ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ
УДК811.161.Г42 ББК 81.2Рус-5
DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-2-22-110-118
М. А. Ширинкина
Пермь, Россия
Жанры письменного дискурса исполнительной власти
Исследование посвящено описанию жанровой системы письменного дискурса исполнительной власти.
Освещаются мнения жанроведов о критериях классификации жанров. Приводятся типологии речевых жанров на разных интер- и экстралингвистических основаниях: по коммуникативной цели, по виду деятельности, типу речи, особенностям аудитории и т. д. На основе анализа разных концепций делается вывод о том, что целостное построение жанровой системы возможно только при учете множества факторов. Авторский подход к классификации письменных жанров исполнительной власти основывается на функционально-стилистической концепции с дополнением ее параметрами коммуникативной ситуации. В качестве ведущего критерия для выделения жанровых групп учитываются частные виды юридической деятельности исполнительной ветви власти: исполнительно-распорядительная, коммуникационная (организация обратной связи с обществом) и информационная. На этом основании выделяются три группы жанров исполнительной власти: предписательные, эпистолярные и информационно-справочные. Дифференциация конкретных жанровых разновидностей внутри группы базируется на комплексе интенционально-го и ситуативного факторов, последний из которых включает статусно-ролевые характеристики адресанта и адресата.
На конкретном материале проиллюстрированы некоторые лингвостилистические различия жанровых разновидностей письменного дискурса исполнительной власти (постановления, положения, письма-ответа на обращение гражданина и пресс-релиза).
Ключевые слова: функциональная стилистика, жан-роведение, письменный дискурс исполнительной власти, жанр, типология, коммуникативная ситуация.
Сведения об авторе: Ширинкина Мария Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики. Место работы: Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6951-0653
Marya A. Shirinkina
Perm, Russia
Genres of Written Discourse of the Executive Branch
The article presents a description of the genre system of the executive written discourse. The paper considers viewpoints of specialists in genre studies on the criteria for classifying genres. It presents speech genres typologies on the inter- and extra-linguistic bases according to: communicative intention, type of activity, specificity of the audience, etc. Through the analyses of various conceptions, the author comes to the conclusion that a complete modeling of a genre system is possible only if a number of factors is considered.
The author's approach to classifying the executive written genres is built upon the functional stylistic conception supplied with the communicative situation parameters. To single out genre groups, the author takes into consideration the principle criterion - particular kinds of legal activities of the executive branch: executive-administrative, communicative (setup of feedback with the society) and informative. This enables the author to single out three groups of the executive genres: enacting, epistolary and informational. Differentiation between genre varieties within these groups is based on the complex of intentional and situational factors, the latter include status and role characteristics of an addresser and an addressee.
A number of examples illustrate linguistic and stylistic differences in the genre diversity of the executive written discourse (decision, resolution, letter of response to a public appeal and press-release).
Keywords: functional stylistics, genre studies, the executive written discourse, genre, typology, communicative situation.
About the author: Shirinkina Mariya Andreevna, Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language and Stylistics Department. Place of employment: Perm State University. E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6951-0653
© Ширинкина М. А., 2019
Введение
В современной лингвистике постоянно увеличивается интерес к проблеме речевых жанров разных сфер общения [1-8]. Представлено множество определений речевого жанра (далее РЖ), выявляются жанрообразующие признаки, предпринимаются попытки построения типологии РЖ разных сфер общения.
Несмотря на существование обширной литературы, в генристике остается нерешенной одна из основных теоретических задач: построение типологии жанров. Ключевой проблемой такой типологии является определение базы сравнения жанров-текстотипов. По мнению В. В. Дементьева, «главная трудность, с которой сталкивается исследователь, строящий типологию РЖ, - поиск адекватного основания классификации» [3: 115].
М. М. Бахтин в качестве основного принципа типологизации высказываний (текстов) выдвигал «классификацию форм речевого общения» [9: 363]. Формами речевого общения, или идеологиями, ученый называл сферы духовной деятельности - искусство, политику, право, науку, религию и т. д. В частности, он писал: «В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие специфическим условиям данной сферы <...> Определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и определенные, специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают определенные жанры, т. е. определенные относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний (курсив мой. - М. Ш.)» [10: 254-255]. Выдвинув в качестве основания классификации данную триаду, а также наметив деление жанров на первичные и вторичные, М. М. Бахтин создал базу целостной жанровой типологии.
