Научная статья на тему 'Дискурс исполнительной власти: социальные факторы формирования'

Дискурс исполнительной власти: социальные факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЕДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА / FUNCTIONAL STYLISTICS / ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ / OFFICIAL BUSINESS STYLE / ВНУТРИСТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / INTRA-STYLE DIFFERENTIATION / ДИСКУРС ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / THE EXECUTIVE BRANCH DISCOURSE / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / EXTRALINGUISTIC FACTORS / SPEECH STUDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ширинкина Мария Андреевна

В статье описываются социальные факторы, которые определяют формирование в поле офи-циально-делового функционального стиля особой внутристилевой разновидности дискурса испол-нительной власти. Такими «дискурсообразующими» параметрами в данном случае оказываются: ис-полнительная ветвь власти как особый социальный институт, деятельность в сфере государственного управления и ряд функций исполнительной власти (правотворчество, правоприменение, контроль и надзор), автор, адресат и тип содержания текстов. На примере жанров предписательной и информа-ционно-разъяснительной направленности показано, как отдельные экстралингвистические факторы влияют на особенности отбора и организации языковых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXECUTIVE BRANCH DISCOURSE: SOCIAL FACTORS OF FORMATION

The article describes social factors that determine formation of a specific variety within the official functional style, namely, of the discourse of the executive branch. The factors include the following: the exe-cutive branch as a special social institution, the activities in the field of state administration and a number of executive functions (lawmaking, law enforcement, control and supervision), the author, the addressee, and the type of texts’ content. Two genres regulation and information serve as an example to show how sepa-rate extra-linguistic factors condition the specific character of selecting and organizing linguistic means.

Текст научной работы на тему «Дискурс исполнительной власти: социальные факторы формирования»

2017

СОЦИО- И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 5

УДК 81 '38; 81'42

ДИСКУРС ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Мария Андреевна Ширинкина

к. филол. н., доцент кафедры русского языка и стилистики

Пермский государственный национальный исследовательский университет

614000, г. Пермь, ул. Букирева, 15. m555a@yandex.ru

В статье описываются социальные факторы, которые определяют формирование в поле официально-делового функционального стиля особой внутристилевой разновидности - дискурса исполнительной власти. Такими «дискурсообразующими» параметрами в данном случае оказываются: исполнительная ветвь власти как особый социальный институт, деятельность в сфере государственного управления и ряд функций исполнительной власти (правотворчество, правоприменение, контроль и надзор), автор, адресат и тип содержания текстов. На примере жанров предписательной и информационно-разъяснительной направленности показано, как отдельные экстралингвистические факторы влияют на особенности отбора и организации языковых средств.

Ключевые слова: речеведение; функциональная стилистика; официально-деловой стиль; внутристилевая дифференциация; дискурс исполнительной власти; экстралингвистические факторы.

Динамичные изменения в российской системе государственного управления заметны даже неспециалистам. Происходят преобразования в структуре органов государственной власти (создаются комитеты, управления и департаменты), модернизируются формы взаимодействия власти и общества (разрабатываются интерактивные электронные системы информирования граждан и оказания государственных услуг, развивается институт обращений граждан в государственные органы, проводятся открытые приемы и прямые телефонные линии, реализуются программы территориального общественного самоуправления и мн. др.). Все эти изменения находят отражение в разнообразной речевой продукции, от качества которой во многом зависит эффективность государственного управления в целом. В связи с этим весьма актуальным представляется осмысление и описание вербальных (прежде всего письменных) форм взаимодействия власти и общества с позиций речеведения.

