Научная статья на тему 'Дискретная модель продольного удара стержня о жёсткую преграду'

Дискретная модель продольного удара стержня о жёсткую преграду Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАР / ПРОДОЛЬНЫЙ УДАР / УДАР СТЕРЖНЯ / ДИСКРЕТНАЯ МОДЕЛЬ СТЕРЖНЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УДАРА

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Манжосов Владимир Кузьмич, Листрова Ксения Сергеевна

Разработана элементная модель продольного удара стержня о жёсткую преграду, построен алгоритм решения уравнений движения,. Решения преобразованы к универсальному виду, когда в структуре этих решений используются безразмерные параметры перемещений, скоростей и времени. Представлены результаты моделирования тестового объекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Манжосов Владимир Кузьмич, Листрова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискретная модель продольного удара стержня о жёсткую преграду»

удк 004.942

к. с. листрова, в. к. манжосов

ДИСКРЕТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОДОЛЬНОГО УДАРА СТЕРЖНЯ О ЖЁСТКУЮ ПРЕГРАДУ

Разработана элементная модель продольного удара стержня о жёсткую преграду, построен алгоритм решения уравнений движения. Решения преобразованы к универсальному виду, когда в структуре этих решении используются безразмерные параметры перемещении, скоростей и времени. Представлены результаты моделирования тестового объекта.

Ключевые слова: удар, продольный удар, удар стержня, дискретная модель стержня, моделирование удара.

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.), ГК № П 1122.

1. Модель продольного удара стержня о жёсткую преграду

При продольном ударе со скоростью V стержня массой тс о жёсткую преграду (рис. 15 а) стержень может быть представлен [1, 2, 3] п-м количеством конечных элементов с массой тх, т2, тил_2э тп (Рис- Ьб). Причём

тс = ти, + т2 +... + тп_2 + тп.

V

V

/ у ^ ЗяЗД и V Ш0ШШ

4 Г ш:: - ¿у"'

пи

тшшшт

ШШЩШШь

>•- а»; .

а®

V/ -

_

т

7

т

Т

т.

/ /

>

У

я

а) схема продольного удара стержня о жёсткую преграду

б) модель стержня с использованием конечных элементов

Рис. 1. Схема и модель продольного удара стержня о жёсткую преграду

Продольная жёсткость конечного элемента (рис. 2, а) моделируется упругим элементом жёсткостью с. (рис. 2, б), определяемой по формуле с/ где А/ - площадь поперечного сечения

у-го конечного элемента стержня, Е . - модуль упругости первого рода материала у'-го конечного

элемента стержня, / - длина ) -го конечного элемента массой т] (/ = х, - х, ,).

3

■ -Г : •

; •Vх4• • < -' /'

х

Ху1

а)

X

б)

Рис. 2. Схема конечного элемента

В случае, если масса } -го конечного элемента сосредоточена в сечении х]_] (рис. 2, б), то расчётная модель стержня, представляющая последовательно сопряжённые конечные элементы (рис. 1, б), примет вид, изображённый на рис. 3.

© Листрова К. С., Манжосов В. К., 2010

n-2

Рис. 3. Дискретная модель продольного удара стержня о преграду

Данная схема обеспечивает эквивалентность механической системы по кинетической энергии и количеству движения перед нанесением удара, а также эквивалентность системы по её упругим свойствам в процесса удара.

Расчётную модель стержня представим совокупностью сосредоточенных масс т], т2, ..., т 2 >

, тп (рис. 3) и упругих элементов. Причём

1 / /

Щ = —Л,, т2=-р-т =-р-А с = ; ; =1,2,;?.

/7 П П > /

1)

Движение произвольной у -й массы описывается дифференциальным уравнением вида

т

Л ~uj)-cj(uj ""ж)' J = U2» •••> и-1»

где - перемещение /-й массы т] относительно фиксированной координаты х , определяющей

положение центра масс У-го конечного элемента в состоянии статического равновесия; и -ускорение у -й массы.