Особенно большой интерес вызвала бах-тинская дихотомия первичных и вторичных жанров, то есть жанров как моделей высказывания и жанров как текстотипов. Те и другие едины по своей коммуникативной природе, но различны в содержательном и структурном отношениях [6: 185-189]. Жанроведение располагает целым рядом классификационных предложений, касающихся данной оппозиции. Так, М. Ю. Федосюк предлагает называть первичные жанры элементарными, а вторичные -комплексными, разделяя при этом комплексные на монологические и диалогические [7: 104].
В жанровой типологии М. М. Бахтина отсутствует параметр интенциональности, но со временем он был выдвинут на ведущее место. Этот параметр кладет в основу своей классификации А. Вежбицка. На основе этого
параметра с помощью специального метаязыка она выделяет и описывает 38 польских речевых жанров [2].
Н. Д. Арутюнова, считая важным параметром диалога целеориентированность, классифицирует на этой основе жанры диалогического общения. Она различает информативный диалог, прескриптивный диалог, обмен мнениями, праздноречевые жанры и др. Наряду с признаком цели исследователь называет другие признаки жанров: распределение ролей и коммуникативных интересов, протяженность речевого ряда, структуру, связность, условия общения и др. [11: 52-53]. Жанр предстает многофакторным речевым образованием, из чего следует вывод, что общая типология жанров требует поликритериального подхода.
Такой подход демонстрирует Т. В. Шмелева, разработавшая «анкету речевого жанра». Эта анкета включает семь конститутивных признаков: коммуникативную цель жанра, концепцию автора, концепцию адресата, событийное содержание, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего и, наконец, языковое воплощение [8]. По первому - наиболее значимому в анкете - признаку коммуникативной цели Т. В. Шмелева выделяет четыре класса жанров: информативные, императивные, этикетные, оценочные [8: 91-92]. Однако построить классификацию, основываясь на целой группе признаков, также затруднительно. Исследователи, опирающиеся при характеристике жанра на ряд признаков, все равно выделяют из них доминирующий и классифицируют жанры на этом единственном основании.
Возможна также типология речевых жанров на дихотомической базе. В частности, В. В. Дементьев такой базой предлагает считать «противопоставление двух полярных речевых замыслов - фатики и информатики» [4: 160]. По мнению исследователя, эта дихотомия может играть роль универсального основания, которое повлекло бы за собой построение в будущем единой, общепризнанной и адекватной материалу типологии РЖ [4:161].
Другой вариант анализа - это характеристика жанра на основании ряда оппозиций. Так, Ст. Гайда различает, во-первых, простые и сложные жанры, во-вторых - примарные и секундарные, и, в-третьих, тематически неограниченные и тематически специализированные жанровые разновидности [12: 112].
Заметно, что проблема жанровой типологии строится с учетом как интерлингвистических, так и экстралингвистических факторов. D. Lee называет в качестве основных показателей для разделения жанров различные внелингви-стические критерии, среди которых установка
автора, вид деятельности, тип речи и ее содержание, функции, особенности аудитории и др. [13: 38-47]. Основываясь на указанных параметрах, D. Lee выделяет письменные и устные, диалогические и монологические, публичные и частные и мн. др. группы жанров. Аналогичная точка зрения - о необходимости мультикритериальной модели классификации жанров - выражена и в работах других зарубежных исследователей [14, 15].
Такая позиция очень напоминает функционально-стилистический подход, обоснование которого сделано М. Н. Кожиной. Данный подход к классификации жанров предполагает учет целого комплекса экстралингвистических оснований. Представим ключевые положения функциональной стилистики несколько подробнее.
Функционально-стилистический подход к классификации деловых жанров
Экстралингвистическим основанием выделения функциональных макростилей признается сфера общения и соответствующий ей вид деятельности, его назначение и специфика. Другими стилеобразующими факторами, по мнению М. Н. Кожиной, являются тип мышления, тип содержания, форма речи (письменная или устная), вид речи (монолог или диалог), способ изложения (описание, повествование, рассуждение), характер отношений (официальный или неофициальный), тон речи (высокий, торжественный, сниженный) и др. [16]. На основе данных параметров в функциональной стилистике выделены и описаны наиболее крупные естественно сложившиеся разновидности литературного языка - функциональные стили.