Речеведение - это складывающаяся область языкознания, объектом изучения которой становится речь, речевая деятельность (более подробно о речеведении см. [Кожина 2003а]). Термин «речеведение» является «зонтичным» для целого ряда научных дисциплин (функциональной стилистики, культуры речи, риторики, прагматики, лингвистики текста и др.). Основным методологическим принципом речеведческих наук, в том числе функциональной стилистики, является по-

ложение о деятельностной природе языка. Это означает, что использование языка признается одним из видов деятельности человека, включающей когнитивные процессы, отбор и сочетание языковых средств и порождение целых текстов в зависимости от условий коммуникативной ситуации. Условия общения и - шире - явления вне-языковой действительности, под влиянием которых тексты приобретают свои стилистические характеристики, называют в функциональной стилистике экстралингвистическими факторами. О необходимости различения объективных и субъективных стилеобразующих факторов и особой роли объективных (иначе говоря, социальных) факторов писали в середине XX в. чешские ученые, в частности Ф. Травничек (см. [Кожина 1968: 148]).

Уточняя чрезвычайно важное для стилистики утверждение о стилеобразующем значении социальных факторов, М.Н. Кожина разбивает их на группы с учетом иерархии: 1) стилеобразующие, базовые, или первичные (сфера общения, форма мышления, цель общения, тип содержания) и 2) условно называемые вторичными, «формирующие черты не макростиля, а более частных разновидностей (подстилевых, жанровых и т. д.)» (условия общения, форма речи, способ общения, специфика жанра, ориентация на аудиторию, социальная роль говорящих и мн. др.) [Кожина 1968: 149-155; Кожина 2003б]. Исходя из этого, изучая внутристилевые разновидности, стилисты

© Ширинкина М.А., 2017

учитывают разные по значимости экстралингвистические параметры. Так, В.А. Салимовский, в качестве основания классификации речевых жанров научного текста указывает «иерархически организованные системы частных деятельно-стей... и образующих их типовых действий» [Салимовский 2002: 34]. Л.Р. Дускаева обосновывает выделение в официально-деловом макростиле прокурорского профессионального стиля особым видом деятельности прокурора, а далее дифференцирует группы жанров этого профессионального стиля на основе конкретных интенций [Дускаева 2016].

Опишем экстралингвистические факторы, позволяющие выделить дискурс исполнительной власти как одну из внутристилевых разновидностей официально-делового функционального стиля.

Дискурс исполнительной власти мы определяем как разновидность использования языка в когнитивно-коммуникативной деятельности должностных лиц органов исполнительной власти при осуществлении ее функций (управления, правотворчества, правоприменения, контроля и надзора за исполнением законов и др.), определяемую условиями общения исполнительной власти с различными субъектами и выражаемую в целостной системе жанров (обоснование термина см. в [Ширинкина 2016]).

Дискурс исполнительной власти относится к институциональным типам дискурса. Он формируется вокруг определенного социального института - исполнительной ветви власти и соответствующей ей формы социальной деятельности, которой в данном случае оказывается государственное управление. Следовательно, одним из основных экстралингвистических (внеязыко-вых) факторов формирования описываемого типа дискурса является существование исполнительной ветви власти и особой сферы деятельности, в которой власть осуществляет предписанные ей законом функции.

Основной функцией исполнительной власти в теории административного права называют государственное управление (см., например: [Бах-рах, Россинский, Старилов 2005]. Управление в широком смысле понимают как целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью его изменения. Государственное управление, будучи особым типом управления, трактуется следующим образом: «Это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур, главным образом государственного аппарата, государственных органов) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохране-

ния или преобразования, опирающееся на его властную силу» [Атаманчук 2010: 40]. Классик теории менеджмента А. Файоль, раскрывая сущность феномена управления, утверждает: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [Файоль 1992: 11-12].

Исходя из этого, специалисты по административному праву называют основные функции исполнительной власти в государстве. К ним относятся

1) исполнительная - функция исполнения основных законов государства;

2) правозащитная, предполагающая соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая, обозначающая создание условий для гармоничного экономического и культурного развития государства;

4) обеспечительная - функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая, в рамках которой осуществляются руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6) нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти имеют право принимать нормативные акты;

7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти правомочны применять к юридическим и физическим лицам меры государственного принуждения в том случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства [Бахрах, Россинский, Старилов 2005: 53-54].

