Научная статья на тему 'ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРЕИ И КИТАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА'

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРЕИ И КИТАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1263
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корея / Чосон / Китай / дипломатические отношения / вассалитет / средние века. / Korea / Choson / China / diplomatic affairs / tributary / middle ages.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сумина Анастасия Игоревна

Дипломатические отношения между Кореей и Китаем, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и значительно укрепившееся в период средних веков, сыграли немаловажную роль в развитии и самосовершенствовании Кореи. Несмотря на свое зависимое от Китая положение, взаимоотношения играли важную роль в поднятии авторитета Чосона. Большое влияние Китай оказал на ведение внешней и внутренней политики. Элементы китайской культуры, конфуцианство, философия, идеология были адаптированы под нужды Кореи и позволяли выстраивать свои собственные государственные институты. Конфуцианское учение, пришедшее в Корею из Китая, стало объединяющим фактором. Дипломатические отношения регулярно поддерживались посредством отправки делегаций друг другу, это было продиктовано не только договоренностями и обязанностями, но и стремлением к культурному обмену знаниями, развитию торговли. Также для Кореи в тот период времени было необходимостью обеспечить безопасность своих границ от вторжений соседних государств, и Китай оказывал в этом поддержку. Китай и Корея оказывали влияние друг на друга. Изучая историю Средневековой Кореи, необходимо учитывать роль в ее развитии Китайской Империи, вассалом которой она была в течение долгого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMATIC AFFAIRS BETWEEN KOREA AND CHINA IN THE MIDDLE AGES

Diplomatic affairs between China and Korea were forming during several centuries and finally were established in the middle Ages. Relations had a great impact on Korea’s self-improvement and development. Even though Korea was a vassal of China, diplomatic affairs had an important role in raising Choson credibility. China also influenced Korea’s international and domestic politics. Korea adopted some china cultural elements, Confucianism, philosophy, ideology. Due to it, Korea built its own state institutions. Confucianism that came to Korea from China united them. China and Korea regularly sent embassies to each other in order to maintain relationships. However, it was not only a duty but also a way to exchange their experience and knowledge, furthermore, develop trade and make profit. Moreover, at that period of time Korea tried hard to secure its borders from neighboring states’ invasions and China offered its help to Korea in need. China and Korea influenced each other. While studying history of Korea in the middle ages it is important to take into consideration the role of the Empire in Choson development as it was vassal for a long period.

Текст научной работы на тему «ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРЕИ И КИТАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА»

УДК 327

А.И. СУМИНА1

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРЕИ И КИТАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Сумина Анастасия Игоревна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: kinhaolin@gmail.com

Аннотация. Дипломатические отношения между Кореей и Китаем, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и значительно укрепившееся в период средних веков, сыграли немаловажную роль в развитии и самосовершенствовании Кореи. Несмотря на свое зависимое от Китая положение, взаимоотношения играли важную роль в поднятии авторитета Чосона. Большое влияние Китай оказал на ведение внешней и внутренней политики. Элементы китайской культуры, конфуцианство, философия, идеология были адаптированы под нужды Кореи и позволяли выстраивать свои собственные государственные институты. Конфуцианское учение, пришедшее в Корею из Китая, стало объединяющим фактором.

Дипломатические отношения регулярно поддерживались посредством отправки делегаций друг другу, это было продиктовано не только договоренностями и обязанностями, но и стремлением к культурному обмену знаниями, развитию торговли. Также для Кореи в тот период времени было необходимостью обеспечить безопасность своих границ от вторжений соседних государств, и Китай оказывал в этом поддержку.

Китай и Корея оказывали влияние друг на друга. Изучая историю Средневековой Кореи, необходимо учитывать роль в ее развитии Китайской Империи, вассалом которой она была в течение долгого времени.

Ключевые слова и фразы: Корея, Чосон, Китай, дипломатические отношения, вассалитет, средние века.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Сумина А.И. Дипломатические отношения Кореи и Китая в средние века // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 160-164.