Движение всей совокупности масс стержня при представлении его по схеме рис. 3 при ударе о жёсткую преграду описывается системой дифференциальных уравнений вида

тх щ = -с, (и, - и2),

т2и2 - с, (г/, -и2)~с2 {и2 -щ),

.....................................>

т^й^ = сп_2(ип_2 -ип_х)-сп_,(ип_, -ип),

с соответствующими начальными условиями, определяющими начальные перемещения и 0 и скоро-

сти масс и 0 в момент времени / = 0:

му = м>;0, й] = , у = 1,2,п-\,п. Граничные условия описывают наличие неудерживающей связи:

= 0, если ип < 0, 0 < Г < 7\

где Т - продолжительность удара.

В дифференциальных уравнениях движения отношение жёсткости упругого элемента с

ветствующей массе т] (полагая, что материал конечных элементов один и тот же) можно предста-

к с о от-

вить следующими равенствами:

ЕА

ЕА

, сх 1/п п'Е

2

т] pAxl! п 1 р

ЕА

1 _

Ип

т2 pA2lIn I р

п'Е 2 2 - 4

А 9 А "

А>

ЕА2

с2 = Ип =п~'Е

pAJ / п I2 р

5 • * * 5

т

2

7-1

ЕА

j

-I _ 1/П _П'Е ~А

mj pAjl / п

1гР

Aj-1,

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А V А

J

J

J

т

j

1/п = п~Е pAiln 12р

В волновой механике отношение Elp = а2, где а - скорость звука в материале стержня. Тогда

величина

пЕ п2а2р п1а п£а _ /

1гр 12р 1-1/а 1-Т0

где Т0 - время распространения волны по стержню длиной /.

а

Учитывая в дифференциальных уравнениях равенство

п2Е

п'а

Г-р 1-Т

,получим

о

Па

(,и. -иЛ

и, =--

I 1 т ! 2 1 *0

п2аЛ. . п2а ~ А.

1.Т 4 1 \.т

I 10 I 10

I

А

п'а А

=

н-2

/■Г,

(4,-2 " VI) - ТТГ ("„-1 " "Л 4,-2 =

_ 4,-2

0

/■г,

/7 Д/4

"»-I =

л-1

О

/?2я

Л

и-1

1-Т,

(мя_, - и „) - —;ия,

А . =

О

/•7:

о

А

п

Выделим дифференциальное уравнение движения у -й массы:

¡Г а А

и

я2а

1пн

/7

("и- "/)- —

О

1ПГ

и

о

)

Методом последовательных приближений строится процедура численного расчёта ускорения, скорости и перемещения / -й массы:

(ЙД =

7-1

1Т;

я2а

о

/Г,

"Д-гМ,-

(I

("у )| = "у,о + («7 Х-Г Л'> (му)/=му.о+("у)/-ГДг» ' =1,2,3,...

Представленные алгебраические равенства преобразуем к универсальному виду, когда в структуре этих выражений используются обобщённые безразмерные параметры скоростей и перемещений

Представим равенство (и /), = 0 + (¿^ • А/ в виде

(«д /

г/

ло

/

+

/

А/-

о

V

о

У°'А- = 1 2 3

где {й}), = —у

гл

"7,0 =

/

, у0 - предударная скорость стержня

V

о

-Учитывая, что 1 = а-Т0, получим выражение для расчёта перемещения /-й массы в /-м при ближении в безразмерных параметрах:

/ - N ~ ,7Ч V,) • А/ _ . 7 ч А 7 У0

)/ = ,0 + («у),ч • -Г-^Г- = «7.0 + (И;),-, • А/ •

А/ =

а-т:

а

А/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ 1 ^ 2 ^ 3 ^ • • •

О '0

Аналогично приведем к безразмерному виду выражение для расчёта скорости / -й массы приближении:

а

в /-м

(<Ц=гЬ.о+7 »Ч-|((*нНйА)

V

о

м,

где (иХ =

= х лг =

у,

7.0

V',

Д/

О '0 л о

Предложенная схема может быть использована для построения алгоритма численного решения системы дифференциальных уравнений, описывающих процесс удара стержня о жёсткую преграду, и разработки процедуры моделирования.

Сила между ] -й и (у + 1)-й массами, возникающая при деформировании /-го упругого

элемента, определяется как = С] {и) ~и/+]), / = 1, 2, ..., я-1, п .

ЕЛ

Учитывая, что с, =——п, получим

]

I

и

г/

, у = 1,2,..., и-1, /7.

