Научная статья на тему 'Дипломатия как альтернатива войне (внешняя политика Дальневосточной республики)'

Дипломатия как альтернатива войне (внешняя политика Дальневосточной республики) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дипломатия как альтернатива войне (внешняя политика Дальневосточной республики)»

РЕЦЕНЗИИ

ДИПЛОМАТИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ (внешняя политика Дальневосточной республики)*

альневосточная историография пополнилась новой интересной монографией Ю. Н.Ципкина и Т.А. Орнацкой, посвященной истории международной политики буферного государства— Дальневосточной республики, созданной на российском Дальнем Востоке для ликвидации японской интервенции без войны Советской России с Японией. Несмотря на краткосрочность своего существования, Дальневосточная республика, ее внешняя политика стали действенным фактором позитивного решения сложнейших государственных задач. Не приходится удивляться, что феномен ДВР и все аспекты ее истории постоянно приковывают внимание исследователей.

Нельзя не признать актуальности предпринятого авторами изучения внешней политики ДВР в современных условиях. Сегодня занимающий важное географическое положение в АТР дальневосточный регион переживает огромные трудности: рост депопуляции, слабые темпы развития экономики, сложности в транспортных связях с центром приобрели характер новых вызовов и угроз национальным интересам России на международной арене. В связи с этим опыт внешнеполитической деятельности Дальневосточной республики представляет несомненный научный интерес и становится востребованным, поскольку искусственно созданный Советской Россией буфер на Дальнем Востоке сыграл неоценимую роль в восстановлении единства страны и ее геополитических позиций на Тихом океане. Кроме того, очевидна и новизна рецензируемой работы, так как в историографии проблемы вопросы внешней политики буферной республики до сих пор характеризовались лишь в самом общем виде и не являлись предметом специального комплексного исследования. Важно также подчеркнуть, что Ю.Н. Ципкин и Т.А. Орнацкая своей главной задачей поставили исследование внешней политики Дальневосточной республики как проводника геополитических интересов Советской России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последний период Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Е1. ВШШВ.7Л ОРВЗЗШ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ республики

[1920-1922 гг.]

* Ципкин Ю.Н., Орнацкая Т.А. Внешняя политика Дальневосточной Республики (1920—1922 гг.). Хабаровск, 2008. 244 с.

Авторскому пристальному рассмотрению подвергнут широкий круг проблем. В первой главе, посвященной стратегии и тактике внешней политики Дальневосточной республики и созданию механизма ее внешнеполитической деятельности, характеризуется военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке России в 1917—1920 гг., анализируются основные принципы советской внешней политики, освещается влияние политической ситуации в советской России на ее политику в дальневосточном регионе, структура аппарата внешнеполитической деятельности, взаимодействие органов внешней политики ДВР с НКИД РСФСР, а также разногласия, существовавшие внутри Дальбюро ЦК РКП(б) и Правительства ДВР по вопросам внешней политики.

Крайне сложная военно-политическая обстановка начала 1920-х гг. поставила во главу угла внешнеполитической стратегии России сохранение мира, вывод страны из международной изоляции, укрепление деловых связей с капиталистическими государствами с целью возрождения народного хозяйства, восстановления единства страны и ее геополитических позиций на Тихом океане. Создание буферной Дальневосточной республики стало нестандартным, но в то же время адекватным обстановке решением, заключают авторы (с. 237).

Большое внимание уделено взаимоотношениям Дальневосточной республики и Коминтерна, показано, что Советская Россия и ДВР оказывали помощь революционным силам, в частности, в Китае, Корее, Японии, Монголии, используя для этой цели Коминтерн, и это несмотря на то, что провозглашали своей целью борьбу за мир и установление равноправных политических и экономических отношений. Впервые выделяя эту особенность внешней политики РСФСР и ДВР, признавая ее дуализм, Ю.Н. Ципкин и Т.А. Орнацкая отмечают: «Хотелось бы подчеркнуть, что советская дипломатия действовала в конкретных исторических условиях и рамках этики международных отношений того времени. В этом смысле деятельность Коминтерна представляется орудием внешней политики РСФСР, поддержки левой оппозиции в различных буржуазных государствах, которые поддерживали Белое движение» (с. 59).

Чрезвычайно сложным во внешней политике ДВР был вопрос о тактике делегаций республики на международных переговорах, чему посвящена глава «Дальневосточная республика на международных переговорах и конференциях». Поскольку ДВР не была признана ни одним государством, а ее миссии за рубежом имели полномочия торговых, делегациям ДВР на международных конференциях приходилось особенно трудно. Авторы описывают их деятельность в переговорных процессах на ст. Гонго-та и Алеур, во время Дайренской и Чанчунской конференций, проблему ДВР на Генуэзской конференции, раскрывая эволюцию позиций участвовавших сторон, обсуждаемые проекты и предложения, методы и способы ведения переговоров и т.д.