Исследование типовых ситуаций общения в различных областях духовной социокультурной деятельности приводит стилистов к пониманию того, что «выделяемые в рамках этих областей частные виды духовной деятельности» становятся экстралингвистической основой «групп речевых жанров и отдельных жанров» [17: 59].
Жанр оказывается особой реализацией параметров коммуникативной ситуации, основными из которых являются коммуникативная цель; субъект речи, его статус и роль; адресат, его статус и роль. Повторяющиеся сочетания реализаций названных параметров образуют жанровую разновидность конкретного функционального макростиля. Каждая жанровая разновидность характеризуется языковым своеобразием и типовой структурой.
Официально-деловой макростиль обслуживает коммуникативные ситуации сферы правовых отношений, среди которых, как пра-
вило, выделяют дипломатическую, законодательную, судебную, административную и ряд других областей. Стилеобразующим экстралингвистическим фактором этого стиля выступает право как система социальных норм, призванная регулировать отношения между людьми, учреждениями, странами. Поскольку в праве как сфере духовной культуры выделяются правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, исполнительно-распорядительная и другие частные виды духовной деятельности [18: 28-31], то будет справедливым сказать, что в результате любого из названных видов деятельности образуется особая группа текстов, например, письменные документы исполнительной власти, которые и являются предметом нашего научного интереса.
В научной литературе представлены классификации жанров официально-делового стиля и отдельных внутристилевых разновидностей на разных основаниях: поликритериальная трехуровневая систематизация с точки зрения риторики [1]; многофакторная двухступенчатая типология в аспекте прагмалинг-вистики [19]; классификация на интенцио-нально-стилистическом основании с учетом положений функциональной стилистики [20]; дифференциация по ведущей интенции, типу субъектно-адресатных отношений и функциональному назначению [21].
Наш подход к письменным жанрам исполнительной власти заключается в том, что основным критерием выделения жанровых групп мы считаем частные виды юридической деятельности указанной ветви власти, а основанием классификации жанров-текстотипов внутри группы - совокупность внелингвистиче-ских факторов - параметров коммуникативной ситуации исполнительной ветви власти: коммуникативную цель субъекта речи, его статусно-ролевые характеристики, а также статусно-ролевые характеристики адресата.
Ведущей функцией исполнительной власти является функция государственного управления - особый вид деятельности, который квалифицируется в правоведении как «исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов» [22: 33], включающая подзаконное правотворчество, правоприменение, контроль, руководство, прогнозирование, учет и т. д.
Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется только от имени государства либо субъектов РФ, либо муниципальных образований, то есть субъектом речи в описываемой коммуникативной ситуации является субъект исполнительной власти (исполнительный орган или должностное лицо).
Субъект занимает доминирующее положение по отношению к другим участникам административно-правовых отношений, а именно имеет юридически закрепленные властные полномочия предписывать им нормы поведения и устанавливать порядок осуществления деятельности в конкретной области. Коммуникативная цель субъекта исполнительно-распорядительной деятельности - вынесение властных распоряжений, предписаний, обязательных для исполнения адресатом. Адресатами могут быть граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, исполнительные органы и государственные органы других ветвей власти.
В результате исполнительно-распорядительной деятельности создаются нормативные и индивидуальные правовые акты - предписательные тексты, которые можно разделить на два подкласса: директивные и регламентирующие документы. Директивные документы имеют целью предписать типовые правила поведения в сфере государственного управления, регламентирующие -установить юридически значимые факты (возникновение, изменение, прекращение конкретных административных правоотношений), организационно-правовой статус органов исполнительной власти и их подразделений, а также порядок совершения определенных действий (лицензирования, регистрации и т. д.).
В юридической практике предписательные тексты, созданные на основе и во исполнение законов, называются подзаконными актами. Подзаконные акты реализуются в форме указов и распоряжений Президента РФ, постановлений, приказов, распоряжений, положений, инструкций, регламентов и т. д. органов исполнительной власти разного уровня (от федеральных до органов местного самоуправления).
