомолец. 10.03.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/zloba-dnya/2017/03/10/geroinya-diana-shurygina-v-chem-uzhas-internetmema.html. — Дата обращения 15.01.2019.
«оптику» предъявления фактура: журналистка рассматривает историю Шурыгиной через традиционный фрейм «на самом деле известность ей нужна для того, чтобы заработать», и через этот же фрейм определяет интересы общества.
Интернет-издание Wonderzine - всего за рассматриваемый период было опубликовано 13 материалов - рассматривает историю Дианы Шурыгиной через призму ее образа в публичном пространстве и связанных с этим стереотипов и особенностей массового восприятия. Так, в тексте «Сбой в системе: кто врет об изнасилованиях» журналист Наташа Федорен-ко утверждает, что «заявления о харассменте и изнасилованиях у многих вызывают не сочувствие и возмущение, а страх за собственную безопасность и подозрения во лжи»1. На основании ряда кейсов и множественной фактуры Федоренко доказывает основную идею о том, что подозрения в ложных обвинениях навязчивы, но на самом деле не имеют особых оснований, так как «мировая статистика говорит и о том, что ложные обвинения, как правило, отсекаются еще на этапе рассмотрения дела»2. А в тексте «Стоит ли жертве встречаться с насильником» описываются последствия выхода жертв в публичное пространство: «в итоге Шурыгина подверглась массированной травле в соцсетях, а саму ситуацию перевели в плоскость оскорбительных мемов»3.
В интернет-издании «Афиша Daily» за рассматриваемый период было опубликовано 6 материалов, большинство из которых - информационные заметки. Обращает на себя внимание материал, посвященный флешмобу #этонеповодубить, начавшемуся после того, как убитую Татьяну Страхову пользователи осудили в соцсетях за поведение и внешний вид. Текст представляет собой истории участников флешмоба, которые делились своими фотографиями и писали под ними,
почему их образ - это не повод для убийства, сопровождающиеся анализом термина «вик-тимблейминг» с комментариями экспертов. В финале материала журналист Дарья Благова напоминает читателям об истории Дианы Шурыгиной, подчеркивая, что публичная травля жертвы насилия происходит в России не впервые. «Спустя год травля не прекратилась: недавно в эфир вышли новые выпуски передач "Пусть говорят!" и "Прямой эфир", где продолжают обсуждать, почему в доказанном в суде изнасиловании виновата жерт-
4
ва» , - заключает журналист.
История сестер Хачатурян. В июле 2018 года в Москве обнаружили тело 57-летнего Михаила Хачатуряна. Следствие предъявило обвинение в убийстве трем его дочерям - 19-летней Крестине, 18-летней Ангелине и их несовершеннолетней младшей сестре. Те свою вину признали и рассказали, что причиной убийства стали «неприязненные отношения с отцом ввиду причинения им на протяжении длительного времени моральных страданий» - то есть, домашнее насилие в семье. По сообщениям СМИ, Хачатурян систематически избивал дочерей и не давал им учиться в школе -мать девушек сбежала5.
История сестер Хачатурян получила широкое освещение в массовой прессе: газета «Комсомольская правда» выпустила 54 публикации - материалы преимущественно являются информационными заметками и не дают существенных примеров искажения дискурса. Напротив, газета «Московский комсомолец» гораздо более подробно освещала события вокруг семьи Хачатурян - с июля 2018 по январь 2019 опубликован 91 материал.
Основная траектория освещения в «МК» может быть описана таким образом: «невинные девочки казнили годами мучив-
Федоренко Н. Сбой в системе. Кто врет об изнасилованиях. И стоит ли воспринимать эти случаи всерьез. Wondeшne. 12.12.2017. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/ life/life/231642-rape-or-fake. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Там же.
3 Савина А. Стоит ли жертве встречаться с
насильником. И можно ли простить агрессора. Wonder-zine. 16.01.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/232348-
should-they-meet-again. - Дата обращения 15.01.2019.
Благова Т. #этонеповодубить - флешмоб против обвинения жертвы и оправдания насилия. Афиша Daily. 25.01.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/relationship/7993-etonepovodubit-fleshmob-protiv-obvineniya-zhertvy-i-opravdaniya-nasiliya/. - Дата обращения 15.01.2019.
