Научная статья на тему 'Дипломаты финского Выборга. 1910 20-е гг'

Дипломаты финского Выборга. 1910 20-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРГ / ДИПЛОМАТИЯ / КОНСУЛЬСТВО / VYBORG / DIPLOMATIC RELATIONS / CONSULATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мошник Ю. И.

В статье впервые в российской историографии рассматривается вопрос о деятельности дипломатических представителей Советской России, США и европейских стран на территории г. Выборга (Виипури) в составе независимой Финляндии. Автор привлекает неопубликованные материалы из собрания Ленинградского государственного архива в г. Выборге и специально останавливается на проблеме российских беженцев в финском Выборге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дипломаты финского Выборга. 1910 20-е гг»

УДК 94(480).082

ДИПЛОМАТЫ ФИНСКОГО ВЫБОРГА. 1910 - 20-Е ГГ. Ю.И.Мошник

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, broma07@mail.ru

В статье впервые в российской историографии рассматривается вопрос о деятельности дипломатических представителей Советской России, США и европейских стран на территории г. Выборга (Виипури) в составе независимой Финляндии. Автор привлекает неопубликованные материалы из собрания Ленинградского государственного архива в г. Выборге и специально останавливается на проблеме российских беженцев в финском Выборге.

Ключевые слова: Выборг, дипломатия, консульство

Julia Moshnik's article brings, for the very first time in Russian historiography, a glance at the activities of Russian / Soviet, European and American diplomats in Finnish Vyborg in 1910-20s. Author explores and analyzes the rare documents from Leningrad Regional Archive in Vyborg collection and specifically considers the refugees question.

Key words: Vyborg, diplomatic relations, consulate

Довоенной жизни Выборга, входившего в состав независимой Финляндии, уделяется столь мало внимания, что история этого города в отечественной историографической традиции представляет собой некую terra incognita. Обстоятельство тем более странное, что судьба северо-западного приграничья связана с важнейшими событиями и российской, и финляндской истории. Торговый город был частью обширных геополитических проектов, которые находили свое отражение в деятельности дипломатических представительств различных стран на этой земле.

Г ородом международной торговли Выборг стал уже в начальные годы своей истории. 1323 г. датируется королевская грамота, подтверждавшая его равные с Ревелем торговые права. В 1527 г., с получением прав стапеля, Выборг стал международным торговым портом. Когда в 1721 г. Карельский перешеек перешел в состав Российского государства, сюда перебралось множество коммерсантов из Европы, преимущественно из Германии. Именно они, основатели и владельцы банков, крупных оптово-закупочных, лесозаготовительных и лесопильных, судоходных компаний, стали в следующем столетии первыми поверенными иностранных держав в Выборге.

Первые консульские учреждения здесь были основаны в первой половине XIX в. Самым известным дипломатическим представителем иностранного государства в это время был коммерции советник Й. Ф. Хакман-младший, с 1830 по 1877 гг. представлявший интересы граждан Пруссии, а затем - объединенной Германии. Как правило, консулы и вицеконсулы Выборга имели российское подданство, были немцами или шведами по национальности и имели собственный крупный бизнес в Финляндии.

Вопросы внешней политики в их компетенцию не входили, однако бывали случаи, когда их публичные выступления приобретали международный резонанс. Так, в 1899 г. громкий скандал произошел с участием вице-консула Великобритании К.О.Э. Вольфа. Подписанный Николаем II февральский манифест,

ограничивающий конституционные права Финляндии, вызвал в волнения Великом княжестве. Срочно был подготовлен «великий адрес», который подписало свыше полумиллиона финляндцев, и депутация в составе 500 народных представителей отправилась в Петербург, чтобы представить адрес и просить государя об отмене манифеста. Император депутацию не принял, поручив объявить финляндцам, чтобы они возвращались по домам. Когда 6 (18) марта 1899 г. воля Николая II была объявлена, Вольф, один из руководителей депутации, произнес речь: «... Скажите Его Величеству, что в Финляндии свыше двух миллионов лояльных граждан, знающих свои обязанности. Но не скрывайте от Его Величества, что мы не находимся в неведении относительно своих прав. Спросите Его Величество, действительно ли он настолько богат, что может отказываться от любви нации... Мы - не бунтовщики, но мы не заслуживаем своих свобод без того, чтобы открыто и бесстрашно, скромно, но непоколебимо сопротивляться любому нарушению нашей конституции» [1]. Речь Вольфа настолько возмутила генерал-губернатора Финляндии

Н.И. Бобрикова, что он обратился к министру иностранных дел М.Н. Муравьеву с тем, чтобы последний попросил правительство Великобритании сменить консула в Выборге, что и было сделано. Вольф не только потерял работу, но и был в 1904 г. выслан из страны [2]. Позднее он вернулся в Выборг, а в 1917-1918 гг. он стал одним из членов финляндской делегации, совершавшей визиты к главам европейских правительств с целью убедить их в необходимости признания независимости Финляндии. Делегация посетила Великобританию, Францию, Бельгию, Испанию, Италию и Ватикан. Возможно, в скором признании суверенной Финляндии Францией и Испанией есть определенная заслуга выборгского дипломата.

