Научная статья на тему '2009. 01. 024. Ципкин Ю. Н. , орнацкая Т. А. Внешняя политика Дальневосточной республики (1920-1922). - Хабаровск, 2008. - 243 с. - библиограф. В примеч'

2009. 01. 024. Ципкин Ю. Н. , орнацкая Т. А. Внешняя политика Дальневосточной республики (1920-1922). - Хабаровск, 2008. - 243 с. - библиограф. В примеч Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / 1920-1922 ГГ. / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РЕСПУБЛИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 024. Ципкин Ю. Н. , орнацкая Т. А. Внешняя политика Дальневосточной республики (1920-1922). - Хабаровск, 2008. - 243 с. - библиограф. В примеч»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2009.01.024. ЦИПКИН Ю.Н., ОРНАЦКАЯ ТА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ (19201922). - Хабаровск, 2008. - 243 с. - Библиограф. в примеч.

Ключевые слова: Советская Россия, 1920-1922 гг., Дальневосточная республика, внешняя политика.

Реферируемая книга посвящена истории внешней политики Дальневосточной республики (ДВР) - буферного государства, созданного на Дальнем Востоке для ликвидации японской интервенции и восстановления позиций Советской России на Тихом океане. Показана стратегия и тактика дипломатии ДВР, в том числе на международных конференциях. Источниковую базу монографии составили архивные материалы, сборники документов, пресса и мемуары. Ряд источников впервые вводится в научный оборот. Книга состоит из четырех глав.

В первой главе рассматривается внешнеполитическая стратегия и тактика Дальневосточной республики. В связи с предназначением созданной в 1920 г. ДВР перед ней ставились следующие задачи:

«- предотвратить войну между Советской Россией и Японией;

- добиться мирной ликвидации интервенции;

- добиться прорыва экономической блокады Советской России в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- восстановить территориальное, политическое и экономическое единство страны и ее геополитические позиции на Тихом океане» (с. 43).

Для решения поставленных задач необходимо было создать механизм внешнеполитической деятельности, состоящий из центральных и зарубежных органов. К центральным относились правительство Дальневосточной республики, Народное собрание и министерство иностранных дел, созданное в августе 1920 г. Обязанности министра иностранных дел за три года существования ДВР исполняли А.М. Краснощеков, Б.З. Шумяцкий, И.Л. Юрин (Дзевалтовский) и Я.Д. Янсон. Главным подразделением МИДа

был отдел внешних сношений в составе пяти специалистов. Постепенно сложился штат ответственных работников МИДа, сформировались отделы. Как отмечают авторы, «о важности внешнеполитической деятельности ДВР свидетельствует то, что представителей делегаций республики на международные конференции назначало не только правительство буфера, но и правительство РСФСР» (с. 45).

ДВР имела и своих представителей за границей. Спецслужбы также играли значительную роль в информационном обеспечении внешней политики ДВР. Важным средством достижения внешнеполитических целей ДВР стали международные встречи, конференции, концессионная политика, деятельность миссий ДВР в Пекине и Харбине. Орудием внешней политики были также Вооруженные силы в лице Народно-революционной армии и флота. Те же цели преследовали Коминтерн, Дальневосточный секретариат ИККИ и Дальбюро ЦК РКП(б), но их деятельность была противоречивой. С одной стороны, она ускоряла освобождение Дальнего Востока от интервентов, помогала местному революционному движению, а с другой - «провоцировала Японию на ответные карательные действия против революционеров, ставила под сомнение заявления официальных органов внешней политики РСФСР и ДВР о стремлении жить в мире и дружбе с сопредельными странами» (с. 69).

В главе второй рассматривается дипломатия ДВР на международных переговорах и конференциях. Последние должны были способствовать достижению ДВР ее внешнеполитических целей. В 1920 г. ее делегация участвовала в переговорах в Гонготе, а зимой 1921 - весной 1922 г. - в Дайренской конференции. Обе встречи были двусторонними и проходили между делегациями ДВР и Японии. На них представители Дальневосточной республики стремились достичь соглашения об эвакуации интервенционистских войск из Забайкалья и с российского Дальнего Востока. В результате переговоров в Гонготе 17 июля 1920 г. был подписан договор с Японией о прекращении военных действий между ДВР и Японией. А Дайренская конференция имела лишь один малозначимый итог -соглашение об обмене корреспондентами телеграфных агентств.

ДВР участвовала также в крупных международных конференциях - Вашингтонской и Генуэзской, на которых победившие в Первой мировой войне державы пытались установить новый миропорядок. На Вашингтонской конференции (ноябрь 1921 - февраль

1922 г.) дальневосточная делегация развернула активную антияпонскую пропаганду. Японцы же попытались создать единый фронт против ДВР и РСФСР, но эта попытка не удалась. По итогам конференции Япония «обещала вывести свои войска с российского Дальнего Востока, правда без указания срока» (с. 121).

В связи с подготовкой Генуэзской конференции (апрель-май 1922 г.) ДВР заключила с РСФСР договор об объединении внешней политики. По нему Россия передала ДВР право защиты ее интересов на конференции. Однако конференция «не разрешила проблему внешних долгов Советской России» (с. 122).

Еще одна конференция с участием ДВР (Чанчуньская) прошла в Китае с 4 по 26 сентября 1926 г. Переговоры были сосредоточены вокруг вывода японских войск с Дальнего Востока, чего и добилась российская делегация. 25 октября 1922 г. последний японский военный корабль покинул Владивосток. Таким образом, «не будучи официально признанной, Дальневосточная республика выступала на международных переговорах как сильная и влиятельная сторона, за которой стояла Советская Россия» (с. 128-129).

Глава третья посвящена концессионной политике Дальневосточной республики. Она играла важную роль в решении задач ДВР. Цель данной политики заключалась «в возможности получения средств для подъема и развития экономики Советского государства и Дальневосточной республики, а также для проведения активной внешнеполитической деятельности» (с. 155). Использование концессий позволяло осуществить прорыв экономической блокады и переход к нормальным экономическим взаимоотношениям с капиталистическими странами. Особое внимание уделялось сотрудничеству с США, но соответствующий концессионный договор потерпел фиаско из-за нежелания США пойти на уступки дальневосточной стороне. Тем не менее в США были сторонники сближения с ДВР в среде предпринимателей. Интерес к экономическому сотрудничеству с ДВР проявляли также мексиканские и итальянские фирмы и банки. Однако по причине несогласованности с политикой РСФСР вся концессионная практика ДВР ограничилась договором с американцем Винтом о добыче золота в Амурской области и Синклеровской компанией.

В четвертой главе повествуется об отношениях ДВР с Китаем. Дальневосточная республика стремилась установить дружест-

венные отношения с Китаем, поскольку он непосредственно граничил со страной. По его территории проходила КВЖД, а в Маньчжурии сосредоточились десятки тысяч белоэмигрантов. Но правительство Китая ждало признания большевистской страны со стороны союзных держав. Более того, под давлением империалистических стран оно заняло враждебную позицию в отношении Советской России и заключило в 1918 г. секретное соглашение с Японией об участии в антисоветской интервенции. Однако миссия ДВР в Пекине настойчиво добивалась переговоров с министерством иностранных дел Китая об установлении официальных отношений. Несмотря на трудности в деятельности этой миссии, можно, как утверждается в монографии, «констатировать, что она дала значительные результаты для расширения фактических контактов в области экономических и торговых связей, для прорыва экономической блокады ДВР и РСФСР в АТР» (с. 221).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.