ДИНАМИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ В XIX В.
Фабричная Т.Б. доцент кафедры общеправовых дисциплин Нижегородский филиал Университета Российской академии образования
Аннотация: В статье анализируется развитие
законодательства, регламентирующего вопросы
усыновления в России в XIX в. Особое внимание уделяется рассмотрению Закона от 12 марта 1891 г. «Об узаконении и усыновлении детей».
Ключевые слова: усыновление
Законодательство, регулирующее вопросы усыновления, стало интенсивно развиваться в России с начала XIX века.
Так, 11 октября 1803 г. был издан указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались родными во всех наследственных линиях и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства.
Новое в законодательную регламентацию семейных отношений правового положения ребенка и усыновления было внесено в 1832 г. Сводом законов Российской империи. Изложенные законодательные положения вошли с последующими дополнениями и разъяснениями Правительствующего Сената по вопросам усыновления в том ч. 1 т. X «Законы гражданские Свода Законов Российской империи». Данный нормативно-правовой акт объединил все существовавшее ранее законодательство России. Первая книга X тома была посвящена семье, браку, детям, соответственно сюда входили и вопросы усыновления.
Закон от 12 марта 1891 г. «Об узаконении и усыновлении детей», а затем от 3 июня 1902 г. «Об улучшении положения незаконнорожденных де-тей»1 внесли существенные изменения в регулирование усыновления, которые отражали изменения, произошедшие в общественном устройстве России во второй половине XIX века2. Однако право, пришедшее на смену феодальному, все же было правом формальной «свободы и равенства всех перед законом», что и нашло свое отражение в нормах института усыновления.
1 Тютрюмов И.М. Законы гражданские.- СПб., 1913. С.105-112.
2 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1. - СПб., 1876. Ст. 145-163
Анализ Закона от 12 марта 1891 г. представляет особый интерес.
1. Согласно данного закона, иностранцам было позволено усыновлять российских детей. «Право усыновления подкидышей и непомнящих родства, предоставленное Российским подданным мещанского и сельского звания, распространяется и на живущих в России иностранцев, не принявших российского подданства с тем, чтобы усыновляемые подкидыши, происхождение и крещение которых не известно, были крещены и воспитываемы в Православном исповедании, кроме только трех Прибалтийских губерний, для которых это правило не обязательно, и, чтобы, кроме того, они сохранили звание российских подданных...»3.
Нельзя не отметить, что законом 1905 г. были внесены дополнения в Закон 1891 г., о том, что христианам всех исповеданий разрешалось принимать на воспитание не крещеных подкидышей и детей не известных родителей и крестить по обрядам своей веры4.
Таким образом, Закон от 12 марта 1891 г. представлял иностранцам те же права, что и коренным подданным России.
2. В Законе 1891 г. было ясно выражено ограничение в отношении веры, подданства и национальности усыновляемых. Не разрешалось усыновление христианами не христиан и наоборот; раскольникам и иным сектам усыновлять православных5. Евреи могли усыновлять своих единоверцев только в местах своего постоянного проживания6.
Особыми правилами регулировалось усыновление в Прибалтийских губерниях7 и в царстве Поль-ском8. Иногда усыновление могло иметь место только с ведома начальства9. «Усыновление священнослужителями и церковными причетниками (дьячками, пономарями и псаломщиками) допускается не иначе, как с разрешения Епархиального Архиерея»10.
3. По Закону от 12 мая 1891 г. усыновить могли только дееспособные, бездетные лица достигшие возраста 30-ти лет. Однако разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна была быть не мене 18-ти лет.
3 Судебная газета.- СПб. 1894. № 30.- С.3
4 Собрание Узаконений Российской империи. 1905 г. Ст.526
5 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1. - СПб., 1876. Ст.
148
6 Там же. Ст. 145
7 Свод местных узаконений губерний Прибалтийских, Т. 3, 1864. ст.ст. 175-192, 1874-1876.
8 Собрание гражданских законов губерний Царства Польского. 1825. Ст.ст. 308-325
9 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1.- СПб., 1876. Ст.ст. 151, 160-161.
10 Саатчиан А.Л. Свод законов гражданских. СПб.,- Законоведе-
ние, 1911. Ст. 151
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’ 2009
Усыновить можно было как несовершеннолетних детей, так и совершеннолетних лиц11. Усыновлять было разрешено только тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права и принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям, только по отношению к усыновителю и не приобретал никаких прав его кровных родственников.
По общему правилу усыновленный сохранял при усыновлении прежние права состояния12. Усыновитель мог передать ему свою фамилию13.
Правительствующим Сенатом было разъяснено, что усыновитель не вправе передать ему отчество, за исключением тех случаев, когда усыновляемый не имел отчества вообще. Кроме того, усыновленный сохранял право наследования после смерти своих родителей и их родственников14.
Дворяне сохраняли ряд личных привилегий (передача дворянской фамилии, герба и титула была возможна только с высочайшего разрешения). При этом фамилия, герб и титул могли быть переданы только потомственному дворянину и при условии отсутствия у усыновителя сыновей или родственников мужского рода той же фамилии. После смерти усыновителя наравне с кровными детьми они имели право на пенсию и единовременное пособие за службу усыновителя15.
Усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, приобретали усыновлением личное почетное гражданство. Во всех случаях усыновленный сохранял права состояния принадлежащие ему до усыновления.
Передача усыновленным фамилий потомственными дворянами могла произойти только с Высочайшего «соизволения, испрашиваемого после усыновления, в порядке и при условиях, указанных в Законах о Состояниях изд. 1899 г., ст. 79, прил.». Лица женского пола, не вступившие в брак, на передачу усыновленному носимой ими фамилии, при жизни своих родителей, обязаны спросить согласие последних.