Революционные события 1917 г. привели к приостановке или прекращению деятельности некоторых дипломатических представительств в Выборге, но уже весной 1918 г. вице-консульства Великобритании, Франции и Швеции продолжили свою работу.

В этот период губернские власти проявляли особое внимание к иностранным подданным и тем, кто представлял их интересы. Губернатор имел в распоряжении список всех сотрудников дипломатических представительств, проживающих на подконтрольной ему территории. В июне 1921 г. министерство внутренних дел Финляндии направило в МИД запрос «О предоставлении сведений о дипломатическом составе иностранных государств», в котором говорилось о необходимости «выслать всем губернаторам и сыскной полиции списки указанных иностранных подданных, а также регулярно оповещать упомянутых должностных лиц о произошедших изменениях в дипломатическом составе» [3], и это предписание аккуратно выполнялось. Этот пристальный интерес властей был связан, прежде всего, с обеспокоенностью возможным влиянием извне на внутреннюю обстановку в стране, и без того непростую.

Самые серьезные опасения были связаны, безусловно, с российскими гражданами, число которых в Выборгской губернии было особенно велико. Местное русское население в 1918-1920 гг. не могло чувствовать себя уверенно, хорошо помня о репрессиях заключительного периода гражданской войны. В мае 1918 г. была создана первая организация, взявшая на себя функции российского консульства. Это была «Комиссия при выборгском губернаторе для оказания всестороннего содействия и защиты проживающим в г. Выборге семьям русских, главы которых пали жертвами гражданской войны в Финляндии для устройства их дел и возможной их эвакуации». Русская комиссия собирала сведения о погибших, оказывала финансовую помощь, занималась вопросами эвакуации и охраны имущества граждан. Среди прочего члены комиссии рассматривали вопрос «не признает ли финляндское правительство за русской комиссией консульские права», придя к выводу, что «комиссия, зависящая от выборгского губернатора, - одно, а консул, независимый представитель государства, - другое; что учреждение консульства имело бы большое значение для ограждения интересов русских граждан, но комиссия не может предпринять в этом отношении никаких шагов» [4]. За разрешениями же на выезд из страны российским гражданам приходилось обращаться к шведскому и английскому вице-консулам, согласившимся в порядке исключения выдавать необходимые бумаги. К концу 1918 г. и Русская комиссия стала выдавать удостоверения на выезд за границу после предъявления заявителем справки финляндского полицейского управления о том, что заявитель не имеет запрета на выезд. В числе воспользовавшихся таким удостоверением был, например, Н.К. Рерих с женой и сыновьями.

В 1923 г. в Выборге был открыт консульский отдел РСФСР, который вскоре был переименован в консульский отдел Советского Союза (тем не менее, в выборгских телефонных справочниках вплоть до конца 1920-х гг. использовалось название «Консульский отдел РСФСР»). В списках личного состава учреждения в мае 1924 г. числились консул И.И. Спильванек, его жена и переводчица (все трое - советские граждане). Кроме того, на работу в консульство были приня-

ты два финляндца - уборщица и швейцар [5]. В течение года штат консульства пополнился еще тремя гражданами СССР - секретарем, канцеляристом и начальником канцелярии [6]. Спильванека в 1926 г. в должности консула СССР в Выборге сменил Г.А. Даберт, а в мае 1928 г. место уехавшего в СССР Да-берта занял В. Крупский [7]. Советское консульство в Выборге выдавало гражданам СССР свидетельства о рождении, браке и смерти, давало представления на выдачу разрешений на выезд в СССР, выясняло вопросы о местоположении и состоянии имущества советских граждан.

В конце зимы 1919 г. в Выборге открылось вице-консульство США. На должность вице-консула был назначен Р.В. Имбри (Американское вицеконсульство в Выборге существовало еще в период с 1863-1907 гг.), до этого два года проработавший в Петрограде, где он собирал документы, компрометирующие большевистское правительство как немецких агентов. Ему удалось эти документы достать и представить их в Государственный департамент, однако позднее выяснилось, что это фальшивка. Из Советской России Имбри выслали, но он был переведен в ближайший к Петрограду город Финляндии, и это сделало возможным продолжение разведывательной работы агента. Донесения Имбри из Выборга касаются в той же мере финляндских, сколько и российских дел. 14 марта он информировал Государственный департамент о разговоре, который состоялся между ним и генерал-майором Ё. Теслёфом, командующим подразделениями финской армии на границе с Россией. Теслёф сообщил вице-консулу, что регента (К.Г.Э. Маннергейма) «уже убедили в необходимости захвата Петрограда, чтобы не допустить большевистской атаки на Финляндию» [9].

Еще ранее, 2 марта, Имбри отправил в Государственный департамент телеграмму о том, что тысячи русских волонтеров сосредоточены у восточной границы Финляндии и готовы перейти к наступлению. После отъезда Имбри из Выборга в Стамбул вице-консульство США в Выборге проработало чуть больше года и было закрыто 3 апреля 1922 г. [10].

