УДК 338.22 ГРНТИ 06.56.31
ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Оболенская Марика Фархадовна
студентка 1 курса магистратуры факультета «Мировая экономика» Дипломатической академии МИД РФ, г. Москва Руднева Анастасия Олеговна к.э.н., доцент кафедры Мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ, г. Москва
FOUNDATIONS OF FISCAL POLICY OF THE GOVERNMENT
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о фискальной политике, которая играет основополагающую роль в поддержке устойчивого развития национальной экономики. На сегодняшний день тема реализации бюджетно-налоговой политики достаточно актуальна, так как экономики многих стран переживают далеко не лучший период, и от того, как правительство каждой страны будет ее осуществлять, зависит благополучие всего государства в целом. Целью данного исследования является изучение центральных аспектов фискальной политики, а также ее теоретических и практических основ.
ABSTRACT
This article is about fiscal policy, which plays a fundamental role in sustainable development of the national economy. Today, the topic of implementing fiscal policy is quite relevant, since the economies of many countries are going through far from the best period, and the well-being of the whole country depends on how each will implement it. The aim of this research is to explore the central aspects of fiscal policy, as well as its theoretical and practical foundations.
Ключевые слова: экономика, макроэкономика, фискальная политика, государственные расходы, налогообложение, государственный бюджет, экономический рост.
Keywords: economy, macroeconomics, fiscal policy, government spending, taxation, government budget, economic growth.
Введение. Стабилизация экономики является основным целеполаганием политики
правительства. Стабильность и развитие национальной экономики гарантируется использованием государством различных инструментов макроэкономического
регулирования.
Одним из наиболее практичных средств макроэкономического регулирования является эффективная бюджетно-налоговая политика, которая предполагает воздействие на величину валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, а также на упорядочение государственных финансов [3].
Современная фискальная политика реализует следующие функции: определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники наполнения государственной казны; формирует достаточный государственный бюджет, а также стимулирует экономический рост. Кроме того, эффективно применяются элементы системы налогообложения, исходя из стратегических приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Фискальная политика играет важную роль в развитии экономики государства, что предполагает значимость понимания ее теоретических основ.
1. Сущность фискальной политики государства
Впервые бюджетно-налоговая политика была внедрена после мирового кризиса 1929-1933 гг. Целесообразность подобной политики обосновал Дж.М. Кейнс [3].
Бюджетно-налоговая политика является неотъемлемой частью государственной финансовой политики, а средства, которые используются для выполнения задач, предусмотренных финансовой политикой (налоги и сборы, доходы бюджета, государственные расходы, государственные кредиты, местные бюджеты и некоторые другие), являются первоочередными инструментами для реализации фискальной политики [5].
В настоящее время под термином «фискальная политика» принято понимать деятельность государства по изменению государственных расходов и налоговых поступлений для увеличения объема производства, занятости и снижения темпов инфляции, т.е. целью фискальной политики является преодоление фиаско рынка в части определенных негативных макроэкономических трендов в контексте реализации в т. ч. бюджетно-налоговой политики.
Необходимо отметить основные задачи фискальной политики. Это: обеспечение финансирования экономической системы, борьба с инфляцией, защита населения от негативных воздействий производственной деятельности, ликвидация безработицы, достижение
внешнеторговой сбалансированности, обеспечение общества общими благами (к примеру, дороги, школы), перераспределение доходов (через налогообложение) и многие другие [6].
Для эффективного достижения
вышеперечисленных цели и задач фискальная политика государства должна быть построена на следующих принципах:
1. Принцип системности.
2. Принцип рациональности централизации и децентрализации.
3. Принцип социальной справедливости.
4. Принцип стабильности.
5. Принцип равенства прав и обязательств для всех форм собственности перед бюджетом.
6. Принцип самоорганизации.
7. Принцип нелинейности.
8. Принцип разграничения расходных полномочий между различными органами центральной и местной власти.
Заметим, что в мировой практике различают два вида фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую). Их сущность и методологические основы освещены во многих научных трудах зарубежных и отечественных ученых [7].
Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное законодательное изменение правительством налогов и государственных расходов с целью сбалансирования бюджета; стабилизации экономики; достижения равновесия в экономике; увеличения уровня занятости; снижения темпов инфляции.
Недискреционная (автоматическая)
фискальная политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Такими
стабилизаторами в экономике являются прогрессивная налоговая система и трансфертные платежи.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит (или профицит) образуется в результате действия автономных стабилизаторов [8].
В зависимости от фазы делового цикла фискальная политика бывает:
- стимулирующей - реализуется при спаде экономики и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска, а также снижение уровня безработицы; направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов);
- ограничительной - используется при экономическом буме и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, соответственно, она должна быть направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов) [9].