Усыновление детей нижними воинскими чинами всех ведомств производилось только с разрешения начальства, а усыновление нижними чинами казачьих войск производилось с соблюдением особых правил.
4. Усыновление внебрачных детей по Закону 1891 г. не допускалось. Полагаем, в этом вопросе
11 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1.- СПб., 1876. Ст. 145-146
12 Там же. Ст. 154
13 Там же. Ст. 152
14 Там же. Ст. 156, п. 7
15 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1.- СПб., 1876. Ст. 153
законодатель отступил от своего же правила, цели усыновления (устроить детей оставшихся без попечения взрослых).
В 1906 г. в Закон 1891 г. были введен ряд исключений:
усыновлять мог совершеннолетний не ранее достижения им тридцатилетнего возраста и, не будучи восемнадцатью годами старше усыновляемого;
усыновление допускалось и в том случае, если у лица усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети; такое усыновление допускалось по достижении этими детьми совершеннолетия, с их согласия, выраженного в письменном акте с засвидетельствованием их подписи нотариальным порядком, а до достижении детьми совершеннолетия - только при жизни другого их родителя и его согласия, удостоверенного в том же порядке;
при усыновлении отцом внебрачного ребенка требовалось согласие матери ребенка в том лишь случае, если она значилась в метрической о его рождении записи, или если происхождение от нее ребенка было удостоверено судом16.
5. При усыновлении ребенка достигшего 14-ти летнего возраста требовалось его согласие. «Этот возраст оправдывается личными интересами самого усыновляемого»17. Если не было родителей или неизвестно было их место жительство, то требовалось согласие его опекунов и попечителей18. Если один из супругов усыновлял ребенка, то обязательно требовалось согласие другого супруга19.
6. В случае бездетной смерти усыновленного благоприобретенное им имущество поступало к усыновителю, а имущество, уступленное усыновленному в виде дара его родителями или усыновителем, возвращалось первым или последнему, в зависимости от того, от кого оно было получено.
7. Закон от 12 марта 1891 г. установил судебный порядок усыновления (просьбы об усыновлении рассматривались окружным судом по месту постоянного жительства усыновителей или усыновляе-мых)20. Однако для усыновления крестьянами и мещанами был сохранен прежний порядок - приписка к семейству21. Этот порядок оставался без изменений и в Законе от 3 июня 1902 г.22. Внесение в подлежащий семейный список происходило не с
16 Саатчиан А.Л. Свод законов гражданских. СПб.,- Законоведение, 1911. Ст. 150
17 Мартынов Н. Узаконение и усыновление детей.- СПб., 1899. С. 34
18 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1.- СПб., 1876. Ст.
149
19 Там же. Ст. 150
20 Там же. Ст.1460, п. 8-12.
21 Там же ст. 155.
22 Тютрюмов И.М.. Законы гражданские. - СПб., 1913. С.105-112.
разрешения, а лишь с ведома мирских обществ. У мещан - с разрешения казенной палаты23.
Усыновление в крестьянских хозяйствах часто использовалось для приобретения «даровой рабочей силы» и эксплуатации детского труда. При этом имело место то, что усыновленные не имели права на выделение на их душу надела. Они приобретали право только на пользование участком земли, выделенной усыновителю24.
Эти обстоятельства повлияли в дальнейшем на законодательное регулирование усыновления в первые годы Советской власти. Они вызывали недоверие к данному правовому институту.
Таким образом, Закон 1891 г. имел большое значение в регулировании вопросов усыновления. «Усыновление» как личная гражданская связь было поставлено в ранг искусственного родства на законодательном уровне. В Законе был закреплен статус субъектов усыновления:
• Усыновитель;
• Усыновленный;
• Опекун или попечитель;
• Родители усыновляемого.
Усыновление производилось с согласия начальства, которое выдавало усыновленным специальное свидетельство. Питомцы Воспитательных Домов должны были к моменту усыновления достигнуть трех летнего возраста и иметь метрические выписки о рождении. Если отсутствовал факт записи, то питомцы допускались к усыновлению по истечении 6-ти недель со дня поступления в Воспитательный Дом.
Таким образом, был создан механизм усыновления детей.
обоснованному выводу, что к началу ХХ в. в России был создан отлаженный механизм усыновления детей.
Статья носит авторский оригинальный характер и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам, которые могут быть опубликованы в
рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований.
Исходя из вышеизложенного, рекомендую статью Т.Б. Фабричной на тему «Динамика законодательства,
регламентирующего вопросы усыновления в России в XIX в.» к публикации в журнале, рекомендованным ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований.
Рецензент:
заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного гуманитарного университета доктор юридических наук, профессор И.Д. Борисова
Рецензия
Статья Т.Б. Фабричной посвящена интересной и актуальной теме - проблеме усыновления. Ни для кого не секрет, что воспитание ребенка в семье является приоритетной формой воспитания детей в Российской Федерации. В этой ситуации обращение к историческому опыту института усыновления в дореволюционной России приобретает не только теоретическую, но и практическую значимость.
Следует обратить внимание на междисциплинарный характер исследования Т.Б. Фабричной - статья написана «на стыке» истории отечественного государства и права и семейного права. Отметим, что такое сочетание дало вполне удачные результаты.
В статье анализируется развитие российского законодательства об усыновлении в XIX веке. В результате изучения целого комплекса дореволюционных нормативноправовых актов Т.Б. Фабричная пришла к вполне
23 Свод Законов Российской империи. Т. X, ч.1.- СПб., 1876. Ст. 157
24 Там же. Ст. 156, п. 6