A.I. SUMINA 1

1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

DIPLOMATIC AFFAIRS BETWEEN KOREA AND CHINA IN THE MIDDLE AGES

Anastasiia I. Sumina, student, Department of Altaic and Sinology, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: kinhaolin@gmail.com

Abstract. Diplomatic affairs between China and Korea were forming during several centuries and finally were established in the middle Ages. Relations had a great impact on Korea's self-improvement and development. Even though Korea was a vassal of China, diplomatic affairs had an important role in raising Choson credibility. China also influenced Korea's international and domestic politics. Korea adopted some china cultural elements, Confucianism, philosophy, ideology. Due to it, Korea built its own state institutions. Confucianism that came to Korea from China united them. China and Korea regularly sent embassies to each other in order to maintain relationships. However, it was not only a duty but also a way to exchange their experience and knowledge, furthermore, develop trade and make profit. Moreover, at that period of time Korea tried hard to secure its borders from neighboring states' invasions and China offered its help to Korea in need.

China and Korea influenced each other. While studying history of Korea in the middle ages it is important to take into consideration the role of the Empire in Choson development as it was vassal for a long period.

Keywords and phrases: Korea, Choson, China, diplomatic affairs, tributary, middle ages.

ННШННМННМННМННМННМННМННМННМ1НННШ

For citation: Sumina A.I. Diplomatic affairs between Korea and China in the middle ages // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2020. Vol. 1, № 1. P. 160-164.

Введение

В развитии Кореи и различных сфер жизни общества, политики и культуры в средневековый период сыграли немаловажную роль отношения с Китаем, по сей день мы можем наблюдать отголоски тех времен. Вместе с конфуцианством пришли китайская философия и литература, откуда корейцы заимствовали идеи и нормы, влияющие на их мировоззрение и видение мира, свойственная корейскому обществу иерархичность и подчинение младшего старшему. Помимо этого, через взаимодействие с Китаем Корея получила возможность получать новые знание в сфере науки, медицины. Опираясь на опыт Китая, Корея сформировала свои политические институты, их управление. Система государственных экзаменов эффективно вписалась в корейскую систему. Происходил обоюдный обмен накопленными знаниями, Китай и Корея оказывали влияние друг на друга. В средние века цивилизационный ареал формировался вокруг Китая и, поддерживая с ним отношения, Корея могла также повысить свой авторитет в регионе. Правительство Кореи преследовало свои политические цели и на их достижение влияла империя. По этим причинам при изучении истории Кореи в средние века важно учитывать какое влияние оказывал Китай. Так в данной статье будет рассмотрены дипломатические и вассальные отношения Кореи и Китая в средние века и какую роль сыграли их отношения на развитие Кореи.

Вассальные отношения Кореи и Китая

Политика Садэ

Между Кореей и Китаем в средние века выстроились строго иерархические отношения, империя играла главенствующую роль в их взаимоотношениях. Вассальные отношения были установлены в период Троецарствия и длились на протяжении многих веков. Корея же обязывалась служить, выплачивать дань и уважать "старшего". В то же время Китай должен был заботиться о "младшем". Империя выступала в роли наставника и образца, на который опиралась Корея в ходе истории. Вассальные отношения имели свои особенности, которые основывались на представлении мира извне Китаем и осознанием зависимости самой древней Кореей. Си-ноцентричная система Китая специально регулировала международные отношения. Империя удерживала свое влияние в регионе и занимала

главенствующую позицию благодаря своей военной мощи и культурному превосходству. Политика Садэ регулировала отношения между Чосо-ном и империей, начало же было положено после смены династии в Чосоне, когда на престол взошел Ли Сонге. С одной стороны, служение - это внешнеполитическая стратегия, направленная на исполнение национальных интересов, с другой стороны обязанность вассала, основанная на конфуцианских принципах.

Корея была ограничена в ведении внешней политики, но за ней сохранялась возможность управлять внутренними делами самостоятельно, Китай почти не вмешивался, но ваны Чосона пытались поддерживать тесные отношения с Китаем, ведь именно император давал инвеституру на правление короля, подтверждающую его легитимность, без письменного одобрения императора ван не мог официально взойти на престол. Символом власти короля в Корее были государственные печати, который он получал от императора Китая, их вручение происходило при восшествии на престол у гроба своего предшественника. Как важнейший государственный символ ее несли перед процессией во время официальных выездов монарха из дворца.