В последнее время, наряду с исполнительно-распорядительной деятельностью, особо выделяются коммуникация с гражданским обществом (диалог власти и общества, например, ответы на обращения граждан в органы власти) и информирование граждан; эти виды деятельности, во-первых, юридически закреплены в специальных федеральных законах [23, 24], во-вторых, описаны в диссертационных исследованиях по правоведению, политологии и социологии [25-27]. Охарактеризуем параметры ситуаций общения, связанных с их реализацией.
Деятельность по организации обратной связи с обществом - диалог власти и общества -отражает конституционные права граждан на обращение в органы власти и участие в управлении делами государства [28: ст. 32,
33]. Обращения определяются в законодательстве как «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [23: ст. 4]. Обращение гражданина рассматривается представителями власти, после чего гражданину в письменной или электронной форме дается ответ, который по типологическим признакам представляет собой деловое письмо -эпистолярный жанр письменного дискурса исполнительной власти. Автором текста выступает конкретный специалист, в должностные обязанности которого входит своевременное рассмотрение обращений, при этом письмо составляется от имени органа исполнительной власти или его руководителя (это субъект речи). Адресатом, очевидно, является конкретный гражданин или коллектив граждан, обратившихся в орган власти в связи с той или иной проблемной ситуацией. Исходя из этого, коммуникативной целью представителя власти становится ответ на запрос гражданина относительно описанной проблемы.
Письма-ответы на обращения граждан не являются нормативными правовыми актами (см. об этом: [29: п. 2 разд. 1]), поэтому составитель письма-ответа не предписывает адресату, а рекомендует, советует, как ему решить определенную проблему, что сделать для реализации или восстановления нарушенных прав.
Особо подчеркнем, что выделение служебной переписки в самостоятельную типологическую группу среди других жанров деловой речи подтверждается в работах по делопроизводству, документоведению и документной лингвистике (см., например: [30, 31]). К этой же типологической группе относится служебная переписка внутри подразделений органов исполнительной власти и с внешними корреспондентами (органами власти других ветвей и т. д.).
Еще одна разновидность социально значимой деятельности органов исполнительной власти - информирование - регулируется Федеральным Законом № 8. В частности, в законе установлено, что информирование нацелено на обеспечение доступа пользователей, которыми могут быть граждане, организации, общественные объединения, к сведениям о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [24: ст. 1, 2].
Для информирования используются различные информационно-справочные жанровые формы: от официально-деловых (отчеты, официальная информация, административ-
ные объявления) до периферийных и гибридных (пресс-релизы, анонсы, памятки, инструкции, методические указания/рекомендации, информационные материалы и др.), издаваемых в нетипичной для сферы правовых отношений форме красочных брошюр, буклетов, информационных бюллетеней и т. д.
Пресс-релизы, например, составляются специалистами по связям с общественностью, имеют целью сообщить социально значимую новость об органе власти или конкретном должностном лице, адресованную массовому читателю или определенной целевой аудитории. Следует особо подчеркнуть, что пресс-релиз, являясь публицистическим жанром, выполняет, наряду с информированием, дополнительную функцию - воздействие на адресата, а именно формирует положительный имидж органов власти в сознании граждан.
Периферийные для официально-делового функционального стиля жанровые разновидности по-разному именуются составителями (информация, методические указания, памятки и т. д.). Субъектом речи в данном случае оказывается специалист, обладающий теоретическим и практическим опытом в определенной предметной сфере (ЖКХ, градостроительство, здравоохранение социальная защита и т. д.). При этом коммуникативная цель информирования может преобразовываться в инструктирование, разъяснение, консультирование, даже популяризацию правовых знаний. Каждый текст в зависимости от содержания ориентирован на определенный круг лиц (адресатов), заинтересованных в получении официальной, авторитетной, достоверной информации по какому-либо конкретному вопросу, но не обязанных действовать в соответствии с рекомендациями автора-составителя. Доступ к такой информации реализуется разными способами: размещение информации в СМИ, на официальных сайтах
органов власти и в различных помещениях; предоставление пользователю информации в письменном или электронном виде по его запросу и т. д.
Представим выделенные группы жанров письменного дискурса исполнительной власти в виде таблицы.
Анализ материала
Лингвостилистические особенности жанровых текстотипов, воплощающих результаты частных видов речевой деятельности представителей исполнительной власти, определяются указанными выше коммуникативными факторами - целью субъекта речи, его статусом и ролью, а также статусом и ролью адресата. Проиллюстрируем это конкретными примерами.