Важно также подчеркнуть, что управление неразрывно связано с информированием, поэтому еще одной значимой функцией исполнительной власти в государстве является информирование граждан о деятельности государственных органов, об изменениях в законодательстве, о правах и обязанностях и т. д.

Построение списка основных функций исполнительной власти позволяет создать фундамент для классификации текстов, функционирующих в системе государственного управления. По нашему мнению, все без исключения тексты, составляемые субъектами исполнительной власти, реализуют ее основную функцию - воздействие (управление), при этом в каждом из них в большей или меньшей степени проявляется конкретный вид воздействия (прогнозирование, организация, контроль и т. д.); следует подчеркнуть, что даже тексты, имеющие явную информационную направленность, реализуют особое - информирующее - воздействие.

Опишем участников общения в сфере государственного управления. Основным автором текстов дискурса исполнительной власти оказываются органы исполнительной власти (их целостная многоуровневая система, включающая в частности: Президента и Правительство РФ, федеральные министерства, службы и комиссии, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления). Адресатом может стать любой субъект - от коллективного до индивидуального: это может быть также целостный орган власти (причем даже законодательной или судебной ее ветвей), отдельное должностное лицо, общественное объединение, гражданин и т. д.

Предметом речи, а следовательно, содержанием текстов дискурса исполнительной власти являются административно-правовые отношения: права и обязанности должностных лиц, правила их поведения, процедуры выполнения различных видов деятельности.

Приведем конкретные иллюстрации того, как те или иные социальные факторы влияют на форму речи. Для примера сравним два совершенно непохожих друг на друга текста: постановление и так называемую информацию для граждан, оформленную в виде красочного буклета.

Жанр постановления является правовым актом, который принимается коллективным автором (органом исполнительной власти) и адресуется широкому кругу лиц с целью предписать совершение каких-либо действий во исполнение Конституции или федеральных законов. Указанные параметры коммуникативной ситуации влияют на отбор и организацию языковых средств и формируют характерную для этого жанра речевую системность.

Так, для постановления характерна высшая степень императивности, которая достигается широким использованием инфинитива и глаголов в форме настоящего времени в значении «настоящего предписания»:

Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения паспортов маршрутов регулярных перевозок... (Постановление № 755);

Департаменту дорог и транспорта администрации города Перми до 15 февраля 2018 г. обеспечить разработку и утверждение паспортов маршрутов регулярных перевозок. (Постановление № 755);

Администрация города Перми постановляет... (Постановление № 755).

Кроме того, бросается в глаза употребление определенных речевых стандартов: вступает в силу, функции контроля и надзора, на основании и во исполнение закона, контроль за исполнением возложить, в установленном законом порядке и

мн. др. Категоричному предписанию и созданию официального тона служат официонимы - официальные названия организаций, учреждений и должностей: Администрация города Перми, Глава города Перми, департамент дорог и транспорта администрации города Перми.

В отличие от постановления как ядерного жанра официально-делового стиля, информационно-разъяснительные тексты создаются одним из подразделений органа исполнительной власти, адресуются определенному кругу лиц (заинтересованных в получении конкретной информации). Автор-составитель такого текста имеет целью дать рекомендации, советы по определенному вопросу, разъяснить, как понимать и применять нормы закона.

Реализовать эти коммуникативные задачи помогают особые языковые единицы - лексемы с семантикой оценки (уникальная программа, колоссальный транзитный потенциал, важнейшие для региона задачи), а также средства словесной образности. Например, в информационно-разъяснительных текстах используются слова в необычных значениях (о чем свидетельствуют кавычки), метафоры, сравнения и др., выполняющие функцию популяризации сложной юридической информации:

Азбука землепользования и застройки (Азбука);

Эта зона «накрывает» квартал, в котором проживает довольный всем собственник квартиры (Азбука);

Правовые гарантии порождают экономические мотивации и «притягивают» частные инвестиции для развития города (Азбука).