5 Подробнее см.: Дело сестер Хачатурян. Освобождение из-под ареста. Медиазона. 27.09.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zona.media/online/2018/09/27/sisters. - Дата обращения 15.01.2019.
шего их отца-тирана, так как у них не было другого выхода, и не оставили общество равнодушным», при этом большое внимание журналисты уделяют личности Хачатуряна, его образу жизни и реконструкции поступков со стороны очевидцев. «Хачатуряна знали во дворе как местного авторитета. Официально числился безработным, но каким-то образом сумел выкупить две квартиры - на 2-м и 3-м этажах, одна под другой. Дочерей он воспитывал в большой строгости: всегда следил, во сколько они пришли из школы, если пойдут в магазин — звонил и требовал, чтобы нигде не задерживались. Жену деспотичный отец выгнал из дома и не разрешал ей видеться с детьми. Девочки росли покладистыми, хорошо учились, не пили, не курили»1 [курсив наш - Е.В. и Е.С.].
В целом дискурс газеты «Московский комсомолец» о деле сестер Хачатурян можно назвать полисубъектным: издание старается дать слово как можно большему количеству участников. Несмотря на то, что в основном массиве публикаций представлена скорее одобренная журналистами позиция девушек и их защитников, есть и материалы, артикулирующие позицию отца. Это, например, старший брат сестер, который встает на сторону отца2, и друг Хачатуряна рекордсмен Борис Хлебников, который утверждал, что сестры его провоцировали: «Хачатурян, как любой армянин, был строгим, но не деспотом. Он души не чаял в своих дочерях, всегда говорил об этом. А как он их баловал, вы даже представить не можете. Все, что могло быть у золотой молодежи - у девушек было. <...> Сами же сестры по отношению к отцу вели себя потребительски. Дома они палец о палец не ударяли, жили в свое удовольствие. Когда Михаил захворал, они даже ленились за ним ухажи-
1 Ермак О. Три сестры казнили отца-тирана: соседи одобрили их поступок. Московский комсомолец. 29.07.2018. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.mk.ru/incident/ 2018/07/29/tri-sestry-kaznili-otcatiram-sosedi-odobrili-ikh-postupok.html. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Кротов Н. Брат сестер-убийц из Москвы вступился за зарезанного отца-тирана. Московский комсомолец. 29.07.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/incident/ 2018/07/29/brat-sestembiyc-iz-moskvy-vstupilsya-za-zarezannogo-otcatirana.html. - Дата обращения 15.01.2019.
вать»3.
При этом слова девушек и их рассказы преподнесены со всеми подробностями и максимально фреймированы и стереотипи-зированы уже на уровне заголовка - см., например, материал под названием «Сёст-ры-убийцы рассказали, как отец-садист сделал из них рабынь», описывающий, как «родитель-мучитель не только систематически избивал их, но и фактически заставлял выполнять в своём жилище роль личных рабынь, которых отец-садист издевательски подзывал звоном колокольчика, и по первому зову прислуживать ему во всём»4 [курсив наш - Е.В. и Е.С.].
В материалах постоянно подчеркивается общественное сочувствие сестрам Хачатурян: «за девочек, чья история, кажется, никого не оставила равнодушным, встали всем миром»5, - пишет журналистка Дарья Федотова. На протяжении полугода в целом дискурс сочувствия к девушкам просматривается в большинстве публикаций «МК»: журналисты описывают их подавленное состояние и готовность к смертной казни, рассказывают, чем они занимаются в камерах СИЗО, а потом дома - «кстати, ни одна из девушек не нарушала условия меры пресечения. Дома они много читают, смотрят
добрые фильмы. Мария сейчас учится ди-
~ 6 станционно по школьной программе» .
3 Боброва И. Друг убитого дочерьми отца-садиста, рекордсмен Брюс Хлебников: сестры его провоцировали. Московский комсомолец. 30.07.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.mk.ru/social/2018/07/30/drug-ubitogo-dochermi-otcasadista-rekordsmen-bryus-khlebnikov-sestry-ego-provocirovali.html. - Дата обращения 15.01.2019.