Ежегодно Китай отправлял в Корею свой календарь, это оказывало влияние на жизнь всех людей в Чосоне, отсчет официальной истории велся согласно императорскому календарю. В подчинении китайскому Времени, в первую очередь, и выражалось признание вассалитета.

Общение королевского и императорского двора поддерживалось посредством отправки периодических посольств друг другу, приездов ко двору с данью. Трижды в год к празднику Зимнего солнцестояния, Новому году в честь дня рождения императора в обязательном порядке отправлялись посольства в Пекин. Корейские миссии, в том числе были обязаны присутствовать на коронации и похоронах императора, на избрании нового наследного принца.

Делегации в меньших масштабах отправляли корейские ваны по собственной инициативе, чтобы выразить благодарность за дары императору, с поздравлениями, для передачи соболезнований об утрате. В основном ваны отправляли подобные посольства, преследуя собственные политические мотивы в зависимости от внутренней обстановки, а также от отношения короля к императору. Так, например, в 16 веке на престол взош-

ла новая династия, которая пыталась укрепить свои позиции, поэтому частота отправок миссий в Китай значительно возросла. Когда же потребность добиться признания императором не стояла столь остро, посольства отправлялись значительно реже.

Власть вана в ведении внутренней политики не ограничивалась, в его распоряжении находились символы власти: печати, знамя и регалии. Высшие сановники назначались на свои должности приказом короля. Служение Китаю с течением времени превратилось в идеологию. Вассальные отношения для Кореи представлялись как возможность к самосовершенствованию, стремление к идеалу. А также Китай имел достаточно сил, чтобы оказать поддержку при военных столкновениях Кореи с другими государствами. Для Чосона безопасность собственного государства играла важную роль. Также королевский дворец стремился сохранять внутреннюю автономию насколько это было возможно, даже если для этого было необходимо пойти наперекор Империи. Так, когда член совета Чосона был обвинен Китаем в написании неуважительного письма, дворец отказался высылать его для суда, несмотря на возможные последствия.

Корея перенимала китайскую культуру: язык и философию. Китайская литература и философские каноны изучались в школах. Корейцы заимствовали не только идеи и нормы, но и выстраивали аппарат управления по китайской модели.

Со временем вассальные отношения менялись, поскольку Корея постепенно признавала свое зависимое отношения, хотя предполагалось, что что статус вассала мог измениться в зависимости от международной обстановки, но зависимость к 16 веку лишь усиливались и отношения к 17 веку становились больше похожи отцов-ско-сыновьи. Китай на начальном этапе также допускал ошибки в отношении Кореи. При установлении дипломатических отношений они носили скорее утилитарный и договорной характер. Корея сохраняла верность не сменяющимся друг за другом правителям, а добросовестно исполняла свой "сыновний" долг. Для Чосона было важно придерживаться конфуцианских ценностей, поддерживать свое благочестие. И даже если ваны вели активную политику служению императору, то их не могли раскритиковать, основываясь на конфуцианских принципах.

Роль посольств в отношениях между Кореей и Китаем

Несмотря на то, что Чосон потерял свою независимость, вассальные отношения были выгодны не только для Китая, но и для Кореи.

Посольства играли важную роль в культурном обмене и развитии торговли между двумя государствами.

Так в ответ на дань, отправляемой в Китай, император дарил книги и предметы искусства, играющие важную роль в придворном церемониале: костюмы и украшенные драгоценными камнями пояса. В качестве подарков император обычно посылал украшения, нефрит, шелка, музыкальные инструменты, одежду для королевской семьи. Послы в Китае покупали книги по медицине, истории, астрономии, китайскую классику с авторскими комментариями, научную литературу. Корейские модели государственных институтов формировались под влиянием книг, привезенных из Китая. Также участники миссий привозили с собой медикаменты для королевского двора.

Еще одной целью для отправки миссий было осуществление торговли, получение прибыли. Торговля осуществлялась на сухопутном пути в столицу Китая, в самом Пекине. Торговцы в Китае покупали привезенные из Кореи послами меха, женьшень, бумагу, кисти.