На макроуровне бюджетно-налоговая политика играет важную роль в обеспечении макроэкономической стабильности, которая является предпосылкой для достижения и поддержания устойчивого роста национальной экономики. На микроуровне, благодаря хорошо продуманной налоговой и расходной политике, она может повысить занятость, увеличить инвестиции и производительность.
2. Анализ фискальной политики России
В этом разделе проанализируем фискальную политику Российской Федерации. Основные итоги 2018 года оказались выше прогнозов Минэкономразвития. В частности, ВВП вырос на 2,3% в сравнении с 2017 годом. По данным Минэкономразвития, этот показатель должен был составить 2,0%.
Главный вклад в прирост валовой добавленной стоимости сделали добывающая промышленность, строительство, финансовая и страховая деятельность, а также сектор государственного управления [2]. Повышение совокупного спроса поддерживалось ростом цен на нефть (Рис. 1):
Рисунок 1 - Динамика цен на нефть марки URALS (2017-2018 гг.) (руб./$) (руб./баррель) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.11.2019)
Прирост инвестиций в основной капитал в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 4,2%. При этом реальные располагаемые доходы
населения выросли только на 0,4%. К началу 2019 года реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 1,3% в годовом выражении.
В свою очередь, доходы консолидированного бюджета России и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2018 году показали повышение на 17,1% (с поправкой на
потребительскую инфляцию). Всего в бюджеты бюджетной системы РФ поступило примерно 36917 млрд руб. (Рис. 2).
40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
Неналоговые и прочие доходы
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Налоговые доходы
2017
2018
Рисунок 2 - Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (2017-2018 гг.) (млрд руб.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.m/ (дата обращения: 12.11.2019
)
Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 г. изменилась за счет нефтегазовых поступлений. Выросли доли налоговых и неналоговых доходов, а также прочих доходов в ущерб страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Доля последних сократилась с 22% до 20%, несмотря на то, что номинально приток увеличился до 7196 млрд руб. С поправкой на инфляцию прирост страховых взносов на обязательное социальное страхование составил 7,5% по сравнению с 2017 годом. Причина заключалась в увеличении номинальной зарплаты.
Рассмотрим аспект повышения налогов, которые составляют основу бюджетов субъектов РФ (Рис. 3). Наряду с налогом на прибыль упоминаются НДФЛ, приток от которого увеличился на 9,4%, налоги на совокупный доход (+13,1%) и налоги на имущество (+8,8%). В 2018 году рост расходов бюджетов бюджетной системы России возобновился после периода экономии в условиях рецессии, экономических санкций и снижения цен на нефть. Необходимо подчеркнуть, что повышение расходов было связано с выполнением «майских указов» 2012 года накануне президентских выборов 2018 года и проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. в РФ.
Рисунок 3 - Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (2016-2018 гг.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 18.11.2019)
Проанализируем расходы
консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018
году. Значительные расходы приходились на социальную политику - 11997 млрд руб. (Рис. 4).
Рисунок 4 - Структура расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных
внебюджетных фондов (2018 г.) (млрд руб.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 25.11.2019)
Обслуживание государственного и... Средства массовой информации Физическая культура и спорт Социальная политика Здравоохранение Культура, кинематография Образование Охрана окружающей среды Жилищно-коммунальное хозяйство Национальная экономика Национальная безопасность и. Национальная оборона Общегосударственные вопросы
I 917 ( 137 I 332
669
4443
2111 I 2829
I 2132 к—é—к
11997
^—^—/
0
2000 4000 6000 8000 10000 12000
На втором месте оказались расходы на национальную экономику в размере 4443 млрд руб., на третьем - расходы на образование в размере 3669 млрд руб. Благодаря увеличению финансирования на 14,5% в реальном выражении здравоохранения, расходы на отрасль составили 3316 млрд руб.
Меньше всего расходов пришлось на охрану окружающей среды и средства массовой информации - 147 и 137 млрд руб. соответственно.
Внеплановое повышение доходов обеспечило профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в объеме более 3 трлн руб.
Отметим, что в 2018 году расходы федерального бюджета имели практически те же показатели, что и в 2017 году. В соизмеримых ценах их объем уменьшился на 1,2%.
Номинально сократились расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Они уменьшились не только в реальном исчислении, но и по номинальным индикаторам.
В наибольшей степени заметно снижение расходов на социальную политику. Это обусловлено тем, что в 2017 году была произведена единовременная выплата пенсионерам, которая не осуществлялась в 2018 году. Расходы составили приблизительно 4582 млрд руб. В соизмеримых ценах 2017 года это снижение оценивалось в 11%.
Если бы расходы на социальную политику не уменьшились, то увеличение финансирования в секторах «Здравоохранение» и «Образование» обеспечило бы целый процентный пункт прироста итоговой суммы расходов бюджета страны. В общем, доля расходов на здравоохранение и образование в структуре федерального бюджета возросла с 6,6% до 7,9%.