4 Сёстры-убийцы рассказали, как отец-садист сделал из них рабынь. Московский комсомолец. 31.07.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/incident/2018/07/31/syostryubiycy-rasskazali-kak-otecsadist-sdelal-iz-nikh-rabyn.html. - Дата обращения 15.01.2019.
5 Федотова Д. В суде над сестрами, убившими отца, разгорелась битва. Московский комсомолец. 2.08.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.mk.ru/social/2018/08/02/v-sude-nad-sestrami-ubivshimi-otca-razgorelas-bitva.html. Дата обращения 15.01.2019.
6 Убившие отца сестры Хачатурян обратились к следователю с новогодней просьбой. Московский комсомолец. 28.12.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2018/12/28/sestry-khachaturyan-poprosili-u-sledovatelya-razreshenie-vmeste-vstrechat-novyy-god.html. - Дата обращения 15.01.2019.
Однако в начале года в газете появляется материал с противоположным, традиционным фреймом под заголовком «Самое кровавое дело года: что скрывают сестры Хачатурян»1. Задача текста обозначена в подзаголовке - журналист Лев Сперанский собрал «все подробности и нестыковки» истории Хачатурян, которая описывается здесь совершенно иначе: «девочки 17, 18 и 19 лет от роду напали на спящего родителя, попытавшись выдать убийство за самооборону. Девушки заявили, что стали жертвами домашнего насилия со стороны тирана-отца». Такое описание событий ставит под сомнение слова девушек и уменьшает достоверность их версии событий, которая ранее была подтверждена многими свидетелями в ряде публикаций. Появляется в материале и другой тип общественной реакции, отличный от сочувствия и поддержки: по словам Сперанского, «преступление раскололо семью на два враждующих лагеря, а после того, как в прессе стали всплывать скелеты из шкафов семьи Хачатурян, то и общество разделилось во мнениях». Заканчивается материал тезисом журналиста, поясняющим необходимость поиска «скрытых мотивов»: «хотя объективность сохранить очень сложно, когда начинаешь понимать: в этой семье нет невиновных. На мой взгляд, эта трагедия - закономерность, порожденная прошлым членов семьи, их характерами, поступками. И также безразличием окружающих»2. Таким образом издание делает довольно резкий разворот от дискурса эмпатии жертвам домашнего насилия к традиционному конспирологическому дискурсу.
В «Афише Daily» история сестер Хачатурян не освещалась, в Wonderzine вышло 6 информационных заметок описательного характера.
История Маргариты Грачевой. В декабре 2017 года Дмитрий Грачев вывез свою жену Маргариту в лес, пытал ее в течение полутора часов и отрубил ей кисти
1 Сперанский Л. Самое кровавое дело года: что скрывают сестры Хачатурян. Московский комсомолец. 3.01.2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://www.mk.ru/social/2019/01/03/samoe-krovavoe-delo-goda-chto-skryvayut-sestry-khachat:uryan.htшl. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Там же.
обеих рук, после чего отвез в больницу. Почти через год, в ноябре 2018 года суд приговорил его к 14 годам лишения свободы в колонии строго режима, 400 часам исправительных работ и обязал выплатить компенсацию в размере более 2 млн руб.
В «Афише Daily» материалов о Маргарите Грачевой опубликовано не было. В интернет-издании Wonderzine вышло 8 информационных материалов о деле Маргариты Грачевой, но центральным является текст Ирины Кузьмичевой под названием «Протез - это круто, но это не рука: Маргарита Грачева о жизни после нападения» -рассказ о произошедшем от первого лица. Девушка признается, что ничего о себе не читает и не смотрет - «даже Малахова», но иногда просит маму посмотреть новые публикации. Говорит, что устала от такого внимания, но хочет «показать на своем примере, что жизнь продолжается» и надеется, что «это поможет хоть одной женщине». Упоминается в тексте и общественное осуждение: Маргарита рассказывает о людях, «которые неадекватно реагируют» на случившееся с ней. «Они писали моей маме: "Вы специально это сделали, чтобы пропиариться. Собрали деньги, а на самом деле с вами ничего не случилось»". <...> Были такие, кто считал, что я сама виновата
- и девушки, и мужчины». Впрочем, в следующем абзаце признается, что «хороших людей гораздо больше»3.