7 7

Представим значение силы PJ в безразмерном виде, используя отношение

р

Р - 1Ы11-

Ги)+\ ~ —р--

го

п-ЕАХй;-йш)

ЕА0-У0/а

а

А

А,о =

_ )

А

о

V,

где Р0 = ЕА0 — - сила, которая возникает в ударном сечении однородного стержня такой же массы с

а

А 4" А И- -ь А

площадью поперечного сечения А0 при столкновении с жёсткой преградой; А0 = —-2 " "

п

Значение ударной силы Рп в безразмерном виде, учитывая, что перемещение жёсткой преграды

ип+] в процессе удара равно нулю, определится как гп

с Р. = п-АпУйп!

V

о

а

/

а,о ~

А

п

А

о

Если стержень однородный, имеет постоянную площадь А поперечных сечений по длине, то

V, ^ _ . V/

о

А0 А0 а а

Осуществлено моделирование процесса продольного удара однородного стержня о жёсткую преграду. В качестве тестового объекта рассматривался стержень с постоянной по длине площадью поперечных сечений с представлением его п -м количеством конечных элементов (рис. 4). Выбор тестового объекта был определён тем, что для него известны точные решения о параметрах движения на основе волновой модели продольного удара [2].

"-^ £

> *

1 ' " • ¡1» и/ - ■

Б*« «а* «г* гт ■ > .• ж •-> N •т т* н*

ш У « ' *» мм** «1 »иг:«*» «м щи ___

с. с ■ 'ж- " ¿ш

т-

т.

т

7

»-2

т

/ т

п

/ /

Рис. 4. Схема представления стержня п -м количеством конечных элементов

Реализован алгоритм расчёта параметров движения сосредоточенных масс (ускорений, относительных перемещений и скоростей масс) в зависимости от времени при различном количестве конечных элементов, моделирующих упругие и инерционные свойства стержня (п - 1, 2, 5, 10, 20, 30, 40).

Приведены результаты расчёта ударной силы в зависимости от количества конечных элементов, представляющих стержень (рис. 5).

-»— „. V V

а б в

Рис. 5. Схемы удара, когда стержень представлен одним (рис.5, а), двумя (рис. 5, б)

и П -м (рис. 5, в) количеством конечных элементов

11а рис. 6 приведены диаграммы, характеризующие изменение ударной силы во времени при различном количестве конечных элементов, представляющих стержень.

Чем больше число конечных элементом, на которые разбивается стержень, тем ближе результаты моделирования дискретной модели к результатам расчёта ударной силы при продольном ударе однородного стержня о жёсткую преграду на основе волновой модели (диаграмма п = оо ).

Практически, при п> 10, результаты уже мало отличаются друг от друга. Длительность удара

приближается к величине Т —>21 / а, / —» 2 . Относительное значение ударной силы Рл —> 1.

Относительное врет Рис. 6. Лиагпаммы. хапактепизуюшие изменение удаоной силы во времени

Г 1 | / | 1 ^ А

при различном количестве конечных элементов, представляющих стержень

Результаты моделирования позволяют высказать следующее. Предложенная процедура расчёта может быть использована при решении задач продольного удара в стержневых системах. Точность вычислений тем выше, чем большее количество элементов представляют стержень. В практических вычислениях можно ограничиться количеством элементов для стержня п е (20,...,30).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алимов, О. Д. Удар. Распространение волн деформаций в ударных системах / О. Д. Алимов, В. К. Манжосов, В. Э. Еремьянц. - М.: Наука, 1985. - 386 с.

2. Манжосов, В. К. Продольный удар / В. К. Манжосов. - Ульяновск, 2007. - 358 с.

3. Пановко, Я. Г. Введение в теорию механического удара /Я. Г. Пановко. - М. : Наука, 1977. -220 с.

ОООООООООООООООООООб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л петрова Ксения Сергеевна, аспирант кафедры «Теоретическая и прикладная механика» Ульяновского государственного технического университета. Имеет публикации в области продольного удара в стержневых системах.

Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная механика» Ульяновского государственного технического университета. Имеет монографии и статьи в области динамики механических систем переменной структуры, продольного удара в стержневых системах, преобразования продольных волн деформаций в механических волноводах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.