УДК 13
Н. Г. Апухтина Т. Ф. Берестова В. С. Невелева
ДИСКУРС, ДИСКУРСНЫЕ ПРАКТИКИ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Дискурс рассматривается как центральная категория в коммуникативной лингвистике и современных социальных дисциплинах. Дан краткий обзор основных подходов к описанию данного понятия, осмысливаются его важнейшие характеристики.
Ключевые слова: дискурс, гуманитаристика
Discourse is being considered as a central category in communicative linguistics and modern social disciplines. The article has given a brief review of the basic approaches to description of the given notion, it interprets its most significant characteristics.
Keywords: discourse, humanitarian sciences
Гуманитарные науки на протяжении всего XX в. находились под воздействием доминанты языка. По словам Ричарда Рорти, «язык вербует мир», т. е. самое подлинное знание о мире содержится в языке, следовательно, изучение языка и есть ключ к изучению человека и мира. Сей постулат, усвоенный в качестве базовой методологической установки различными дисциплинами, получил название «лингвистического поворота», со второй половины XX в. интересы языкознания, переместившись в среду языковой коммуникации, сконцентрировались уже не на самом феномене языка, а на его функциях, что превратило процесс в «дискурсивный поворот». Категория дискурс становится центральной в коммуникативной лингвистике и современных социальных дисциплинах. Благодаря широкому распространению в интеллектуальный кругах идей и терминологии постмодернизма, допустимы не только варианты произношения (с ударением на первом или втором слоге), но и множество толкований, связок с терминами язык, речь, текст, диалог, а также характеристик, классификаций, которые ушли далеко за пределы теории текста.
Так, в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи» Л. И. Скворцова указывается, что дискурс (от лат. diskursus) первоначально означало ‘разбегание, расхождение, бег туда-сюда, прогулку’; позднее - ‘рассуждение, довод, аргумент, разговор’ [см.: 8]. Лингвистический энциклопедический словарь под ред. В. Н. Ярцева акцентирует внимание на французском discours, означающем связный текст, речь в событийном аспекте, речь, «погруженную в жизнь» [см.: 4]. Словарь немецкого языка Якоба и Вильгельма Гримм 1860 г. указывает следующие параметры термина дискурс: 1) диалог, беседа; 2) речь, лекция. М. Л. Макаров, ссылаясь на Дебору Шифрин, отмечает выделенные ею три подхода к трактовке этого понятия: 1) два и более предложений речи, находящиеся в смысловой связи; 2) любое «употребление языка»; 3) высказывание как единство, взаимодействие формы и функции, т. е. контекстуализация
единиц употребления языка [5, с. 85]. Таким образом, можно констатировать, что трактовка дискурса от содержания собственно речи, соединяющей коммуни-цирующих субъектов, смещается к самим субъектам. Если Э. Бюиссанс трактовал дискурс как код языка, то
Э. Бенвенист как воздействие высказывания на его получателя, что подразумевает субъекта высказывания, адресата, место и время высказывания; если высказывание - последовательность фраз, то дискурс -механизм ее управления [8, с. 163].
Многообразные подходы к описанию дискурса, осмысление его объемов, структуры и функций позволяют опереться на важнейшие его характеристики. Так, Т. А. ван Дейк дискурс определяет как сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста экстралингвистические факторы (знание о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста [2, с. 8]. В. З. Демьянков акцентирует внимание на концентрации дискурса вокруг некоторого опорного концепта, а элементами дискурса считает излагаемые события, их участников, перформативную информацию и «несобытия» (обстоятельства, сопровождающие и поясняющие события, оценки участников событий) [6, с. 53]. Именно этот вариант дефиниции дискурса определяет его не как величину, адресованную тексту и синонимичную ему, а значительно шире: как «текст плюс ситуация» [5, с. 85]. Более того, в контексте современных СМИ дискурс подчеркнуто трактуют как интерактивный способ речевого взаимодействия в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору [5, с. 87]. Демаркируя базовые понятия, исследователи понимают под текстом языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма, тем самым снимая всякую ограниченность признаками: монологический - диалогический, устный - письменный и др. Н. Н. Миронова отмечает, что к настоящему времени существуют два основных понятия дискурса:
1) как текст;
2) как дискурсивная практика [6, с. 53].