Постановление как директивный документ Правительства Российской Федерации - высшего исполнительного органа государства, обладающего полномочиями предписывать неопределенно широкому кругу субъектов права нормы поведения, выдержано в тональности категоричного предписания, которая формируется концентрированным содержанием глаголов совершенного вида в инфинитивных формах (60-70 % от общего числа глаголов), обозначающих законченные, результативные действия: Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации; Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению (Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466).
Из примеров видно, что постановление, ориентированное на единовременный конкретный результат, выражает категоричное отдельное управленческое решение исполнительной власти, влекущее за собой кардинальное изменение ситуации.
Жанры письменного дискурса исполнительной власти Executive discourse genres
Предписательные Эпистолярные Информационно справочные
Директивные Регламентирующие
- указ - положение - письмо-ответ - отчет
- приказ - правила на обращение гражданина - официальная
- постановление - порядок - служебное письмо информация
- решение - регламент - административное
- распоряжение - инструкция объявление
- директива - пресс-релиз
- анонс
- памятка
- информационные
материалы
Для положения, являющегося регламентирующим жанром и, следовательно, нацеленного на фиксацию юридических фактов и установление их в статусе закона, характерна меньшая степень категоричности предписания. Насыщенность глаголами несовершенного вида (свыше 90 %), обозначающими сам факт наличия действия или необходимость его осуществления, а также называющими постоянно-непрерывные действия, состояния, отношения, формирует сдержанное предписание, выражает некую траекторию комплексного управленческого решения исполнительной власти, распространяющегося на довольно длительный временной период: Авиационная коллегия в целях решения возложенных на нее задач: а) координирует и согласовывает действия федеральных органов исполнительной власти..; б) определяет приоритетные направления развития авиационной промышленности РФ и ее потребности в ресурсном обеспечении; в) рассматривает предложения и готовит рекомендации... (Положение об авиационной коллегии при Правительстве РФ от 21.12.2016 № 1408).
Некоторые разделы регламентирующих жанров имеют целью констатировать юридические факты или установить в статусе закона изменения в сфере управления государством: Авиационная коллегия при Правительстве Российской Федерации... является постоянно действующим координационным органом... (Положение об авиационной коллегии при Правительстве РФ от 21.12.2016 № 1408).
Письма-ответы на обращения граждан, реализующие установку на коммуникацию (диалог) власти и общества, не выражают категоричного предписания, для них характерна тональность установления/констатации, а также рекомендации/совета, которые создаются разноуровневыми языковыми средствами, и прежде всего лексемами соответствующей семантики: В настоящее время напряжение в ВЛ-0,4 кВ не подается, т. к. отсутствует разрешение на ввод объекта (ВЛ-0,4 кВ и 3КТП) в эксплуатацию; Рекомендую собственникам жилых помещений многоквартирного дома инициировать общее собрание с участием представителя управляющей компании... Дополнительные коммуникативные целеустановки на разъяснение правовых норм или обоснование отказа обусловливают появление в письме-ответе вводных слов, выражающих эмоции или порядок изложения мыслей: К сожалению, сообщить конкретный срок расселения вышеуказанного дома не представляется возможным в связи с тем, что..; Таким образом, для большего удоб-
ства перемещения по городу переименовано 2 остановки, расположенные на улице Куйбышева.
Пресс-релизы, ориентированные на создание позитивного имиджа власти, отличаются соответствующими тональными оттенками. Небольшие по объему сообщения о продуктивной работе органов власти и отдельных должностных лиц насыщены фактологической информацией, в них активно употребляются оценочные лексемы с положительной семантикой, а также различные средства выразительности: «Уникальные школы» - это проект, входящий в число приоритетных в отрасли образовании для губернатора региона Виктора Басаргина и администрации Перми. Проект представляет собой своеобразный образовательный лифт от школьной парты к будущему рабочему месту. Его цель - подготовить ребят к возможной будущей профессии через практическую деятельность, через сотрудничество школ и предприятий (http://www.gorodperm.ru/new s/2016/04/01/34325-id/).