В этой же функции используются уточняющие конструкции в скобках:

...организовать контейнерную площадку для складирования отходов нескольких индивидуальных строений (жителей улицы, квартала), заключив договор со специализированной организацией на ее обслуживание (Листовка).

Нехарактерные для официально-делового стиля восклицательные предложения служат для привлечения внимания адресата:

Житель частного сектора! Прояви сознательность - заключи договор на вывоз отходов! (Листовка).

Кроме того, в информационно-разъяснительных жанрах часто используются особые структурно-композиционные средства: 1) вопросно-ответные комплексы, при этом вопрос выделяется визуально:

К чему побуждают Правила землепользования и застройки? Правила устанавливают рамки, ограничения - сколько этажей можно строить, какая у этих этажей общая высота, какой максимум пятна застройки и проч.;

2) рубрикация, причем каждый из пунктов набирается с новой строки и помечается специальным значком, нумеруется или выделяется цветом:

Примеры предельных параметров:

- размеры земельных участков,

- предельная этажность зданий,

- площадь земельного участка, которая может быть застроена,

- предельное количество мест для стоянок автомобилей на соответствующих земельных участках;

3) графические способы - схемы, таблицы, иллюстрации (при этом схемы обычно отражают последовательность выполнения установленной законом деятельности, обязательные шаги, которые должен совершить адресат для достижения цели).

Как видим, все приведенные языковые средства существенно снижают степень официальности общения, переводят его в русло непринужденного разговора на весьма значимую тему.

В заключение подчеркнем, что особенности организации каждого из этих текстов определяются комплексом экстралингвистических условий, в которых создается каждый жанр, и прежде всего целями и задачами общения. При построении целостной жанровой системы дискурса исполнительной власти необходимо учитывать все перечисленные экстралингвистические факторы, однако определяющими и поэтому наиболее значимыми среди них следует признать так называемые вторичные (жанровые, ситуативные) социальные параметры: авторство текстов, характер общения (официальный/неофициальный), адресата, а также интенциональную направленность каждого жанра.

Список источников

Азбука - Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Азбука землепользования и застройки: Популярное изложение Правил землепользования и застройки города Перми. Пермь: РЦ «Верно», 2009. 54 с.

Листовка - Листовка «Способы организации сбора и вывоза бытовых отходов и КГМ».

Постановление № 755 - «Об утверждении Порядка разработки и утверждения паспортов маршрутов регулярных перевозок для муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми»: постановление Администрации города Перми от 22.09.2017 № 755 [Электронный ресурс]. URL: www.gorodperm.ru/upload/pages/ 17813/dat_1506080369358.doc (дата обращения: 20.09.2017).

Список литературы

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2010. 525 с.

БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2005. 800 с.

Дускаева Л.Р. Прокурорский профессиональный стиль: стилевые черты и речевые жанры // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 2(34). С. 50-58.

Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968. 252 с.

Кожина М.Н. Речеведение // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003а. С. 332-339.

Кожина М.Н. Экстралингвистические (вне-лингвистические) стилеобразующие факторы функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003б. С. 624-627.

Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). Пермь, 2002. 236 с.

Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление - это наука и искусство. М., 1992. С. 9-84.

Ширинкина М.А. Дискурс исполнительной власти: к определению понятия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 3(35). С. 67-74.

THE EXECUTIVE BRANCH DISCOURSE: SOCIAL FACTORS OF FORMATION Mariya A. Shirinkina

Assistant Professor, Russian Language and Stylistics Department Perm State University

The article describes social factors that determine formation of a specific variety within the official functional style, namely, of the discourse of the executive branch. The factors include the following: the executive branch as a special social institution, the activities in the field of state administration and a number of executive functions (lawmaking, law enforcement, control and supervision), the author, the addressee, and the type of texts' content. Two genres - regulation and information - serve as an example to show how separate extra-linguistic factors condition the specific character of selecting and organizing linguistic means.

Keywords: speech study; functional stylistics; official business style; intra-style differentiation; the executive branch discourse; extra-linguistic factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.