В «Комсомольской правде» вышел 21 материал - публикации носили, в основном, информационный описательный характер. В «Московском комсомольце» было опубликовано 23 материала. В большинстве из них журналисты издания встают на сторону Грачевой, следуя фрейму «муж-садист изуродовал жену». Также Дмитрия Грачева называют «подмосковным Отелло», «ревнивцем», «изувером» и «тираном», его жену
- «жертвой». В данном случае деталям биографии Грачева уделяется не так много внимания - упоминается лишь то, что он был религиозным человеком; журналисты
3 Кузьмичева И. Протез - это круто, но это не рука": Маргарита Грачева о жизни после нападения. Wonderzi-ш. 4.10.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: hHps://www.wonderzine.com/wonderzine/liie/experience/23 8499-margarita-gracheva. - Дата обращения 15.01.2019.
скорее сосредоточены на описании изменения жизни Маргариты - разводе, лишении Дмитрия родительских прав, постановке протезов и т.д. В тех случаях, когда в материалах ему дается слово, общее их интонационное и стилистическое оформление соответствует описанным выше паттернам освещения, которое ведется со стороны жены. «На этом суде Маргарита впервые встретилась со своим мучителем и ей пришлось заново вернуться в прошлое. Когда Маргарита в деталях стала описывать, как муж привез ее в лес, завязал руки, положил их на пень и начал наносить порядка десяти ударов, Грачев усмехнулся. Мужчина спокойно выслушивал показания бывшей жены. Конспектировал ее слова на бумажке»1.
В одной из публикаций обсуждается воздействие общественной реакции и на Грачева. Мать Маргариты Грачевой Инна Шейкина в беседе с журналистом говорит: «Грачев винит во всех бедах общественное мнение, заявляет, что на него постоянно клевещут в СМИ. Его мама льет слезы в три ручья: мол, бедного сына довели. Так и говорит: "Да, он совершил нехороший поступок, но его довели. В случившемся виноваты и муж, и жена. Так сложились обстоятельства"». И добавляет: «Эта семья не хочет признать, что подобное недопустимо ни при каких обстоятельствах. У них своя шкала ценностей»2. Таким образом, обе стороны - и насильник, и жертва - в данном случае сталкиваются с повышенным вниманием со стороны медиа и массовой аудитории и обе стороны признают воздействие общественной реакции на себя.
За пределами устойчивых траекторий: «звезды» и мужчины как жертвы насилия
В конце ноября 2018 года российская
1 Боброва И. Тиран, отрубивший жене руки, в суде так и не раскаялся. Московский комсомолец. 26.10.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2018/10/26/tiran-otiubivshiy-zhene-ruki-v-sude-tak-i-ne-raskayalsya.html. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Боброва И. Отрубившего жене руки лишили родительских прав с пятой попытки. Московский комсомолец. 28.09.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2018/09/28/ otru-bivshego-zhene-ruki-lishili-roditelskikh-prav-lish-s-pyatoy-popytki.html. - Дата обращения 15.01.2019.
модель Кира Фокс на своей странице в социальной сети ЕасвЬввк3 рассказала, что летом ее избил ее муж Игорь Черкасский. По словам девушки, ее муж страдал алкогольной зависимостью и периодически ее избивал. Благодаря известности модели в обсуждение этого случая домашнего насилия включились не только массовые, но и светские издания России: 8:ягЫ: Peopletalk, журналисты которых встали на сторону Фокс.
В отличие от многих СМИ, издание Starhit уже в подводке к материалу четко обозначает проблему домашнего насилия: «Звезду модных показов и мировых подиумов Киру Фокс искалечил собственный мужчина. Модель стала жертвой домашнего насилия». А траектория обсуждения, тем не менее, не отличается от паттерна обсуждения преступления против женщины, не обладающей статусом «звезды» - Маргариты Грачевой. Журналисты сочувствуют Фокс и осуждают ее мужа. «Хрупкая девушка не сразу решилась рассказать о трагедии во всеуслышание. На протяжении нескольких месяцев она молчала из-за страха: боялась потерять работу, боялась, что ее осудят другие, и даже продолжала жить вместе со своим обидчиком после того, как выписалась из больницы. Модель подробно восстановила хронологию событий и попросила распространить эту информацию, чтобы преступник не смог избежать наказания»4.