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения. Письменный дискурс исполнительной власти как особая внутристилевая разновидность официально-делового функционального стиля характеризуется наличием отработанной жанровой системы. Функционально-стилистическое описание различных по тематике, структуре и стилистическим особенностям текстов объясняет эти различия действием целого ряда внелингви-стических факторов (сфера общения и вид деятельности, форма и вид речи, тип содержания, способ изложения и др.).
Детализируя функционально-стилистический подход, мы добавляем в качестве основания для классификации жанровых разновидностей письменного дискурса исполнительной власти комплекс интенционального и ситуативного факторов, последний из которых включает такие компоненты, как коммуникативная цель, субъект речи и адресат (их статусно-ролевые характеристики). Такой подход позволяет объединить различные по тематике, структуре и стилистическим особенностям тексты в несколько жанровых групп (текстотипов).
Опираясь на установленные в правоведении функции и соответствующие им виды деятельности исполнительной ветви власти (исполнительно-распорядительную, коммуникационную и информационную), мы выделяем в письменном дискурсе исполнительной вла-
сти три группы жанров: предписательные, эпистолярные и информационно-справочные.
Лингвостилистическое своеобразие отдельного жанра внутри каждой группы определяется параметрами коммуникативной ситуации, в которой он создается и функционирует. В частности, во всех жанрах исследуемого речевого сегмента сохраняется ориентация на воздействие, при этом в каждом жанре формируется свой неповторимый характер речи, создаваемый разноуровневыми языковыми средствами: директивным жанрам присуще категоричное безапелляционное предписание совершить конкретное результативное действие; регламентирующим жанрам свойственно сдержанное предписание долговременных правовых действий или установление в статусе закона изменений в сфере государственного управления; письма-ответы на обращения граждан строятся в форме совета или рекомендации о том, как реализовать или восстановить права, а также содержат их нормативно-правовое обоснование; в пресс-релизах для СМИ создается позитивный образ органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц.
Таким образом, анализ материала свидетельствует о том, что в каждом жанре письменного дискурса исполнительной власти сохраняется основной конструктивный принцип официально-делового функционального макростиля - долженствование, ориентация на воздействие, однако изменяется степень категоричности предписания и характер воздействия на адресата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи: Риторический аспект: автореф. ... дис. д-ра филол. наук. Краснодар, 2000. 46 с.
2. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. С. 99-111.
3. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров : обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109-121.
4. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
5. Долинин К. А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. С. 7-13.
6. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 236 с.
7. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102-120.
8. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов : Изд-во Сарат. унта, 1997. С. 88-98.
9. Mихаил Mихайлович Бахтин (Под маской). M. : Лабиринт, 2000. 640 с.
10. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. M. : Искусство, 1986. С. 250-296.
11. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. M. : Наука, 1992. С. 52-56.
12. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : Изд-во Сарат ун-та, 1999. С. 103-112.
13. Lee D. Genres, Registers, Text Types, Domains, and Styles // Language Learning & Technology. September 2001. Vol. 5, № 3. P. 37-72.
14. Paltridge B. Genre, text type, and the language classroom // ELT Journal. 1996. Vol. 50, № 3. P. 237-243.
15. Trosborg A. Text Typology : Register, Genre and Text Type // Trosborg A. Text Typology and Translation. Amsterdam ; Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 1997. P. 3-23.
16. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1972. 396 с.
17. Салимовский В. А. Речевые жанры научного эмпирического текста (статья вторая) // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 40-65.
18. Карташов В. Н. Понятие и структура юридической деятельности // Юридическая деятельность : сущность, структура, виды. Ярославль : Ярослав. гос. ун-т, 1989. С. 12-32.
19. Чигридова Н. Ю. Речевое поведение коммуниканта в жанре деловых эпистолярий (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 24 с.
20. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Жанры официально-делового стиля // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. M. : Норма, 2003. С. 69-79.
21. Киреева Е. З. Жанры подзаконного дискурса // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 78-86.
22. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. M. : Флинта ; Наука, 2005. 800 с.
23. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 15.10.2017).
24. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _84602/ (дата обращения: 15.10.2017).
25. Ветров К. В. Информирование населения о деятельности органов власти как фактор управления : автореф. дис. ... канд. социол. наук. M., 2003. 25 с.
26. Котиков Д. А. Распространение информации федеральным органом исполнительной власти в гражданском обществе : теоретические аспекты правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2012. 25 с.