Практика назначения на должность консула не специально направленных представителей, а местных представителей крупного бизнеса продолжалась и в период финляндской независимости. Должность германского консула в Выборге традиционно занимали выборжане. В 1922 г. интересы граждан этой страны представлял генерал-майор В.А. Теслефф, бывший офицер российской армии, сдавшийся в 1917 г. в Риге в плен и поступивший на службу в немецкую армию. Именно Теслефф в феврале 1918 г. осуществил массовое производство в офицеры финских егерей [11], став одним из самых влиятельных лиц белой Финляндии. В том же году он получил должность военного министра, с которой, впрочем, ему пришлось вскоре уйти, когда регентом был назначен К.Г.Э. Маннер-гейм. В.А. Теслефф был в 1918 г. реальной альтернативой Маннергейму, который «относился к нему враждебно, считая, что Теслефф “более немец, чем сами немцы”» [12]. В 1925-1931 гг. консулом Германии в

Выборге был владелец крупной оптово-закупочной фирмы, промышленник и меценат В. Селлгрен.

В 1920-х гг. в Выборге действовало 11 консульств и вице-консульств иностранных государств. Первыми после провозглашения независимости страны открылись дипломатические представительства Франции, Швеции, Норвегии, Дании и Италии, затем - недолго просуществовавшее вице-консультво США. С 1922 г. действовало консульство Германии, с 1923 г. - консульский отдел РСФСР. В 1926 г. открылись дипломатические представительства Испании, Литвы и Чехословакии.

Деятельность дипломатов в Выборге в 19101920-х гг. была вписана в различные военнодипломатические и торгово-дипломатические контексты. Пограничное положение Выборга в свете дипломатической активности на его территории получает новое измерение, мало изученное до сегодняшнего дня. Богатство архивного материала, еще не введенного в отечественный научный оборот, позволяет обоснованно надеяться на плодотворное изучение этой темы в дальнейшем.

1. Polvinen T. Imperial borderland. Bobrikov and Attempted Russification of Finland. 1898 - 1904. London, 1995. P. 91.

2. Клинте М. Имперская Финляндия. СПб, 2005. C. 434.

3. Ленинградский областной государственный архив в Выборге (ЛОГАВ), Ф. 1, Оп. 8, Д. 73, л. 1. Здесь и далее - пер. с фин. автора статьи.

4. ЛОГАВ, Ф. 504, Оп. 1, Д. 1. Л. 1.

5. ЛОГАВ, Ф. 1, Оп. 8, Д. 74, Л. 2.

6. ЛОГАВ, Ф. 1, Оп. 8, Д. 74, Л. 4, 6, 8.

7. ЛОГАВ, Ф. 1, Оп. 6, Д. 362, Л. 5.

8. Zirinsky M. Blood, Power, and Hypocrisy: The Murder of Robert Imbrie and American Relations with Pahlavi Iran, 1924. Cambridge, 1986. P. 276.

9. Suhoples J. Finland and the United States, 1917-1919. Helsinki, 2000. P. 178.

10. U.S. - Finnish Diplomatic Relations. Suomen ja Yh-dysvaltain diplomaattisuhteet. Helsinki - Jyvaskyla, 1999. S. 55.

11. Энгман М. Егери и царские офицеры // Два лика России. СПб, 2007. С. 254.

12. Новикова И.Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе. Германия и проблема независимости Финляндии в годы Первой мировой войны. СПб, 2002. С. 259.

Bibliography (Translitirated)

1. Polvinen T. Imperial borderland. Bobrikov and Attempted Russification of Finland. 1898 - 1904.

London, 1995. P. 91.

2. Klinge M. Imperskaja Finljandija. SPb, 2005. C. 434.

3. Leningradskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv v

Vyborge (LOGAV), f. 1, op. 8, ed.hr. 73, l. 1. Zdes' i dalee - per. s fin. avtora stat'i.

4. LOGAV, F. 504, Op. 1, D. 1. L.1.

5. LOGAV, F. 1, Op. 8, D. 74, l. 2.

6. LOGAV, F. 1, Op. 8, D. 74, l. 4, 6, 8.

7. LOGAV, F. 1, Op. 6, D. 362, l. 5.

8. Zirinsky M. Blood, Power, and Hypocrisy: The Murder of Robert Imbrie and American Relations with Pahlavi Iran, 1924. Cambridge, 1986. P. 276.

9. Suhoples J. Finland and the United States, 1917-1919. Helsinki, 2000. P. 178.

10. U.S. - Finnish Diplomatic Relations. Suomen ja Yh-dysvaltain diplomaattisuhteet. Helsinki - Jyvaskyla, 1999. S. 55.

11. Jengman M. Egeri i carskie oficery // Dva lika Rossii. SPb, 2007. S. 254.

12. Novikova I.N. «Finskaja karta» v nemeckom pas'janse. Germanija i problema nezavisimosti Finl-jandii v gody Pervoj mirovoj vojny. SPb, 2002. S. 259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.