Публикация истории Фокс привела к неожиданным последствиям: через некоторое время актриса Юлия Квитко заявила, что Черкасский избивал ее еще в 2016 году. Отвечая на вопрос о том, почему она не рассказала об этом раньше, Квитко сказала: «Потому что знаю, что надо очень много сил и времени потратить на то, чтобы это не просто "обмусолили" и "забыли"», а чтобы действительно у этой истории был результат, причём в пользу того, кого избили, а не
3 24.11.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=19496 83151992613<Ш=100008528404055. - Дата обращения 15.01.2019.
4 Известную модель Киру Фокс жестоко избил муж. Starhit. 24.11.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.starhit.ru/novosti/izvestnuyu-model-kiru-foks-jestoko-izbil-muj-157238/. - Дата обращения 15.01.2019.
наоборот»1. Этот случай демонстрирует эффект, аналогичный тому, который дал флешмоб #янебоюсьсказать: одно заявление девушки показывает остальным, что об этой теме можно и важно говорить публично, расширяя тем самым границы общественного диалога по теме домашнего насилия и включая в него как можно большее количество участников.
24 июля 2018 года портал «Такие дела» опубликовал историю мужчины, который рассказывает о том, как стал жертвой домашнего насилия со стороны своей жены. Текст был построен в форме истории мужчины и не представлял позицию второй стороны. Более того, в материале были сохранены реальные имена действующих лиц и упоминались серьезные медицинские диагнозы жены героя. Материал вызвал широкий общественный резонанс: журналистов обвинили в уклонении от информационных стандартов журналистики, и редакция была вынуждена принести извинения перед обоими героями материала за то, что «вмешалась в их конфликт». 27 июля текст был удален, однако остался фрагмент подводки к нему: «Она его унижала, оскорбляла, обесценивала его увлечения и работу, читала переписки, будила ночами, чтобы «поговорить», и часами рассказывала, почему не может его простить. Однажды за неудачную шутку она плеснула в мужа кипятком. Дима - участник отношений, где насильник - жена»2.
В тот же день, 27 июля, на сайте издания Cosmopolitan появился ответ жены героя публикации «Таких дел»: в редакционной подводке к тексту обозначено, что журнал предоставляет ей «дать публичный ответ и рассказать свое видение истории». Предваряет рассказ героини и редакцион-
1 Рогоза А. "Засовывал мне деньги в рот, пока я лежала без сознания": Модель Кира Фокс обвинила продюсера в жестоком избиении. Комсомольская правда. 30.11.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26915.7/3960984/. - Дата обращения 15.01.2019.
2 Подробнее см.: Сайт "Такие дела" удалил статью о насилии над мужчиной после обвинений в непрофессионализме. Медуза. 27.07.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/ news/2017/07/27/sayt-takie-dela-udalil-statyu-o-msilii-md-muzhchinoy-posle-obvineniy-v-neprofessionalizme. - Дата обращения 15.01.2019.
ный анализ формы и содержания исходного текста: «Это не монолог героя, а рассказ с репликами героя, и в этом рассказе Маша выглядит настоящим чудовищем. При этом, что характерно, даже те читатели, что не знали семью лично, были возмущены этой историей и не поверили, что Дима действительно жертва: многим показалось, что текст был опубликован с одной целью -очернить Машу» . В тексте героиня опровергает большинство изложенных в материале «Таких дел» фактов и дает практически противоположную версию событий, уточняя при этом, что связывалась с редакцией портала, просила их если не удалить материал, то хотя бы заменить имена на вымышленные, но просьбы ее удовлетворены не были.
Таким образом, из истории с заданной рамкой обсуждения эта ситуация все-таки перешла в классическую модель противоборства двух сторон: «его слово против моего», уравновесив тем самым в праве доступа к широкой аудитории и предполагаемую жертву, и предполагаемого насильника -даже если до сих пор не стало понятно, кто из двух героев играл какую роль. Эта модель, характеризующая обычно судебное противостояние сторон, могла бы стать формирующей для качественного дискурса по проблематике насилия, так как она, как минимум, выводит жертву из презумпции вины, а как максимум - возвращает ее в позицию невиновности.