27. Селихова Н. Л. Развитие коммуникативно-информационных связей органов регионального управления и общества : На материалах Брянской области : автореф. дис. ... канд. полит. наук. M., 2005. 27 с.
28. Конституция Российской Федерации. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.10.2017).
29. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_15490/78a1c4510 de0249bcf851807a273751 feca57d49/ (дата обращения: 15.10.2017).
30. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: ОАО «НПО "Экономика"» 2000. 271 с.
31. Кушнерук С. П. Документная лингвистика. М.: Наука, 2008. 256 с.
REFERENCES
1. Anisimova T. V. Tipologija zhanrov delovoj rechi: ritoricheskij aspekt [Typology of genres of business speech: rhetorical aspect]. Thesis Diss. Doct. Sci. (Philol.). Krasnodar, 2000. 46 p. (in Russian).
2. Vezhbicka A. Rechevye zhanry [Speech genres]. Zhanry rechi : sb. nauch. st. [Speech Genres : coll. of sci. art.]. Iss. 1. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1997, pp. 99-111 (in Russian).
3. Dementyev V. V. Izuchenie rechevyh zhanrov : ob-zor rabot v sovremennoj rusistike [The study of genres: a review of studies in modern Russian linguistics]. Voprosy jazykoznanija [Issues of linguistics], 1997, no. 1, pp. 109121 (in Russian).
4. Dementyev V. V. Teorija rechevyh zhanrov [The theory of speech genres]. Moscow, Znak Publ., 2010. 600 p. (in Russian).
5. Dolinin K. A. Rechevye zhanry kak sredstvo organi-zacii social'nogo vzaimodejstvija [Speech genres as means of organization of social interaction]. Zhanry rechi : sb. nauch. st. [Speech Genres : coll. of sci. art.]. Iss. 2. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1999, pp. 7-13 (in Russian).
6. Salimovskij V. A. Zhanry rechi v funkcional'no-stilisticheskom osveshhenii (nauchnyj akademicheskij tekst) [Speech genres in the functional-stylistic lighting (academic text)]. Perm, Izd-vo Perm. un-ta, 2002. 236 p. (in Russian).
7. Fedosjuk M. Ju. Nereshennye voprosy teorii rechevyh zhanrov [Unresolved questions in the theory of speech genres]. Voprosy jazykoznanija [Issues of linguistics], 1997, no. 5, pp. 102-120 (in Russian).
8. Shmeleva T. V. Model' rechevogo zhanra [Model of the speech genre]. Zhanry rechi : sb. nauch. st. [Speech Genres : coll. of sci. art.]. Iss. 1. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1997, pp. 88-98 (in Russian).
9. Mihail Mihajlovich Bahtin (Pod maskoj) [Mihail Mihajlovich Bahtin (Under the mask)]. Moscow, Labirint Publ., 2000. 640 p. (in Russian).
10. Bahtin M. M. Problema rechevyh zhanrov [The problem of speech genres]. In: Jestetika slovesnogo tvorch-estva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986, pp. 250-296 (in Russian).
11. Arutjunova N. D. Zhanry obshhenija [Genres of communication]. In: Chelovecheskij faktor v jazyke. Kommunikacija, modal'nost', dejksis [The Human factor in language. Communication, modality, deixis]. Moscow, Nauka Publ., 1992, pp. 52-56 (in Russian).
12. Gajda St. Zhanry razgovornyh vyskazyvanij [Genres of spoken utterances]. Zhanry rechi : sb. nauch. st. [Speech Genres : coll. of sci. art.]. Iss. 2. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1999, pp. 103-112 (in Russian).
13. Lee D. Genres, Registers, Text Types, Domains, and Styles. Language Learning & Technology, September 2001, vol. 5, no. 3, pp. 37-72.
14. Paltridge B. Genre, text type, and, and the language classroom. ELT Journal, 1996, vol. 50, no. 3, pp. 237-243.
15. Trosborg A. Text Typology: Register, Genre and Text Type. Trosborg A. Text Typology and Translation. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 1997, pp. 3-23.
16. Kozhina M. N. O rechevoj sistemnosti nauchnogo stilja sravnitel'no s nekotorymi drugimi [Speech on a scientific style in comparison with some other]. Perm, Izd-vo Perm. un-na, 1972. 396 p. (in Russian).