Невзирая на то, что по Вашингтонской конференции имеются специальные труды1, Ю.Н. Ципкин и Т.А. Орнацкая уделили ее освещению особое место, ибо Вашингтонская конференция, так же как и Версальская,

должна была закрепить раздел мира между великими державами после Первой мировой войны. Главной тактической линией делегаций Дальневосточной республики при ведении дипломатических переговоров было использование противоречий между империалистическими державами, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе—между США и Японией. На Вашингтонской конференции делегация ДВР своими действиями добилась того, что «...ни одна из держав не поддержала притязания Токио на привилегированное положение в Восточной Сибири и в той или иной форме осудила присутствие японских войск в Приморье и на Северном Сахалине» (с. 118). Авторы обоснованно считают, что срыв планов империалистической Японии по созданию антисоветской коалиции под собственной эгидой для продолжения интервенции на российском Дальнем Востоке стал большим успехом дипломатии ДВР и РСФСР (с. 120—121).

Не до конца изученный, по мнению авторов, аспект темы — это концессионная политика. Принимая во внимание уже существующие по этой проблеме публикации, в которых акцентируется внимание на их экономическом значении для внутренней политики ДВР2, Ю.Н. Ципкин и Т.А. Орнацкая делают упор на исследовании концессионной политики как важнейшем направлении внешнеполитической деятельности ДВР. Советским руководством и правительством ДВР концессионная политика рассматривалась не только как возможность получения средств для подъема и развития экономики России и ДВР или как способ привлечения передовых технологий, модернизации старых и организации новых производств, но и как механизм прорыва политической и экономической блокады и ликвидации интервенции с помощью искусного использования заинтересованности великих держав в экономических отношениях с Советской Россией и Дальневосточной республикой. В книге дан анализ условий предоставления концессий иностранным фирмам и предпринимателям, концессионной активности последних и успешно реализованных проектов, неудач и просчетов концессионной политики и пр. Об одном из наиболее существенных ее результатов авторы, в частности, пишут: «Привлекательность концессий для США входила в противоречие с захватнической политикой Японии, что являлось главным в инициировании противоречий между великими державами на Тихом океане и ликвидации интервенции Токио» (с. 240).

В монографии впервые обстоятельно рассматривается вопрос об отношениях буферной республики с Китаем, имевших большое значение для достижения целей внешней политики ДВР, их анализу посвящена глава «Отношения Дальневосточной республики с Китаем». В сущности в 1920—1922 гг. Китай стал ареной внешнеполитических интересов ведущих иностранных держав тихоокеанского региона. Раскрывая многочисленные трудности дипломатической деятельности правительства ДВР и его пекинской миссии, авторы констатируют, что она тем не менее дала значительные результаты для расширения фактических контактов в области экономических и торговых связей, прорыва экономической блокады ДВР и РСФСР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а установление контактов

с государственными и общественными кругами способствовало подготовке к заключению договора между СССР и Китаем, заключенным в 1924 г.

Подводя итоги своего исследования, Ю.Н. Ципкин и Т.А. Орнацкая акцентируют внимание на наиболее существенных результатах международной политики РСФСР и ДВР, подчеркивая в целом ее «огромную роль в восстановлении территориальной, политической и экономической целостности страны, создании благоприятных внешнеполитических условий для возрождения разрушенного Гражданской войной и интервенцией народного хозяйства, проведения новой экономической политики и сохранения геополитических позиций России в АТР» (с. 242). Дипломатия как альтернатива войне вполне доказала свою высокую эффективность.

Привлекают внимание глубокие авторские констатации относительно злободневности и перспективности применения исторического опыта внешней политики РСФСР и ДВР, которая «.строилась, говоря современным языком, на использовании баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Использование баланса сил служило (и служит) национальным интересам России. С одной стороны, принципиальная, с другой, гибкая политика РСФСР и ДВР, умение оценивать реальное соотношение сил на международной арене, сохранение буферной республики вплоть до полного вывода японских войск с российского Дальнего Востока позволили защитить национальные интересы России в АТР» (с. 240).

Следует отметить, что исследование Ю.Н. Ципкина и Т.А. Орнацкой основано на весьма обширной источниковой базе. Помимо многочисленных документальных публикаций, изданных в советский период, авторы активно использовали фундаментальные сборники документов последних лет, в которых содержатся рассекреченные материалы архивных фондов, раскрытых в 1991—2006 гг. Историческая основа работы расширена также за счет неопубликованных архивных материалов, обнаруженных авторами в центральных и местных архивах. Значительный массив источников составляют труды руководителей Советского государства и ДВР, воспоминания дипломатов, политиков, военных, лидеров Белого движения и т.д.

Завершая аналитический обзор рецензируемой монографии, хотелось бы высказать уверенность в том, что книга Ю.Н. Ципкина и Т.А. Орнацкой представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, являясь серьезным вкладом в создание объективной и полной истории восстановления единства Советского государства и его геополитических позиций на Тихом океане в период окончания Гражданской войны.

Л.И.ГАЛЛЯМ0ВА, доктор исторических наук, профессор

1 Сараджан Г. С. Дальневосточная республика и Вашингтонская конференция: ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1974; Она же. ДВР и США // Из истории Дальневосточной республики: сб. науч. трудов. Владивосток, 1992 и др.

2 Мандрик А. Т. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е годы XVII в. — 20-е гг. XX в.). Владивосток, 2004; Марьясова Н.В. Иностранный капитал на Дальнем Востоке России в 20—30-е гг. (Концессии и концессионная политика Советского государства). Владивосток, 2000 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.