Выводы
Публичный дискурс относительно значимых социальных проблем является важным ресурсом для преодоления ценностной неструктурированности российского общества. И в этом отношении роль медиа в работе с социокультурными установками, просвещении аудитории и запуске институциональных изменений сложно переоценить. Медиа могут обратить социальную аномию в один из факторов развития общественных взаимодействий между социальными когортами, а следовательно, модерни-
3 Грибацкая С. Как меня сделали "насильницей": монолог женщины, которую обвиняют в абьюзе. Cosmo.ru. 27.07.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cosmo.ru/lifestyle/society/kak-menya-sdelali-nasilnicey/. - Дата обращения 15.01.2019.
зации общества в целом. Однако для выработки общественного согласия необходим константный, а не локальный и ситуативный, глубокий, а не эмоционально-поверхностный публичный разговор, который пока не удается реализовать в полной мере.
Работая с проблематикой домашнего насилия, российские медиа преимущественно концентрируются на описании конкретной ситуации, причем массовые издания
стремятся к поиску шокирующих их аудиторию фактов и деталей. «Сенсационный» акцент на освещении проблематики насилия затрудняет рационализацию дискурса и не способствует развитию широкого общественного диалога на эту тему. Журналисты редко анализируют проблемный контекст описываемых событий и практически не предлагают конструктивных вариантов решения артикулируемых проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алмакаева, А.М., Мавлетова, А.М. Модернизационные процессы в России: ожидать ли сдвига в сторону эмэдсипативных ценностей□? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2018. - № 6.
2. Батлер, Д. Психика власти: теории субъекции. - Харьков, СПб., 2002.
3. Воинова, Е., Сивякова, Е. Репрезентация гегемонной маскулинности в публичном пространстве // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал. - 2018.
4. Горшкова, И.Д., Шурыгина, И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. - М.: Макс Пресс, 2003.
5. Инглхарт, Р., Вельцель, К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011.
6. Лапин, Н.И. Функционально-ориентир^щие кластеры базовых ценностей □ населения России и ее регионов // Социологические исследования. - 2010. - №1.
7. Лысова, А.В., Щитов, В.Г. О внутрисемейном насилии // Социологические исследования. - 2010. - № 10.
8. Магун, В., Руднев, М., Шмидт, П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. - 2015. - 3-4 (121).
9. Парсонс, Т. Американская семья: ее отношения с личностью и социальной структурой. - М., 1997.
10. Петухов, В.В. Динамика социальных настроений и мировоззренческих установок россиян // Россия-2010: Российские трансформации в контексте мирового развития. - М.: Логос, 2010.
11. Урнов, М.Ю. Ценностная неоднородность общества как фактор социальных изме-ненииП - о чем говорят кросснациональные сопоставления?: препринт WP14/2011/03 [Текст] / М.Ю. Урнов, А С. Соболев, И В. Соболева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей □ школы экономики, 2011.
12. Фабрикант, М., Магун, В. Нормативные взгляды на семью и гендер: русскоязычные жители Латвии и Эстонии в сравнительной перспективе (по материалам опросов 2008 года) // Демографическое обозрение. - 2018. - Том 5. - №3.
13. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка общероссийской газетной периодики: концепция и анализ практик // Медиаскоп. - 2014. - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1594 (дата обращения: 15.01.2019).
14. Штомпка, П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
15. Inglehart, R.F., Ponarin, E., Inglehart, R.C. Cultural change, slow and fast: The distinctive trajectory of norms governing gender equality and sexual orientation. Social Forces. 2017. Vol. 95. No. 4.
16. Straus, M.A., Gelles, R.J., Steinmetz, S.K. Behind closed doors. Violence in American family. New York: Archor Books, 1980.
17. Swader, С., Kosals, L. Post-Socialist Anomie Through The Lens of Economic Modernization and the Formalization of Social Control [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/03/02/1293260236/17S0C2013.pdf (дата обращения: 15.01.2019).