Габараева Ж. Ф. ассистент кафедра экономической теории
СКГМИ (ГТУ) Россия, г. Владикавказ ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Фрикционная политика-так принято называть область экономики,непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основными источниками его пополнения.
Фискальная политика- политика правительства в области налогообложения, государственных расходов. государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение , подавление инфляционных процессов.
Существуют прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследовании и др.; проведение структурной политики; содержание военно- промышленного комплекса и др..
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль играет система налогообложения, изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимумдоходов и др., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста избежать разных взлетов и падений производства. К важным косвенным методам относится политика ускоренной амортизации,государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.
Дискреционная политика- действующая по своему усмотрению, это гибкая политика, ориентирующая в большей мере на изменяющуюся
экономическую ситуацию, чем на решение законодательных и исполнительных органов, это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
-с ростом государственных расходов увеличивается и совокупный спрос ( потребление и инвестиции), исходя из этого растет выпуск продукции и занятость населения;
-увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств, здесь сокращается спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы, и наоборот : снижение налогов ведет к возрастанию покупательных расходов, выпуска продукции и занятости.
Недискреционная политика - недостаточно гибкая экономическая политика , следование жесткому , заранее заданному курсу, отсутствие воли и желания руководителей принимать собственные решения, это политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
Цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки.В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл, в долгосрочном - снижение налогов может привести стимулированию экономического роста. В целях снижения темпов инфляции используют сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политикапозволяет сократить совокупный спрос итем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить еерезультаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Но судить по этим показателям о действительности проводимой дискреционной политики сложно.
Существует два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит : за счет займов у населения
или за счет выпуск новых денег его кредитам. Воздействие на совокупные расходы будет вкаждому случае различно.
1) заимствования .Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займи, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства.
2) создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать.Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая плохого воздействия на инвестиции или потребление.
Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Имеется два способа:
- погашение долга, поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка.
- изъятие из обращения, правительство не может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия избыточных сумм, приостановить любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее.
Дискреционная фискальная политика предполагает существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах чистого национального продукта При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая , стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине чистого национального продукта. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий.
К недостаткам фискальной политики относятся:
-эффект вытеснения;
-наличие внутреннего лага - это периодвремени между возникновением необходимости изменения политики и принятия решения о изменении.
-неопределенность;
-дефицит бюджета, она является одним из макроэкономических проблем.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП.
Габараева Ж. Ф. ассистент кафедра экономической теории
СКГМИ (ГТУ) Россия, г. Владикавказ ИНТЕРЕСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Интерес это понятие которое определяется как выгода, корысть ,прибыль. Это понятие сугубо экономическое. Рассматриваемые в качестве побудительных стимулов ,которые определяются содержанием любых действий людей, интересы находят свое наиболее явное проявление именно в экономической сфере.
Любой экономический интерес всегда целенаправлен. При этом желательно, чтобы цель, соответствующая данному интересу, была бы ясной и реально достижимой.
Национальные экономические интересы всегда направлены на достижение национальных экономических целей, которые, хотя и представляют собой консолидированное выражение экономических целей личности, общества и государства, на практике чаще всего ассоциируются именно с экономическими целями государства.
Формирование экономических интересов личности, общества и государства осуществляется на следующих принципах: объективности их возникновения и содержания; субъективности формы проявления; осознанности; постепенности ;обусловленности ;целенаправленности.
Механизм формирования экономических интересов в качестве своих структурных элементов объединяет объекты, субъекты, среды и средства формирования, в качестве функциональных элементов - ценности, доминирующие в обществе, потребности, знания, методы и принципы формирования, а также профессионализм людей, участвующих в формировании этих интересов. Экономические интересы подразделяются на маловажные, важные и жизненно важные.
Жизненно важные экономические интерес(ЖВЭИ) -это такие экономические интересы, удовлетворение которых способно надежно обеспечить само существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства причем обеспечить во всех сферах.
Маловажные экономические интересы преимущественно не выходят за рамки выполнения каких- то повседневных хозяйственных задач.
ЖВЭИ, как и другие экономические интересы, можно классифицировать по длительности их действия на кратковременные, долговременные и постоянные, а по основным субъектам их формирования -на ЖВЭИ личности, ЖВЭИ-общества и ЖВЭИ государства. ЖВЭИ