66
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 I 2 (30)
Н. Г. Апухтина, Т. Ф. Берестова, В. С. Невелева Дискурс, дискурсные практики и философия культуры
Дискурс - это речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя все многообразие исторической эпохи, социальных и индивидуальных особенностей коммуникантов и коммуникативной ситуации, их менталитета и культур (всеобщей, национальной, индивидуальной). Не случайно Ю. Хабермас, понимая дискурс как вид речевой коммуникации, обусловливающий возможность критического рассмотрения ценностей и норм социальной жизни, выделял практический, критический, этический дискурсы.
В современной гуманитаристике акцентируется внимание на различных видах дискурсов (дискурсных практик, согласно М. Фуко):
1) дискурсы повседневного общения (бытовые разговоры, дружеские беседы, сплетни, бытовые ссоры, споры и конфликты);
2) институциональные дискурсы (административный, офисный, банковский, армейский, церковный, идеологический и др.);
3) политические дискурсы (идеологический, партийный, РЯ-дискурс);
4) публичные дискурсы (гражданские инициативы, дипломатические, переговорные и др.);
5) медиадискурсы (ТУ-дискурс, кинодискурс, дискурс рекламы и др.);
6) арт-дискурсы (литературный, музыкальный, изобразительный, модельный и др.);
7) маркетинговые дискурсы (бизнес-дискурс, дискурс продаж, потребительский, сервисный и др.);
8) академические дискурсы (научных обменов и коммуникаций, общенаучный, отраслевой, дисциплинарный, методологический, теоретический и др.;
9) культурно-мировоззренческие дискурсы (культурных эпох и стилей, философский и религиозных направлений и течений и др.) [см.: 10].
Многочисленные концепты дискурса представляют собой интенсивно и экстенсивно развивающееся полипарадигмальное направление современных научных исследований - когнитоло-гию. Последняя значение дискурса трактует амбивалентно: с одной стороны, дискурс - самостоятельная проблема современной философии, а с другой - дискурс есть инструмент, методологический подход, широко использующийся в социально-гуманитарном познании. Иными словами, самым забавным образом латинское, наиболее древнее, происхождение и трактовка слова дискурс как «разбегание в разные стороны, беготня туда-сюда» отражает реальное разнообразие дефиниций, трактовок, дискурсных практик в современной науке и жизни.
1. Афанасьевский, В. Л. Предпосылки интерпретации «дискурса» М. Фуко / В. Л. Афанасьевский. - Самара: [б. и.], 2004.
2. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989.
3. Дискурсология: методология, теория, практика / под общ. ред. М. А. Малышева, В. Е. Хвощева. - Челябинск: Изд. центр ЮУргУ, изд-во НОЦ «КПОН», 2011.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. - М.: Совет. энцикл., 1990.
5. Макаров, М. Л. Основы дискурс-анализа / М. Л. Макаров. - М.: Гнорис, 2003.
6. Миронова, Н. Н. Дискурс-анализ оценочной семантики / Н. Н. Миронова. - М.: НВИ-Тезаурус, 1997.
7. Можейко, М. А. Дискурс [Текст] / М. А. Можейко, о. Сергий Лепин // Постмодернизм: энцикл. - Минск: [б. и.], 2001.
8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. / Л. И. Скворцов. - М.: ACADEMIA, 2003.
9. Филиппс, Л. Дж. Дискурс-анализ: теория и метод / Л. Дж. Филиппс, М. В. Йоргенсен. - Харьков: Гуманитар. центр, 2004.
10. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - М.: Республика, 1997.
Сдано 19.03.2012
67
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 2 (30)