Миссии были важным политическим инструментов корейских ванов. На протяжении первых девяти лет после установления новой династии Ли, император не признавал ее законность. Первые ваны Чосона стояли во главе временного правительства, император не дал Ли Сонге инвеституру и золотую печать. На пути своего становления новая династия столкнулась с рядом проблем. Для того, чтобы добиться получения инвеституры Тхэджон исполнял все приказы императора беспрекословно, отправлял на помощь Китаю лошадей для ведения военных действий. Так с 1403 по 1410 год было отправлено более 15 тысяч лошадей несмотря на то, что разведение лошадей в Чосоне было не распространено. Король Тхэджон наряду с ежегодными миссиями отправлял и другие, небольшие, чтобы поздравить с коронацией императора, а также с успешно проведенными экспедициями против монголов. Будучи регентом при правительстве своего третьего сына, Тхэджон организовал еще 3 делегации. Две из них для празднования благоприятных природ-

ных условий для выращивания урожая и последнее в честь перенесения столицы в Пекин. Успеха в достижении своей цели Тхэджон добился вследствие осторожной политики, которая позволяла избегать конфликтов с империей, а также частая отправка делегаций положительно влияла на отношения короля и императора. Король Седжон, сын Тхэджона, продолжал политику своего отца, перед ним стояла задача сохранить свой трон и влияние, как представителя новой династии. В противовес этому 7-й ван Седжо не так активно взаимодействовал с Китаем и реже отправлял посольства, уделяя больше внимания собственной власти. Поскольку Чосонская династия уже закрепилась на престоле, для поддержания дружественных отношений с империей было достаточно выполнять свои основные обязанности и отправлять делегации в честь крупных событий и празднеств.

Чунджон, 11 ван Чосона, активно проводил проминускую политику, пытаясь сблизиться с императором, это было связано с тем, что он пришел к власти в результате военного переворота, который был организован группой офицеров и высших сановников, выступающими против короля Енсана. Чунджон вначале не обладал собственной политической властью, исполняя роль номинального правителя. Взять в свои руки бразды правления, казалось, нелегкой и даже почти невыполнимой задачей. У него не было возможности принимать никаких самостоятельных решений, вся реальная власть была сосредоточена в руках высших сановников, организовавших переворот. Вне его контроля оказалась также охрана. Король оказался в ситуации, где у него не было поддержки сановников и офицеров, против него готовился переворот. Единственным способом остаться у власти и не разделить судьбу своего предшественника были поддержка и признание императором. Вопреки недовольству и несогласию высших сановников, Чунджон отправлял посольства в Пекин больше положенного. Так, например, Чунджон организовал миссию по случаю открытия 9 храмов в Китае, в которых были повешены таблички 9 предыдущих императоров. Сановники находили его решение неуместным, но компромисса достигнуть не удалось. Император Цзяцзин отблагодарил вана и отправил подарки двору, что лишь

сподвигло Чунджона отправлять делегации чаще, зачастую опережая момент, когда новости официально должны были дойти до Сеула.

Отправка делегаций поспособствовала тому, что отношения между Кореей и Китаем стали достаточно близкими. То, как часто обменивались миссиями Корея и Китай отражало как внутреннюю политическую обстановку, так и само состояние межгосударственных отношений.

Итак, между 1392 и 1450 годом, Чосон отправил примерно 391 послов в Китай: около 7 ежегодно. Около 1400 года в среднем организовывалось 8 посольств, цифра уменьшилась до 3-7 в правление Сонджона. Количество снова возросло во время политического кризиса в Чосоне после свержения короля Енсана, когда Чунджон добивался признания. Однако, для поддержания хороших отношений было достаточно 3-4 делегаций в год. Это был политический инструмент, который ваны Кореи использовали, чтобы сохранять свою власть.

Заключение

Так были рассмотрены особенности дипломатических отношений между Кореей и Китаем в средние века, в их основе лежали конфуцианские принципы, иерархичность. Китай, будучи срединным государством в синоцентричной системе оказывал неоспоримое влияние на культурное и политическое развитие Кореи. Чосон заимствовал и адаптировал модель государственного управления, перенимал опыт и знания в научной и культурных сферах.