17. Salimovskij V. A. Rechevye zhanry nauchnogo jem-piricheskogo teksta (stat'ja vtoraja) [Speech genres of the scientific empirical text (article the second)]. In: Stereotip-nost' i tvorchestvo v tekste [Stereotype and creativity in the text]. Perm, Izd-vo Perm. un-na, 1999, pp. 40-65 (in Russian).
18. Kartashov V. N. Ponjatie i struktura juridicheskoj dejatel'nosti [Concept and structure of legal activity]. In: Juridicheskaja dejatel'nost': sushhnost', struktura, vidy [Juridical activity : essence, structure, types]. Jaroslavl, 1989, pp. 12-32 (in Russian).
19. Chigridova N. Ju. Rechevoe povedenie kom-munikanta v zhanre delovyh jepistoljarij (na materiale nemeckogo jazyka) [Speech behavior of the communicant in the genre of business epistolary (on the material of the German language)]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Philol.). Volgograd, 2000. 24 p. (in Russian).
20. Duskaeva L. R., Protopopova O. V. Zhanry oficial'no-delovogo stilja [Official business style genres]. In: Stilisticheskij jenciklopedicheskij slovar' russkogo jazyka [The stylistic encyclopaedic dictionary ofthe Russian language]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2003, pp. 69-79 (in Russian).
21. Kireeva E. Z. Zhanry podzakonnogo diskursa [Genres of sublegislative discourse]. Zhanry rechi [Speech Genres], 2016, no. 1(13), pp. 78-86 (in Russian).
22. Bahrah D. N., Rossinskij B. V., Starilov Ju. N. Ad-ministrativnoe pravo [Administrative law]. Moscow, Norma Publ., 2005. 800 p. (in Russian).
23. Federal'nyj zakon "O porjadke rassmotrenija obrashhenij grazhdan Rossijskoj Federacii" (Federal Law "On the Procedure for Considering Applications from Citizens of the Russian Federation"). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (accessed 15 October 2017) (in Russian).
24. Federal'nyj zakon "Ob obespechenii dostupa k in-formacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija" (Federal Law "On Providing Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies"). Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (accessed 15 October 2017) (in Russian).
25. Vetrov K. V. Informirovanie naselenija o dejatel'nosti organov vlasti kak faktor upravlenija [Informing the public about the activities of government as a factor in the management]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Sociol.). Moscow, 2003. 25 p. (in Russian).
26. Kotikov D. A. Rasprostranenie informacii fed-eral'nym organom ispolnitel'noj vlasti v grazhdanskom ob-shhestve : teoreticheskie aspekty pravovogo regulirovanija [Dissemination ofinformation by the federal executive body in civil society : theoretical aspects of legal regulation : au-
thor's abstract]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Legal.). Ljubercy, 2012. 25 p. (in Russian).
27. Selihova N. L. Razvitie kommunikativno-informacionnyh svjazej organov regional'nogo upravlenija i obshhestva [Development of communication and information links between regional government and society : On the materials of the Bryansk region]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Polit.). Moscow, 2005. 27 p. (in Russian).
28. Konstitucija Rossijskoj Federacii (The Constitution of the Russian Federation). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 15 October 2017) (in Russian).
29. Pravila podgotovki normativnyh pravovyh aktov fed-eral'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj
registracii (Rules for the preparation of regulatory legal acts of federal executive bodies and their state registration). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_15490/78a 1 c4510de0249bcf851807a273751 feca57 d49/ (accessed 15 October 2017) (in Russian).
30. Koltunova M. V. Jazyk i delovoe obshhenie : normy, ritorika, jetiket [Language and business communication: rules, rhetoric, etiquette]. Moscow, OAO «NPO "Ekonomika"», 2000. 271 p. (in Russian).
31. Kushneruk S. P. Dokumentnaja lingvistika [Linguistics of documents]. Moscow, Nauka Publ., 2008. 256 p. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 15.01.2018
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Ширинкина М. А. Жанры письменного дискурса исполнительной власти // Жанры речи. 2019. № 2 (22). С. 110-118. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-2-22-110-118
For citation
Shirinkina M. A. Genres of Written Discourse of the Executive Branch. Speech Genres, 2019, no. 2 (22), pp. 110118 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-2-22-110-118