В секторе «Межбюджетные трансферты общего характера» наблюдалось 35% прироста. Доля этих расходов увеличилась с 5% до 6,8%. Рост был связан с выполнением «майских указов» 2012 года.
Также в 2018 году был выявлен прирост расходов на охрану окружающей среды и ЖКХ, который составил 20%.
Одной из ключевых проблем фискальной политики выступает теневая экономика,
сокращение удельного веса которой позволило бы повысить эффективность всего механизма государственного регулирования хозяйственного механизма. Речь идет не столько о так называемой «черной экономике», сколько о «серой экономике», которая функционирует с изъятиями в т. ч. налогового законодательства.
Заключение. Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Реализация бюджетно-налоговой политики оказывает влияние на общее состояние национальной экономики, обеспечивает перераспределение национального дохода, а также отвечает за мобилизацию средств в бюджет страны для дальнейшего финансирования государственных программ, которые создают условия для социальной и экономической безопасности в стране.
Фискальная политика концентрирует усилия правительства по следующим направлениям - это финансовые, правовые и организационные меры. Они связаны с формированием и использованием государственных финансов, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию государством своих функций. Упорядочение бюджетно-налоговой политики способствует снижению экзогенных и эндогенных угроз национальной безопасности страны посредством создания стабильной макроэкономической среды для устойчивого развития национальной экономики.
Список использованной литературы
Статистические документы:
1. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.11, 12.11, 18.11, 25.11.19)
Учебная литература:
2. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний
УДК 336.71 ГРНТИ 06.73.55
Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. -108 стр. [Marcheva IA Nalogi i nalogooblozhenie: uchebno-metodicheskoe posobie. - Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gosuniversitet, 2012; 108. (In Russ).]
3. Руднева А.О. Экономическая теория: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 255 с. С. 206. [Rudneva AO E'konomicheskaya teoriya: Ucheb. Posobie. - M.: INFRA-M, 2014. - 255 s. S. 206. (In Russ).]
Статьи в периодических изданиях:
4. Алесина А., Ардагна С. Большие изменения в бюджетно-налоговой политике: налоги и расходы, 2011. - 40-68 стр. [Alesina A, Ardagna S Bol'shie izmeneniya v byudzhetno-nalogovoi politike: nalogi i raskhody. 2011; 40-68. (In Russ).]
5. Мэнкью Н., Вайнцерль Г. Исследование оптимальной политики стабилизации экономики, 2015. - 230-72 стр. [Menk'yu N, Vaintserl' G Issledovanie optimal'noi politiki stabilizatsii ekonomiki. 2015; 230-72. (In Russ).]
6. Рамей В. Могут ли государственные закупки стимулировать экономику?, 2014. - 680-85 стр. [Ramei V Mogut li gosudarstvennye zakupki stimulirovat' ekonomiku? 2014; 680-85. (In Russ).]
7. Элмендорф Д., Шейнер Л. Федеральная бюджетная политика с устойчиво низкими процентными ставками, 2017. № 18. - 154-57 стр. [Elmendorf D, Sheiner L Federal'naya byudzhetnaya politika s ustoichivo nizkimi protsentnymi stavkami, 2017. № 18; 154-57. (In Russ).]
8. Суарес С., Хуан К., Филипп В. Оценка локальных фискальных мультипликаторов, 2014. -26-51 стр. [Suares S, Khuan K, Filipp V Otsenka lokal'nykh fiskal'nykh mul'tiplikatorov, 2014; 26-51. (In Russ).]
9. Делонг Б., Саммерс Л. Фискальная политика государства, 2016. - 235-248 стр. [Delong B, Sammers L Fiskal'naya politika gosudarstva, 2016; 235-248. (In Russ).]
АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2019 ГОД
Синиченко Олеся Андреевна
к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и финансов Таганрогский институт управления и экономики
Таганрог, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные показатели банковского сектора Российской Федерации за 2019 год. Прошлый год в банковской сфере можно назвать достаточно стабильным. Однако, необходимо особенно отметить такие факты, как очередное снижение ключевой ставки, что привело к снижению ставок по кредитам и депозитам. Автором были проанализированы динамика числа кредитных организаций (динамика отрицательная на протяжении всего рассматриваемого периода, причины: отзыв лицензии, самостоятельный уход с банковского рынка, укрупнение), показатели Т0П-10 банков страны по активам, кредитному портфелю физических и юридических лиц (практические по всем показателям лидирует ПАО «Сбербанк»). В статье также приводятся ключевые изменения в банковском секторе прошлого года, в том числе со стороны законодательства.
Ключевые слова: банковский сектор, Банк России, ключевая ставка, санация, лицензирования кредитных организаций.