Важным способом взаимодействия являлись посольства, они были каналами для прибыли и новых знаний, ускоряющих темпы развития Кореи. Миссии были неотъемлемым политическим инструментом, позволяющим повысить авторитет короля и Чосона, закрепить права вана.

Китай в военной мощи превосходил Корею, что несло определенную выгоду для Кореи, важной целью которой являлась защита границ от соседних государств, а также Чосон искал помощи у империи при необходимости подавления восстаний.

Корея и Китай оказывали влияние друг на друга, и в построении отношений они преследовали свои политические, идеологические цели, и в меньшей степени экономические.

Список литературы

1. Чеснокова, Н. А. Дипломатия на грани фола: «Верность», «Долг» и «Садэ» в Корее в XVII-XVIII вв / Н.А Чеснокова. - Текст: непосредственный // Вестник РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения, 2017. - 114-122 с.

2. Симбирцева, Т. М. Владыки старой Кореи / Т.М. Симбирцева. - Текст: непосредственный // Orientalia et Classica XXXV. Труды Института восточных культур и античности. - М.: Издательство: РГГУ, 2012. - 640 с.

3. Мартынов, А. С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений / А.С. Мартынов. - М.: Наука, 1978. - 287 с. - Текст: непосредственный.

4. Cha, H. Was Joseon a Model or an Exception? Reconsidering the Tributary Relations during Ming China / H. Cha. - Текст: непосредственный // Korea Journal. - 2011. - Vol.51. - No.4. - C.33-58.

5. Seung, B. Kye. Huddling under the Imperial Umbrella: A Korean Approach to Ming China in Early 1500s / Seung B. Kye. - Текст: непосредственный // The Journal of Korean Studies. - 2010. - Vol 15. - No 1. - C. 41-66.

6. Clark, D. Sino-Korean Tributary Relations under the Ming: The Cambridge History of China. Vol. 8: The Ming Dynasty. P. 2 / D. Clark / Eds. Denis Twitchett and Frederick W. Mote. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. -Р. 279. - Текст: непосредственный.

7. Chan, Robert Kong. Korea-China Relations in History and Contemporary Implications / Chan Robert Kong. -Текст: непосредственный // Critical Studies of the Asia-Pacific. - Crawley, 2018. - P. 219.

References

1. Chesnokova, N. A. Diplomatiya na grani fola: «Vernost'», «Dolg» i «Sade» v Koree v XVII-XVIII vv / N.A. Chesnokova. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2017. - 114-122 s.

2. Simbirceva, T. M. Vladyki staroj Korei / T.M. Simbirceva. - Tekst: neposredstvennyj // Orientalia et Classica HXXV. Trudy Instituta vostochnyh kul'tur i antichnosti. - M.: Izdatel'stvo: RGGU, 2012. - 640 s.

3. Martynov, A. S. Status Tibeta v HVII-XVIII vekah v tradicionnoj kitajskoj sisteme politicheskih predstavlenij / A.S. Martynov. - M.: Nauka, 1978. - 287 s. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Cha, H. Was Joseon a Model or an Exception? Reconsidering the Tributary Relations during Ming China / H. Cha. - Tekst: neposredstvennyj // Korea Journal. - 2011. - Vol.51. - No.4. - C.33-58.

5. Seung, B. Kye. Huddling under the Imperial Umbrella: A Korean Approach to Ming China in Early 1500s / Seung B. Kye. - Tekst: neposredstvennyj // The Journal of Korean Studies. - 2010. - Vol 15. - No 1. - C. 41-66.

6. Clark, D. Sino-Korean Tributary Relations under the Ming: The Cambridge History of China. Vol. 8: The Ming Dynasty. P. 2 / D. Clark / Eds. Denis Twitchett and Frederick W. Mote. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. -R. 279. - Tekst: neposredstvennyj.

7. Chan, Robert Kong. Korea-China Relations in History and Contemporary Implications / Chan Robert Kong. -Tekst: neposredstvennyj // Critical Studies of the Asia-Pacific. - Crawley, 2018. - P. 219.

Дата поступления / Received 05.10.2020 Дата принятия в печать /Accepted 23.11.2020

© Сумина А.И., 2020 © Sumina A.I., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.